Научная статья на тему 'Мастер административно-правовой науки. О В.М. Манохине — наставнике, ученом и личности'

Мастер административно-правовой науки. О В.М. Манохине — наставнике, ученом и личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное право / саратовская научная школа административного права / Василий Михайлович Манохин / administrative law / Saratov Scientific School of Administrative Law / Vasily Mikhailovich Manokhin

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров Михаил Петрович

Введение: преемственность научных взглядов и результативность саратовской научной школы административного права прослеживается на личном опыте взаимодействия с наставником и учителем, научным руководителем — профессором Саратовской государственной юридической академии В.М. Манохиным. Цель — описать значение творческого наследия В.М. Манохина в науке административного права, предопределенное совокупностью факторов, масштабом личности ученого, фундаментальностью его научного творчества, наличием научной школы. Методологическая основа: научный подход к исследованиям административного права неразрывно связан с изучением его истории и личных методологических концепций, среди которых — научная парадигма административного права — система взглядов профессора В.М. Манохина, которая является самостоятельным научным объектом. Результаты: показана роль учения об административном праве, достижения в разработке фундаментальных подходов науки административного права основателя саратовской школы административного права через приму личного опыта. Выводы: необходима систематизация трудов В.М. Манохина и их новое прочтение, сохранение наследия нематериальной (правовой) культуры для подготовки нового поколения современных юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Master of Administrative and Legal Science. About V.M. Manokhin — Mentor, Scientist and Personality

Background: the continuity of scientific views and the effectiveness of the Saratov Scientific School of Administrative Law can be traced through personal experience of interaction with mentor and teacher, supervisor — Professor of the Saratov State Law Academy V.M. Manokhin. Objective — the significance of V.M. Manokhin's creative heritage in the science of administrative law is predetermined by the combination of factors, the scale of the scientist's personality, the fundamental nature of his scientific creativity, the presence of a scientific school. Methodology: the scientific approach to the research of administrative law is inextricably linked with the study of its history and personal methodological concepts, among which is the scientific paradigm of administrative law — the system of views of Professor V.M. Manokhin, which is an independent scientific object. Results: the role of the doctrine of administrative law, achievements in the development of fundamental approaches of the science of administrative law of the founder of the Saratov school of administrative law through the use of personal experience is shown. Conclusions: it is necessary to systematize the works of V.M. Manokhina and their new reading, preservation of the heritage of intangible (legal) culture for the preparation of a new generation of modern lawyers.

Текст научной работы на тему «Мастер административно-правовой науки. О В.М. Манохине — наставнике, ученом и личности»

DOI 10.24412/2227-7315-2023-4-155-161 УДК 342.92

М.П. Петров

МАСТЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НАУКИ О В.М. Манохине — наставнике, ученом и личности

Введение: преемственность научных взглядов и результативность саратовской научной школы административного права прослеживается на личном опыте взаимодействия с наставником и учителем, научным руководителем — профессором Саратовской государственной юридической академии В.М. Манохиным. Цель — описать значение творческого наследия В.М. Манохина в науке административного права, предопределенное совокупностью факторов, масштабом личности ученого, фундаментальностью его научного творчества, наличием научной школы. Методологическая основа: научный подход к исследованиям административного права неразрывно связан с изучением его истории и личных методологических концепций, среди которых — научная парадигма административного права — система взглядов профессора В.М. Манохина, которая является самостоятельным научным объектом. Результаты: показана роль учения об административном праве, достижения в разработке фундаментальных подходов науки административного права основателя саратовской школы административного права через приму личного опыта. Выводы: необходима систематизация трудов В.М. Манохина и их новое прочтение, сохранение наследия нематериальной (правовой) культуры для подготовки нового поколения современных юристов.

Ключевые слова: административное право, саратовская научная школа административного права, Василий Михайлович Манохин.

M.P. Petrov

MASTER OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL SCIENCE About V.M. Manokhin — Mentor, Scientist and Personality

Background: the continuity of scientific views and the effectiveness of the Saratov Scientific School of Administrative Law can be traced through personal experience of interaction with mentor and teacher, supervisor — Professor of the Saratov State Law Academy V.M. Manokhin. Objective — the significance of V.M. Manokhin's creative heritage in the science of administrative law is predetermined by the combination of factors, the scale of the scientist's personality, the fundamental nature of his scientific creativity, the presence of a scientific school. Methodology: the scientific approach to the research of administrative law is inextricably linked with the study of its history and personal methodological concepts, among which is the scientific paradigm of administrative law — the system of views of Professor V.M. Manokhin, which is an independent scientific object.

© Петров Михаил Петрович, 2023

Кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России, доцент кафедры административного права и процесса (Московский государственный юридический университет (МГЮА) имени О.Е. Кутафина); e-mail: mppetrov.msu@yandex.ru

© Petrov Mikhail Petrovich, 2023

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Deputy Director of the Department of Attestation of Scientific and Scientific-Pedagogical Workers of the Ministry of Education and Science of Russia, Associate Professor of the Department of Administrative Law and Procedure (Moscow State Law University named after O.E. Kutafin) 155

Results: the role of the doctrine of administrative law, achievements in the development of fundamental approaches of the science of administrative law of the founder of the Saratov school of administrative law through the use of personal experience is shown. Conclusions: it is necessary to systematize the works of V.M. Manokhina and their new reading, preservation of the heritage of intangible (legal) culture for the preparation of a new generation of modern lawyers.

Keywords: administrative law, Saratov Scientific School of Administrative Law, Vasily Mikhailovich Manokhin.

Одним из авторитетнейших представителей административно-правовой науки второй половины XX - начала XXI в. является профессор Василий Михайлович Манохин, создавший широко известную научную школу, оставивший богатое научное наследие и заложивший фундамент для новых разработок, передавший свои знания и опыт тысячам юристов, которые были подготовлены в стенах Саратовского юридического института имени Д.И. Курского, а ныне — Саратовской государственной юридической академии.

В преддверии юбилейного, сотого дня рождения В.М. Манохина с особой душевной теплотой вспоминаются события времен пребывания на студенческой скамье в роли слушателя его лекций, совместной работы на кафедре, события, как теперь очевидно по прошествии времени, позволяющие видеть сквозь массу второстепенных деталей колоссальное значение его усилий в служении избранному делу, в котором он стал не только мастером, сохраняя верность призванию, но и наставником, искренне болеющим за каждого своего воспитанника.

Целое поколение ученых с боевым управленческим опытом и навыками освоения всего нового в экстремальных условиях военного и послевоенного времени пришло сначала в учебные аудитории, а затем приступило и к преподаванию [1]. Среди них был В.М. Манохин, настолько ревностно и яростно пытавшийся освоить науки, что нередко его товарищи называли «проклятым»: так много времени он проводил в библиотеке.

Секрет успеха, личностного роста и больших заслуг — трудолюбие, которое въелось в тонкии материи личности, стало способом существования. А как иначе? Побеждать можно только одним — выполнением задачи в сжатые сроки и максимально качественно.

Василий Михайлович в отношении себя и своих заслуг всегда был немногословен, без особой нужды не лил елей (как он любил говорить). Знакомство с большим научным наследием профессора В.М. Манохина лучше начинать с фундаментальных установок, которые определяли его особый мир ученого и сделали возможными достижения, которыми по праву гордится саратовская научная школа права, к которой относит себя и автор настоящего повествования — выпускник СЮИ-СГАП 1994 г., проработавший на кафедре административного и муниципального права с 1995 по 2012 г., защитившего под руководством В.М. Манохина диссертацию и получившего ученое звание.

Анализ творчества В.М. Манохина не исчерпывается только его работами. Его позиция по всему кругу важных для науки административного права вопросов, высказанная непосредственно в рабочих моментах, во время обсуждений диссертаций или в частных беседах, формировала специфическую научную среду среди его последователей.

Знакомство с Василием Михайловичем состоялось на втором курсе Юридического института им. Д.И. Курского. Тогда страна только узнала об августовских событиях 1991 г. В первые недели учебы в сентябре в аудитории факультета юстиции возникла фигура лектора нашего потока — профессора В.М. Манохина, который читал лекции целый учебный год вплоть до экзамена (отметим, что административное право в таком объеме преподается далеко не на каждом юрфаке). Кроме основного кафедрального курса в рамках специализации преподавались закрепленные за кафедрой дисциплины: административная ответственность, основы стандартизации, местное самоуправление и др. Таким образом, административное право было представлено в подготовке юриста широко и основательно.

Василий Михайлович, как-то отвечая на вопрос о том, сколько времени он готовится к лекции, обескуражил собеседника, констатировав: «Всю жизнь». Будучи молодым преподавателем, для освоения навыков лекторского мастерства я посещал лекции В.М. Манохина и немало был удивлен, насколько значимым является для него данный формат работы. Каждая лекция была не диктовкой под запись, а классическим публичным выступлением. Именно обратная связь лектора и аудитории, прямой контакт создают творческое информационное поле, благодаря которому происходит усвоение материала. И учебники, и научные статьи Василия Михайловича пронизаны той же потребностью найти способ донести до читателя истинное значение своей позиции, их отличает необыкновенная ясность, живость языка, краткость и выдержанность изложения.

С 1994 г. на базе нормативного материала только принятой новой Конституции России 1993 г. начали входить в научно-педагогический оборот учебники Д.Н. Бахраха [2], А.П. Алехина, Ю.М. Козлова [3]. В 1996 г. вышел «саратовский» учебник кафедры [4], позже переизданный.

В тот период на кафедре было четыре профессора, преподавались дисциплины, относящиеся к административному, финансовому праву, местному самоуправлению (предшественнику муниципального права), сформированному в качестве дисциплины из близкого предмета — советского строительства.

Непростое для кафедры время касалось не только трансформации парадигмы преподавания, ведь изменились базисные конституционные основы, к которым очень чувствительно административное право. В 1996 г. из состава кафедры вышла часть педагогического коллектива во главе с профессорами Ниной Ивановной Химичевой, Владимиром Ионовичем Новоселовым и была образована кафедра финансового права.

Вместе с тем потенциал кафедры позволял ей развиваться дальше и во многом это было возможно благодаря авторитету и большим усилиям профессора В.М. Манохина, активно занявшимся ключевыми вопросами меняющегося буквально на глазах административного права. Его погруженность, вовлеченность в конкретику располагали буквально с первого касания, вселяли веру в науку, в административное право как нечто самоценное и значимое в правовом мире.

Профессиональный взгляд на мир административного права был привит нам с другими молодыми коллегами именно В.М. Манохиным, который в свойственной ему манере «мягкой силой» воспитывал и передавал что мог и умел, видя в этом свое предназначение, собирал молодежь, рассказывал о методике (сейчас такие встречи называются мастер-классами, методологическими семинарами и т.д.), регулярно делал доклады на кафедре о новых изменениях в законода-

тельстве и комментировал их, отвечал на многочисленные вопросы, хотя был предельно занят.

Василий Михайлович только за период моей работы на кафедре издал три учебника по административному праву, принял самое активное участие и стал главным научным сотрудником созданного в структуре Академии Института законотворчества, подготовил монографию по проблемам современной государственной службы. И это, не считая его значительной аудиторной нагрузки (два потока лекций, семинары, экзамены), руководство аспирантами, соискателями и консультирование докторантов, законотворческая работа, защита подготовленных с его участием и консультированием основных законов (Уставов) субъектов Российской Федерации, педагогическая работа в саратовском Институте внутренних войск МВД России имени Ф.Э. Дзержинского.

В упомянутом выше учебнике 1996 г. впервые был введен раздел учебной дисциплины «Административное право», названый «Специальной частью» курса административного права, охватывающий темы, связанные с государственным управлением в отраслях административно-политической сферы. Одна из ярчайших черт научного творчества В.М. Манохина, что видно во всех главах учебника, постановка в центр проблемы — индивидуума (солдата, гражданина, педагога, работника, служащего и т.п.). Этот прием он использовал повсеместно, что обогащает науку, делает доступным механизм уяснения сложных вопросов административного права.

В научных трудах и в учебной литературе довольно распространенным является перечисление всевозможных признаков характеризуемого понятия. Коли-д чество выделяемых признаков всегда разнится. Визитная карточка профессора

0

? Манохина — акцент на главном признаке того или иного явления или процесса. а Василий Михайлович издал самый компактный учебник, которым гордился [5]. | Ежедневно можно было видеть, как он в уже преклонном возрасте работает

1 с конкретной проблемой, принимает аспирантов и коллег, разъясняет и советует, | следит за новыми изменениями в законодательстве, пишет научные труды или I спешит на занятия со студентами.

| Приступив в 1995 г. к работе на кафедре, встал вопрос о написании диссерта-

ф

| ции и о научном руководстве. Вопрос под чьим началом это делать не стоял. Очень § хотелось быть в учениках у самого В.М. Манохина, мне виделось в нем что-то очень ментально близкое. Теперь я понимаю, что это было судьбоносное реше-| ние, определившее для меня мой научный путь, собственные черты личности. | Мой научный руководитель никогда не вмешивался в творческий процесс, не

& давал поручений и заданий, он охотно отвечал на вопросы, советовал, естествен-| но, рецензировал рукопись диссертации. К счастью, она прошла его строгую | проверку и была одобрена.

§ После защиты диссертационной работы я оставался на связи со своим руко-

| водителем, перейдя по основному месту в 2002 г. в Саратовский филиал ИГП | РАН, который располагался в одном здании с Институтом законотворчества, где у Василия Михайловича был свой кабинет главного научного сотрудника Института.

Идя к себе на службу, я заглядывал к Василию Михайловичу. Он никогда мимоходом не здоровался, приглашал, интересовался новыми событиями, планами и рассказывал о своем. Несмотря на значительную разницу в возрасте, мой 158 руководитель обращался всегда с почтением и только на Вы. От него я и все его

посетители уходили с чем-то новым: идееи, советом, компетентным мнением, поучительной историей. Как-то во время пожарноИ тревоги Василий Михайлович, спустившись по сигналу из здания на площадку перед входом за 15 минут ожидания провел со мной ликбез по понятию пожара в административном праве, заодно просветил меня о буднях фронтовой жизни красноармейцев, о питании бойцов. Он продолжал работать с каждым своим учеником, но на другом уровне, делясь тем, что ему казалось важным, демонстрируя и знание, и профессионализм, и умение вести диалог, чувствуя ответственность за своих соратников и учеников.

Ученикам, пишущим диссертации, коллегам, работающим под его началом, он советовал: «Пишите кратко, Вы не Лев Толстой, а Ваша диссертация не "Война и мир"». Требовал доказуемости и аргументированности любого, даже самого незначительного утверждения и суждения. А как иначе? Вас спросят, а вы не в состоянии будете объяснить откуда взяты статданные, где и при каких обстоятельствах были получены приводимые сведения, и т.п.

Естественно, было невозможно не принимать те ценности, которые цементировали основание внутрикафедрального сообщества, давали ощущение причастности к большому и значимому делу, выдающимся результатам, полученным предшественниками.

Василий Михайлович, самобытный мастер своего дела, которому он оставался верен, несмотря на все обстоятельства и трудности.

Напомним постулаты, идущие от мастера административного права: государственное управление — ключевое понятие в административном праве, исполнительная власть соотносится с государственным управлением, это соотно- | шение обусловлено историческим процессом трансформации формы государства и и его конституционного базиса; а

структура не вторична, она не менее значима: структуры аппарата государ- о ственного управления претерпели трансформацию: отраслевой принцип был до- о полнен функциональным, типы и виды организационных структур нуждаются о

п

в изучении и классификации; а

предмет административного права един, но многоаспектен: в нем помимо го- в сударственного управления (внешние) есть внутренние отношения, их значение о и состояние административно-правового регулирования является принципиаль- ю

Т5

ным вопросом в административном праве, определяющим его будущее; |

переломное время для административного права — построение нового консти- к

туционного порядка, в котором самым важным является новая степень свободы а

субъектов Федерации, получивших законодательные полномочия; |

административное право включает общую и особенную части, специальная ии

часть может быть выделена для характеристики области обеспечения порядка, ¡§

безопасности и внешнеполитической деятельности; 11

5

законности сопутствует принцип усмотрения, законность соотносится ) с самостоятельными и важными понятиями: целесообразность, дисциплина, 3 усмотрение;

особое место среди способов обеспечения законности занимает помимо контроля и надзора контрольно-надзорная деятельность;

компетенция имеет структуру (цели, задачи, функции, формы и методы реализации полномочий, права и обязанности), вопросы компетенции требуют последовательного рассмотрения и нормативного закрепления; 159

государственная служба базируется на понятии и содержании службы вообще, как общеправового феномена, в основе которого лежит специфическая форма труда;

правоохранительная служба, правоохранительная деятельность должны пониматься как самостоятельные аспекты административного права, в частности проблемы законности необходимо рассматривать в фокусе правоохраны;

помимо общего и специального можно выделять и особые статусы, для которых характерно экстраординарное регулирование.

Идеи В.М. Манохина органичны и доказательны, прежде всего потому, что авторские новаторские концепции саратовского административиста складываются в единую и непротиворечивую картину: учение об административном праве. Василий Михайлович не раз отмечал, что административное право, как и управление в целом, очень разнообразно, содержит безграничные возможности для дальнейшего изучения. Как было сказано, с приходом нового времени он с большим энтузиазмом взялся за научное обоснование всех несущих конструкций теории административного права. С его ведущим участием была разработана новая программа учебного курса административного права, подготовлен учебник и начались разработки новых монографий по нормотворчеству, результаты научных разработок озвучены на ряде крупных конференций.

Таким образом, на рубеже политических эпох и столетий в одном из самых догматичных уголков права — в административном праве были предприняты большие усилия по переходу к новым реалиям правового регулирования. Достигнутое (модель современного административного права) по сей день преподается

я и используется в научных и практических целях. Саратовским ученым предел

? принята попытка осмыслить новое административное право, интерпретировать,

а осовременить его вековые понятия, сделать рабочим инструментом, полезным

| для подготовки новых поколений юристов.

I Понимая свой долг, значение своего слова и последствия любого шага, Ва-

| силий Михайлович оставался предан любимому делу и всецело был поглощен

| им. Воспоминание хранит его образ за письменным столом, размышляющего,

§ спускающегося к волжскому берегу или смотрящего, скрестив руки на груди,

| в окно, обдумывающего что-то важное.

§■ В завершение следует отметить выдающийся вклад профессора В.М. Манохи-° на, выступившего в роли наставника, носителя лучших традиций отечественной 1 школы права, одного из лидеров правовой административистики, сохранившего | и приумножившего лучшие образцы учения об административном праве, автора | очень многих оригинальных концепций, востребованных и получивших под° тверждение, а также дальнейшее развитие в теории и на практике.

и

° Профессор В.М. Манохин выписывал много периодики, непрерывно читал

го

¿3 и часто цитировал Гоголя, Шукшина, Твардовского, Пушкина. И не счесть его I любимых авторов. Много лет был последовательным почитателем культового $ сборника «Новый мир».

Сегодня все очевиднее значение большого научного наследия, оставленного Василием Михайловичем. Вспоминается его яркий, колоритный, ироничный образ, подчиненный только одному императиву — долгу, созиданию и неотступному следованию научной истине, компетентному и скрупулезному анализу. Оглядываясь вокруг будет трудно или почти невозможно найти человека 160 такого же масштаба и уровня. Тем явственнее ощущение незримого присутствия

великого предшественника среди нас, его последователей, которые продолжают традицию, соизмеряют свои действия и мысли с наследием своего наставника. В моей биографии встреча с этим удивительно целостным, смелым и многогранным человеком оказалась одним из самых главных событий жизни.

Храню доставшуюся мне фотографию капитана артиллерии, прошедшего через тяжелые грозные годы войны и ставшего в свои 23 года первокурсником Саратовского юридического института, это осень далекого 1946 года... И как много у этого первокурсника впереди любимой работы: студенческая учеба, аспирантура, кандидатская и докторская диссертации, кафедра, различные научные исследования и счастье Жизни.

Испытывая бесконечную признательность к своему наставнику и гордость от принадлежности к его школе, хотелось бы призвать коллег продолжать преемственное развитие саратовской научной школы административного права, хранить светлую память об ее основателе — Василии Михайловиче Манохине — Ученом, Педагоге и Личности.

Библиографический список

1. Манохин В.М. Со школьной скамьи — в бой! // Юридические записки Воронежского государственного университета. 2013. № 3. 7-12.

2. Административное право. Общая часть. М.: Бек, 1993. 302 с.

3. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1: Сущность и основные институты административного права. М.: ТЕИС, 1994. 279 с.

4. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М.: Юристъ, 1996. 472 с.

5. Манохин В.М. Административное право России. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 266 с.

References

1. Manokhin V.M. From the school bench — into battle! // Legal Notes of Voronezh State University. 2013. No. 3. Р. 7-12.

2. Administrative Law. General part. M.: Beck, 1993. 302 p.

3. Alyokhin A.P., Kozlov Yu.M. Administrative law of the Russian Federation. Part 1: The essence and basic institutions of administrative law. M.: TEIS, 1994. 279 p.

4. Manokhin V.M., Adushkin Y.S., Bagishaev Z.A. Russian administrative law. M.: Jurist, 1996. 472 p

5. Manokhin V.M. Administrative law of Russia. Saratov: Ai Pi Er Media, 2010. 266 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.