Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1101
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / РОДИТЕЛИ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОБЛЕМЫ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнишина Дарья Николаевна

Взаимоотношения подростков с родителями является важной стороной жизни подростков. У детей в переходном возрасте складываются две разные системы взаимоотношений: первая - с родителями, вторая - со сверстниками. Эти системы продолжают формироваться в средних классах школы. Нередко системы входят в противоречие друг с другом. Отношения со сверстниками обычно управляются нормами равноправия, а отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Так как общение с товарищами способствует удовлетворению интересов и потребностей подростков, он отходит от школы и от семьи. Отношения с родителями. Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте. Конфликты между подростками и родителями возникают, в частности, по причине расхождения их мнений. Подросток требует расширения своих прав, а не только подчеркиваемых взрослыми обязанностей. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста.The relationship of adolescents with their parents is an important aspect of the life of adolescents. Children in transition age develop two different systems of relationships: the first - with parents, the second-with peers. These systems continue to form in the middle school classes. Often, the systems are in conflict with each other. Peer relationships are usually governed by norms of equality, and relationships with parents and teachers remain unequal. Since communication with friends contributes to the satisfaction of the interests and needs of teenagers, he departs from school and from the family. Relationships with parents. Another significant area of adolescent relationships is relationships with adults, primarily with parents. The influence of parents is already limited - they do not cover all areas of the child's life, as it was in primary school age. Conflicts between adolescents and parents arise, in particular, because of their differences of opinion. A teenager demands an extension of their rights, not just the responsibilities emphasized by adults. As a reaction to a misunderstanding on the part of an adult, a teenager often has different types of protest.The relationship of adolescents with their parents is an important aspect of the life of adolescents. Children in transition age develop two different systems of relationships: the first - with parents, the second-with peers. These systems continue to form in the middle school classes. Often, the systems are in conflict with each other. Peer relationships are usually governed by norms of equality, and relationships with parents and teachers remain unequal. Since communication with friends contributes to the satisfaction of the interests and needs of teenagers, he departs from school and from the family. Relationships with parents. Another significant area of adolescent relationships is relationships with adults, primarily with parents. The influence of parents is already limited - they do not cover all areas of the child's life, as it was in primary school age. Conflicts between adolescents and parents arise, in particular, because of their differences of opinion. A teenager demands an extension of their rights, not just the responsibilities emphasized by adults. As a reaction to a misunderstanding on the part of an adult, a teenager often has different types of protest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 316.356

Корнишина Дарья Николаевна, студенткаНИИ МГУ имени Н. П. Огарёва, г.

Саранск

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация: Взаимоотношения подростков с родителями является важной стороной жизни подростков. У детей в переходном возрасте складываются две разные системы взаимоотношений: первая - с родителями, вторая - со сверстниками. Эти системы продолжают формироваться в средних классах школы. Нередко системы входят в противоречие друг с другом. Отношения со сверстниками обычно управляются нормами равноправия, а отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Так как общение с товарищами способствует удовлетворению интересов и потребностей подростков, он отходит от школы и от семьи. Отношения с родителями. Еще одна значимая сфера отношений подростков — отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте. Конфликты между подростками и родителями возникают, в частности, по причине расхождения их мнений. Подросток требует расширения своих прав, а не только подчеркиваемых взрослыми обязанностей. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста.

Ключевые слова: подростки, родители, взаимоотношения, переходный возраст, проблемы, исследование.

Annotation: The relationship of adolescents with their parents is an important aspect of the life of adolescents. Children in transition age develop two different systems of relationships: the first - with parents, the second-with peers. These systems continue to form in the middle school classes. Often, the systems are in conflict with each other. Peer relationships are usually governed by norms of equality, and relationships with parents and teachers remain unequal. Since communication with friends contributes to the satisfaction of the interests and needs of teenagers, he departs from school and from the family. Relationships with parents. Another significant area of adolescent relationships is relationships with adults, primarily with parents. The influence of parents is already limited — they do not cover all areas of the child's life, as it was in primary school age. Conflicts between adolescents and parents arise, in particular, because of their differences of opinion. A teenager demands an extension of their rights, not just the responsibilities emphasized by adults. As a reaction to a misunderstanding on the part of an adult, a teenager often has different types of protest.

Keywords: teenagers, parents, relationships, transition age, problems, research.

Сегодня проблема взаимоотношений подростков и родителей, а так же социально-психологического благополучия в России и во всем мире чрезвычайно актуальна, и многие делают ее одной из наиболее социально значимых проблем современности, поскольку не правильный контакт ребенка с родителями разрушает семейные отношения. Но именно семья является

основной ячейкой, основой общества, поэтому дестабилизация семьи ведет к дестабилизации всего общества.

Взаимодействие родителей и их ребенка является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Исходя из этого складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы.

Семья - это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с людьми, приобретает навыки поведения и общения. На протяжении длительного времени семья играет определяющую роль в формировании личности ребенка, на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются [2, с. 328].

Рассмотрим специфику взаимоотношений «семья-подросток», она обусловлена задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У него одновременно сосуществуют два типа потребностей: первая - в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке [1, с. 317-320]. Так же подростку необходимо понимание со стороны родителей, точно так же, как и родителям. Понимание между родителями и подростками - важнейшее условие счастливой семейной жизни. Что же необходимо знать, чтобы понимать друг друга? Понимание между людьми в большей степени обусловлено спецификой их восприятия друг друга [3, с. 187].

Проблема взаимного восприятия подростков и родителей была актуальна во все времена. От качества этого восприятия зависит то, как люди относятся друг к другу, какими качествами наделяют друг друга, что ожидают от общения. Удовлетворенность от общения - это субъективный показатель качества выстраиваемых отношений.

Цель исследования состояла в оценивании характера взаимодействия друг с другом подростков и их родителей. Объектом исследования были подростки

9-тых классов МБОУ СОШ № 8 им. П.А. Щипанова города Кузнецка. Их число составило 98 человек. В качестве метода исследования была выбрана методика - опросник собственной авторской разработки, на основании уже созданных методик и изученных проблем, которые возникают во взаимоотношениях подростков с родителями, с учетом особенностей возрастной категории респондентов.

Рисунок № 1 - «Взаимоотношения подростков с родителями»

90%

Категория 1 Категория 2 Категория 3

■ Позитивное мнение подростков об их взаимоотношениях с родителями

■ Негативное мнение подростков об их отношениях с родителями

Исходя из графика, можно сделать вывод что, родители и подростки по-разному оценивают данные характеристики взаимодействия друг с другом (Рисунок.1).

По шкале позитивный интерес обе группы также сравнительно низко оценили тип своего взаимодействия. Различия в оценках характеризуются тем, что подростки в большей степени склонны отмечать редкую частоту согласия во взаимоотношениях с родителями. Проявляться это в том, что подростки часто сталкиваются с проблемой непонимания со стороны взрослых. Он осознает, что родители, не разделяют его увлечений, не осознают всю значимость его меняющихся мировоззренческих позиций, недооценивают

особенности его личного «я». Подросток преувеличивает степень непонимания со стороны родителей, ведь в пубертатном периоде на фоне эмансипации резко обостряются такие черты, как чувствительность, обидчивость, ранимость, вспыльчивость.

70% 60% 50% 40%

Рисунок № 2 - «Взаимоотношение характеров»

Взаимоотношения характеров

30% 20%

10%

0%

Неустойчивый

Позитивный

Негативный

По графику «взаимоотношение характеров» (Рисунок. 2) отражает представление родителя о близости к нему ребенка. В нашем случае наблюдаются достоверные различия, что указывает на неточность представлений родителей об эмоциональной близости к ним подростка, точнее сказать о переоценки родителями этого показателя. Подростки в меньшей степени ощущают свою эмоциональную близость с родителями, желание делиться с ними самым сокровенным и важным.

Родительский контроль за подростком может расценивать как некое недоверие к нему, принижение его достоинства, его самостоятельности в принятии решении и действий. Он в меньшей степени ощущает свое равенство и партнерство в отношениях с родителями. Так же, на фоне возрастающей эмансипации подросток стремится к большей самостоятельности, к нахождению чего-то своего, личного, чем он не хочет делиться с родителями.

Возможно, этим можно объяснить достоверность различий в оценках родителей и подростков по шкале «сотрудничество - отсутствие сотрудничества».

Отсутствие достоверных различий указывает на схожесть, совпадение взглядов подростков и их родителей по данным показателям.

Подростки их родители одинаково оценивают степень принятия друг друга. Родители принимают личностные качества, поведенческие проявления подростка. Подростки же воспринимают как принимающее поведение родителей, выражают положительное отношение к родителю в целом.

Между родителями и подростками не наблюдается расхождений в оценке родительского авторитета, силы его влияния.

По высоким оценкам можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между подростками и их родителями как с той, так и с другой стороны (по шкале «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» получены самые высокие оценки по всей методике).

Таким образом, можно сделать вывод, что подростки и их родители взаимно принимают поведенческие реакции друг друга, адекватно оценивают значимость личностных особенностей друг друга, авторитетность взрослого. Такая позитивная неконфликтная атмосфера межличностных взаимоотношений является важным условием для благоприятного развития подростка, его самооценки, а также основой теплых, дружественных внутрисемейных отношений. Но несмотря на это нам всегда есть к чему стремиться. При изучении данной проблемы был проведен анализ взаимоотношений подростков и родителей за рубежом и там показатели не сильно отличаются от наших, но все-таки они имеют превосходство.

Обобщая данные, полученные при использовании данной методики, можно сделать вывод, что на фоне возрастающей в пубертатный период эмансипации у подростков наблюдается стремление к самостоятельности, к нахождению личных интересов, формированию собственных позиций и мнений. Изменения становятся причиной недопонимания со стороны родителей, в результате чего у подростка формируется чувство к

эмоциональной дистанции и непоследовательности поведения родителей по отношению к нему. Не смотря на эти особенности взаимного восприятия, в целом между подростками и их родителями наблюдаются теплые, доверительные отношения, атмосфера принятия и уважения между ними.

Библиографический список:

1. Бережная О. В. Изучение социального здоровья подростков как актуальная проблема современного общества //Культура и общество: история и современность. - 2013. - 317-320 с. - ISBN 5-938008-094-0. - Текст: непосредственный.

2. Каган М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа / М. С. Каган. - Москва: Политиздат, 1974. - 328 с. - ISBN 978-5-394-00195. -Текст: непосредственный.

3. Лактионова А. И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков //Психология развития, акмеология. - 2010. - 187 с. -Текст: непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.