Научная статья на тему 'Взаимодействия учреждений УИС с органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции'

Взаимодействия учреждений УИС с органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОРРУПЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ФАКТОРЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козин Михаил Николаевич

В статье отражены проблемы коррупции в УИС. Показано, что результативность борьбы с этим явлением напрямую зависит от проведения антикоррупционной политики, а поддержка общественности выступает драйвером повышения эффективности борьбы с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIONS OF INSTITUTIONS OF UIS WITH PUBLIC AUTHORITIES AND INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN THE SPHERE OF COUNTERACTION OF CORRUPTION

The article reflects the problems of corruption in the MIS. It has been shown that the effectiveness of the fight against this phenomenon directly depends on the implementation of anti-corruption policies, and public support acts as a driver to increase the effectiveness of the fight against corruption.

Текст научной работы на тему «Взаимодействия учреждений УИС с органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции»

7.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Козин Михаил Николаевич, д-р экон. наук, профессор. Должность: ведущий научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-2. E-mail: kozin-volsk@mail.ru

Аннотация: В статье отражены проблемы коррупции в УИС. Показано, что результативность борьбы с этим явлением напрямую зависит от проведения антикоррупционной политики, а поддержка общественности выступает драйвером повышения эффективности борьбы с коррупцией.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, коррупция, гражданское общество, факторы, противодействие.

INTERACTIONS OF INSTITUTIONS OF UIS WITH PUBLIC AUTHORITIES AND INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN THE SPHERE OF COUNTERACTION OF CORRUPTION

Kozin Mikhail Nikolaevich, Dr of Economics, Professor. Position: Leading Researcher. Place of employment: Scientific research institute of FPS Russia. Department: SRC-2. E-mail: kozin-volsk@mail.ru

Annotation: The article reflects the problems of corruption in the MIS. It has been shown that the effectiveness of the fight against this phenomenon directly depends on the implementation of anti-corruption policies, and public support acts as a driver to increase the effectiveness of the fight against corruption.

Keywords: the penitentiary system, corruption, civil society, factors, counteraction.

В современных условиях движущей силой развития УИС этапе является эффективное сотрудничество и взаимодействие с институтами гражданского общества. Однако чтобы данное взаимодействие приносило серьезные результаты, требуется приложить достаточно серьёзные усилия по улучшению данного сотрудничества. Основные мероприятия и способы привлечения общественности к деятельности УИС нормативно закреплены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации р отдельным пунктом [1].

Однако это не означает, что не было попыток обеспечить взаимодействие учреждений УИС с общественностью. Данная работа проводилась, и было достаточное количество позитивных примеров и наработок. Но в организации данных мероприятий отсутствовал системный подход. А специфика данного сотрудничества сводилась к использованию УИС различными заинтересованными субъектами (общественности) для реализации своих конкретных целей. Представители администрации учреждений УИС довольствовались отдельными позитивными моментами, которые доставляли данные фактически «односторонние» отношения.

В настоящее время положительное изменение ситуации в этой сфере связано с планированием и совершенствованием сотрудничества с представителями общественности. Поскольку инициатива такого со-

трудничества исходить от УИС, а эффект от взаимодействия служат интересам ФСИН России.

В этом направлении приоритетным направлением данного взаимодействия с УИС выступает противодействие коррупции. Значительную и действенную помощь в противодействии коррупции в УИС способны оказать одни из наиболее влиятельных институтов гражданского сообщества - религиозные организации и общественные объединения.

Как следует из анализа правового механизма противодействия коррупции взаимодействующими органами. Отметим, что под противодействием коррупции понимается определенная деятельность как федеральных (региональных, муниципальных) органов государственной власти, так и институтов гражданского общества, в том числе организаций, физических лиц по трем основным направлениям [2]: а) предупреждение коррупции (в том числе и выявление, устранению причин, профилактика коррупции); б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие коррупционных правонарушений, а также их расследование (борьба с коррупцией); в) ликвидация и минимизация последствий коррупции.

Как нам видно, заинтересованность в противодействии коррупции в УИС присутствует и общественности, которые в рамках своих правомочий могут принимать определенные меры. То есть, в настоящее время законодательно возложена возможность противодействию коррупции на институты гражданского общества. На наш взгляд, действенным способом, со стороны институты гражданского общества, выступает профилактика. Поскольку, когда субъекты взаимодействия не имеют силовых и оперативно-розыскных функций, то меры профилактического воздействия, в отношении лиц, совершивших коррупционные правонарушения, будут наиболее более эффективными.

Известно, что силовое воздействие религиозные организации, общественные объединения не могут оказывать. Однако их эффективность окупается другими мерами, более действенными еще на стадии профилактики. Такой симбиоз органов государственной власти (наделены функциями принуждения) и влиятельных представителей религии и общественности обеспечивает положительный эффект в тех случаях, где в одиночку взаимодействующий субъект положительного результата не получит. В данном случае взаимодействующие субъекты обладают разнообразным правовым статусом, возможностями и задачами, которые решают. Однако цель едина для обоих - противодействие коррупции. И если вектор совместных усилий соединится в одном направлении, то данная цель вполне может быть достигнута. В данном случае необходимо присутствие двух обязательных элементов: разумная инициатива и достаточно активная руководителей ФСИН России, а также строгий индивидуальный подход в каждом случае.

Рассмотрим ключевые сферы взаимодействия ФСИН России с различными общественными объединениями и религиозными организациями. На основе анализа принципов противодействия коррупции, объема общих полномочий выделим конкретные меры профилактики [7, 8]:

- разработка наглядной агитации. Данный способ положительно сказывается на общественном мнении, поскольку открыто демонстрирует результаты и эффективность расследования уголовных дел по коррупционным преступлениям;

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Козин М.Н.

- усиление мотивации сотрудничества. Деятельность данных объединений по противодействию коррупции включает определенную общность интересов лиц, которые входят в состав данных обществ. И эти объединения заинтересованы видеть реально действующим отечественное антикоррупционное законодательство.

- выработки менталитета к антикоррупционному поведению на основе осуществления поддержки государственных органов и участия общественных и религиозных объединений. Мероприятия по формированию нетерпимого отношения к коррупции должны осуществляться не только на государственном уровне, но и на уровне бизнеса, школы и семьи. Национальный план противодействия коррупции предусматривает данные мероприятия [3];

- обеспечение деятельности религиозных организаций и общественных объединений, которые сконцентрированы на формировании у сотрудников и служащих УИС уважения к закону, патриотизма, верности служебному долгу, высокой нравственности. Формирование данных качеств выступают антиподом коррупционного поведения. Профилактика коррупционной преступности обеспечивается воспитанием и просвещением, которые обращены на формирование подлинных духовных, нравственных ценностей. Однако в борьбе с коррупцией нельзя подменять государственную идеологию религией [4].

При этом проблема профессиональной деформации признается одной из основных тенденций развития коррупционного поведения у сотрудников УИС (в зависимости от их должностного положения, условий прохождения службы, возможностей и иных обстоятельств;

- повышение социального статуса и престижа труда сотрудника УИС. Существующая система социальных гарантий законодательно закреплена. В условиях недостаточного финансирования возможно привлечение религиозных организаций и общественных объединений;

- повышение эффективности работы общественного контроля наблюдательными комиссиями в субъектах Российской Федерации. Членами данных комиссий являются также представители различных религиозных организаций (общественных объединений). Так, в общественной палате Российской Федерации, состоящей из 168 членов, 40 граждан утверждает Президент РФ, 85 - представители региональных общественных палат, а 43 представителя - различные общероссийские общественные объединения [5]. Осуществление данного общественного контроля является не только инструментом предупреждения правонарушений коррупционного характера, но и не позволяет сотрудникам УИС, которые замешаны в коррупции, довести свой преступный умысел до конца и при этом остаться безнаказанными;

- коллегиальное участие общественных и религиозных объединений в работе системы «социальных лифтов». Участие данных субъектов обеспечивает законопослушное осужденных. Решение, которое принимается комиссией, является надежным гарантом предотвращения коррупционных преступлений;

- усиление общественного воздействия в области борьбы с коррупционными правонарушениями в УИС. Субъектами данного воздействия являются политические партии, их сторонники, союзы, общественные объединения. Как правило, данные организации занимаются консультативной, аналитической, просветительской деятельностью и осуществляют контроль за

использованием гуманитарной помощи. Объективно, распределение такой гуманитарной помощи представляет коррупционный риск. Так, по информации правозащитной организации «За гражданские права», на основе изучения жалоб осужденных с 2007 по 2009 гг. установлено, что вымогательство денег на оказание «гуманитарной помощи» выходит на третье место по общему количеству жалоб и составляет 8 % [6].

- информирование о фактах коррупции через общественные объединения. Так, в Общественной палате имеется горячая линия «Стоп, коррупция!». На сайте или по телефону граждане могут сообщить о фактах коррупции (в том числе и в УИС).

Таким образом, определенные специфические социальные отношения между осужденными и администрацией исправительных учреждений, обусловливает коррупционное поведение сотрудников. В этой сфере присутствует высокая степень приспособления к постоянно меняющейся социально- экономической ситуации. Данные обстоятельства выступают следствием того факта, что ни одно направление общественных отношений не обеспечивает аккумуляцию в себя большого разнообразия национальных, социальных, идеологических, психологических, экономических, производственных, и других факторов порождающих коррупцию.

Не менее важной детерминантой коррупционных правонарушений выступает низкий уровень материального стимулирования сотрудников УИС. Служба в УИС пока еще не считается престижной, а заработная плата меньше среднего дохода в крупных городах. Это выступает основным мотивом увольнения сотрудников УИС и понижает требовательность к персоналу. В УИС коррупция является порождением не только внутренними факторами, но выступает логической проекцией нашего общества. Эффективность борьбы с этим явлением напрямую зависит от проведения антикоррупционной политики. В этой ситуации поддержка общественности выступает определенным драйвером повышения эффективности борьбы с коррупцией.

Список литературы:

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ № 1772-р от 14.10.2010 // Российская Газета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.rg.ru/2011/03/08/ penitenciariya-site-dok.html (дата обращения: 16.10.2018).

2. О противодействии коррупции: Федер. закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3. Ст. 1 п. 2 // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228. В ред. от 03.07.2016 № 236-Ф3.

3. Григорьев В. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный). М.: Деловой двор, 2009.

4. Основы социальной концепции Русской православной церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2001.

5. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» // Российская газета от 26 июля 2013 г. № 163.

6. Хромов И. Л. Коррупционная ситуация в уголовно-исполнительной системе: криминологические и уголовно-правовые проблемы // Вестник Владимирского юридического института. Владимир, 2011. № 1 (18).

7. Козин М.Н., Аксенова А.В. Проблемы противодействия коррупционной преступности в уголовно-исполнительной системе // Сборник материалов круглого стола «Правовые, экономические и организационные проблемы исполнения наказаний на современном этапе» ФКУ НИИ ФСИН России. Москва, 2017. С. 66-75.

8. Козин М.Н. Взаимодействия учреждений УИС с органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции // В сборнике: Исполнение меры пресечения в виде домашнего ареста: проблемы и пути их решения: Сборник материалов круглого стола. 2018. С. 162-168.

Рецензия

на статью Козина Михаила Николаевича на тему: «Взаимодействия учреждений УИС с органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции»

Актуальность темы исследования не вызывает сомнения. Следует согласиться с мнением автора о том, что необходимы новые более эффективные пути, средства, методы и формы противодействия коррупции, так как уровень её распространения в органах государственной власти и правоохранительных органах представляет угрозу для национальной безопасности

Российской Федерации. Особо остро проблема коррупции и противодействия коррупционной преступности стоит в уголовно-исполнительной системе (далее -УИС), поскольку данный вид коррупции существенно затрудняет достижение целей и задач уголовного наказания, связанных с исправлением осужденных и предупреждением совершения ими новых преступлений.

В статье отражены проблемы коррупции в УИС. Показано, что результативность борьбы с этим явлением напрямую зависит от проведения антикоррупционной политики, а поддержка общественности выступает драйвером повышения эффективности борьбы с коррупцией.

Статья обладает внутренним единством, содержит новые научные результаты и рекомендуется для публикации.

Рецензент:

Заслуженный деятель науки, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры Экономических теорий и военной экономики ФГБОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны РФ Хачатурян Арутюн Арутюнович

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста 82,85%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.