Научная статья на тему 'Взаимодействие вуза с субъектами сферы труда в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы'

Взаимодействие вуза с субъектами сферы труда в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТЫ СФЕРЫ ТРУДА / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERACTION / SUBJECTS OF LABOR SPHERE / BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павозкова Ольга Евгеньевна, Маракушина Ирина Геннадьевна, Старостина Елена Николаевна

В статье представлены характеристики, проблемы, возможности взаимодействия вуза с субъектами сферы труда при реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павозкова Ольга Евгеньевна, Маракушина Ирина Геннадьевна, Старостина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the University with the subjects of the sphere of labor in the process of implementation of the basic professional educational program

The article presents the characteristics, problems, opportunities of interaction of the University with the subjects of the sphere of labor in the implementation of the basic professional educational program in the direction of training "Pedagogical education".

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вуза с субъектами сферы труда в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы»

Педагогика

УДК:378.1

кандидат педагогический наук, доцент Павозкова Ольга Евгеньевна

Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат психологических наук, доцент Маракушина Ирина Геннадьевна Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат педагогических наук, доцент Старостина Елена Николаевна Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА С СУБЪЕКТАМИ СФЕРЫ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация. В статье представлены характеристики, проблемы, возможности взаимодействия вуза с субъектами сферы труда при реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Ключевые слова: взаимодействие, субъекты сферы труда, основная профессиональная образовательная программа, педагогическое образование.

Annotation. The article presents the characteristics, problems, opportunities of interaction of the University with the subjects of the sphere of labor in the implementation of the basic professional educational program in the direction of training "Pedagogical education".

Keywords: interaction, subjects of labor sphere, basic professional educational program, pedagogical education.

Введение. Взаимодействие вуза с субъектами сферы труда в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы осуществляется давно, но в современных условиях приобретает новые черты. Они обусловлены, с одной стороны, требованиями нормативного характера, которые отражены в «Законе об образовании в Российской Федерации», в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (ФГОС 3, 3+, 3++), с другой стороны, связаны со стремлением повысить качество образования.

Прежде всего, необходимо отметить, что взаимодействие - это процесс взаимного влияния, изменения. Система высшего образования и сфера труда, в данном случае система дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования, взаимодействие с субъектами которой мы и рассматриваем, безусловно, влияют друг на друга, но происходит это с разной степенью эффективности. Анализ сущностных характеристик, проблем, рисков, возможностей такого взаимодействия и составляет предмет нашего исследования.

В качестве участников взаимодействия со стороны вуза в данном случае выступают сотрудники, ответственные за реализацию соответствующей ОПОП. Для обозначения участников этого взаимодействия со стороны сферы труда (системы образования) в литературе используются разные термины: субъекты сферы труда; работодатели; руководители и работники организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы. Отметим при этом, что мы имеем в виду взаимодействие с широким кругом специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей будущей профессиональной деятельности выпускников.

Изложение основного материала статьи. Значение взаимодействия вуза и субъектов сферы труда сложно переоценить. Оно является мощным фактором обеспечения и совершенствования качества подготовки специалистов, развития основной профессиональной образовательной программы.

В то же время, организация взаимодействия сопровождается определенными проблемами. Исследователи отмечают тенденцию, связанную с замкнутостью вузов на академических вопросах [1]. Думается, что внимание к академическим вопросам совершенно объективное явление для науки, но открытость в среду - это необходимое условие развития любой системы. Особенно важно это для системы педагогического образования.

В свою очередь, соответствующая сфера труда - система дошкольного, общего, дополнительного образования - загружена своей работой, возможности развития в контакте с наукой и системой высшего образования не всегда осознаются и используются, в любом случае, требуют времени и усилий.

Таким образом, взаимодействие с субъектами сферы труда, с работодателями обладает большими возможностями, но реализуются они далеко не автоматически, требуют осмысления возникающих проблем.

Изменения, происходящие в организации взаимодействия вуза с субъектами сферы труда, представляется целесообразным проанализировать на основе концепции развивающего и развивающегося педагогического взаимодействия Н.Ф.Радионовой [3]. В соответствии с данной концепцией взаимодействие рассматривается как развивающаяся целостность, в которой в единстве выступают субъект-субъектное и субъект-объектное взаимодействие, практическое и духовное, предметное и межличностное. Соответственно, ситуация взаимодействия характеризуется определенным типом взаимосвязи, содержанием обмена, способом обмена.

Тип взаимосвязи определяется характером субъектной позиции. Отметим, что инициативу во взаимодействии могут проявлять обе стороны, но сфера труда может это делать, а вуз должен, обязан ее проявлять и на определенном этапе выполнять функции ведущего. Развитие же типа взаимосвязи должно происходить в логике построения отношений сотрудничества, партнерских отношений, которые позволяют

достигать баланса интересов, регулировать возникающие противоречия. Установлено, что работодатели, субъекты сферы труда становятся сегодня субъектами образовательной деятельности в вузе [4].

Содержание обмена исторически было связано с проведением практик, государственной итоговой аттестации, трудоустройства выпускников и т.д. Можно говорить о том, что взаимодействие, в большей мере, касалось вопросов практической реализации ОПОП, контроля достижений студентов. При этом сфера труда всегда была заинтересована в повышении качества подготовки выпускников.

В современных условиях можно зафиксировать ряд произошедших изменений.

- В контексте реализации компетентностного подхода необходима совместная разработка компетенций.

- В контексте положений федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» требуется обязательное привлечение работников «из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы» [2] к реализации ОПОП, в том числе и к проведению занятий, практик и иных форм работы.

- В контексте правовых основ образования в РФ субъектам сферы труда, работодателям обеспечивается возможность участия в профессионально-общественной аккредитации, экспертизе ОПОП и т.д.

Таким образом, взаимодействие касается вопросов проектирования, реализации, экспертизы ОПОП. Взаимодействие становится более широким по кругу рассматриваемых вопросов, более сложным по характеру этих вопросов, требует осознанного отношения, обмена профессиональным опытом, ценностями, целями. Можно говорить о том, что содержание обмена становится не только практическим, но и духовно-информационным.

Соответственно, можно говорить и об усложнении способов обмена. Особенно остро их осмысление потребовалось при введении требований стандарта, связанных с привлечением работников сферы труда к реализации основной профессиональной образовательной программы. Выявлено, что этот процесс сопровождается рядом трудностей или рисков. Представим далее эти риски и возможные пути их решения.

- Поиск человека, готового к работе, к контакту со студентами, обладающего необходимым потенциалом, возможностями - это сложный, творческий процесс. Поиск, привлечение специалиста, его мотивация становится самостоятельной задачей. Существует противоречие между потребностью вуза в специалисте, обладающем необходимыми профессиональными компетенциями и реальными возможностями работника сферы труда (достаточность/недостаточность уровня профессионального образования, в том числе дополнительного, стажа работы и наименования должности, содержания должностной инструкции; согласованность/ несогласованность графика работы по основному месту занятости; разница в оплате труда и пр.). Решение этой проблемы требует специального планирования процедуры подбора кадров из числа субъектов сферы труда в тесном взаимодействии руководителей ОПОП и заведующего кафедрой в течение учебного года, предшествующего году начала подготовки по данной ОПОП. Перспективной видится подготовка кадрового резерва субъектов сферы труда в рамках магистерских программ, профориентационная работа по которым отдельно планируется.

- Субъект сферы труда - это не преподаватель вуза, он не учился педагогике высшей школы, не проходил практику, он может быть не готов к организации взаимодействия, проведению занятия со студентами. Можно зафиксировать противоречие между необходимостью привлечения работодателей к преподавательской деятельности и неготовностью к ней. В случае возникновения подобной проблемы, необходимо помогать, совместно искать соответствующие имеющимся возможностям методы, формы работы со студентами. Обобщение опыта показывает, что весьма продуктивной является форма мастер-класса.

- Работа преподавателя в современном вузе наполнена инновациями, происходит постоянное совершенствование технологий организации образовательного процесса, особенно информационных. Обновляются информационные ресурсы локальной сети университета, документационное обеспечение всех действий преподавателя. Субъект сферы труда находится вне системы реализации ОПОП, не владеет информацией, связанной с порядком подготовки документов (рабочих программ, фондов оценочных средств и т.д.), с порядком организации занятий, форм контроля, аттестации студентов. Существует противоречие между необходимостью соблюдения организационных требований при реализации ОПОП и информационной неготовностью к их выполнению. Выход видится в том, чтобы специально учить этому (организовывать адресное личное и/или дистанционное обучение, готовить хорошие инструкции) и/или осуществлять организационное сопровождение.

- Опыт показывает, что работники сферы труда находятся в жестких рамках при выделении временных ресурсов для проведения занятий, их занятость регламентируется рабочим днем, а возможность работы со студентами регламентируется расписанием, трудоемкостью рабочей недели. Существует противоречие между необходимостью технического обеспечения участия субъектов сферы труда в реализации ОПОП и ограниченными возможностями. Соответственно необходимо специальное планирование работы - неформальное, с учетом реалий, возможностей.

Модели привлечения субъектов сферы труда, работодателей к реализации ОПОП, к проведению занятий со студентами могут быть разными:

- одна дисциплина - один преподаватель-работодатель,

- одна дисциплина - несколько преподавателей, один из которых работодатель,

- одна дисциплина - несколько преподавателей, один из которых преподаватель вуза и т.д.

Каждая из этих моделей отличается своими возможностями и ограничениями. Первая дает работнику сферы труда свободу и самостоятельность в преподавании дисциплины, но требует высокой организованности в работе с документами, в соблюдении организационных требований. Вторая и третья требуют диалога, согласования позиций между разными преподавателями в построении дисциплины, но дают возможность распределять организационные обязанности. Выбор модели обусловлен многими причинами: целесообразностью, возможностями, занятостью и т.д. Выбор модели должен основываться на реализме, гибкости.

В процессе привлечения субъектов сферы труда к реализации ОПОП, к проведению занятий со студентами высвечивается несколько важных ситуаций:

- приглашение на работу (мотивационная ситуация - инициирование взаимодействия, разъяснение ситуации, мотивация к сотрудничеству);

- прием на работу (организационная ситуация - сбор документов, оформление, инструктаж);

- подготовка к работе (организационная ситуация - получение необходимого дополнительного образования в рамках повышения квалификации, например, по программам обучения работе со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, обучения правилам оказания первой помощи и пр., составление расписания);

- подготовка к занятию (проектировочная ситуация - разработка УМК или фрагмента УМК (если дисциплина реализуется совместно), консультации с заведующим кафедрой или преподавателем-партнером);

- проведение занятий со студентами, осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации студентов (профессионально-педагогическая ситуация);

- анализ и рефлексия занятия (аналитико-рефлексивная ситуация - совместное обсуждение хода и результатов занятия, профессиональная рефлексия);

- оформление документов (организационная ситуация);

- обратная связь (рефлексивно-проектировочная ситуация - обсуждение результатов личностного и профессионального роста всех участников образовательных отношений, задействованных ресурсов, корректировка целей и пр.).

Ситуации можно дифференцировать на две группы - организационные, связанные с оформлением трудовых отношений, и профессионально-педагогические, связанные с организацией взаимодействия со студентами, с проведением занятия, с рефлексией профессиональной деятельности и т.д.

Выявлено, что качественная работа требует помощи, сопровождения. Ее может осуществлять руководитель ОПОП, куратор, преподаватель-партнер, заведующий кафедрой - в зависимости от возможностей, ситуации. В любом случае, нужна гибкость, ответственность, неформальный подход. Соответственно, можно говорить, что способы взаимодействия глубоко связаны с личностным аспектом -учетом возможностей, интересов, помощью, поддержкой и т.д.

Выводы. Таким образом, по своему типу взаимодействие вуза с субъектами сферы труда носит характер партнерства. Содержание взаимодействия предполагает широкий круг вопросов, связанных с проектированием, реализацией, экспертизой ОПОП. Способы взаимодействия предполагают совместную деятельность, деловое и межличностное общение, требуют гибкости, поддержки, сопровождения.

Литература:

1. Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Взаимодействие высшей школы с субъектами сферы труда - вызовы и взаимные выгоды / А.А. Муравьева, Н.М. Аксенова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. № 4. С. 8-15.

2. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 N 40536) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/, доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Радионова Н.Ф., Ривкина С.В. Взаимодействие субъектов педагогического процесса как источник его обновления / Н.Ф. Радионова, С.В. Ривкина // Человек и образование. 2012. № 2. С. 4-9.

4. Чеканова М.С. Формы партнерства образовательной организации и работодателей в системе управления качеством образовательных программ / М.С. Чеканова // Перспективы науки и образования. 2016. № 6 (24). С. 28-32.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье обоснованы теоретические аспекты использования возможностей внеаудиторной деятельности в целях оптимального формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся; определены характеристики внеаудиторной деятельности как педагогически целесообразной организации свободного времени обучающихся в логике насыщения личностными смыслами содержательного и событийного взаимодействия субъектов образования в ходе включения в многообразные виды социально значимой деятельности; выявлены приоритеты рассмотрения формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся как социально обусловленного, педагогически сопровождаемого и субъектно-регулируемого феномена.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, социально-профессиональная ответственность, обучающиеся, образовательная организация высшего образования.

Annоtation. In article theoretical aspects of use of opportunities of out-of-class activity for optimum formation of social and professional responsibility of students are proved; characteristics of out-of-class activity as pedagogically expedient organization of free time of students in logic of saturation are defined by personal meanings of substantial and event interaction of subjects of education during inclusion in diverse types of socially important activity; priorities of consideration of formation of social and professional responsibility of the students as who are socially caused, pedagogically accompanied and a subject and adjustable phenomenon are revealed.

Keywords: out-of-class activity, social and professional responsibility, students, educational organization of the higher education.

Введение. Актуальность формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности обусловлена потребностью общества в укреплении конкурентоспособности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.