Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
987
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / КРАУДСОРСИНГОВЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / INFORMATIZATION / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION TECHNOLOGY / INTERNET TECHNOLOGIES / INTERNET SPACE / CROWDSOURCING PROJECTS / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гамбеева Юлия Николаевна, Ярмола Дарья Андреевна

Процессы развития информационных технологий и информатизации все глубже внедряются в жизни людей, пронизывая все сферы, начиная с покупок в сети Интернет и заканчивая выполнением учебных и рабочих задач. Не стала исключением и система государственного управления на всех ее уровнях. Цель исследования - изучение процесса взаимодействия власти и общества в интернет-пространстве посредством современных информационно-коммуникационных технологий. Представлен анализ новых каналов коммуникации между органами власти и гражданами. Исследование осуществлялось на основе применения общенаучных методов в рамках сравнительного, логического и статистического анализа. В ходе исследования установлено, что современные интернет-коммуникации ориентированы на двустороннее взаимодействие с населением и заменяют задачу подотчетности, направлены на совместное решение проблем, учет мнения граждан, предоставление услуг в онлайн-режиме, а также на обыкновенную коммуникацию, предполагающую получение обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOVERNMENT AND SOCIETY INTERACTION IN THE INTERNET SPACE

The information technologies development and informatization are increasingly being introduced into people’s lives, permeating all areas, from Internet shopping to educational and work tasks. The public administration system at all its levels was no exception. The purpose of the research is to study the process of interaction between government and society through modern information and communication technologies. The article analyzes new channels of communication between authorities and citizens. The study was carried out based on the application of general scientific methods within the framework of comparative, logical and statistical analysis. The study found that modern Internet communications are focused on two-way interaction with the population, replacing the task of accountability with joint problem solving, taking into account citizens’ opinions, providing services online, as well as ordinary communication aimed at obtaining feedback. Highlights: Russia has a favorable environment for the use of information technologies, and the share of Internet users is 81 percent of its population; thanks to the development of the Internet space in the Russian Federation, new tools for the implementation of information and communication technologies for the interaction of government and society are being developed and applied, which differ in purpose, the number of parties to interaction, as well as the level of power at which the tools are used; among the main tools for the implementation of information and communication technologies for interaction between the authorities and citizens, the following were identified: portals of authorities at various levels; public services portal; government blogs; crowdsourcing platforms.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ»

Вестник Челябинского государственного университета.

2020. № 11 (445). Экономические науки. Вып. 71. С. 31—40.

УДК 32.323 DOI 10.47475/1994-2796-2020-11104

ББК 60.84

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

1 2 Ю. Н. Гамбеева , Д. А. Ярмола

1 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Севастополь, Россия 2 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Процессы развития информационных технологий и информатизации все глубже внедряются в жизни людей, пронизывая все сферы, начиная с покупок в сети Интернет и заканчивая выполнением учебных и рабочих задач. Не стала исключением и система государственного управления на всех ее уровнях. Цель исследования — изучение процесса взаимодействия власти и общества в интернет-пространстве посредством современных информационно-коммуникационных технологий. Представлен анализ новых каналов коммуникации между органами власти и гражданами. Исследование осуществлялось на основе применения общенаучных методов в рамках сравнительного, логического и статистического анализа. В ходе исследования установлено, что современные интернет-коммуникации ориентированы на двустороннее взаимодействие с населением и заменяют задачу подотчетности, направлены на совместное решение проблем, учет мнения граждан, предоставление услуг в онлайн-режиме, а также на обыкновенную коммуникацию, предполагающую получение обратной связи.

Ключевые слова: информатизация, информационное общество, информационные технологии, интернет-технологии, интернет-пространство, краудсорсинговые проекты, социальные сети.

Стремительное развитие и распространение современных информационно-коммуникационных технологий оказывают влияние на социально-экономические и политические сферы жизнедеятельности общества и приобретают характер глобальной информационной революции. Наблюдается переход общества от индустриального типа к информационному. Понятие и сущность информационного общества широко представлены в научных работах.

Н. С. Завиваев, Д. В. Проскура, Е. А. Шамин характеризуют информационное общество как новый исторический этап развития цивилизации, где основными продуктами производства выступают информация и знания [2]. М. З. Кременко рассматривает информационное общество как социологическую и футурологическую концепцию, где основополагающим фактором развития производства является использование научно-технической и другой информации [6]. Ф. Уэбстер дает наиболее полное описание информационного общества и выделяет пять основных критериев: развитие технологий изготовления электронных устройств; высокая эффективность информационно-коммуникационных технологий; высокий уровень занятости населения в сфере информационных технологий; использование сети Интернет; формирование информационной культуры [16].

Информационное общество — результат процесса информатизации. Е. И. Медведева

и С. В. Крошилин рассматривают данный процесс как сложный и многогранный, вызывающий значительные изменения во всех сферах жизнедеятельности, трансформирующий «процессы получения, обработки и анализа информации, генерации знаний, которые сегодня связывают исключительно с информационно-коммуникационными технологиями» [8. С. 123]. О. В. Раецкая определяет информатизацию общества как «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, органов власти, местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов» [10. С. 68].

Технологической базой информационного общества является сеть Интернет. Интернет и интернет-технологии стали основой повседневной жизни, пронизывая все без исключения сферы жизни общества.

Несмотря на тот факт, что Интернет появился в середине прошлого столетия, а активно стал использоваться с 1990-х гг., на сегодняшний момент нет точного определения данного явления. Приводятся различные точки зрения, характеризующие его как средство передачи информации или как глобальную компьютерную сеть. С. В. Петровский определяет Интернет «как

телекоммуникационную сеть и средство передачи сведений об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированных в форме, позволяющей провести их непосредственную компьютерную обработку» [9. С. 11]. В. А. Копылов рассматривает Интернет как глобальную автоматизированную информационную систему, являющуюся основой формирования и развития информационного общества [4]. В нашем исследовании мы разделяем точку зрения Н. В. Рахманиной, которая характеризует Интернет как межъюрис-дикционную сеть взаимосвязанных и бесперебойно работающих устройств, которую используют юридические и физические лица с целью получения и оказания информационных услуг, а также для осуществления публично-правовых и гражданско-правовых юридически значимых действий, используя совокупность сайтов [12].

Сеть Интернет является многофункциональной информационной средой для поиска нужной информации и размещения информационных ресурсов. В процессе научно-технического развития обществом была в полной мере осознана роль информации. Стоит отметить факторы, по которым в современном мире возрастает значение информации и информационных ресурсов [7]:

1) Постоянно возрастающая роль технологических инноваций, которые обеспечивают колоссальный рост и стремительное развитие информационной инфраструктуры.

2) Увеличение доли информационной составляющей в обществе.

3) Повышение эффективности использования других ресурсов за счет информационных ресурсов.

4) Автоматизация, цифровизация производственных процессов и изменение характера трудовой деятельности человека.

5) Снижение риска неопределенности при принятии управленческих решений.

Конечно же, процесс информатизации общества не оставил без изменений взаимодействие власти и общества. Понятие гражданского общества модифицировалось, и параллельно развитие стало получать «электронное» гражданское общество. А. А. Косоруков описывает данный феномен как пространство политического участия в сети Интернет, которое увеличивает свои границы как в качественном, так и в количественном отношении. При этом в данном пространстве появляются такие медиа, как блоги, социальные сети и другие, которые, в свою очередь, служат фундаментом для создания множества новых гражданских объ-

единений, с каждым днем укрепляя отношения между ними [5].

Формирование сетевого общества в качестве новой формы социальной реальности связано с использованием для социальных взаимодействий сети Интернет, где все больше людей проводят свободное время. Так, на начало 2020 г. количество интернет-пользователей составило 4,54 млрд чел., аудитория социальных сетей — 3,80 млрд пользователей. В России количество интернет-пользователей составляет 118 млн (81 % россиян), аудитории социальных сетей — 70 млн, то есть 48 % всего населения страны онлайн. Среднестатистический российский пользователь проводит в Интернете более 7 часов каждый день, на социальные сети россияне тратят 2 часа 26 минут ежедневно1. Эти данные подтверждаются и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который представил результаты исследования особенностей использования Интернета в России, проведенного в 2019 г. С разной степенью периодичности Интернетом пользуются 84 % россиян. Данный показатель является достаточно высоким и характеризует, насколько глубоко вошли интернет-технологии в современную жизнь. При этом 69 % респондентов заявили о ежедневном использовании различных сетевых ресурсов, 13 % опрошенных пользуются Интернетом несколько раз в неделю, а 2 % его практически не используют. Доля респондентов в возрасте от 18 до 24 лет, использующих Интернет, составляет 99 %. Стоит отметить, что среди всех опрошенных 48 % признались, что в случае исчезновения Интернета это будет настоящим испытанием для них. Для сравнения: в 2017 г. данный показатель составлял 32 %; 11 % респондентов признались, что они не представляют жизнь без возможности выйти в Сеть2.

Показатель доли интернет-пользователей в России выше среднемирового значения, но ниже, чем в Европе. Наглядно данные относительно соотношения доли интернет-пользователей в Европе и мире представлены на рис. 1.

Интересно, что по количеству населения, использующего Интернет, Россия является первой среди всех европейских стран — около 116 млн чел. Конечно же, данный показатель не является объективным при составлении рейтинга, так как

1 Вся статистика интернета на 2020 год — цифры и тренды в мире и России (https://www.web-canape.ru/ business/intemet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/).

2Жизнь без интернета: рай или апокалипсис? (https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9681).

Европа

Остальаня часть мира

В среднем в мире

55

Т-

Т-

30%

58,80%

7,70%

0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Рис. 1. Соотношение доли интернет-пользователей в Европе и мире, % населения Источник: Internet World Stats (https://www.internetworldstats.com/stats4.htm).

8

Россия входит в топ-10 стран по численности населения в мире. Объективно рассматривать страны Европы с точки зрения количества населения и доли от него интернет-пользователей. Так, доля интернет-пользователей в России составляет 81 % ее населения, а в подавляющем большинстве европейский стран — более 90 %. В целом можно сделать вывод, что в России сложилась благоприятная среда для использования интернет-технологий. Этому способствует достаточно невысокая цена мобильного Интернета по сравнению с другими странами, что повышает его доступность для населения страны.

Процесс информатизации общества затронул и государственное управление, формируя инновационные механизмы управления и взаимодействия с населением, осуществляемые посредством применения информационных технологий. Так, на Западе, в девяностые годы прошлого века появилось понятие electronic government. Объяснялся данный термин как интерактивное взаимодействие власти и общества при решении социальных задач, а также как новый инструмент оказания государственных услуг гражданам [15]. В отечественной трактовке термин получил различные переводы: «электронное государство», «электронная власть». Однако наиболее распространенный перевод, используемый всеми, — «электронное правительство» [1].

Деятельность органов власти претерпела изменения, приобретая более прозрачный и открытый характер, а общество обрело ряд рычагов воздействия путем расширения пространства политического участия в диалоге между властью и обществом, сокращая «временной лаг» при решении.

Благодаря развитию интернет-пространства в Российской Федерации получают свое применение различные формы и инструменты информационно-коммуникационного взаимодействия власти и общества. Они различают-

ся между собой по их предназначению, количеству сторон взаимодействия, а также по уровню власти, на котором инструменты используются (табл. 1). Среди основных инструментов реализации информационно-коммуникационных технологий взаимодействия власти и граждан в РФ нами были выделены:

• порталы органов власти на различных уровнях;

• портал государственных услуг;

• блоги представителей органов власти;

• краудсорсинговые платформы.

Единый портал государственных услуг Российской Федерации представляет собой федеральную государственную информационную систему. Сущность работы данного портала заключается в обеспечении доступа к сведениям как о государственных, так и о муниципальных услугах для физических и юридических лиц. Впервые портал был введен в работу в 2009 г. и давал лишь доступ к получению информации об услугах, однако с течением времени появилась возможность не только получать необходимые сведения, но и услуги по Сети. Эта функция стала возможна с момента внедрения сервиса авторизации, то есть личного кабинета. До появления данного сервиса портал содержал сведения об услугах регионального и федерального уровня, общее количество которых превышает 200. С момента функционирования личного кабинета появилась возможность получения 49 услуг через портал. Со временем портал получал все большее развитие, увеличивая количество услуг с каждым годом, при этом решался и вопрос получения услуг через терминалы для тех, кто не имеет доступа к Интернету [3].

По своей структуре услуги на портале делятся на категории, такие как: семья и дети; паспорта, регистрации, визы; транспорт и вождение; образование; налоги и финансы; здоровье; пенсия, пособия и льготы; лицензии, справки, аккредитации;

Таблица 1

Инструменты реализации современных информационно-коммуникационных технологий

взаимодействия власти и граждан*

Инструмент Предназначение Кол-во сторон взаимодействия Уровень власти

Единый портал государственных услуг Российской Федерации Справочно-инфор-мационное Получение услуг Одностороннее Двустороннее Федеральный Региональный Муниципальный

Портал федерального органа власти РФ Справочно-инфор-мационное Преимущественно двустороннее Федеральный

Портал органа власти субъекта РФ Справочно-инфор-мационное Преимущественно одностороннее Региональный

Портал органа власти МО РФ Справочно-инфор-мационное Преимущественно одностороннее Муниципальный

Блог представителя власти или органа власти Информационное Коммуникация Преимущественно двустороннее Федеральный Региональный Муниципальный

Краудсорсинговые платформы Коммуникация Многостороннее Федеральный Региональный Муниципальный

* Составлено авторами.

квартира, строительство и земля; безопасность и правопорядок; работа и занятость; культура, досуг, спорт; бизнес, предпринимательство, НКО; производство и торговля; информация, связь и реклама; природопользование и экология. При переходе в конкретную категорию портал сортирует услуги по их популярности. Помимо этого, на странице услуг в каждой категории расположены подкатегории услуг, относящиеся к жизненным ситуациям. Заключительным элементом каждой категории услуг является их общий список.

С момента регистрации, портал становится более персонифицированным, предлагая услуги на основе запросов либо предоставляя выбор наиболее значимых услуг для пользователя. При этом портал облегчает доступ людям, плохо ориентирующимся в интернет-источниках, так как навигация является довольно простой, отличается крупным шрифтом и иллюстрациями.

В 2010 г. на портале было зарегистрировано более 120 тыс. пользователей. Ежегодно их количество многократно увеличивалось. В 2011 г. число

авторизованных пользователей портала превысило 1 млн чел., весной 2012 г. было уже более 2 млн. В период с 2012 по 2017 г. число зарегистрированных пользователей выросло с 3,6 млн до 65 млн чел1. В 2019 г. количество пользователей достигло отметки 103 млн чел. Динамика количества пользователей с 2017 по 2019 г. представлена на рис. 2. В среднем ежедневно портал посещают около 1,6 млн пользователей2.

Объем заказываемых услуг и объем платежей за рассматриваемый период также демонстрируют положительную динамику (рис. 3).

На настоящий момент Единый портал государственных услуг Российской Федерации постоянно совершенствуется, увеличивая спектр предоставляемых услуг и упрощая повседневную жизнь. Портал является эффективно функционирующей платформой для взаимодействия власти и общества.

1 Сухова С. Открытое закрылось (https://www. kommersant.ru/doc/3649910).

2 Подведены итоги работы портала госуслуг за 2018 год (https://digital.gov.ru/ru/events/38738/).

Рис. 2. Количество пользователей портала государственных услуг Российской Федерации, млн чел.

Источник: составлено авторами на основе статистических данных (https://www.kommersant.ru/ ёое/3649910, https://digital.gov. m/ra/events/38738/, https://www. gosuslugi.ru/help/news/2019_12_30_ results_of_the_year).

В 2019 г. на портале появились новые услуги и сервисы:

1. Единый информер с общей суммой всех начислений. Удобное отслеживание налоговых начислений, штрафов и судебных долгов.

2. Создан личный кабинет избирателя, в котором доступны сервисы для информирования о выборах и участке, оформления заявления для голосования на дому.

3. Сервис оплаты Google Pay.

Самые популярные услуги в 2019 г. (млн заявок)1:

• запись на прием к врачу — 62,9;

• получение информации о состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде России — 25,4;

• регистрация автомобилей — 9,6;

• запись в детский сад — 7,5.

Порталы федеральных, региональных и муниципальных органов власти Российской Федерации созданы как справочно-информационный инструмент взаимодействия власти и общества. То есть по сути их можно считать неким маркером публичности, при этом в законодательстве многих стран интернет-порталы органов власти носят обязательный характер.

Обеспечение доступа к информации о деятельности органов власти как на государственном, так и на муниципальном уровне регламентируется Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» № 8-ФЗ от 09.02.2009. В этом законе дано понятие вышеупомянутой информации, а также закреплен перечень доступа к ней. Данный перечень приведен в 6-й статье и имеет шесть пунктов, один из которых говорит о размещении информации о деятельности органов власти в сети Интернет. Перечень не является ограниченным и дает возможность органам власти использовать и другие способы доступа. В ст. 10 вышеуказанного зако-

1 Госуслуги в 2019 году: главные события и факты (https://www.gosuslugi.ru/help/news/2019_12_30_results_ of_the_year).

на порядок размещения информации о деятельности органов власти в Интернете описывается более подробно, акцентируя внимание на открытости доступа к ней. Закон обязует органы власти создавать в сети Интернет официальные сайты, подчеркивая необходимость публикации электронных почтовых адресов для взаимодействия с населением.

Также в ст. 13 приведен перечень информации, которая является обязательной для публикации в сети Интернет органами власти и связана непосредственно с их деятельностью. Помимо данного перечня закон устанавливает право для органов власти дополнительно публиковать информацию о своей деятельности2. Так, информация, публикуемая в сети Интернет, разделяется для органа власти на два блока, а именно: обязательная и необязательная.

Порталы органов власти обладают преимущественно односторонним взаимодействием на региональном и муниципальном уровнях, так как наблюдается тенденция к предоставлению информационных данных, ориентированных на отчетность власти перед населением, при этом отсутствуют интернет-приемные. На федеральном же уровне порталы органов власти ориентированы не только на отчетность, но и на взаимодействие с населением. Порталы органов власти в сети Интернет являются эффективным инструментом, обеспечивая открытость данных, отчетность перед населением и собирая обратную связь.

Сейчас подавляющее большинство жителей нашей планеты имеют аккаунты в социальных сетях: «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter. Аккаунты есть у людей самых разных убеждений и взглядов, национальностей и вероисповеданий, профессий и возрастов независимо от пола и положения в обществе. Не исключение и политики,

2 Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс (http://www. consultant.ru/document/eoi5s_doc_LAW_84602/).

Рис. 3. Объем услуг и объем платежей на портале государственных услуг Российской Федерации

Источник: составлено авторами на основе статистических данных (https://www.kommersant.ru/ doc/3649910, https://digital.gov.ru/ru/ events/38738/, https://www.gosuslugi. ru/help/news/2019_12_30_results_of_ Ше_уеаг).

2019

2018

2017

| 27,4 ~|30,3

64,5

38,5

115:

□ О

□ О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бъем усл

уг, млн е

бъем платежей, млрд руб

Ч.

20

40

60

80

100

120

140

160

0

широко представленные в большинстве социальных сетей. На сегодняшний день социальные сети можно выделить как самый современный способ взаимодействия власти и граждан, а количество пользователей — миллионы. Помимо прочего, это обусловлено тем, что информация, публикуемая социальных сетях, более доступна и удобна для ее прочтения и передачи [17].

Внезапный исход предпоследней президентской гонки в США и огромный массив публикаций о влиянии цифровых технологий на данное событие, а в частности, победу Дональда Трампа, устремили внимание многих специалистов к он-лайн-сервисам подобно тому, как это было после победы Барака Обамы. Стоит отметить, что некоторые политики, например премьер-министр Канады, ведут прямые трансляции в социальной сети Instagram, где каждый может задать вопрос и получить на него моментальный, не заготовленный заранее ответ. Помимо личных страниц политических деятелей обретают популярность и сообщества в социальных сетях, участники которых постоянно обсуждают последние события и активно делятся своим мнением с окружающими [11].

В ноябре 2016 г. Федеральное агентство политических новостей составило рейтинг десяти самых популярных российских политиков. Представим данные по тройке лидеров. На первое место по подписчикам в трех социальных сетях вышел премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. В «Твиттере» его читали 5,31 млн пользователей, во «ВКонтакте» — 2,2 млн, в Instagram — 2,5 млн подписчиков. Второе место занял глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Его твиттер-аккаунт читали 350 тыс. чел., «ВКонтакте» — 476,4 тыс., за Instagram Кадырова следили 2,1 млн чел. В тройку по популярности вошел и председатель Либерально-демократической партии России Владимир Жириновский с количеством подписчиков в Твиттере 1,62 млн, в Instagram — 112 тыс.1

Мы также проанализировали аккаунты известных отечественных политиков в социальных сетях, количество пользователей и информацию, которая там представлена (табл. 2). Д. А. Медведев по-прежнему лидирует по активности в социальных сетях.

Подобно своим коллегам на федеральном уровне активными пользователями социальных сетей являются и руководители субъектов. Подписанные

Социальные сети для политиков (https://kavtoday. ru/article/2425).

на их аккаунты жители регионов получают возможность наблюдать за деятельностью главы своего региона, и те только. На личных страницах политики не ограничиваются отчетами о своей непосредственной работе, но и делятся фотографиями близких людей, увлечениями, мнениями, важными событиями в семейной жизни и обращаются к согражданам с поздравлениями по случаю знаменательных дат и государственных праздников. Зачастую это позволяет жителям убедиться в том, что политики такие же, обычные люди.

Вместе с тем у аккаунтов в социальных сетях есть и другое практическое применение. Они позволяют гражданам обратиться к руководителю региона напрямую с интересующими вопросами или наболевшими проблемами, тем более что в официальных аккаунтах нередко указываются контакты для обращений.

Популярность социальных сетей среди политиков объясняется тем, что с помощью комментариев пользователей, лайков возможно выявить «портрет» своих сторонников и оппонентов [14].

Использование социальных сетей, ведение блогов органами власти и отдельными его представителями — эффективный инструмент взаимодействия с населением. Он носит не только информационный характер, но и коммуникационный, что позволяет быстрее реагировать на возникающие социально-экономические проблемы. Помимо этого, самым важным преимуществом использования социальных сетей для взаимодействия с обществом является повышение доверия к власти, а также повышение политического участия граждан в жизни страны, региона и конкретного муниципального округа.

Развитие информационно-коммуникационных технологий активизирует коллективное сетевое творчество для совместного решения управленческих задач, обсуждения проектов, принятия нормативно-правовых актов и формируется на основе технологии краудсорсинга. Технология краудсор-синга базируется на том, что в обществе всегда присутствует креативный пласт, готовый безвозмездно или за символическую плату продуцировать идеи и заниматься решением многофункциональных задач.

Органы власти реализуют технологию краудсорсинга посредством создания интернет-платформ, где осуществляется диалог между гражданским сообществом и властными институтами [13]. В последнее время можно наблюдать огромное разнообразие проектов в области государственного краудсорсинга (табл. 3).

Таблица 2

Анализ аккаунтов социальных сетей отечественных политиков

Социальная сеть Данные страницы В. В. Путин Д. А. Медведев В. В. Жириновский М.В. Захарова Р. Кадыров

ВКонтакте Кол-во подписчиков - 2,2 млн 526,4 тыс. - 675,8 тыс.

постов 3765 записей 5453 фото 4986 записей 3848 фото 1756 видео 6904 записи 5673 фото 5157 видео

лайков на пост - 600—2000 500—3000 - 500—5000

Описание страницы https://vk.com/dm Различные новости, выступления https://vk.com/ id38940203 Повторяет информацию на ФБ, политическая тематика https://vk.com/ ramzan Фотографии официальных и спортивных мероприятий, поздравления

Instagram Кол-во подписчиков - 2,5 млн 431 тыс. 193 тыс. -

постов - 592 883 1376 -

лайков на пост - 50—80 тыс. 1000—3000 - -

Описание страницы instagram.com/ damedvedev Яркие фотографии, виды России, поздравления, обращения, неформальный стиль instagram.com/ zhirinovskiy/ Фотографии частной жизни, мероприятий и рабочих встреч, официальные заявления instagram.com/ mzakharovamid/ Фотографии из личной жизни Аккаунт был создан, но на 30.10.2020 страница недоступна

Facebook Кол-во подписчиков - - 91,9 тыс. 462,9 тыс. -

постов - - Нет данных - -

лайков на пост - - 50—500 - -

Описание страницы Аккаунт был создан, но на 30.10.2020 страница недоступна facebook.com/ Zhirinovskiy Аккаунт не подтвержден. Публикаций здесь меньше, и они более серьезные, в основном заявления политической тематики facebook.com/maria. zakharova.167 Пишет о рабочих встречах, комментирует публикации в СМИ, шутит; фото личные и делового характера

Twitter Кол-во подписчиков 3,4 млн 4,6 млн - - 398,7 тыс.

постов 10,9 тыс. 1701 - - 5450

лайков на пост 100—2000 50—2000 - - 50—1000

Описание страницы https://twitter.com/ KremhnRussia Официальные новости https://twitter.com/ MedvedevRussia Поздравления с праздниками, интервью, обзоры рабочих встреч, фото с видами России ^Ш^/ЛшШет. com/Zhirinovskiy Действие учетной записи приостановлено на 30.10.2020 https://twitter. com/RKadyrov Фотографии, поздравления, освещение событий

Источник: составлено авторами по данным официальных страниц в социальных сетях.

Таблица 3

Примеры использования краудсорсинговых платформ органами государственной и муниципальной власти*

Направление Пример платформы

Формирование стратегических целей и задач государственной, региональной и местной политики «Управляем вместе» (https://vmeste.permkrai.ru/) Набор интерактивных инструментов, с помощью которых жители региона могут принять участие в реализации Программы развития Пермского края, а также направлять свои предложения по объектам строительства, ремонта и благоустройства

Обсуждение законопроектов, нормотвор-ческая деятельность «Российская общественная инициатива» (https://www.roi.ru/) Гражданин РФ старше 18 лет может выдвинуть свое предложение на рассмотрение правительства на федеральном, региональном или местном уровне. Для инициатив разного уровня нужно набрать разное количество голосов «за»

Обсуждение проблем местного сообщества 1. «Открытая Казань» (https://open.kzn.ru/) Можно заявить о любых неисправностях, возникших в квартире, подъезде, доме или на прилегающей территории. Работы по устранению неполадок контролируют специалисты исполкома города Казань, а также журналисты местных СМИ. 2. «Наш Санкт-Петербург» (https://gorod.gov.spb.ru/) Можно направить сообщения о проблемах, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройством города, состоянием дорог и тротуаров, незаконными объектами строительства и торговли, нарушением земельного или миграционного законодательства

Выражение своего мнения, мониторинг выполнения принятых решений «Активный гражданин» (https://ag.mos.ru/home) Проведение электронных голосований и получение мнения горожан по актуальным вопросам, касающимся развития города Москвы

Имплементация сетевых гражданских проектов 1. Crowd.mos.ru (https://crowd.mos.ru/) Позволяет жителям предлагать свои идеи на заданную тему, комментировать, обсуждать, дорабатывать и выбирать из них лучшие. 2. «100 городских лидеров» (https://100gorodov.ru/) Платформа предназначена для совместного поиска идей и решений для городских проектов. С ее помощью можно вовлечь в работу над проектом людей со всей России, найти недостающих людей в команду или получить внешнюю экспертизу, которую невозможно найти в собственном городе

* Составлено авторами.

Использование краудсорсинговых платформ органами власти является эффективным каналом взаимодействия с населением, способным вывести процесс принятия решений на новый уровень, при котором не только повысятся гражданский контроль, доверие к власти, но и получат развитие отношения между социальными группами в обществе благодаря совместному поиску решений. Вовлекая жителей в прозрачный процесс принятия решений, краудсорсинговые проекты реализуют принципы и механизмы Открытого правительства: открытость и подотчетность органов власти, экспертиза принятия решений, эффективный контроль.

Процесс информатизации общества и современные информационные технологии способны

преобразовать всю систему управления, повысить ее рациональность и эффективность, а также обеспечить доверие общества к властным структурам. Происходит упрощение взаимодействия политических акторов и граждан, что позволяет органам власти эффективно решать социально значимые проблемы, создать позитивный политический имидж. Современные инструменты реализации информационно-коммуникационных технологий взаимодействия власти и граждан способствуют двустороннему взаимодействию, заменяя задачу подотчетности на совместное решение проблем, учет мнения граждан, предоставление услуг в онлайн-режиме, а также обыкновенную коммуникацию, направленную на получение обратной связи.

Список литературы

1. Архипова З. В. Трансформация «электронного правительства» в «цифровое правительство» // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26, № 5. С. 818—824.

2. Завиваев Н. С., Проскура Д. В., Шамин Е. А. Информатизация общества, как основа глобальной конкурентоспособности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. № 2 (15). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/informatizatsiya-obschestva-kak-osnova-globalnoy-konkurentosposobnosti (дата обращения 29.09.2020).

3. Иванько А. Ф., Иванько М. А., Сорокина В. А. Портал государственных услуг: насколько эффективна помощь гражданскому обществу? // Инновационная наука. 2017. № 1—2. С. 73—77.

4. Копылов В. А. Информационное право. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юристъ, 2002. 512 с.

5. Косоруков А. А. Электронное гражданское общество в публичном пространстве политического режима // Политика и Общество. 2017. № 10. С. 114—126. URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=22072 (дата обращения 16.09.2020)

6. Кременко М. З. К проблеме информатизации общества в XXI веке // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 1. С. 235—237.

7. Лаврищева Е. Е. Информационные ресурсы в современном обществе: факторы, повышающие их роль и значение // Экономика образования. 2009. № 3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-resursy-v-sovremennom-obschestve-faktory-povyshayuschie-ih-rol-i-znachenie (дата обращения 13.09.2020).

8. Медведева Е. И., Крошилин С. В. Негативные аспекты информатизации общества // Экономический журнал. 2013. № . 4. С. 108—126.

9. Петровский С. В. Интернет-услуги в российском праве / С. В. Петровский. М.: Издат. сервис, 2003. 272 с.

10. Раецкая О. В. Социальные последствия информатизации // Перспективы Науки и Образования. 2013. № 1. С. 68—72 URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnye-posledstviya-informatizatsii/viewer (дата обращения 13.09.2020).

11. Расходчиков А. Н. Информационно-коммуникационное взаимодействие власти и общества: в поиске эффективных технологий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 263—273. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnoe-vzaimodeystvie-vlasti-i-obschestva-v-poiske-effektivnyh-tehnologiy (дата обращения 13.10.2020).

12. Рахманина Н. В. Понятие Интернета и проблемы, связанные с оказанием финансовых интернет-услуг // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5: Юриспруденция. 2015. № 4. С. 107—113.

13. Соколов М. С., Деев А. А. Краудсорсинг как инструмент модернизации системы государственного управления в Российской Федерации // Тренды и управление. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kraudsorsing-kak-instrument-modernizatsii-sistemy-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 23.09.2020).

14. Старцев А. А., Гришанин Н. В. Социальные сети в процессе коммуникации между властью и обществом // Коммуникология. 2018. № 5. С. 108—119.

15. Титова А. И. Электронное правительство в России и за рубежом // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения 13.10.2020).

16. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.

17. Чугаева Е. О. Интернет-коммуникации как современные методы диалога власти и общества // Коммуникология. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kommunikatsii-kak-sovremennye-metody-dialoga-vlasti-i-obschestva (дата обращения 07.10.2020).

Сведения об авторах

Гамбеева Юлия Николаевна — старший преподаватель кафедры управления МГУ им. М. В. Ломоносова, филиал в городе Севастополе, Севастополь, Россия. jgambeeva@bk.ru

Ярмола Дарья Андреевна — магистрантка кафедры регионального и муниципального управления, факультет государственного управления, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия. das121298@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2020. № 11 (445). Economic Sciences. Iss. 71. Pp. 31—40.

THE GOVERNMENT AND SOCIETY INTERACTION IN THE INTERNET SPACE

Yu. N. Gambeeva

LomonosovMoscow State University, Sevastopol, Russia, jgambeeva@bk.ru

D. A. Yarmola

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. das121298@mail.ru

The information technologies development and informatization are increasingly being introduced into people's lives, permeating all areas, from Internet shopping to educational and work tasks. The public administration system at all its levels was no exception. The purpose of the research is to study the process of interaction between government and society through modern information and communication technologies. The article analyzes new channels of communication between authorities and citizens. The study was carried out based on the application of general scientific methods within the framework of comparative, logical and statistical analysis. The study found that modern Internet communications are focused on two-way interaction with the population, replacing the task of accountability with joint problem solving, taking into account citizens' opinions, providing services online, as well as ordinary communication aimed at obtaining feedback. Highlights: Russia has a favorable environment for the use of information technologies, and the share of Internet users is 81 percent of its population; thanks to the development of the Internet space in the Russian Federation, new tools for the implementation of information and communication technologies for the interaction of government and society are being developed and applied, which differ in purpose, the number of parties to interaction, as well as the level of power at which the tools are used; among the main tools for the implementation of information and communication technologies for interaction between the authorities and citizens, the following were identified: portals of authorities at various levels; public services portal; government blogs; crowdsourcing platforms.

Keywords: informatization, information society, information technology, Internet technologies, Internet space, crowdsourcing projects, social networks.

References

1. Arkhipova Z. V. (2016) Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta, vol. 26, no. 5, pp. 818—824 [in Russ.].

2. Zavivayev N. S., Proskura D. V., Shamin Ye. A. (2016) Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i up-ravleniye, no. № 2 (15). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-obschestva-kak-osno-va-globalnoy-konkurentosposobnosti, accessed 29.09.2020 [in Russ.].

3. Ivan'ko A. F., Ivan'ko M. A., Sorokina V. A. (2017) Innovatsionnaya nauka, no. 1—2, pp. 73—77 [in Russ.].

4. Kopylov V. A. (2002) Informatsionnoye pravo [Information law]. Moscow, Yurist. 512 p. [in Russ.].

5. Kosorukov A. A. (2017) Politika i Obshchestvo, no. 10, pp. 114—126. Available at: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=22072, accessed 16.09.2020 [in Russ.].

6. Kremenko M. Z. (2006) VestnikAdygeyskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1, pp. 235—237 [in Russ.].

7. Lavrishcheva Ye. Ye. (2009) Ekonomika obrazovaniya, no. 3-2 [in Russ.].

8. Medvedeva Ye. I., Kroshilin S. V. (2013) Ekonomicheskiy zhurnal, no. 4. pp. 108—126 [in Russ.].

9. Petrovskiy S. V. (2003) Internet-uslugi v rossiyskom prave [Internet services in Russian law]. Moscow, Publishing house service. 272 p. [in Russ.].

10. Rayetskaya O. V. (2013) Perspektivy Nauki i Obrazovaniya, no. 1, pp. 68—72 [in Russ.].

11. Raskhodchikov A. N. (2017) Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny, no. 2 (138), pp. 263—273 [in Russ.].

12. Rakhmanina N. V. (2015) Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Yurispru-dentsiya, no. 4, pp. 107—113 [in Russ.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Sokolov M. S., Deyev A. A. (2017) Trendy i upravleniye, no. 2 [in Russ.].

14. Startsev A. A., Grishanin N. V. (2018) Kommunikologiya, no. 5, pp. 108—119 [in Russ.].

15. Titova A. I. (2018) Rossiya: tendentsii iperspektivy razvitiya, no. 13-1 [in Russ.].

16. Uebster F. (2004) Teorii informatsionnogo obshchestva [Theory of the information society]. Moscow, Aspect Press. 400 p. [in Russ.].

17. Chugayeva Ye. O. (2018) Kommunikologiya, no. 3 [in Russ.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.