Научная статья на тему 'Перспективы цифровизации политической сферы на региональном уровне в современной России'

Перспективы цифровизации политической сферы на региональном уровне в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1071
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИЯ / INTERNET AUDIENCE / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / SOCIAL MEDIA / СЕТЕВАЯ ДЕМОКРАТИЯ / NETWORK DEMOCRACY / ЭЛЕКТРОННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / E-CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маковейчук Артем Васильевич

В своей статье автор рассматривает влияние интернет-технологий на государственное управление и региональный политический процесс на современном этапе. В связи со стремительным развитием технологий меняются и инструменты государственного управления, обретая новые формы реализации. Благодаря таким возможностям Интернета, как интерактивность и оперативность подачи информации, становится возможным налаживание эффективного диалога между представителями органов власти и отдельными индивидами, группами интересов и общественными организациями в целях проведения взвешенной внутренней политики, отвечающей реалиям и актуальным проблемам жизнедеятельности общества. Также политические акторы на всех уровнях получают возможность взаимодействовать со своими ключевыми аудиториями, продвигать свой имидж и формировать нужное информационное поле вокруг своей политической деятельности, создавая сети поддержки и завоевывая лояльность граждан. Использование интернет-технологий в политике и государственном управлении открывает кардинально новые возможности для коммуникации и взаимодействия, создавая ресурсы для доступа к политической информации широким слоям населения, упрощает обратную связь и тем самым создает инновационные формы участия населения в политическом процессе, становясь источником прозрачности действий политических институтов и конкретных политиков. Это актуально как для целей формирования и продвижения имиджа политических партий и отдельных политических деятелей, так и для реализации целей государственного управления, политики информационной открытости институтов власти, налаживания человекоориентированного государственного менеджмента. Затронутое в статье направление и механизмы цифровизации политической системы имеют достаточно серьезные перспективы развития в рамках трансформации всей политико-управленческой модели в государстве в условиях новых технологических вызовов и революций. Также благодаря активной имплементации социально-медийных технологий в политический процесс и развитию новых моделей политического менеджмента становится возможным выстраивать эффективное взаимодействие между властью и обществом, максимизируя полученные выгоды и минимизируя ресурсные расходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS FOR DIGITALIZATION THE POLITICAL SPHERE AT THE REGIONAL LEVEL IN CONTEMPORARY RUSSIA

In this article, the author examines the impact of Internet technologies on public administration and regional political process at the present stage. Due to the rapid development of technologies, public administration instruments are also changing, finding new forms of implementation. Thanks to such Internet possibilities as interactivity and efficiency of information presentation, it becomes possible to establish an effective dialogue between representatives of authorities and individuals, interest groups and public organizations in order to conduct a balanced internal policy that meets the realities and actual problems of society. Moreover, political actors at all levels have the opportunity to interact with their key audiences, promote their image and form the necessary information field around their political activities, creating support networks and winning the loyalty of citizens. The use of Internet technologies in politics and public administration opens up radically new opportunities for communication and interaction, creating resources for access to political information for the broad stratum of the population, simplifies feedback and thus creates innovative forms of public participation in the political process, becoming a source of transparency of political institutions’ activity and of particular politicians. This is important both for the purposes of forming and promoting the image of political parties and particular politicians, and for the implementation of the goals of the public administration, the policy of information openness of the state authorities, and the establishment of human-oriented public management. The direction and mechanisms of digitalization of the political system discussed in the article have quite reliable prospects for development within the framework of the transformation of the entire political and administrative model of the state in the circumstances of new technological challenges and revolutions. Also, thanks to the active implementation of social media technologies in the political process and the development of new models of political management, it becomes possible to build effective interaction between the state authorities and society, maximizing the benefits and minimizing expenditure of resources.

Текст научной работы на тему «Перспективы цифровизации политической сферы на региональном уровне в современной России»

DOI: 10. 26794/2226-7867-2018-8-4-10-15 УДК 005.521:32(045)

ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИфРОВИЗАЦИИ

политической сферы на региональном уровне

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Маковейчук Артем Васильевич,

ведущий специалист отдела по связям с общественностью

и интернет-коммуникациям,

Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия [email protected]

Аннотация. В своей статье автор рассматривает влияние интернет-технологий на государственное управление и региональный политический процесс на современном этапе. В связи со стремительным развитием технологий меняются и инструменты государственного управления, обретая новые формы реализации. Благодаря таким возможностям Интернета, как интерактивность и оперативность подачи информации, становится возможным налаживание эффективного диалога между представителями органов власти и отдельными индивидами, группами интересов и общественными организациями в целях проведения взвешенной внутренней политики, отвечающей реалиям и актуальным проблемам жизнедеятельности общества. Также политические акторы на всех уровнях получают возможность взаимодействовать со своими ключевыми аудиториями, продвигать свой имидж и формировать нужное информационное поле вокруг своей политической деятельности, создавая сети поддержки и завоевывая лояльность граждан. Использование интернет-технологий в политике и государственном управлении открывает кардинально новые возможности для коммуникации и взаимодействия, создавая ресурсы для доступа к политической информации широким слоям населения, упрощает обратную связь и тем самым создает инновационные формы участия населения в политическом процессе, становясь источником прозрачности действий политических институтов и конкретных политиков. Это актуально как для целей формирования и продвижения имиджа политических партий и отдельных политических деятелей, так и для реализации целей государственного управления, политики информационной открытости институтов власти, налаживания человекоориентированного государственного менеджмента.

Затронутое в статье направление и механизмы цифровизации политической системы имеют достаточно серьезные перспективы развития в рамках трансформации всей политико-управленческой модели в государстве в условиях новых технологических вызовов и революций. Также благодаря активной имплементации социально-медийных технологий в политический процесс и развитию новых моделей политического менеджмента становится возможным выстраивать эффективное взаимодействие между властью и обществом, максимизируя полученные выгоды и минимизируя ресурсные расходы.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; интернет-аудитория; социальные медиа; сетевая демократия; электронное гражданское общество

тема номера: ЦИфРОВИЗАЦИя СОВРЕМЕННОЙ ПОлИТИКИ И НОВЫЕ фОРмАТЫ АгИТДЦИОННО-ПРОПДгДНДИСТСКОЙ РАБОТЫ

THE PROSPECTS FOR DIGITALIZ ATION

THE POLITICAL SPHERE AT THE REGIONAL LEVEL

IN CONTEMPORARY RUSSIA

Artem V. Makoveychuk,

Leading Specialist, Department of Public Relations and Internet Communications, National Research Lobachevsky

State University of Nizhni Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia

[email protected]

Abstract. In this article, the author examines the impact of Internet technologies on public administration and regional political process at the present stage. Due to the rapid development of technologies, public administration instruments are also changing, finding new forms of implementation. Thanks to such Internet possibilities as interactivity and efficiency of information presentation, it becomes possible to establish an effective dialogue between representatives of authorities and individuals, interest groups and public organizations in order to conduct a balanced internal policy that meets the realities and actual problems of society. Moreover, political actors at all levels have the opportunity to interact with their key audiences, promote their image and form the necessary information field around their political activities, creating support networks and winning the loyalty of citizens. The use of Internet technologies in politics and public administration opens up radically new opportunities for communication and interaction, creating resources for access to political information for the broad stratum of the population, simplifies feedback and thus creates innovative forms of public participation in the political process, becoming a source of transparency of political institutions' activity and of particular politicians. This is important both for the purposes of forming and promoting the image of political parties and particular politicians, and for the implementation of the goals of the public administration, the policy of information openness of the state authorities, and the establishment of human-oriented public management. The direction and mechanisms of digitalization of the political system discussed in the article have quite reliable prospects for development within the framework of the transformation of the entire political and administrative model of the state in the circumstances of new technological challenges and revolutions. Also, thanks to the active implementation of social media technologies in the political process and the development of new models of political management, it becomes possible to build effective interaction between the state authorities and society, maximizing the benefits and minimizing expenditure of resources.

Keywords: information and communication technologies; Internet audience; social media; network democracy; e-civil society

Сначала XXI в. в связи с активной техно-логизацией всех сторон жизни общества становится актуальной реализация целей политического управления посредством набирающих популярность интернет-ресурсов. Интернет становится массовым, все большее количество пользователей начинает активно вовлекаться в эту среду, в связи с чем интернет-пространство становится мощной средой для формирования политической повестки и реализации так называемой цифровой политики.

Благодаря целевому использованию политических интернет-технологий происходит сокращение дистанции между социумом и властью, что ведет к усилению развития демократических процессов и способствует формированию гра-

жданского общества XXI в. Государство, в свою очередь, должно поддерживать внедрение возможностей Интернета в систему управления, что также становится одним из заметных факторов динамичного развития всего интернет-пространства [1].

Вместе с тем необходимо отметить, что использование интернет-технологий в политике и государственном управлении сегодня становится особо актуальным на местных уровнях, где (в отличие от федеральной политики, задающей векторы политического, экономического и социального развития государства) решаются непосредственно вопросы и проблемы жизнедеятельности местных сообществ и где политик и государственный управленец оказываются

лицом к лицу с гражданином, проживающим на данной территории.

Поэтому сегодня в общественном и политическом дискурсе все чаще можно наблюдать актуализацию проблематики использования ресурсов местных сообществ и локальных территорий в национальных и региональных стратегиях социально-экономического и политического развития, модернизационных курсах России.

Благодаря развитию интернет-технологий в политической сфере становится возможным выстраивать прямой диалог между политическими структурами и избирателями, ряд демократических процедур переводить в виртуальную плоскость, развивая механизмы так называемой электронной демократии. Под электронной демократией исследователи понимают любую демократическую политическую систему, в которой средства электронно-вычислительной техники и компьютерные сети используются для выполнения важнейших функций демократического процесса. К числу таких функций можно отнести распространение информации, объединение интересов граждан и принятие решений путем совещания и голосования [2]. Вместе с тем инструменты электронной демократии могут быть использованы в целях развития местных сообществ в части повышения возможностей влияния граждан на принятие политико-управленческих решений на локальном уровне.

Как утверждает ряд авторов, электронная демократия является новой формой организации коллективных действий, которые реализуются посредством современных медиа- и интернет-технологий в целях развития и укрепления демократических институтов, а также привлечения широких масс к участию в общественно-политической деятельности [3].

В то же время интернет-технологии на службе государственных структур позволяют существенно сократить временные и материальные издержки и всевозможные бюрократические процедуры при получении государственных услуг.

Также цифровизация политической деятельности тесно взаимосвязана с вопросами разработки и внедрения механизмов информационной политики на региональном и муниципальном уровнях, где одной из главных задач является развитие местного самоуправления как открытой системы взаимодействия с гражданским обществом.

Интернет, будучи достаточно открытой и сложноуправляемой средой, в то же время

является одним из важнейших элементов общественного бытия в современном мире. Появляются понятия «интернет-вещей», «цифровая экономика» и т.д. Поэтому выстраивание грамотной и гибкой политической модели в данных условиях позволит налаживать успешные механизмы обратной связи между институтами власти и обществом и получать поддержку тех или иных государственных решений, правильно подавая их в информационное пространство. Отчасти это сродни политической манипуляции общественным мнением, но реализуемой более мягкими и тонкими инструментами.

Необходимо отметить, что специфика социального капитала местных сообществ (т.е. способности местного населения создавать «сети поддержки» и на их основе продуцировать солидарные действия граждан, направленные на разрешения специфических проблем территории и местных сообществ) определяет социокультурные, социально-экономические и политические ресурсы развития этих самых муниципальных образований.

На сегодняшний день можно констатировать неравномерность развития информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления в регионах России. Вместе с тем мировой опыт показывает, что развитие информационных технологий в системе государственного и муниципального управления повышает их качество. Возникает понятие «государственные услуги», и органы государственной власти по аналогии с бизнес-структурами должны становиться клиентоориентированными.

Сайты органов государственной и муниципальной власти в регионах должны уходить (и во многом уже уходят) от форматов монологовой информационной работы, переходить от форматов сайтов-визиток к интерактивному формату с налаженными механизмами обратной связи посредством интернет-приемных руководителей и т.д. Кроме того, важно продолжать повышать уровень информатизации регионов и муниципалитетов и проводить работу по повышению компьютерной грамотности населения.

Достаточно много говорится на федеральном уровне о внедрении в систему государственного управления элементов электронного правительства и развитии цифровых технологий в этом ключе. При этом мало внимания уделяется вопросам анализа текущих результатов и перспектив интеграции современных интернет-тех-

нологий в сферу государственного управления в регионах.

Между тем в России этот уровень становится все более важным: многие полномочия в последние годы передаются от федерального центра в регионы, которые становятся более самостоятельными в проведении своей внутренней политики, вернулись прямые выборы руководителей субъектов Российской Федерации. На текущий момент регионы начинают активно использовать интернет-технологии в сфере государственного управления — кто-то в большей, кто-то — в меньшей степени. Главное, что в целом есть понимание новой реальности и важности грамотного и гибкого реагирования на новые тенденции в обществе, в том числе обусловленные бурным развитием технологий.

В связи с процессами глобализации и всесторонней информатизации современного общества, переводом многих сфер человеческой жизнедеятельности в онлайн-пространство вопрос развития локальной политики становится наиболее важным, особенно в условиях дефицита других ресурсов (финансовых, материальных, организационных и т.д.). Поэтому вопрос интеграции интернет-технологий в практику государственного управления на локальном уровне и формирования в онлайн-пространстве сетей поддержки становится актуальным.

Понимание возможностей данных технологий, системная работа и оперативная адаптация к общественным запросам в условиях формирования глобального информационного политико-экономического пространства позволит разрабатывать новые форматы взаимодействия власти и общества, создавать стратегические планы развития тех или иных территорий как точек роста. Данные точки являются очагами реализации потенциала развития региона, способствуют утверждению работоспособных институтов, повышению качества жизни жителей региона и формированию благоприятной для развития социальной среды.

Интернет-технологии становятся также эффективным инструментом формирования имиджа субъектов политической деятельности. Благодаря использованию всевозможных коммуникационных интернет-сервисов, онлайн-дневников и возможностей социальных медиа, кандидат может напрямую выйти на своего избирателя, общаться с представителями целевых аудиторий (прежде всего, молодежной среды

и активной части общества), имеющими свое определенное окружение (семьи, друзей и т.д.), которому они могут транслировать идеи и мес-седжи, принимаемые от субъектов политического пространства.

Возможности актуальных сегодня интернет-технологий позволяют оказывать достаточно эффективное информационное воздействие на аудиторию по различным вопросам общественного устройства и жизнедеятельности социума, причем достаточно серьезный процент аудитории здесь составляет молодежь. Так, к примеру, по итогам социологического опроса молодых людей в возрасте 16-22 лет, проводимого в рамках приемной кампании ННГУ им. Н. И. Лобачевского, было определено, что одним из наиболее популярных источников информации по интересующим их вопросам является Интернет и социальные медиа как инструменты неформальной коммуникации и общения [4].

Обратившись к вопросу упомянутых выше социальных медиа, нужно отметить, что сегодня они заключают в себе новый формат коммуникации в сфере политики и государственного управления, и проблема их использования на текущий момент является одной из наиболее актуальных среди политологов и социологов. Предоставляя гражданам широкие возможности для непосредственного участия в политическом процессе и принятия политико-управленческих решений, социальные медиа становятся одним из инструментов демократизации многих процессов в жизни общества [5].

Можно предположить, что в процессе интеграции Интернета в политику возникнет эволюционная ситуация, в рамках которой будет сформировано электронное демократическое пространство, и активные граждане начнут существенно влиять на политический процесс благодаря использованию широких возможностей интернет-технологий.

Важную роль в организации политических интернет-коммуникаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях, играет политическая воля и лидерские качества руководителя региона. Определяя векторы развития системы государственного управления в регионах, руководитель собственным примером может способствовать формированию той или иной общественно-политической среды. Глава региональной власти может демонстрировать реализацию политики информационной открытости

власти, в том числе и посредством активного присутствия в интернет-пространстве, становясь лидером регионального информационного поля и тем самым завоевывая доверие широких групп населения и получая общественную поддержку проводимых политико-управленческих решений.

Не последнюю роль здесь играет личный фактор руководства того или иного региона и муниципального образования. От политической воли, активности и желания руководства работать по-новому, понимания им новых тенденций и возможностей сильно зависит реализация политики повышения качества государственного управления посредством цифровизации отдельных его элементов в интересах гражданского общества.

Безусловно, нынешняя система государственного управления нуждается в модернизации, так как в условиях быстроменяющегося мира и стремительного развития технологий эффективность реализации традиционных форм государственного управления снижается, мо-нологовые формы работы исчерпывают себя, отдаляя власть от нужд и интересов общества. Поэтому интернет-технологии в современном мире и призваны стать инструментом прямой демократии, способствующим формированию гражданского общества [6].

Участие активных интернет-пользователей способствует открытости и прозрачности процесса управления государством, а также увеличивает легитимность политической власти в обществе. Вместе с этим, работая и созидая совместно в Интернете, граждане чувствуют сопричастность общему делу, а, как известно, чувство «коллективного» сильно развито в каждом человеке [7].

Что касается субъектов политической деятельности, то анализ и понимание специфики интернет-коммуникаций и умения выстраивать информационно-агитационную работу в интернет-пространстве становится залогом успешности политического актора — будь то отдельный политик или политическая организация — в продвижении своих политических интересов и реализации политических амбиций, благодаря построению сетей поддержки, переходящих из онлайн-пространства в офлайн-реальность.

Для достижения данной цели возможно использование следующих инструментов: публикации информационных материалов в электронных версиях СМИ; размещение рекламы в социальных сетях, блогосфере; отображение информации на поисковых интернет-порталах;

использование видеохостингов, графических баннеров и флеш-анимации для создания бра-узерных игр с политическим подтекстом [8].

Повышению популярности политика способствует и создание официального интернет-представительства. Его эффективность оценивается посещаемостью. Чем более интересный и разнообразный, а самое главное — актуальный контент опубликован на сайте политика, тем выше интерес к данному аккаунту со стороны интернет-пользователей, что может трансформироваться в реальную поддержку идей и решений этого политического деятеля [9].

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что основным направлением воздействия интернет-технологий на развитие государства как основного политического института становится процесс создания электронного правительства. В развитии электронного правительства выделяются несколько стадий: информационное, интерактивное и трансакци-онное веб-присутствие. Каждая из этих стадий характеризует качественно новый этап модернизации политического управления, связанный с увеличением диалоговых форм коммуникации между управляющими и управляемыми.

Другой важный аспект процесса технологи-зации политического пространства связан с реализацией элементов концепции электронного правительства в регионе, что в целом призвано способствовать повышению эффективности политической коммуникации между региональной властью и населением того или иного региона. Использование интернет-технологий в региональном политическом управлении обусловливает тенденцию к увеличению диалоговых моделей коммуникации во взаимодействии государства, гражданского общества и отдельных граждан на региональном уровне.

В то же время в связи с увеличением численности жителей региона, имеющих доступ к Сети, интернет-технологии можно рассматривать как значимый фактор регионального политического развития. Как уже было упомянуто выше, возникновение нового канала политической коммуникации может способствовать активизации участия граждан в обсуждении политических решений, усилению их влияния на региональную власть и увеличению возможностей политических партий и структур гражданского общества воздействовать на региональную интернет-аудиторию [10].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кондрашина Н. В. Интернет как технология политического PR: теоретико-методологические основы использования. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008;7(150):174-183.

2. Башкарев А. А. Электронная демократия как форма политической коммуникации. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008(69):25-29.

3. Копалкина Е. А., Юханов Н. С. Концептуальные основы исследования электронной демократии. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2014;(2):123-135.

4. Ефимова И. Н., Маковейчук А. В. Анализ рынка образовательных услуг и новые тренды в государственной образовательной политике современной России. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;4(15):149-158.

5. Суворова А. Ю. Роль новых медиа в контексте медиатизации политических процессов. Коммуникология. 2017;1(5):68-78.

6. Елисеев С. М. Цифровые технологии как фактор расширения информационного пространства современной политики. Информация-Коммуникация-Общество. 2017;(1):84-90.

7. Бронников И. А. Современные особенности российской интернет-аудитории как участника политической коммуникации. PolitBook. 2013;(2):44-59.

8. Рыхтик М. И., Маковейчук А. В. Роль социальных медиа в реализации имиджевых стратегий политических деятелей в контексте создания информационного общества на региональном уровне. Вопросы управления 2015;(6):76-82.

9. Ефимова И. Н., Маковейчук А. В. Социальные сети как новый механизм формирования имиджа субъектов политической деятельности. Известия Алтайского государственного университета. Серия: История. Политология. 2012;4-1(76):245-248.

10. Ваховский А. М. Интернет-пространство: эволюция форм политического участия. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016;(4):13-21.

REFERENCES

1. Kondrashina N. V. Internet as a technology of political PR: Theoretical and methodological basis of using. Uchenye zapiskiKazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kak-tehnologiya-politicheskogo-pr-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-ispolzovaniya (accessed 05.11.2017). (In Russ.).

2. Bashkarev A. A. Electronic democracy as a form of political communication. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A I. Gertsena. 2008;(69):25-29. URL: https://cyberlemnka.rn/article/ri/elektronnaya-demokratiya-kak-forma-politicheskoy-kommunikatsii (accessed 19.11.2017). (In Russ.).

3. Kopalkina E. A., Yukhanov N. S. The conceptual basis for the study of e-democracy. VestnikRossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2014;(2):123-135. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-issledovaniya-elektronnoy-demokratii (accessed 21.11.2017). (In Russ.).

4. Efimova I. N., Makoveychuk A. V. The analysis of the market of educational services and new trends in the state educational policy of contemporary Russia. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. 2015;15(4):149-158. (In Russ.).

5. Suvorova A. Yu. The role of new media in the context of the rising impact of the mass media in political processes. Kommunikologiya. 2017;5(1):68-78. (In Russ.).

6. Eliseev S. M. Digital technologies as a factor of expanding the information space of contemporary politics. Informatsiya-Kommunikatsiya-Obshchestvo. 2017;1:84-90. (In Russ.).

7. Bronnikov I. A. Actual features of the Russian Internet audience as a participant of political communication. PolitBook. URL: https://cyberleninka.ru/article/r/sovremennye-osobennosti-rossiyskoy-internet-auditorii-kak-uchastnika-politicheskoy-kommunikatsii (accessed 03.11.2017). (In Russ.).

8. Rykhtik M. I., Makoveychuk A. V. The role of social media in the implementation of image strategies of politicians in the context of creating an information society at the regional level]. Voprosy upravleniya. 2015;6:76-82. (In Russ.).

9. Efimova I. N., Makoveychuk A. V. Social networks as a new mechanism for forming the image of political actors. Izvestiya Altaiskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya. 2012;4/1(76):245-248. (In Russ.).

10. Vakhovsky A. M. Internet space: evolution of forms for political participation. Izvestiya Tul'skogogosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. URL: https^/cyberleninka.m/article/n/internet-prostranstvo-evolyutsiya-form-politicheskogo-uchastiya (accessed 03.11.2017). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.