УДК 329
ПОЛИТИКО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ГРАЖДАН
Е.В. Савина
Представлены основные политико-коммуникативные технологии взаимодействия политических партий и граждан. Особое внимание уделено продвижению политических партий и партийных лидеров в сети Интернет, в первую очередь, в социальных сетях. Также выявлены основные проблемы информационного сопровождения деятельности политических партий.
Ключевые слова: политические партии, политическая коммуникация, медиаобщество, медиадемократия, коммуникаттивное пространство, средства массовой информации, интернет-ресурсы политических партий, социальные сети.
В настоящее время все больше возрастает интерес ученых к изучению политико-коммуникативных технологий. В повседневной жизни все чаще употребляется понятие «медиадемократия», означающее комплекс специфических политических действий со стороны средств массовой информации (СМИ), которые создают «медиаобщество» с конкретными политическими установками и взглядами. Именно здесь возникает вопрос о взаимосвязи политики и СМИ, который раскрывается в категории «политическая коммуникация».
Политическая коммуникация - это совокупность процессов информационного обмена и передачи политической информации, призванных структурировать политическую деятельность и придать ей новое значение. Политическая коммуникация выступает социально-информационным полем политики, роль которой, по мнению французского ученого Ж.М. Коттрэ, сопоставима со значением кровообращения для организма человека [1].
Коммуникативное пространство охватывает все сферы жизни общества, в том числе и политическую. Политическое пространство включает в себя систему политической организации социума, в которой отражаются его ценности посредством деятельности и взаимоотношений политических партий, лидеров, общественных организаций и других субъектов социально-политической жизни. Поэтому сегодня одну из ключевых ролей начинают играть коммуникационные возможности органов государственной власти, политических партий, общественных организаций и политических лидеров, их способности к ведению эффективной коммуникации как к целенаправленному взаимодействию с потенциальными избирателями.
По мнению социолога Д. П. Гавры, любой тип коммуникации предполагает искусственность и сознательное управление информационно-коммуникационными ресурсами. Он пишет: «социальная коммуникация всегда предусматривает сознательное управление коммуникационными ресурсами и трансформацию естественного, то есть стихийно развивающегося коммуникативного процесса в новую коммуникативную реальность, имеющую управляемый характер, такая коммуникация является продуктом управления и, следова-
18
тельно, имеет относительно искусственный, то есть не исключительно спонтанный характер» [2, с. 8].
Большую роль при формировании общественного мнения о политических партиях играют СМИ (печать, радио, телевидение), которые одновременно выступают основным каналом коммуникации между участниками политического процесса.
Современные политические партии используют СМИ не как механизм представления интересов общества [4, с. 89], а, в первую очередь, как формирование позитивного имиджа в глазах избирателей [5, с. 321]. В современной России граждане отдают предпочтение той политической партии, чей имидж наиболее привлекательно создан СМИ. Он воздействует на избирателей гораздо эффективнее, чем программа или реальные дела политической партии [6, с. 540].
Немецкий ученый Р. Мейнардус отмечает, что СМИ «имеют решающее значение в распространении информации для граждан. Достоверная информация является необходимым условием для формирования политических взглядов - условием для сознательного участия в политическом процессе» [7]. В настоящее время практически все традиционные СМИ имеют электронные аналоги в сети Интернет и становятся более оперативными и доступными источниками, прежде всего, источниками получения информации в политической сфере [8]. Например, предвыборные ролики политических партий по телевидению показываются во время рекламной паузы, которую большинство пропускает, переключая на другой канал или отходя от телевизора по делам. А в Интернете пользователи заинтересованы в получении определенной информации, политические партии умело привлекают аудиторию, используя тренды и модные тенденции, обращая на себя внимание, побуждая пользователей прочитать пост или посмотреть видео [9, с. 297].
Изменение расстановки сил на рынке СМИ и появление в 1990-е гг. «независимой прессы» создало новые возможности использования печати, радио и телевидения для достижения целей политиками, которые использовали полный арсенал средств - от информирования граждан до фальсификации и манипуляции общественным мнением с помощью СМИ [10, с. 156].
Однако СМИ иногда вызывают к себе негативное отношение со стороны граждан, которые, разочаровавшись в «масс-медиа», перестали интересоваться политическим процессом. Среди основных отличительных особенностей СМИ в деятельности политических партий можно перечислить следующие:
•однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту и невозможность перемены их ролей;
•публичность (неограниченный и надперсональный круг потребителей);
•непостоянный характер аудитории, которая образуется «от случая к случаю» в результате общего внимания, проявленного к той или иной статье, передаче, электронному информационному ресурсу;
• наличие специальных технических приборов и аппаратуры для передачи необходимой информации;
• непрямое и разделенное в пространстве и времени взаимодействие политических партий и граждан [11, с. 65].
Популяризация Интернета привела к изменению формата политико-коммуникационных технологий, усилению роли новых медиа в процессе взаимодействия политических партий со своими потенциальными избирателями [5, с. 313]. По данным ВЦИОМ на 21 января 2018 г. Интернетом пользуются около 80 % совершеннолетних россиян, причем 61 % опрошенных - ежедневно [12]. Также в настоящее время 45 % россиян старше 18 лет пользуются хотя бы одной из социальных сетей почти каждый день, 62 % - хотя бы раз в неделю. Наиболее массовый охват имеет сеть «ВКонтакте» (28 %), второе место занимают «Одноклассники» (19 %), третье - «Iшtagram» (14 %) [13].
Использование Интернета набирает популярность среди российских политических партий. Наиболее используемые инструменты - это освещение событий через сообщества в социальных сетях (прежде всего, «ВКонтакте», «Facebook» и «Instagram») [14, с. 56]. Большую роль в социальных сетях играют группы и публичные страницы политических партий, которые позволяют информировать граждан о новостях, в том числе обмениваться сообщениями, комментариями, мультимедийными материалами или файлами.
Поэтому ведение аккаунтов и сообществ в социальных сетях является одним из самых эффективных каналов воздействия политических партий на потенциальных избирателей. В настоящее время именно он позволяет гражданам наиболее быстро и эффективно доносить до политических партий свои проблемы и интересы [15, с. 71]. Ядром пользователей аудитории политических партий являются мужчины 26-35 лет, нацеленные на практический результат получаемой информации [15, с. 30].
Абсолютными лидерами по объему подписчиков в социальных сетях являются аккаунты онлайн-сообщества, созданные федеральными отделениями политических партий. Сегодня наблюдается явный дефицит влиятельности и аккаунтов и групп региональных отделений, а также фактическое отсутствие неформальных лидеров общественного мнения - сторонников политических партий, формирующих позитивные информационные потоки в социальных сетях [16, с. 30].
Еще одной проблемой использования социальных сетей политическими партиями является то, что значительная часть интернет-аудитории ориентирована на неполитический контент по причине установки на игнорирование и избегание политического контекста интернет-коммуникации [16, с. 30]. Формальный характер партийной коммуникации в социальных сетях сопряжен со слабой интеграцией аккаунтов и сообществ, что укорачивает жизненный цикл сообщений/новостей о партиях и препятствуют созданию социальных связей, необходимых для эффективного использования возможностей сети Интернет [16, с. 31].
Таким образом, политическая коммуникация при взаимодействии политически партий с гражданами обладает большим политическим потенциалом. Чтобы оптимизировать взаимодействие граждан и политических партий, необходимо эффективно организовать процесс политической коммуникации, в том числе наладить двухстороннюю связь между представителями от политических партий и гражданами. Любая политическая партия, используя социальные сети, может удачно привлечь избирателей, обратившись к определенным нишевым структурам, и из огромной массы пользователей выбрать целевые группы и сделать прогноз числа пользователей, заинтересовавшихся материалами политических партии и потенциально способных проголосовать за неё.
Список литературы
1. Шарков Ф.И. Политическая коммуникация в современном информационном обществе. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-kommunikatsiya-v-sovremennom-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 21.09.2018).
2. Гавра Д.П. Социально-коммуникативные технологии: обоснование категории // PR-технологии в информационном обществе: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, СПб., 2004. 285 с.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. 137 ст.
4. Гончарова О.А. Взаимодействие политических партий с институтами гражданского общества// Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология, 2011. № 1. С. 8997.
5. Чижов Д.В. Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2016. № 1 (131). С. 313-339.
6. Демидова Т.К. Партии как субъекты модернизации: теоретическая модель и политическая практика// Вестник Башкирского университета. Сер. «Философия, социология, культурология и политология». 2011. С. 540-543.
7. Meinardus Ronald The Political Impact of the Internet [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/iXSBUP (дата обращения: 20.09.2018).
8. Пикула Н.Н. Интерактивные коммуникации и политическое сознание [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7interaktivnye-kommunikatsii-i-politicheskoe-soznanie (дата обращения: 20.09.2018).
9. Аверин Н.В., Пономарев В.В. Роль Интернета в современной политике // Новые технологии в учебном процессе и производстве: материалы XV межвузовской научно-технической конференции / под ред. начальника НИО А.А. Платонова, канд. техн. наук А.А. Бакулиной 2017. С. 296-298.
10. Пеньков В. Ф. Бегущий кентавр: об аксиологических и социокультурных аспектах политических процессов. Тамбов: Цифра, 2016. 264 с.
11. Кочурова А.Л. Роль СМИ в политической культуре России // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: «Политология». 2014. № 3. С. 62-66.
12. Пользование Интернетом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/news/ratings/polzovanie internetom/ (дата обращения: 16.09.2018)
13. Каждому возрасту - свои сети. [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (дата обращения: 16.09.2018).
14. Козырева А.А. Почему социальные сети являются инструментом политической власти? // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. № 2 (62). Т. 2. С. 56-59.
15. Бродовская Е..В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н. Анализ эффективности коммуникаций политических партий (на примере единого дня голосования 2017 года) // Гражданин. Выборы. Власть. 2017. № С. 69-90.
16. Бродовская Е.В. Домбровская А.Ю. Базовые онлайновые стратегии политического и гражданского участия российских пользователей // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 8. С. 28-41.
Савина Екатерина Владимировна, аспирант, katenka—[email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
POLITICAL-COMMUNICATION MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN POLITICAL PARTIES AND CITIZENS
E. V. Savina
The article presents the main political and communicative technologies of interaction between political parties and citizens. Particular attention is paid to the promotion ofpolitical parties and party leaders on the Internet, primarily in social networks. The main problems of information support of political parties ' activities are also identified.
Key words: political parties, political communication, media society, media democracy, communication space, media, Internet resources of political parties, social networks.
Savina Ekaterina Vladimirovna, postgraduate, katenka—[email protected], Russia, Tula, Tula State University