Д.Г. Камнев
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ЛОББИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с взаимодействием власти и бизнеса в современной России, проведен ретроспективный анализ взаимодействия представителей коммерческих структур с органами государственной власти. Также особое внимание уделяется вопросу создания в современной России легального института лоббизма, который сможет функционировать в рамках инновационной экономики. Автором статьи предлагаются необходимые элементы для создания в стране эффективного института лоббизма.
Ключевые слова:
лоббизм, власть, бизнес, взаимодействие с государственными органами власти, лоббисты, GR.
D.G. Kamnev
THE INTERACTION BETWEEN BUSINESS AND GOVERNMENT ON THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY: THE PROSPECT OF A LOBBYING INSTITUTION IN MODERN RUSSIA
Abstract:
The article discusses issues related to the interaction of government and business in the modern Russia, the retrospective analysis of the interaction of representatives of commercial structures with state authorities. Special attention is also paid to the establishment of modern Russia legal institute of lobbying, which can operate in the innovation economy. The author provides the necessary elements to create an effective institution in the country lobbying.
Key words:
lobbying, government, business, interaction with public authorities, the lobbyists, GR
Вначале 90-х гг. Российская Федерация избрала для себя со сменой советского политического курса новую экономическую модель, основанную на рыночных принципах, свободе конкуренции и частного предпринимательства. В тот период в России активно зарождалось предпринимательство, повсеместно рынок осваивал малый и средний бизнес, после залоговых аукционов появился крупный бизнес, основанный на осколках советских предприятий и трудовых коллективов. С развитием в нашей стране частного бизнеса, назрел вопрос организации эффективного взаимодействия государственных структур с представителями бизнеса, с одной стороны требовалась необходимая регламентация коммерции со стороны государства, которая охраняла бы интересы общества, граждан, а с другой стороны у бизнеса, чаще всего крупного суще-
ствовали собственные интересы, связанные с увеличением финансовой прибыли. Пересечение интересов государства и коммерческих структур приводило к конфликту интересов, которые не шли на пользу, как самому государству, так и бизнесу, поэтому поиск оптимальной модели взаимодействия власти и бизнеса, которая учитывала бы интересы общества, остается актуальной задачей в современной России.
В статье будет проанализирована сложившаяся современная практика взаимодействия власти и бизнеса в России, также представлю выявленные мной необходимые условия для создания в стране легального института лоббизма, предложу некоторые организационные параметры новой модели взаимодействия власти и бизнеса. Под бизнесом в статье понимаются крупные коммерческие структуры, их объединения, малый и средний бизнес, участвующий в работе деловых союзов и объединений. Мероприятия по взаимодействию с властью, лоббизм, требуют от бизнеса серьезных финансовых, интеллектуальных, организационных затрат, поэтому отстаивание и продвижение своих интересов перед властью под силу лишь коммерческой структуре располагающей достаточными ресурсами.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, связанных с взаимодействием власти и бизнеса в современной России, следует определиться с самим понятием лоббизм. Проанализировав широкий круг юридических и научных источников, посвященных изучению лоббизма, пришел к выводу, что наиболее полно и законченно трактовка «лоббизма» представлена в «Британской энциклопедии». Лоббизм - «любая попытка индивида или групп частных интересов оказывать влияние на решения представителей политического истеблишмента, в первоначальном значении - это усилия по влиянию на голосование законодателей по тому или иному вопросу, как правило, вне пределов законодательных органов. Лоббирование в различных формах существует в любой политической системе» [14]. В энциклопедической статье указываются формы лоббирования, характерные для США, как классического образчика легализованного лоббизма: 1) представители избирателей, которые оказывают давление на депутатов в законодательных собраниях; 2) государственные служащие, с которыми в частном порядке можно обсудить волнующие вопросы; 3) вознаграждение кандидатов от организаций и групп, их выдвижение на важные должности; 4) участие в работе комиссий, совещательных органов при законодательных собраниях и ведомствах; 5) организация рассылки писем и/или телефонных звонков по установленному плану; 6) кампании по информированию общественности.
В различных своих национальных образцах, лоббизм распространен и в других странах, таких как Великобритания, Канада, Франция, Япония, широко поставлена деятельность лоббистов в неофициальной столице Европейского союза - Брюсселе. Во всех вышеперечисленных странах существуют законодательные рамки, регламентирующие лоббистскую деятельность, и в каждой
стране есть своя собственная история по формированию государственной и общественной позиций по отношению к лоббизму, от полного запрета и порицания данной деятельности, в финале до абсолютной легализации последнего.
Опыт ведения бизнесом лоббистской деятельности в современной России насчитывает чуть более 20 лет. Проведя ретроспективный анализ отношений между властью и представителями крупного бизнеса в постсоветской России можно выделить несколько этапов, которые характеризуются определенными особенностями во взаимоотношениях бизнеса и власти:
I (с начала 90-х гг.) - представители бизнеса предпочитают решать возникшие вопросы через заинтересованных людей во властных структурах по средствам «покупки решений», происходит пренебрежение общественными интересами над частными;
II (с начала 2000-х гг.) - представители бизнеса предпочитают выстраивать сотрудничество с властью, основанное на взаимодействии по средствам выборных органов, бизнес ассоциаций и объединений, других элементов гражданского общества, бизнес ищет баланс с интересами общества;
III современный этап (с 2008 г.) - представители бизнеса и власти стремятся сотрудничать, власть призывает участвовать бизнес по развитию приоритетных направлений экономики, вменяет бизнесу социальную ответственность перед обществом.
Рассмотрим более подробно характерные черты обозначенных выше этапов.
С начала 90-х гг. представители крупных бизнес структур активно рекрутируются на руководящие посты в органы государственной власти, где они эффективно отстаивают интересы своих бизнес структур. В политологической научной литературе данный период имел название олигархического политического режима, когда в ельцинской элите на государственных должностях ключевые посты получали выходцы из крупного бизнеса, а теневыми игроками на политической арене и лицами принимающие государственные решения являлись олигархи. Взаимодействие крупного бизнеса с властью строилось на принципах продавливания нужных государственных решений, при этом интересы общества становились жертвой личной выгоды олигарха и его бизнес партнеров. На этом этапе взаимодействия бизнеса и власти не применялись легальные методы лоббирования, не было потребности в сложных интеллектуальных схемах продвижения своих интересов, все было сведено к прямой покупке нужного государственного решения.
Но при этом в стране начинаю формироваться первые официальные организации представляющие интересы коммерческих структур. После распада СССР, на фоне формирования частного бизнеса был учрежден Российский союз промышленников и предпринимателей (создан в 1991 г.), основными задачами которого до 2000 г. были: «... 1) формирование собственного видения проблем и пути экономического развития; 2) разработка предложений, в том числе за-
конодательных, в экономической и социальной сферах; 3) поиск способов воздействия на содержание и методы реализации реформ» [13]. РСПП и в современной России продолжает играть значительную роль в выстраивании эффективной коммуникации между представителями бизнеса и власти; организация в основном представляет интересы крупного бизнеса и промышленных отраслей.
Второй этап характеризовался наметившейся тенденцией к выстраиванию долгосрочного эффективного сотрудничества между представителями бизнеса и властью, когда они стали равноудалены друг от друга. С приходом на пост Президента Российской Федерации В.В. Путина происходит смена политической элиты в стране, постепенно представители крупного бизнеса удаляются от власти, от непосредственного принятия государственных решений, это сопровождается судебными процессами, публичным раскрытием схем финансовых махинаций и ранее принятых незаконных государственных решений. На этом этапе бизнес взаимодействует с властью по средствам участия своих представителей в различных уровнях законодательных собраний страны, в бизнес ассоциациях и объединениях, использует для продвижения своих интересов также отраслевые союзы и общественные организации.
Наиболее авторитетными организациями, представляющие интересы бизнеса в настоящее время в России являются: Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» (создана в 2001 г.), Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» (создана 18 сентября 2002 г.). Две общероссийские организации широко представлены в регионах России и имеют возможность эффективно продвигать интересы на федеральном и региональном уровнях, как среднего, так и малого бизнеса.
С начала 2008 г. в период начавшегося мирового финансового кризиса и под его давлением, оказавшего значительное влияние и на Российскую Федерацию, политическая и экономическая элиты государства наметили ревизию прежней экономической модели развития страны, постепенный уход от высокой степени зависимости национальной экономики от экспорта углеводородов. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своих основных программных документах, указах и официальных выступлениях, неоднократно обращаясь к членам Федерального Собрания Российской Федерации, руководству Правительства РФ, федеральных министерств и представителям бизнес сообщества призывал переориентировать российскую экономику на путь инновационного развития. Инновационный вектор в развитии российской экономики, безусловно, требует новой модели взаимоотношения между властью и бизнесом, и на этом этапе вполне естественно появление легального института лоббирования в современной России, когда методы и механизмы лоббирования выйдут из полутени управленческих реалий и получат свое юридическое основание для применения их на практике.
В свою очередь взаимоотношение бизнеса и власти на этом этапе претерпели изменения, представители власти и бизнеса имеют общий интерес к сотрудничеству. С одной стороны представители бизнеса заинтересованы в политической и экономической стабильности в стране, это благотворно влияет на развитие коммерции внутри страны и повышает инвестиционную привлекательность национальной экономики, а с другой стороны власть заинтересована вовлечь представителей бизнеса к участию в крупных коммерческих проектах инновационной экономики. Также представители власти, ориентируя крупный бизнес к участию в отечественных коммерческих проектах, используют в своей риторике призывы к патриотизму и обещают представителям бизнеса послабление со стороны государственного контроля, сокращение административных барьеров, подкрепляя это самым низким 13% налогом на доходы физических лиц. Власть напрямую призывает владельцев крупного бизнеса к социальной ответственности перед своими работниками, населением местности, где находятся производственные мощности компании, постепенно происходит процесс дополнительного обременения крупного бизнеса дополнительными социальными задачами, ранее которые напрямую решались за счет государства.
Перевод экономики на инновационный вектор развития ложиться в первую очередь на государство, как главного регулятора всей национальной экономики, которое активно создает нормы и требования для представителей бизнеса, тем самым создавая им дополнительные условия для прихода в сферу инновационной коммерции. Активное применение государством регулятивных мер по отношению к различным видам экономической деятельности, заставляет крупный бизнес в штате своих компаний организовывать структуры по работе с органами государственной власти, чаще всего этот вид деятельности носит название «GR» от английского аналога «Government Relation».
На 3 этапе взаимодействия власти и бизнеса выявилась закономерная особенность, в лоббизме как инструменте обособилась важная составляющая - каждодневная постоянная работа по взаимодействию сотрудников коммерческих структур с представителями государственных органов власти, GR деятельность. Эта форма деятельности сотрудников компании обеспечивающая управление регулятивными рисками в целях сокращения их последствий для самой компании и для поддержания комфортных отношений между коммерческой структурой и представителями государственных ведомств.
Российский исследователь Д.С. Белов отмечает следующие задачи, которые решает в компании структура по взаимодействию с органами государственной власти, занимающаяся регулятивными рисками: «выявление рисков; оценка существенности и потенциальных угроз, формируемых рисками; определение источников рисков и сфер деятельности, которые они затрагивают; предоставление рекомендаций по выбору стратегии уменьшения вероятности наступления события риска для принятия управленческого решения; развитие
деятельности по управлению рисками с целью минимизации их последствий в случае их наступления» [2, с. 43].
Бизнес заинтересован в легальных механизмах лоббирования своих интересов перед властью, в организации открытых площадок для ведения конструктивного диалога на экспертном уровне. Полулегальные методы продвижения бизнес - интересов, присущие ранее 2 первым этапам взаимодействия бизнеса и власти в современной России уходят из практики коммерческих компаний. Государством в последнее время взят активный курс на борьбу с коррупцией в среде чиновников, и незаконные методы лоббирования сулят бизнесу значительные репутационные и штрафные издержки, чем выгода от неконвенционально решенного вопроса.
На новом этапе становления российской экономики по инновационному пути развития, в условиях задач формирования социального правового государства назрела необходимость создания в современной России полноценного института лоббизма, отвечающего ментальности и социокультурным особенностям россиян. Российская модель лоббизма должна вобрать в себя самые лучшие мировые практики организации данной деятельности, но при этом она должна соответствовать актуальным задачам развития отечественной экономики, эффективно представлять интересы бизнеса с первоочередным учетом выгоды для граждан страны.
Для организации института лоббизма в современной России необходимо создание следующих важных элементов:
1) законодательная база (прежде всего - Федеральный Закон «О деятельности лоббистов»), регулирующая деятельность лоббистов, устанавливающая законодательные рамки для лоббистской деятельности, прописывающая природу лоббизма;
2) постоянно действующие открытые экспертные совещательные площадки в федеральных и региональных органах государственной власти, где формируются законопроекты и утверждаются законы, для коммуникации представителей власти и лоббистов;
3) специальный информационный ресурс, который бы информировал лоббистов о нормотворческих планах властей, где размещался бы реестр лоббистских фирм и лоббистов, предоставлял бы полную информацию общественности, относительно кем лоббировался тот или иной законодательная норма и какой результат на выходе был получен;
4) реестр содержащий данные о лоббистских организациях и лоббистах, которые должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. После регистрации лоббисты наделяются статусом и полномочиями на представительство интересов конкретных коммерческих структур, информацию о фирмах нанимателях лоббисты в обязательном порядке указывают в вышеупомянутом реестре.
5) профессиональные образовательные учреждения, учебные программы, которые осуществляли бы эксклюзивную подготовку специалистов по ведению лоббистской деятельности, как для отечественного рынка труда, так и для внешнего.
Крайне важным фактором для развития полноценного института лоббизма в современной России является укрепление роли и увеличение самостоятельности законодательной ветви власти, как на федеральном уровне, так и в регионах. Основная площадка работы лоббистов во всем мире находится в законодательных собраниях, члены и сотрудники данных органов власти являются основными контрагентами лоббистских организаций. Лоббистам в России в настоящее время чаще всего приходится взаимодействовать по вопросам нормотворчества с чиновниками из отраслевых ведомств, с сотрудниками исполнительной ветвью власти, не желе с законодательной. Такое положение вещей, стало отчасти возможным из-за принципа государственного устройства нашей страны, Российская Федерация является президентской республикой, где Президент Российской Федерации обладает широким кругом полномочий по сравнению с законодательной и судебной властью.
Создание в современной России института лоббизма будет способствовать выведению лоббистской деятельности из маргинального состояния, сможет повысить качество законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ и региональными законодательными собраниями, т.к. некоторые из них будут проходить через фильтр критики и предложений экспертов и профессиональных лоббистов. Также полноценно работающий институт лоббизма будет подспудно противодействовать коррупции в сфере принятия государственных решений и в целом сможет стать эффективным инструментом в деле помощи властям по развитию российской экономикой. Эффективность института лоббизма заключается в поиске баланса государственных и бизнес интересов, где приоритет, безусловно отдан в пользу учета интереса граждан нашей страны.
Литература
1. Аравина Т.И., Кузнецова Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости // Социологические исследования. 2000. №9.
2. Белов Д.С. Роль GR-подразделений в управлении регулятивными рисками в период кризиса // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2009. №5.
3. Белоусов А.Б. Дискретная модель лоббистской коммуникации // Полис. 2006. №4.
4. Бирюков С.В. Основные модели представительства региональных интересов в современной политике (зарубежный опыт) // Общественные науки и современность. 2009. №4.
5. Вавочкина И.Д. К истории регулирования лоббизма в США // Новая и новейшая история. 2007. №1.
6. Дегтярев А., Маликов Р., Гришин К. Инвестиционный потенциал муниципальных образований: неформальное взаимодействие власти и бизнеса // Общество и экономика. 2011. №2.
7. Костяев С.С. Лоббизм американского бизнеса в России // США - Канада. Экономика, политика, культура. 2010. №5.
8. Костяев С.С. Лоббизм российского бизнеса в США // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №4.
9. Олейник А. Политэкономия власти: подходы к анализу отношений между государством и бизнесом в России // Вопросы экономики. 2011. №5.
10. Фокин В. Особенности отношений бизнеса и власти в России // Международные процессы. 2009. №2. Том 7.
11. Фокин В.Ю. Политическая практика государственно-частного партнерства в России // Полис. 2011. №4.
12. Yakovlev A. Government, Business And The Driving Forces Behind Economic Development In Russia: Before And After The «Yukos Case» // Social Sciences. 2005. №3.
13. Российский союз промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс]. URL: http://рспп.рф/simplepage/27 (дата обращения: 20.09.2012)
14. Encyclopedia Britannica [Электронный ресурс]. URL: http://www.britann ica.com/ EBchecked/topic/345407/lobbying (дата обращения: 17.09.2012).