Научная статья на тему 'Взаимодействие власти, бизнеса и образования в кадровом обеспечении инновационного развития региона'

Взаимодействие власти, бизнеса и образования в кадровом обеспечении инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобин Михаил Александрович

Экономический рост в российских регионах, в частности в Санкт-Петербурге, сталкивается с кадровым ограничением. В статье предложены механизмы организации взаимодействия региональных властей, системы образования и предприятий для решения данной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие власти, бизнеса и образования в кадровом обеспечении инновационного развития региона»

Взаимодействие власти, бизнеса и образования в кадровом обеспечении инновационного развития региона

УДК 332.145

М. А. Лобин

вице-президент Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга

Сегодня вопросы кадрового обеспечения инновационного развития экономики играют важнейшую роль и являются определяющими в достижении регионального экономического роста, в усовершенствовании всех ведущих отраслей экономики Санкт-Петербурга. Перед регионом стоит задача перехода на инновационный тип развития, и одним из важнейших участников этого процесса должна стать высшая школа, выступая при этом не только как поставщик инженерных и научных кадров, но и как организатор и непосредственный участник создания новой техники и технологий.

В целом необходимо отметить, что работа высшей школы по реализации этого направления уже приносит свои положительные результаты. Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга — активный участник этой работы. Совместно с Советом ректоров города мы неоднократно рассматривали ход ее выполнения, вносили соответствующие коррективы в практическую работу.

Не секрет, что дальнейшее развитие экономики все в большей степени зависит от подготовки квалифицированных кадров. Как должна решаться эта проблема? О чем должна идти речь? Прежде всего, по нашему мнению, необходимы создание и развитие профессиональных и образовательных стандартов, формирование системы независимой оценки качества образования в рамках профессионального образования, разработка и реализация инновационных образовательных программ.

С целью решения этой проблемы Союз участвует в реализации пяти программ по развитию профессионального образования. Разработаны, подписаны и успешно реализуются соглашения с Комитетами по науке и образованию, Советами ректоров и директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования. Правительство города выделило 40,3 млн руб. на субсидии для возмещения части затрат, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров. На модернизацию учебно-лабораторных баз профессиональных училищ было выделено 37,3 млн руб. В софинансировании этих мероприятий приняли участие такие крупные предприятия города, как ОАО «Силовые машины» и ОАО «Ижорские заводы». Активную организационную и материальную поддержку городским лицеям оказали: ОАО «Киров-

< о

С С

ш

ский завод», ОАО «Светлана», ФГУП «Адмиралтейские верфи», ОАО «Водоканал» и другие организации. 2

Вопросы подготовки кадров регулярно рассмат- > риваются и на Межведомственном координацион- £ ном совете по экономической, научно-технической н и промышленной политике при правительстве Санкт- ^ Петербурга, где Союз промышленников и предприни- н мателей выступает за дальнейшее расширение связей □= между учебными заведениями и бизнесом по целе- о вому обеспечению специалистов. Примером успеш- ^ ного развития взаимоотношений промышленников и ^ учебных заведений служит утвержденная программа о подготовки специалистов для судостроительной от- ^ расли. В последнее время все больше двусторонних ^ договоров заключается между учебными заведени- >х ями города и конкретными предприятиями: Санкт- ° Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» — ЦНИИ «Электроприбор», ФГУП § «НИИ „Вектор"», Санкт-Петербургский морской техни- ^ ческий университет — ФГУП «Адмиралтейские верфи» ^ и т. д. I

Еще один пример взаимодействия бизнеса и об- х разования в регионе — создание на базе ведущих к высших учебных заведений университетских комп- ^ лексов, объединяющих в своем составе начальное, з среднее, высшее и послевузовское профессиональное ^ образование, т. е. формирование системы непрерыв- ^ ной профессиональной подготовки. Примеры подобного подхода у нас уже есть: базовый Университет авиационного приборостроения сегодня включает в себя техникум авиационного приборостроения и электротехнический колледж. В настоящее время обсуждается возможность включения в этот комплекс и профессионально-технических училищ. Преимущество такого подхода состоит в том, что при успешном обучении студенты могут получить дипломы нескольких уровней профессионального образования, а поступающие в вуз осваивают программы начального и среднего профессионального образования в высо-комотивационной среде. Университет авиационного приборостроения к таким преобразованиям готов. А Союз промышленников и предпринимателей, со своей стороны, может оказать необходимую поддержку в сложном процессе интеграции.

Предложенная модель представляет интерес прежде всего для крупного и среднего бизнеса, а также для госкорпораций, наиболее остро ощущающих кадровый дефицит. Для успешной реализации этой задачи компания «Ленинец» совместно с ГУАПом создает учебно-научно-производственный центр «Инновационные технологии». Совместно с администрацией Московского района Санкт-Петербурга создан Компьютерный центр технического творчества молодежи, в котором занимаются более двух с половиной тысяч школьников.

Для повышения качества подготовки специалистов предстоит увеличить финансовую и материальную помощь со стороны предприятий, принимать конкретное участие в совершенствовании учебно-методического

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 6 (38) 2008

< процесса. Успешное решение задачи по обеспечению

о промышленности профессиональными кадрами тре-

□ бует регулярного проведения комплексных исследо-к ваний, призванных определить потребность основных

□ отраслей экономики в квалифицированных специалис-У тах, а также мониторинга состояния рынка труда. Все т это позволит правильно, на научной основе опреде-х лить контрольные цифры подготовки специалистов, ш скорректировать квалификационные требования к ^ обновленному перечню специальностей.

^ В связи с бурным промышленным развитием города особую остроту в последнее время приобрела про-

£ блема обеспечения предприятий рабочими кадрами.

> Сложившаяся в городе демографическая ситуация

сь требует их привлечения из других регионов. В связи

н- с этим перед руководителями предприятий встает

с= жилищная проблема. По нашему мнению, ее решение

^ может быть достигнуто путем создания фонда городского жилья для временного проживания мигрантов.

о Иными словами, город за счет средств бюджета стро-

^ ит несколько десятков домов, а предприятия арен-

х дуют квартиры в этих домах для своих иногородних

о сотрудников. В течение 5-10 лет эти работники при

^ финансовой поддержке работодателей и с помощью

^ ипотечного кредита могут обзавестись собственным

>х жильем и освободить арендованную площадь для

° других иногородних специалистов.

^ Следующий момент. Как известно, в концепции

х инновационной политики Санкт-Петербурга, утверж-

денной правительством города, в качестве главной и острейшей проблемы отмечаются вопросы повышения эффективности использования научных разработок и внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство. Существенным тормозом в инновационной деятельности сегодня является устаревшая нормативная база. Без создания особого правового режима нововведений, разработки системы страхования финансовых рисков, организации венчурных фондов с участием государства и предоставлением государственных гарантий вряд ли можно ожидать реального развития инновационных технологий за счет частных инвесторов.

В настоящее время специалистами разработаны проекты ряда законодательных актов по совершенствованию нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. В частности, это федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», указ президента РФ «О государственной политике по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной собственности» и т. д. Но пока это, к сожалению, лишь проекты. Для бизнес-сообщества необходимо скорейшее принятие всех вышеперечисленных правовых актов, что позволит организовать плодотворное сотрудничество и взаимодействие государства, бизнеса и высшей школы на новом качественном уровне.

Влияние процессов глобализации на развитие системы инновационного образования в Российской Федерации

УДК 338.2-005.44

Н. М. Межевич

заведующий лабораторией приграничного и трансграничного сотрудничества Института проблем региональной экономики РАН (г Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор

Н. П. Жук

младший научный сотрудник лаборатории приграничного и трансграничного сотрудничества Института проблем региональной экономики РАН (г. Санкт-Петербург)

I

Одной из главенствующих тенденций современного развития является усиление взаимосвязей национальных и региональных экономик и мирового хозяйства в целом. Она определяется воздействием процессов глобализации не только на социально-экономическое развитие стран мира, но и на его частные аспекты, в том числе на национальные системы образования.

Глобализация, как совокупность всех процессов, посредством которых происходит инкорпорация населения планеты в единое мировое сообщество, способствует ускорению развития экономики знаний и системы инновационного образования. При этом «под

глобальной экономикой мы понимаем такую, которая в реальном времени работает как единое целое в мировом пространстве, все равно, касается ли это капитала, менеджмента, труда, технологии, информации или рынков» [1, с. 3].

Можно выделить следующие основные направления влияния глобализации на инновационный процесс:

1) ускорение, которое ведет к существенному сокращению времени, необходимого для запуска новых продуктов, равно как и снижению продолжительности их жизненных циклов. Ключевую роль в этом направ-

18

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 6 (38) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.