Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭТНОЭЛИТАМИ В 40-Х ГОДАХ XIX ВЕКА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭТНОЭЛИТАМИ В 40-Х ГОДАХ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТР КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ / ВРЕМЕННЫЙ КАБАРДИНСКИЙ СУД / ЭЛИТЫ / ИМАМ ШАМИЛЬ / АБРЕКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алхасова Динара Муратовна

Статья посвящена исследованию форм взаимодействия управления Центра Кавказской линии с представителями региональных этноэлит в 40-х гг. XIX в. В исследуемый период оно осуществлялось путем вовлечения региональной аристократии в деятельность развивавшихся на Центральном Кавказе судебно-административных учреждений, а также путем применения репрессивных мер в отношении абреков. Управление Центра Кавказской линии рассматривается в качестве одного из факторов интеграции представителей региональных этноэлит. Приводится дифференциация методов борьбы с абреками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE MANAGEMENT OF THE CAUCASIAN LINE CENTER WITH REGIONAL ETHNOELITES IN THE 40S 19TH CENTURY

The article is about the relationship between the management of the Center of the Caucasian Line and representatives of the regional aristocracy in the 40s 19th century. It is stated, that during this period in the Central Caucasus, the integration of representatives of the regional aristocracy was carried out under the infl uenceCaucasian Line Center acted as an external integration factor. The factor of internal integration is Imam Shamil. The article explores two areas of interaction between the Center of the Caucasian Line and the regional aristocracy: with the loyal and the disloyal. It is noted that in the 40s 19th century loyal representatives of ethnic elites were actively involved in the activities of local judicial and administrative institutions, and carried out military service. Moreover, the article investigates and diff erentiates methods of dealing with abreks. of two factors of integration. The management of the

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭТНОЭЛИТАМИ В 40-Х ГОДАХ XIX ВЕКА»

НАРОДЫ КАВКАЗА. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

THE NATIONS OF THE CAUCASUS. TRADITIONS AND MODERNITY

УДК 94(470.6)+930.2

DOI 10.18522/2072-0181-2022-111-67-73

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭТНОЭЛИТАМИ

В 40-х ГОДАХ XIX ВЕКА

Д.М. Алхасова

INTERACTION OF THE MANAGEMENT OF THE CAUCASIAN LINE CENTER WITH REGIONAL ETHNOELITES IN THE 40s 19th CENTURY

D.M. Alkhasova

В историческом кавказоведении исследование взаимодействия локальных судебно-администра-тивных учреждений с представителями региональных этноэлит в дореволюционный период занимает важное место. Некоторые аспекты этой темы затрагивались в трудах А.Х. Абазова, З.М. Блиевой, Е.И. Кобахидзе, Г.А. Кокиева, П.А. Кузьминова, Е.Г. Муратовой и др. [1-10]. Однако деятельность управления Центра Кавказской линии в 40-х гг. XIX в. в контексте интеграции региональной аристократии в политико-правовое пространство Российской империи не становилась предметом отдельного исследования.

Поэтому целью данной статьи является изучение взаимодействия управления Центра Кавказской линии с представителями региональной аристократии в 40-х гг. XIX в.

Алхасова Динара Муратовна - аспирант Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, 360003, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, Долинск, ул. Балкарова, 2, e-mail: [email protected], т.: 8(8662)720112.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: исследовать взаимодействие управления Центра Кавказской линии с представителями привилегированных сословий у кабардинцев и балкарцев; дифференцировать методы борьбы управления Центра Кавказской линии с абреками; исследовать направления деятельности управления Центра Кавказской линии по налаживанию связей в качестве одного из факторов интеграции региональной аристократии.

Под региональной аристократией (региональными этноэлитами) понимается малочисленная группа лиц, обладающих высоким социальным статусом, наследственными привилегиями, осуществляющих власть на определенной территории [11]. Изучение взаимодействия управления Центра Кавказской линии с представителями региональных этноэлит в 40-х гг. XIX в. открывает широкие возможности для исследования социально-

Dinara Alkhasova - Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2 Balkarov Street, Kabardino-Balkarian Republic, 360003, e-mail: alkhasova. [email protected], tel.: 8(8662)720112.

политической истории народов Кавказа как в научно-теоретическом, так и в практическом плане. В научно-теоретическом плане разработка этой темы позволяет глубже изучить процесс взаимодействия административных учреждений с представителями привилегированных слоев населения Центрального Кавказа. В практическом - позволяет наметить перспективы дальнейшего изучения особенностей взаимодействия органов власти с населением, проживавшим на подведомственной им территории.

В основу исследования положены материалы, извлеченные из фондов УЦГА АС КБР (г. Нальчик). Значительный объем информации был почерпнут из делопроизводственной документации управления Центра Кавказской линии (предписаний и формулярных списков). Взаимодействие управления Центра с представителями региональной аристократии также было исследовано на основе отчетов Временного Кабардинского суда.

Методологической основой послужили историко-генетический, историко-сравнитель-ный и историко-системный методы и принцип историзма.

В первой трети XIX в. продолжилось административно-правовое строительство на Центральном Кавказе, целью которого было включение народов региона в правовую и административно-политическую систему Российской империи. Ряд отечественных историков сходится во мнении, что к концу этого периода общественно-политическая обстановка в регионе еще не была стабилизирована [1-3; 5; 7-10; 12; 13].

С одной стороны, значительная часть территории данного субрегиона уже была включена в состав Российской империи, и к этому времени здесь уже практиковались мероприятия, направленные на укрепление позиций Российской империи. С другой -общественное сознание большей части коренных жителей за несколько десятилетий еще не успело полностью перестроиться, поэтому национально-освободительные идеи находили поддержку в среде местного населения [13, с. 162].

Интеграция региональных этнолит в исследуемый период протекала под влиянием ряда эндогенных и экзогенных факторов. В качестве одного из внешних факторов интеграции можно выделить деятельность локальных судебных и административных учреждений

по включению народов Кавказа в политико-правовое пространство Российской империи. К внутреннему фактору относится деятельность имама Шамиля (в том числе, и попытка вторжения в Кабарду в апреле 1846 г.), национально-освободительные идеи которого шли вразрез с целями Российской империи и встречали сочувствие у части населения Центрального Кавказа.

Для изучения взаимодействия управления Центра с представителями локальных элит в 40-х гг. XIX в. полагаем возможным использовать дифференциацию, в основу которой положен принцип их лояльности. Таким образом, взаимодействие управления Центра с представителями региональных этно-элит будет рассмотрено в двух направлениях:

1) взаимодействие с лояльными представителями региональной аристократии;

2) борьба/конфронтация с нелояльными ее представителями.

К 40-м гг. XIX в. практика привлечения представителей кавказской аристократии к участию в деятельности судебно-админи-стративных органов не была новой. Истоки этой социально-политической традиции берут свое начало с конца XVIII в. Так, в 1793 г. в соответствии с проектом И.В. Гудовича были учреждены родовые суды и расправы. Их социальный состав был достаточно однородным -представители кабардинских княжеских фамилий и духовенства [см. 3, с. 33-34].

30 августа 1822 г. был учрежден Временный Кабардинский суд [14, л. 11], который, как подчеркивает А.Х. Абазов, не являлся правопреемником предшествовавших судебных учреждений и выступал в качестве самостоятельного административно-правового учреждения [3, с. 66-67]. Он был укомплектован по сословному принципу: к участию в суде допускались все категории кабардинских дворян и представители духовенства [6, с. 602] (на 1841 г. структура суда претерпела изменения и включала депутатов «из простонародных» [14, л. 11 - 11 об.]). Это говорит о том, что в ходе невоенного взаимодействия управления Центра с лояльными представителями кабардинской аристократии происходила интеграция региональных этноэлит путем их вовлечения в деятельность региональных су-дебно-административных учреждений.

В 40-х гг. XIX в. Временный Кабардинский суд продолжал свою деятельность, однако сложная политическая ситуация в регионе,

вызванная активностью Шамиля, обусловила создание дополнительных органов контроля и необходимость привлечения представителей аристократии к исполнению определенных функций. Как правило, вопрос о наделении того или иного князя полномочиями инициировался начальником Центра Кавказской линии. Он направлял во Временный Кабардинский суд предписание о необходимости учреждения некой должности, а Временный Кабардинский суд, в свою очередь, занимался реализацией предписания и подбором кандидатур [15].

Проанализировав ряд материалов, извлеченных из массива делопроизводственной документации начальника Центра Кавказской линии, мы пришли к выводу, что в 40-х гг. XIX в. практиковалось несколько форм поощрения лояльных российской власти представителей этноэлит: 1) привлечение к исполнению обязанностей в судебно-админис-тративных органах с назначением жалования и возможностью развивать военную карьеру; 2) награда орденами и медалями; 3) включение в состав делегаций для встреч с высочайшими особами.

Практика привлечения этноэлит к исполнению обязанностей в судебно-админи-стративных органах наиболее подробно может быть исследована на примере деятельности Временного Кабардинского суда.

В поименной описи от 4 марта 1841 г., приложенной к материалам переписки начальника Центра с начальником штаба войск, содержатся сведения обо всех судьях Временного Кабардинского суда, приставах и кадиях, находившихся в подведомственности начальника Центра Кавказской линии. В их числе князья Бекмурза Айдемиров (в должности председателя Временного Кабардинского суда с 1839 г.), Хаджи-Мисост Атажукин, Алхас Ми-состов, Исламбек Иналов (в должностях судей); Шора Ногмов исполнял обязанности секретаря [14, л. 10-11].

Согласно описи, все члены Временного Кабардинского суда получали официальное жалование. Выплата содержания осуществлялась из средств экстраординарной суммы, находившейся в распоряжении командующего войсками на Кавказской линии и Черномории П.Х. Граббе [14, л. 10 об.]. На 1841 г. жалование председателя Временного Кабардинского суда составляло 500 руб. в год; содержание судей «из владельцев», соответственно, 350 руб.; судьи «из узденей» получали по 200 руб., депутаты

«из простонародных» - по 100 руб.; экзекуторы - по 200 руб., кадий и секретарь - по 300 руб. [14, л. 11 - 11 об.].

Участие представителей привилегированных сословий Кабарды в деятельности российских судебно-административных органов было тесно связано с несением ими военной службы. Анализ документов того времени показывает, что лояльные российским властям представители этноэлит имели возможность достаточно быстрого карьерного роста. Так, например, Ш. Ногмов, являясь к 1830 г. оруженосцем, к 1835 г. дослужился до чина поручика, а с 1839 г. исполнял обязанности секретаря Временного Кабардинского суда [14, л. 10 об.]. Однако, исследуя документацию управления Центра Кавказской линии, мы не обнаружили в числе представителей региональной аристократии сведений о лицах, дослужившихся выше звания майора. Исключение составлял Ф.А. Бекович-Черкасский, который на определенном этапе жизненного пути принял христианскую веру. В 1828 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майора, а в 18301832 гг. он исполнял должность пристава Малой Кабарды [16].

В условиях политической напряженности в регионе управление Центра Кавказской линии придавало большое значение благонадежности лиц, включенных в состав делегаций для встреч с высочайшими особами. Объем перечня лиц, представленных царевичу Александру Николаевичу в 1850 г., который включает несколько сотен фамилий, дает основание полагать, что к этому времени широкий круг представителей привилегированных сословий региона пользовался доверием со стороны российских властей [17].

В 1840-х гг. деятельность управления Центра Кавказской линии по включению региональных этноэлит в политико-правовое пространство России осложнялась активностью лидера национально-освободительного движения на Северо-Восточном Кавказе Шамиля и усилением абречества. Термин «абрек» применялся в отношении жителей Кавказа, которые, не желая мириться с новым политическим режимом, уходили в горы и вели борьбу с кавказской администрацией и войсками [18].

Для борьбы с абреками управление Центра Кавказской линии использовало ряд методов. Анализ документов, касающихся противодействия управления Центра

абрекам, дает возможность дифференцировать применявшиеся методы следующим образом: 1) административные; 2) военно-силовые; 3) нормативно-правовые; 4) экономические.

Административные методы. Первая половина 1840-х гг. была отмечена значительным увеличением числа абреков, в том числе и среди представителей привилегированных сословий местного населения. Неспокойная обстановка в Чечне и граничащей с ней Малой Кабарде послужила причиной ужесточения контрольно-пропускных мер в отношении лиц, пересекавших Линию. Их учет осуществлялся посредством специальных письменных разрешений (билетов), которые выдавались начальниками участков (флангов) Кавказской линии [19, с. 80].

Важность, которую кавказская военная администрация придавала соблюдению контрольно-пропускных мер, подтверждается тем, что этот вопрос стал предметом обсуждения между управлением Центра и главнокомандующим войсками на Кавказе.

Так, в письме Главнокомандующего начальнику Центра Кавказской линии от 18 сентября 1846 г. содержалась рекомендация усилить бдительность кордонных служб, в частности, кордонной службы на Тереке [20, л. 6 об.]. В это время кордонные службы исполняли функции пограничной полиции, обладавшей правом проверки билетов у лиц, пересекавших Линию, а также их задержания в случае отсутствия билетов или попытки бегства. Об этом свидетельствует фрагмент письма Главнокомандующего, содержащий предписание выставлять как можно чаще секреты (засады) на берегу Терека и содержать «сильные и частые разъезды» [там же].

Увеличение в Кабарде числа людей, несогласных с политикой кавказской администрации, послужило основанием для принятия управлением Центра целого ряда постановлений. Так, с 1846 г. все лица, имевшие билеты, должны были быть зарегистрированы в управлении Центра, а лиц, не имевших билеты, должны были представить «русскому начальству» те жители или владельцы аулов, к которым эти лица приехали [19, с. 83].

Военно-силовые методы. Для пресечения деятельности абреков и предупреждения их набегов на линейные укрепления начальником Центра Кавказской линии был предпринят ряд мер: задействовались отряды милиции во главе с приставами, казачьи полки, а дистанционным начальникам предписывалось соблюдать

все меры воинской предосторожности при организации работ на полях и покосах [20, с. 77-78].

Нормативно-правовые методы. Временный Кабардинский суд в отношении абреков исполнял роль следственного органа, наделенного некоторыми функциями нормативно-правового регулирования [19, с. 80]. Так, в соответствии с письмом исполняющего должность начальника Центра полковника С.И. Хлюпина от 19 сентября 1846 г. Временному Кабардинскому суду вменялось в обязанность организовывать исполнение наказаний в отношении абреков и лиц, заподозренных в связях с ними. Анализ письма С.И. Хлюпина позволил прийти к выводу, что Временный Кабардинский суд был наделен широким кругом следственных полномочий и обладал известной свободой, позволявшей издавать постановления, обязательные к исполнению подведомственными народами. Постановление не могло быть принято в обход начальника Центра Кавказской линии. Он мог вносить коррективы в постановления Временного Кабардинского суда, дополнять их рекомендациями и утверждать. Так, начальник Центра Кавказской линии С.И. Хлюпин утвердил постановление № 336 Временного Кабардинского суда, предусматривавшее штрафы и другие формы наказаний для виновных в укрывательстве абреков [19, с. 82].

Также Временный Кабардинский суд выступал в качестве посредника между начальником Центра Кавказской линии и представителями региональной аристократии. Об этом свидетельствует наложенное начальником Центра на Временный Кабардинский суд обязательство вызвать в крепость Нальчик «всех владетелей аулов и старейших из них людей» и поставить их в известность о наказаниях, предусмотренных за связи с абреками [19, с. 83].

20 января 1847 г. начальник Центра Кавказской линии Хлюпин направил во Временный Кабардинский суд постановление об учреждении военно-судной комиссии. Комиссия была учреждена, «чтобы со всей подробностью и большей ясностью раскрыть истину (т.е. выявить людей, поддерживающих связи с абреками. - Д.А.), обнаружить действительно виновных, доставляя возможность оправдаться невиновным» [20, л. 10]. Получается, что комиссии отводилась роль следственного органа узкого профиля, деятельность которого была на-

правлена исключительно на борьбу с абреками и пресечение связей с ними жителей Кабарды.

В случае неявки подозреваемого, лично получившего уведомление о необходимости присутствовать на разбирательстве, к нему направлялся экзекутор. Ослушание требований экзекутора каралось арестом семьи и имущества подозреваемого, а сам подозреваемый объявлялся абреком [20, л. 14].

О неявке подозреваемых лиц, рассмотрение дел которых было перенесено на другой срок, комиссия была обязана докладывать начальнику Центра Кавказской линии, который, в свою очередь, направлял экзекутора. За каждую неявку в срок был предусмотрен штраф [20, л. 14].

Экономические методы. Экономические методы управления Центра Кавказской линии в отношении абреков были регламентированы прокламацией генерала А.П. Ермолова, в соответствии с которой имущество лиц, объявленных абреками, подлежало конфискации [21].

Предписанием начальника Центра Кавказской линии Хлюпина от 29 мая 1846 г. ряд жителей Большой Кабарды был объявлен абреками за вызов Шамиля в Кабарду (подпоручик М.-М. Анзоров, прапорщик М. Кожаков, уздени М. Тимтиров и М. Куденетов и мулла Березгов). Крестьяне, которые находились в зависимости от них, подлежали освобождению и получали право поселиться в Вольном ауле или избрать местожительство по своему усмотрению [19, с. 75-76].

Таким образом, взаимодействие управления Центра Кавказкой линии с представителями привилегированных сословий местного населения в 40-х гг. XIX в. осуществлялось путем вовлечения представителей этноэлит в деятельность региональных судебно-адми-нистративных учреждений, а также привлечения их к несению военной службы. Для ряда представителей кавказских этноэлит несение военной службы стало своего рода социальным лифтом для дальнейшей карьеры. Возможность несения военной службы и участия в деятельности судебно-административных учреждений, наряду с награждением орденами и участием в составе почетных делегаций, были отнесены к числу мер поощрения, которые управление Центра применяло по отношению к лояльным представителями региональной аристократии. Кроме того, в этот период управление Центра Кавказской линии применя-

ло ряд административных, военно-силовых, нормативно-правовых и экономических методов противодействия местным жителям, выражавшим нежелание мириться с новым политическим режимом (абрекам).

В целом в 40-х гг. XIX в. интеграция представителей региональных этноэлит в политико-правовое пространство Российской империи на Центральном Кавказе происходила под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. В дальнейшем этот подход можно экстраполировать не только на элиту, но и на все население Центрального Кавказа того времени в различных плоскостях: в основу выборки можно положить национальный аспект (т.е. рассмотреть воздействие внутренних и внешних факторов интеграции на отдельно взятый народ), социальный (рассмотреть воздействие внутренних и внешних факторов интеграции на определенные социальные слои или социальную структуру какого-либо общества в целом) и т.п. В перспективе в качестве внутреннего фактора интеграции региональных этноэлит можно исследовать меры, которые предпринимала часть местной аристократии, связывавшей свое будущее с Россией. Изучение этих мер, направленных на закрепление за частью этноэлит земли и привилегий, может стать предметом отдельного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абазов А.Х. Кабардинский временный суд в условиях интеграции Кабарды в состав Российской империи во второй четверти XIX в. // Кавказский сборник. 2015. Т. 9. С. 150-170.

2. Абазов А.Х. К вопросу о деятельности Кабардинского временного суда // Архивы и общество. 2007. Вып. 3. С. 50-57.

3. Абазов А.Х. Народы Центрального Кавказа в судебной системе Российской империи в конце XVШ - начале ХХ в. Нальчик: Печатный двор, 2016. 264 с.

4. Блиева З.М. Российский бюрократический аппарат и народы Центрального Кавказа в конце XVIII - 80-е гг. XIX века: дис. ... д-ра ист. наук. Владикавказ, 2004. 476 с.

5. Кобахидзе Е.И. Осетия конца XVIII - начала XX в.: опыт исторического взаимодействия традиционного и государственно-административного управления: дис. ... д-ра ист. наук. Владикавказ, 2010. 484 с.

6. КокиевГ.А. Кабардинский Временный суд // История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А. Кокиева: сб. статей. Нальчик: Эль-Фа, 2005. С. 602-609.

7. Кузьминов П.А. Российский и горский социумы в первой половине XIX века: от конфронтации к сближению // Esse kuam videri. К 90-летию Ю.И. Серого (1922-1986). Ростов н/Д: Антей, 2013. С. 62-85.

8. Кузьминов П.А. Россия и горские народы Северного Кавказа в конце XVIII - первой половине

XIX в.: альтернативные формы взаимодействия // Кавказология. 2017 № 4. С. 64-83.

9. Муратова Е.Г. Балкарские общества на пути от традиций к современности (XVII - начало

XX в.). Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2012. 157 с.

10. Народы Центрального Кавказа в 40-х - начале 60-х годов XIX века: сб. документов и материалов: в 2 т. / сост. П.А. Кузьминов. М.: Поматур, 2005. Т. 1. 368 с.; Т. 2. 392 с.

11. Общая и прикладная политология / под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: Союз, 1997. 992 с. С. 615.

12. Мальцев В.Н. Военно-политические аспекты создания российского имперского социума на Северном Кавказе в первой половине XIX века // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1. С. 61-67.

13. Урусов А.А. Поход имама Шамиля в Кабарду в апреле 1846 г.: причины, обстоятельства, последствия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 11, ч. 3. C. 161-165.

14. Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики (УЦГА АС КБР). Ф. И-16. Оп. 2. Ед. хр. 20.

15. УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Ед. хр. 575. Л. 1.

16. Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры. Середина XVI - начало XX в. Нальчик: Эль-Фа, 2006. 392 с. С. 85-86.

17. УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 2. Ед. хр. 124.

18. Словарь русского языка. URL: http://feb-web.ru/ feb/mas/mas-abc/default.asp.

19. Документы по истории адыгов 20-50-х гг. XIX в. (по материалам ЦГА КБР) / сост. З.М. Кешева. Нальчик: Изд. отдел КБИГИ, 2011. 203 с.

20. УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Ед. хр. 572.

21. УЦГА АС КБР. Ф. И-23. Оп. 1. Ед. хр. 45. Л. 4.

REFERENSES

1. Abazov A.Kh. Kavkazskiy sbornik, 2015, vol. 9, рр. 150-170.

2. Abazov A.Kh. Arkhivy i obshchestvo, 2007, iss. 3, рр. 50-57.

3. Abazov A.Kh. Narody Tsentralnogo Kavkaza v sudebnoy sisteme Rossiyskoy imperii v kontse XVIII -nachale ХХ v. [The peoples of the Central Caucasus

in the judicial system of the Russian Empire in the late XVIII - early XX centuries]. Nalchik, Pechatnyy dvor, 2016, 264 p.

4. Blieva Z.M. Rossiyskiy byurokraticheskiy apparat i narody Tsentralnogo Kavkaza v kontse XVIII - 80-e gg. XIXveka: dis. ... d-ra ist. nauk [Russian bureaucratic apparatus and the peoples of the Central Caucasus at the end of the 18th - 80s of the 19th century: PhD Dis.]. Vladikavkaz, 2004, 476 p.

5. Kobakhidze E.I. Osetiya kontsa XVIII - nachala XX v.: opyt istoricheskogo vzaimodeystviya traditsi-onnogo i gosudarstvenno-administrativnogo uprav-leniya: dis. ... d-ra ist. nauk [Ossetia at the end of the 18th - beginning of the 20th century: the experience of the historical interaction of traditional and state-administrative management: PhD Dis.]. Vladikavkaz, 2010, 484 p.

6. Kokiev G.A. Kabardinskiy Vremennyy sud [Kabard-ian Temporary court]. In: Istoriya Kabardino-Balkarii v trudakh G.A. Kokieva: sb. statey [The history of Kabardino-Balkaria in the works of G.A. Kokiev: collection of articles]. Nalchik, El'-Fa, 2005, рр. 602-609.

7. Kuzminov P.A. Rossiyskiy i gorskiy sotsiumy v per-voy polovine XIX veka: ot konfrontatsii k sblizheniyu [Russian and mountain communities in the first half of the 19th century: from confrontation to rapprochement]. In: Esse kuam videri. K 90-letiyu Yu.I. Serogo (1922-1986) [Esse kuam videri. To the 90th anniversary of Yu.I. Seryy (1922-1986)]. Rostov-on-Don, Antey, 2013, рр. 62-85.

8. Kuzminov P.A. Kavkazologiya, 2017, no. 4, рр. 6483.

9. Muratova E.G. Balkarskie obshchestva naputi ot tra-ditsiy k sovremennosti (XVII- nachalo XXv.) [Balkar Societies on the Way from Tradition to Modernity (XVII - early XX century)]. Nalchik, Kabardino-Balkarian University, 2012, 157 p.

10. Narody Tsentralnogo Kavkaza v 40-kh - nachale 60-kh godov XIX veka: sb. dokumentov i materialov: v 2 t. / sost. P.A. Kuzminov [Peoples of the Central Caucasus in the 40s - early 60s of the XIX century: collection of documents and materials: in 2 vols. / Comp. P.A. Kuzminov]. Moscow, Pomatur, 2005, vol. 1, 368 p.; vol. 2, 392 p.

11. Obshchaya i prikladnaya politologiya / pod obshch. red. V.I. Zhukova, B.I. Krasnova [General and applied political science / Ed. by V.I. Zhukov, B.I. Kras-nov]. Moscow, Soyuz, 1997, 992 p., р. 615.

12. Maltsev V.N. Vestnik Adygeyskogo gosudarstven-nogo universiteta. Ser. 1. Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya, 2009, no. 1, рр. 61-67.

13. Urusov A.A. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvove-denie. Voprosy teorii i praktiki, 2015, no. 11, part 3, рр. 161-165.

14. Upravlenie Tsentralnogo gosudarstvennogo arkhiva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respub-

liki (UTsGA AS KBR) [OCSA AS KBR (Office of the Central State Archive of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic)], f. I-16, inv. 2, storage unit 20.

15. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-16, inv.1, storage unit 575, sh. 1.

16. Kazakov A.V. Adygi (cherkesy) na rossijskoj voennoj sluzhbe. Voevody i oficery. Seredina XVI - nachalo XX v. [Adygs (Circassians) in the Russian military service. Governors and officers. Mid 16th century -early 20th century]. Nalchik, El-Fa, 2006, 392 p., рр. 85-86.

17. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-16, inv. 2, storage unit 124.

18. Slovar russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. Available at: http://feb-web.ru/feb/mas/ mas-abc/default.asp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Dokumenty po istorii adygov 20-50-kh gg. XIX v. (po materialam TsGA KBR) / sost. Z.M. Kesheva [Documents on the history of the Circassians in the 20-50s 19th century (Based on the materials of the Central State Archive of the KBR) / Comp. Z.M. Kesheva]. Nalchik, Kabardino-Balkarian Institute of Humanitarian Research, 2011, 203 p.

20. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-16, inv. 1, storage unit 572.

21. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-23, inv. 1, storage unit 45, sh. 4.

Поступила в редакцию 30 июля 2022 г.

УДК 94(470.6)+930.2

DOI 10.18522/2072-0181-2022-111-73-78

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБАРДИНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ СУММЫ В 50-е гг. XIX в.

М.Х. Бербекова

TO THE QUESTION OF ACTIVITY OF THE KABARDIAN PUBLIC SUM IN THE 50th OF THE 19th CENTURY

M.Kh. Berbekova

Одним из аспектов инкорпорации народов Центрального Кавказа в состав Российской империи в 50-е гг. XIX в. было создание и деятельность финансовых институтов при учреждениях власти на местах. На них поначалу возлагались функции управлениями денежными активами и хранения, учета прихода и расхода средств, что было во многом сопоставимо с казначейскими функциями. В управлении Центром Кавказской линии, в подведомственности которого находилось в том числе кабардинское и балкарское население региона, эта роль возлагалась на Кабардинскую общественную сумму (далее - Сумма). Сумма в этом субрегионе

Бербекова Марина Хасанбиевна - аспирант ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарской научный центр Российской академии наук»; ассистент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», 360003, Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, Долинск, ул. Балкарова, д. 2. e-mail: [email protected], т. +7(8662)720112.

Кавказа функционировала более 80 лет, и за этот период отмечался только рост ее сальдо.

Особенности функционирования Кабардинской общественной суммы в дореволюционный период застрагивались в трудах Г. Баева [1], Т.Х. Кумыкова [2; 3], Ж.А. Калмыкова [4], А.Х. Абазова [5; 6], Д.Н. Прасолова [7-9], И.С. Пазова [10; 11]. В трудах этих авторов рассматривались вопросы складывания и функционирования народного кредита в Терской области в 60-е гг. XIX в., вопросы вовлечения народов региона во всероссийский рынок в XIX в., взаимодействия казначея Суммы со Съездом доверенных Большой и Малой Кабар-ды и Пяти горских обществ в практиках местного самоуправления народов региона во второй

Berbekova Marina Khasanbievna - graduate student of the Federal State Budgetary University "Federal Center" Kabardino-Balkarian Center of the Russian Academy of Sciences» Assistant of the Department of Theory and History of State and Law FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov,", 360003, Kabardino-Balkarian Republic, Balkarova (SAC KBSC RAS), b. 2. e-mail: Yucatan_ [email protected], т. +7 (8662) 720112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.