liki (UTsGA AS KBR) [OCSA AS KBR (Office of the Central State Archive of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic)], f. I-16, inv. 2, storage unit 20.
15. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-16, inv.1, storage unit 575, sh. 1.
16. Kazakov A.V. Adygi (cherkesy) na rossijskoj voennoj sluzhbe. Voevody i oficery. Seredina XVI - nachalo XX v. [Adygs (Circassians) in the Russian military service. Governors and officers. Mid 16th century -early 20th century]. Nalchik, El-Fa, 2006, 392 p., рр. 85-86.
17. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-16, inv. 2, storage unit 124.
18. Slovar russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. Available at: http://feb-web.ru/feb/mas/ mas-abc/default.asp.
19. Dokumenty po istorii adygov 20-50-kh gg. XIX v. (po materialam TsGA KBR) / sost. Z.M. Kesheva [Documents on the history of the Circassians in the 20-50s 19th century (Based on the materials of the Central State Archive of the KBR) / Comp. Z.M. Kesheva]. Nalchik, Kabardino-Balkarian Institute of Humanitarian Research, 2011, 203 p.
20. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-16, inv. 1, storage unit 572.
21. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-23, inv. 1, storage unit 45, sh. 4.
Поступила в редакцию 30 июля 2022 г.
УДК 94(470.6)+930.2
DOI 10.18522/2072-0181-2022-111-73-78
К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБАРДИНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ СУММЫ В 50-е гг. XIX в.
М.Х. Бербекова
TO THE QUESTION OF ACTIVITY OF THE KABARDIAN PUBLIC SUM IN THE 50th OF THE 19th CENTURY
M.Kh. Berbekova
Одним из аспектов инкорпорации народов Центрального Кавказа в состав Российской империи в 50-е гг. XIX в. было создание и деятельность финансовых институтов при учреждениях власти на местах. На них поначалу возлагались функции управлениями денежными активами и хранения, учета прихода и расхода средств, что было во многом сопоставимо с казначейскими функциями. В управлении Центром Кавказской линии, в подведомственности которого находилось в том числе кабардинское и балкарское население региона, эта роль возлагалась на Кабардинскую общественную сумму (далее - Сумма). Сумма в этом субрегионе
Бербекова Марина Хасанбиевна - аспирант ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарской научный центр Российской академии наук»; ассистент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», 360003, Кабардино-Балкарская республика, г Нальчик, Долинск, ул. Балкарова, д. 2. e-mail: [email protected], т. +7(8662)720112.
Кавказа функционировала более 80 лет, и за этот период отмечался только рост ее сальдо.
Особенности функционирования Кабардинской общественной суммы в дореволюционный период застрагивались в трудах Г. Баева [1], Т.Х. Кумыкова [2; 3], Ж.А. Калмыкова [4], А.Х. Абазова [5; 6], Д.Н. Прасолова [7-9], И.С. Пазова [10; 11]. В трудах этих авторов рассматривались вопросы складывания и функционирования народного кредита в Терской области в 60-е гг. XIX в., вопросы вовлечения народов региона во всероссийский рынок в XIX в., взаимодействия казначея Суммы со Съездом доверенных Большой и Малой Кабар-ды и Пяти горских обществ в практиках местного самоуправления народов региона во второй
Berbekova Marina Khasanbievna - graduate student of the Federal State Budgetary University "Federal Center" Kabardino-Balkarian Center of the Russian Academy of Sciences» Assistant of the Department of Theory and History of State and Law FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov,", 360003, Kabardino-Balkarian Republic, Balkarova (SAC KBSC RAS), b. 2. e-mail: Yucatan_ [email protected], т. +7 (8662) 720112.
половине XIX - начале ХХ в., взаимодействия судебных и административных органов управления Нальчикского округа с казначеем Суммы по вопросам оценки закладываемого имущества и скота при получении ссуды населением, взыскания долгов за неуплату ссуды, а также общие особенности функционирования общественного капитала Нальчикского округа в начале XX века и т.п.
Однако деятельности Суммы в 50-е гг. XIX в. не уделялось должного внимания в историческом кавказоведении до настоящего времени. Между тем исследование состояния и особенностей функционирования Кабардинской общественной суммы в 50-е гг. XIX в. в условиях, когда в регионе начался переход к военному народному управлению и подготавливалась реформа по образованию административных округов на базе подведомственных управлению Центра Кавказской линии территорий, представляется актуальной научно-исследовательской задачей. С одной стороны, исследование этой темы вызывает научный интерес в контексте исследования интеграции коренного населения Центрального Кавказа в финансовую систему Российской империи в один из сложных и неоднозначных периодов истории региона, связанных с завершением Русско-Кавказской войны, введением системы управления по российскому образцу и применением российской денежной единицы при проведении всех финансовых операций с участием местных жителей. С другой, позволяет расширить наши представления об исторических предпосылках появления и механизмах функционирования финансовых институтов у традиционных обществ, ставших на путь модернизации, и некоторых особенностях складывания общественных сумм в современных финансовых реалиях.
Целью настоящего исследования является изучение особенностей деятельности Суммы в 50-е гг. XIX в. Для это предполагается решение следующих задач: определение полномочий должностных лиц по вопросам управления Суммой, характеристика оснований проведения финансовых операций, выявление и описание основных каналов пополнения и направлений расходования ее средств, изучение вопросов, связанных с подготовкой нормативно-правового акта об управлении ею.
Эмпирическую основу исследования составили в основном делопроизводственные источники по управлению Суммой в 50-е гг. XIX в.
Они в основном отложились в УЦГА АС КБР (ФФ. И-2 «Управление Кабардинской округа» и И-26 «Казначей кабардинских общественных сумм»). Кроме того, в ходе исследования были проанализированы материалы управления Центра Кавказской линии, в которых содержатся сведения о функционировании Суммы в 40-е гг. XIX в. Наибольшей информативной отдачей обладают книги, в которых фиксировались сведения о приходе и расходе денежных средств. В ходе исследования были проанализированы книги за 1853 г. и 1855 г. Важные сведения по рассматриваемому вопросу находятся в рапортах с отчетами о приходе, расходе и остатках Суммы, направляемых ежемесячно на имя начальника Центра Кавказской линии секретарем Кабардинского временного суда, на которого были возложены полномочия контролера (казначея) Суммы. В материалах созданного в 1858 г. управления Кабардинского округа содержатся документы, характеризующие функционирование Суммы до 1858 г. Анализ этих документов дает возможность определить основания для внесения денежных средств в Сумму, перечень статей прихода и расхода денежных средств в ней, особенности ведения учетной документации секретаря суда (контролера Суммы) и т.п. Исследование выстроено с опорой на принципы историзма, объективности, системного и институционального походов и проблемно-хронологический и историко-системный методы.
Излишне доказывать, что в истории экономической интеграции народов Центрального Кавказа в состав России во второй половине XIX - начале ХХ в. Сумма занимает важное место как механизм накопления общественного капитала и втягивания местных жителей в имперскую систему финансовых отношений. Сумма начала формироваться еще во второй четверти XIX в. [7, с. 60] и пополнялась за счет разных источников (взыскания штрафов за правонарушения, уплаты процентов от выданных займов и пошлин за вывоз для продажи леса и т.п.). О том, что Сумма активно использовалась при решении вопросов развития региона в 40-е гг. XIX в., свидетельствуют материалы переписки начальника Центра Кавказской линии со Штабом войск Кавказской линии и Черномории по вопросам урегулирования вывоза местными жителями леса из Кабарды через кордонные пропускные пункты для продажи. В переписке обсуждался вопрос взимания платы за такие перевозки для
обращения собранных средств на общественные нужды. Главнокомандующий войсками выражал сомнение о том, принесло ли пользу решение о взимании платы за вывоз леса «как в отношении развития промышленности в Нальчике, так и в приращении капитала общественной суммы в течение трех лет» [12, л. 11 об.] и предлагал свое видение решения вопроса.
К началу 50-х гг. XIX в. Сумма уже представляла собой важный финансовый инструмент в организации управления, обеспечения деятельности институтов власти и развитии инфраструктуры Центра Кавказской линии. Однако к этому времени еще не было принято специального нормативного акта, регламентирующего работу с общественной суммой, и деятельность должность лиц по управлению ею осуществлялось в основном с опорой на сложившуюся практику. Основанием для внесения денежных средств в Кабардинскую общественную сумму было специальное распоряжение начальника Центра Кавказской линии, которое оформлялось в виде предписания [13, л. 1-10]. Ответственным за ведение общественной суммы в то время был секретарь Кабардинского временного суда в чине поручика [14]. В его обязанности по этой части входило внесение сведений в книгу общественной Суммы о приходах и расходах денежных средств на основании предписаний начальника Центра Кавказской линии, представление ему отчетов о состоянии суммы, а также ежемесячных рапортов с отчетами о приходе, расходе ее остатках [15, л. 1-2].
Основными каналами пополнения Суммы в 50-е гг. XIX в. были средства за проданные с аукциона вещи [13, л. 1] и деньги (пошлины), вырученные за вывоз леса для продажи за пределы Линии [там же]. Примечательно, что по этой доходной статье сведения фиксировались в отношении жителей как Большой, так и Малой Кабарды [13, л. 5 об.]. Иногда встречались записи о взыскании этой пошлины с представителей абазинского народа за вывоз ими леса для продажи с «карачаевских дач» [13, л. 6 об.].
Другим не менее важным каналом пополнения общественной суммы в это время были денежные суммы, взыскиваемые с преступников в качестве назначенного судом наказания, а также «за продажу обаран-
тованных*... лошадей и скота, взятых с кабардинцев и других лиц в штраф за разные преступления» [13, л. 2 об.]. Сюда относились и средства, вырученные от продажи с аукционных торгов конфискованного имущества за его провоз через кордон без специального разрешения властей (билетов). В начале 1858 г. сведения об этом фиксировались в многочисленной переписке Временного суда с начальником Кабардинского округа, начальником Большой Кабарды и расположенных в ней войск, заведующим воинской частью в военных укреплениях в регионе, приставом «дигорских, балкарских и других горских народов» [16, л. 18]. Анализ книг общественной Суммы за 1855 г. показывает, что в качестве проданного на аукционах конфиската мог выступать лес, вывозимый за пределы Линии без обеспечения соответствующего разрешения от начальства (без билетов) [13, л. 1] или при обнаружении фальшивых билетов [13, л. 9 об.].
Расходование средств общественной Суммы также оформлялось предписанием начальника Центра Кавказской линии. Основной статьей расходования средств Суммы было обеспечение деятельности Кабардинского временного суда [16, л. 16], выплата жалования писарям Суда за осуществление ими своей служебной деятельности [там же], канцелярские расходы, печать билетных бланков [16, л. 6], выплаты жителям Нальчикского фордштата за предоставление в наем членам временного суда для проживания своих жилых помещений [13, л. 4]. Например, 30 апреля 1853 г. было выплачено 33 руб. 33 коп. секретарю суда подпоручику Б. Шарданову «в добавочное содержание за январскую треть сего (1853 г. - М.Б.) года» [13, л. 3]. Также в 50-е гг. XIX в. средства Суммы расходовались на содержание деятельности и канцелярские расходы кабардинского народного депутата, его письмоводителей и приставленных к экзекуторам [19, л. 1]. Напомним, что экзекуторами в то время были служащие Кабардинского временного суда, основами обязанностями которых было исполнение судебных решений [20, с. 72; 21,
* Барантование - распространенный у народов Кавказа в XVIII - XIX вв., древний обычай захвата имущества другого лица в компенсацию за понесенный от него материальный ущерб или другое преступление (неуплата долга, воровство, убийство, оскорбление и т.п.) [17, с. 367]. В 20-50-е гг. XIX в. барантование применялось в деятельности Кабардинского временного суда в качестве меры наказания, представлявшей собой материальную компенсацию из имущества преступника в отношении потерпевшей стороны [18, с. 174].
с. 50]. Также следует отметить, что до 1858 г. из Суммы отпускались средства на оплату содержания милиционеров, служивших при Кабардинском временном суде. Однако на основании предписания начальника войск Левого крыла Кавказской линии начальнику Кабардинского округа от 16 июня 1858 г. осуществление таковой выплаты прекращалась, и штат милиционеров был расформирован [16, л. 51].
За счет общественной Суммы компенсировались и расходы на жалование учителю русского языка, работавшего в то время в Нальчикской школе для детей представителей региональной этноэлиты, в размере 250 руб. в год [13, л. 2]. В отдельных случаях компенсировались средства на наем жилого помещения учителю и затраченные на прогоны и путевое довольствование воспитанников.
Иногда встречались и нетрадиционные для населения Центрального Кавказа того времени статьи расходования средств Суммы. Например, в книге Суммы за 8 февраля 1853 г. зафиксировано, что из ее средств было выделено 600 руб. серебром «сырнику за научение жителей Большой Кабарды способу выделывания сыра на швейцарский манер» [13, л. 3]. 28 мая 1855 г. было уплачено 150 руб. «издателю журнала общественных сведений надворному советнику Прохорову за написанные для Кабардинского временного суда и школы портреты Государя Императора Александра Николаевича...» [19, л. 7].
Сведения о движении средств Суммы поступали в высший административные инстанции (управление Центра Кавказской линии, начальство Кабардинского округа и т.п.) в виде отчетов о приходе и расходе средств суммы. Сведения, как правило, поступали по мере проведения расчетных операций [16].
Во второй половине 50-х гг. XIX в. власти стали активно обсуждать проект нормативного документа, устанавливавшего правила управления Суммой. Для этого предполагалось урегулировать целый ряд принципиально важных вопросов функционирования Суммы. Например, в 1857 г. начальник Кабардинского округа обсуждал с начальником Левого крыла Кавказской линии вопросы о разрешении ему выдавать из средств Суммы населения займы населению под проценты. Что, в свою очередь, начальник Левого крыла Кавказской линии нашел «весьма полезным» [22, л. 2 об.]. 9 сентября 1857 г. на рассмотрение начальника Лево-
го крыла Кавказской линии был направлен проект Положения «об управлении Кабардинской общественной суммой» [22, л. 3]. Проект состоял из 27 параграфов, некоторые из них сопровождались примечаниями. Позже именно этот проект стал основой положения о Сумме, утвержденного в 1859 г. Главнокомандующим Кавказской армией генерал-адъютантом князем Барятинским. Это Положение оставалось основным регламентирующим деятельность Суммы документом вплоть до революционных событий 1917 г.
Таким образом, в 50-е гг. XIX в. Кабардинская общественная сумма была основным финансовым инструментом в деятельности управления Центра Кавказской линии и главным механизмом инкорпорации народов региона в финансово-экономическую систему Российской империи. В это время еще не сложилось четких распределений обязанностей в отношении управления суммой, и функции казначея были возложены на секретаря Кабардинского временного суда. До 1859 г. операции со средствами Суммы проводились на основании сложившейся административной практики, но при этом властями была осознана и обсуждалась идея подготовки и принятия нормативного акта об управлении Суммой. Такой акт был принят после образования Кабардинского округа и введения в регионе военного управления. Основу статей Положения составили применявшиеся до его принятия практики. Оно применялось для управления общественной Суммой вплоть до революционных событий 1917 г. Полагаем, что в современных реалиях использование некоторых принципов формирования и функционирования общественных капиталов (формирование «общей кассы», управление ею посредством внесения на депозиты банков и инвестирования в различные проекты, финансирование значимых мероприятий, предоставление общественных стипендий и т. п.) могут быть вполне применимы в деятельности некоторых официальных организаций и неформальных объединений для достижения общественно-полезных целей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баев Г. В. Народный кредит в Терской области. Владикавказ: Тип. Сергея Назарова, 1908. 56 с.
2. Кумыков Т.Х. Вовлечение Северного Кавказа во всероссийский рынок в XIX в. Нальчик: Кабардино-Балкарской книжное издательство, 1962. 200 с.
3. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1965. 418 с.
4. Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии (конец XVIII - начале XX в.). Нальчик: Эльбрус, 1995. 123 с.
5. АбазовА.Х. Нальчикский округ в судебной системе Терской области (последняя треть XIX - начало ХХ в.). Нальчик, Издательский отдел КБИГИ, 2014. 104 с.
6. Абазов А.Х. Народы Центрального Кавказа в судебной системе Российской империи в конце XVIII - начале ХХ в. Нальчик: ООО «Печатный двор», 2016. 264 с.
7. Прасолов Д.Н. Съезды доверенных в практиках местного самоуправления кабардинцев и балкарцев во второй половине XIX - начале ХХ в. Нальчик: Издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2019. 208 с.
8. Прасолов Д.Н. Просветительские практики и интеллектуальная культура коренного населения Северного Кавказа в условиях имперской модернизации (школьный вопрос на съездах доверенных Нальчикского округа в последней трети XIX - начале XX в.) // Электронный журнал «Кавказология». 2019. № 2. С. 37-54.
9. Прасолов Д.Н. «Вся Кабарда встретит этот акт с чувством великого нравственного удовлетворения.». Статья Г. Баева «О присоединении Малой Кабарды к Большой» // Электронный журнал «Кавказология». 2021. № 4. С. 86-107.
10. Пазов И.С. Финансы и экономика Нальчикского округа в начале XX века (1905-1917 гг.) // Электронный журнал «Кавказология». 2018. № 4. С. 42-64.
11. Пазов И. С. Общественный капитал Нальчикского округа в начале XX века // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. С. 170-190.
12. Управление центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики (далее - УЦГА АС КБР) Ф. И-16. «Управление Центра Кавказской линии». Оп. 1. Д. 577.
13. УЦГА АС КБР. Ф. И-26 «Кабардинская общественная сумма». Оп. 1. Д. 1.
14. УЦГА АС КБР. Ф. И-26. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.
15. УЦГА АС КБР. Ф. И-26. Оп. 1. Д. 4.
16. УЦГА АС КБР. Ф. И-2 «Управление Кабардинского округа». Оп. 1. Д. 47.
17. Материалы по обычному праву кабардинцев (первая половина XIX века) / Сост. В.К. Гарданов. Нальчик: Кабардинское книжное издательство, 1956. 480 с. С.367.
18. Абазов А.Х. Трансформация института барантования кабардинцев в дореформенный
период // Исторический Вестник. Вып. V Нальчик, 2007. С. 163-176.
19. УЦГА АС КБР. Ф. И-26. Оп. 1. Д. 3.
20. Абазов А.Х. Некоторые аспекты деятельности экзекуторов в судебной системе Кабарды первой половины XIX в. // История науки и техники. Москва, 2007. № 8. С. 72-76.
21. Абазов А.Х. К вопросу о деятельности Кабардинского временного суда // Архивы и общество. Вып. 3. Нальчик, 2007. С. 50-57.
22. УЦГА АС КБР. Ф. И-26. Оп. 1. Д. 5.
REFERENCES
1. Baev G.V. Narodnyy kredit v Terskoy oblasti [National credit in the Tersky region]. Vladikavkaz: Tip. Sergeya Nazarova, 1908. 56 p.
2. Kumykov, T. Kh. Vovlechenie Severnogo Kavkaza vo vserossiyskiy rynok v XIX v. [Involvement of the North Caucasus in the All-Russian market in the 19th century] Nal'chik: Kabardino-Balkarskoy knizhnoe izdatel'stvo, 1962. 200 p.
3. Kumykov T.Kh. Ekonomicheskoe i kul'turnoe raz-vitie Kabardy i Balkarii v XIX veke [Economic and cultural development of Kabarda and Balkaria in the 19th century]. Nal'chik: Kabardino-Balkarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1965. 418 p.
4. Kalmykov Zh.A. Ustanovlenie russkoy adminis-tratsii v Kabarde i Balkarii (konets XVIII - nachale XX v.) [Establishment of the Russian administration in Kabarda and Balkaria (the end of XVIII -the beginning of the 20th century)]. Nal'chik: El'brus, 1995. 123 p.
5. Abazov A.Kh. Nal'chikskiy okrug v sudebnoy sisteme Terskoy oblasti (poslednyaya tret ' XIX - nachalo ХХ v.) [The Nalchik district in the judicial system of the Tersky region (the last third of XIX - the beginning of the 20th century)]. Nal'chik, Izdatel'skiy ot-del KBIGI, 2014. 104 p.
6. Abazov A.Kh. Narody Tsentral'nogo Kavkaza v sudebnoy sisteme Rossiyskoy imperii v kontse XVIII - nachale XX v. [The people of Central Caucasus Mountains in the judicial system of the Russian Empire at the end of XVIII - the beginning of the 20th century] Nal'chik: OOO «Pechatnyy dvor», 2016. 264 p.
7. Prasolov D.N. S»ezdy doverennykh vpraktikakh mes-tnogo samoupravleniya kabardintsev i balkartsev vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. [Congresses of the Kabardians and Balkars entrusted in practicians of local government in the second half of XIX -the beginning of the 20th century.]. Nal'chik: Izdatel'skiy otdel IGI KBNTs RAN, 2019. 208 p.
8. Prasolov D.N. Elektronnyy zhurnal «Kavkazologiya» [Electronic journal «Caucasology»], 2019, no 2, pp. 37-54.
9. Prasolov D.N. Elektronnyy zhurnal «Kavkazologiya» [Electronic journal «Caucasology»], 2021, no 4, pp. 86-107.
10. Pazov I.S. Elektronnyy zhurnal «Kavkazologiya» [Electronic journal «Caucasology»], 2018, no 4, pp. 42-64.
11. Pazov I.S. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern studies of social problems], 2019, no 11, pp. 170-190.
12. UTsGA AS KBR (Upravlenie tsentral'nogo gosu-darstvennogo arkhiva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respubliki [UCSA AS KBR (Office of the Central State Archive of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic)]), f. I-16 «Upravlenie Tsentra Kavkazskoy linii», inv. 1, storage unit. 577.
13. UTsGA AS KBR [UCSA AS KBR], f. I-26 «Kabar-dinskaya obshchestvennaya summa», inv. 1, storage unit. 1.
14. UTsGA AS KBR [UCSA AS KBR], f. I-26, inv. 1, storage unit 2, sh. 1.
15. UTsGA AS KBR [UCSA AS KBR], f. I-26, inv. 1, storage unit 4.
16. UTsGA AS KBR [UCSA AS KBR], f. «Upravlenie Kabardinskogo okruga», inv. 1, storage unit 47.
17. Materialy po obychnomu pravu kabardintsev (per-vaya polovina XIX veka) [Materials on common law of Kabardians (first half of the 19th century)]. Sost. VK. Gardanov. Nal'chik: Kabardinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1956. 480 p.
Abazov A.Kh. Istoricheskiy Vestnik [Historical bulletin]. 2007, no V, pp. 163-176. UTsGA AS KBR [UCSA AS KBR], f. I-26, inv. 1, storage unit 3.
20. Abazov A.Kh. Istoriya nauki i tekhniki [History of Science and Technology], 2007, no 8, pp. 72-76.
21. Abazov A.Kh. Arkhivy i obshchestvo [Archives and society], 2007, no 3, pp. 50-57.
22. UTsGA AS KBR [UCSA AS KBR], f. I-26, inv. 1, storage unit 5.
Поступила в редакцию 1 августа 2022 г.
18.
19.
УДК 94(470.6) «1920/1939»
DOI 10.18522/2072-0181-2022-111-78-83
ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО В ЭМИГРАЦИИ (1920-1939 годы)
О.В. Ратушняк, Т.В. Ратушняк
DON COSSACKS IN EMIGRATION (1920-1939)
O.V. Ratushnyak, T.V. Ratushnyak
Изучение истории донского казачества в эмиграции стало предметом научных исследований фактически в первые же годы после исхода казаков за рубеж. Однако, не умаляя достижений советских исследователей, отметим, что большинство серьезных публикаций, проработанных на основе разнообразных источников, стало появляться преимущественно в российский период отечественной историографии. Это было обусловлено открытием архивов по зарубежной проблематике для широкого круга исследователей, а также возможностью (и в значительной степени по-
Ратушняк Олег Валерьевич - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений Кубанского государственного университета, 350040, г Краснодар, ул. Ставропольская, 149, e-mail: [email protected], т.: 8(861)2199628;
Ратушняк Татьяна Витальевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Кубанского государственного университета, 350040, г Краснодар, ул. Ставропольская, 149, e-mail: [email protected], т.: 8(861)2199614.
требностью) проведения научных изысканий в рамках методологических позиций, отличных от марксистско-ленинского подхода, господствовавшего в советской историографии. Исследователи акцентировали свое внимание как в целом на казачьей эмиграции, так и на донской части казачьего зарубежья [1]. Зарубежные исследователи, анализируя жизнь казаков-эмигрантов, концентрировали свои усилия преимущественно на изучении участия казаков во Второй мировой войне [см. 2].
Несмотря на громадную работу, проведенную российскими и зарубежными исследо-
Oleg Ratushnyak - Kuban State University, 149 Stavropolskaya Street, Krasnodar, 350040, e-mail: oleg_ [email protected], tel.: 8(861)2199628;
Tatyana Ratushnyak - Kuban State University, 149 Stavropolskaya Street, Krasnodar, 350040, e-mail: tatyana. [email protected], tel.: 8(861)2199614.