Научная статья на тему 'Из истории становления и развития финансовых институтов Кабардинского округа на рубеже 50–60-х гг. XIX в.'

Из истории становления и развития финансовых институтов Кабардинского округа на рубеже 50–60-х гг. XIX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кабардинская общественная сумма / финансовый институт / Центр Кавказской линии / кабардинцы / балкарцы / Kabardian public sum / financial institute / Caucasian line center / kabardians / balkars

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бербекова М. Х.

В статье рассматриваются некоторые аспекты становления и развития финансовых институтов в Кабардинском округе на рубеже 50–60-х гг. XIX в. на примере деятельности Кабардинской общественной суммы. На основе анализа делопроизводственной документации управления Кабардинского округа исследованы вопросы функционирования аппарата Общественной суммы, его взаимодействия в пределах подведомственности с другими учреждениями и должными лицами, порядок делопроизводства, каналы пополнения и расходования капитала Суммы, круг лиц и социальный состав заемщиков. Выявлены сложности в деятельности Общественной суммы, связанные с переходном региона к системе военно-народного управления. Делается вывод, что в условиях перехода региона к военно-народному управлению ее функционал по сравнению с предыдущим периодом существенно расширялся. Сумма постепенно трансформировалась в востребованный источник функционирования займов в отношении представителей местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бербекова М. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of the formation and development of financial institutions of the Kabardian district at the turn of 50-60s of XIX century

The article considers some aspects of the formation and development of financial institutions in the Kabardian district at the turn of the 50-60s. XIX century. on the example of the activities of the Kabardian Public sum. Based on the analysis of the office documentation of the Kabardian district administration, the issues of the functioning of the Public sum apparatus, its interaction within the jurisdiction with other institutions and proper persons, the procedure for office work, the channel for replenishing and spending capital of the sum, the circle of persons and the social composition of borrowers were studied. Difficulties in the activities of the Public sum related to the transition of the region to the system of military-people's administration were revealed. It is concluded that in the context of the transition of the region to military-people management, its functionality has significantly expanded compared to the previous period. The sum gradually transformed into a demanded source of the functioning of loans in relation to representatives of the local population.

Текст научной работы на тему «Из истории становления и развития финансовых институтов Кабардинского округа на рубеже 50–60-х гг. XIX в.»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 5 (109) 2022

- ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК: 94(47) Научная статья

DOI: 10.35330/1991-6639-2022-5-109-170-176

Из истории становления и развития финансовых институтов Кабардинского округа на рубеже 50-60-х гг. XIX в.

М. Х. Бербекова

Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук 360010, Россия, Нальчик, ул. Балкарова, 2

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты становления и развития финансовых институтов в Кабардинском округе на рубеже 50-60-х гг. XIX в. на примере деятельности Кабардинской общественной суммы. На основе анализа делопроизводственной документации управления Кабардинского округа исследованы вопросы функционирования аппарата Общественной суммы, его взаимодействия в пределах подведомственности с другими учреждениями и должными лицами, порядок делопроизводства, каналы пополнения и расходования капитала Суммы, круг лиц и социальный состав заемщиков. Выявлены сложности в деятельности Общественной суммы, связанные с переходном региона к системе военно-народного управления. Делается вывод, что в условиях перехода региона к военно-народному управлению ее функционал по сравнению с предыдущим периодом существенно расширялся. Сумма постепенно трансформировалась в востребованный источник функционирования займов в отношении представителей местного населения.

Ключевые слова: Кабардинская общественная сумма, финансовый институт, Центр Кавказской линии, кабардинцы, балкарцы

Поступила 05.10.2022, одобрена после рецензирования 12.10.2022, принята к публикации 14.10.2022

Для цитирования. Бербекова М. Х. Из истории становления и развития финансовых институтов Кабардинского округа на рубеже 50-60-х гг. XIX в. // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2022. № 5 (109). С. 170-176. DOI: 10.35330/1991-6639-2022-5-109-170-176

Original article

From the history of the formation and development of financial institutions of the Kabardian district at the turn of 50-60s of XIX century

M.Kh. Berbekova

Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences 360010, Russia, Nalchik, 2 Balkarov street

Annotation. The article considers some aspects of the formation and development of financial institutions in the Kabardian district at the turn of the 50-60s. XIX century. on the example of the activities of the Kabardian Public sum. Based on the analysis of the office documentation of the Kabardian district administration, the issues of the functioning of the Public sum apparatus, its interaction within the jurisdiction with other institutions and proper persons, the procedure for office work, the channel for replenishing and spending capital of the sum, the circle of persons and the social composition of borrowers were studied. Difficulties in the activities of the Public sum related to the transition of the region to the system of military-people's administration were revealed. It is concluded that in the context of the transition of the region to military-people management, its functionality has significantly expanded compared to the previous period. The sum gradually transformed into a demanded source of the functioning of loans in relation to representatives of the local population.

© Бербекова М. Х., 2022

Key words: Kabardian public sum, financial institute, Caucasian line center, kabardians, balkars

Submitted 05.10.2022, approved after reviewing 12.10.2022, accepted for publication 14.10.2022

For citation. Berbekova M.Kh. From the history of the formation and development of financial institutions of the Kabardian district at the turn of 50-60s. of XIX century. News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of RAS. 2022. No. 5(109). Pp. 170-176. DOI: 10.35330/1991-6639-2022-5-109-170-176

Введение

В экономической истории Кабардинского округа на рубеже 50-60-х гг. XIX в. особое внимание отводилось деятельности финансовых институтов при учреждениях власти. Одним из таких учреждений была Кабардинская общественная сумма, представлявшая собой своеобразную народную кассу, из которой оказывались услуги по предоставлению займов населению и финансировались некоторые общественно значимые проекты (стипендиальное обеспечение обучавшихся за пределами округа уроженцев Кабарды и Балка-рии, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры и т.п.). Сумма стабильно функционировала более 80 лет, и в начале XX в. сложились предпосылки по ее преобразованию в народный банк. Поэтому исследование особенностей ее функционирования на рубеже 50-60-х гг. XIX в. в условиях, когда в регионе начался переход к военному народному управлению и проводилась реформа по образованию административных округов в составе Терской области, представляется актуальной научно-исследовательской задачей. Исследование темы дает возможность расширить представления о создании и деятельности финансовых институтов у традиционных обществ, ставших на путь модернизации, и некоторых особенностях складывания общественных сумм в современных финансовых реалиях.

Некоторые аспекты деятельности Общественной суммы в Кабардинском (Георгиевском, Пятигорском, Нальчикском) округе во второй половине XIX - начале ХХ в. затрагивались в работах Г. Баева [3], Т. Х. Кумыкова [5, 6], Ж. А. Калмыкова [4], А. Х. Абазова [1, 2], Д. Н. Прасолова [9, 11], И. С. Пазова [7, 8]. Авторы изучали исторические условия и обстоятельства формирования народного кредита в Терской области в 60-е гг. XIX в., вопросы вовлечения народов региона во всероссийский рынок в XIX в., взаимодействие казначея Суммы со Съездом доверенных Кабарды и Балкарии в деятельности институтов самоуправления во второй половине XIX - начале ХХ в. и т.п. При этом особенностям функционирования Кабардинской общественной суммы на рубеже 50-60-х гг. XIX в. в отечественном кавказоведении не уделялось должного внимания. Тогда как доступная эмпирическая база (в основном делопроизводственная документация управления Кабардинского округа, хранящаяся в фондах Управления центрального государственного архива Архивной службы КБР) по теме исследования позволяет ставить и решать такие задачи, как: выявление особенностей функционирования аппарата казначея общественной суммы, изучение порядка делопроизводства, в том числе и документирование движения денежных средств по Сумме, анализ каналов прихода и расхода средств Суммы и т.п.

Результаты

Итак, в конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. учреждением, в структуре которого функционировала Кабардинская общественная сумма, было Кабардинское окружное правление. Все поступления денежных средств в Сумму санкционировались предписанием начальника округа [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31]. Должностным лицом, ответственным за организацию деятельности Суммы, был казначей. При казначее функционировала канцелярия [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 3]. Казначей и работники канцелярии получали регулярное жалование за отправление возложенных на них полномочий из средств

Суммы [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 12]. Казначей напрямую подчинялся начальнику округа, состоял с ним в переписке по вопросам учета прихода и расхода общественной суммы, вел учет жителей округа, которым выданы займы из Суммы, вел книги прихода и расхода средств Суммы, книги учета и движения полученного залога и т.п.

После принятия Положения «Об управлении общественной суммой» (1859) в управлении округа началась активная работа по упорядочению ее деятельности и переучету средств, двигавшихся по Сумме до 1858 г. В этом направлении управление Кабардинского округа состояло в переписке сначала с начальством левого крыла Кавказской линии, а после 1860 г. - с Терским областным правлением и другими структурами, ответственными за контроль финансовых операций в регионе. Одним из первых распоряжений начальника Кабардинского округа в адрес казначея Общественной суммы Терехова было предписание о записи в книгу прихода, обеспеченного ломбардными билетами на сумму 16 089 руб. [УЦГА АС КБР: Ф. И-26. Оп. 1. Д. 5. Л. 21]. Анализ ведомостей по ломбардным билетам и вытребованным из них по кредитным установлениям деньгам показывает, что в этой части Сумма состояла в деловых отношениях с Московской сохранной казной, Санкт-Петербургской сохранной казной, Закавказским приказом общественного призрения и некоторыми другими учреждениями [УЦГА АС КБР: Ф. И-26. Оп. 1. Д. 5. Л. 27-27 об.].

Анализ ведомостей должников Кабардинской общественной суммы по состоянию на 1860 г. позволяет говорить о том, что ранее (до 1857 г.) деньги взаймы населению региона выдавались на основании распоряжения начальника Центра Кавказской линии. Эти материалы также дают возможность установить круг лиц и социальный состав заемщиков. Например, содержание ведомостей по выданным займам бывшим начальником Центра Кавказской линии местному населению из Общественной суммы, на которых предполагалось возложить обязанность по уплате процентов за пользование займом, показывает, что в числе заемщиков состояли: штаб-ротмистр князь Иналов, поручик И. Кунашев, прапорщик Кучмазукин, штаб-ротмистр князь Тлостанлиев, штаб-ротмистр А. Тохтамышев, прапорщик князь Б. -М. Касаев, эфенди Шугенов, член суда прапорщик П. Касаев, подпоручик З. Тамбиев, прапорщик Д. Джамботов, прапорщик Аджигиреев, корнет Б. Конов, прапорщик И. Уруспиев, подпоручик Салпагаров, прапорщик Тапсиев, прапорщик Хаудов, поручик А. Анзоров, капитан князь М. Казиев, поручик Туков, сын карачаевского эфенди М. Алиев, майор Абисалов, штаб-ротмистр Дударов, майор Анзоров, юнкер князь Б. -М. Наурузов, князь М. Наурузов, секретарь Кабардинского суда Шарданов, а также прогонные деньги генерал-майор князь Атажу-кин, П. Тамбиев [УЦГА АС КБР: Ф. И-26. Оп. 1. Д. 5. Л. 70 об - 72 об.] и др.

После принятия Положения (1859) в окружном правлении начала практиковаться новая форма фиксирования движения денежных средств. Книга регистрации прихода и расхода капитала Суммы открывалась на основании предписания начальника Кабардинского округа [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 1 об.]. Факт открытия новой книги заверялся подписями воинского начальника. Он же вместе с казначеем фиксировал и сумму остатка, подлежавшего записи в новую книгу [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 1 об.]. Например, в книге на 1859 г. отмечалось: «Записанные на приход деньги, перенесенные из законченной на 1859 г. книги оставшегося наличного остатка Кабардинской общественной суммы, всего кредитными бумагами четыре тысячи семьсот шестьдесят четыре рубля, а серебром две с половиной копейки» [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 1 об.]. Ответственным за ведение учетных записей был казначей суммы. Факты получения средств из суммы либо возвращения средств скреплялись подписями или печатями непосредственных участников финансовых отношений [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 3].

В конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. каналами пополнения Общественной суммы были: уплата процентных денег по ранее выданным займам [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 1 об.], возврат заемной суммы, средства (пошлины) за вывоз леса из Кабарды за пределы Кавказской линии для продажи [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 7 об.],

взысканные штрафы за правонарушения с жителей Большой и Малой Кабарды и Балкарии [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 8 об.], возврат долгов по непогашенным вовремя займам и т.п. Например, всего в 1860 г. за погашение долгов населения без учета процентов в доход Общественной суммы поступило 2880 руб. 2 коп., штрафов за совершенные правонарушения - 1633 руб. 7 коп., за вывоз леса для продажи за пределы Линии - 1330 руб. 5 коп., за уплату долгов и процентов по заимствованным из суммы денег до 1859 г. - 7550 руб., процентов от выданных займов - 505 руб. 80 коп. [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 47 об.]. В конце 50-х гг. XIX в. расходными статьями были: средства на содержание канцелярии отделения Общественной суммы [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 3], средства на найм квартиры инспектору кабардинской школы [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 4], на найм квартиры и выплату жалования учителю русского языка и найм квартиры учителю арабского языка этой школы [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 4], на содержание воспитанников кабардинской школы (приобретение одежды и обуви, учебных предметов, питание, отопление помещений, ремонт здания школы и т.п.) [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 18], оплату труда вольнонаемного писаря [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 5], оплату билетных бланков [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 11], на содержание казначея общественной суммы [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 12], выдачу займов населению [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 15], (временно) на имущество и скот, взятые под залог выданных займов (кредитов) [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 21], продажи с аукциона имущества и животных, поступивших на баланс Общественной суммы в виде штрафов за правонарушения [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 8 об.] и т.п. Общая сумма расходов составила 11 830 руб. 75 1/3 коп. Следует обратить внимание, что в некоторых случаях разрешение на производство тех или иных новых систематических выплат поступало от высшего начальства в регионе. В частности, разрешение на назначение ежемесячной выплаты учителю русского языка кабардинской школы было одобрено в 1858 г. главнокомандующим Кавказской армией [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 47. Л. 39]. Другое одобрение главнокомандующего Кавказской армией последовало 14 января 1859 г. на производство расходов «на обучение в Екатеринограде кабардинского узденя Ахмета Кумыкова оспопрививанию» [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 53. Л. 4]. Случалось и обсуждение непредвиденных трат из общественной суммы, например, в 1858 г. в отзыве начальника Главного штаба Кавказской армии сообщалось о займе из Общественной суммы денег на выкуп похищенных преступниками жителей Ка-барды с последующим возмещением трат за счет средств, собранных с преступников в виде штрафов [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 53. Л. 5].

Анализ документов показывает, что в 1859 г. Малая Кабарда в финансовом отношении была интегрирована с Кабардинской общественной суммой, а управляющий Малой Ка-барды состоял в тесной переписке с начальником Кабардинского округа по вопросам расходования средств Общественной суммы [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 53. Л. 42].

Остаток средств в Кабардинской общественной сумме по состоянию на 1 января 1861 г. составил 6 834 р. 75 коп. [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31. Л. 48]. Чистая прибыль от ее деятельности в 1860 г. составила 2 070 руб. 55 коп., основной капитал увеличился за год примерно на 30 %. В 1861 г. перечень приходных и расходных статей Суммы практически не претерпел изменений по сравнению с предыдущим годом [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 64].

Отдельным учетным документом Кабардинской общественной суммы была книга регистрации прихода и расхода залогов [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 32]. В конце 50-х -начале 60-х гг. XIX в. ведение, открытие новой книги, закрытие старой, перенос сведений из новой в старую, внесение сведений о новых действиях санкционировались предписанием начальника Кабардинского округа. Ответственным за ведение книги был казначей Общественной суммы, книга хранилась в канцелярии отделения Общественной суммы.

Следует отметить, что в 1859 г. Главным штабом Кавказской армии была проведена проверка правильности расходов Кабардинской общественной суммы, результаты которой были представлены в отзыве Главнокомандующему войсками левого крыла Кавказской линии 15 апреля 1859 г. [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 53. Л. 72]. Проверка была произведена на основании анализа содержания объяснений начальника Кабардинского округа с целью выработки рекомендаций по пресечению в будущем выплат, «которые должны быть признаны лишними и произвольными, и для определения, какие именно расходы может производить начальник округа [из Общественной суммы]» [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 53. Л. 72]. Проверка выявила неправильными выплаты, произведенные по предписанию начальника округа, в отношении кабардинского народного депутата (судьи кабардинского временного суда) и двух состоящих при экзекуторах делопроизводителей на канцелярские расходы и на жалование секретаря временного суда и двух писарей [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 53. Л. 72 об.]. Обращалось внимание, что эти выплаты были произведены уже после образования Кабардинского округа в 1858 г. Отмечалось, что они являются нелегитимными, т.к. «содержание управления Нальчикского округа вошло в штат, Высочайше утвержденный 1 апреля 1858 г., в который внесены суммы и на канцелярские расходы, и на содержание секретаря и писарей» [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 53. Л. 72 об.]. Схожее заключение было принято и в отношении расходов на содержание 8 милиционеров, состоявших при офицерах Кабардинского временного суда [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 53. Л. 73 об.]. Кроме того, предлагалось не выписывать отдельной расходной суммой средства, выданные инспектору и учителю русского языка Кабардинской общественной школы, а предусматривать расходы по этим частям из общей суммы, ассигнованной на содержание школы [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 53. Л. 73]. Также определенные возражения со стороны проверяющих последовали и в отношении расходов на печать билетных бланков для проезда жителей региона за пределы Кавказской линии (в основном для продажи леса). В этом отношении сообщалось, что в других регионах этот расход возмещался за счет средств экстраординарной суммы, в связи с чем предлагалось освободить Кабардинскую общественную сумму от ассигнования средств на печать билетных бланков [УЦГА АС КБР: Ф. И-2. Оп. 1. Д. 53. Л. 73 об.]. Получается, что основные контрольные функции по деятельности Суммы на рубеже 50-60-х гг. XIX в. выполняло управление Терской области.

Заключение

Таким образом, Кабардинская общественная сумма занимала важное место в аппарате управления Кабардинского округа на рубеже 50-60-х гг. XIX в. В условиях перехода региона к военно-народному управлению ее функционал по сравнению с предыдущим периодом существенно расширялся. Сумма постепенно трансформировалась в востребованный источник функционирования займов в отношении представителей местного населения. Находясь в структуре окружного правления, казначей Суммы в пределах своей подведомственности взаимодействовал с профильными учреждениями из других регионов. В это время в функционировании Общественной суммы были задействованы и жители Малой Кабарды, территориально относившейся в то время к Осетинскому округу Терской области. Анализ документов показывает, что заемщиками (т.е. первыми потребителями услуг по обеспечению населения займами) были представители социальной элиты общества. Сумма пополнялась за счет уплаты процентов должниками, возврата заемной суммы, пошлин, штрафов, возвратов долгов по непогашенным вовремя займам и т.п. Средства суммы расходовались на содержание канцелярии, найм жилых помещений для отдельных категорий работников (учителей), содержание воспитанников школы, оплату труда казначея и делопроизводителей, канцелярские расходы и расходы на обеспечение деятельности Суммы, непосредственно на выдачу займов населению, продажи с аукциона имущества и животных, поступивших в виде штрафов за правонарушения, и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абазов А. Х. Нальчикский округ в судебной системе Терской области (последняя треть XIX - начало ХХ в.). Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2014. 104 с.

2. Абазов А. Х. Народы Центрального Кавказа в судебной системе Российской империи в конце XVIII - начале ХХ в. Нальчик: Печатный двор, 2016. 264 с.

3. Баев Г. В. Народный кредит в Терской области. Владикавказ: Типография Сергея Назарова, 1908. 56 с.

4. Калмыков Ж. А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии (конец XVIII - начало XX в.). Нальчик: Эльбрус, 1995. 123 с.

5. Кумыков Т. Х. Вовлечение Северного Кавказа во всероссийский рынок в XIX в. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1962. 200 с.

6. Кумыков Т. Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1965. 418 с.

7. Пазов И. С. Финансы и экономика Нальчикского округа в начале XX века (1905-1917 гг.) // Электронный журнал «Кавказология». 2018. № 4. С. 42-64.

8. Пазов И. С. Общественный капитал Нальчикского округа в начале XX века // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. С. 170-190.

9. Прасолов Д. Н. Съезды доверенных в практиках местного самоуправления кабардинцев и балкарцев во второй половине XIX - начале ХХ в. Нальчик: Издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2019. 208 с.

10. Прасолов Д. Н. Просветительские практики и интеллектуальная культура коренного населения Северного Кавказа в условиях имперской модернизации (школьный вопрос на съездах доверенных Нальчикского округа в последней трети XIX - начале XX в.) // Электронный журнал «Кавказология». 2019. № 2. С. 37-54.

11. Прасолов Д. Н. «Вся Кабарда встретит этот акт с чувством великого нравственного удовлетворения...». Статья Г. Баева «О присоединении Малой Кабарды к Большой» // Электронный журнал «Кавказология». 2021. № 4. С. 86-107.

12. УЦГА АС КБР - Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.

Информация об авторе

Бербекова Марина Хасанбиевна, аспирант Научно-образовательного центра Кабардино-Балкарского научного центра РАН;

360010, Россия, Нальчик, ул. Балкарова, 2;

Yucatan_line@mail.ru

REFERENCES

1. Abazov A.Kh. Nal'chikskiy okrug v sudebnoy sisteme Terskoy oblasti (poslednyaya tret' XIX -nachalo ХХv.) [Nalchik district in the judicial system of the Terek region (the last third of the XIX -the beginning of the XX century)]. Nal'chik: Pechatnyy dvor, 2014. 104 p. (In Russian)

2. Abazov A.Kh. Narody Tsentral'nogo Kavkaza v sudebnoy sisteme Rossiyskoy imperii v kontse XVIII - nachale ХХ v. [The peoples of the Central Caucasus in the judicial system of the Russian Empire in the late XVIII - early XX centuries.]. Nal'chik, Izdatel'skiy otdel KBIGI, 2016. 264 p. (In Russian)

3. Baev G.V. Narodnyy kredit v Terskoy oblasti [People's credit in the Terek region.]. Vladikavkaz: Tipografiya Sergeya Nazarova, 1908. 56 p. (In Russian)

4. Kalmykov Zh.A. Ustanovlenie russkoy administratsii v Kabarde i Balkarii (konets XVIII -nachalo XX v.) [The establishment of the Russian administration in Kabarda and Balkaria (late XVIII - early XX centuries).]. Nal'chik: El'brus, 1995. 123 p. (In Russian)

5. Kumykov T.Kh. Vovlechenie Severnogo Kavkaza vo vserossiyskiy rynok v XIX v. [Involvement of the North Caucasus in the All-Russian market in the XIX century]. Nal'chik: Ka-bardino-Balkarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1962. 200 p. (In Russian)

6. Kumykov T.Kh. Ekonomicheskoe i kul'turnoe razvitie Kabardy i Balkarii v XIX veke [Economic and cultural development of Kabarda and Balkaria in the 19th century.]. Nal'chik: Kabar-dino-Balkarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1965. 418 p. (In Russian)

7. Pazov I.S. Finance and economics of the Nalchik district at the beginning of the 20th century (1905-1917). Elektronnyy zhurnal «Kavkazologiya» [E-journal «Caucasology»]. 2018. No. 4. Pp. 42-64. (In Russian)

8. Pazov I.S. Public capital of the Nalchik district at the beginning of the 20th century. Sov-remennye issledovaniya sotsial'nykhproblem. 2019. Vol. 11. Pp. 170-190. (In Russian)

9. Prasolov D.N. S"ezdy doverennykh vpraktikakh mestnogo samoupravleniya kabardintsev i balkartsev vo vtoroy polovine XIX- nachale XX v. [Congresses of entrusted persons in local self-government practices of Kabardins and Balkars in the second half of the XIX - early XX centuries.]. Nal'chik: Izdatel'skiy otdel IGI KBNTs RAN, 2019. 208 p. (In Russian)

10. Prasolov D.N. Educational practices and intellectual culture of the indigenous population of the North Caucasus in the conditions of imperial modernization (school issue at the congresses of trusted Nalchik district in the last third of the XIX - early XX centuries). Elektronnyy zhurnal «Kavkazologiya» [E-journal «Caucasology»]. 2019. No. 2. Pp. 37-54. (In Russian)

11. Prasolov D.N. «The whole Cabarda will meet this act with a sense of great moral satisfaction....» Article by G. Baev «On the accession of Malaya Kabarda to Bolshaya»]. Elektronnyy zhurnal «Kavkazologiya» [E-journal «Caucasology»]. 2021. No. 4. Pp. 86-107. (In Russian)

12. UTsGA AS KBR - Upravlenie Tsentral'nogo gosudarstvennogo arkhiva Arkhivnoy slu-zhby Kabardino-Balkarskoy Respubliki [Office of the Central State Archive of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic]. (In Russian)

Information about the author

Berbekova Marina Khasanbievna, postgraduate student of the Scientific and Educational Center, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences;

360010, Russia, Nalchik, 2 Balkarov street;

Yucatan_line@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.