Научная статья на тему 'Общественные мирские подати сельского населения Нальчикского округа в последней трети XIX – начале ХХ в.: механизм назначения, порядок взимания и учета'

Общественные мирские подати сельского населения Нальчикского округа в последней трети XIX – начале ХХ в.: механизм назначения, порядок взимания и учета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Нальчикский округ / Терская область / Съезд доверенных сельских обществ / кабардинцы / балкарцы / налоги / мирские повинности / земские подати / Nalchik district / Terek region / Congress of Trusted of rural societies / Kabardins / Balkars / taxes / worldly duties / zemstvo taxes

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кярова Ф. А.

. Статья посвящена исследованию механизма назначения, порядка учета и взимания общественных мирских податей сельского населения Нальчикского округа в последней трети XIX – начале ХХ в. Отмечается, что решения о размерах податей и статьях финансирования деятельности некоторых должностных лиц и общественно значимых проектов принимались на заседаниях Съезда доверенных, а после утверждения его постановлений в Терском областном правлении они становились обязательными для исполнения жителями округа. Рассмотрены направления финансирования, на которые взимались подати. Установлено, что с течением времени в деятельности Съездов доверенных наметилась тенденция к увеличению количества расходных статей за счет общественных средств по этой части. Сделан вывод, что размер денежной повинности в участках Нальчикского округа был неодинаковым и зависел от численности финансируемых должностных лиц и объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The public taxes of the rural population of Nalchik district in the last third of the XIX early XX century: appointment mechanism, accounting and collection procedure

The article is devoted to the study of the mechanism of appointment, procedure for accounting and collection of public taxes of the rural population of the Nalchik district in the last third of the XIX – early XX centuries. It is noted that that decisions on the amount of taxes and articles of financing for the activities of some officials and socially significant projects were made at meetings of the Congress of Trusted Persons, and after the approval of its decree in the Terek Regional Board, they became mandatory. The funding items for which taxes were charged were considered. It was established that over time, in the activities of Congresses of Trusted Persons, there was a tendency to increase the number of expenditure items at the expense of public funds in this part. It was concluded that the amount of monetary load in the sections of the Nalchik district was not the same and depended on the circle of financed officials and facilities.

Текст научной работы на тему «Общественные мирские подати сельского населения Нальчикского округа в последней трети XIX – начале ХХ в.: механизм назначения, порядок взимания и учета»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 5 (109) 2022

- ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК: 94(47) Научная статья

DOI: 10.35330/1991-6639-2022-5-109-188-195

Общественные мирские подати сельского населения Нальчикского округа в последней трети XIX - начале ХХ в.: механизм назначения, порядок взимания и учета

Ф. А. Кярова

Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук 360010, Россия, Нальчик, ул. Балкарова, 2

Аннотация. Статья посвящена исследованию механизма назначения, порядка учета и взимания общественных мирских податей сельского населения Нальчикского округа в последней трети XIX - начале ХХ в. Отмечается, что решения о размерах податей и статьях финансирования деятельности некоторых должностных лиц и общественно значимых проектов принимались на заседаниях Съезда доверенных, а после утверждения его постановлений в Терском областном правлении они становились обязательными для исполнения жителями округа. Рассмотрены направления финансирования, на которые взимались подати. Установлено, что с течением времени в деятельности Съездов доверенных наметилась тенденция к увеличению количества расходных статей за счет общественных средств по этой части. Сделан вывод, что размер денежной повинности в участках Нальчикского округа был неодинаковым и зависел от численности финансируемых должностных лиц и объектов.

Ключевые слова: Нальчикский округ, Терская область, Съезд доверенных сельских обществ, кабардинцы, балкарцы, налоги, мирские повинности, земские подати

Поступила 04.10.2022, одобрена после рецензирования 11.10.2022, принята к публикации 14.10.2022

Для цитирования. Кярова Ф. А. Общественные мирские подати сельского населения Нальчикского округа в последней трети XIX - начале ХХ в.: механизм назначения, порядок взимания и учета // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2022. № 5 (109). С. 188-195. DOI: 10.35330/1991-6639-2022-5-109-188-195

Original article

The public taxes of the rural population of Nalchik district in the last third of the XIX - early XX century: appointment mechanism, accounting and collection procedure

F.A. Kyarova

Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences 360010, Russia, Nalchik, 2 Balkarov street

Annotation. The article is devoted to the study of the mechanism of appointment, procedure for accounting and collection of public taxes of the rural population of the Nalchik district in the last third of the XIX -early XX centuries. It is noted that that decisions on the amount of taxes and articles of financing for the activities of some officials and socially significant projects were made at meetings of the Congress of Trusted Persons, and after the approval of its decree in the Terek Regional Board, they became mandatory. The funding items for which taxes were charged were considered. It was established that over time, in the activities of Congresses of Trusted Persons, there was a tendency to increase the number of expenditure items at the expense of public funds in this part. It was concluded that the amount of monetary load in the sections of the Nalchik district was not the same and depended on the circle of financed officials and facilities.

© Кярова Ф. А., 2022

Key words: Nalchik district, Terek region, Congress of Trusted of rural societies, Kabardins, Balkars, taxes, worldly duties, zemstvo taxes

Submitted 04.10.2022, approved after reviewing 11.10.2022, accepted for publication 14.10.2022

For citation. Kyarova F.A. The public taxes of the rural population of Nalchik district in the last third of the XIX -early XX century: appointment mechanism, accounting and collection procedure. News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of RAS. 2022. No. 5(109). Pp. 188-195. DOI: 10.35330/1991-6639-2022-5-109-188-195

Введение

В последней трети XIX - начале ХХ в. в структуре мирских повинностей, взимаемых с представителей сельского населения Нальчикского округа, выделялись государственная и различные земские и общественные денежные подати. Причем некоторые из них направлялись на финансирование общественно значимых проектов и устанавливались населением округа самостоятельно путем принятия соответствующих решений на заседаниях Съезда доверенных сельских обществ Большой и Малой Кабарды и Пяти горских обществ (далее -Съезд доверенных) и утверждения начальником Терской области. Их изучение представляет собой важную исследовательскую задачу, т.к. дает возможность глубже понять особенности интеграции кабардинского и балкарского населения в экономическую систему Российской империи, установления в регионе многоуровневой системы налогообложения, механизмов сбора с населения и учета налогов и денежных повинностей, социальных эффектов от перераспределения потоков движения взимаемых средств и т.п.

Особенности взимания общественных мирских податей с населения Нальчикского округа в последней трети XIX - начале ХХ в. не становились предметом специального исследования. Тогда как некоторые аспекты складывания и развития системы финансово-экономических отношений в регионе затрагивались в трудах Г. В. Баева [2], А. А. Белоусова [3], Г. X. Мамбетова [4], А. И. Щеголева [5], Т. Х. Кумыкова [6], Е. Г. Муратовой [7], П. А. Кузьминова [8], Т. А. Дзуганова [9; 10], Д. Н. Прасолова [11; 12], И. С. Пазова [13], А. Х. Абазова [1] и др. Вместе с тем доступная делопроизводственная документация Нальчикского окружного правления и правлений участков округа (в основном материалы Нальчикского (Пятигорского) окружного правления, хранящиеся в Управлении центрального государственного архива Архивной службы КБР: Ф. И-6 «Управление Нальчикского округа»; Ф. И-51 «Управление Пятигорского округа») позволяет ставить и решать такие вопросы, как механизмы обсуждения и внедрения в практику общественных мирских податей, выявление особенностей их учета, характеристика каналов финансирования общественно значимых проектов в округе [УЦГА АС КБР. Ф. И-6; Ф. И-51] и т.п.

Результаты

В последней трети XIX - начале ХХ в. некоторые мирские общественные повинности устанавливались населением Нальчикского округа самостоятельно. Для этого был выработан соответствующий механизм, и с течением времени сложилась практика его применения в административной системе округа. Так, решения о размерах податей и статьях финансирования деятельности некоторых должностных лиц и общественно значимых проектов принимались на заседаниях Съезда доверенных. После утверждения постановления Съезда доверенных в Терском областном правлении они становились обязательными для исполнения. Рассмотрим на конкретных примерах особенности взимания устанавливаемых самостоятельно населением Нальчикского округа общественных мирских податей (денежных повинностей).

Так, 18 декабря 1877 г. на заседании Съезда доверенных было решено установить с начала 1878 г. специальный сбор с каждого двора в 1 руб. на уплату жалования судьям

Нальчикского горского словесного суда, на содержание земских троек в Кабарде, на оплату услуг переводчиков, депутатов и рассыльных при землемерах, на наем квартиры в Баксане для землемеров, уплату услуг за пользование банями для арестантов, содержащихся на Нальчикской гауптвахте, на приобретение учебных пособий для аульных школ [УЦГА АС КБР. Ф. И-51. Оп. 1. Д. 7. Л. 4-4 об.]. На Съезде рассматривались и вопросы о целесообразности финансирования за счет общественных средств тех и иных учреждений и эффективности их функционирования (о финансировании учрежденных в 1875 г. в Кучмазукино, Ку-денетова I и Шалушкинской аульных школ). В приговоре Съезда доверенных по этому вопросу было записано следующее решение: «1. На содержание означенных 3-х школ употреблено денег, собранных с народа, до девяти тысяч рублей; 2. Ходившие в школы в течение всего времени мальчики успехов в изучении и понимании русской грамоты и на будущее время не смогут показать успехов в изучении грамоты; 3) употребленная на содержание школ сумма затрачена бесполезно, и 4) такой сбор с народа слишком обременителен» [УЦГА АС КБР. Ф. И-51. Оп. 1. Д. 7. Л. 9-9 об.]. Было решено просить разрешения начальника Терской области о закрытии с 1 января 1878 г. этих аульных школ и об учреждении вместо них ремесленного отделения при Нальчикской окружной горской школе с увеличением числа воспитанников из кабардинцев и балкарцев сверх установленного штата и их жалования за счет средств от сбора мирских общественных повинностей.

Анализ содержания ведомостей о состоянии денежных общественных сборов в 3-м участке Нальчикского округа за 1884 г. показывает, что средства собирались на содержание земской почты, судей Горского словесного суда, этапных помещений, кордонных постов и на устройство приемных покоев для кабардинцев, а также на содержание духовенства, местных управлений, должностных и других лиц, «служащих при них по выбору и по найму», и на другие расходы деятельности управлений, на содержание школ и учителей, ремонт школьных зданий, жалование временных сельских караулов [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 86. Л. 62].

С течением времени в деятельности Съездов доверенных наметилась тенденция к увеличению количества расходных статей за счет общественных средств. Анализ подворной раскладки сбора с населения округа за 1891 г., составленной на основании приговоров Съездов доверенных, показывает, что средства направлялись на ремонт и наем сторожа Черекского моста, ремонт, отопление и освещение Даутоковского этапного дома и Нальчикского, Ша-лушкинского, Урванского, Черекского и Кошевского охранных постов, на ремонт некоторых мостов и дорог, расположенных вдали от селений (взамен отбывания подводной повинности), хозяйственные расходы Нальчикской гауптвахты, доставку воды на гауптвахту и жалование ее заведующему, увеличение жалования народному кадию и народным депутатам Горского словесного суда, содержание временного его отделения, на жалование переводчику словесного суда, содержание охранной стражи нагорных пастбищ [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 202. Л. 3-4 об.; УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 583. Л. 1-2].

В целом же с населения Нальчикского округа в 1891 г. планировался сбор на общую сумму 9 615 руб. 22 коп. [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 202. Л. 5 об.]. В том числе:

- 1-й участок: с. Хасаут (144 двора, далее - «дв.») - 102 руб. 78 коп., с. Кармово (292 дв.) -203 руб. 41 коп., с. Ашабово (470 дв.) - 335 руб. 47 коп., с. Бабуково (290 дв.) - 335 руб. 47 коп., с. Атажукино 3 (285 дв.) - 203 руб. 42 коп., с. Коново (352 дв.) - 251 руб. 26 коп., с. Лафишево (146 дв.) - 104 руб. 22 коп., с. Иналово (244 дв.) - 174 руб. 15 коп., с. Тамбие-во 2 (201 дв.) - 143 руб. 46 коп., с. Касаево (305 дв.) - 217 руб. 70 коп., с. Кучмазукино (290 дв.) - 206 руб. 98 коп., с. Тамбиево 1 (318 дв.) - 226 руб. 97 коп., с. Тыжево (204 дв.) -145 руб. 62 коп., с. Наурузово (352 дв.) - 251 руб. 24 коп., с. Атажукино 1 (294 дв.) -209 руб. 86 коп., с. Атажукино 2 (250 дв.) - 178 руб. 43 коп. Итого: 3 166 руб. 94 коп. с 4 437 дворов в населенных пунктах участка. В среднем в 1891 г. сумма сбора с одного двора населенного пункта 1 участка Нальчикского округа составляла 71,3 коп.;

- 2-й участок: общ. Балкарское (597 дв.) - 922 руб. 56 коп., общ. Хуламское (228 дв.) -352 руб. 36 коп., общ. Безенгиевское (165 дв.) - 255 руб., общ. Чегемское (554 дв.) - 856 руб. 12 коп., общ. Урусбиевское (306 дв.) - 472 руб. 87 коп., с. Гунделен (194 дв.) - 299 руб. 80 коп., пос. Кашкатау (76 дв.) - 117 руб. 47 коп., пос. Озроковский (31 дв.) - 47 руб. 92 коп. Итого: 3 324 руб. 10 коп. с 2 151 двора в населенных пунктах участка. В среднем в 1891 г. сумма сбора с одного двора населенного пункта 2-го участка Нальчикского округа составляла 1 руб. 54,5 коп. Разница в сумме сбора по сравнению с населенными пунктами 1-го и 3-го участков округа объяснялась тем, что содержание временного отделения Нальчикского горского словесного суда осуществлялось исключительно за счет средств, собранных с жителей 2-го участка округа;

- 3-й участок: с. Тохтамышево (76 дв.) - 54 руб. 25 коп., с. Куденетово 1 (310 дв.) - 221 руб. 28 коп., с. Куденетово 2 (202 дв.) - 144 руб. 47 коп., с. Кайсын-Анзорово (430 дв.) - 306 руб. 92 коп., с. Коголкино (192 дв.) - 137 руб. 5 коп., с. Хату Анзорово (148 дв.) - 105 руб. 65 коп., с. Аргуданское (360 дв.) - 256 руб. 95 коп., с. Докшково (223 дв.) - 159 руб. 16 коп., с. Докшукино (198 дв.) - 141 руб. 31 коп., с. Догужоково (135 дв.) - 96 руб. 37 коп., с. Жан-хотово (310 дв.) - 221 руб. 22 коп., с. Нижнее Кожоково (213 дв.) - 152 руб. 2 коп., с. Верхнее Кожоково (111 дв.) - 79 руб. 25 коп., с. Нальчикское Клишбиево (415 дв.) - 296 руб. 22 коп., с. Шалушкинское (271 дв.) - 193 руб. 43 коп., с. Кошероково (114 дв.) - 81 руб. 47 коп., с. Мисостово (138 дв.) - 98 руб. 51 коп. Итого: 2 745 руб. 23 коп. с 3 846 дворов в населенных пунктах участка. В среднем в 1891 г. сумма этого сбора с одного двора населенного пункта 3-го участка Нальчикского округа составляла 71,3 коп.;

- населенные пункты Малой Кабарды, входившие в то время в состав Сунженского отдела Терской области: с. Ахлово (217 дв.) - 38 руб. 53 коп., с. Хапцево (230 дв.) - 40 руб. 85 коп., с. Булатово (246 дв.) - 43 руб. 69 коп., с. Бороково (217 дв.) - 38 руб. 41 коп., с. Абаево (179 дв.) - 31 руб. 80 коп., с. Муртазово (263 дв.) - 46 руб. 71 коп., с. Баташево (185 дв.) - 32 руб. 85 коп., с. Тохтамышево (188 дв.) - 33 руб. 38 коп., с. Исламово (306 дв.) -54 руб. 35 коп. Итого: 360 руб. 70 коп. с 2 031 двора в населенных пунктах отдела. В среднем в 1891 г. сумма сбора с одного двора населенных пунктов Малой Кабарды составляла 17,75 коп. При этом за счет сбора с населенных пунктов Малой Кабарды финансировалось лишь увеличение жалования народного кадия, депутатов и переводчика Нальчикского горского словесного суда, в котором малокабардинские аулы имели в то время своего представителя. При этом у атамана Сунженского отдела возникли закономерные вопросы о том, для какой надобности требуются деньги (земские сборы) с жителей малокабардинских селений и как исчислялась данная сумма, что он изложил в письме начальнику Нальчикского округа 5 марта 1891 г. [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 202. Л. 10]. На что начальник Нальчикского округа ответил, что «т.к. на все население Большой и Малой Кабарды на взыскание добавочного содержания трем депутатам и кадию Нальчикского горского словесного суда причитается сумма 1850 руб.», а именно 8 283 дыма (двора) в Большой Кабарде, 2 031 - в Малой и 102 - в сел. Абуково Пятигорского отдела. Горские общества не входили в эту раскладку, т.к. они на свои средства сами содержали временное отделение Горского словесного суда [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 202. Л. 11; УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 583. Л. 5 об. - 6];

- населенные пункты Пятигорского отдела Терской области: с. Абуково (102 дв.) -18 руб. 25 коп. [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 202. Л. 5-5 об.]. В 1891 г. сумма сбора с этого селения составляла так же, как и в Малой Кабарде, 17,75 коп. При этом за счет данного сбора финансировались те же расходы, что и с населенных пунктов Малой Кабарды.

В некоторых случаях на основании приговоров Съезда доверенных могли устанавливаться дополнительные сборы на разные нужды. В частности, в 1891 г. за счет населения Большой и Малой Кабарды были собраны дополнительные средства на приобретение лошадей и седел для подношения командующему войсками Кавказского военного округа [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 202. Л. 15-92].

Такая же ситуация складывалась и в начале ХХ в. Например, в период до включения Малой Кабарды в состав Нальчикского округа (1905) жители населенных пунктов (Ахлово, Хапцево, Булатово, Бороково, Абаево, Муртазово, Боташево, Астемирово и Исламово), которые делегировали своего представителя для работы в кабардинском отделении Нальчикского горского словесного суда, по-прежнему уплачивали сбор согласно утвержденным начальником Терской области приговорам Съездов доверенных [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 583. Л. 8-8 об.]. Механизм сбора состоял в том, что собранные деньги старшины указанных населенных пунктов были обязаны самостоятельно передавать в управление Нальчикского округа.

В начале 1905 г. (т.е. еще накануне включения населенных пунктов Малой Кабарды в состав Нальчикского округа) с повестки дня не сходил вопрос о сборе с них денег в уплату подати по раскладной ведомости на содержание Нальчикского горского словесного суда [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 651. Л. 2]. Причем и коммуникация между работниками учреждений власти также не поменялась. Начальник Нальчикского округа инициировал сбор налога, направляя соответствующие письма атаману Сунженского отдела Терской области. Тот в свою очередь давал распоряжение сельским старшинам. Они рапортовали ему о выполненном поручении. И собранные средства передавались в управление Нальчикского округа.

В 1906 г. подворная раскладка сбора с населения Большой и Малой Кабарды и горских обществ, составленная, согласно общественным приговорам доверенных от обществ, существенных изменений не претерпела. Средства по этой части взимались на:

- ремонт Черекского моста (на основании резолюции начальника Терской области на докладе областного инспектора от 23 марта 1892 г.);

- наем сторожа на Черекский мост взамен отбывания натуральной повинности (на основании разрешения начальника области, изложенного в предписании областного правления от 29 июня 1893 г.);

- ремонт отопления, освещения и хозяйственные расходы Даутоковского этапного дома, Нальчикского, Шалушкинского, Урванского (он же Даутоковский), Котляревского и Черекского (согласно приговору доверенных от 24 ноября 1892 г., утвержденному начальником Терской области 7 января 1893 г.);

- наем сторожа к Даутоковскому этапному помещению (на основании того же приговора);

- ремонт Шалушкинского и других мостов по нальчикско-котляревской дороге (на основании того же приговора и разрешения Начальника области, изложенного в предписании Областного правления от 29 июля 1893 г.);

- хозяйственные расходы нальчикской гауптвахты (на основании того же приговора);

- доставку воды для арестантов нальчикской гауптвахты (на основании того же приговора);

- жалование заведующему нальчикской гауптвахты (на основании того же приговора);

- усиление жалования кадию и депутатам Нальчикского горского словесного суда (на основании приговора доверенных от 18 декабря 1890 г., утвержденного начальником Терской области 21 февраля 1891 г.);

- жалование словесному переводчику, состоящему при начальнике округа (на основании приговора доверенных от 3 ноября 1891 г., утвержденного начальником области 17 сентября 1892 г.);

- содержание временного отделения Нальчикского горского словесного суда (на основании приговора доверенных от 4 ноября 1889 г. и предписания начальника области от 10 декабря 1895 г.) [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 684. Л. 3 об. - 6].

Примечательно, что и в этот период жители населенных пунктов 2-го участка округа (преимущественно с балкарским населением) не подлежали уплате сбора на усиление жалования

кадию и депутатам Нальчикского горского словесного суда, а остальных трех участков - на содержание временного отделения словесного суда [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 684. Л. 3 об. - 6]. Жители с. Абуковское Пятигорского отдела Терской области по-прежнему уплачивали сбор в управление Нальчикского округа на усиление жалования кадию и депутатам словесного суда [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 684. Л. 5 об.]. От этого мог зависеть и размер общего сбора, который отличался в зависимости от проживания плательщиков в том или ином участке округа. Анализ раскладной ведомости за 1906 г. показывает, что в среднем жители округа должны были уплачивать по 0,4 руб. в год с одного домовладения (двора, дыма). При этом жители 1-го участка - 0,32 руб., 2-го участка - 0,75 руб., 3-го и 4-го участка - 0,33 руб., с. Абуковское - 0,2 руб. Отчетность о целевом расходовании собранных средств поступала в окружное управление в виде счетов уполномоченных лиц [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 684. Л. 40].

В 1908 г. к этой раскладке добавился еще один пункт: «На отопление и освещение Бак-санского милиционерского поста» (на основании приговора доверенных в 1907 г. от 1-го участка округа, принявших решение учредить в Баксане почтовое отделение) [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 732. Л. 12 об.]. Анализ содержания самой же раскладки показывает, что этот сбор взымался исключительно с населения 1 -го участка (селений Хасаутское, Ашабово, Кармово (с. Хабаз), Бабуково, Атажукино 1, Атажукино 2, Атажукино 3, Коново, Лафишево, Иналово, Тамбиево 1, Тамбиево 2, Касаево, Кучмазукино, Тыжево, Наурузово, Абуково, Баксанское и волости Кременчукско-Константиновской) Нальчикского округа. Дополнительная финансовая нагрузка на плательщиков составляла примерно 2 коп. с домовладения [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 732. Л. 14]. Всего с жителей участка по этой литере было взыскано 120 руб. с 5908 податных дворов [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 732. Л. 13 об. - 14].

Заключение

Таким образом, некоторые мирские общественные денежные повинности устанавливались в последней трети XIX в. - начале ХХ в. населением Нальчикского округа самостоятельно для оплаты труда судей и некоторых других должных лиц, избираемых от народа, покрытие расходов на некоторые категории услуг, а также на финансирование общественно значимых проектов. Причем население посредством участия доверенных на съездах имело возможность ходатайствовать перед властями об изменении каналов финансирования, реорганизации неэффективных учреждений (получателей средств), увеличении штата эффективных и т.п. С течением времени круг финансируемых проектов и должностных лиц расширялся, что приводило Съезд доверенных к необходимости периодически пересматривать в сторону увеличения сумму общественной денежной повинности. Размер денежной повинности в участках Нальчикского округа был неодинаковым. Это в основном зависело от круга финансируемых должностных лиц и объектов, количество которых в разных участках округа рознилось. Также примечательно, что нести повинности были обязаны и жители малокабардинских населенных пунктов, в административном плане отнесенных к Сунженскому отделу Терской области, а также селения с преимущественным кабардинским населением в составе Пятигорского отдела. Однако за счет их денежной повинности финансировалась лишь деятельного основного отделения Горского словесного суда в Нальчике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абазов А. Х. Народы Центрального Кавказа в судебной системе Российской империи в конце XVIII - начале ХХ в. Нальчик: Печатный двор, 2016. 264 с.

2. Баев Г. В. Народный кредит в Терской области. Владикавказ: Типография Сергея Назарова, 1908. 56 с.

3. Белоусов А. А. Экономическое развитие Кабарды 1867-1953 гг. Нальчик: Кабардинское книжное издательство, 1956. 120 с.

4. Мамбетов Г. X. К вопросу о проникновении капиталистических отношений в экономику Кабарды и Балкарии во второй половине XIX - начале XX веков // Сборник статей по истории Кабардино-Балкарии. Вып. IX. Нальчик: Эльбрус, 1961. С. 110-148.

5. Щеголев А. И. Крестьянское движение в Кабардино-Балкарии в годы Столыпинской реакции и нового революционного подъема. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1962. 136 с.

6. Кумыков Т. Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик, Эльбрус, 1965. 420 с.

7. Муратова Е. Г. Д. С. Кодзоков и начало земельных преобразований в Балкарии (1860-1870-е гг.) // Электронный журнал «Кавказология». 2019. № 1. С. 80-86. DOI: https://doi.org/ 10.31143/2542-212X-2019-1-80-86.

8. Кузьминов П. А., Абаева М. Ш. Опыт строительства общественных колесных дорог в балкарских обществах во второй половине XIX века // Электронный журнал «Кавказология». 2021. № 2. С. 12-39. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2021-2-12-39.

9. Дзуганов Т. А., Гукетлова Л. Х. Промышленность и торговля Нальчикского округа в нач. XX века // Всеобщая история. 2018. № 2. С. 47-53.

10. Дзуганов Т. А. Предпринимательские практики в слободе Нальчик (вторая половина XIX - начало XX в.) // Электронный журнал «Кавказология». 2021. № 3. С. 82-110. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2021-3-82-110.

11. Прасолов Д. Н. Развитие местного самоуправления у кабардинцев и балкарцев во второй половине XIX - начале XX в. Нальчик: Редакционно-издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2017. 136 с.

12. Прасолов Д. Н. Земский вопрос в общественно-государственном взаимодействии на Кавказе в конце XIX - начале XX в. // Электронный журнал «Кавказология». 2020. № 4. С. 69-94. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-4-69-94.

13. Пазов И. С. Финансы и экономика Нальчикского округа в начале XX века (19051917 гг.) // Электронный журнал «Кавказология». 2018. № 4. С. 42-64. DOI: https://doi.org/ 10.31143/2542-212X-2018-4-42-64.

14. УЦГА АС КБР - Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.

Информация об авторе

Кярова Фатима Азреталиевна, аспирант Научно-образовательного центра Кабардино-Балкарского научного центра РАН;

360010, Россия, Нальчик, ул. Балкарова, 2;

miss.kyarova@mail.ru

REFERENCES

1. Abazov A.Kh. Narody Tsentral'nogo Kavkaza v sudebnoi sisteme Rossiiskoi imperii v kontse XVIII- nachaleХХv. [The peoples of the Central Caucasus in the judicial system of the Russian Empire in the late XVIII - early XX centuries]. Nal'chik: Pechatnyi dvor, 2016. 264 p. (In Russian)

2. Baev G.V. Narodnyi kredit v Terskoi oblasti [People's credit in the Terek region]. Vladikavkaz: Tipografia Sergeya Nazarova, 1908. 56 p. (In Russian)

3. Belousov A.A. Ekonomicheskoe razvitie Kabardy 1867-1953 gg. [Economic development of Kabarda 1867-1953]. Nal'chik: Kabardinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1956. 120 p. (In Russian)

4. Mambetov G.X. K voprosu o proniknovenii kapitalisticheskikh otnoshenii v ekonomiku Kabardy i Balkarii vo vtoroipolovine XIX- nachale XXvekov [On the question of the penetration of

capitalist relations into the economies of Kabarda and Balkaria in the second half of the XIX -early XX centuries]. In: Sbornik statei po istorii Kabardino-Balkarii. Issue IX. Nal'chik: El'brus, 1961. Pp. 110-148. (In Russian)

5. Shchegolev A.I. Krest'yanskoe dvizhenie v Kabardino-Balkarii v gody Stolypinskoi reaktsii i novogo revolyutsionnogo pod"ema [Peasant movement in Kabardino-Balkaria during the years of the Stolypin reaction and a new revolutionary rise]. Nal'chik: Kabardino-Balkarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1962. 136 p. (In Russian)

6. Kumykov T.Kh. Ekonomicheskoe i kul'turnoe razvitie Kabardy i Balkarii v XIXveke [Economic and cultural development of Kabarda and Balkaria in the 19th century]. Nal'chik: El'brus, 1965. 420 p. (In Russian)

7. Muratova E.G. D.S. Kodzokov i nachalo zemel'nykh preobrazovanii v Balkarii (1860-1870-e gg.) [D.S. Kodzokov and the beginning of land reforms in Balkaria (1860-1870s)]. Elektronnyi zhurnal «Caucasology». 2019. No. 1. Pp. 80-86. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2019-1-80-86. (In Russian)

8. Kuz'minov P.A., Abaeva M.Sh. Opyt stroitel'stva obshchestvennykh kolesnykh dorog v bal-karskikh obshchestvakh vo vtoroi polovine XIX veka [Experience in the construction of public wheeled roads in Balkar societies in the second half of the 19th century]. Elektronnyi zhurnal «Caucasology». 2021. No. 2. Pp. 12-39. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2021-2-12-39. (In Russian)

9. Dzuganov T.A., Guketlova L.Kh. Promyshlennost' i torgovlyaNal'chikskogo okruga v nach. XXveka [Industry and commerce of the Nalchik district in the beginning of 20th century]. Universal History, 2018. No. 2. Pp. 47-53. (In Russian)

10. Dzuganov T.A. Entrepreneurial practices in the settlement of Nalchik (second half of the XIX - early XX centuries). Elektronnyi zhurnal «Caucasology». 2021. No. 3. Pp. 82-110. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2021-3-82-110. (In Russian)

11. Prasolov D.N. Razvitie mestnogo samoupravleniya u kabardintsev i balkartsev vo vtoroi polovine XIX- nachale XX v. [The development of local self-government among Kabardins and Balkars in the second half of the XIX - early XX centuries]. Nal'chik: Redaktsionno-izdatel'skii otdel IGI of KBSC of RAS, 2017. 136 p. (In Russian)

12. Prasolov D.N. Zemskii vopros v obshchestvenno-gosudarstvennom vzaimodeistvii na Kavkaze v kontse XIX- nachale XXv. [Zemsky issue in social and state interaction in the Caucasus in the late XIX - early XX centuries]. Elektronnyi zhurnal «Caucasology». 2020. No. 4. Pp. 69-94. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-4-69-94. (In Russian)

13. Pazov I.S. Finansy i ekonomika Nal'chikskogo okruga v nachale XX veka (1905-1917 gg.) [Finance and economics of the Nalchik district at the beginning of the 20th century (1905-1917)]. Elektronnyi zhurnal «Caucasology». 2018. No. 4. Pp. 42-64. DOI: https://doi.org/ 10.31143/2542-212X-2018-4-42-64. (In Russian)

14. Upravlenie Tsentral'nogo gosudarstvennogo arkhiva Arkhivnoi sluzhby Kabardino-Bal-karskoi Respubliki [Office of the Central State Archive of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic]. (In Russian)

Information about the author

Kyarova Fatima Azretalievna, postgraduate student of the Scientific and Educational Center, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences;

360010, Russia, Nalchik, 2 Balkarov street;

miss.kyarova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.