Научная статья на тему 'Местное самоуправление в Нальчикском округе в пореформенный период'

Местное самоуправление в Нальчикском округе в пореформенный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛЬЧИКСКИЙ ОКРУГ / NALCHIK DISTRICT / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / СЕЛЬСКИЙ СХОД / СЕЛЬСКИЙ (АУЛЬНЫЙ) СУД / RURAL (AUL) COURT / РЕФОРМЫ 60-70-Х ГОДОВ XIX ВЕКА НА КАВКАЗЕ / REFORMS OF THE 60-70S OF THE XIX CENTURY IN THE CAUCASUS REGION / СЪЕЗД ДОВЕРЕННЫХ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ КАБАРДЫ И ПЯТИ ГОРСКИХ ОБЩЕСТВ / CONGRESS OF DEPUTIES OF RURAL COMMUNITIES OF BIG AND SMALL KABARDA AND FIVE MOUNTAIN COMMUNITIES / RURAL GATHERING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кушхов Ислам Адмирович, Кочесоков Ислам Галиевич

Данная статья посвящена становлению местного самоуправления в Нальчикском округе в результате реформ 60-70-х годов XIX века. В Нальчикском округе была создана двухуровневая система местного самоуправления. Базовый уровень местного самоуправления был представлен сельским (аульным) сходом и избираемым им сельским правлением во главе с сельским старшиной. Более высокий уровень в системе местного самоуправления представляли Съезды доверенных сельских обществ Большой и Малой Кабарды и пяти горских обществ, где решались вопросы уже в масштабах Нальчикского округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кушхов Ислам Адмирович, Кочесоков Ислам Галиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL SELF-GOVERNMENT IN NALCHIK DISTRICT IN THE POST-REFORM PERIOD

The article analyzes the formation of local self-government in Nalchik district as a result of the reforms of the 60-70s of the XIX century. In Nalchik district the two-level system of local self-government was formed. The basic level of local self-government was represented by the rural (aul) gathering and the elected by it rural government headed by the rural chairman. The higher level in the system of local self-government was represented by the congresses of the deputies of the rural communities of Big and Small Kabarda and five mountain communities where they solved issues on Nalchik district scale.

Текст научной работы на тему «Местное самоуправление в Нальчикском округе в пореформенный период»

Кушхов Ислам Адмирович, Кочесоков Ислам Галиевич

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЛЬЧИКСКОМ ОКРУГЕ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Данная статья посвящена становлению местного самоуправления в Нальчикском округе в результате реформ 6070-х годов XIX века. В Нальчикском округе была создана двухуровневая система местного самоуправления. Базовый уровень местного самоуправления был представлен сельским (аульным) сходом и избираемым им сельским правлением во главе с сельским старшиной. Более высокий уровень в системе местного самоуправления представляли Съезды доверенных сельских обществ Большой и Малой Кабарды и пяти горских обществ, где решались вопросы уже в масштабах Нальчикского округа. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/4-1/27.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 1. C. 99-101. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/4-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 340

Юридические науки

Данная статья посвящена становлению местного самоуправления в Нальчикском округе в результате реформ 60-70-х годов XIX века. В Нальчикском округе была создана двухуровневая система местного самоуправления. Базовый уровень местного самоуправления был представлен сельским (аульным) сходом и избираемым им сельским правлением во главе с сельским старшиной. Более высокий уровень в системе местного самоуправления представляли Съезды доверенных сельских обществ Большой и Малой Кабарды и пяти горских обществ, где решались вопросы уже в масштабах Нальчикского округа.

Ключевые слова и фразы: Нальчикский округ; местное самоуправление; сельский сход; сельский (аульный) суд; реформы 60-70-х годов XIX века на Кавказе; Съезд доверенных сельских обществ Большой и Малой Кабарды и пяти горских обществ.

Кушхов Ислам Адмирович Кочесоков Ислам Галиевич

Кабардино-Балкарский государственный университет имени X. М. Бербекова Vip. kushkhov@bk. гы

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЛЬЧИКСКОМ ОКРУГЕ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Заключительный этап покорения Кавказа совпал с проведением либеральных реформ 60-70-х годов XIX века в России. Вслед за реформами в Центральной России реформы проводятся и на Кавказе. Так, в Кабарде крестьянская реформа была проведена в 1867 году, и как логическое завершение - земельная реформа. В целом цель реформ ясна - приведение Северо-Кавказского региона к общему социально-экономическому «знаменателю» относительно всей империи [4, с. 101].

Включение Северо-Кавказского региона в общероссийскую систему управления, а также проведение здесь крестьянской и земельной реформ привело к необходимости поиска приемлемых форм местного управления и самоуправления. Центральная власть указывает кавказской администрации на возможность сочетания местного и российского опыта.

30 декабря 1869 года Александр II издал Указ, в котором говорилось: «В видах надлежащего устройства аульных обществ горского населения Кубанской и Терской областей и общественного их управления, представить Наместнику Кавказскому применять к ним постепенно те правила общего положения 19-го февраля 1861 г., которые окажутся соответствующими обычаям и нравам означенного населения...» [5, с. 27].

На основании царских предписаний было подготовлено и 30 декабря 1870 года утверждено «Положение о сельских (аульных) обществах и их общественном управлении и о их повинностях государственных и общественных в горском населении Терской области».

В соответствии с данным положением местное самоуправление в Терской области должно было предстать в виде сельского схода. Исполнительным органом выступало сельское правление во главе со старшиной, предусматривался также сельский суд.

Основным звеном местного самоуправления выступал сельский (аульный) сход. В его деятельности принимали участие главы хозяйств. Женщины и другие члены хозяйства были лишены такого права. Как указывает исследователь Е. Г. Муратова (Битова), «Женщины, устраненные от участия в общественных делах, не только не имели права голоса на общинном сходе, но и не присутствовали на нем, даже если разбиралось дело, касающееся какой-нибудь жительницы общества» [2, с. 118]. Лица, находящиеся под следствием, не владевшие земельными наделами, а также переселенцы и наемные рабочие не могли принять участия в сходе.

Сельский сход решал вопросы о порядке раздела и передела сельскохозяйственных угодий между членами общины, о порядке пользования общественными землями и лесами, о сдаче в аренду излишков земли, принадлежащих обществу, вопросы, связанные со строительством и ремонтом общественных зданий, дорог, школ, мечетей. На сельских сходах обсуждались вопросы, связанные с выплатой налогов, утверждались сметы расходов из общественных сумм, также осуществлялись выборы членов сельского правления и сельского суда.

Решения сельских сходов оформлялись приговором и подписывались всеми участниками. Легитимными признавались решения, вынесенные 2/3 домохозяев, имеющих право голоса. Приговор заверялся старшиной селения и направлялся на утверждение начальнику Нальчикского округа.

Сельское правление состояло из выборных лиц: старшины, его помощников, сборщика податей, рассыльного, полевых сторожей, смотрителей канав и других [6, с. 329-332].

Старшина имел широкий круг обязанностей. Можно выделить два блока обязанностей: полицейские и общественные. К полицейским обязанностям относились следующие: объявление населению законов и распоряжений правительства; поддержание порядка; поимка бродяг, беглых и военных дезертиров; организация помощи населению в случае стихийных бедствий; приведение в исполнение приговоров сельского схода и суда.

Круг общественных обязанностей старшины был еще шире: подготовка повестки дня схода и его созыв; контроль за другими должностными лицами; поддержание сохранности и целостности межевых знаков, дорог, мостов, гатей, водопроводов и т.д.; контроль за правильностью исполнения договоров; надзор за порядком в общественных учреждениях - школах, больницах, богадельнях, торговых заведениях; предоставление билетов на отлучку или увольнительных билетов членам общины; заведование общественными суммами и т.д.

100

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

За незначительные проступки, «противные благопристойности и чистоте нравов», старшина сам мог выносить наказания в виде направления на общественные работы сроком до двух дней, денежного взыскания до трех рублей или ареста до двух дней. Фактически старшина селения сосредоточил в своих руках все нити административно-полицейского управления. Несмотря на предпочтение, оказываемое властями традиционной элите при назначении на должность сельского старшины, она все же была лишена эксклюзивного права замещения этой вакансии [3, с. 244].

Бремя своих обязанностей старшина разделял с помощником. При отъезде старшины или краткосрочной болезни его функции возлагались на помощника. Чаще всего у старшины было 1-2 помощника, в редких случаях - 3.

Из других членов сельского правления внимания заслуживает сборщик податей. Он собирал с населения денежные сборы, взыскивал недоимки по налогам, осуществлял подсчет и хранение вырученных средств, отчитывался пред сходом о проделанной работе.

Третьим элементом низового звена местного самоуправления был сельский суд. Состав сельского суда избирался на сельском сходе. Помимо судей избирались также кандидаты, которые привлекались к участию в деле в случае отвода одного из судей. Количество судей не устанавливалось. Судей должно было быть нечетное число и не менее трех человек. Судьями могли стать и должностные лица, за исключением старшины селения.

Сельский старшина не имел права вмешиваться в дела сельского суда, и даже присутствовать на заседаниях суда, если только сам не выступал в качестве одной из сторон.

Сельский суд рассматривал незначительные гражданские и уголовные дела внутри общины. По гражданским делам сельские и участковые суды Терской области разбирали возникавшие между подведомственными им горцами споры и иски, цена которых не превышала 30 рублей [1, с. 31].

Интересно отметить следующую особенность. Сельские суды не имели права рассматривать дела, решение которых оставалось за сельским сходом, например, дела, связанные с вознаграждением опекуна за управление имуществом малолетних сирот; дела, относящиеся к пользованию и распоряжению общественными угодьями.

Что касается уголовных дел, то ст. 39 «Положения о сельских обществах» гласила: «Сельский суд разбирает и приговаривает к взысканию жителей, принадлежащих к сельскому обществу, за маловажные проступки, когда оные совершены в пределах самого общества против лиц, принадлежащих тому же состоянию, и без участия лиц других состояний» [7, с. 12].

К маловажным проступкам относились обида словом, побои без нанесения увечий, кража стоимостью до 10 руб., растрата работником имущества хозяина др.

Наказания, выносимые сельскими судами по таким делам, ограничивались общественными работами до 6 дней, штрафом до 3 руб. либо арестом сроком до семи дней.

Штрафы, взыскиваемые по приговору сельского суда, а также по делам, решаемым старшиной селения самостоятельно, взимались в пользу сельского общества.

Особенностью Кабарды и Балкарии в пореформенный период являлось наличие двухуровневого местного самоуправления. Первым (низовым) уровнем являлись сельские сходы, вторым - Съезды доверенных сельских обществ Большой и Малой Кабарды и пяти горских обществ.

Появление второго уровня местного самоуправления современные исследователи связывают с трансформацией традиционных институтов власти кабардинцев [8, с. 186]. Некогда высшие органы власти кабардинцев, не войдя в общероссийскую систему управления, трансформируются в органы местного самоуправления.

Таким образом, следует отметить, что в пореформенный период в Нальчикском округе сформировалась система местного самоуправления, которая учитывала исторический опыт не только российского государства, но и местных народов. Вместе с тем созданная система самоуправления отвечала реалиям формирующегося буржуазного общества.

Список литературы

1. Абазов А. Х. Нальчикский округ в судебной системе Терской области (последняя треть XIX - начало XX в.). Нальчик: Изд. отдел КБИГИ, 2014. 108 с.

2. Битова Е. Г. Социальная история Балкарии XIX века: сельская община. Нальчик: Эльбрус, 1997. 173 с.

3. Дышеков М. В. Проблема идентификации правового статуса княжеско-дворянских сословий Кабарды во второй половине XIX - нач. XX вв. // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2010. № 1. С. 239-245.

4. Дышеков М. В., Мирзоев З. Т. К вопросу о земельной реформе 1870 года в Кабарде // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 4. С. 100-105.

5. Кануков А. А. Законодательные акты, касающиеся Северного Кавказа и в частности Терской области. Владикавказ: Типо-литография А. Г. Габисова, 1914. 34 с.

6. Кубанский календарь на 1912 год. Екатеринодар: Изд. Куб. Обл. Стат. комитета; Тип. Куб. Обл. Правления, 1912. Т. 8. VI+604 с.

7. Положение о сельских (аульных) обществах и их общественном управлении и о их повинностях государственных и общественных в горском населении Терской области / сост. А. А. Кануков. Владикавказ, 1911. Ч. 2. 22 с.

8. Прасолов Д. Н. Съезд доверенных и проблемы местного самоуправления в Нальчикском округе: некоторые итоги изучения // Социально-политическое и культурное пространство Центрального и Северо-Западного Кавказа в XVI - нач. XX в.: направления и динамика интеграционных процессов: сб. науч. ст. по материалам региональной интернет-конференции. Нальчик, 2015. С. 186-197.

LOCAL SELF-GOVERNMENT IN NALCHIK DISTRICT IN THE POST-REFORM PERIOD

Kushkhov Islam Admirovich Kochesokov Islam Galievich

Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov Vip. kushkhov@bk. ru

The article analyzes the formation of local self-government in Nalchik district as a result of the reforms of the 60-70s of the XIX century. In Nalchik district the two-level system of local self-government was formed. The basic level of local self-government was represented by the rural (aul) gathering and the elected by it rural government headed by the rural chairman. The higher level in the system of local self-government was represented by the congresses of the deputies of the rural communities of Big and Small Kabarda and five mountain communities where they solved issues on Nalchik district scale.

Key words and phrases: Nalchik district; local self-government; rural gathering; rural (aul) court; reforms of the 60-70s of the XIX century in the Caucasus region; congress of deputies of rural communities of Big and Small Kabarda and five mountain communities.

УДК 130.2

Философские науки

В статье исследуется феномен звучания в аспекте философии искусства. Определяется онтологический характер философии искусства; обосновываются в историко-философском и онтоэстетическом плане эволюционные моменты звучания (немецкие романтики, А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, М. Хайдеггер и др.); дается характеристика авангардистским новациям В. Кандинского; определяется метафизический смысл звучания.

Ключевые слова и фразы: звучание; онтология; философия искусства; музыка; экзистенциальное звучание; музыкальность звучания; метафизика звучания.

Логинова Марина Васильевна, д. филос. н., профессор

Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева [email protected]

ЗВУЧАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА

Цель данной статьи - рассмотреть звучание как феномен философии искусства, связанный с современным культурным контекстом. Отметим, что в ХХ в. взаимодействие между философией и искусством приобрело сложный и противоречивый характер, предполагающий множество вариантов решения (см. [5]). Если философские исследования Нового времени ориентировались на гносеологическую проблематику, в рамках которой и возникла эстетика, то в эпоху «незавершенного проекта модерна» (Ю. Хабермас) интерес сместился в сторону онтологической проблематики. Философия искусства объединила в себе онтологию художественного творчества и его философскую интерпретацию.

Для нашего исследования важным является понимание бытия не как статичного, а изменяющегося, способного на выработку особых способов выражения как «звучащего» бытия. Следует отметить, что в философии искусства звучание имеет, скорее всего, характер «паракатегории» (терминология В. В. Бычкова), то есть неких, временных симулякров категорий [2, с. 469], которые активно входят в научный категориальный аппарат гуманитаристики XXI в. Для философии искусства обращение к «паракатегориям» обусловлено самим характером трансформирующего бытия и способов его объяснения. Звучание, связанное с онтологической проблематикой, открывает человеку возможность их соприкосновения.

Подход автора данной статьи основывается на некоторых принципах, которые целесообразно обсудить.

Содержание первого принципа заключается в том, что понятие звучания связано с проблемой языка, осознание которой во всей полноте и значимости произошло в ХХ столетии; построение «лингвистической теории относительности» способствует «онтологии языка» (М. Хайдеггер). Следствием этого процесса является необходимость многообразия новых художественных и культурных форм выражения. Поэтому процесс смыслопорождения в искусстве составляет второй принцип, суть которого заключается в новом толковании бытия философии искусства как становящегося и изменяющегося. Решить эти задачи в контексте данного исследования возможно через определение философских оснований звучания.

«Если в языке раскрывается разум, то чем же обеспечивается жизненное соответствие всему нашему существу», - спрашивал П. А. Флоренский [10, с. 159]. Жизненное соотношение устанавливает «яснослышание» как смена «безличного» и «вещного» языка «звукоречью», превращение звуковой энергии в звучание бытия.

Экзистенциальное понимание звучания состоит в рассмотрении его в качестве актуального знака и живого символа присутствия человека в мире, не связанного по смыслу с фактом нахождения в определенном месте и в определенное время. Звучание есть образ открытости человеческого «вот-бытия», его разомкнутости в горизонте сущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.