стыми крестьянками, не было первоначально понятно назначение детских садов, ясель, и т.д. На начальном этапе комитеты взаимопомощи не смогли решить проблему, связанную с переустройством быта горянок, эта прерогатива была отдана последовавшим за ними колхозам. Однако комитетами взаимопомощи было сделано многое для укрепления самой тенденции массового вовлечения женщин горянок в социалистическое строительство.
ЛИТЕРАТУРА 1. История Кабардино-Балкарской АССР: В 2 т. Т. 2. Нальчик: Кабардино-Балк. кн. изд-во, 1979. С. 133
2. Окорочкова Т.С. Деятельность женотделов партийных комитетов в 1919-1929 гг. // Вестник Московского Университета. Серия 8, История. 1990. № 1. С. 14-23.
3. Управление Центрального Государственного Архива. Архивная Служба Кабардино-Балкарской Республики (далее - УЦГА АС КБР) Р-250. Оп. 1. Д. 105. Л. 11.
4. УЦГА АС КБР. Р-2. Оп. 1. Д. 507.
5. УЦГА АС КБР. Р-8. Оп. 1. Д. 50. Л. 246 об.
6. УЦГА АС КБР. Р-489. Оп. 1. Д. 7. Л. 171.
7. УЦГА АС КБР. Р-2. Оп. 1. Д. 495. Л. 64.
8. УЦГА АС КБР. Р-2. Оп. 1. Д. 501. Л. 131.
9. УЦГА АС КБР. Р-232. Оп. 1. Д. 5. Л. 74.
16 апреля 2013 г.
УДК 332.1(471.66)
СЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПОРЕФОРМЕННОЙ ЧЕЧНЕ
А.И. Хасбулатов
Территориально-административные преобразования 60-х годов XIX в. царские власти завершили созданием системы военно-народного управления, которая распространилась и на Чечню. В этой десятилетиями создававшейся властями системе колониального управления низшей ступенью являлось сельское (аульное) общественное управление, к которому в качестве представителей народа привлекались выборные. Это и являлось единственным признаком для характеристики этого управления как "народного". Власти решили сохранить сельскую общину у горских народов Северного Кавказа, в том числе и среди чеченцев, прежде всего в фискальных целях. При этом имущая сельская верхушка рассматривалась администрацией как надежная опора в проведении колониальной политики.
Сельская община, которая на протяжении веков давала народу "локальную сплоченность и средство сопротивления" феодалам и всему эксплуататорскому строю, теперь властями использовалась в политических и фискальных целях.
Хасбулатов Асланбек Имранович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Чечни Чеченского государственного университета, 364907, г. Грозный, ул. Киевская, 33, e-mail: academy_ [email protected], т. 8(8712)222304.
Вопросы о сельских (аульных) обществах народов Северного Кавказа, их общественном управлении затрагивались во многих работах историков, хотя и не стали предметом специального исследования. Настоящая статья посвящена сельскому административному управлению в Чечне. Она в основном построена на основе анализа "Положения о сельских (аульных) обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в горском населении Терской области", введенного кавказскими властями в 1869-1870 гг. [1] Сельское управление, введенное властями России в эпоху "великих реформ" и эволюции взгляда царской администрации на участие в сельском общественном управлении "народного" элемента - общинников, а также в целом на сельское общественное управление, представляет большой интерес.
Задачи "Положения" в его вводной части определялись как "устройство сельских обществ и их общественного управления" и "порядок отбывания сими обществами повинностей государственных и обществен-
Aslanbek Khasbulatov - Doctor of History, Professor, Head of the Department of Chechen History at the Chechen State University, 33, Kievskaya Street, Grozniy, 364907, e-mail: academy [email protected], tel. +7(8712)222304.
ных" [1, с. 1]. Таким образом, "Положение" в первую очередь предусматривало постановку жизни аульных обществ под контроль административных властей.
Согласно "Положения" сельское общество состояло из всех жителей селения. Малолюдные селения, поселки и хутора объединялись в одно сельское общество или присоединялись к ближайшим сельским обществам по усмотрению начальника области с последующим утверждением наместника Кавказа. В 90-е годы в "Положении" появляются дополнения, которые отражали изменения в общественной жизни. В селении могли проживать и иметь дома лица, не принадлежащие к коренному населению и не являвшиеся членами общества. Для этого они должны были с разрешения начальника округа заключить с сельским обществом письменное соглашение. По месту постоянной прописки они несли подымную и земские повинности, воинский налог и т.д. [2].
Вторая глава "Положения" посвящена сельскому общественному управлению, которое состояло из сельского схода, сельского старшины и сельского суда. К участию в работе сельского схода с правом решающего голоса допускались лишь главы хозяйственных единиц - старший по возрасту мужчина.
Основные вопросы общественной жизни села (аула) решались сельским (аульным) сходом. В "Положении" говорится: "Сельский сход составляется из всех совершеннолетних домохозяев, принадлежащих к составу сельского общества и составляющих по камеральному описанию отдельный дым и, кроме того, из всех назначенных по выбору сельских должностных лиц" [1, с. 3]. К участию в сходе не допускались главы домохозяйств, находящиеся под следствием или судом, а также отданные под надзор общества по решениям судебных или административных властей.
В 90-е годы сход был заменен "сбором", который составлялся из представителей домохозяев - по одному от каждых десяти домохозяев. При этом за областным начальством оставалось право для малолюдных селений увеличивать представительство и уменьшать его для многолюдных. Посылали на сход выборных по одному от десяти дворов и иногородних, живущих на юртовых наделах или землях казенных, войсковых и частных собственников, причисленных в административно-полицейском отношении к ближайшим
обществам. Последние принимали участие в обсуждении и решении дел, касающихся только их - иногородних [3, л. 28 об - 29].
Для выборов представителей на сельский сбор каждое поселение общества разбивалось на участки. Выборные избирались по участкам простым большинством голосов сроком на три года. Выборы должностных лиц по сути дела носили формальный характер. В выборах могли участвовать домохозяева только по достижении 25-летнего возраста, не находящиеся под судом и следствием, не бывшие ранее судимы и не подвергавшиеся административной ссылке, а также не содержащие винных и других питейных заведений.
Разными ограничениями власти добивались того, что в управлении сельским обществом принимала участие в основном "благонамеренная" часть населения. Разъясняя причины изменений в сельском общественном управлении, Наместник Кавказа в 1905 г. писал, что "с целью устранения беспорядка на сходе при рассмотрении и решении общественных дел" сход домохозяев заменяется "сбором выборных лиц" из числа тех домохозяев, которые выделялись своим умом, честностью и энергией" [4].
В конце XIX - начале ХХ вв. растет число жалоб на неправильное распределение общинных угодий, расклад податей и повинностей. Все больше говорят о подтасовке выборов сельских должностных лиц и решении этих вопросов в пользу сельских имущих классов.
"Положение" в двенадцати пунктах определяет круг вопросов, подведомственных сельским сходам. Сельский сход решал основные вопросы социально-экономической и общественной жизни сельского (аульного) общества, выбирал сельских должностных лиц; "удаления из сельского общества вредных и порочных членов его" сроком до 3-х лет и приема и увольнения членов общества; назначал опекунов и попечителей в имения, принадлежащие сельскому обществу, стоимостью в 100 руб. (в 90-е годы эта сумма была увеличена до 500 руб.); распоряжался общественными земельными угодьями; решал вопросы, связанные с общественными нуждами сельского общества, благоустройством, обучением грамоте; с назначением сборов на общественные расходы; раскладом казенных и земских податей и повинностей, предупреждением и взысканием недоимок [1, с. 3].
Для признания законности решения схода необходимо было присутствие на сходе старшины и не менее половины имеющих право участвовать на сходе домохозяев. Дела на сходе решались простым большинством голосов, за исключением таких дел, как удаление из общества "вредных и порочных членов оного", распределение общественных земель, где требовалось согласие не менее двух третей голосов. Решения схода и собрания выборных приобретали законную силу лишь при утверждении их окружной администрацией. Однако последняя утверждала их лишь в том случае, если они совпадали с их собственными решениями [5].
В компетенции схода (сбора выборных) входили главным образом полицейские и фискальные функции. Так, право общества на удаление из своей среды "порочных" членов фактически означало санкционирование решений администрации. С проведением административных реформ сельское общество чеченцев не представляло собой уже собрания всех взрослых мужчин, правом голоса на сходе пользовался лишь один мужчина от каждого хозяйства. В последующем, в конце XIX - начале ХХ вв., в силу экономического развития и социального расслоения сельская имущая верхушка в блоке с царскими административными властями взяла в свои руки рычаги сельского общественного управления. Таким образом, собрание свободных членов сельской общины, до реорганизации носившее хоть в какой-то степени характер органа защиты интересов всего населения, превращается в ширму для прикрытия колониальных устремлений властей [6].
Даже жалобы на решение сельского схода и ходатайства от имени сельского общества подавались начальнику участка. В 90-е годы они допускались не иначе, как с "предварительного согласия" лица, от кого зависело разрешение жалобы или ходатайства начальника округа. Направление сельскими обществами доверенных лиц для хождения по общественным делам допускалось также не иначе, как с разрешения начальника округа [3, л. 31]. Над сельским обществами устанавливается надзор начальников участков и округов, а высший надзор осуществляло областное правление и начальник области. Начальник участка подвергал сельское управление ревизии не менее двух раз в год, а начальник округа - не менее раза в год. Об обнару-
женных в сельском правлении беспорядках начальник участка доносил начальнику округа, а последний объявлял по округе и доносил начальнику области. Начальник округа мог отстранить от исполнения обязанностей сельских должностных лиц, кроме старшины, который отстранялся начальником области. В 90-е годы с разрешения начальника области выборные могли быть лишены своего звания и заменяться другими, а при обнаружении "вредного общественным интересам направления в своих приговорах" сбор распускался, а власть передавалась старшине.
Таким образом, царские власти после отмены крепостного права и проведения административных реформ и аграрных преобразований предпринимают меры, направленные на установление полного контроля над местным населением. Власти, используя сохранившиеся пережитки общинного строя, насаждали в Терской и Кубанской областях с некоторыми изменениями сельскую общину русского образца с общинной передельной системой землепользования. Все отчетливее проявляется тенденция к ликвидации тех мизерных прав, которые были представлены сельским сходам в 60-е годы. Проникновение капиталистических отношений способствовало укреплению ведущей роли в сельском общественном управлении имущих верхов.
Как промежуточное звено между сельским сходом и сельским старшиной существовало сельское правление, состоящее из доверенных, избираемых сельским сходом в количестве не менее двух и не более четырех, а также сельских должностных лиц: сельского старшины, его помощников, казначея. Определение количества штатных должностных лиц сельского правления считалось компетенцией сельского правления. Ведению сельского правления подлежали: ежемесячная проверка сельских сумм, долговых ведомостей и сельских хлебных магазинов; не менее одного раза в год проверка сельских весов, построек и прочего имущества; ежегодное составление сметы сельским общественным доходам и расходам; составление возрастных списков; производство публичных торгов [7; 1, л. 33].
Решения в сельском правлении принимались большинством голосов, а в случае равенства голосов голос старшины имел перевес. На неправильное решение дел сельским правлением жалобы подавались сельскому
суду. Для обсуждения и решения дел сельское правление собиралось преимущественно в праздничные дни, а в случае надобности -и в остальные дни. Сельское правление имело свою печать. Письмоводство возлагалось на сельского писаря, который был обязан вести списки и книги (в каждом сельском правлении велось одиннадцать книг), фиксирующие с "надлежащей точностью" все дела правления.
В "Положении" подробно разработан порядок назначения и удаления сельских должностных лиц, определены их "преимущества и ответственность". По назначению властей замещались должности сельского старшины, а в 90-е годы - и их помощников. Народные массы наивно видели в назначаемых старшинах основное зло и боролись за право выбора их из числа сельских общинников. Эта борьба особенно усилилась в начале ХХ в. В 1904 г. в 16-ти старшинствах Веденского округа на сельских сходах были смещены назначенные властями старшины и на их место избраны новые [8]. Непризнание назначенных властями старшин в этих стар-шинствах продолжалось вплоть до декабря 1906 г., когда экспедиция карательных войск во главе с полковником Галаевым совершила здесь погром, расстреливая чеченские аулы артиллерией [9].
По выбору сельского общества замещались должности сельских судей, сборщиков податей, доверенных сельского правления. Заметной фигурой в сельском общественном управлении после старшины являлся сборщик податей, который избирался в каждом сельском обществе, одновременно являлся сельским казначеем и хранил сельские общественные суммы. Он взимал все лежащие на жителях общества подати и другие сборы и недоимки по этим сборам. Если в течение двух недель после выборов следовала жалоба от имени одной пятой участвующих на сельском сходе (сборе) домохозяев на имя начальника округа на нарушения правил выборов или неправильность избрания того или иного лица, начальник округа мог назначить новые выборы. В случае недобросовестного отношения к своим служебным обязанностям или злоупотребления должностные лица сельского правления могли отстраняться той же властью, которая утвердила их во власти.
Сельский сход должностным лицам сельского правления назначал жалованье
из общественных сумм. В 90-е годы XIX в. для старшины и его помощников устанавливается жалованье, размер которого зависел от количества дымов (домохозяев) в обществе: в обществах до 150 дымов - по 1 руб. с дыма; до 300 дымов - по 200 руб. с дыма; до 400 дымов - по 300 руб.; до 700 дымов -по 400 руб.; до 1000 дымов - по 500 руб.; свыше 1000 дымов - по 600 руб. с дыма.
Помощникам старшины назначалось по 50 коп. с дыма в обществах до 150 дымов, а в остальных - по 120 руб. в год. Начальник области мог определить размер жалованья и сельским писарям [3, л. 38]. Сельское правление содержалось за счет самих обществ, что было, безусловно, выгодно и удобно властям. Значительная часть суммы, которая шла на содержание административных чинов, шла из штрафных сумм, собираемых с населения за ту или иную мнимую или действительную провинность.
Сельские старшины, их помощники и все избранные на сельские должности лица на время занятия ими этих должностей (службы) освобождались от натуральных повинностей в пользу сельского общества. Отдельная статья предусматривала награждение сельских должностных лиц "за отличное исполнение служебных обязанностей и в случае важных заслуг". Не имеющие гражданских и воинских офицерских чинов могли награждаться похвальными листами, медалями, званием урядника и юнкера милиции; имеющих такие чины могли наградить орденами и медалями. Сельские старшины, прослужившие в этой должности двадцать лет, могли получить чин прапорщика милиции.
За должностные проступки сельских должностных лиц подвергали различным наказаниям. За "маловажные проступки по должности" сельские старшины, их помощники и другие должностные лица могли подвергнуться со стороны начальника округа замечаниям, выговорам, денежному взысканию до семи рублей, аресту до семи дней. Начальник участка мог подвергнуть их тем же взысканиям: по денежным взысканиям -до пяти рублей и аресту до шести дней. За более существенные проступки и преступления "по должности" старшины предавались суду начальником области, а остальные сельские должностные лица - начальником округа и судились в общих судебных учреждениях. Жалобы на сельских должностных
лиц от сельских обществ или от отдельных лиц подавались участковому начальнику, который принимал решение сам или передавал жалобы начальнику округа или области [1, с. 20-21; 3, л. 38-39 об.].
Сельское общественное управление возглавлялось сельским старшиной, ему на сельском сходе принадлежало председательское место. В "Положении" довольно подробно определены права и обязанности старшины. На него возлагалось "сохранение общего порядка и спокойствия" в пределах сельского общества. Он руководил работой схода, объявлял повестку схода и обеспечивал порядок на нем, имел право созывать и распускать сход. Старшина имел в своем распоряжении рассыльных, полевых сторожей, смотрителей канав и т.п. Старшина по представлению начальника округа утверждался начальником области.
Старшине предписывалось объявлять "законы и распоряжения правительства", не допускать распространения между жителями "подложных указов и вредных для общественного спокойствия слухов", заботиться о соблюдении порядка в общественных местах. В целом старшина во всей своей деятельности должен был ориентироваться на царскую местную военную администрацию.
Сельский старшина был значительной фигурой в сельском общественном управлении. Он собирал сход (сбор), приводил в исполнение приговоры сельского схода и другие узаконения. Наблюдал за исполнением обязанностей сельскими должностными лицами, целостью сельского общественного имущества, исправным отбыванием жителями казенных, земских и общественных денежных и натуральных повинностей. Старшине представлялось право выдавать жителям билеты установленного образца на отлучку временно или об увольнении вовсе из общества, которые затем утверждались начальником участка или начальником округа [1, с. 7-11].
Фактические материалы конца Х1Х -начала ХХ в. показывают, что на должности старшин в Чечне попадали в основном наиболее состоятельные и богатые люди из числа представителей сельской буржуазии. Окружная администрация добивалась выдвижения, а затем и утверждения на должности сельских старшин людей, отвечающих ее интересам. При получении одинакового количества го-
лосов старшиной становился тот кандидат, которому отдавало предпочтение окружное начальство. Население практически было лишено возможности выбора старшины по своему усмотрению, даже когда это право формально было предоставлено сельскому обществу [3, л. 32].
Старшина был фактически посредником между администрацией и сельским обществом. Главной задачей старшины власти считали осуществление надзора за общественным порядком, в своей деятельности он опирался на военную администрацию. Об общинных интересах сельский старшина "заботился" уже во вторую очередь и только в том случае, если они ни прямо, ни косвенно не противоречили политике местных военных властей.
В "Положении" большое место отводится "сельскому суду", его составу, компетенции, порядку производства и решению дел [1, с. 10]. Сельский суд учреждался в каждом сельском обществе путем избрания судей на сельском сходе. Избиралось нечетное число судей (не менее трех). В 90-е годы в каждом сельском обществе избиралось семь судей. Для сельского судьи устанавливается возрастной ценз - 35 лет, отдавалось предпочтение грамотным и знающим русский язык. Судьи сами избирали председательствующего, но начальник округа имел право назначать председателя из числа судей или возлагал эту обязанность на старшину. Сельский суд собирался не менее одного раза в неделю в праздничные или свободные от работы дни. Заседание суда проводилось в отдельной комнате при сельском правлении, в которой должен был быть портрет царя. Судьи имели специальный значок с надписью "сельский судья", который надевался во время заседаний и в других официальных случаях.
Сельскому суду были подсудны дела "по спорам и тяжбам и маловажным проступкам" жителей всего общества. Из ведения сельского суда изымались лица "нетуземного населения и также принадлежащие к привилегированному сословию" и лица, "пользующиеся особыми правами". Сельский суд рассматривал дела и приговаривал к взысканию принадлежащих к сельскому обществу жителей "за маловажные проступки", совершенные в пределах сельского общества и против лиц того же сословия. Если в проступке участвовали жители разных сельских обществ, то виновных приговаривал к наказа-
нию суд того сельского общества, в пределах которого совершен проступок. Лица "нетуземного" общества, против которых были совершены проступки жителями селения, могли отыскать удовлетворение в местном сельском суде или в общих учреждениях.
Карательная власть сельского суда равнялась власти старшины. Он мог приговорить виновного к денежному взысканию до шести рублей, к общественным работам или к аресту до восьми дней. Неоднократно подвергавшихся наказаниям сельский суд мог приговорить к денежному взысканию до 10 рублей, к общественным работам до 12 дней, до 25 ударов розгами (за исключением женщин). Независимо от наказания, суд приговаривал обвиняемого к возвращению похищенного имущества или к возмещению вреда и убытков по требованию потерпевшего. О проступках, не подлежащих ведению сельского суда, сельский старшина докладывал вышестоящему начальству.
В "Положении" порядок производства и решение дел получил подробную разработку. Гражданские дела разбирались по просьбе истца, по жалобе потерпевшего или его родителей, опекунов, попечителей, по требованию старшины или его помощников. Просьбы и жалобы подавались письменно или устно в дни заседания суда, а в остальное время -сельскому старшине и вносились в книгу решений и приговоров с указанием подлежащих вызову в суд лиц. В конце заседания суд назначал дела на следующее заседание и передавал сельскому старшине список лиц, подлежащих вызову в суд. Делопроизводство в суде происходило словесно, открыто. Сельские должностные лица могли присутствовать при рассмотрении дела, наряду с другой публикой, но не вмешивались в разбирательство [1, с. 11-17].
Подведомственные сельскому суду лица являлись в суд лично, а вместо малолетних и несовершеннолетних допускались родители, ближайшие родственники, опекуны. Неподведомственные сельскому суду (как истцы, так и потерпевшие) могли заменить себя управляющими, приказчиками или представляли соответствующие письменные показания. При неявке ответчика или обвиняемого суд мог рассмотреть дело и вынести заочно решение или приговор; если дело могло кончиться примирением, суд мог прекратить дело. Копии заочных решений и приговоров сообщались
неявившейся стороне, которая в двухнедельный срок могла представить в суд свидетельство об уважительной причине своего отсутствия. При признании судом причины уважительной дело разбиралось вторично.
Свидетели, проживающие вне пределов сельского общества, а также имеющие другие уважительные причины к неявке, допрашивались по месту жительства. Дела в сельском суде решались большинством голосов. По просьбе тяжущихся им выдавались копии решений и приговоров. Жалобы на решения и приговоры сельского суда подавались через сельского старшину в двухнедельный срок. Решения сельских судов утверждались начальником округа. Если последний признавал решение суда неправильным, старшина передавал дело на новое рассмотрение горскому словесному суду.
Решения и приговоры сельского суда приводились в исполнение старшиной или его помощником. Если обвиняемого присуждали к аресту, сельскому суду предоставлялось (с разрешения начальника округа) право отсрочить исполнение приговора сроком до шести месяцев. Приговор о наказании розгами приводился в исполнение только после утверждения его начальником округа, который мог заменить его другим наказанием. Если ответчик не был в состоянии уплатить присужденное с него денежное взыскание, то сельский старшина мог дать отсрочку от недели до месяца. При неуплате ответчиком присужденного взыскания в назначенный срок первое взыскание выполнялось с дохода от недвижимого имущества. Если указанными способами не покрывалось взыскание, обращались к недвижимому имуществу ответчика. Не подлежали продаже только дом, где жил ответчик, дворовое место. Приговором сельского сбора определялось, какие именно надворные постройки могут быть проданы.
Решения и приговоры сельских судов могли быть отменены горскими словесными судами или начальником округа. Просьбы об отмене решений и приговоров подавались пострадавшими в двухнедельный срок через сельского старосту горскому словесному суду.
С 60-х годов XIX в. чеченцы, как и другие горские народы Северного Кавказа, несли казенные и земские подати и повинности. К ним относились: подымная подать, денежные сборы взамен отбывания воинской повинности, на содержание в исправности
дорог, мостов, переправ, доставку почты, предоставление подвод и квартир для проезжающего начальства и проходящих войск и др. В "Положении" целый раздел посвящен государственным и общественным повинностям жителей, порядку их отбывания [1, с. 21-22]. Повинности горцами отбывались, как правило, натурально, хотя по желанию могли производиться и денежные сборы.
С января 1901 г. в Терской области были отменены подымная и поземельная подати и введена государственная оброчная подать со всех "казенных земель, состоящих в постоянном пользовании поселян, кроме казаков и государственный налог со всех прочих земель" [10]. А затем власти все земли горцев Северного Кавказа объявили казенными на том основании, что горцы платят казенный оброк. Таким образом они стали считаться государственной собственностью на основании незаконно введенного налога. Оригинальный способ изъятия собственности, в данном случае земли, у горских крестьян!
Общества могли устанавливать сборы на устройство и поддержание церквей, мечетей, сельских училищ, содержание учителей и на другие общественные и хозяйственные нужды. Но были обязательные общественные повинности: содержание общественного управления; расходы по медицинской части; содержание в исправности проселочных дорог, межевых знаков, проточных вод и каналов на общественных сельских землях, содержание сельских караулов, престарелых, увечных членов общества, которые не имели других средств на жизнь, призрение сирот и др. Общественные денежные и натуральные повинности раскладывались между селениями, а в селениях - между частными сходами отдельных селений и отдельными членами [11].
В отношении "неисправных плательщиков" сельские общества могли принимать такие меры: изъять в погашение недоимок доход с недвижимого имущества должника; отдать недоимщика или члена его семьи на заработки в том же или соседнем округе; продать принадлежащее недоимщику недвижимое имущество, кроме усадьбы; продать часть движимого имущества и строений, которые не были необходимыми в его хозяйстве; отобрать, если нет в частной собственности земли, часть или весь его полевой земельный пай. Если недоимка не погашалась и при применении всех названных мер, она раскла-
дывалась сельским сбором на односельчан. Недоимка со всего общества пополнялась начальником округа продажей движимого имущества, принадлежащего сельскому обществу [12].
Сельские суды, как и в целом сельское общественное управление, были всецело зависимыми от произвола административных властей и служили интересам царской власти и имущих классов. Их власть ограничивалась пределами сельского общества, из ведения сельского суда изымались дела лиц других сословий и немусульманского вероисповедания, а также лиц, имеющих офицерские чины.
Таким образом, политика правительства в 60-х годы XIX в., направленная на внешнее соблюдение местных адатов и традиционных укладов, была временным явлением. Власти постепенно заменяли обычное право законами Российской империи в ухудшенном варианте. Так, власти ликвидировали выборность должностных лиц сельского правления. По сути в военно-народном управлении ничего народного не было. Представительство "народа", которое первоначально имело место в самом нижнем звене этой системы - в сельском общественном управлении - в лице сельского схода, фактически было превращено в завуалированную форму экономического угнетения имущими классами социальных низов, а сама сельская община использовалась властями для полицейского надзора и в фискальных целях. Практически деятельность сельского общественного управления полностью зависела от произвола царской военной администрации. А в целом царизм при помощи системы военно-народного управления осуществлял колониальную политику экономического и политического угнетения горских народов Северного Кавказа.
ЛИТЕРАТУРА
1. См. "Положение о сельских (аульных) обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в горском населении Терской области". Владикавказ, 1871. С. 1-23 // ЦГИА Гр. ССР. Ф. 12. Оп. 10. Д. 1991. Л. 3-23.
2. ЦГИАЛ. Ф. 573. Оп. 12. Д. 28-41 об.
3. ЦГИА СПб. Ф. 573. Оп. 12. Д. 13059.
4. Кануков А.А. Положение о сельских (аульных) обществах и общественном управлении... Владикавказ, 1908. 225 с. С. 9.
5. Калмыков Ж.А. К вопросу о сельском административном управлении в Кабарде и Балкарии в конце XIX - начале XX в. // Учен. зап. Кабар-
дино-Балкарского науч.-исслед. ин-та при Совете Министров КБА СССР. 1974. Т. 26.
6. Лугуев С.А. Общественное управление у лакцев во второй половине XIX - начале XX в. // Быт сельского населения Дагестана (XIX - начало XX в.). Махачкала: Изд-во ИИЯЛ, 1981. С. 114.
7. Хасбулатов А.И. Чечено-Ингушетия накануне первой русской буржуазно-демократической революции. Грозный, 1963. С. 28-30.
8. ЦГА РСО-А. Ф. 270. Оп. 1. Д. 4. Л. 62.
9. ЦГА РСО-А. Ф. 54. Оп. 4. Д. 4118. Л. 55.
10. См. Терские ведомости. 1900. № 82.
11. Карганов Н.А. О горских словесных судах на Северном Кавказе. Пг., 1914.
12. Рейнке Н. Горские и народные суды Кавказского края. СПб., 1912. С.6.
26 марта 2013 г.
УДК 37.001.89
РОЛЬ ИСТОРИКО -ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ ГАНУН (КАНОН) В ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КАДРОВ
С. В. Мамедова
Степень изученности музыкальных инструментов, в том числе гануна, в азербайджанском музыковедении позволяет считать инструмен-товедение отдельной областью азербайджанской музыкальной науки; для ее становления и развития большое значение имели труды многих известных азербайджанских ученых как музыкантов, так и историков, этнографов, давших описания множества музыкальных инструментов древности. Среди них особо должны быть отмечены труды У. Гаджибеко-ва, А. Бадалбейли, С. Абдуллаевой, М.Т. Ке-римова и др. [1]. В своих работах они дали научную характеристику и классификацию национальных музыкальных инструментов, описали звукоряды древних музыкальных инструментов и перспективы их дальнейшего развития, поднимали вопросы строения и звукового строя музыкальных инструментов, технических и художественных возможностей, истории их эволюции, этимологии названий и, наконец, их применения в составе ансамблей и оркестров национальных инструментов.
В настоящей статье на основе анализа наследия средневековых музыковедов, классической поэзии, памятников материальной
Мамедова Сахиба Вагиф кызы - аспирант, преподаватель кафедры обучения музыки Нахчыванского государственного университета, AZ 7000, Азербайджанская Республика, Нахчыванская Автономная Республика, г. Нахчыван, Университетский городок, e-mail: [email protected], тел.: (+994450) 5452366
культуры и других источников мы попытались проследить поэтапную историю развития азербайджанского музыкального инструмента ганун, его технических и художественно-выразительных возможностей и изучить роль и значение историко-теоретических знаний об этом инструменте в процессе обучения музыкантов- специалистов, обучающихся в среднеспециальных и высших музыкальных учебных заведениях.
Отметим, что доведение до сведения любителей музыки - людей разных поколе -ний - образовательного и воспитательного значения музыки, в том числе народной музыки, являющейся вечной, как жизнь самого народа, в разные периоды истории всегда находилось в центре внимания общества. Использование созданных и постепенно усовершенственных народными умельцами музыкальных инструментов доказывает, что азербайджанская национальная музыкальная культура имеет давнюю историю, богатые традиции и особенности развития.
Все это обязывает исследователей-музыковедов достаточно обстоятельно раскрыть суть художественно-технических возможностей гануна, происхождение и исполнитель-
Sahiba Mamedova - postgraduate student, the lecturer of the Chair of Musical Teaching of Nakhchivan State University, The University campus, Nakhchivan, The Republic of Azerbaijan, Nakhchivan Autonomous Republic, AZ 7000, e-mail: [email protected], tel. (+994450) 5452366.