Научная статья на тему 'Взаимодействие уголовного розыска и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при розыске лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, совершивших самовольные уходы или пропавших без вести'

Взаимодействие уголовного розыска и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при розыске лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, совершивших самовольные уходы или пропавших без вести Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3050
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗЫСК / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / DETECTION / INTERACTION / JUVENILE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Татьяна Николаевна

Рассматриваются вопросы взаимодействия между уголовным розыском и подразделениями по делам несовершеннолетних в процессе розыска лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, пропавших без вести или совершивших самовольные уходы: дано определение понятия «взаимодействие», его формы и проблемные аспекты. Проанализировано законодательство в указанной сфере деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Matters of interaction between the Criminal Investigation Department and Juvenile inspections during the detection of minors who are missing and those who went away without permission are considered: the definition of the concept «interaction» is given, the forms and problem aspects of this interaction are dwelt upon. The legislation of this specified sphere is analysed

Текст научной работы на тему «Взаимодействие уголовного розыска и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при розыске лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, совершивших самовольные уходы или пропавших без вести»

Т.Н. Федорова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ РОЗЫСКЕ ЛИЦ, НЕ ДОСТИГШИХ СОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, СОВЕРШИВШИХ САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ ИЛИ ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ

Рассматриваются вопросы взаимодействия между уголовным розыском и подразделениями по делам несовершеннолетних в процессе розыска лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, пропавших без вести или совершивших самовольные уходы: дано определение понятия «взаимодействие», его формы и проблемные аспекты. Проанализировано законодательство в указанной сфере деятельности.

Ключевые слова: розыск; взаимодействие; несовершеннолетний.

На современном этапе развития российского общества перед оперативными подразделениями органов внутренних дел обострилась проблема роста самовольных уходов и безвестного исчезновения лиц, не достигших совершеннолетия. В среднем в течение года в каждом регионе Сибирского федерального округа в розыск объявляются до 1200 несовершеннолетних. Анализ статистических данных по указанной проблеме свидетельствует, что в период с 2002 г. по настоящее время количество заявлений на розыск в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, выросло на 5070%. Такие показатели вызывают тревогу, потому что большая часть несовершеннолетних, попадающих в данную категорию, становятся объектом преступного посягательства или сами совершают преступления.

Очевиден факт, что результативность розыскной работы, которая в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» является приоритетной задачей в деятельности органов внутренних дел, прямо зависит от слаженного и эффективного взаимодействия между подразделениями уголовного розыска и инспекциями по делам несовершеннолетних.

В настоящее время процесс взаимодействия имеет ряд проблемных вопросов правового и организационно-тактического характера.

В различных отраслях знания термин «взаимодействие» определяется по-разному. С философской точки зрения, это категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопере-ход, а также порождение одним объектом другого [1. С. 352]. Юридическая наука под этим термином понимает «форму организации, обеспечивающую согласованность решений и действий для достижения цели и интересов взаимодействия» [2. С. 5]. Вторая трактовка указанного понятия, на наш взгляд, является более удачной, потому что отражает закономерности и основные элементы этого процесса.

Для достижения целей и задач, поставленных перед подразделениями органов внутренних дел, законодатель выделяет следующие принципы взаимодействия, при которых его эффективность значительно повышается:

- соблюдение законности;

- обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- комплексное использование сил и средств органов внутренних дел и др.

Организация взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних и оперативных подразделений органов внутренних дел может осуществляться в следующих формах [3. С. 49-50]:

1. Организационно-управленческая форма взаимодействия (совместная деятельность по выработке стратегии по розыску указанной категории граждан; совместные встречи сотрудников СКМ ОВД и подразделений по делам несовершеннолетних с целью повышения оперативности взаимного информирования и реагирования по вопросам, отнесенным к розыску).

2. Оперативно-тактическая форма взаимодействия (проведение совместных тактических операций при розыске).

3. Профилактическая форма взаимодействия.

Как показывает практика, в различных районах даже одного региона России взаимодействие между подразделениями органов внутренних дел складывается по-разному. Этому способствуют такие факторы, как [4. С. 11]:

- региональный и национальный сепаратизм;

- частая реорганизация правоохранительных органов, их структурных подразделений, смена их руководителей, «текучесть» кадров;

- оттенок профессиональных кадров;

- отсутствие должной правовой базы и др.

Указанные положения подтверждаются данными,

полученными в результате анкетирования сотрудников розыскных подразделений органов внутренних дел по Сибирскому федеральному округу. Только в некоторых районах указанного региона России инспектора по делам несовершеннолетних принимают активное участие в розыске лиц, не достигших несовершеннолетнего возраста, пропавших без вести или совершивших самовольные уходы.

Анализ действующего законодательства, регламентирующего вопросы розыска и взаимодействия при его осуществлении, свидетельствует о недостаточном его законодательном урегулировании. Так, подразделения по делам несовершеннолетних, которые входят в состав милиции общественной безопасности, при осуществлении своих полномочий в соответствии со ст. 8 Закона «О милиции» оказывают содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел. Пределы и направления такого взаимодействия законодатель четко не обозначил, что негативно отражается на совместной работе указанных подразделений. Что касается федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», то обязанность по розыску лиц, не дос-

тигших совершеннолетнего возраста, пропавших без вести и совершивших самовольные уходы, возложена исключительно на подразделения криминальной милиции органов внутренних дел. При этом роль подразделений по делам несовершеннолетних при розыске является номинальной и ограничивается лишь «выявлением несовершеннолетних, объявленных в розыск». Возникает вопрос: что имел в виду законодатель? Буквальное толкование нормы права обозначает, что участие инспектора по делам несовершеннолетних в процедуре розыска несовершеннолетних с момента подачи заявления на розыск до момента обнаружения подростка ограничивается лишь выявлением факта подачи в розыск таких лиц (вероятно, это происходит при изучении материалов проверки или розыскного дела).

В соответствии с п. 8.3 приказа МВД России от 26.05.2000 г. № 589 «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», указанные подразделения «осуществляют взаимодействие с... подразделениями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.». Формулировка данного пункта приказа дублирует федеральное законодательство, не внося никаких дополнительных разъяснений и не отсылая к другому закону. Приказ МВД России от 26.03.2008 г. № 280 «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений» не добавил ясности в осуществление процедуры взаимодействие.

Хотелось бы акцентировать внимание на такой стороне взаимодействия, как взаимный обмен информацией между оперативными подразделениями и инспекциями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Как свидетельствует практика, самовольные уходы совершают чаще всего несовершеннолетние из детских домов или неблагополучных семей. По формальным основаниям такие лица после их обнаружения ставятся на профилактический учет по месту их проживания. Работа с таким подростком предполагает выявление инспектором по делам несовершеннолетних связей несовершеннолетнего, его привычек, особенностей характера. Если взаимодействие между двумя указанными подразделениями осуществляется на должном уровне, то взаимный обмен информацией в первые сутки розыска позволит обнаружить такого подростка в максимально короткие сроки, а значит, снизить вероятность совершения в отношении него преступления.

Доля лиц, не достигших совершеннолетия, пропавших без вести или совершивших самовольные уходы, в отношении которых было совершено преступление, относительно общей массы объявленных в розыск в регионе не превышает 16 человек, но в течение последних лет значительно возросла. И здесь мы согласны с мнением ученых, которые считают, что «обнаружение безвестно отсутствующих требует специальной деятельности правоохранительных органов, особенно когда пропавший умер либо попал в больницу, для его обнаружения необходимы специальные поисковые и опознавательно-сигналетические мероприятия, которые и определяют специфику розыскной работы по делам о пропавших без вести. Проблема заключается в том, что на первоначальном этапе поиска пока еще невозможно с высокой степенью вероятности предположить, кто из пропавших мог стать жертвой преступления, кто умер, а кто просто проживает у знакомых или занимается бродяжничеством, не сообщая об этом своим близким» [5. С. 9]. В силу физического и психического развития подростки в большей степени относятся к потерпевшим с повышенной виктимностью, поэтому при осуществлении первоначальных оперативнорозыскных мероприятий необходимо предположить, что он стал объектом преступного посягательства. В некоторой мере это стимулирует активность розыска.

Подводя итог, мы хотели бы заметить, что нормативно урегулированный порядок (процедура) осуществления правовых действий, реализации прав и обязанностей, решения споров определяет и конкретизирует наиболее значимые для той или иной отрасли правоотношений. Кроме того, законодатель путем установления определенной юридической процедуры осуществления правоотношений не только формирует правовой механизм реализации норм права, но и создает определенные предпосылки и гарантии его соблюдения [6. С. 35]. И здесь, на наш взгляд, первым шагом на пути оптимизации осуществления взаимодействия между инспекциями по делам несовершеннолетних и оперативными подразделениями органов внутренних дел послужит принятие поправок в федеральное и ведомственное законодательство, в соответствии с которыми в функциональные обязанности подразделений по делам несовершеннолетних включат задачу по розыску лиц, не достигших несовершеннолетнего возраста, пропавших без вести и совершивших самовольные уходы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия,

1981.

2. Крылов А.В. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации в досудебном производстве. Организационно-

правовые и криминалистические аспекты. М.: Юрлитинформ, 2006.

3. Дымов Г.А. Взаимодействие уголовного розыска и подразделений по профилактике преступлений несовершеннолетних органов внутренних

дел в раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними // Российский следователь. 2005. № 6.

4. Лыков В. Взаимодействие как фактор эффективности работы правоохранительных органов // Профессионал. 2000. № 5 (37).

5. Букейханов П.Е. Розыск пропавших без вести: тактика, стратегия, методы поиска совершеннолетних лиц, пропавших без вести при некрими-

нальных обстоятельствах: Науч.-практ. пособие. М.: Экзамен, 2006.

6. Гусев В.А. Перспективы законодательного и ведомственного регулирования юридических процедур в оперативно-розыскной деятельности //

Научный вестник Омской академии МВД России. 2006. № 2 (24).

Статья представлена научной редакцией «Право» 5 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.