Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) / экономическая безопасность / таможенные органы / foreign economic activity / economic security / customs authorities / foreign economic activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Орлов

Принятие Таможенного кодекса ЕАЭС и Федерального закона 289-ФЗ «О таможенном регулировании» определило дальнейший вектор развития интеграционного объединения, направленный на взаимовыгодное сотрудничество стран-членов между собой и с третьими странами, а также на свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы, капитала по территории единого экономического и таможенного пространства, осуществление согласованной политики в различных отраслях экономики. Вместе с тем, реализация данных документов на практике привела к возникновению ряда новых проблем в области таможенного регулирования и таможенного контроля, что и определило актуальность данного исследования. Решение данных проблем легло на плечи как ФТС России, так и бизнес-структур – непосредственных участников внешнеэкономической деятельности. Зачастую компании-экспортёры и импортёры продукции стараются самостоятельно оптимизировать процессы, связанные с таможенными операциями при ввозе и вывозе их продукции, или же подключают к решению данных вопросов консалтинговые, брокерские, логистические и иные фирмы. Вдобавок на сегодняшний день можно столкнуться и с другими трудностями, возникающими при экспорте или импорте продукции и связанными с принятием экстренных мер Президентом и Правительством РФ в условиях санкционной войны объявленной России странами Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PARTICIPANTS IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY WITH THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF STATE REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The adoption of the Customs Code of the EAEU and the Federal Law 289-FZ «On Customs Regulation» determined the further vector of development of the integration association, aimed at mutually beneficial cooperation between the member countries and with third countries, as well as at the free movement of goods, services, labor, capital across territories of the single economic and customs space, the implementation of a coordinated policy in various sectors of the economy. At the same time, the implementation of these documents in practice has led to a number of new problems in the field of customs regulation and customs control, which determined the relevance of this study. The solution of these problems fell on the shoulders of both the FCS of Russia and the business structures of the direct participants in foreign economic activity. Often, companies exporting and importing products try to independently optimize the processes associated with customs operations when importing and exporting their products, or they involve consulting, brokerage, logistics, and other firms in solving these issues. In addition, today you can face other difficulties that arise when exporting or importing products and related to the adoption of emergency measures by the President and the Government of the Russian Federation in the context of the sanctions war declared by the Western countries to Russia.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 339.97

doi:10.52210/2224669X_2023_1_9

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.В. Орлов

Аннотация. Принятие Таможенного кодекса ЕАЭС и Федерального закона 289-ФЗ «О таможенном регулировании» определило дальнейший вектор развития интеграционного объединения, направленный на взаимовыгодное сотрудничество стран-членов между собой и с третьими странами, а также на свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы, капитала по территории единого экономического и таможенного пространства, осуществление согласованной политики в различных отраслях экономики. Вместе с тем, реализация данных документов на практике привела к возникновению ряда новых проблем в области таможенного регулирования и таможенного контроля, что и определило актуальность данного исследования. Решение данных проблем легло на плечи как ФТС России, так и бизнес-структур - непосредственных участников внешнеэкономической деятельности. Зачастую компании-экспортёры и импортёры продукции стараются самостоятельно оптимизировать процессы, связанные с таможенными операциями при ввозе и вывозе их продукции, или же подключают к решению данных вопросов консалтинговые, брокерские, логистические и иные фирмы. Вдобавок на сегодняшний день можно столкнуться и с другими трудностями, возникающими при экспорте или импорте продукции и связанными с принятием экстренных мер Президентом и Правительством РФ в условиях санкционной войны объявленной России странами Запада.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), экономическая безопасность, таможенные органы.

INTERACTION OF PARTICIPANTS IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY WITH THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF STATE REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

A.V. Orlov

Abstract. The adoption of the Customs Code of the EAEU and the Federal Law 289-FZ «On Customs Regulation» determined the further vector of development of the integration association, aimed at mutually beneficial cooperation between the member countries and with third countries, as well as at the free movement of goods, services, labor, capital across territories of the single economic and

customs space, the implementation of a coordinated policy in various sectors of the economy. At the same time, the implementation of these documents in practice has led to a number of new problems in the field of customs regulation and customs control, which determined the relevance of this study. The solution of these problems fell on the shoulders of both the FCS of Russia and the business structures of the direct participants in foreign economic activity. Often, companies exporting and importing products try to independently optimize the processes associated with customs operations when importing and exporting their products, or they involve consulting, brokerage, logistics, and other firms in solving these issues. In addition, today you can face other difficulties that arise when exporting or importing products and related to the adoption of emergency measures by the President and the Government of the Russian Federation in the context of the sanctions war declared by the Western countries to Russia.

Keywords: foreign economic activity, economic security, customs authorities, foreign economic activity

Геополитические события изменили сложившуюся логистику в России буквально за пару месяцев 2022 г. Цепочки поставок зеркально переориентировались, разгорелась борьба за транспортные мощности для экспорта между отраслевиками, а распределительные центры смещаются к точкам входа в РФ вдоль новых логистических маршрутов. При этом основными транзитными странами стали Иран, Казахстан и Турция. Аналитики отмечают строительство новых и расширение существующих логистических центров и распределительных хабов в Новосибирской, Свердловской, Самарской областях и Казани.

С уверенностью можно сказать, что поддержка бизнеса, принимаемая Правительством РФ и реализуемая ФТС России с марта 2022 г., оказалась результативной и востребованной.

Взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с таможенными органами РФ в рамках государственного регулирования внешнеэкономической деятельности осуществляется в условиях таможенного администрирования. Особенностью современного подхода к пониманию таможенного администрирования и специфики применения инструментов таможенного регулирования ВЭД является реализация концепции «сервисная таможня». Таможенная служба здесь выступает не просто проводником в реализации таможенной политики государства, а структурой, содействующей развитию бизнеса, предоставляющей комфортные условия для раз-

вития сектора ВЭД в стране. Основа реализации этой концепции -предоставление таможенных услуг. Под такими услугами понимается комплекс таможенных и околотаможенных услуг. К таможенным услугам относятся урегулированные Регламентами услуги, предоставляемые таможенной службой участникам ВЭД: включение в Реестры специализированных участников ВЭД, предоставление предварительных решений по стране происхождения товара, по коду ТН ВЭД ЕАЭС и т.д. К околотаможенным услугам относятся предоставляемые участникам ВЭД услуги специализированных участников ВЭД: услуги по хранению товаров под таможенным контролем, предоставляемые владельцами складской таможенной инфраструктуры, услуги по транспортировке товаров под таможенным контролем, предоставляемые таможенным перевозчиком, а также совершение от лица участника ВЭД таможенных операций по таможенной очистке, осуществляемое таможенным представителем. Ярким явлением концентрации таможенных услуг, их комплексность - это создание таможенно-логистических терминалов (ТЛТ).

Определяя основные проблемы таможенного регулирования на современном этапе, важно обозначить, что ключевые сложности имеет именно таможенно-тарифное регулирование. В свою очередь, таможенные пошлины, являющиеся базовыми мерами таможенно-тарифного регулирования, представляют собой непрерывно формирующийся институту таможенно-тарифного регулирования, включая и квоты, льготы, тарифные преференции.

В данном случае, большинство основных вопросов таможенного регулирования основывается на принятых актах наднационального уровня, однако многие вопросы таможенно-тарифного регулирования решаются на уровне конкретного государства, и подходы к решению этих вопросов дифференцированы.

Таможенно-тарифное регулирование находится в состоянии постоянной модификации, при этом оставаясь основополагающим методом экономического воздействия на внешнеторговую деятельность.

Ввиду того, что в зависимости от политико-экономической обстановки таможенное регулирование подвергается изменениям, как в ЕАЭС в целом, так и в каждой из стран-участниц союза, необходимость совершенствовать и постоянно искать новые пути решения проблемных аспектов в таможенном регулировании актуальны

как никогда. Также имеется необходимость совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, что в свою очередь, затрагивает все направления таможенного регулирования.

Так, важно определить, какие проблемные аспекты в таможенном регулировании имеются на современном этапе.

Одной из проблем таможенно-тарифного регулирования многие эксперты называют низкий уровень дифференциации ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Это означает, в частности, что, к примеру, адвалорные ставки от всего тарифа составляют 4/5 части, при том, что самыми защищенными являются не имеющие существенного значения для ЕАЭС группы товарной номенклатуры. Эти товары не имеют принципиального значения для перехода экономики ЕАЭС на инновационный путь развития.

Кроме того, отсутствие в законодательстве ЕАЭС норм по отдельным сферам деятельности, в том числе в сфере тарифных изъятий, приводит к тому, что государства руководствуются отдельными интересами, не связанными с интересами ЕАЭС, и не соблюдают общие правила, установленные в рамках ЕАЭС. Кроме того, из личных интересов отдельная страна может в одностороннем порядке применять не установленные в рамках ЕАЭС правила, а внутренне законодательство. В данном случае, изъятия - это те исключения из принятых общих норм ЕАЭС как интеграционного объединения, что дает государству возможность не соблюдать отдельные нормы законодательства ЕАЭС, что в основном только препятствует принципам свободного перемещения товаров в пределах ЕАЭС [1].

Проявляется и следующая проблема - протекция внутреннего рынка, снижение защиты национального производства от импортной продукции. В частности это связано с упразднением тарифной защиты: к примеру, ставки на технические комплектующие товары были снижены в прошлом году.

Отсутствие использования инструментов эскалации таможенного тарифа приводит к дефициту федерального бюджета, снижению роста внутреннего производства.

Данная проблема характерна и в целом в рамках ЕАЭС, так как наблюдается тенденция снижения защиты производителей стран-

участниц ЕАЭС, поскольку во многом в связи со вступлением РФ в ВТО таможенно-тарифное регулирование корректировалось, и в ряде случаев имело место снижение уровня тарифной защиты внутреннего производства.

Еще одним проблемным аспектом на современном этапе является структурный дисбаланс в экономике ЕАЭС, усугубившийся в 2022 г. и связанный с введением санкций и антисанкционных мер. Запрет на поставку в Россию некоторых видов продукции, ограничения в отношении российских предприятий и банков, отключение России от SWIFT, ограничение доступа к финансовым рынкам, а также введенные ответные санкции значительно усугубляют экономическую ситуацию в экономике ЕАЭС.

Наконец, следует отметить проблему инновационной составляющей внутри ЕАЭС. Инновационная составляющая ЕТТ ЕАЭС недостаточно проработана, что, в свою очередь, негативно влияет на реализацию процесса неоиндустриализации. Реализация задач таможенного-тарифного регулирования затрудняется в условиях низкого уровня дифференциации ставок ЕТТ ЕАЭС.

Также, в условиях взаимодействия стран-участниц ЕАЭС с про-мышленно-развитыми странными имеется проблема многоуровневых таможенных тарифов, то есть товар может облагаться различными пошлинами в зависимости от страны происхождения, и наиболее высокими пошлинами облагается товар, происходящий из стран, не входящих в список тех, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования.

Таким образом, проведенное исследование проблем таможенного регулирования в рамках ЕАЭС на современном этапе показало, что потенциал интеграционного объединения сдерживается в связи с наличием значительного числа проблем в таможенно-тарифной сфере регулирования. В таких условиях важно правильно скорректировать имеющиеся правила, модернизировать механизмы таможенно-тарифного регулирования, и также обеспечить экономическую интеграцию в единый межгосударственный механизм с эффективной системой таможенно-тарифного регулирования.

Одной из проблем, возникающих в таможенном регулировании в рамках ЕАЭС на современном этапе, является применение Единого таможенного тарифа с рядом осложнённых аспектов.

Например, в настоящее время наблюдается ситуация, при которой степень таможенно-тарифной защиты снижается. Это стало результатом того, что был ратифицирован Протокол РФ с ВТО, и как следствие, ряд ставок импортных пошлин пришлось снизить, что существенно сказалось на тарифной защите.

К примеру, по примерно 8 % товарным позициям были снижены таможенные пошлины. Среди них были товары, в отношении которых предусматривалась тарифная защита в связи с финансовым кризисом 2007-2011 гг. В дальнейшем, к концу 2012 г., средняя ставка таможенного тарифа приравнялась к 9,14 %, и определялась в зависимости от объема импорта. К 2019 г. средняя ставка таможенного тарифа приравнялась к 4,4 %, определяемой в зависимости от объема импорта, облагаемого таможенными пошлинами согласно таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления [2].

В связи с этим, еще в 2019 г., несмотря на прогнозируемый рост стоимостных объемов импорта, тенденции по начислению импортных пошлин снизились, и показатели поступления денежных средств в бюджет оказались довольно низкими, в сравнении с прогнозируемыми.

В таблице 1 приведены основные параметры показателей ВЭД, учтенных в формировании бюджета до 2019 г.

Таблица 1

Основные параметры внешнеэкономических показателей, учитываемых при формировании федерального бюджета до 2019 г.

Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Импорт (млрд дол) 305,3 312,5 317,8 286,0 184,5 183,6 228,5 240,5 225,1

Ввозные таможенные пошлины, перечисляемые в федеральный бюджет, млрд. руб. 631,8 655,5 596,7 568,1 484,2 489,8 506,0 578,6 561,2

Источник: Доклад Минфина об исполнении федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2019 г.

Средняя ставка таможенной пошлины напрямую влияет на значение ее суммы, а ее снижение напрямую влияет на сокращение поступлений в бюджет. Также причиной снижения поступлений в бюджет стоит указать и тот факт, что в отношении РФ с 2014 г. были введены экономические санкции, и это значительно повлияло на снижение поступлений сумм ввозных пошлин. В связи с экономическими санкциями и ответным эмбарго суммы поступлений от ввозных пошлин снизились на 15 %.

Таким образом, следует отметить, что имеет смысл обратить внимание на необходимость совершенствования тарифного регулирования, а также повышения добавленной стоимости на территории всего ЕАЭС.

Как показывает практика, в настоящее время имеет место несогласованность между необходимостью улучшения инвестиционного состояния внутренней экономики и сохранением баланса в экспорте и импорте товаров.

Оценка применения ЕТТ показывает, что проблемным аспектом также является низкий уровень дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин, что представляет собой препятствие для осуществления макроструктурных целей таможенно-тарифного регулирования, не соответствует целям национальной экономики. Адвалорные пошлины составляют значительный процент от общего числа пошлин. Облагаются ими товары, не оказывающие значительного влияния на инновационный рост национальной экономики. Помимо прочего, недобросовестные участники ВЭД могут в определенной степени снижать размер таможенной стоимости товаров, тем самым снижая размер необходимых к уплате таможенных платежей, включая и ввозные пошлины, в связи с большим количеством адвалорных ставок в структуре таможенного тарифа.

После того, как РФ вступила в ВТО, пришлось внести изменения в таможенные ставки ЕТТ ЕАЭС, что повлекло снижение уровня таможенно-тарифной протекции российской рынка, так как на некоторые товары были заменены специфические таможенные пошлины на адвалорные.

Одной из таких товарных позиций явился автопром, а пострадал отечественный авторынок, так как резко возрос импорт

автомобильной техники состояния б/у. В результате, в целях защиты внутренней экономики от переизбытка импорта автотехники б/у ФТС России произведен расчет данных по ввозу автомобильной техники, после чего в отношении данных товаров стала применяться комбинированная таможенная пошлина. Это значит, что в отношении данной категории товаров, помимо адвалорной части пошлины, добавляется специфическая таможенная пошлина [3].

Еще одной проблемой в применении ЕТТ ЕАЭС является необходимость существенной доработки его принципов.

Примером является политика тарифной эскалации, когда в ряде товарных групп, где располагаются ставки импортных пошлин по степени технологической обработки, не хватает тарифного шага от полуфабрикатов до готовой продукции, что влечет неполноту реализации принципа тарифной эскалации.

Уже не раз отмечалось, что проблем в применении ЕТТ ЕАЭС добавляет и сам факт присоединения России к ВТО, так как в данном случае Россия, являясь как участником ВТО, так и участником ЕАЭС, должна соблюдать требования двух организаций одновременно.

Интеграция в ЕАЭС предусматривает наличие единой таможенной территории, в рамках которой действует ЕТТ ЕАЭС. Но после вступления РФ в ВТО общее количество ставок таможенных пошлин в ЕТТ снизилось, что привело к некоторому противоречию принципов создания ЕАЭС, предусматривающем единство ЕТТ для пяти государств-участников ЕАЭС.

Так, страны, входящие в состав ЕАЭС, действуют в соответствии с ЕТТ ЕАЭС, но Республика Беларусь не входит в состав участников ВТО, и ей приходится подстраиваться под все изменения, вносимые в ЕТТ ЕАЭС. Республика Казахстан применяет пониженные ставки по некоторым категория товаров, гораздо ниже, чем предусмотрено в ЕТТ ЕАЭС. Это неблагоприятно сказывается на общем доходе ЕАЭС, так как импортные пошлины, согласно Договору о ЕАЭС, должны идти в общий доход.

На рисунке 1 представлены нормативы распределения ввозных таможенных пошлин в бюджеты государств-членов Союза. Как

7,22%

4,63%

■ Российская Федерация

■ Республика Беларусь и Республика Казахстан

■ Кыргызская Республика

■ Республика Армения

Рисунок 1. Соотношение распределения сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств-членов ЕАЭС за 2021 г., %

видно из рисунка, основную долю по перечислению сумм ввозных таможенных пошлин приходится на РФ (86,64 %). На втором месте находится Республика Казахстан (7,22 %).

В данном случае, снижение ставок таможенных пошлин одной страной ведет к сокращению бюджетных доходов других стран, входящих в состав ЕАЭС. Еще одним нюансом будет тот факт, что при единстве таможенной территории импортеры имеют возможность ввозить в Республику Казахстан товары по сниженным ставкам, а перепродавать уже в других странах ЕАЭС свои товары в обход установленных таможенных пошлин в других странах.

Таким образом, дана оценка имеющихся проблем в сфере тарифного таможенного регулирования в ЕАЭС. Однако, нельзя не отметить, что таможенное регулирование не ограничивается тарифами, меры нетарифного регулирования тоже имеют ряд недостатков и проблем.

Так, важно отметить, что фактически в некоторых аспектах нетарифные меры компенсируют меры таможенно-тарифного регулирования: там, где снижаются ставки таможенных пошлин, могут применяться меры нетарифного регулирования в целях протекции внутреннего рынка и защиты рынка от переизбытка импортных товаров.

В связи с интеграцией стран в объединения и союзы важно соблюдать баланс импорта и экспорта, и свободная торговля не должна нарушать интересы национальной экономики. Для этого, в качестве ограничительных мер в потоке импортных товаров выступают нетарифные меры таможенного регулирования. В большинстве случаев, даже в рамках интегрированного объединения имеются такие меры, вводимые законодательством каждой из стран, которые в целом, воспринимается негативно, однако их введение не противоречит международным обязательствам и призвано защитить национальные экономики государств.

Вместе с тем, разрастание количества принимаемых нетарифных мер ведет к ограничению свободной торговли между странами, усложняет процесс таможенного регулирования, определения таможенной стоимости и даже таможенного контроля.

Итак, одной из проблем, выявленных в рамках нетарифного регулирования на современном этапе, является отсутствие прозрачного регулирования и единства применяемых нетарифных мер. Даже, к примеру, в большинстве интегрированных объединений, в том числе и в рамках ЕАЭС, нет полной и исчерпывающей информации о нетарифных мерах регулирования, нет единого перечня товаров, в отношении которых применяются нетарифные меры, и это значительно осложняет процесс свободной торговли, так как, учитывая снижение тарифных ставок, импортеры ввозят товар в страну, но сразу же встречаются с ограничениями нетарифных мер. Это не значит, что нетарифные меры в целом несут негативный характер в рамках свободной торговли, но повышение прозрачности, доступа к исчерпывающей информации относительно нетарифных мер и четкое их определение значительно бы повысили эффективность взаимодействия между странами и взаимную торговлю.

Вторая проблема, которую можно выявить при применении нетарифных мер, - это затраты предприятий на ведение бизнеса по причине внедрения нетарифных мер. Как это связано? Нетарифные меры приводят к ряду административных и финансовых обреме-нений для коммерческого сектора, и в результате растут цены на ряд товарных позиций, что, в конечном итоге, приводит к негативным последствиям во внешней торговле. В рамках ЕАЭС нетарифные

меры значительно обременяют взаимную торговлю. По состоянию на 2021 г. эффект воздействия нетарифных мер на взаимную торговлю составляет 37 %. В среднем, издержки предприятий от применяемых нетарифных мер составляют 42 % от стоимости товаров при экспорте. В данном случае необходимо минимизировать риски посредством пересмотра действующих нетарифных мер, их оптимизации и повышения эффективности.

В рамках ЕАЭС также присутствует проблема расхождения и неоднозначности применяемых мер нетарифного регулирования в каждой стране-участнице ЕАЭС. В рамках ЕАЭС в каждой стране предусмотрено право установления мер нетарифного регулирования в соответствии с внутренним законодательством, что приводит к росту цен во внутриторговой деятельности. В рамках единой таможенной территории это однозначно приводит к негативным последствиям, осложнению взаимной торговли, трудностям в определении требований к товарам, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования. Необходимо урегулирование стандартов, приведение нетарифных мер к определенному единству и однородности для поддержания свободной торговли и соответствия принципам создания ЕАЭС.

Таким образом, оценка проблем в таможенном регулировании в рамках ЕАЭС позволяет сгруппировать наличие проблемных аспектов по тарифному направлению и нетарифному. Так, говоря об имеющихся проблемах таможенно-тарифного регулирования, стоит отметить, что его сложности заключается в следующем.

Во-первых, выявлены проблемы в применении ЕТТ ЕАЭС, и установлено, что в настоящее время идет тенденция снижения таможенно-тарифной защиты национальных производителей товаров.

Во-вторых, отмечается значительное снижение размера бюджетных поступлений в бюджет, что связано с политикой снижения ставок таможенных пошлин.

В-третьих, проблема заключается в отсутствии оптимального подхода к тарифной политике, которая могла бы обеспечить в должной мере как фискальные и протекционные функции, так и не препятствовать взаимной торговле, соблюдению требований интеграционных объединений.

«gib*

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Что касается мер нетарифного регулирования, то здесь тоже выявлен ряд проблемных моментов.

Снижение ставок таможенных пошлин приводит к необходимости защиты внутренней экономики, и это достигается путем применения нетарифных мер. При этом нетарифные меры представляют собой сложный и комплексны механизм, который на практике урегулировать достаточно сложно, и в результате наносится ущерб принципам свободной торговли в рамках единого таможенного пространства. Выявлены такие проблемы, как отсутствие прозрачности в применении мер нетарифного регулирования, отсутствие единства применяемых мер, расхождение и неоднозначность применяемых мер в рамках ЕАЭС, негативное влияние на бизнес и внешнюю торговлю.

Перспективным направлениям совершенствования таможенного регулирования станет формирование комплексной системы мер по развитию механизма согласованной таможенной политики.

В настоящее время в рамках ЕАЭС вопросы экспортной политики отнесены к компетенции каждой отдельной страны, что говорит о необходимости проведения согласованной между странами-участницами ЕАЭС экспортной таможенно-тарифной политики с учетом задач и принципов ЕАЭС. Особенно в перспективе это коснется взаимного сотрудничества в сфере поставки нефти и нефтепродуктов, а также в целях повышения энергетической безопасности государств.

Также в перспективе развития важно создание общих рынков, функционирующих на общих принципах, которые бы обеспечили рыночные механизмы ценообразования в отношении ряда товарных позиций.

Библиографический список

1. Сплендер В.А., Орлов А.В. Роль Федеральной таможенной службы России в интеграционных процессах в рамках ЕАЭС // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник научных статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. Киров, 2019.

2. Кузнецова Е.И., Бирюков В.А. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2002. N° 3.

3. МихееваМ.В. Необходимость обеспечения экономической безопасности при реализации государственных программ // Проблемы реформирова-

ния бухгалтерского учета: материалы Всероссийской научно-практической конференции и материалы студенческой конференции в рамках Всероссийского конгресса. Тверь, 2017.

А.В. Орлов

кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя Е-mail: alexandr_orlof@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.