Научная статья на тему 'Взаимодействие участковых милиционеров и населения (1918-1930 гг. )'

Взаимодействие участковых милиционеров и населения (1918-1930 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
596
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ МИЛИЦИОНЕР / SENIOR MILITIAMEN / СЛУЖБА УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ / THE SERVICE OF DISTRICT POLICE OFFICERS / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ МИЛИЦИЯ / WORKERS' AND PEASANTS' MILITIA / ФОРМИРОВАНИЕ / DIVISION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уваров В. И.

Вопрос формирования института участкового уполномоченного в советской милиции имеет большое значение для истории современной полиции, его изучение особенно важно в период реформирования органов внутренних дел в целях создания современного механизма регулирования отношений с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of district militiamen and the population (1918-1930)

The question of formation of the institute of the district militiamen in the Soviet militia is of great importance for the history of modern police, studying it is especially important during reforming of law-enforcement bodies for the creation of modern mechanism of regulation of the relations with the population.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие участковых милиционеров и населения (1918-1930 гг. )»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

правоохранительных органов

В.И. УВАРОВ,

*

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)

Взаимодействие участковых милиционеров и населения (1918-1930 гг.)

Вопрос формирования института участкового уполномоченного в советской милиции имеет большое значение для истории современной полиции, его изучение особенно важно в период реформирования органов внутренних дел в целях создания современного механизма регулирования отношений с населением.

Старший милиционер, служба участковых уполномоченных, рабоче-крестьянская милиция, формирование.

Прототипами современного участкового уполномоченного в Российской империи выступали квартальный надзиратель, околоточный надзиратель, урядник, в советской России — старший милиционер, волостной милиционер, участковый надзиратель.

Советская милиция в начале своего формирования не имела постоянного штата, ее составляли вооруженные отряды, недостаточно материально обеспеченные, сформированные из добровольцев, не имеющих специальной подготовки. Эти отряды были малоэффективны в деле оказания противодействия преступности. Поэтому 18 октября 1918 г. НКВД и НКЮ РСФСР был издан нормативный акт «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции (Инструкция)» [4, с. 38], который устанавливал постоянный штат милиции и вводил должности рядового и начальствующего состава.

Именно благодаря этому документу были введены должности старших и волостных милиционеров, которые в период с 1918 г. до 1930 г.1 выполняли функции участковых

* Следователь СО ОВД по Прохоровскому району УВД по Белгородской области.

1 В мае 1930 г. НКВД РСФСР утвердил положение «Об участковом

инспекторе в сельской местности» [3, с. 254], и должности старших и волостных милиционеров были ликвидированы.

уполномоченных. В сельской местности обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью на закрепленном участке выполняли старшие волостные милиционеры2. Для городских отделений милиции в штате также была предусмотрена должность старшего милиционера, но после опубликования приказа ЦАУ НКВД РСФСР от 20 ноября 1923 г. была утверждена Инструкция участковому надзирателю [3, с. 170], который и стал должностным лицом милиции, ответственным за охрану общественного порядка на определенном участке города. Согласно положениям данного документа, участковому надзирателю надлежало быть в каждом городе, без учета численности населения. В крупных городах, разбитых на районы, надзиратель мог назначаться один на район, а в густонаселенных районах участковых могло быть несколько.

Участковый милиционер являлся низовым звеном в аппарате милиции, был ее представителем, наиболее приближенным к населению. Он должен был хорошо знать территорию своего района и, что представляется более важным, знать каждого его жителя. Именно поэтому старшим милиционерам и участковым надзирателям предлагалось проживать на закрепленном за ними участке. Отметим, что взаимодействие с населением имело целью не только выявление лиц, склонных к нарушению общественного порядка и совершению преступлений.

После окончания гражданской войны и периода иностранной интервенции в условиях мирного строительства представители власти Советов стали придавать большее значение укреплению связи с населением. Важной частью этой работы стало вовлечение крестьян и трудящихся в дело охраны общественного порядка.

2 В конце 20-х гг. XX в. старший волостной милиционер нередко упоминается как участковый милиционер.

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)

03

о

X

£

а

О

X 3 X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о

ва

<

а С

S S а

О н и S

з э

S

X

<

а н

и

108

Участковый надзиратель, осуществляющий в городе охрану порядка, в своей деятельности опирался на доверительные отношения с дворниками и сторожами, как и предписывала должностная Инструкция: «обнаружив при обходе неправильности и неисправности в несении службы постовыми милиционерами, дворниками и сторожами, участковый надзиратель дает им соответствующие указания, руководствуясь действующими инструкциями и положениями» [2, с. 81]. Дворники и сторожа, выполняя свою работу, могли брать на заметку подозрительных лиц и нередко становились очевидцами правонарушений. Правовые основы взаимодействия дворников и сторожей с участковыми надзирателями были определены Положением о дворниках и ночных сторожах, принятым НКВД РСФСР в 1925 г. [1, с. 17], в котором, помимо основных обязанностей по поддержанию санитарного порядка и охране объектов, им предписывалось соблюдать с участковым надзирателем отношения «начальник и подчиненный».

В сельской местности обязанности участкового милиционера выполняли старшие волостные милиционеры, которые обслуживали территорию нескольких населенных пунктов, большую по площади, чем любой городской район. Связи между населенными пунктами могло и не быть, и если совершалось какое-либо правонарушение, крестьянин должен был преодолеть несколько километров, для того чтобы сообщить о случившемся старшему милиционеру, после чего тот должен был преодолеть обратный путь к месту правонарушения. За это время правонарушитель успевал покинуть место происшествия — найти и привлечь его к ответственности было почти невозможно. Чтобы облегчить труд милиции и одновременно привлечь население к сотрудничеству с властью Советов, Декретом ВЦИК и СНК «О сельских исполнителях» от 27 марта 1924 г. [5, с. 97] был введен институт сельского исполнительства. Сельскими исполнителями в каждом селении на срок до двух месяцев из числа жителей назначались граждане (мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины от 25 до 40 лет), не лишенные избирательных прав. Количество сельских исполнителей для конкретного населенного пункта устанавливалось волостным исполнительным комитетом, но не более одного сельского исполнителя на двадцать пять хозяйств.

В круг задач, определенных Инструкцией участковому надзирателю, входило не только обеспечение охраны общественного порядка. Однако эта задача все же являлась главной. Вместе с тем в ст. 1 Декрета от 27 марта 1924 г.

задача по охране общественного порядка и общественной безопасности рассматривалась как одна из обязанностей сельских исполнителей. В статье 2 указанного документа это конкретизировано следующим образом: «сельские исполнители исполняют поручения сельской власти, исполняют законные приказы о задержании граждан, охраняют и конвоируют задержанных и вообще наблюдают за соблюдением порядка, установленного советскими законами и постановлениями» [5, с. 98]. Именно поэтому решение о назначении сельских исполнителей и составлении норм их штатной численности должностные лица волостных исполкомов принимали совместно с участковыми милиционерами. Последние предлагали кандидатуры крестьян, способных, по их мнению, добросовестно выполнять свои обязанности. Это решение принималось с учетом особенностей существования крестьянской общины, родственных отношений, а также всего многовекового уклада жизни людей. Например, составление административных протоколов на друзей или проведение обыска у соседа для многих было неприемлемо. Участковый милиционер, лично знакомый с каждым жителем села, мог предложить привлекать к такой работе тех, для кого соблюдение законности было высшим приоритетом.

Однако это было половинчатым решением. Согласно сведениям, получаемым с мест, работа сельскими исполнителями велась некачественно и слабо. В отчетах за 1928— 1929 гг. районные административные отделения Ленинградского района сообщали, что за год административных протоколов было составлено немного, а то небольшое количество произведенных обысков, которые зафиксированы в документах, оказались безрезультатными [3, с. 2—19].

В обязанности участковых милиционеров входил инструктаж сельских исполнителей, включавший ознакомление с распоряжениями центральной и местной власти, которыми те должны были руководствоваться. Эта мера имела целью повышение качества охраны общественного порядка, но в конечном итоге результаты были незначительными.

Участковые милиционеры были перегружены обязанностями по охране порядка, у них часто не хватало времени, и поэтому часто сельские исполнители не инструктировались. Инструктажи назначались на то время, когда участковый милиционер прибывал в отделение для отчета перед руководителем о проделанной работе, но сельские исполнители часто не являлись на них, в основном из-

ISSN 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)

за посевных работ, а некоторые — из-за нежелания выполнять свои обязанности.

Несмотря на все трудности, зарождение института участковых уполномоченных в советской милиции, его становление, укрепление на ниве охраны общественного порядка, а также степень участия населения в этом слож-

ном процессе представляют научный и практический интерес, в основном с точки зрения возможности плодотворного использования исторического опыта в реформировании МВД России.

Список литературы

1.

2.

3.

О дворниках и ночных сторожах // Бюл- 4. лютень НКВД РСФСР. 1925. № 15. Действующие распоряжения по милиции. 5 М., 1928.

Ленинградский областной архив в г. Выборг. Ф. Р-3176. Оп. 1. Д. 132. Л. 2-19. Е-

Милиция России: документы и материалы. 1917-1999 гг. (1917-1934 гг.). Саратов, 2002. Т. 1.

Сборник законодательных документов по вопросам организации и деятельности советской милиции (1917-1934 гг.). М., 1957.

mail: [email protected]

А.В. ШМОНИН,

доктор юридических наук, профессор кафедры управления органами расследования преступлений

(Академия управления МВД России)

О тенденциях развития заключительного раздела отечественной криминалистики (70-е гг. ХХ в.)

В статье рассматриваются некоторые тенденции развития заключительного раздела отечественной криминалистики - криминалистической методики в 70-е гг. ХХ в.

Криминалистика, криминалистическая методика, частная криминалистическая методика, интеграция и дифференциация научного знания, структура, технология, криминалистическая характеристика преступлений, организация расследования преступлений.

Ни одно явление не может быть изучено и понятно, если рассматривать его изолированно от всего окружающего, вне связи с другими явлениями, не учитывая условия и особенности его возникновения и развития, то есть в отрыве от его истории. Сложное явление может быть раскрыто и понятно, если выяснено, в каких условиях и при каких обстоятельствах оно возникло, какие этапы исторического развития оно прошло, каким оно было в прошлом. Только в таком случае откроется возможность определить то, чем оно является в настоящем и как оно будет развиваться в будущем.

И.Д. Андреев

Криминалистическая методика имеет длинную историю развития, охватывающую весь период накопления эмпирических знаний, применяемых при организации и осуществлении расследования уголовно наказуемых деяний.

На основе научного познания процессов организации и осуществления расследования преступлений в 70-х гг. прошлого столетия можно проследить некоторые тенденции развития заключительного раздела отечественной криминалистики.

О возросшем интересе исследователей советского периода к этой теме свидетельствуют:

— многочисленные диссертационные исследования (Г.Г. Зуйков в 1970 г., А.М. Ларин в 1970 г., В.Я. Колдин в 1970 г., А.Р. Шляхов в 1971 г., В.Ф. Орлова в 1972 г., В.К. Лисиченко в 1973 г., Ян Пешак в 1974 г., Н.И. Порубов в 1977 г., И.Л. Пет-рухин в 1977 г., И.Ф. Герасимов в 1979 г., Г.А. Матусовский в 1979 г. и другие);

— иные научные работы, посвященные проблемам криминалистики в целом, а также теории и практики следственной тактики и методики расследования от-

вэ о X

а

а

О

X 3 X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о

ва

<

а С

S S а

О н и S

з э

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

<

а н

и

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.