Научная статья на тему 'Исторические тенденции развития института участковых уполномоченных полиции'

Исторические тенденции развития института участковых уполномоченных полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2725
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ УЧАСТОК / ОКОЛОТОЧНЫЙ НАДЗИРАТЕЛЬ / КВАРТАЛЬНЫЙ НАДЗИРАТЕЛЬ / THE DISTRICT COMMISSIONER OF POLICE / ADMINISTRATION AREA / COMMISSARY GUARD / QUARTERLY WARDEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаткуллин Булат Хабирович, Садрисламов Азат Камилевич

В статье приводится краткий анализ истории становления института участковых уполномоченных органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical trends of development of the institute of district militia officers of the police

The article contains a brief analysis of the history of formation of the institute of district militia officers of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Исторические тенденции развития института участковых уполномоченных полиции»

11.7. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

Фаткуллин Булат Хабирович. Должность: преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России.

Садрисламов Азат Камилевич. Должность: преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России.

Аннотация: В статье приводится краткий анализ истории становления института участковых уполномоченных органов внутренних дел.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, административный участок, околоточный надзиратель, квартальный надзиратель.

HISTORICAL TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF DISTRICT MILITIA OFFICERS OF THE POLICE

Fatkullin Bulat Habirovich. Position: lecturer of the department of administrative-legal disciplines. Place of work: the Ufa law institute of the MIA of Russia.

Sadrislamov Azat Kamilevich. Position: lecturer of the department of administrative-legal disciplines. Place of work: the Ufa law institute of the MIA of Russia.

Annotation: The article contains a brief analysis of the history of formation of the institute of district militia officers of the internal affairs bodies.

Keywords: the district commissioner of police, administration area, commissary guard, quarterly warden.

На всех этапах развития Российского государства служба участковых уполномоченных занимала и занимает важное место в системе органов внутренних дел. Участковые уполномоченные полиции - самые близкие к населению представители правоохранительных органов, которые всегда готовы прийти на помощь.

25 ноября 2010 г. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев в режиме видеоконференцсвязи провел всероссийское совещание «О роли участковых уполномоченных милиции в обеспечении правопорядка и общественной безопасности и совершенствовании их деятельности в современных условиях». «Вы образуете фундамент всей правоохранительной системы, и поэтому формальный подход к выполнению служебных обязанностей для вас просто недопустим. Более того, я считаю уместным, что именно участковый уполномоченный может стать прототипом для формирования нового облика сотрудника полиции», - сказал в своем выступлении Рашид Нургалиев. Глава МВД подчеркнул, что участковым предстоит сыграть ключевую роль в возвращении доверия граждан органам внутренних дел и установлении партнерской модели взаимоотношений общества и полиции. По его мнению, основная задача участкового— охрана правопорядка и защита населения от преступных посягательств на закрепленных участках. Для этого участковые наделены широким спектром прав и обязанностей для оказания помощи человеку, попавшему в тяжелую ситуацию. Показатели работы участковых уполномоченных России говорят о

том, что население доверяет участковым уполномоченным милиции. Участковый на своем участке является и защитником граждан, и следователем, и оперативником, и экспертом, подчеркнул Рашид Нургалиев.

Неслучайно, что данной службе уделено так много внимания, ведь на всех этапах развития российской государственности важное место занимал и продолжает занимать исторически сложившийся институт участковых уполномоченных полиции.

Первые специализировавшиеся в основном на реализации полицейских функций органы поддержания правопорядка в России появились только после утверждения в апреле 1782 г. «Устава благочиния или полицейского». Территории городов стали делиться на административно-полицейские части по статистическому принципу - каждая часть состояла из 200-700 дворов. Части, в свою очередь, делились на кварталы по 50-100 дворов. В каждый квартал определяется квартальный надзиратель: «27. Квартальный надзиратель определяется управою благочиния из старших надзирательских поручиков, по атестатам частного пристава той части и граждан того квартала, где должность отправлял». Уставом определялись качества квартального надзирателя: « 147.Квартального надзирателя должность требует безпорочности в поведении, доброхотства к людям, прилежания к должности и безкорыстия.». Указывалось и о его месте жительства «148. Квартальному надзирателю жить и быть в квартале или близ онаго». Основные обязанности «153. Квартальный надзиратель имеет смотреть, чтоб все и всякий в его квартале остался в законопредписанном порядке. 154. Квартальный надзиратель в его квартале имеет попечение, чтоб молодые и младшие почитали старых и старших, и о повиновении слуг и служанок хозяевам и хозяйкам во всяком добре. 155. Квартальный надзиратель в его квартале мирит и разнимает малыя ссоры и споры. 156. Квартальный надзиратель в его квартале имеет бдение, дабы всяк пропитался честно и сходно узаконению. 157. Квартальный надзиратель должен ведать о всех в квартале его ведомства живущих людях, чего ради хозяева домов или их поверенные обязаны всегда давать знать квартальному надзирателю о всех к ним на житье приезжающих или приходящих, отъезжающих или отходящих».

После принятия 25 декабря 1862 года «Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губернии» образовались новые полицейские органы и учреждались новые должности. Крупные города делились на отдельные участки, вверенные особым участковым приставам; участки в свою очередь делились на 2-3 околотка, в каждом околотке стояли околоточные надзиратели.

Обязанности околоточных надзирателей указывались в специальной инструкции, согласно которой, околоточный надзиратель должен был твердо усвоить свои обязанности и четко исполнять их. Он обязан был днем и ночью, как можно чаще обходить вверенный ему околоток для охраны общественной тишины и порядка, принимать предписанные законом меры к прекращению нарушению таковых, ему предписывалось предупреждать убийства, разбои, грабежи, кражи и другие преступления против личной безопасности обывателей.

Околоточный надзиратель был обязан «не останавливаясь на общем знакомстве с населением околотка, стараться ближайшим образом узнать его жителей,

чтобы иметь всегда готовыми те сведения, касательно обывателей околотка, которые необходимы для успешного производства розысков», «он не должен был оставлять без внимания ни одного случая, а, напротив, на все обращать внимание, за всеми следить и все события запоминать и использовать все сведения при необходимости». «В случаях, когда полиции для исполнения возложенных на неё законами обязанностей необходимо входить в непосредственные личные сношения с обывателями столицы по месту их жительства, сношения эти делаются через околоточных надзирателей. Так, на них возлагается предъявление обывателям относящихся до них требований различных присутственных мест и правительственных лиц. повесток мест и лиц судебного ведомства, отобрание в том подписок, составление в случае отказа в даче таковых протоколов, составление описей имущества на уплату взысканий, производимых полицейским порядком, и т.п».

В должностных инструкциях подчеркивалось, что «строгая честность, беспристрастие и неподкупность суть такие качества, которыми должны отличаться все чины полиции, ибо тогда только они приобретут необходимое для успешного отправления службы доверие и уважение всех обывателей, которые, видя в чинах полиции своих защитников и охранителей, будут охотно исполнять все законные требования и оказывать им со своей стороны содействие».

Институт околоточных надзирателей существовал до 1917 года. После февральской буржуазно-

демократической революции 1917 года вопрос о введении в штаты всей городской милиции России должности участкового надзирателя был поднят в печати в конце 1922 - начале1923 г.г. 17 ноября 1923 года приказом НКВД РСФСР утверждена Инструкция участковому надзирателю, в которой сказано: «Участковый надзиратель есть должностное лицо милиции, надзору и охране коего поручают определенный участок города или поселения городского типа». В главные его обязанности входило: «охрана внешнего порядка и безопасности, защита всех и каждого от всяких обид и насилий, в особенности - исполнение Кодекса о труде, о защите слабых физически и детей». Кроме того: «Участковые надзиратели должны проживать в указанных им поселениях своего района и без разрешения районного начальника не могли отлучиться из его пределов».

С 1930 года Приказом НКВД РСФСР №109 участковых надзирателей городской милиции и сельских милиционеров райадмотделений, осуществлявших работу на участках, стали называть участковыми инспекторами милиции. В конце 1939 года последние стали именоваться участковыми уполномоченными милиции, а в 1970 году вновь вернулось название «участковый инспектор милиции».

Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» утверждено Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, приведен перечень подразделений, относящихся к милиции общественной безопасности, а так же рассматриваются порядок создания, основные задачи, обязанности и права милиции общественной безопасности, формы реорганизации и ликвидации ее подразделений и служб, в том числе и службы участковых инспекторов милиции. Указаны нормативы штатной численности: 1 участковый инспектор мили-

ции на 3 - 3,5 тыс. человек городского населения и 1 участковый инспектор милиции в сельской местности на сельский или поселковый Совет народных депутатов.

В целях расширения полномочий и укрепления правового статуса участкового как центральной фигуры милиции общественной безопасности 29 декабря 2000 года подписан Президентом РФ Федеральный закон от № 163-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 36 Закона Российской Федерации «О милиции», который обязал органы исполнительной власти и местного самоуправления предоставлять участковым на обслуживаемых ими административных участках служебные помещения, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи, наряду с этим должность участкового инспектора милиции переименована в участкового уполномоченного милиции.

В настоящее время деятельность участкового уполномоченного милиции регламентирована Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом МВД России от 16 сентября 2002 года «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции», которой определено, что участковый уполномоченный является представителем милиции общественной безопасности, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел. Он обязан знать: «

...Территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций всех форм собственности, объектов хранения культурных ценностей, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также места хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеки, другие места хранения наркотических средств и психотропных веществ, порядок охраны, места стоянок автотранспорта, а в сельской местности - все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, заготовительные и перерабатывающие организации, места произрастания дикорастущих и культурных растений, содержащих наркотические средства. Население административного участка, характер его занятости, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру проживающего населения. Количество совершенных на административном участке преступлений, их разделение по видам, способам, месту и времени совершения, обстоятельства, способствовавшие их совершению; лиц, поведение которых в установленном законом порядке контролируется сотрудниками органов внутренних дел; приметы разыскиваемых преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, похищенные вещи и находящиеся в розыске транспортные средства, данные о потерпевших. Места концентрации лиц с противоправным поведением, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления. Проводить не реже одного раза в полугодие поквартирный (подворный) обход административного участка. Заносить полученную в соответствии с законодательством информацию в паспорт на жилой дом (жилые дома) по улице (в населенном пункте) для последующего ее анализа и систематизации». В инструкции выделены основные направления деятельности участкового уполномоченного:

- обеспечение личной безопасности граждан;

- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности;

- оказание содействия сотрудникам подразделений криминальной милиции и органов предварительного следствия в исполнении возложенных на них обязанностей;

- оказание помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным объединениям в защите их законных прав и интересов;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- рассмотрение обращений и заявлений граждан;

- осуществление индивидуальной профилактики правонарушений с лицами, состоящими на профилактическом учете.

Анализ данных обязанностей позволяет утверждать, что участковые уполномоченные милиции, являясь полномочными представителями органов внутренних дел на закрепленной за ними территории, обеспечивают решение практически всего комплекса правоохранительных задач, стоящих перед милицией.

Мартыненко О.А. в своей работе указал, что в настоящее время деятельность по поддержанию правопорядка в гораздо большей степени, чем раньше, носит профилактический характер, а роль сотрудников правоохранительных органов намного меньше связывается с применением силы и противостоянием населению. Во всем мире правоохранительная деятельность все больше сосредотачивается на непосредственном и долгосрочном обслуживании населения с целью повышения его благополучия. Такая концентрация внимания на потребностях населения требует усиления взаимодействия между жителями и сотрудниками правоохранительных органов, которые должны опираться на навыки межличностного общения, включая коммуникацию и умение разрешать конфликты.

«Помимо базовых профессиональных навыков необходимо уделять должное внимание и психологической подготовке будущих участковых, которые постоянно имеют дело с людьми. А значит, чаще других сталкиваются с проблемами граждан, видят «изнанку» их жизни. И, к сожалению, как показывает практика, многие молодые люди, приходя на службу, не всегда оказываются морально готовы столкнуться с суровой реальностью. Поэтому, участковые должны иметь не только соответствующую психологическую подготовку, но и сами обладать навыками психолога. Ведь от того, насколько наши сотрудники помогают людям, пришедшим со своей бедой, способны погрузиться в их проблемы, зависит и общая оценка гражданами не только эффективности деятельности органов внутренних дел, но и способности государства обеспечит их безопасность и благополучие», - подчеркнул Рашид Нургалиев на всероссийском совещании, посвященное деятельности участковых уполномоченных милиции.

По поручению руководства МВД России Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России активно проводится работа по подготовке нового приказа МВД России, регламентирую-

щего вопросы организации служебной деятельности участковых уполномоченных полиции. 18 августа 2011 года на официальном сайте МВД России стартовала акция «Народный участковый - обсуждения и предложения», в рамках которой для открытого обсуждения было размещено «Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

Проведенный анализ более чем двухсотлетней истории становления данной службы показал, что несмотря на то, что за этот период произошло становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии и Советского государства, институт участковых уполномоченных показал свою жизнеспособность. Таким образом, в период становления службы участковых уполномоченных полиции явственно прослеживаются следующие тенденции: оформление института участковых уполномоченных повсеместно в общегосударственном масштабе; четкое правовое регулирование их организации и деятельности.

На всех этапах развития российской государственности власть признавала необходимость создания и функционирования службы участковых уполномоченных, в которой воплощена идея максимального приближения органов внутренних дел к населению, повседневному и непосредственному обеспечению прав и законных интересов граждан, охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Список литературы:

Систематический сборник узаконений для чинов городской полиции / Чулков И.М., — 1889. — С. 5-7.

Мартыненко О.А. Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины: Монография. — Х.: Изд-во ХНУВС, 2005.

Российское законодательство X - XX веков. В 9-ти т. Т.5.Законодательство периода расцвета абсолютизма.

— М.: Юрид.лит., 1987. — 528 с.

Полное собрание законодательства. Собр. 2. Т. XXX. 1863. № 39087.

Literature list:

The systematic collection of laws for the officials of the municipal police / Stockings ISRAEL., - 1889. - WITH. 5-7.

Martynenko O. Determination and prevention of crime among the personnel of bodies of internal affairs of Ukraine: Monograph. - X.: Izd-vo ХНУВС, 2005. - 496.

Russian legislation. In 9-t. t. 5. Legislation period of blossoming of absolutism. — M.: Legal .lit., 1987.

Complete collection of legislation. Meeting 2. Т. XXX. 1863. № 39087.

Рецензия

на статью Б.Х. Фаткуллина и А.К. Садрисламова «Исторические тенденции развития института участковых уполномоченных полиции»

Статья посвящена вопросу становления и развития службы участковых уполномоченных органов внутренних дел в России.

Институт участковых уполномоченных полиции относится к числу старейших в системе органов внутренних дел. Его формирование происходило параллельно становлению российских органов внутренних дел. С момента своего возникновения должность участкового уполномоченного имела существенные особенности по сравнению с представителями других служб и подразделений всей системы органов внутренних дел, сложившейся впоследствии.

Целью написания статьи является раскрытие сущности и значения института участковых уполномоченных полиции с позиций современных требований, анализ становления развития службы участковых уполномоченных органов внутренних дел в России.

Статья отвечает требованиям научной новизны.

Теоретическая и практическая значимость статьи определяется, прежде всего, тем, что сформулированные выводы и предложения по рассматриваемому вопросу могут быть полезны и использованы для дальнейшего научного исследования особенности правового регулирования деятельности сотрудников указанной службы.

В целом статья Фаткуллина Булата Хабировича и Садрисламова Азата Камилевича подготовлена на достаточно высоком теоретическом уровне и заслуживает положительной оценки. При этом, некоторые положения и позиции авторов носят дискуссионный характер. Представленная статья на тему: «Исторические тенденции развития института участковых уполномоченных полиции» соответствует требованиям, предъявляемым к написанию для публикаций в научных журналах и изданиях.

Начальник кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент полковник милиции Тяптин В.Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.