УДК 340.15
ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ: ОТ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ
ДО НАШИХ ДНЕЙ
GENESIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT SERVICES PRECINCT POLICE FROM ESTATE-REPRESENTATIVE MONARCHY TO THE PRESENT DAY
© Репьёв Артём Григорьевич
Artem G. Repyov
кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела - начальник отделения организации деятельности участковых уполномоченных полиции, Управление Министерства внутренних дел России по Пензенской области. PhD (Law), The Office of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Penza Region, Russia.
HP
Статья посвящена исследованию историко-правовых закономерностейразвития подразделений участковых уполномоченных полиции, применительно к изменению формы российского государства.
Ключевые слова: функции полиции, участковый уполномоченный, волостной милиционер, надзиратель.
"а этапе реформирования правоохранительной системы государства нельзя не отметить сложившуюся тенденцию. Как бы ни оптимизировали и ни модернизировали её структуру, административное построение, штатную численность, есть подразделения, которые при любых переменах остаются стержнем деятельности по профилактике преступлений и защите прав и свобод граждан. Речь в данном случае идёт о службе участковъх уполномочен-нъх полиции. Сотрудники этого подразделения выполняют ключевую работу по обеспечению общественной безопасности, правопорядка, выступают первым и определяющим звеном при построении отношений «гражданин - государство». На данный факт не раз обращалось внимание руководителей Министерства внутренних дел России [1].
Генезис развития подразделений участковых уполномоченных показывает, что с момента их образования и до настоящих дней в отношении граждан, привлекаемых к данной службе, всегда предъявлялись повышенные требования. Сегодня они продолжают ужесточаться. Для тех, кто хоть раз сталкивался с работой полицейского на административном участке, не секрет, что он должен сочетать в себе качества правоведа, психолога, педагога, при всём этом быть социально ориентированным, коммуникабельным. Однако в вопросе развития и становления служ-
The article investigates the historical patterns of development of the legalprecinctpolice units considering the change in the form of the Russian state.
Key words: police functions, district police, parish police, warden.
бы участковых уполномоченных, отмечается достаточное количество противоречий.
Среди наших современников бытует мнение, что институт участковых уполномоченных взял своё начало с момента образования советской милиции. Это не совсем верно. Первые свидетельства появления одной из старейших полицейских служб мы наблюдаем уже в период сословно-представительной монархии -XVI-XVIII вв. Так, во время правления матери Ивана IV Елены Глинской была проведена губная реформа, в результате чего повысилась роль губных (окружных) учреждений. Из местных дворян избирались старосты, в обязанности которых входила борьба с наиболее опасными преступлениями - «разбоями», а также розыск и наказание «лихих людей». В результате земской реформы Ивана IV старосты стали главным органом уездного управления, в их функции входило ведение уголовных дел, надзор за общественным порядком и другие полицейские обязанности [2, с. 50]. По мнению ряда учёных, именно губные старосты послужили неким прообразом будущего участкового уполномоченного полиции, поскольку осуществляли контроль за порядком, поддерживали власть, нейтрализо-вывали антигосударевы настроения [3, с. 180].
Периодически возникавшие восстания среди населения подтолкнули государство к ответственному, но своевременному шагу - органи-
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
зации на местах прочной системы полицейских органов, способных эффективно осуществлять охрану общественного порядка. Страна была поделена на губернии и уезды, применительно к которым и стала строиться сеть полицейских учреждений [4, с. 25]. Воплощение этого решения не заставило себя долго ждать - 7 ноября 1755 г. издаётся Учреждение для управления губерний Всероссийской империи [5] - документ, который заложит основы местной полиции. Регламентировал деятельность данной службы и Устав благочиния, утверждённый Екатериной II в 1782 г.
Следующий период реформирования системы участковых полицейских относится ко времени становления государства и права Российской империи. В первой половине XIX в., император Александр I провёл крупную реорганизацию органов центрального управления. Министерство внутренних дел оказалось в числе первых, учреждённых правителем. Задачи ведомства были сформулированы достаточно абстрактно, но содержали в себе проблематику времени: «...заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи» [6, с. 115].
Необходимо также отметить, что на завершающей стадии реформы 1810 г. создано министерство полиции, которое получило самостоятельный статус и просуществовало в таком виде до 1819 г. На данном этапе главными обязанностями ведомства являлись: поддержание общественного порядка и борьба с преступностью, содержание мест заключения и использование труда заключенных, поимка беглых крепостных и др.
Приход к царству императора Александра II ознаменовал период «великих реформ». Если проследить ход реформ 1862 и 1880 гг., то в учредительных документах можно увидеть свидетельства изменения роли органов внутренних дел в государственной жизни, в том числе за счёт службы участковых уполномоченных. В 1859 г., накануне крестьянской реформы, по предложению трёх министерств (юстиции, государственных имуществ и внутренних дел) объединена городская и земская полиция под общим руководством уездного исправника.
В 1878 г. в штатах уездных управлений появилась должность полицейского урядника, который должен был заниматься предупреждением и пресечением преступлений, производить дознание по уголовным делам [2, с. 140]. Вместе с тем в крупных, преимущественно губернских городах сохранялась городская полиция. Например, в г. Москве полицейское управление, возглавляемое обер-полицмейстером, включало в себя полицейские дома и управление поли-
цейских участков, а последние, в свою очередь, формировались за счёт околоток и околоточных надзирателей (городовых и дворников) [7, с. 20-22].
Завершающая для имперской России и самая крупная реформа полиции в том числе и службы участковых уполномоченных проведена в 1880 г. В обстановке не прекращающегося террора - это была вынужденная мера. Заключалась она в упразднении излишнего бюрократического аппарата полицейского ведомства, с одной стороны, и создании специализированных подразделений (розыскных отделений, служб по распространению дезинформации, дискредитации лидеров революционных движений и др.) - с другой.
Официальной датой создания службы участковых уполномоченных полиции считается 17 ноября 1923 г., когда приказом начальника милиции Республики Советов была утверждена Инструкция участковому надзирателю. Распорядительный документ гласил: «Участковый надзиратель есть должностное лицо милиции, надзору и охранению коего поручен участок города или поселение городского типа». Инструкция участковому надзирателю требовала «строжайше соблюдать установленный законом порядок, допуская действия, стесняющие граждан, лишь в случаях, когда такие действия будут безусловно необходимы для выполнения возложенных на него обязанностей...» [8, с. 170].
Дальнейшее государственно-правовое реформирование обусловило необходимость укрепления нового режима, в том числе на местах - в городских и сельских поселениях, уездах и др. Было принято решение о создании должностей милиционеров, непосредственно проживающих на территории обслуживания, владеющих спецификой района и населения. 12 января 1924 г. введена Инструкция волостному милиционеру, которая определила, что волостной милиционер должен обязательно проживать в своем районе, заниматься профилактикой преступлений, поддержанием правопорядка на территории обслуживания. Нормативный акт уравнял в правах волостного милиционера и участкового надзирателя [9].
С февраля 1930 г. участковых надзирателей городской милиции и сельских милиционеров районных административных отделений, осуществлявших работу на участках, стали называть участковыми инспекторами милиции.
Несмотря на активно развивающуюся систему правоохранительных органов, одной из серьёзных проблем для службы участковых инспекторов милиции, на этапе укрепления советской власти стала нехватка квалифицированных кадров. Единственный в тех условиях
Информационная безопасность регионов. 2013. № 2(13)
источник пополнения рядов органов внутренних дел сколько-нибудь подготовленными сотрудниками - привлечение старых специалистов, бывших работников полиции Российской империи. Вместе с тем, как справедливо отмечает профессор Р. С. Мулукаев, подобная возможность практически не использовалась из-за крайне политизированного подхода к данному вопросу [8, с. 171].
Большое внимание уделялось укреплению службы участковых инспекторов с начала 70-х гг. XX в. 29 июля 1970 г. приказом МВД СССР была введена в действие Инструкция по службе участкового инспектора милиции, которая предусматривала, в частности, что на эти должности должны назначаться лица, имеющие образование не ниже среднего юридического. Для этого в специальных средних школах милиции открывались отделения подготовки участковых инспекторов. Одновременно предусматривались меры по снижению текучести кадров [8, с. 281-282].
В настоящее время вопросам деятельности участковых уполномоченных традиционно уделяется особое внимание. Интерес проявляют как руководители Министерства внутренних дел, так и научное сообщество. Это объясняется объективными причинами. Как и девяносто лет назад участковый уполномоченный решает чрезвычайно широкий спектр задач, находится в непосредственном контакте с населением, пребывает на переднем крае борьбы с преступностью. Участковый уполномоченный полиции по-прежнему выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; по противодействию преступности, охране общественного порядка,
собственности и обеспечению общественной безопасности. К вышеизложенным направлениям деятельности XXI век добавил необходимость разрешения множества вопросов юридического, организационного и материально-технического характера.
Сегодня, как и десятки лет назад, основная нагрузка по предупреждению преступлений, оказанию индивидуального профилактического воздействия на криминальный элемент, лежит на службе участковых уполномоченных. Одно из старейших звеньев полиции России по-прежнему является лицом всей правоохранительной системы страны, олицетворяет собой государственный аппарат борьбы с преступностью. Возможно, что население не всегда удовлетворено эффективностью проводимой работы. Причиной тому может служить как недостаточная обеспеченность материально-технической базой, непоследовательная кадровая политика, которая в период реформы существенно сократила численность наружных служб полиции, так и недобросовестность отдельных сотрудников. Однако очевиден факт - повседневная работа участкового уполномоченного полиции напрямую сказывается на состоянии правопорядка на отдельно взятом административном участке, влияет на состояние спокойствия в обществе в целом. В этой связи в юбилейный девяностый для службы год, выразим надежду на плодотворность предпринимаемых попыток оптимизации органов внутренних дел, повышение социального статуса и престижа службы участкового уполномоченного полиции.
С профессиональным праздником, ува-
жаемые коллеги!
Материалы поступили в редакцию 13.07.2013 г.
Библиографический список (References)
1. Барщевский М. Поручись за участкового // Российская газета. 2013. 10 февр.
2. Иванов С. В. Русь-Россия-Российская империя: история государства и права в схемах, таблицах, комментариях : учеб. пособие. Саратов: СЮИ МВД России, 2008. 192 с. ISBN 978-5-7485-0459-1.
3. Ермаков А. Г. Деятельность участковых уполномоченных полиции: историко-педагоги-ческие аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 3. С. 180-185. ISSN 2071-8284.
4. Иванова Е. А. Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII-начало XX вв.) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. Ростов-на-Дону, 2003. 220 с.
5. Екатерина II. Сочинения Императрицы Екатерины II на основании подлинных рукопи-
1. Barshhevskij M. (2013) Vouch for the District Police. Rossijskaja gazeta. 10 Fedruary.
2. Ivanov S. V. (2008) Rus-Russia-Russian Empire: The History of State and Law in Charts, Tables, Comments. Saratov, SUIMVD Rossii, 192 p., ISBN 978-5-7485-0459-1.
3. Ermakov A. G. (2011) Activities of Precinct Police: Historical and Pedagogical Aspects. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. No 3, pp. 180-185, ISSN 2071-8284.
4. Ivanova E. A. (2013) Legal Basis for the Organization and Operation of the General Police of Russia (XVIII-beginning of XX c.). dis.... kand. jurid. nauk, 12.00.01. Rostov-na-Donu, 220 p.
5. Ekaterina II. (1901) Works of Empress Catherine II on the Basis of Original Manuscripts and
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
сей и с объяснительными примечаниями академика А. Н. Пыпина. Т. 8. : Труды исторические. Записки касательно Российской истории : Ч. 1-2. Санкт-Петербург : издание Императорской Академии наук, 1901. 473 с.
6. Российское законодательство Х-ХХ веков : в 9 т. / под общ. ред. О. И. Чистякова; Т. 6 : Законодательство первой половины XIX века. М. : Юридическая литература, 1988. 432 с. ISBN 5-7260-0154-0.
7. Меняйло Д. В. История органов внутренних дел в схемах и таблицах : учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. Белгород: БЮИ МВД России, 2009. 92 с.
8. Мулукаев Р. С. История отечественных органов внутренних дел : учебник для вузов / Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин, А. Е. Епифанов; под ред. д. ю. н. Р. С. Мулукаева. М. : NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. 336 с. ISBN 5-8188-0091-1.
9. Инструкция волостному милиционеру с постатейными к ней разъяснениями / под ред. И. Ф. Киселёва. М. : Изд. НКВД РСФСР, 1927. 110 с.
with Explanatory Notes Academician A. N. Pypin. T. 8, Trudy istoricheskie. Zapiski kasatel'no Rossijskoj istorii, Ch. 1-2, Sankt-Peterburg, izdanie Imperatorskoj Akademii nauk, 473 p.
6. (1988) Russian Legislation, X-XX centuries. pod obshh. red. O. I. Chistjakova, T. 6, Zakonodatel'stvo pervoj poloviny XIX veka. Moscow, Juridicheskaja literatura, 432 p., ISBN 5-7260-0154-0.
7. Menjajlo D. V. (2009) History of Internal Affairs in Diagrams and Tables. Belgorod, BUI MVD Rossii, 92 p.
8. Mulukaev R. S., Mulukaev R. S., Maly-gin A. Ya., Epifanov A. E. (2005) History of Russian Law Enforcement Bodies. Uchebnik dlja vuzov, pod red. R. S. Mulukaeva. Moscow, NOTA BENE Media Trejd Kompanija, 336 p., ISBN 5-8188-0091-1.
9. (1927) Instructions Rural Municipality Police Officer with a Line Item to Her Explanation. pod red. I. F. Kiseljova. Moscow, Izd. NKVD RSFSR, 110 p.
УДК 93/94
САМОИДЕНТИЧНОСТЬ И ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
NATIONAL IDENTITY AND TRADITIONAL LIFE OF RUSSIAN PEOPLE
© Васильев Андрей Анатольевич
Andrey A. Vasilyev
профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры экономической и политической истории России, Саратовский государственный социально-экономический университет.
DSc (History), Professor, Saratov State Socio-Economic University, Russia.
© Соловьёв Валерий Юрьевич
Valery Yu. Solovyov
профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры экономической и по литической истории России, Саратовский государственный социально-экономи ческий университет.
DSc (History), Professor, Saratov State Socio-Economic University, Russia.
Статья, выносимая авторами на обсуждение, связана с проблемой национальной самоидентичности, являющейся для нашего Отечества одной из первостепенных, так как она затрагивает интересы всех этносов и конфессий.
Ключевые слова: самоидентичность, менталитет, традиции, реформация, модернизация, община, жизнедеятельность.
The authors dicuss the problem of national identity, which is of great importance in this country as it affects the interests of all ethnic groups and religions.
Key words: self-identity, mentality, traditions, reformation, transformation, vital activity.
Информационная безопасность регионов. 2013. № 2(13)