ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОК И ЗАПАД, В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
БУНИЯТОВА ЕЛЬНАРА АРИФ КЫЗЫ
научный сотрудник НАНА института Востоковедения имени Зии Буниятова город Баку
Аннотация. В статье рассматривается цивилизационные и культурологические особенности Запада и Востока, их взаимодействия в современном мире. Так же отмечается высокая степень консолидации во взаимодействии стран Запада, в первую очередь Европы и США. Далее исследователи отмечают наличие значительных идеологических и культурологических различий в странах, входящих в так называемый Восточный Западный мир.
Ключевые слова: Запад и Восток, мировое сообщество, научные исследования, культурология, формирование, цивилизация, методология, Юго- Восточная Азия
На современном этапе развития мирового сообщества по мере усиления процессов глобализации, порождения новых социокультурных форм человеческой жизни ведет к формированию единой мировой цивилизации, базовую основу которой составляет цивилизации Запада и Востока. Анализ глобальной цивилизации показывает, что базовыми структурами мировой истории являются цивилизации Запада и Востока, институциональную основу которых составляют несколько взаимосвязанных интегральных характеристик восточного и западного обществ в совокупности, (экономической, политической, философской и мировоззренческой).
Аанализируя тему культурологических отношений Востока и Запада следует отметить, что проблема взаимодействия цивилизаций Запад и Восток является приоритетным в исследованиях по взаимодействию Восточных и Западных культур. При исследовании социокультурных и методологических особенностей взаимодействия Восточных и Западных культур, в первую очередь отметим основные моменты культурологического аспекта взаимодействия западной и восточной культур. Этот подход помогает пониманию того, каким было прошлое с точки зрения взаимодействия культур, стилей, сравнив затем его с исторической памятью, чтобы вывести новое знание о прошлом, и увидеть целостность настоящего и прошлого. Рассматривая культурологический аспект взаимодействия западной и восточной цивилизаций, в первую очередь отметим, что начиная с первой половины ХХ века, происходит интенсивное исследование цивилизационных и культурологических проблем интеграции Запада и Востока.
Рассматривая культурологический аспект взаимодействия западной и восточной цивилизаций, в первую очередь отметим, что начиная с первой половины ХХ века, происходит интенсивное исследование цивилизационных, культурологических проблем интеграции Запада и Востока. При этом, как было отмечено в ряде фундаментальных научных исследований, начало разделения мира на западные и восточные цивилизации и культуры следует отнести к эпохе Возрождения. Но более зримые черты западного и восточного мира в качестве особых исторически сложившихся форм мировых цивилизаций зафиксированы в начале XIX века в связи с научно-технической и промышленной революцией, происходящей в странах Западной Европы. Начиная с первой половины XX века интенсифицировались научные разработки по сравнительному анализу локальных цивилизаций и культур Запада и Востока, их взаимодействия. Эти фундаментальные научные разработки, проведенные А. Тойнби, Н. Данилевским, Гете и т. д раскрыли философские, культурологические и цивилизационные особенности развития Китая и Индии - стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. В этом спонтанном процессе мировой истории происходит беспрестанное заимствование конкретных культурологических элементов
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
(духовных, художественных, религиозных, научных, литературных) между локальными цивилизациями, а также некоторый параллелизм между событиями различных эпох [4, с 16]. Как отмечено Д.ф.н. Ильхамом Мамедзаде "любая цивилизация - это взаимодействие культур в истории, если хотите, и взаимодействие присущих ей культурно-исторических типов, но в отличие от Европы, во многих странах все еще ждущих своего описания, анализа. [5, с12].
В последние годы в современной исторической литературе проблема параллелизма и взаимодействия локальных цивилизаций рассматривались в основном исследованиями по актуальным вопросам взаимоотношения евро центризма и российского ренессанса. Важными по методологии анализа сравнительно-исторического социокультурного развития Запада и Востока являются исследования по методологии философии, истории и литературы в которых историко-цивилизационный процесс рассмотрен в рамках локальных цивилизаций. [5, с 26]. Целью настоящего исследования является анализ различия, общие черты и методология исследования взаимодействия Восточных и Западных культур.
Так же можем привести пример о литературных контактах Запада и Востока, начавшись в Древности, продолжались с большей или меньшей интенсивностью в Средние века, в новое и новейшее время. Общеизвестно, что глобализация как общепланетарное явление является порождением особых социокультурных социально-экономических, нравственных условий, сложившихся в ХХ веке. Начиная с 80-х годов ХХ века в Западной философии, литературе, истории, экономики, социологии и в других научных областях обществознания были разработаны актуальные проблемы глобализации. В последующие годы в научной литературе появились работы, где широко агитированы привлекательность Западной культуры по отношении всем остальным видам культур. Эти вышеотмеченные особенности глобализации были ознаменованы как вестернизация, предполагающее устройство мира по Западным идеологическим ценностям, на основе верховенства Западной (Западноевропейской, Американской цивилизации).
Идеология вестернизации декларируя верховенства западной культуры, западной цивилизации, относительно других стран мира исходит из идеи о деградации национальных культур и цивилизаций. Следует отметить, что в современной научно-методологической литературе существует различные точки зрения относительно характера и перспектив глобализации. В наряду со сторонниками глобализации в научных кругах различных стран существует значительное число ученых-социологов, историков, философов и экономистов, которые считают глобализацию негативным явлением, играющую регрессивную роль в развитии национальных культур и локальных цивилизаций.
С этой точки зрения глобализация представляется как результат борьбы западной и Восточной цивилизации и культур. Рассматривая перспективы и тенденции дальнейшего развития глобализации видный американский социолог П. Бьюкенен пишет: «В связи с тем, что глобализация служит интересам правящей элиты и невозможности определения истинных ее покровителей, рано или поздно этот процесс натолкнется на конкретные преграды, которых не сможет преодолеть, одним из преград является патриотизм» [1, с 141]. Обосновывая сформулированный данный тезис П. Бьюкенен выдвигает точку - зрения, согласно которой в перспективе непреодолимой преградой перед глобализацией встанет культурные, этнические и религиозные различия, существующие между народами. Следует отметить, что в целом глобализация обострил проблемы, возникающие на основе меж цивилизационных и межкультурных отношений между Западом и Востоком. С этого ракурса глобализация представляется как всемирно-исторический феномен [2, с16]. В подобном понимании в научной литературе глобализация характеризуется как имманентный процесс формирования единого взаимосвязанного синхронно взаимодействующего в направлении интеграции различных цивилизаций. В данном случае в научных исследованиях широко распространено представление о глобализации как тотального явления современности по становлении взаимозависимости
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
социокультурных, политических и экономических компонентов различных цивилизаций, в их взаимодействии. В научно-методологической философии взаимодействие цивилизаций Восток и Запад, в условиях глобализации обозначена термином дихотомия. Следует отметить, что дихотомический метод, применяющий как выше сказано, сочетается с комплементарным подходом.
Рассматривая глобализацию с точки зрения решения основных проблем современного мира, отметим, что, в научной философии в качестве главного направления современности актуализируется исследования соотношения процесса политической консолидации стран мира, и тенденция сохранения национальной идентификации различных народов и наций. Особую остроту проблемы развития культур вызывает так называемая культурная экспансия западной цивилизации в страны входящие в Восточную цивилизацию. Ярким образцом культурной экспансии Запада, в страны входя в Восточную цивилизацию является проникновения массовой культуры в культурную среду этих стран. В современной мировой научной и публицистической литературе культурная экспансия Запада в страны Востока обозначена как культурная империалистическая угроза их национальному самосознанию и национальной идентификации [3, с 38]. В свете вышеизложенного особую остроту приобретает соответствующий культурологический анализ проблемы взаимодействие различных культур, диалог культур. В научно-методологической культурологии наличествует достаточно широкий спектр, исследований по проблеме взаимодействия культур в частности по диалогу культур. Следует отметить, что в современном мире любая национальная культура представляет собой спонтанно сложившиеся многообразное культурологическое образование, составленный из фрагментов различных культур. Резюмируя вышеизложенное о значении западной и восточной цивилизаций, следует констатировать, что значимость каждой национальной культуры связано с взаимодействием с другими культурами.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бьюкенен П. Д., Издательство: Смерть запада: М.: ООО Издательство ACT Год: 2003 Страниц: 444
2. Самохвалова В.И., Восток и Запад: о различии идеологических векторов в культуре, c.121-145, https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/orientiry/or_6/7.pdf (02.08.2020).
3. Свечкарёва В.Р., Концептуально-методологические основы анализа взаимодействия Запад -Восток. https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualno-metodologicheskie-osnovy-analiza-vzaimodeystviya-zapad-vostok.
4. Тойнби А.Д., Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад М.: ACT: Астрель, 2011, 318 (2) с.
5. Мамедзаде И. «Философия о современности, истории и культуре (О контурах историко-культурной эпистемологии) Баку: Издательство «Elm va tahsil», 2018, 224 стр.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"