Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕН И ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕН И ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1011
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / CUSTOMS DUTY / ЦЕНА / PRICE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ТЕОРИЯ / THEORY / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / VALUE ADDED / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / INTERNATIONAL TRADE / МОДЕЛИ / MODELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Владимир Егорович

В статье исследуются теоретические основы взаимосвязи таможенных пошлин и цен. Показано, что теория внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо не учитывает влияние научно-технического прогресса на структурные изменения в производстве и в связи с этим на возможность увеличения вновь созданной стоимости. Дается критический анализ моделей оценки эффективности уровня таможенного тарифа, которые не учитывают потери государства в сумме добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE PRICES AND THE CUSTOMS DUTIES IN STATE REGULATION OF ECONOMY

Theoretical bases of interrelation of customs duties and prices are investigated. It is shown that A. Smith and D. Ricardo's theory of international trade doesn't take into account the influence of scientific and technical progress on structural changes in production and in this regard, on the possibility of increasing newly created value. The critical analysis of models for efficiency assessment of a customs tariff level, which don't consider the loss of state in the sum of added value, is given.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕН И ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В. Е. Новиков

взаимодействие цен и таможенных пошлин

в государственном регулировании экономики

В статье исследуются теоретические основы взаимосвязи таможенных пошлин и цен. Показано, что теория внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо не учитывает влияние научно-технического прогресса на структурные изменения в производстве и в связи с этим на возможность увеличения вновь созданной стоимости. Дается критический анализ моделей оценки эффективности уровня таможенного тарифа, которые не учитывают потери государства в сумме добавленной стоимости.

Ключевые слова: таможенная пошлина; цена; взаимодействие; теория; добавленная стоимость; внешняя торговля; модели.

В условиях усиления экономической интеграции и ускорения глобализации производства важнейшей задачей является развитие научных основ формирования таможенного тарифа, и прежде всего таможенных пошлин, составляющих его основу. Это позволяет построить таможенный тариф, направленный на максимизацию социально-экономических выгод от участия во внешней торговле.

Поскольку таможенные пошлины тесно связаны с ценой, которая непосредственно воздействует на производителя и потребителя, то, во-первых, необходимо исследовать, как таможенные пошлины взаимодействуют с ценами, во-вторых, из каких критериев следует исходить, выстраивая систему таможенных пошлин в таможенном тарифе с точки зрения экономической теории, в-третьих, какие экономические факторы нужно учитывать при определении выгод от импорта и экспорта продукции.

При рассмотрении взаимосвязи таможенной пошлины и цены следует исходить из того, что в настоящее время наиболее адекватно процессы ценообразования отображаются трудовой теорией стоимости, хотя в ней остаются некоторые противоречивые моменты.

В соответствии с этой теорией основой цены является стоимость товара. При этом цена выступает как денежная форма стоимости, которая формируется на товар в конкурентной среде.

Таможенная пошлина имеет ценовую природу, поэтому, если исходить из теории трудовой стоимости, в основе таможенной пошлины лежит разница между мировой и национальной стоимостью товара. Иначе говоря, таможенная пошлина есть денежное выражение разницы между мировой и национальной стоимостью товара.

Таможенная пошлина устанавливается государством для достижения тех или иных регулирующих воздействий на внутреннем рынке.

Процесс формирования цен на внутреннем рынке для импортных и отечественных товаров базируется на учете затрат на импортную продукцию на таможенной границе и оптовых цен предприятий, а для экспортных товаров - исходя из оптовых цен предприятий, мировых цен и экспортных пошлин.

Для импортера продукции затраты на товар определяются, исходя из мировой цены, которая выступает в форме контрактной цены, затрат по доставке продукции на таможенную границу и таможенной пошлины, увеличивающей затраты на ввозимую продукцию при реализации ее на внутреннем рынке и играющей активную роль в формировании цены.

Экспортная пошлина увеличивает затраты экспортера на реализацию продукции на мировом рынке. Увеличивая затраты импортера или экспортера, она заставляет их реализовывать свою продукцию, исходя из более высоких издержек производства, что понижает уровень прибыли и рентабельность реализации продукции на внутреннем или мировом рынке.

Согласно теории трудовой стоимости цена формируется на конкурентном рынке, исходя из стоимости товаров, составляющих подавляющую массу товаров, или из их средней стоимости; воздействие государства на уровень рыночных цен в этом случае минимально, а таможенные пошлины устанавливаются государством централизованно.

Поддержание одинаковой конкурентной среды для всех участников рынка является, как известно, центральным моментом рыночного хозяйства, что предполагает синхронизацию государственного установления таможенных пошлин с формированием рыночных цен. Поэтому необходимым условием нормальной конкурентной среды для отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке является, прежде всего, исходное равенство цен на аналогичные отечественные и импортные товары для конечного потребителя при одинаковых условиях маркетинга, условий продвижения товаров от производителя до конечного потребителя. Это выравнивание цен достигается путем установления экономически обоснованных ставок таможенных пошлин и взимания их на таможенной границе в тех размерах, которые предусмотрены при разработке таможенного тарифа [1], т. е. исходя из рыночных условий функционирования экономики. Таможенные пошлины должны устанавливаться на том уровне, при котором импортные и отечественные товары оказываются в одной и той же конкурентной среде.

Это означает, что оптовая цена производителя и цена на импортный товар должны обеспечивать для конечного потребителя равновыгодность использования отечественного и импортного товара. В то же время государство должно принимать меры по поддержке отечественных предприятий в создании и развитии производства конкурентоспособных товаров, что предполагает развитие науки, подготовку высококвалифицированных кадров и реализацию других мер.

При этих условиях на рынке данного товара при любом сочетании количества поставленного на рынок отечественного и импортного товара рыночная цена остается одинаковой для отечественного и импортного товара, хотя ее уровень будет колебаться в зависимости от соотношения спроса и предложения на данный товар.

Предположим, что установлены экономически обоснованные таможенные пошлины, рыночные цены на импортные и отечественные товары выравнялись и составляют 100 руб., емкость рынка - 1 000 единиц товара. Независимо от того, какое

количество импортного товара будет поставлено на рынок - 900 или 100 единиц -рыночная цена останется на уровне 100 руб. за единицу.

Если на импортные товары установлены таможенные пошлины на уровне, обеспечивающем возможность продажи их по более низкой цене, чем соответствующие отечественные товары, то возникает иная ситуация: в этом случае рыночная цена будет определяться в зависимости от количества поставленных на рынок отечественных и импортных товаров. Предположим, что из 1 000 единиц товара на рынок поставлено 600 единиц импортных и 400 единиц отечественных товаров. Как следует из теории трудовой стоимости, в этом случае рыночная цена будет определяться затратами на импортные товары. Например, если импортные товары можно реализовать по цене 90 руб. и при этом получить нормальную прибыль, то рыночная цена устанавливается на уровне 90 руб. за единицу. При цене отечественного товара за единицу 100 руб., обеспечивающей получение нормальной прибыли, его реализация по 90 руб. за единицу приведет к получению недостаточной прибыли или убыточности его производства.

Установление более низкой таможенной пошлины, чем экономически обоснованная ее величина, может быть компенсировано введением квоты на ввоз товара для того, чтобы на рынок в основном поставлялись отечественные товары. В таком случае уровень рыночной цены определяется затратами отечественных производителей, но импортер товара получает более высокую прибыль, т. е. прибыль, обеспечивающую ему рентабельность выше нормального уровня. Доминирование импортного товара на рынке вытесняет отечественного производителя, и производство постепенно деградирует.

Если таможенная пошлина устанавливается на уровне, когда затраты импортера на единицу ввезенного товара оказываются выше оптовой цены производителя отечественного товара, то выигрывает последний. Предположим, что импортный товар поставлен на рынке в большем количестве, чем отечественный товар и уровень затрат на импортный товар определяет рыночную цену. В этом случае отечественный производитель получает дополнительную прибыль без усилий по снижению затрат и повышению качества продукции на дальнейшее развитие и производство.

Доминирование импортного товара на рынке видоизменяет конкурентную среду, состояние которой будет определяться поведением импортеров, в основном крупных, поставляющих товары через свои дилерские компании и, по существу, определяющих рыночную цену. В этом случае положительные эффекты от функционирования предприятий в конкурентной среде в основном будут реализованы в иностранных компаниях-производителях импортных товаров. В то же время в странах-импортерах эффект от использования более дешевых по сравнению с отечественными импортных товаров получит выражение в снижении затрат на удовлетворение потребностей покупателей этих товаров.

На внутреннем рынке России цены, обеспечивающие равновыгодность использования импортной и отечественной продукции, сформировались только в определенный момент, когда в результате дефолта 1998 г. курс доллара к рублю повысился примерно в четыре раза и соответственно выросли цены на импортные товары. После постоянного падения объема производства в 1992-1998 гг., когда применялись заниженные ставки пошлин, начался его рост, так как повысились цены на отечественные товары и производство их стало рентабельным.

Внутренние цены на отечественные и импортные товары в этот момент обеспечивали равновыгодность их использования, в результате чего сформировались нормальные условия для развития экономики России.

Расчеты, выполненные Российской академией наук и Национальным инвестиционным фондом, показали, что действующие в этот момент таможенные пошлины были ниже таможенных пошлин, необходимых для формирования цен, обеспечивающих равновыгодность отечественной и импортной продукции, в несколько раз. Например, в 1997-1999 гг. средний уровень импортной пошлины по отрасли машиностроения составил 21%, а пошлина, необходимая для формирования цены, обеспечивающей экономическую заинтересованность отечественных предприятий в производстве продукции машиностроения, должна была составлять 115% [2].

Таможенный тариф, обеспечивающий равновыгодность потребления импортной и отечественной продукции на внутреннем рынке, устанавливается на какой-то определенный период времени, тем самым создаются одинаковые условия для последующей конкуренции отечественных и иностранных производителей.

Таким образом, необходимость установления таможенных пошлин на уровне, обеспечивающем равновыгодность использования импортной и отечественной продукции для потребителя, является исходным моментом для построения таможенного тарифа, ориентирующего предприятия на выпуск товаров с наиболее высокой долей добавленной стоимости.

При отсутствии такой системы таможенных пошлин и соответственно цен, ориентирующих на производство продукции с высокой долей добавленной стоимости, создаются экономические условия, препятствующие научно-техническому прогрессу. Следовательно, наличие системы таможенных пошлин, ориентирующих на производство товаров с высокой долей добавленной стоимости, и формирование соответствующих цен на отечественные товары на внутреннем рынке являются необходимой предпосылкой ускорения социально-экономического развития.

В то же время из теории внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо следует, что в рамках имеющихся объемов материальных и трудовых ресурсов для повышения уровня своего благосостояния страны должны обмениваться товарами, которые они производят с наиболее высокой производительностью труда. Иначе говоря, в этом случае в рамках имеющихся ресурсов стран при обмене товарами они затрачивают меньше общественного труда в расчете на удовлетворение единицы общественной потребности, т. е. производят товар с более низкими общественными издержками в расчете на единицу потребительной стоимости товара.

Рассматривая торговлю товарами между странами, Д. Рикардо пишет, что «правило, регулирующее относительную стоимость товаров в одной стране, не регулирует относительную стоимость товаров, обмениваемых между двумя или несколькими странами. При системе полной свободы торговли каждая страна, естественно, затрачивает свой капитал и труд на такие отрасли промышленности, которые доставляют ей наибольшие выгоды... Это преследование индивидуальной выгоды связано с общим благом. Этот принцип приводит к самому эффективному и наиболее экономному разделению труда между разными нациями. И в то же время, увеличивая общую массу продуктов, он увеличивает всеобщее благополучие и связывает узами общей выгоды и постоянных сношений все цивилизованные

нации в одну всемирную общину. Именно этот принцип определяет, что вино должно производиться во Франции и Португалии, различные металлические изделия и другие товары должны изготовляться в Англии» [3, с. 157].

Следовательно, исходя из этой теории, более дешевые товары должны ввозиться беспошлинно, что позволит полнее удовлетворить общественные потребности. Цены на товары внутри страны при этом формируются свободно, без воздействия государства на объемы и затраты ввозимых товаров.

По этому принципу выстраиваются тарифы в рамках Всемирной торговой организации, когда страны-члены этой организации должны постепенно снижать таможенные пошлины до некоторого оптимального уровня с целью минимизации затрат на удовлетворение общественной потребности при имеющихся ресурсах общественного труда.

Д. Рикардо предполагает, что страны будут специализироваться на производстве товаров, для которых у них сложились наиболее благоприятные, включая природные, условия, и не учитывает, что страна может развивать производство товаров, основанных на использовании знаний, с большей долей добавленной стоимости. В этом случае достигается увеличение производства благ для удовлетворения общественных потребностей. В действительности структура производства постоянно изменяется не только в результате обмена товарами, производимыми с различной производительностью труда, но и вследствие того, что страны стремятся производить и вывозить все больше продукции с высокой долей добавленной стоимости и ввозить продукцию с более низкой долей добавленной стоимости.

Предположим, что страна производит продукт «А» с величиной вновь созданной стоимости 5 единиц и стоимостью 20 единиц. Страна отказывается от производства этого товара и ввозит продукт «А» по стоимости 16 единиц. Экономия производственных ресурсов в этом случае составляет 4 единицы. Полученная экономия ресурсов направляется в производство другого товара, где создается добавленная стоимость в 6 единиц. В этом случае страна-импортер выигрывает единицу добавленной стоимости. Если высвободившиеся ресурсы будут направлены в производство продукции с более низкой величиной добавленной стоимости, то импортер потеряет в объеме вновь созданной стоимости.

Следовательно, система таможенных пошлин должна выстраиваться таким образом, чтобы цены на отечественную продукцию с высокой долей добавленной стоимости стимулировали ее производство.

В этих целях таможенный тариф должен быть более дифференцирован, чтобы точечно поддерживать развитие производства товаров с высокой долей добавленной стоимости.

Страны, которые раньше вступили на путь индустриального развития, находятся в более благоприятном положении и применяют таможенную политику защиты отечественного производителя, что позволяет ускорить их социально-экономическое развитие.

Таким образом, закон внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо справедлив только в случае, когда на изменение структуры производства не оказывает влияние научно-технический прогресс, который сейчас является решающим фактором социально-экономического развития. Следовательно, основное положение теории внешней торговли в настоящее время логично сформулировать следующим образом: страны должны стремиться к максимизации объема вновь созданной

стоимости на основе импорта продукции с более низкой долей добавленной стоимости и развития производства продукции с более высокой долей добавленной стоимости.

На основе использования этого закона развивающиеся страны должны сконцентрировать свои ресурсы на развитии производства продукции с более высокой добавленной стоимостью, провести индустриализацию страны, проводить политику импортозамещения, отказываясь от каких-то потребностей на определенный период, но имея в виду решение задач, необходимых для выживания общества и последующего перехода на более высокий уровень научно-технического развития. Поэтому очень важно использовать адекватные реальные методы расчета эффективного ввоза и вывоза отдельных товаров.

В настоящее время существует множество моделей по расчету потерь общества от применения таможенно-тарифной защиты, приводятся расчеты по различным моделям оценки потерь благосостояния в пределах от 0,01 до 1,4% валового внутреннего продукта [4; 5; 6].

Эти модели основаны на учете эластичности импорта по цене, на которую прямое влияние оказывает величина таможенной пошлины, а полученные государственным бюджетом таможенные пошлины используются с той же эффективностью, с какой использовал бы их потребитель. Выигрыш производителей оценивается как разница между действующей ценой и ценой после повышения сложившейся пошлины. Однако в этих моделях не учитывается, какие потери несет общество в связи с сокращением объемов производства добавленной стоимости.

Проанализируем результаты расчетов, приведенные в таблице и примечаниях автора к этой таблице [4].

Таблица

Потери российской экономики от существования импортных тарифных барьеров

Группы товаров Торговый поток, млрд. долл. Средневзвешенный по стоимостным объемам импорта тариф, % Эластичность спроса в модели спроса на импорт Потери, млн. долл. % от ВВП

1. Продукты питания (01-21 группы) 34,1 12,83 -1,117 2 757 0,15

2. Алкоголь и табак (22-24 группы) 5,15 11,43 -1,199 393 0,02

3. Минеральное сырье (25-27 группы) 6,03 4,60 -1,454 211 0,01

4. Химикаты (28-40 группы) 44,0 8,84 -1,137 2 411 0,13

5. Дерево и изделия из дерева (44-49 группы) 6,41 10,29 -0,96 349 0,02

6. Текстиль (50-67 группы) 15,6 10,29 -0,926 817 0,04

7. Металлы (72-83 группы) 19,8 10,06 -1,075 1 182 0,06

8. Машины и оборудование (84-89 группы) 128 15,42 -0,600* 6 841 0,37

Сумма 14 962 0,81

Примечания. Расчеты проводились на основе оценок эластичностей спроса на группы товаров;

* приведен коэффициент из логарифмической модели акселератора инвестиционного процесса.

- 21

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3• 2014

Из таблицы видно, что в наибольшем объеме в Россию ввозится продукция машиностроения, несмотря на относительно высокую средневзвешенную ставку импортного тарифа из приведенных групп товаров. При отмене этой ставки таможенного тарифа отечественный потребитель получает значительный эффект от использования импортных машин и оборудования.

Сопоставим выигрыш, который получат потребители от отмены импортных пошлин на машины и оборудование, и потери государственного бюджета. Как видно из анализируемой таблицы, при торговом потоке 128 млрд. долл. и средневзвешенном импортном тарифе 15,42% сумма начисленных пошлин составит 19,73 млрд. долл. Потери российской экономики при ставке тарифа 15,42% составляют 6,841 млрд. долл. При ее отмене соответственно потери превращаются в выигрыш потребителей в 6,841 млрд. долл., т. е. государственный бюджет потеряет 19,73 млрд. долл., а потребитель выиграет 6,841 млрд. долл. Остальные 12,889 млрд. долл. не исчезнут, они составят дополнительный доход импортеров.

Естественно, возникает вопрос об адекватности применения этих моделей для оценки эффективности мер таможенной тарифной защиты. В этих моделях не учитывается, что при собственном производстве машин и оборудования и другой продукции создается добавленная стоимость.

В цене продукции машиностроения доля добавленной стоимости (зарплата + + прибыль) составляет при нормальных условиях производства порядка 20-30%. Если бы импортные машины и оборудование заменили отечественными товарами, то можно было получить минимум 25 млрд. долл. добавленной стоимости. Отсюда видно, что обнуление таможенных пошлин позволит получить дополнительный эффект в 6,841 млрд. долл., а их повышение до уровня, когда станет эффективным отечественное производство, - в 25 млрд. долл., т. е. повышение таможенных пошлин до уровня, когда сформируются цены, обеспечивающие рав-новыгодность использования импортной и отечественной техники. Поэтому все развитые страны в свое время проходили этап протекционизма, т. е. устанавливали таможенные пошлины, при которых рыночные цены обеспечивали равновы-годность отечественных и импортных товаров или даже создавали определенные преимущества отдельным видам отечественной продукции на внутреннем рынке.

Следовательно, если исходить из теоретических положений о внешней торговле А. Смита и Д. Рикардо, то выигрыш России при отмене пошлины в данном случае составил бы 6,841 млрд. долл., а из положений о том, что внешняя торговля должна выстраиваться таким образом, чтобы максимизировать вывоз товаров с наиболее высокой долей добавленной стоимости, а ввозить с наименее низкой долей добавленной стоимости, то в расчете потерь и выигрыша нужно было бы учесть, что при собственном производстве машин и оборудования на сумму 128 млрд. долл. Россия получила бы более 25 млрд. долл. вновь созданной стоимости.

При оценке народнохозяйственной выгоды от собственного производства или импорта какой-либо продукции необходимо исходить из сопоставления величины вновь созданной стоимости и выигрыша потребителя от использования импортной продукции. При определении величины вновь созданной стоимости также целесообразно учитывать величину добавленной стоимости и на предыдущих этапах создания конечного продукта. Например, при производстве машин или

оборудования нужно учитывать и величину добавленной стоимости, которая получена при производстве металла, использованного при их производстве. Величина эффекта от потребления импортной продукции взамен аналогичной отечественной должна определяться величиной таможенной пошлины, при которой выравниваются рыночные цены общественной и импортной продукции.

Предположим, что машина отечественного производства реализуется по оптовой цене предприятия 500 тыс. руб. Внешнеторговая цена аналогичной импортной машины на таможенной границе (таможенная стоимость) - 400 тыс. руб. Для выравнивания отечественных цен на отечественные и импортные машины с учетом ее эффективности устанавливается таможенная пошлина в размере 30%. В этом случае потребитель при отсутствии таможенной пошлины на эту машину получил бы выигрыш 120 тыс. руб. (400 х 0,3). Добавленная стоимость от производства машины с учетом удельного веса в ее цене зарплаты и прибыли 20-30% составила бы 100-150 тыс. руб. Таким образом, при собственном производстве машины народное хозяйство может получить эффект до 30 тыс. руб. (150-120 тыс.). К тому нужно учесть, что в последующем эта машина может быть усовершенствована, затраты на ее производство снижены и конкурентоспособность машины повысится. Но это возможно только в том случае, если научно-технический потенциал страны будет наращиваться более высокими темпами, чем в стране-экспортере ввозимых в нашу страну машин.

Установление таможенной пошлины на уровне, обеспечивающем формирование цен на внутреннем рынке, при которых возникает равновыгодность потребления импортной и отечественной продукции, позволяет отечественному потребителю реализовать вновь созданную стоимость. Если бы таможенные пошлины были равны нулю, то на внутреннем рынке реализовалась бы вновь созданная стоимость, заключенная в импортном товаре, которая вывозилась бы в страну экспорта. Одновременно при применении экономически обоснованных ставок таможенных пошлин все потери потребителей импортной продукции в виде таможенных платежей поступают в государственный бюджет. Более того, страна получит дополнительный выигрыш от разумного распоряжения таможенными доходами, которые не должны использоваться непосредственно для удовлетворения потребительского спроса путем закупки импортных товаров, а направляться на увеличение производства товаров с более высокой долей добавленной стоимости, в том числе на финансирование научно-исследовательских работ по производству таких товаров.

Следовательно, через взаимодействие ввозных таможенных пошлин и рыночных цен осуществляется государственное регулирование влияния внешней торговли на формирование структуры производства, которое должно быть направлено на максимизацию вновь созданной стоимости.

Взаимосвязь экспортных пошлин и цен позволяет воздействовать на уровень цен продукции, поставляемой на внешний и внутренний рынок. Экспортные пошлины должны устанавливаться на уровне, позволяющем выравнить рентабельность поставки продукции на мировой и внутренний рынки. Такой подход уже использовался в России при регулировании вывоза зерна и бензина в целях стабилизации внутренних рынков этих товаров. В случае занижения или отмены экспортных пошлин воздействие государства путем изменения экспортных пошлин на внутренний рынок товаров, которые одновременно экспортируются, существенно ограничивается.

Использованные источники

1. Новиков В. Е., Ревин В. Н., Цветинский М. П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебник. М.: Изд-во «БИНоМ. Лаборатория знаний», 2012.

2. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО / Российская академия наук: национальный инвестиционный совет. М., 2012. С. 14-15.

3. Рикардо Д. Начало политической экономики и налогового обложения: избранное. М.: Эксмо, 2009. 957 с.

4. Идрисов Г. И., Истомин Р. И., Рыскин Е. Б. Тарифная защита и связанные с ней потери: эмпирический анализ для России // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 4. С. 57-58.

5. Капитоненко В. В., Макрусев В. В., Евсеева П. В. Модельный анализ и решение задачи об оптимизации тарифа // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 2.

6. Киреев А. П. Международная экономика: учебное пособие для вузов: в 2 ч. М.: Международные отношения, 1999. Ч. 1.

А. Я. Черныш

принципы экономики таможенного дела

В статье рассматривается содержание понятия «принцип» - главного элемента методологии развития специальной сферы деятельности человека. Основное внимание уделяется анализу групп принципов, определяющих формирование теории экономики таможенного дела.

Ключевые слова: экономика таможенного дела; теория; принцип; тарифное регулирование; нетарифное регулирование; финансовые принципы; международное сотрудничество.

Важным элементом методологических основ любой сферы специальной деятельности человека (теории и практики) являются принципы. Принципы формируют единый для всех положений соответствующей теории концептуальный каркас ее содержания [1]. Они также тесно связаны с тенденциями развития соответствующей области науки, техники, производства и др. [2].

Под принципом обычно понимается опирающееся на действительность требование, указывающее на то, как человек должен поступать в своей деятельности. Принципы являются правилами или нормами, сформулированными людьми (специалистами, учеными соответствующей отрасли), и выступают, с одной стороны, в качестве требований к осуществлению деятельности определенным образом, а с другой - служат критериями оценки соблюдения этих требований. Тем самым они играют роль методологического регулятора соответствующей сферы специальной деятельности [3].

Такая двойственность принципа означает, что каждый принцип выступает и как центральное положение теории, позволяющее интерпретировать содержание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.