Научная статья на тему 'Взаимодействие традиций и искусства'

Взаимодействие традиций и искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
590
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ульянова Н.Б., Лютер Ю.А., Гудкова А.В.

Задачей статьи является анализ современных тенденций в изобразительном искусстве. Вся проблематика, обусловлена реальными процессами, которые на протяжении последнего времениизменилиотношение кдекоративно-прикладному творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие традиций и искусства»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

УДК74

Н.Б.Ульянова, Профессор кафедры «Дизайн» Ю.А.Лютер, доцент кафедры «Дизайн» А.В. Гудкова аспирант кафедры «Дизайн» ФГОУ ВРО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ)», г. Москва

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ И ИСКУССТВА Аннотация

Задачей статьи является анализ современных тенденций в изобразительном искусстве. Вся проблематика, обусловлена реальными процессами, которые на протяжении последнего времениизменилиотношение кдекоративно-прикладному творчеству.

Ключевые слова Традиции, изобразительное искусство, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, культурное наследие.

Изобразительное искусство, занимается организацией, эстетическим наполнением, декорированием предметной среды. Какой будет эта среда, во многом зависит от путей и методов обучения будущего художника. Художественное преобразование участвует в развитии, прежде всего самого человека. Строительство и конструирование должно начинаться с воспитания и подготовки будущего мастера. В большом информационном мире, насыщенном множеством школ, методик, направлений, тенденций нужно выбрать правильное решение. «На современном этапе развития российского общества происходит постепенное возрождение интереса к национальной культуре, а традиции этнохудожественной культуры, в свою очередь, предполагают актуализацию в образовательном процессе национальных ценностей и установок». [1, с. 63]

Здесь, можно позволить себе разговор о традициях в образовании, а если быть более конкретными о традициях народного искусства с вековыми художественными школами, с богатством и разнообразием стилистического материала и глубокой историей, культурой, которая складывалась век от века, от судьбы к судьбе народа и художественной культуры. Участвуя в формировании личности человека, искусство активизирует и заставляет работать все струны души. Оно воздействует на восприятие, на эмоции, фантазию и мышление, а тем самым участвует в воспитании определенного духовного и эстетического мировоззрения. В современном образовании и обучении изобразительным искусствам особое место должно отводиться декоративно-прикладному искусству, а именно народному творчеству. Связь современного образования с народными традициями прокладывает новые пути и создает новые методики в педагогике. Богатством декоративных форм и приемов отличается народное творчество. Ульянова Н.Б. пишет: «Мудрое и вечное народное творчество учит видеть красоту в простом и малом» [2, с. 33]

Эти стилистические и колористические приемы могут быть основой целого цикла учебных дисциплин в области дизайна. Обратив внимание на народные традиции, мы обращаем внимание на формирование личности, заинтересованной в истории и культуре своего народа и родного края. В культуре воспитания детей в семье существует традиция игры в игрушки. Ни один ребенок не вырос без игрушки. У истоков создания игрушки были самые первые самодельные игрушки. Этот элемент игры и забавы ребенка несет колоссальное смысловое, воспитательное начало. Народную игрушку создавали всегда и везде. В отличие от фабричных изделий, народная игрушка - это сказка, простота и доброта. В древние времена сложилось немало центров производства игрушки. Таким значительным центром был Троице-Сергиев посад под Москвой. Этот центр развивал как деревянную, так и игрушку из папье-маше. Рассказывали легенды о мастере по прозвищу Фигурка, который создавал затейливые игрушки. Стилизация резьбы позволила сохранить выразительность и характерность изделия из папье-маше. «Барыни», «гусары», «купцы» и фигурки русских горожан и селян украшали дома наших предков. Народные мастера с любовью и иронией

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

творили свои произведения. Выразительны портреты фигурок, их характерные образы несут заряд мастерства и искусства гротеска. Помимо игрушек бытового содержания, создавали фигурки животных, диких и домашних. Эти скульптурные истории воспитали целые династии мастеров (игрушечников). Применительно к учебному процессу работа в мелкой пластике, лепка форм в станковой скульптуре должна учитывать опыт народного творчества. Село Богородское дало начало одному из самых крупных центров производства деревянной игрушки. Эти два центра: село Богородское и Троице-Сергиев посад, были тесно связаны между собой. В селе Богородском готовили «белье», которое поставляли мастерам в Троице-Сергиев посад. Соединялись два значительных центра и одновременно две художественные традиции. Они являлись образцом искусства композиции в скульптуре малых форм. Применение разных стилей скульптурок, на бытовые темы в виде подвижных игрушек на дощечках, стержнях, пружинках, веревочках, создавали определенную культуру и стилистику. Позже это назовут дизайном, применяя в современном производстве и создавая конструкцию предмета. Художественное конструирование, в самом проектировании предметов, стремящемся к достижению красоты через пользу и учет человеческих потребностей. Уроки профессионального мастерства можно брать не только у корифеев современного дизайна, а, прежде всего у истоков народного творчества и народного художественного мастерства. Широкое распространение получила глиняная игрушка. В XIX в. ее лепили во многих областях России. В каждой местности вырабатывались свои приемы и методы лепки и росписи. Прославленные дымковские игрушки отличаются веселой пестротой и яркой росписью. Позитивные веселые герои - вызывают радость и улыбку. Фантастические звери-свистульки задорны и веселы. В этом искусстве царит радость и фантазия. Фантастический зверь был частым образом древнего предмета искусства. Народные мастера смело соединяют подлинное с фантастическим во имя красоты и веселой занимательности. Игрушки из Дымковской слободы лепили вручную из местной глины, обжигали в русской печи, опускали в раствор мела в молоке и расписывали яркими красками. Для декоративного искусства характерно разнообразие технологий и использование образного строя: геометрический орнамент, растительный орнамент, сложные сюжеты. В своем развитии это творчество содержит формы и орнаменты древнерусского искусства. Это влияние особенно заметно в сюжетах и образах геральдических львов, барсов, сиринов. В этом сказывается своеобразная потребность в фантастике, близость к сказке, а в определенный период и связь со стилистикой в изобразительном искусстве, в особенности с барокко и ампиром. Ряд ученых давно в публикациях и сборниках поднимали вопрос сущности и содержания материала фольклора. В народных сказках, былинах, старались разгадать и разглядеть утраченный мир. Ульянова Н.Б. пишет: «На наш взгляд, без решения проблемы формирования практических основ изобразительной грамоты, опирающихся на опыт исторического развития народного искусства и народных промыслов, подготовка специалистов в области дизайна не является полной и эффективной». [3, с. 142-144].Это использование разных стилей и подходов в мелкой пластике.

Связь образовательного процесса с изучением древней истории и культуры своего народа утверждает и укрепляет принципы традиций. В традиционном народном искусстве существует связь предмета с природой. Это значит, что цвет, характер линий, членение, соотношение объемов, целостная форма предмета связаны с его природой, направлены на выявление, подчеркивание его функции и предназначения. Художественность этих изобразительных форм неотделима от предметности. Возможности развития технологий обучения народным промыслам в современном образовании разнообразны и значительны.

Список использованной литературы:

1. Ульянова Н,Б, Формирование этнохудожественной культуры у будущего дизайнера в вузе. // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 1. (38).с. 63-64.

2. Ульянова Н.Б. Народные художественные промыслы России. Керамика Гжели // География в школе. 2008. № 6. с. 32-33

3. Ульянова Н.Б. Этнохудожественная компетентность будущего дизайнера. // Высшее образование в России. 2009. № 9. с. 142-144.

4. Ульянова Н. Б., Гудкова А.В. Эстетика социокультурного пространства// 2015. т.4. № 4. с. 83-86.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

5. Смирнова М.А., Вилкова А.А., Котышов А.В. Художник и среда.// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2009. № 4. с. 159-167.

© Ульянова Н.Б., Юматова Т.П., Лютер Ю.А., 2016

УДК 7.07

М.Н.Пономарева

Преподаватель Современной школы Дизайна Член Союза Художников МСХ Член Союза дизайнеров России г.Москва Российская Федерация

ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье рассматривается актуальные вопросы современного искусства и значение национальной культуры. Анализируются исторические возможности и закономерности развития народного искусства, на примере его влияния на современную культуру.

Ключевые слова

Формирование культуры, фольклор, культурное наследие, исторические ценности.

Современное искусство противоречиво и разнообразно. Принципы и критерии оценки, базируются, зачастую, на предвзятых позициях или отсутствии академических норм и правил. Потоки коммерческих предложений, затмевают подлинность и порядок создания художественных произведений. Современный зритель в растерянности мечется между шедеврами мирового искусства и работами выполненными в стиле «китч», не в состоянии определить подлинную ценность и значение предметов искусства. Так, где любителю прекрасного искать истинное творчество? Возможно ли создание истинной красоты без основ и эстетических норм. Становление художественного вкуса может быть реализовано только при особом внимании к национальной культуре и истории искусства, которую необходимо изучать с раннего детства. Проблематика обусловлена потребностью общества в культурном и духовном развитии, но знакомство с предметами искусства часто хаотично и бессистемно. Без решения проблемы формирования художественного восприятия, а с ним вкуса и воспитания уважения к национальной истории и традициям, развитие современного общества - невозможно. История земли русской богата наблюдениями современников, наполнена былинами и сказаниями. Исследования национальной культуры представлены в самых разнообразных формах, воплощены в архитектуре, живописи и декоративно прикладном искусстве. Но, пожалуй, самый плодотворный и неисчерпаемый путь познания, это изучение исторического и культурного богатства славянского народа. Народное искусство развивалось в разных областях и станицах нашей огромной страны, особенностью является сходство сюжетов, мотивов орнаментов, композиционных решений. Творчество славянского народа содержит множество граней. Оглядываясь в историческое прошлое, особое внимание нужно обратить на домовую роспись, которая издавна бытовала в деревнях и селах, являясь основной декоративного убранства дома, как одно из важных слагаемых эстетического уклада.

По свидетельству исследователя национальной культуры XVIII века Павла Алеппского, не только церкви, но, и жилища мирян и чернецов имели настенные росписи. Народная живопись на Славянских землях, зародилась достаточно давно. Основа развития искусства, русского, украинского и белорусского берёт начало задолго до создания Киевской Руси. И лишь в XVII веке произошло чёткое размежевание на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.