Научная статья на тему 'Тувинские шахматы в камнерезном искусстве малых форм'

Тувинские шахматы в камнерезном искусстве малых форм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
230
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО МАЛЫХ ФОРМ / ФИГУРНАЯ ПЛАСТИКА РЕЗЬБЫ / ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТУВИНСКИХ ШАХМАТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чамзы Э.Т.

В статье рассматриваются шахматы в камнерезном искусстве малых форм Тувы, хранящиеся в фондах тувинского музея. Исследована иконография, основные приемы и формы миниатюрной резной фигурной пластики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тувинские шахматы в камнерезном искусстве малых форм»

дизайна не является полной и эффективной». [3, с. 142-144]. Понимать, что эта связь была затруднительна по объективным причинам. Эта ситуация обусловлена историческими процессами непростого 20 века. Видеть становление и развитие современных носителей народной художественной культуры. Поддерживать работу специалистов различных научных областей, изучающих исторические и культурные особенности Воронежской области. Создавать условия для проведения научных экспедиций и сбораданных по районам Воронежского края для этнологического исследования. Участвовать в деятельности сельских и областных музеев, обобщая и систематизируябогатый материал мастеров народного искусства. Позже Ульянова Н.Б. отмечает: «На современном этапе развития российского общества происходит постепенное возрождение интереса к национальной культуре, а традиции этнохудожественной культуры, в свою очередь предполагают актуализацию в образовательном процессе национальных ценностей и установкой».[5, с.63]

Важным фактором духовно-нравственной основы в современной народной художественной культуре Воронежской области являются традиционные воззрения народа. Транслирование подрастающему поколению культурных ценностей и историческое наследие Воронежского края важная задача на современном этапе развития культуры в целом. Так как именно традиционное народное наследие несёт в себе память, неповторимые этнические черты, культуру и самобытность этноса, населяющего определённую территорию нашей страны.Сохранение и развитие традиций отечественной художественной культуры лежат в основе воспитания и образования современного художника традиционного прикладного искусства. Проводить семинары, конференции и другие мероприятия.посвящённые проблеме сохранения и передачи народной культуры Воронежской области. Здесь важно привести цитату из статьи Ульяновой Н.Б. : «Знакомство с народными художественными промыслами любой страны позволяют лучше узнать её народ-его характер, эстетические предпочтения...» [1, с. 32 ]

Следовательно, народное искусство каждого региона является уникальным памятником культуры страны в целом. Современное Российское общество нуждается в сохранении и транслировании народных традиций. Это является принципиально актуальным потому, что этот аспект влияет на гармоничное становление личности и развитие самосознания общества жителей Воронежской области и России Список использованной литературы:

1. Ульянова Н.Б. Народные художественные промыслы России. Керамика Гжели // География в школе. 2008. № 6. с. 32-33

2. Некрасова М.А. Народное искусство России //Советская Россия.1983.

3. Ульянова Н.Б. Этнохудожественная компетентность будущего дизайнера. // Высшее образование в России. 2009. № 9. с. 142-144.

4. Смирнова М.А., Вилкова А.А., Котышов А.В. Художник и среда.

// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2009. № 4. с. 159-167.

5. Ульянова Н,Б, Формирование этнохудожественной культуры у будущего дизайнера в вузе. // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 1. (38).с. 63-64.

6. Юматова Т.П. Сущность света и его значение в изобразительном искусстве // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. т.4. № 4. с. 87-93.

7. Ульянова Н. Б., Гудкова А.В. Эстетика социокультурного пространства// 2015. т.4. № 4. с. 83-86.

© Ульянова Н.Б., Юматова Т.П., Гудкова А.В., 2016

УДК 745.04

Э.Т. Чамзы

Студентка РГСУ, г. Москва, РФ

ТУВИНСКИЕ ШАХМАТЫ В КАМНЕРЕЗНОМ ИСКУССТВЕ МАЛЫХ ФОРМ

Аннотация

В статье рассматриваются шахматы в камнерезном искусстве малых форм Тувы, хранящиеся в фондах

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

тувинского музея. Исследована иконография, основные приемы и формы миниатюрной резной фигурной пластики.

Ключевые слова

Камнерезное искусство малых форм, фигурная пластика резьбы, изготовление национальных тувинских шахмат.

В камнерезном искусстве создание шахматных ансамблей раскрывает бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров Т.К. Хертек и Д.Х. Дойбухаа, их уникальных шахмат [1, с. 93]. На современном этапе при изготовлении комплектов тувинских шахмат народные мастера стали предпочитать традиционные материалы - агальматолит и серпентинит. Камнерезы достигли уникального совершенства и больших художественных высот, развивая сложившиеся ранее традиции.

Шахматы внесли немало нового в камнерезном искусстве тувинцев. Тувинцы - прекрасные знатоки животных. Вот поэтому, в мир шахматных фигур перенесли окружающих их с детства привычный мир, такой близкий и понятный каждому скотоводу - это верблюд, конь, собака. При этом шахматные фигуры, как правило, не повторяют друг друга. Каждая из них творческая находка мастера, отличающаяся реалистической трактовкой образа, яркой выразительностью, подчеркнутой динамикой, тонкой проработкой. Многие поколения безымянных мастеров, резчиков по кости, дереву и камню, нередко вкладывали в создание шахматных фигур весь свой талант, превращая эти фигуры в подлинные произведения искусства [3, с. 140].

Мастера по-своему осмысляли и образы шахматных фигур. Позднее, примерно в XIX в. мастера оформляли фигуры короля в виде тувинского нояна, ладью - орнаментом «узел счастья» (олчей-удазын), ферзь - верблюдом, коня - оседланным тувинским седлом коня [4, с. 15]. Миниатюрные каменные шахматные фигуры (за исключением пешек) мастера нередко делали очень тщательно, кропотливо прорабатывая мелкие детали. Хотя отдельные фигуры имели более или менее традиционную трактовку, но обычно работа хорошего мастера отличалась известным своеобразием. Помимо камня для изготовления шахмат использовали также деревянную резьбу и металлическое литье. В ряде центральных и сибирских музеев хранятся коллекции тувинских шахмат, выполненных в XIX - начале XX в. Величина шахматных фигур редко превышает 3-4 см. Сделанные искусными мастерами из камня, дерева и металла, эти произведения народного искусства подчас обладают истинной правдивостью и пластической выразительностью.

На развитие в тувинской среде мелкой пластики, несомненно, сказалась давняя любовь здесь к шахматной игре, что вызывало повышенный спрос на шахматы, изготовлявшиеся обычно особыми мастерами - резчиками и литейщиками. Популярность шахмат у тувинцев неоднократно отмечалась свидетелями тувинского быта. Так, Грумм-Гржимайло, писал, что среди кочевников шахматная игра нигде не пользуется таким распространением, как у тувинцев [2, с. 122].

Значительную долю изделий резчиков составляют предметы декоративно-прикладного назначения, прежде всего популярные шахматы с их специфической восточной иконографией («арзылан» — ферзь), наиболее часто попадается изображение «арзылана», который с настоящим львом (правда, в Туве не встречающимся) имеет мало общего. Представления об «арзылане» издавна проникли в Туву из Китая и смешались с напластованиями вымысла, легендами, религиозными мифами. В пластической трактовке «арзыланов» и их декоративной орнаментации тувинские мастера особенно щедры на выдумку. При общности иконографии, традиций, основных приемов и форм миниатюрной резной фигурной пластики в этом искусстве раскрывается бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров. В настоящее время в фондах тувинского музея хранятся более 54 шахматных наборов, всего 1944 произведений миниатюрных шахматных скульптур.

Список использованной литературы: 1. Алифиров, А.И. Развитие интеллекта школьников младшего возраста средствами шахмат / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова, А.Р. Абдурахманов // Развитие науки и образования в современном мире:

Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015г.: в 6 частях. Часть V. М.: «АР-Консалт», 2015 г.- С. 27-28.

2. Алифиров, А.И. Шахматный анализ при решении задач как индикатор вербализованных операционных смыслов / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова // Развитие науки и образования в современном мире: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015: в 6 частях. Часть III. М.: «АР-Консалт», 2015 г.- С. 121-122.

3. Михайлова И.В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 6 (124). С. 132-140.

4. Алифиров А.И., Зарывкина А.В. Влияние игры в шахматы на психофизиологическую деятельность различных систем организма / Алифиров А.И., Зарывкина А.В. // Актуальные проблемы развития современной науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. Часть IV. М.: "АР-Консалт", 2015 г. - С. 13-15.

© Чамзы Э.Т., 2016

УДК 745.5

Э.Т. Чамзы

Студентка РГСУ г. Москва, Российская Федерация

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В КАМНЕРЕЗНОМ ИСКУССТВЕ ТУВИНСКИХ ШАХМАТ

Аннотация

В статье описана теория и практика общественного развития камнерезного искусства шахмат тувинского народа, отдельные шахматные фигуры как произведения иконографии.

Ключевые слова

Амнерезное искусство, шахматные фигуры, шахматная игра, иконография.

Настоящими произведениями искусства являются шахматные фигуры из кости (рога), сделанные в 1962 г. заслуженным художником РСФСР мастером по камнерезному искусству Хертек Коштаевичем Тойбухаа (1917-1981) [1, с. 14]. Сильной стороной в реалистической манере резьбы X. Тойбухаа является особенная тонкость моделировки, изящество композиции и графическая выразительность рисунка, строгая чистота линии. В миниатюрных фигурах шахматных королей поражает строгая точность и чистота рисунка лица, разреза глаз, линии губ. Шахматная фигурка белого короля (ноян) представляет собой скульптурное изображение мужчины (3,3х1,4х1,8), сидящего на прямоугольной подставке. Корпус чуть наклонен вперед. Через левую ногу перекинута правая нога. Сомкнутые вместе кисти рук лежат на колене правой ноги. Мужчина одет по военному образцу - рубашка с воротником перехвачена ремнем, на ногах сапоги, на голове шапка с козырьком, шишечкой (дошка) вверху и широким ободком. Цвет фигуры матовый оттенка воскового (КП 3982/1).

Следует отметить, что в музейных коллекциях сохранилось очень много полных шахматных комплектов из агальматолита, все фигуры которых были изготовлены разными мастерами [4, с. 57]. Особенно следует отметить шахматный набор Дондук Хертековича Дойбухаа - заслуженного художника России, Лауреата Государственной премии России, Лауреат Государственной премии Тувы, Лауреат премии Ленинского комсомола Тувы. В его шахматных скульптурах продуман каждый штрих, каждая линия декоративной отделки, исполненные с тонким чувством меры и глубоким пониманием возможностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.