Беляева О. Л., Калинина Ж. Г.
г. Красноярск, Россия ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУРДОПЕДАГОГА С УЧИТЕЛЯМИ-ПРЕДМЕТНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
УДК 376.356 ББК 74.3
Аннотация. В статье освещаются приемы совместной деятельности сурдопедагога и учителей-предметников по повышению качества усвоения программного материала учащимися с нарушениями слуха, в условиях интегрированного обучения в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: интегрированное обучение, нарушения слуха.
Сведения об авторе:
1. Беляева Ольга Леонидовна, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики
2. Калинина Жанна Геннадьевна, учитель - логопед
Место работы:
1. Институт специальной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева
2. Средняя общеобразовательная школа № 17, г. Красноярск
Контактная информация: 620017, Институт специального образования E-mail: [email protected]
Belyaeva O.L., Kalinina J. G.
Krasnoyarsk, Russia INTERACTION SURDOPEDAGOGA C SUBJECT TEACHERS IN INTEGRATED EDUCATION
ГСНТИ Код ВАК 19.00.10 Abstract. Interaction surdopeda-goga with subject teachers process integrated training students with hearing impairments the summary in the article the techniques of joint activities of surdopeda-gog and teachers - for subject to improve the quality of learning of program of the students hard of hearing during integrated education in the comprehensive school are described.
Key words: integrate education, hard of hearing.
About the author:
1. Belyaeva Olga, a senior lecturer in correctional pedagogy
2. Jeanne G. Kalinin, teacher - therapist Place of work:
1. Institute of Special Pedagogy KSPU them. VP Astafieva
2. Secondary school № 17, Krasnoyarsk
г. Екатеринбург, пр. Космонавтов 26,
При интегрированном обуче- общим недоразвитием познаватель-
нии слабослышащих детей в обще- ной деятельности [2].
образовательной школе к ним Неполноценное восприятие ре-
предъявляют высокие требования в чи окружающих лишает этих детей
плане усвоения знаний, умений, на- возможности расслышать звуковой
выков по общеобразовательной состав слов. Речь звучит для них как
программе [9]. В то же время дети с неясные, нечленораздельные, иска-
нарушенным слухом характеризу- женные и притом не константные
ются бедностью речевого запаса, (непостоянные) звуковые комплек-
сы [4]. Поэтому без специального сопровождения сурдопедагога освоить общеобразовательную программу им очень сложно. Для достижения высокого качества усвоения программного материала слабослышащими учащимися сурдопедагог должен при планировании работы поддерживать тесную связь с учителем в начальной школе и с учителями-предметниками среднего и старшего звена.
Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих учащихся тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе.
В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся. Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебновоспитательного процесса: во время индивидуальных занятий, на общеобразовательных уроках, на внеклассных занятиях [6].
Программой по развитию слухового восприятия (РСВ) предусмотрено развитие речевого слуха (на основе обозначенных в ней тем), отработка на слух слов, словосочетаний, фраз обиходно-разговорного характера,
относящихся к организации учебной деятельности и, что особенно важно, связанных с изучением общеобразовательных дисциплин [7].
В условиях интегрированного обучения в учебном плане отводится на индивидуальную работу со слабо-
слышащим учащимся 3 часа в 1-6-х классах , 2 часа в 7-10 -х классах и 1 час в 11 -м классе в неделю.
Необходимо, чтобы сурдопедагог при составлении рабочего календарного плана учитывал тематическое планирование учителей-предметников. В календарном плане сурдопедагога четко обозначается тема, конкретная терминология, правила, формулировки и формулы, которые будут отрабатываться на слух или будут использованы для автоматизации звуков [6].
При этом сурдопедагог не ставит перед собой задачу разъяснения учебного материала, а лишь работает с изученным материалом на слух. Речевой материал с общеобразовательных предметов используется сурдопедагогом также в работе над звуками.
В частности, работая над сочетанием звуков РА, РО, РУ, РЫ, было бы актуально отработать их, например, на материале уроков географии. Приведем образец отобранного материала.
Самыми крупными природными комплексами Русской равнины являются природные зоны. Тундры и лесотундры расположены севернее полярного круга. Тайга и широколиственные леса - это самый большой природный комплекс Русской равнины. Лесостепи и степи занимают южную часть равнины. Росту оврагов способствуют летние короткие, но сильные ливни и большая распа-ханность территории. Пустыни и полупустыни занимают крайний юго-
восток Русской равнины.
Это текст, взятый из учебника Барановой И. И. «География России» за 8 класс [1], может быть использован сурдопедагогом для отработки его со слабослышащим учащимся на слух. Учитель-предметник, в свою очередь, работая над этим абзацем, четко должен знать, с какими учащимися сурдопедагог уже отработал определенное сочетание звуков, чтобы держать их произнесение под контролем, требовать их правильного воспроизведения.
Согласно Письму Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.97г. №48, предусматривается проведение работы по РСВ и произношению в ходе всего общеобразовательного процесса. Поэтому РСВ осуществляется на любом общеобразовательном уроке, будь то русский язык, биология, алгебра или физика. С этой целью на уроке предусматривается или работа с использованием экрана, или педагог произносит слова, отвернувшись от слабослышащего ученика. Эти приемы способствуют активизации функции слухового анализатора в процессе слухозрительного восприятия речи.
Однако частое использование экрана на общеобразовательном уроке затрудняет восприятие речи учителя, затормаживает усвоение слабослышащим учащимся материала урока, усложняет процесс овладения знаниями, умениями, навыками [6]. Поэтому весь урок в классе с
включенными на интеграцию слабослышащими учащимися ведется слухо-зрительно, но на каждом уроке часть материала, особенно того, что был уже отработан учащимся под руководством сурдопедагога на групповых занятиях, предлагается для восприятия на слух.
При отборе речевого материала нужно учитывать следующее:
• Привлекать материал, который уже знаком учащимся, например: «Какой сейчас урок? Кого нет в классе? Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?».
• Использовать фразы, связанные с организацией урока и повторяющиеся из урока в урок, например: «Иди к доске, Саша. Прочитай задачу».
• Привлекать материал, предназначенный для проведения фонетических зарядок.
• Практиковать сообщение установок, плана действий на уроке, заданий, типа: «На уроке будем читать рассказ».
• Использовать речевой материал при организации и завершении урока.
• Использовать отрывки текстов.
В процессе совместной работы сурдопедагога с учителями-предметниками среднего и старшего звена можно использовать следующие виды взаимодействия:
• Совместное планирование работы по учебным четвертям. Перед каждой учебной четвертью сурдопедагоги и учителя-предметники
совместно планируют работу на четверть. Сурдопедагоги согласовывают содержание своих занятий с каждым учителем, в зависимости от этапа коррекции, с учетом прохождения программ по общеобразовательным предметам. Такое содружество в работе сурдопедагога и учителей-предметников способствует тому, что работа учителей становится более осознанной, а учащиеся лучше усваивают программный материал.
• Взаимопосещения в течение учебного года (учителями-пред-метниками - индивидуальных занятий сурдопедагога с учащимися, сурдопедагогом - общеобразовательных уроков). Учителя - предметники, посетив занятия сурдопедагога, знакомятся со специальными коррекционными приемами, которые он использует на своих занятиях. Впоследствии учителя применяют такие приемы на уроках по общеобразовательным предметам (работу над звуками, развитие слухового восприятия, артикуляционной моторики).
Посетив урок учителя-
предметника, сурдопедагог также вносит коррективы в план своей работы, отмечая недостаточно автоматизированные звукосочетания, труднопроизносимые слова и затем отрабатывая их с учащимися на своих занятиях.
• Еженедельные консультации для учителей, где сурдопедагог помогает учителям составлять фонетические зарядки, намечать содержание уроков и групповых занятий.
• Совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности, который проводится в конце каждой четверти.
• Совместные методические
объединения, на которых решаются организационные, методические
вопросы и изучается передовой опыт работы.
В качестве конкретного примера сотрудничества сурдопедагога и учителя русского языка приведем фрагменты урока русского языка в 7-м классе по теме «Употребление наречий в речи» [8] и занятия по развитию слухового восприятия, на котором сурдопедагогом отрабатывался материал по этой же теме.
Фрагмент урока русского языка в 7 классе Тема: Употребление наречий в речи
Словарный диктант: сейчас,
вправо, сегодня, влево, вперед, медленно, слева, здесь, никогда.
Учитель: Какой частью речи являются записанные слова?
Ученики: Наречием.
Учитель: Как вы это определили?
Учащиеся перечисляют вопросы, на которые отвечают наречия, вспоминают, что наречие - неизменяемая часть речи, доказывают это (повернул вправо, поверни вправо, повернешь вправо).
Анализ текста, записанного на доске.
Туман расстилавшийся над
р..вниной постепенно исчезает уступая силе солнечных лучей которые
ож..вляют всю природу. На дне оврага еще сумрач(?)но но оттуда под-нимает(?)ся белесый туман. Бабушка разос(?)лала платокразл..жила на нем хлеб огурцы репу яблоки.
- Хорошо-то как, господи -благ..дарно говорит она.
Учащиеся должны списать текст, вставив пропущенные буквы, обозначив орфограммы и расставив знаки препинания, найти в тексте наречия, обозначить их как члены предложения.
Лингвистический эксперимент.
Учитель: Попробуем убрать
наречия из текста (стирает в записанном тексте наречия).
Туман, расстилавшийся над равниной, исчезает, уступая силе солнечных лучей, которые оживляют всю природу. На дне оврага сумрачно, но поднимается белесый туман. Бабушка разостлала платок, разложила на нем хлеб, огурцы, репу, яблоки.
- Хорошо-то как, господи - говорит она.
Учитель. Что изменилось? В первом предложении теперь исчезло значение длительности действия, постепенности. Можно подумать, что действие произошло сразу. В словах автора без слова «благодарно» мы меньше узнаем о характере бабушки. Итак, роль наречий в русском языке очень значительна: они делают речь более точной и выразительной.
Фрагмент занятия по развитию слухового восприятия в 7 классе Тема: Экскурс по изучаемым пред-
метам (русскому языку и литературе)
Примечание. Весь полилог
проводится на слуховой основе (за экраном).
Учитель: Добрый день, ребята.
Ученики: Добрый день.
Учитель: Какие уроки были сегодня по расписанию? Скажи за экраном, Оля.
1-й ученик: Сегодня были два урока алгебры, русский язык и физкультура.
Учитель; На уроке русского языка вы изучаете тему «Наречие»?
2-й ученик: Да, на уроке русского языка мы изучаем тему «Наречие».
Учитель: Послушайте вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? Какие части речи отвечают на эти вопросы?
1-й ученик: На эти вопросы отвечают наречия.
Учитель: Верно. Послушайте слова: сейчас, вправо, влево, красивый, медленно. Какое слово здесь лишнее?
2-й ученик: Здесь лишнее слово «красивый», потому что это прилагательное, а все остальные слова -наречия.
Учитель: Правильно. На уроке литературы вы изучаете рассказ Николая Васильевича Гоголя «Бирюк».
1-й ученик: Вы ошиблись. Рассказ «Бирюк» написал Иван Сергеевич Тургенев.
Учитель: Хорошо. Послушайте текст.
Мужик глянул на меня исподлобья. Я внутренне дал себе слово во что бы то ни стало освободить бедняка. Он сидел неподвижно на лавке. При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены. Девочка улеглась на полу у самых его ног и опять заснула.
Учитель: Что вы услышали? Из какого литературного произведения взят этот отрывок?
2-й ученик: Этот отрывок взят из рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк».
Учитель: Правильно?
1-й ученик: Верно, отрывок взят из этого рассказа.
Учитель: А сейчас прочитайте и найдите наречия в тексте.
Ученики читают по очереди предложения, находят наречия,
обозначают их как члены предложения, обосновывают ответ.
Учитель: Вы хорошо справились с этим заданием. Сейчас послушайте и повторите.
Задание 1-ому ученику. Роль наречий в русском языке очень велика.
Задание 2-ому ученику. Наречия делают речь более точной и выразительной.
Приведем еще один пример сотрудничества учителя - предметника и сурдопедагога. На уроке литературы в 8 классе согласно программе изучают комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». В связи с этим учи-телем-литератором было организовано посещение театра, в котором
ставилась эта пьеса. Итогом было написание сочинения на уроке литературы по данной теме. Одновременно сурдопедагог на своих занятиях отрабатывал материал (см. ниже), связанный с посещением учащимися спектакля в театре музыкальной комедии.
Групповое занятие с учащимися 8 класса по развитию слухового восприятия
1. Организация занятия.
2. Работа над текстом в аудиозаписи с голосов одноклассников.
Текст воспринимается учащимися на слуховой основе (дважды). В процессе его предъявления учитель использует фигурки людей, чтобы учащиеся понимали, что идет диалог. После каждого предъявления учащиеся воспроизводят текст. Затем текст предъявляется по фразам или отдельным отрывкам. По мере их восприятия перед учащимися выкладывается соответствующая табличка, которая прочитывается ими. Текст.
-Ты часто ходишь в театр?
-Нет, не часто.
-Ты не любишь театр?
-Люблю, но предпочитаю кино. -Когда ты был в театре последний раз?
-Неделю назад.
-В каком театре ты был?
-Мы ходили с классом в театр музыкальной комедии.
-А какую пьесу вы смотрели?
-Мы смотрели комедию Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». -Тебе понравилась комедия?
-Да, мне очень понравилась комедия и всем ребятам тоже.
Задания по тексту.
Полилог ведется на слуховой основе (за экраном)
Учитель: Ваня, почему Маша не часто ходит в театр?
Ваня: Потому что она предпочитает кино.
Учитель: Маша, спроси у Вани, куда он предпочитает ходить, в кино или в театр?
Маша: Ваня, ты куда предпочитаешь ходить, в кино или в театр?
Ваня: Я тоже предпочитаю кино, но спектакль в театре мне тоже понравился.
Учитель: Спроси у Маши, когда она была в театре последний раз?
Ваня: Маша, когда ты была в театре последний раз?
Маша: Неделю назад.
Учитель: Ваня, а ты давно был в театре?
Ваня: Я тоже там был неделю назад. Мы ходили с классом в театр музыкальной комедии.
Учитель: Вы смотрели комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
Маша: Нет, мы смотрели комедию Николая Васильевича Гоголя «Ревизор».
Учитель: Ваня, спроси у Маши, ей понравилась комедия?
Ваня: Маша, тебе понравилась комедия?
Маша: Да, мне очень понравилась комедия и всем ребятам тоже.
Учитель следит за правильным произношением учащихся, слитно-
стью, ударением, темпом, интонацией.
3. Работа над словарем.
На слух отрабатывается словарь: кино, театр, комедия, музыкальная комедия, спектакль, предпочитаю, понравилось, не понравилось.
4. Диалог учащихся (за экраном).
Текст целиком воспринимается учащимися на слух. Затем текст закрывается, и учащиеся воспроизводят его самостоятельно в виде диалога друг с другом. Учитель вступает в диалог, по мере необходимости предъявляя свои высказывания за экраном.
5. Итог занятия.
Таким образом, для достижения высокого качества усвоения программного материала слабослышащими учащимися, в условиях интегрированного обучении в общеобразовательной школе, учитель-сурдопедагог при планировании и проведении работы должен поддерживать тесную связь с учителями-предметниками среднего и старшего звена. Такое взаимодействие поможет детям с нарушенным слухом устранить бедность речевого запаса; преодолеть общее недоразвитие познавательной деятельности; повысить качество произносительной стороны речи; сформировать фонетически внятную членораздельную, выразительную устную речь; усовершенствовать навыки восприятия речи на слух.
Литература
1. Баринова, И. И. География России. Природа. 8 кл. / И.И. Баринова.- М.: Дрофа, 1998. - 190 с.
2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова.- М.: Издательский центр «Академия», 2002 -220 с..
3. Коровин, В. Я. Учебная хрестоматия для 7 кл. общеобразовательных учреждений / В. Я. Коровин.- М. : Просвещение, 1997. -160 с.
4. Кузьмичева, Е. П., Чавушьян М. Д. Словесная речь - основа формирования личности глухого школьника / Е. П. Кузьмичева, М. Д. Чавушьян.- М.: Просвещение, 1994. -170 с.
5. Кукушкина, В. С. Логопедия в школе / В.С. Кукушкина.- М.: ИКЦ «МарТ», 2004.- 180 с.
6. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Наза-
рова.- М : ВЛАДОС, 2001. 130 с.
7. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. - М.: Просвещение, 2002. -210 с.
8. Федорова, М. В. Уроки русского языка в 7 классе / М. В. Федорова.-М. : Просвещение, 2003. -168 с.
9. Шевчук, Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении / Л. Е. Шевчук // Дефектология. -2004. - № 6. -С.51-60.
10. Ястребова, Л. В., Бессонова, Т. П. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы. / Л. В. Ястребова, Т. П. Бессонова // Дефектология. - 1994. - №3. С.6-15.
© О. Л. Беляева,
Ж. Г. Калинина, 2009