Научная статья на тему 'Взаимодействие судов с органами местного самоуправления и общественностью в Украине'

Взаимодействие судов с органами местного самоуправления и общественностью в Украине Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ / ADMINISTRATIVE AND LEGAL BASIS / ORGANIZATION AND FUNCTIONING / COOPERATION / COURTS OF GENERAL JURISDICTION / LOCAL AUTHORITIES IN UKRAINE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борко Андрей Леонидович

в статье анализируются административно-правовые основы взаимодействия судов с органами местного самоуправления и общественностью в Украине, определяются его основные черты, сущность и значение, а также приоритетные направления совершенствования правового обеспечения взаимодействия судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF COURTS WITH LOCAL AUTHORITIES AND THE PUBLIC IN UKRAINE

the article analyzes the legal and administrative basis for cooperation of courts with local authorities and the public in Ukraine, determines its main features, nature and significance, as well as priority areas for improving the legal framework for courts cooperation.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие судов с органами местного самоуправления и общественностью в Украине»

•Q С

о

>3 «Q

И &

С)

УДК 342.5 ББК 67.71(4Укр) Б82

A.L. BORKO*

COOPERATION OF COURTS WITH LOCAL AUTHORITIES AND THE PUBLIC IN UKRAINE

Аннотация: в статье анализируются административно-правовые основы взаимодействия судовс органами местного самоуправления и общественностью в Украине, определяются его основные черты, сущность и значение, а также приоритетные направления совершенствованияправового обеспечениявза-имодействия судов

Ключевые слова: административно-правовые основы, организация и функционирование; взаимодействие, суды общей юрисдикции, органы местного самоуправления в Украине

АНДРЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ БОРКО*

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ СУДОВ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В УКРАИНЕ

Annotation: the article analyzes the legal and administrative basis for cooperation of courts with local authorities and the public in Ukraine, determines its main features, nature and significance, as well as priority areas for improving the legal framework for courts' cooperation.

Key words: administrative and legal basis, organization and functioning, cooperation, courts of general jurisdiction, local authorities in Ukraine.

Взаимодействие органов государственнойвла-сти с органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями является одним из имманентных признаков демократическогосоци-ального правового государства и устойчивого гражданского общества. Органы судебной власти, представленные судами, выполняют важную государственную® социальную функцию обеспечения правосудия, правовой защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, интересов общества и государства.

Специфика организации и деятельности судов обусловливает необходимость постоянного взаимодействия судов с органами публичной власти и общественностью. В то же время административно-правовое обеспечение взаимодействия судов преимущественно является внутренне не согласованным и непоследовательным, должным образом не регулируя этот сегмент организации деятельности судов общей юрисдикции в Украине. Следовательно, в контексте оптимизации организации и деятельности судов и усматриваются актуальными вопросы административно -правового обеспечения взаимодействия судов с органами местного самоуправления и общественностью в Украине.

Отметим, что вопросы взаимодействия судов с другими органами публичной власти и общественностью в Украине рассматривались такими учеными, как Р. Воробей и А. А. Михайлович, И.В. Зозуля, Н.И. Вильгушинский, В.Б. Та-таренко. Однако исследования названных ученых касаются преимущественно отдельных форм

* Кандидат юридических наук (Ленинский районный суд, г. Севастополь) Е-шаЛ: [email protected].

или чисто только процессуального взаимодействия судебныхорганов, неоправданно оставляя без внимания административно-правовые аспекты взаимодеиствия судов с другими органами публичной власти и общественностью.

Отметим, что на законодательном уровне в плоскости административного взаимодействия судов и органов местного самоуправления лишь несколько абстрактно закрепляется обязанность исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов способствовать деятельности органов суда согласно подп. 2 п. «а» ч. 1 ст. 38 Закона Украины от 21 мая 1997 г. № 280/97-ВР1. При этом с позиций максимального взаимодействия всех органов публичной власти на местах усматривается надлежащее содействие деятельности судов и вспомогательных органов в сфере судоустройстваУкраины со стороны не только исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов, но и всех других органов и должностных лиц местного самоуправления.

Отношения судов и органов местного самоуправления на практике не ограничиваются одним лишь процессуальным взаимодействием в рамках определенного процесса, но и касаются содействия органов местного самоуправления в решении текущих вопросов организации деятельности судов. В частности, согласно Распоряжению Президента Украины от 27 июля 1996 г. № 208/96-рп2 председателям городских и поселковых советов рекомендуетсяпринять меры по обеспечению помещениями судов, находящихся на территории соответствующих советов. В свою очередь, органы местного самоуправления также принимают соответствующие решения по поводу обеспечения судов помещениями и других форм содействия их функционированию, например, Городская целевая программа содействия в обеспечении деятельности судов общей юрисдикции и других судебных органов в городе Киеве на 2011-2015 годы, утвержденная решением Киевского городского совета от 25 мая 2011 г. № 199/55863, Региональная программа обеспечения судов надлежащими помещениями на 2010-2015 годы, утвержденная решением Одесского областного совета от 10 сентября 2010 г. № 1171-У4.

Кроме того, в Киеве органы местного самоуправления и органы исполнительной власти вместе со своими общими функциями непосредственно законодательно уполномочиваются обеспечивать размещение и создание надлежащих условий деятельности расположенных в городе Киеве центральных органов государственной власти (в том числе Конституционно-

го Суда Украины, Верховного Суда Украины, высших специализированных судов, отдельных судовпервой и апелляционной инстанции), а также предоставление им коммунальных, транспортных, информационных и других услуг согласно ч. 1 ст. 4 Закона Украины от 15 января 1999 г. № 401-Х1У5. К особенностям взаимодействия судов с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти в городе Киеве можно относить и предусмотренное ст. 10.1 данного Закона объединение в рамках Киевской городской государственной администрации функций исполнительной власти и исполнительного органа Киевского городского совета.

Важное значение приобретает взаимодействие судов и органов местного самоуправления в рамках определения народных заседателей и присяжных, которые во время рассмотрения и разрешения дел пользуются полномочиями судьи. Так, согласно ч. 2 ст. 58, ч. 1 ст. 58.1 Закона Украины от 7 июля 2010 г. № 2453-У16 местный совет своим решением утверждает и при необходимости пересматривает списки народных заседателей и присяжных из числа граждан, постоянно проживающих на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. Несколько неоднозначными усматриваются положения ч. 2 ст. 58.1 данного Закона, допускающие утверждение списка присяжных (но не народных заседателей) областным советом, в случае непринятия местным советом решения в течение двух месяцев. С одной стороны, это призвано обеспечить своевременное комплектование судов присяжных и надлежащее отправление ими правосудия, с другой стороны, будетнарушаться объективная связь между потенциальным присяжным и местным советом, который в отличие от областного совета представляет интересы территориальной общины, к которой принадлежит такое лицо. При этом следует учитывать, что сами отношения судов с народными заседателями и присяжными нельзя рассматривать в качестве специфической разновидности взаимодействия муниципальной власти и судов, ведь, оставаясь членами территориальной общины, эти граждане вступают в отношения с судами в первую очередь в их особом качестве народных заседателей и присяжных.

Конструктивное взаимодействие судов и общественности является необходимым компонентом гражданского общества и современного демократического социального правового государства. Эффективность осуществляемого судами правосудия напрямую связана с дос-

со ш ■Ö

I

0" ^

Сс

о 0"

•Q С

о

>3 «Q

И &

оо

тупностью, прозрачностью и гласностью судебной деятельности, которая обеспечивается активным участием в ней отдельных граждан и соответствующих общественных институтов. В качестве основного направления взаимодействия судов и общественности следует назвать обеспечение максимальной информированности общества об организации и деятельности судебной системы Украины, направленное на реализацию конституционного права граждан на информацию. Так, согласно ч. 5 ст. 36, ч. 4 ст. 45 Закона Украины от 7 июля 2010 г. N° 2453-У1 на заседание Пленума Верховного Суда Украины и пленумов высшего специализированного суда могут быть приглашены представители общественных организаций, средств массовой информации и другие лица. При этом с целью углубления осведомленности общественности о деятельности судов должно быть гарантировано участие представителей средств массовой информации и общественных организаций в заседаниях не только пленумов, но и, например, советов, конференций и съезда судей, ибо ст. 2 Закона Украины от 23 сентября 1997 г. № 539/97-ВР7 прямо предусмотрено, что средства массовой информации Украины имеют право освещать все аспекты деятельности органов государственной власти (в том числе судов), которые, в свою очередь, обязаны предоставлять СМИ полную информацию о своей деятельности.

Отметим, что среди главных проблем взаимодействия судов и прессы в Украине В.Б. Та-таренко называл отсутствие эффективной системы доступа к открытой судебной информации, четких правил участия прессы в судебных заседаниях, недоукомплектованностьсудов пресс-секретарями и незнание журналистами судебной специфики8. Принятие Закона Украины от 22 декабря 2005 г. № 3262-1У9, который определил порядок доступа к судебным решениям через специальный Единый государственный реестр судебныхрешений, в значительной мере упростило информированность о судебной деятельности. Другим позитивным сдвигом в урегулировании отношений СМИ и судов усматривается утверждение каждым судом в рамках обеспечения доступа к публичной информации отдельного порядка взаимодействия с представителями средств массовой информации (приказы руководителя аппарата Верховного Суда Украины от 6 мая 2011 г. № 16/0/18-1110, руководителя аппарата Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 16 мая 2011 г. № 15/0/14-1111,

Председателя Высшего административного суда Украины от 18 июля 2011 г. № 1612). Согласно этому порядку представителям средств массовой информации разрешается свободно посещать открытые судебные заседания без предварительной аккредитации, а все другие меры суда - по аккредитации в пресс-службе суда.

Закон Украины от 22 марта 2012 г. № 4572-У113 предусмотрел возможность существования правозащитных общественных объединений, определяя их целью осуществление и защиту прав и свобод не только своих членов (как это имело место согласно предыдущему Закону Украины от 16 июня 1992 г. № 2460-Х1114), но и любых других лиц. Взаимодействие судов и правозащитных и других общественных объединений составляет перспективное направление участия общественности в организации и вне-процессуальной деятельности судов. На данный момент относительно взаимодействия с судами можно лишь экстраполировать закрепленные в п. 2, 3 ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона Украины от 22 марта 2012 г. общие права общественных объединений, а именно обращаться в органы государственной власти (судов) с предложениями, заявлениями и жалобами, получать публичную информацию, а также принимать участие в работе вспомогательных органов, которые создаются органами государственной власти.

Одним из преимуществ действующего административно-правового обеспечения деятельности общественных объединений усматривается определение ст. 22 Закона Украины от 22 марта 2012 г. № 4572-У1 основ взаимодействия общественных объединений с органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления, которые, однако, имеют в основном лишь общий характер и не учитывают специфику взаимодействия с судебными органами. В связи с этим актуализируется законодательное закрепление принципов взаимодействия судов и общественных объединений, которое будет предусматривать необходимые гарантии их доступа к информации о судебной деятельности, участия в осуществляемых в судах мероприятиях, формирование специальных общественных советов в системе судоустройства Украины и т. п.

Личное взаимодействие граждан с судами может иметь процессуальный характер (в случае участия в рассмотрении и решении соответствующих дел в судах, исполнении судебных решений) или осуществляться в пределах административно-правовых отношений. Доста-

точно действенными средствами участия граждан в деятельности судов следует назвать конституционное право на обращение и право на доступ к публичной информации. Особенно прогрессивным представляется последнее: согласно ст. 19, 20 Закона Украины от 13 января 2011 г. № 2939-У115 граждане могут по своему усмотрению подавать в произвольной форме запрос даже по телефону или по электронной почте, на который распорядитель информации должен ответить не позднее пяти рабочих дней. В то же время следует отметить негативные тенденции создания отдельными судами искусственных препятствий для направления электронных запросов на получение публичной информации, которые согласно приказу Председателя Высшего административного суда Украины от 18 июля 2011 г. № 1616 должны быть подписаны электронной подписью запрашивающего, тогда как использование электронных цифровых подписей гражданами сейчас в Украине мало распространено.

Обращение граждан в судебные органы также составляет самостоятельный вид их взаимодействия, которое позволяет гражданам направлять в суды по непроцессуальным вопросам предложения (замечания), заявления (хо-

датайства) и жалобы. Однако в данном случае актуально существенное обновление профильного Закона Украины от 2 октября 1996 г. № 393/96-ВР17, который не учитывает специфики судебной организации и деятельности при рассмотрении и решении в судах обращений граждан, в направлении установления круга внепро-цессуальных вопросов, по поводу которыхграж-дане могут обращаться в суды, процедуры и субъекта рассмотрения, прав граждан во время рассмотрения обращения, механизма обжалования действий или решений суда по обращению и т. п.

Административное законодательство, а именно ч. 3 ст. 76 Закона Украины от 7 июля 2010 г. № 2453-У1, четко предусматривает только возможность обращения граждан и общественных организаций в Высшую квалификационную комиссию судей Украины по поводу деятельности кандидата на должность судьи бессрочно. Полагаем, что законодательное обеспечение возможности граждан обращаться в суды и вспомогательные органы в сфере судоустройства Украины в целом положительным образом будет способствовать рациональной организации судов и эффективности их функционирования.

Список использованной литературы

1 Про мкцеве самоврядування в Украш: Закон Укра!ни ввд 21.05.1997 р. № 280/97-ВР // ВВР Укра!ни 1997. № 24. Ст. 170.

2 Про забезпечення судавпримщеннями : РозпорядженняПрезидента Украши ввд 27.07.1996 р. 208/96-рп / Верховна Рада Украши [Електронний ресурс]. URL:http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/208/96-%01%80%00%ВЕ

3 Про затвердження Мюько! цшьово! програми сприяння в забезпеченш дiяльностi судiв загально! юрис-дикци та шших судовихоргатв у мюл Киeвi на 2011-2015 роки: Ршення Ктвсько! мкько! ради: ввд 25.05.2011 р. № 199/5586 // Хрешатик. 2011. № 60 (931). С. 4-6.

4 Про затвердження репонально! програми забезпечення судiв належними примщеннями на 2010-2015 роки: Ршення Одесько! обласно! ради: вщ 10.09.2010 р. № 1171-У [Електронний ресурс]. URL:http:// region.odessa.gov.ua/Webpage.aspx?sect=Page& IDPage=29302&id=462.

5 Про столицю Укра!ни- мкто-герой Ки!в : Закон Укра!ни: ввд 15.01.1999 р., № 401-Х1У // ВВР Украши 1999. № 11. Ст. 79.

6 Про судоустрш статус суддш Закон Украхни: ввд 07.07.2010 р. 2453-У1 // Офщшний вюник Украхни. 2010. № 55/1/. Ст. 1900.

7 Про порядок висвхглення дiяльностi органiв державно! влади та органiв мiсцевого самоврядування в УкраМ засобами масово!' шформаци: Закон Украхни: ввд 23.09.1997 р. № 539/97-ВР // ВВР Укра!ни 1997. № 49. Ст. 299.

8 Татаренко В. Вплив оргашв державно! влади у сферi взаемодп судово!влади та засобiв масово! шфор-мацi!' Украхни // Ефективнють державного управляя 2009. Вип. 21. С. 274.

9 Про доступ до судовихршень: Закон Укра!ни: ввд 22.12.2005 р. № 3262-1У // ВВР Укра!ни 2006. № 15. Ст. 128.

10 Положення про забезпечення доступу до публiчно! шформаци у Верховному Судi Украши Наказ керь вника апарату ВерховногоСудуУкра!ни ввд 06.05.2011 р. 16/0/18-11 / Верховний Суд Укра!ни [Електронний ресурс]. URL:http://www.scourt.gov.ua/clients/vs.nsf/0/DF05C13F2C22108FC22578E900255CDA.

11 Положенняпро забезпечення доступу до публiчно! iнформацi!' у Вищому спецiалiзованому судi Укра!ни з розгляду цивiльних i кримiнальних справ : Наказ керiвника апарату Вищого спецiалiзованого судуУкра!ни з розгляду цившьних i кримiнальних справ: ввд 16.05.2011 р. 15/0/14-11 / ВерховнаРада Укра!ни [Електронний ресурс]. URL:http://zakon4.rada. gov.ua/laws/show/v0015740-11.

со ш ■Ö

I

О" ^

Сс

о

О"

12 Порядок взаемодп Вищого адмшютративного суду Укра!ни з представниками 3aco6iB масово! шфор-маци: Наказ ГоловиВищого адмшютративного судуУкраши вщ 18.07.2011 р. № 16 / Вищий адмiнiстративний ■А судУкра!ни [Електронний ресурс]. URL :http://www.vasu.gov.ua/ua/order_of_interaction_with_the_media_. t 13 Про громадськi об'еднання : Закон Украши вщ 22.03.2012 р. № 4572-VI // Офщшний вiсник Укра!ни 2012. " № 30. Ст. 1097.

5 14 Про об'еднання громадян: Закон Украши вщ 16.06.1992 р. № 2460-XII // ВВР Украши 1992. № 34. Ст. 504.

15 Про доступ до публiчноl шформацп: Закон Украши вщ 13.01.2011 р. № 2939-VI // Офщшний вюник 5 Украши 2011. № 10. Ст. 446. ф 16 1нструкщя щодо заповнення електронного запиту на iнформацiю: Наказ Голови Вищого адмшютра-VO тивного судуУкрашивщ 18.07.2011 р. № 16 / Вищий адмшютративний судУкрагни [Електроннийресурс]. URL:http://

www.vasu.gov.ua/ua/The_form_of_electronic_information_request.html. ^ 17 Про звернення громадян: Закон Украши вщ 02.10.1996 р. № 393/96-ВР // ВВР Украши 1996. № 47. Ст. 256.

00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.