Научная статья на тему 'Взаимодействие студентов в мультикультурной группе'

Взаимодействие студентов в мультикультурной группе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ГРУППЫ / КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ложкина Н. А.

В статье определены понятия «мультикультурная студенческая груп­па» и «взаимодействие студентов мультикультурной студенческой груп­пы», представлены формы и методы, позволяющие организовать взаимодействие студентов в мультикультурной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ложкина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие студентов в мультикультурной группе»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ГРУППЕ

© Ложкина Н.А.*

Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина, г. Москва

В статье определены понятия «мультикультурная студенческая группа» и «взаимодействие студентов мультикультурной студенческой группы», представлены формы и методы, позволяющие организовать взаимодействие студентов в мультикультурной группе.

Ключевые слова мультикультурная студенческая группа, взаимодействие студентов мультикультурной группы, качества современного специалиста, формы и методы организации совместной деятельности студентов.

Современный специалист должен иметь определенный личный опыт и качества, которые обеспечивают ему возможность профессионального общения с коллегами не только своего предприятия и отрасли, но также (и это очень важно для профессионального роста, развития кругозора, изучения передовых достижений, установления партнерских контактов и сотрудничества) позволяют быть активным участником международных процессов, осуществлять коммуникацию с зарубежными коллегами, успешно участвовать в международных конференциях, совещаниях и т.д. Приобретение такого опыта и формирование таких качеств - одна из актуальных проблем подготовки специалиста.

Одним из эффективных способов содействия решению проблемы является организация зарубежных стажировок и включенного обучения студентов в других (зарубежных) вузах и образовательных системах. Вследствие того, что обеспечить включенное обучение всех студентов за рубежом пока не представляется возможным по объективным причинам, возникает потребность в поиске вариантов организации обучения, сходного по своим характеристикам со стажировкой и обучением российских студентов за рубежом. Одним из таких вариантов является совместное обучение российских и зарубежных студентов в российском вузе на иностранном языке.

Совместное обучение студентов разных стран в межкультурной среде обладает неким учебным потенциалом, при реализации которого у студентов формируются необходимые качества и приобретается опыт межкультурного общения. Степень реализации потенциала совместного обучения зависит от его правильной организации. Правильная организация совместного обучения предполагает соблюдение ряда условий, одним из которых

* Аспирант кафедры Педагогики и психологии, преподаватель кафедры Иностранных языков.

является положительный характер взаимодействия студентов в мультикуль-турной студенческой группе в ходе такого обучения.

Определим понятия «мультикультурная студенческая группа» и «взаимодействие студентов в мультикультурной группе».

Мультикультурной студенческой группой называется особым образом организованная группа взаимодействующих, совместно обучающихся индивидов, каждый из которых, являясь представителем определенной культуры, оказывает культурное влияние на членов группы, и одновременно находится под их влиянием [1].

Взаимодействие студентов мультикультурной группы - это сложный, многофункциональный процесс, определяющий совместную деятельность студентов в межкультурной среде, направленную на достижение положительного результата в виде лучшей академической успеваемости студентов и, как следствие, сформированности у них важных для будущей профессии качеств.

Одним из основных средств осуществления взаимодействия является общение. Речевое общение является «образующей» формой общения, так как оно участвует в формировании структуры личности обучаемого [2]. Речевое общение студентов в учебно-познавательной сфере является важным элементом их взаимодействия. Участвуя в формировании структуры личности студента, речевое общение участвует и в формировании необходимых будущему выпускнику качеств, поэтому очень важно организовывать именно речевое общение на занятиях [2].

Следовательно, взаимодействие студентов мультикультурной группы -это такое действие или состояние, в процессе которого осуществляется позитивное, культурно-обогащающее воздействие студентов друг на друга, что способствует повышению их академической успеваемости, развитию личности и формированию профессионально важных качеств за счет доверительного речевого общения на иностранном (неродном) языке.

Организация взаимодействия в ходе совместного обучения предполагает развитие и поддержание активности студентов мультикультурной группы на занятиях. Организовать взаимодействие, развивать и поддерживать активность студентов можно с помощью определенных форм и методов обучения.

Классификация форм обучения на основе структуры общения позволяет заключить, что у студентов-представителей различных культур появляется возможность взаимодействовать и общаться друг с другом в ходе занятий при парной, групповой и коллективной формах учебной работы. Коллективную форму работы выделяет то, что она предполагает более активное и разнообразное общение, в которое включаются все студенты группы.

Для организации взаимодействия студентов различных культур, в ходе которого осуществлялось бы их непрерывное учебное общение, способствующее формированию необходимых современному специалисту качеств, нам представляется необходимым применять коллективные формы учебной

деятельности в процессе совместного обучения, так как при использовании таких форм организации учебного взаимодействия время общения студентов (т.е. когда говорит студент, а не преподаватель) увеличивается до 60 % и в общение обязательно включаются все студенты.

Коллективные формы организации совместной деятельности студентов - это такие формы деятельности, в основе которых лежат отношения взаимного сотрудничества студентов в процессе познания, направленные на достижение цели, общей для всех участников деятельности [3].

Перечислим всевозможные формы коллективной учебной работы, в ходе которой осуществляется взаимодействие студентов:

- Одновременная работа в парах (диадах) сменного состава.

- Одновременная единая или дифференцированная работа в триадах -триады выполняют либо одно и то же задание, либо каждая из триад выполняет определенный этап или вид работы.

- Одновременная единая или дифференцированная работа в микрогруппах по 4 человека.

- Работа в командах (2 микрогруппы) - соревнования между двумя микрогруппами.

- Студент-группа - когда один студент получает индивидуальное задание, которое необходимо потом представить всей группе.

- Преподаватель-группа - не обязательно руководящая роль преподавателя, например, группа может задавать вопросы преподавателю.

- Преподаватель - микрогруппа, триада или диада - когда преподаватель последовательно переходит от одной группы к другой.

- Одновременная работа всего коллектива: обучающие игры, тренинги, дискуссии - участвуют и группа и преподаватель.

- Коллективно-фронтальная работа - совместный поиск при решении проблемных ситуаций, организация дискуссий, комментирование студентами устных ответов и рецензирование письменных работ других студентов [4].

Проведенный анализ позволил нам выявить из всех существующих коллективных форм совместной деятельности студентов те, что наилучшим образом способствуют решению задачи по организации положительного взаимодействия в мультикультурной студенческой группе и, вместе с тем, формированию необходимых специалисту качеств. Среди них находятся следующие коллективные формы организации взаимодействия студентов:

- Работа в парах сменного состава (в динамических диадах). Основным преимуществом использования данной формы учебного взаимодействия является максимальное увеличение времени говорения студентов [4].

- Одновременная единая или дифференцированная работа в триадах (микрогруппах) сохраняет все возможности диады и пары сменного

состава, но присутствие третьего участника создает новую роль посредника, что приводит к возникновению у студента, играющего данную роль, такого качества как рефлексивность.

- Дискуссия - актуальна для студентов различных культур, так как способна: стимулировать инициативу и продуктивный обмен мнениями; развивать рефлексивное мышление и т.д. [5].

- Игровые технологии, которые позволяют задействовать всю группу студентов одновременно, могут быть успешно использованы в организации взаимодействия в ходе совместного обучения.

- Театрализованная деятельность - интерактивная форма обучения, позволяющая задействовать всю группу студентов и преподавателя в качестве руководителя их деятельностью [5].

- Бригадно-лабораторный метод. Все студенты группы делятся на бригады, в каждую из них назначается бригадир. Бригада от 2-х недель до 1 месяца самостоятельно работает над заданиями, при этом каждой бригаде даются указания по последовательности выполнения заданий, с необходимой литературой, задачами, упражнениями и контрольными вопросами [6].

- Метод проектов - это технология обучения, предусматривающая решение студентами какой-либо проблемы, оформленной в виде проекта [7].

- Метод активизации резервных возможностей личности и группы Г.А. Китайгородской предполагает взаимодействие участников учебного процесса, что выражается в постоянной их вовлеченности в процесс общения-обучения [8].

- Кооперативное обучение - это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой студенческой группы [8]. Для того чтобы кооперация состоялась, необходимо, чтобы в учебной деятельности имели место следующие 5 элементов: позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, стимулирующее взаимодействие, социальные навыки, процесс групповой работы.

- Партисипативные методы предполагают субъект-субъектное взаимодействие (а не воздействие) преподавателей и студентов для выработки и реализации совместного решения какой-либо учебной или коммуникативной проблемы [9].

- Метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод) - это метод обучения, в котором используется описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case - «случай»).

- Модерация в контексте организации обучения студентов в вузе представляет собой целый комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности студентов, позволяющий вовлечь их в процесс выявления, осмысления и анализа

конкретной проблемы или ситуации, поиска путей ее разрешения, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта студентов [10].

Таким образом, представленные формы и методы позволят организовать взаимодействие положительного характера студентов мультикультур-ной группы, что, в свою очередь, будет способствовать формированию у них необходимых современному специалисту качеств.

Список литературы:

1. Нечаева Е.А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Екатерина Аркадьевна Нечаева. - Калининград, 2008. - 215 с.

2. Смелкова И.Ю. Взаимодействие субъектов образовательного процесса как основа подготовки иностранных студентов к обучению в техническом вузе: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Инга Юрьевна Смелкова. - Санкт-Петербург, 2006. - 172 с.

3. Рысенкова А.Е. Коллективная форма организации учебной работы как средство активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Рысенкова Альбина Евгеньевна. -Челябинск, 1999. - 161 с.

4. Якунин В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.

5. Асейкина, Л.С. Организация толерантного педагогического взаимодействия на этапе довузовской подготовки иностранных студентов: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Асейкина Лариса Степановна. - Майкоп, 2008. -201 с.

6. Газман О.С. Система работы классного руководителя (классного воспитателя) / О.С. Газман, А.В. Иванов. - М.: «Классный воспитатель», 1991. -61 с.

7. Алексеев С.В. Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии: учеб.-метод. пособие / С.В. Алексеев [и др.]. - СПб.: СПбАППО, 2008. - 104 с.

8. Бовина М.В. Учебное взаимодействие в академической группе как фактор развития социально-личностных компетенций студентов: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мария Владимировна Бовина. - Ижевск, 2010. - 200 с.

9. Возгова З.В. Принципы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - ГОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет, 2011. - № 3. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/97-4661.

10. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.