Научная статья на тему 'Этнопсихологические аспекты социальной адаптации студентов в мультикультурной образовательной среде'

Этнопсихологические аспекты социальной адаптации студентов в мультикультурной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
295
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ / ЦЕНТР "СПАС" АГМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Селезнев Сергей Борисович, Тараскина Татьяна Всеволодовна, Батарчук Дмитрий Сергеевич, Костина Лариса Александровна, Кочур Валентина Викторовна

Активизация международной и межрегиональной (внутрироссийской) миграции населения делает современное российское образовательное пространство все более мультикультурным. Динамической особенностью полиэтнического образовательного пространства АГМА является увеличение в студенческой среде представителей северокавказских этносов, испытывающих трудности в социальной и учебной адаптации. В вузе разработан социально-психологический механизм, позволяющий повысить уровень социальнопсихологической адаптации иногородних и иностранных студентов: функционируют служба охраны их психического здоровья, Центр социально-психологической адаптации студентов (Центр «СПАС» АГМА), другие студенческие общественные институты, способствующие эффективной адаптации студентов в мультикультурной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Селезнев Сергей Борисович, Тараскина Татьяна Всеволодовна, Батарчук Дмитрий Сергеевич, Костина Лариса Александровна, Кочур Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопсихологические аспекты социальной адаптации студентов в мультикультурной образовательной среде»

УДК 616-053.82-003.96-058

© С.Б. Селезнев, Т.В. Тараскина, Д.С. Батарчук, Л.А Костина, В.В. Кочур, 2009

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Селезнев Сергей Борисович, доктор медицинских наук, профессор Тараскина Татьяна Всеволодовна, кандидат психологических наук, доцент Батарчук Дмитрий Сергеевич, кандидат педагогических наук, ассистент Костина Лариса Александровна, кандидат медицинских наук, доцент Кочур Валентина Викторовна, ассистент

ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия Росздрава» Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 44-74-96, E-mail: [email protected]

Активизация международной и межрегиональной (внутрироссийской) миграции населения делает современное российское образовательное пространство все более мультикультурным. Динамической особенностью полиэтнического образовательного пространства АГМА является увеличение в студенческой среде представителей северокавказских этносов, испытывающих трудности в социальной и учебной адаптации. В вузе разработан социально-психологический механизм, позволяющий повысить уровень социально-психологической адаптации иногородних и иностранных студентов: функционируют служба охраны их психического здоровья, Центр социально-психологической адаптации студентов (Центр «СПАС» АГМА), другие студенческие общественные институты, способствующие эффективной адаптации студентов в мультикультур-ной образовательной среде.

Ключевые слова: этнопсихология, мультикультурное образовательное пространство, региональная этно-демографическая трансформация, социальная адаптация студентов, учебная адаптация студентов, охрана психического здоровья студентов, Центр «СПАС» АГМА.

S.B. Seleznev, T.V. Taraskina, D.S. Batarchuc, L.A. Kostina, V.V. Kochur

ETNOPSYCHOLOGICAL ASPECTS OF STUDENTS SOCIAL ADAPTATION IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The activization of international and interregional migration of population makes modern Russian educational space more multicultural. The dynamic peculiarity of polyethnic educational space in ASMA is the increase of different nationalities from various regions having difficulties in adaptation. The socio-psychological mechanism was worked out in the Academy for this purpose, Service of psychic health protection is functioning, centre of socio-psychologic adaptation service for students, other social services for students which help to effective adaptation in multicultural educational medium exist.

Key words: etnopsychology, multicultural educational space, regional etnodemographic transformation, social adaptation for students, academic adaptation, protection of psychic students' health, centre of SPAS of ASMA.

Человеческая цивилизация на современном этапе вошла в качественно новую фазу своего развития, для которой характерны сближение стран и народов, усиление их взаимодействия и интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества, глобализация мира в целом. Рост миграционных потоков и этно-демографическая трансформация современного мира, порождающие увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в различных социальных институтах значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического общения. Это означает, что идет сложный процесс взаимной адаптации людей, коррекции собственного поведения личности в соответствии с традициями и привычками инонационального и мультикультурного окружения, а обособленное существование народов и культур становится попросту невозможным [4, 7, 8].

Вместе с тем, формирующуюся сегодня полиэтническую (мультикультурную) среду не следует рассматривать как общий «плавильный котел», производящий некий усредненный социальный продукт. Современный культурный и образованный человек не только в большинстве случаев неизменно сохраняет приверженность к своей базовой этнической культуре, но и, используя свои знания и опыт мультикультурного взаимодействия, может соединить в себе принадлежность к нескольким культурам. Поэтому современные культурные изменения, являющиеся следствием полиэтничности, неизменно ведут только к универсализации, но никак не к однообразию [1, 7, 8].

Однако процесс формирования межэтнического взаимодействия следует рассматривать как весьма сложную совокупность разнообразных, конструктивных и деструктивных форм отношений между этническими группами и их представителями. Многочисленными научными исследованиями установлено, что вхождение в новую культуру и адаптация к ней могут сопровождаться рядом негативных явлений: ностальгией и депрессией, повышенной тревожностью, раздражительностью, недостатком уверенности в себе, психологическим дискомфортом и стрессами, путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности, потерей друзей и прежнего социального статуса, отверженностью и т.д. Их накопление может привести к развитию невротических, психотических и психосоматических расстройств, отклоняющемуся, зависимому (аддиктивному) и преступному поведению [2, 3, 5]. Особо уязвимым в этом плане является молодое поколение планеты, современная учащаяся молодежь, с которой связано дальнейшее развитие человеческой цивилизации.

Все вышеперечисленное имеет непосредственное отношение и к современной России с известными изменениями в ее общественном и государственном устройстве, и к нашему, традиционно многонациональному (полиэтническому) региону, и нашему мультикультурно-му образовательному пространству, которое в последние годы на пике своей «массовизации» особенно активно пополняется иногородними и иностранными студентами [1, 4, 5, 6].

Приезжающие на учебу в другую страну (регион) молодые люди, вчерашние школьники, зачастую попадают в «новый», неизвестный для себя мир. Это порождает массу социально-психологических проблем, связанных с адаптацией к чужой культуре. И прежде чем эта культура будет принята, освоена, человек совершит огромный путь от привычного ему стиля поведения, до совершенно иного, обогащенного новыми знаниями образа жизни. Возможно, ему придется отказаться от некоторых привычек, неприемлемых в данном обществе и пережить так называемый «культурный шок». Минимизировать его негативные последствия может адекватная социально-психологическая поддержка или так называемое социальное психологическое сопровождение, базирующееся на научных знаниях в области социальной и этнопсихологии.

В этом контексте неудачи в межэтническом взаимодействии следует рассматривать не как наличие «непреодолимых» различий между культурами, а как отсутствие определенных знаний и умений, способствующих межэтническому взаимопониманию, эффективности социальной и учебной адаптации в современной образовательной среде. Именно этот полиэтнический (мультикультурный) компонент современного образовательного пространства сегодня настоятельно требует соответствующей научно-методической разработки.

В целом под полиэтнической образовательной средой следует понимать часть образовательной среды какого-либо учебного учреждения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.

Вследствие этого образовательная среда должна содействовать тому, чтобы, с одной стороны, учащийся осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой - прививать ему понимание и уважение к другим культурам. То есть речь идет о необходимости создания и развития полиэтнической образовательной среды, являющейся ча-

стью образовательной среды в целом. С этой целью в учебно-воспитательном и образовательном педагогических аспектах необходимо организовать приобретение представителями этнических общностей знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа, а также выработку социально-психологических навыков налаживания и поддержания позитивных межэтнических контактов.

Помимо этой архиважной социально-психологической проблематики современное высшее российское образование имеет немало других, не менее важных проблем, диктующих необходимость его скорейшего реформирования.

В частности, в последнее время востребованность на рынке труда специалистов с высшим образованием значительно уступает количеству молодых людей, окончивших вузы и стоящих на пороге своей профессиональной карьеры. На фоне мирового финансового кризиса, мы уже фактически сегодня имеем дело с естественной конкуренцией выпускников, в которой получение рабочего места является задачей не менее сложной, чем последующее его сохранение. Необходимо отметить, что даже при наличии вакансий на рынке труда, сегодняшние требования работодателей к специалистам таковы, что выпускник вуза далеко не всегда может им соответствовать. Это особенно актуально для сегодняшних выпускников медицинских вузов, способных качественно и эффективно осваивать новые медицинские специальности и инновационные технологии [5].

Помимо проблемы «трудоустройства», сегодня уже реально заявляет о себе и проблема «закрепления» молодых специалистов в современных высокотехнологичных медицинских учреждениях. Практика показывает, что значительный их процент принимается на работу на конкурсной основе и не проходит конкурсных испытаний из-за несоответствия предъявляемым к ним требованиям. Сегодня уже нередки случаи, когда молодые специалисты используют «увольнение по собственному желанию», как выход из проблемных ситуаций, возникающих при столкновении со сложностями процесса адаптации к самостоятельной профессиональной деятельности.

Данные факты указывают на то, что в построении успешной профессиональной карьеры выпускника значительную роль играют не только его профессиональные знания и навыки, а умение психологически грамотно выстроить отношения с руководителем, подчиненными и коллегами, самостоятельно решать проблемы, связанные с кризисом адаптации к трудовой деятельности, проявляя свои творческие и адаптационные способности. Это заставляет рассматривать в качестве приоритетных требований, предъявляемых к современным выпускникам медицинских вузов формирование профессионально значимых личностных качеств специалиста, его высоких адаптивных способностей, соответствующих складывающимся реалиям на рынке медицинских услуг. Особое значение личностного развития в процессе профессионализации отражается также в современном подходе к понятию профессионализм, которое стало намного шире и включает в себя личностный компонент.

Профессионал - это субъект деятельности, обладающий высоким уровнем сформированное™ объективных и субъективных характеристик профессионализма, которые позволяют ему эффективно выполнять профессиональную деятельность, развивать свою личность средствами профессии, иметь перспективы роста, саморазвития и стремиться внести творческий вклад в свою профессиональную деятельность.

Обобщенно эти субъективные характеристики можно представить как: позитивное отношение к себе как специалисту, отсутствие личностных деформаций; наличие и поиск перспектив роста, зон своего ближайшего профессионального развития, саморазвития; стремление индивидуализировать свой труд, самореализоваться в нем, и личностно развиться средствами профессии.

Период профессионального обучения является важнейшим периодом в формировании и развитии профессионализма. Именно на данном этапе развития происходят личностные изменения, которые способствуют формированию профессионализма. В частности, постепенно формируется целостное представление о самом себе, самооценка своих умственных,

моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, стремление критически осмыслить окружающее, самоутвердиться, создать собственные теории смысла жизни.

В данный период появляется чувство своей особенности, непохожести на других, осознание необратимости времени, что заставляет всерьез задуматься о смысле жизни, о своем будущем, о своих личных и профессиональных целях. Вместе с тем, необходимо отметить, что одним из общих недостатков в подготовке специалистов в современной высшей школе выступает ориентация на формирование у выпускников глубоких и прочных научно-предметных знаний без учета важности их личностного профессионального развития.

Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для организации упомянутого выше непрерывного психологического сопровождения студентов в период обучения в вузе. И чем раньше (с первого курса) оно будет реализовываться, тем легче пройдут процессы социальной и учебной адаптации, быстрее и эффективнее будет формироваться профессиональное личностное развитие. В целом, психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития студента как будущего специалиста, укрепление его профессионального «Я», поддержание адекватной личностной и профессиональной самооценки, развитие способности к саморегуляции и стремления к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе профессионального становления.

Анализ основных подходов к пониманию психологического сопровождения позволяет нам определить этот термин как единство деятельностей всех субъектов организационного процесса по созданию условий для позитивного регулирования соответствующих отношений при сохранении максимума личностной свободы и ответственности. Основной целью психологического сопровождения является полноценная реализация психологического потенциала личности, регулирование адекватных взаимоотношений субъектов деятельности, развитие навыков рефлексии, изменение отношения к себе и другим, формирование толерантного сознания, развитие эмоциональной гибкости, улучшение социальной адаптации. Методологической основой программы психологического сопровождения развития профессионального самосознания студентов является личностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путей профессионального становления. Важнейшим положением данного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив профессионального становления необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги с опорой на свои личностные ресурсы.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что организация психологического сопровождения студентов в настоящее время является актуальнейшей задачей современного высшего образования как в его мультикультурном, так и в формирующем (профессо-нально-личностном) аспектах. Организация и практическое внедрение психологического сопровождения студентов возможно при наличии в вузе социально-психологической службы. И в этом плане в Астраханской государственной медицинской академии (АГМА) уже имеются приоритетные научно-практические наработки [5, 6].

В частности, на протяжении последних 5-ти лет психологические аспекты этой работы уже фактически реализуются сотрудниками кафедры медицинской психологии и педагогики, которые систематически оказывают комплексную социально- и медико-психологическую (психотерапевтическую) помощь всем нуждающимся в ней студентам. Уровень профессиональной компетентности сотрудников кафедры позволяет им участвовать в решении широкого круга психологических проблем студентов: от охраны их психического здоровья, психодиагностики и психопрофилактики до решения вопросов их социальной и учебной адаптации, психологических затруднений в профессиональном становлении. Ведь практически все сотрудники кафедры по своему базовому образованию - сертифицированные врачи-психиатры или психотерапевты, которые прошли дополнительную профессиональную пере-

подготовку в области практической или клинической психологии, а усиление психолого-педагогического звена осуществляется за счет специалистов с базовым психологическим или педагогическим образованием. Анализ 5-тилетнего периода нашей работы, показал, что за это время за психологической помощью обратилось 610 студентов в возрасте от 17 до 29 лет. Причем подавляющее большинство (59%) были студенты 2-4 курсов; меньше всего обращений (менее 3%) было среди первокурсников, хотя объективно именно у этих ребят больше всего и возникает адаптационных проблем. Среди обратившихся студентов значительно преобладали лица женского пола (68%), а основным мотивом обращения была осознаваемая потребность в оказании социально-психологической помощи (64%).

Таблица 1

Основные проблемы социальной адаптации студентов АГМА

Основные психоадаптационные проблемы студентов Абс. %

Межличностные отношения (сверстники, учебная группа и др.) 268 43,9

Отношения с родителями 104 17,0

Сомнения в выборе партнера 59 9,7

Сниженная самооценка (неуверенность в себе, в будущем) 48 7,9

Эмоциональные нарушения (тревога, депрессия и др.) 33 5,4

Кризис адаптации к профессии (выбор, самоопределение) 32 5,2

Посттравматическое стрессовое расстройство 17 2,8

Проблемы поиска «смысла жизни» 12 2,0

Проблемы учебной адаптации (низкая успеваемость, неорганизованность) 11 1,8

Межнациональные отношения в быту 10 1,6

Игровая и компьютерная зависимость (патологический гемблинг) 8 1,3

Другие (нервная анорексия и булимия, тревожные, фобические, диссоциа- 8 1,3

тивные, астенические и другие невротические расстройства)

Всего: 610 100

Анализ психологической проблематики студенческих обращений показал, что на первом месте по распространенности (43,9%) были проблемы межличностных отношений со своими сверстниками: одногруппниками, друзьями, знакомыми. Трудности взаимопонимания и взаимодействия, которые приводили к конфликтам или разрыву межличностных отношений мотивировали студентов искать решение этих проблем с помощью специалистов-психологов. На втором месте (17,0%) были проблемы отношения с родителями, которые, по мнению студентов, ограничивали уровень их свободы и самостоятельности. Проблемы «отцов и детей» особенно остро заявляли о себе у студентов коренных национальностей АО (татары, казахи, ногайцы) и, отчасти, у студентов-мигрантов из республик Северного Кавказа. На третьем месте (9,7%) по частоте обращений была внутриличностная проблема сомнений в своих чувствах, касающихся правильности выбора партнера или спутника жизни. Четвертое место (7,9%) занимали проблемы сниженной самооценки, что отражалось в виде частой неуверенности в себе, в своих поступках, учебной успеваемости, что порождало тревожные и даже депрессивные расстройства адаптации. Именно эти студенты пополняли группу лиц с клинически очерченными эмоциональными нарушениями (5,4%). Феноменологически близкими к ним были лица, перенесшие в прошлом тяжелые психотравмирующие ситуации и обнаруживающие клинические признаки посттравматического стрессового расстройства (2,8%). Практически у всех этих ребят («детей войны») в анамнезе выявлялись тяжелые утраты родных или близких, пережитое насилие, безысходность, которые не были вовремя изжиты и адекватно эмоционально отреагированы («психогенный хвост»).

Кроме этого, студенты-медики обнаруживали психологические проблемы профессиональной (5,2%) и собственно учебной адаптации (1,8%), проблемы поиска «смысла жизни» (2,8%), трудности в межнациональных отношениях (1,6%). Последнее, по-видимому, не является истинным отражением данной проблематики, поскольку в нашем многонациональном

вузе, особенно на первом курсе, студенты-мигранты из республик Северного Кавказа зачастую испытывают колоссальные трудности социальной и учебной адаптации за счет существующих этнокультурных и даже языковых барьеров. Однако эти ребята (особенно мальчики) пока еще предпочитают решать свои психологические проблемы самостоятельно (хотя и не всегда успешно) и практически не обращаются с ними к психологам. Такая «традиция» для них же часто «выходит боком»: не адаптировался, отстаешь в учебе, нарушаешь дисциплину, не сдал переводную сессию - будешь отчислен из вуза. В частности, недавнее анонимное анкетирование выявило данную проблематику в ранге наиболее сложных проблем социальной и учебной адаптации. Выяснилось также, что проблемы учебной адаптации в рамках межэтнического взаимодействия актуальны не только для студентов, но и для большинства молодых и даже опытных преподавателей АГМА.

Значительно реже среди наших студентов-медиков встречались лица с игровой зависимостью (1,3%), другими аддиктивными проблемами, включая алкогольную и наркотическую зависимости (1,3%). Общеизвестно, что последнее для врача рассматривается как абсолютная профнепригодность.

Несмотря на это, всем без исключения обратившимся студентам была оказана соответствующая медико-психологическая помощь, состоящая из предварительного психодиагностического исследования, психологического консультирования по их актуальной проблематике, индивидуальной или групповой психотерапии (аутотренинг, психодрама, поведенческая, позитивная, гештальт-терапия и др.). Анализ эффективности этой комплексной медико-психологической помощи указывает как на целесообразность ее дальнейшего оказания, так и на высокий уровень ее эффективности: 89% студентов, прошедших полный курс этой помощи, считали ее достаточно эффективной и не прибегали к повторному обращению к психологу по ранее заявляемой психологической проблематике.

Таблица 2

Комплекс специализированных мероприятий медико-психологической помощи

Специализированные медико-психологические мероприятия Абс. %

Психодиагностическое исследование 1021 54,7

Психологическое консультирование 352 18,9

Психотерапевтическая помощь (в том числе): 494 26,5

Психоразгрузочная психотерапия 77 15

Аутотренинг 2 0,4

Директивная и недирективная гипносуггестия 6 1,2

Личностно-ориентированная психотерапия 79 16

Поведенческая психотерапия 50 10,1

Гештальт-тер апия 58 11,7

Позитивная терапия 3 0,6

Нейролингвистическое программирование 28 5,7

Психодрама 11 2,2

Арт-терапия 47 9,5

Сказко-терапия 12 2,4

Комбинированные психотехники 121 24,5

Всего (исследований и случаев наблюдения): 1867 100

В тех случаях, когда возможности нашей помощи были ограничены, студенты направлялись к другим специалистам-медикам (психиатру, наркологу, невропатологу, гинекологу). Всего за 5-летний период к другим специалистам-медикам было направлено 11 студентов (1,8%).

Однако, несмотря на эту традиционно проводимую нами работу, в последние годы мы все чаще стали сталкиваемся с явными этнопсихологическими трудностями в ее реализации, и этому есть свое научное объяснение не только на нашем, внутривузовском уровне, но и на уровне нашего региона.

В частности, на протяжении последних лет мы являемся свидетелями резко возросшей активизации миграционных процессов, которые сегодня качественно изменили сложившуюся ранее многонациональную структуру Астраханской области (АО). Этот процесс можно определить как «региональную этнодемографическую трансформацию». Она связана с низкой рождаемостью и высокой смертностью (последние 15 лет) среди коренных этносов и «старых мигрантов» (русские, украинцы, татары, казахи, ногайцы, калмыки) и с возросшей экономической привлекательностью региона для населения, граничащих с ним республик Северного Кавказа.

В результате, сегодня основные миграционные потоки в АО - это уже не внешняя (международная), а внутрироссийская (межрегиональная) миграция, а основной ее поставщик -республики Северного Кавказа. На это указывает анализ данных миграционной службы АО за последние 5 лет. Несомненную роль в активизации этих миграционных потоков сыграли и недавние военные действия на Северном Кавказе.

Поэтому с послевоенного периода и в стенах нашей «Alma mater» наметилась отчетливая тенденция интенсивного прироста студентов из республик Северного Кавказа (Чечня, Дагестан, Ингушетия и др.). Однако, отчасти, данный прирост обусловлен и тем, что у нашего вуза имеются долгосрочные договоры с руководством здравоохранения этих республик по обучению в АГМА их будущих специалистов. И наша задача обеспечить восстановление кадрового медицинского потенциала в этих пострадавших от войны республиках. Договоры активно реализуются и сегодня, предоставляя АГМА в период начинающегося общероссийского «демографического провала» относительно стабильное пополнение абитуриентами студенческого контингента. Но в связи с этим, мы в своей работе уже давно ощущаем реальные социально-психологические затруднения, связанные с феноменом студенческой «этно-демографической трансформации», проблемами социальной и учебной адаптации студентов.

В период 2005-2006 учебного года мы исследовали этнический состав студенческой среды на основных факультетах АГМА, как в целом, так и дифференцированно с 1 по 6 (выпускной) курсы включительно (когортный срез - 2848 студентов). В результате общая этно-демографическая ситуация на основных (лечебном и педиатрическом) факультетах оказалась следующей: русские - 52,1%; калмыки - 10,1%; казахи - 6,3%; татары - 4,0%; кавказские этносы - 25,2%; студенты других национальностей - 2,3%. Эти обобщенные данные показали относительное преобладание в вузе в целом студентов традиционно коренных национальностей (за счет русских студентов, которые для АО по сути являются «старыми мигрантами»).

Однако в зависимости от года обучения (курса) студентов в вузе отчетливо прослеживалась иная тенденция. На лечебном факультете (бюджетная форма обучения) на 6 курсе русские студенты составляли 68%, на 2 курсе - всего 49,2%, а на 1 курсе - лишь 35%, т.е., в 5-тилетнем учебном интервале в ежегодно пополняемой мультикультурной студенческой среде мы выявили двукратное снижение относительного количества студентов русской национальности. Зафиксировано некоторое уменьшение студентов другого коренного этноса АО - студентов татарской национальности (7,4 % и 6,7%, соответственно).

Прямо противоположная тенденция прослеживалась у северокавказских студентов: на 6 курсе лечебного факультета (бюджет) эти студенты составляли лишь 10,3%, тогда как на 1 курсе того же учебного года - 38,7%. Это свидетельствует об увеличении их доли в мультикультурной студенческой среде в 3,7 раза. За счет этих изменений среди студентов младших курсов АГМА мы наблюдаем значительное уменьшение относительной доли славянских и увеличение традиционно мусульманских этносов, что привносит соответствующие этнопсихологические изменения в мультикультурную образовательную среду.

Таблица 3

Особенности динамики этнодемографических изменений в студенческой среде на лечебном факультете (бюджетная форма обучения)

Основные этнические группы студентов АГМА (лечебный факультет, бюджет - 1166 чел.) 1- 6 курсы, % 6 курс, % 1 курс, %

Русские 55,2 68 35

Казахи 6,7 4,4 5,7

Татары 5,1 7,4 6,7

Калмыки 8,7 6,4 8,8

Северо-кавказские этносы 20,5 10,3 38,7

Другие малочисленные этносы 3,8 3,5 5,1

Сводная группа славянских этносов Сводная группа мусульманских этносов 57,1 26,6 69,3 22,2 35 53

Аналогичная тенденция была характерна для северокавказских студентов, обучающихся на коммерческой основе, как на лечебном, так и на педиатрическом факультетах (1,5-2,5-кратное увеличение). А динамическое уменьшение доли в мультикультурном студенческом пространстве было характерно для студентов русской и, особенно, калмыцкой (6 курс, лечебный факультет - 12,3%, 1 курс - 3,8%; 6 курс, педиатрический факультет - 12,5%, 1 курс - 8%) национальностей.

Эта же динамика наблюдается и у студентов казахской национальности, обучающихся на коммерческой основе. Количество же студентов татарской национальности в 2005-2006 учебном году (коммерческая форма обучения) было и без того минимальным, что не позволило нам сделать какие-либо научные выводы.

Таблица 4

Особенности динамики этнодемографических изменений в студенческой среде на лечебном и педиатрическом факультетах (коммерческая форма обучения)

Основные этнокультуральные группы студентов 6 Леч/ф 1 Леч/ф 6 Пед/ф 1 Пед/ф

57 чел., 157 чел., 24 чел., 50 чел.,

% % % %

Русские 49,1 36,9 41,7 32,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казахи 5,3 5,1 20,8 -

Калмыки 12,3 3,8 12,5 8,0

Татары 1,7 1,9 - -

Северо-кавказские этносы 28,1 47,1 20,8 56,0

Другие малочисленные этносы 3,4 5,1 4,2 4,0

Сводная группа славянских этносов 49,1 37,6 41,7 32,0

Сводная группа мусульманских этносов 28,1 54,1 45,8 50,0

Обобщенный анализ представленных данных показывает, что в течение последних 5-ти лет наблюдается двукратное снижение в студенческой среде АГМА лиц русской и коренных национальностей АО на фоне трехкратного увеличения студентов-мигрантов из республик Северного Кавказа. Выявленная нами закономерность сохраняется и сегодня: представители северокавказских этносов на основных факультетах АГМА (лечебный, педиатрический, медико-профилактический, стоматологический) составляют подавляющее большинство (60% и более).

Проводя специализированный динамический мониторинг этнокультуральных изменений в студенческой среде, мы получили реальную возможность наблюдения и научного исследования сопровождающих их социально-психологические феноменов. Результаты этих исследований могут быть экстраполированы на городской и региональный уровни. Ведь мы сегодня рассматриваем нашу студенческую этнокультурную трансформацию в качестве ре-

гиональной этнодемографической модели, которая позволит прогнозировать ее дальнейшее развитие в АО в целом. На этой модели могут быть реально отработаны новые социальные технологии, превентивные социально-психологические программы, обеспечивающие оптимальные параметры социальной адаптации и ассимиляции «новых мигрантов» в изменяющемся этнокультурном пространстве АО.

Данная этнопсихологическая проблематика уже самым существенным образом сказывается не только на социальной, но и на собственно учебной адаптации наших студентов. Практически все преподаватели нашего вуза реально ощутили этнопсихологические трудности в реализации учебного процесса в отношении полиэтнического студенческого контингента. И это не только снижение показателей успеваемости студентов, результатов их переводных экзаменационных сессий, но и проблемы психологической адаптации самих преподавателей к этому качественно иному студенческому контингенту.

Поэтому проблемы внутривузовской адаптации наших студентов распространяются на все мультикультурное образовательное пространство вуза. И это, действительно, наши сегодняшние реальные трудности, которые мы осознаем и должны быть готовы их своевременно преодолевать. В этом плане мы активно продолжаем работать со студентами в сложившихся ранее традиционных подходах (психологическое консультирование, студенческий научный кружок, наглядная стендовая агитация и психопрофилактическая работа), но вместе с тем, мы понимаем, что в складывающихся условиях всего этого уже недостаточно.

В связи с вышесказанным, в 2006 году в АГМА по инициативе Координационного совета по воспитательной работе (председатель - профессор АГМА Т.И. Касаткина) нами был организован специализированный Центр «Социально-психологической адаптации студентов» (Центр «СПАС» АГМА). Целью создания Центра «СПАС» АГМА явилась необходимость обеспечения социально-психологической защищенности студентов и сотрудников академии, поддержки и укрепления их психического здоровья, создание благоприятных психологических условий для социально-психологической и учебной адаптации студентов, их полноценной социализации в вузе, будущем профессиональном пространстве и обществе в целом. Центр «СПАС» АГМА практически и обеспечивает указанное выше социально-психологическое сопровождение студентов, их психологическое консультирование, проведение групповой развивающей и тренинговой работы, медико-психологической профилактики. Задачами Центра являются: 1) содействие разностороннему личностному росту студентов; 2) повышение социально-психологической и педагогической культуры в вузе; 3) профилактика аддиктивного поведения (алкогольная, наркотическая, игровая зависимости) и других отклонений в социальном и психологическом функционировании студентов, пропаганда здорового образа жизни; 4) повышение психологической стрессоустойчивости (освоение миорелаксационных психотехник, развитие способности к саморегуляции); 5) профессиональное социально-психологическое содействие в социальной и учебной адаптации студентов младших курсов к процессу обучения; 6) формирование благоприятного психологического микроклимата в вузе, обучение навыкам эффективного (бесконфликтного) общения; 7) психологическая помощь в социальной адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям и критическим событиям жизни; 8) профилактика межэтнической напряженности в вузе, формирование адаптивной межэтнической толерантности и адекватного мультикуль-турного самосознания студентов.

Учитывая мультикультурную специфику студенческой среды АГМА, практическая работа Центра «СПАС» основывается на известном в науке гуманистическом этнопсихологическом подходе (Гумилев Л.Н., 1989-1992; Платонов Ю.П., 2002; Семке В.Я., 1999), пропагандирующем не только этнотолерантные, но и незаслуженно забытые интернациональные принципы. Отрадно отметить, что для нашего традиционно мультикультурного вуза этого забвения практически не существовало. В частности, этнически сбалансированное формирование студенческих групп наших первокурсников всегда проходило с учетом этого этнопсихологического и интернационального подхода. Обучаясь совместно, «бок о бок» преодолевая

все трудности «гранита наук», решая совместно социально-бытовые вопросы или проводя коллективные досуговые мероприятия, ребята уже после первого года обучения формируют в своих группах не просто коллективную, но и настоящую интернациональную сплоченность, основанную на дружбе и уважении друг к другу.

В разряд основных задач Центра «СПАС» АГМА входят и сугубо этнопсихопрофилак-тические: профилактика ксенофобии, межэтнической напряженности, межэтнических конфликтов, формирование адекватной межэтнической толерантности и мультикультурного самосознания у студентов. Этому способствует активно разрабатываемый в современной этнопсихологии, т.н. этнофункциональный подход. Учитывая важность, глубину и многополярность этой работы, в структуре Центра «СПАС» АГМА в 2007 году был создан мобильный студенческий отряд «Юный психолог», одной из приоритетных задач которого также является обеспечение эффективной социальной адаптации иногородних студентов-мигрантов. Его разносторонняя социально-психологическая деятельность (социологический опрос, анонимное анкетирование, лекции, беседы, научные сообщения, конференции, диспуты, тренинги общения и личностного роста) активно проводится на разных уровнях студенческой среды (учебные группы, курс, факультет, научный кружок, студенческие конференции, общежития, культурно-развлекательные мероприятия досуга и др.) и уже сегодня дает свои положительные результаты. В апреле 2008 года при поддержке проректора по воспитательной работе, профессора АГМА Т.И. Касаткиной Центром «СПАС» АГМА и активистами студенческого отряда «Юный психолог» была проведена первая внутривузовская межкафедральная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные вопросы социально-психологической адаптации студентов», где было представлено 15 интересных студенческих научных сообщений. В них словами самих студентов были отражены наиболее актуальные проблемы их социальной и учебной адаптации, выделены наиболее трудно решаемые вопросы и предложены конкретные пути их возможного решения. На конференции развернулась горячая дискуссия, которая позволила обменяться разносторонними мнениями студентом, их кураторам и преподавателям. В частности, была выделена важная и все более возрастающая в новых условиях роль института кураторства, который в нашем вузе никогда не прекращал своей деятельности (руководитель - зав. кафедрой русского языка Л.С. Милосердова). Однако в условиях формирующегося современного мультикультурного образования этому институту необходимо серьезно усилить свою компетентность в области специальных социально-психологических и этнопсихологических знаний. В результате было принято решение по оказанию кураторам младших курсов более плотного профессионального содействия со стороны психологов Центра «СПАС» АГМА.

Помимо этого Центр постоянно поддерживает тесные рабочие контакты с аппаратом проректора АГМА по воспитательной работе, с деканатами и основными кафедрами вуза, с общественными студенческими организациями. Конечная цель этой многосторонней работы - повышение уровня социально-психологической и учебной адаптации наших студентов-медиков. Возглавляет Центр «СПАС» АГМА доцент кафедры медицинской психологии и педагогики, кандидат психологических наук Т.В. Тараскина.

Центр «СПАС» АГМА пока располагается на кафедре медицинской психологии и педагогики, где и проводятся в полном объеме все его запланированные и утвержденные проректором по воспитательной работе мероприятия. Но мы надеемся, что для такой важной психологической службы вуза в перспективе будет выделено отдельное рабочее помещение, где найдется место для приложения своих знаний и умений всем неравнодушным к данной проблеме сотрудникам АГМА и будущим специалистам: врачам и психологам.

Необходимо также отметить, что этими же вопросами, но на несколько ином, культурно-воспитательном уровне давно и целенаправленно занимается студенческий «Клуб межнациональных отношений» АГМА (под руководством профессора АГМА Л.А. Татариновой). Не обходят стороной данную проблематику и другие общественные студенческие объединения АГМА («Коллега», «КВН» и др.), работа которых строится на указанных выше этнопси-

хологических и интернациональных принципах. Вместе работая, тесно общаясь, репетируя и выступая в одной команде, ребята быстрее и лучше начинают понимать друг друга. В ходе этих совместных занятий практически полностью стираются прежние языковые и культурные психологические барьеры, достигается глубокое взаимопонимание и истинное групповое (командное) сплочение. И результаты такого сплочения мы не раз наблюдали в ходе ярких выступлений наших интернациональных и уже легендарных команд КВН АГМА, таких как «Парадокс», «Братья по разуму», «3-й Интернационал» и другие.

Не менее важная роль в АГМА отводится и физическому воспитанию студентов, активному привлечению их к занятиям коллективными видами спорта (заведующий кафедрой физкультуры Э.М. Батырев). И в этом аспекте физического воспитания будущих медиков имеется не менее важный этнопсихологический и психопрофилактический компонент. Дело в том, что коллективные физические занятия и спортивные соревнования издревле считались не только объединяющими, формирующими «единую команду», но и являлись социально приемлемой формой разрядки ранее накопившейся психоэмоциональной напряженности, открытой и скрытой агрессии. Поэтому дальнейшая активизация этого направления в этнопсихологическом плане имеет очень важное позитивное значение.

В заключении хочется подчеркнуть, что в нашем вузе никогда из актуальной рабочей «повестки дня» проректора по воспитательной работе не исчезало не менее важное направление по патриотическому воспитанию студенческой молодежи. И это не пережиток известного советского прошлого, а реальная потребность сегодняшнего дня. Ежегодно каждая кафедра и каждый факультет АГМА, педагоги-кураторы младших курсов вносили и вносят сегодня свои предложения (планы мероприятий) по совершенствованию этой серьезной и систематической работы со студентами-медиками. И формирующееся сегодня мультикультур-ное образовательное пространство делает этот аспект воспитательной работы как никогда востребованным и важным. Курирует работу всех указанных выше студенческих общественных объединений, Центра «СПАС», а также патриотическое и интернациональное направления работы в вузе проректор АГМА по воспитательной работе. В результате наших общих усилий мы уже сегодня видим их вполне ощутимые результаты: улучшая социально-психологическую (межкультурную) адаптацию студентов, мы имеем относительно спокойную и благоприятную социальную атмосферу в ВУЗе, которая позволяет нам успешнее решать не менее сложные педагогические задачи по профессиональной подготовке будущих российских медиков независимо от их национальной принадлежности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н. [и др.]. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие. - М., 2004. - 240 с.

2. Мантлер В. Этническая система идентификации: миф или реальность // Сибирский вестник психиатрии и наркологии.-2000. - №1. - С. 58-59.

3. Марилов В.В. Культуральные аспекты современной психиатрии (обзор) // Журн. неврол. и психиат. -2002. - Т.102, вып. 6. - С. 64-67.

4. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. - СПб.: «Речь», 2002. - 520 с.

5. Селезнев С.Б., Бочарникова Н.А., Косарева Е.Ю., Кочур В.В., Франк Г.Н. Медико-психологические аспекты социальной адаптации студентов-медиков в современных условиях // Мат-лы Всеросс. уч.-метод. конф. с междунар. участием «Психолого-педагогические аспекты подготовки преподавателей и специалистов медицинского профиля в современных условиях. Реализация Болонской декларации в медицинских вузах». - Вестник СПбГМА им. И.И. Мечникова. - №2 (9), 2008. - С. 270-271.

6. Селезнев С.Б. Костина Л.А., Тараскина Т.В., Батарчук Д.С., Кочур В.В. Динамические особенности мультикультурной трансформации студенческой среды Астраханской государственной медицинской академии // Мат-лы Междунар. научно-практ. конференции «Мультикультурное образование: состояние и перспективы». - Астрахань, 2008. - С.130-134.

7. Семке В.Я. Этнопсихология и этнопсихиатрия: стратегия в XXI веке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 1999. - №4. - С.4-9.

8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.