Научная статья на тему 'Взаимодействие студентов кафедры теория и методика спортивных игр НГУ им. П. Ф. Лесгафта с профессиональным клубом'

Взаимодействие студентов кафедры теория и методика спортивных игр НГУ им. П. Ф. Лесгафта с профессиональным клубом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД / СТРУКТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / METHODS / STRUCTURE / PROFESSIONAL SPORT / VALUE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакас Святослав Владимирович

Апробация подхода предусматривающего взаимодействие вуза с профессиональным клубом, основанном на данных, полученных в ходе изучения структуры ценностных ориентаций, условий жизни и бюджета времени современных студентов, способствовала повышению успеваемости и интереса к тренерской работе, а также позволила студентам в большей степени реализовать важные для них образовательные цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудакас Святослав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKING SPORTS GAMES SPECIALISTS MORE COMPETENT IN THE LESGAFT NATIONAL STATE UNIVERSITY OF PHISICAL EDUCATION, SPORT AND HEALTH

The approbation of the methods making sports games specialists more competent increased students' academic progress and their interest to work as a coach. This approbation was based on learning of value system, living conditions and time budget of the modern students. The study gives a lot of opportunities to the students to reach their educational goals.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие студентов кафедры теория и методика спортивных игр НГУ им. П. Ф. Лесгафта с профессиональным клубом»

По мнению студентов, атлеты Специальной Олимпиады дружелюбные (70%), способные (59%), честные (49%) и готовые помочь (46%) люди. Из отрицательных, по нашему мнению, выделяются характеристики: несчастные (21%), настороженные (20%), молчаливые (19%) и медленные (14%). Конечно, это мнение студентов мало сталкивающимися с детьми такой категории, но и эти ответы выделяют доброе, хорошее мнение будущих педагогов о детях с нарушением интеллекта. Соотношение положительных и отрицательных характеристик, выбранных студентами для описания атлета Специальной Олимпиады, составляет 92% к 8%.

Таким образом, мы видим положительное отношение студентов факультета физической культуры, спорта и туризма к детям-инвалидам. Для формированию профессиональной компетенции будущих педагогов для работы с детьми с нарушением интеллекта необходима хорошо спланированная, научно обоснованная программа.

ВЫВОДЫ

1. Проведенное исследование показало отсутствие в республике Марий Эл подготовленных специалистов физической культуры и спорта для работы с людьми с ограниченными возможностями. Необходима целевая подготовка по специальности «Адаптивная физическая культура».

2. По результатам проведенного анкетирования 62% будущих педагогов по физической культуре имеют низкий уровень знаний по Специальной Олимпиаде. Для ликвидации этого пробела необходимо целенаправленное обучение студентов. Результаты работы дали возможность более рационально составить программу и учебный процесс по освоению знаний особенностей специальной Олимпиады.

3. Результаты создания описательного «лица атлета Специальной Олимпиады» подтвердили доброе отношение студентов к лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Для характеристики таких детей студенты использовали, в основном, положительные характеристики (92%).

4. Результаты предварительного исследования позволили разработать модель формирования профессиональной компетенции будущих педагогов для работы с детьми с задержкой психического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура : (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 1. С. 2-7.

2. Перспективы развития Специального Олимпийского Движения России в новом пятилетии (2005-2010 гг.) // Сборник докладов по материалам 5-ой Всероссийской научно-практической конференции. - М. : СО России, 2004. - С. 20-22.

3. Со спортом по жизни // Необычный спорт. - 2004. - № 2 (5). - С. 13-14.

4. Специальное олимпийское движение : опыт работы в России : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М. : СО России, 2003. - 46 с.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНЫХ ИГР НГУ ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

КЛУБОМ

Святослав Владимирович Рудакас, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Апробация подхода предусматривающего взаимодействие вуза с профессиональным клубом, основанном на данных, полученных в ходе изучения структуры ценностных ориента-

ций, условий жизни и бюджета времени современных студентов, способствовала повышению успеваемости и интереса к тренерской работе, а также позволила студентам в большей степени реализовать важные для них образовательные цели.

Ключевые слова: подход, структура, профессиональный спорт, ценностные ориентации.

MAKING SPORTS GAMES SPECIALISTS MORE COMPETENT IN THE LESGAFT NATIONAL STATE UNIVERSITY OF PHISICAL EDUCATION, SPORT

AND HEALTH

Sviatoslav Vladimirovich Rudakas, the post-graduate student,

Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St. Petersburg

Abstract

The approbation of the methods making sports games specialists more competent increased students’ academic progress and their interest to work as a coach. This approbation was based on learning of value system, living conditions and time budget of the modern students. The study gives a lot of opportunities to the students to reach their educational goals.

Keywords: methods, structure, professional sport, value system.

ВВЕДЕНИЕ

Характерной особенностью современного контингента студентов физкультурных вузов, специализирующихся по спортивным играм, является наличие в нем значительного числа спортсменов профессиональных спортивных клубов. Их большая занятость активной спортивной деятельностью порождает противоречия в бюджете времени между учебными занятиями вузе и занятиями профессиональным спортом. В тоже время личностные потребности современного контингента студентов в новых социальных условиях недостаточно изучены.

Проблема исследования - противоречие между необходимостью повысить качество подготовки специалистов по спортивным играм в физкультурных вузах, с учётом отмеченных выше особенностей контингента студентов, и отсутствием научных знаний о путях преодоления этого противоречия.

МЕТОДИКА

Исследование проводилось в 2005-2006 гг., с участием студенческого контингента кафедры спортивных игр Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

В общей сложности в исследованиях приняли участие 100 человек (88 студентов и 12 преподавателей). Использовались следующие частные методики:

- анкета важности потенциальных целей образования Дж. Равена [2001] (для оценивания степени реализации потенциальных образовательных целей в учебном процессе университета физической культуры);

- анкета «Вы учитесь в институте физической культуры» B.C. Кунарева [1983], направленная на выявление возможностей сочетания учебы с занятиями спортом.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные, полученные в результате использования шкалы целей образования Дж. Равена [2001] и анкеты «Вы учитесь в институте физической культуры» B.C. Кунарева явились основанием для формулировки подходов и систематизации соответствующих средств, позволяющих повысить результативность образовательного процесса университета физической культуры в современных условиях. Первый подход предусматривает необходимость учитывать ценностные ориентации студентов в учебном процессе университета, второй подход предусматривает повышение квалификации педагогов в сфере психопедагогики самосовершенствования и третий подход предусматривает

совершенствование взаимодействия вуза с профессиональным клубом.

На наш взгляд он особенно важен для учебного процесса нашего университета. Систематизация средств его реализации включает взаимодействие с профессиональным клубом, предусматривающего решение вопросов взаимовыгодного сотрудничества в совершенствовании учебного процесса вуза.

В своём исследовании мы проверили эффективность подхода предусматривающего организацию взаимодействия физкультурного вуза с профессиональным клубом. Данный подход был внедрен в учебный процесс в 2007-2008. В нем принимали участие студенты специализации баскетбол и гандбол кафедры ТиМИС. На практике были осуществлены следующие положения; доступ студентов специализации на все соревнования с участием команд клуба; возможность проведения педагогических наблюдений студентами специализации в ходе тренировок и соревнований; привлечение на регулярной основе тренерского и административного состава клуба к проведению учебных занятий со студентами специализации и командирской учебы с профессорско-преподавательским составом вуза; привлечение студентов специализации к проведению контрольных испытаний в командах профессионального клуба; привлечение тренерского и административного состава профессионального клуба в качестве консультантов при выполнении студенческих квалификационных работ; возможность проведения стажировок (педагогической практики студентов) в профессиональном клубе; привлечение студентов из числа игроков профессиональных клубов к проведению мастер-классов для основного контингента студентов и детей; разработку для студентов из числа игроков профессиональных клубов системы специальных заданий по анализу организации учебно-тренировочного процесса и выступления команды на соревнованиях; совместная организация практик лучших студентов кафедры на базе профессионального клуба.

Для того, что бы определить, как повлияла реализация подхода предусматривающего взаимодействие физкультурного вуза с профессиональным клубом на изменения реализации ценностных ориентаций студентов мы провели анкетирование студентов до и после эксперимента. Анкетирование проводилось с помощью модифицированной анкеты важности потенциальных целей образования Дж. Равенна. Полученные данные представлены в табл.1.

Таблица 1

Эффективность проведённых мероприятий оцениваемых по результату

анкетного опроса

Вопросы До После э Р

Х ±Sx M Х ±Sx M

Выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми 2,15±0,09 2 2,55± 0,08 3 < 0,05

Научить, применять полученные знания и навыки к решению новых проблем 2,09±0,09 2 2,45±0,07 2 > 0,05

Обеспечить умение учиться самостоятельно 1,94±0,09 2 2,33±0,1 3 < 0,05

Обеспечить умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли 1,9±0,1 2 2,4±0,1 3 < 0,05

Стимулировать способность иметь собственное мнение 1,99±0,1 2 2,4±0,1 3 < 0,05

Подготовить студентов к официальным зачетам и экзаменам 2,09±0,09 2 2,47±0,08 3 > 0,05

Дать представление о разных видах профессиональной деятельности, чтобы можно было решить, чем заниматься в дальнейшем 1,98±0,09 2 2,25±0,09 2 < 0,05

Обеспечить получение консультаций по вопросам профессиональной карьеры 1,68±0,09 2 2,43±0,09 3 < 0,05

Организовать экскурсии в профессиональные клубы и спортивные школы, чтобы познакомиться с профессиональной деятельностью 1,55±0,1 1 2,13±0,1 2 < 0,05

Для того, что бы определить, как повлияла реализация подхода взаимодействия физкультурного вуза с профессиональным клубом на эффективность учебного процесса, мы проанализировали успеваемость студентов на занятиях по теории и методике избранного вида спорта до и после эксперимента. Оценки за контрольную работу до и после эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Изменение уровня знаний в процессе педагогического эксперимента

Оценки

5(пять) 4 (четыре) 3 (три) 2 (два)

До эксперимента гандбол (n = 23) 10.4% 50.0% 27.0% 7.6%

После эксперимента гандбол (n = 23) 30.3% 53.0% 16.6% 0%

До эксперимента баскетбол (n =22) 14.4% 46.0% 25.0% 9.6%

После эксперимента баскетбол (n =21) 30.3% 59.0% 10.6% 0%

Таким образом, полученные входе эксперимента результаты, свидетельствуют о том, что практическая апробация подхода предусматривающего организацию взаимодействия физкультурного вуза с профессиональным клубом способствует повышению успеваемости студентов и интереса к тренерской работе, а так же позволяет в большей степени реализовать студентам важные для них образовательные цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кунарев, B.C. Организационно-методические особенности профессионально-педагогической подготовки студентов-спортсменов высокого класса в институтах физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Кунарев В.С. - Л., 1983. - 220 с.

2. Равен, Дж. Педагогическое тестирование : проблемы, заблуждения, перспективы : пер. с англ. / Дж. Равен. - Изд. 2-е, испр. - М. : «Когито-Центр», 2001. - 142 с.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭНДОГЕННОЙ ИНТОКСИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Наталия Викторовна Сивас, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Содержание статьи базируется на исследовании показателей крови, характеризующих уровень эндогенной интоксикации и связывающей способности альбуминов у студентов с различным уровнем физической активности. Получены данные о повышении эндогенной интоксикации у студентов с низкой физической активностью. Результаты используются при планировании объемов физической нагрузки.

Ключевые слова: студенты, физическая активность, эндогенная интоксикация, иммунная система.

THE CHARACTERISTICS OF THE RATE OF ENDOGENOUS INTOXICATION IN STUDENTS WITH VARIOUS PHYSICAL ACTIVITY LEVEL

Natalia Viktorovna Sivas, candidate of pedagogic science, the senior lecturer,

Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg

Abstract

The argument of the article is based on blood tests that characterize the rate of endogenous in-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.