Научная статья на тему 'Методология реализации физической культуры в интеграционном процессе начальной школы и школьного спортивного клуба'

Методология реализации физической культуры в интеграционном процессе начальной школы и школьного спортивного клуба Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Владимир Геннадьевич, Федоров Андрей Владимирович, Лобанов Валентин Юрьевич

В статье рассматривается методология интеграции содержания базового физкультурного образования в начальной школе и дополнительного в школьном спортивном клубе. Раскрывается технология интеграции содержания образовательного процесса, базирующаяся на определении базовых сфер физической культуры, уточнении ценностных приоритетов, систематизации универсальных учебных действий, разработкой и проверкой эффективности дидактических заданий. Эффективность методики определяется позитивными изменениями психолого-педагогических показателей гармоничного развития личностных качеств ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Владимир Геннадьевич, Федоров Андрей Владимирович, Лобанов Валентин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation methodology of physical culture in the integration process at primary school and school sports club

The article discusses the methodology of integrating the contents base of physical education in elementary school and extra school sports club. It reveals the technology of integration of the contents of educational process, based on the definition of the basic spheres of physical culture, clarification of the values and priorities, systematization of the universal educational actions, development and verification of the effectiveness of the teaching assignments. The effectiveness of techniques is determined by positive changes in psychological and pedagogical indicators of harmonious development of the personal qualities of the child.

Текст научной работы на тему «Методология реализации физической культуры в интеграционном процессе начальной школы и школьного спортивного клуба»

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов, Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / Г.Н. Германов, И.А. Сабирова, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 49-57.

2. Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - М. : ТВТ Дивизион, 2009. - 360 с.

3. Фатьянов, И.А. Использование специальных комплексов упражнений для формирования силового компонента специфического профиля подготовленности бегунов на сверхдлинные дистанции [Электронный ресурс] / И.А. Фатьянов // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 6. - URL : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8099 (дата обращения: 18.02.2016).

REFERENCES

1. Germanov, G.N., Sabirova, I.A. and Tsukanova, E.G. (2014), "Classification approach and theoretical representations of special and general in manifestations of endurance", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 49-57.

2. Myakinchenko, E.B. and Seluyanov, V.N. (2009), Development of local muscular endurance in cyclic sports, TVT Division, Moscow.

3. Fatyanov, I.A. (2012), "The use of special exercises for forming the power component of a specific profile of the preparedness of runners for extra-long distances", Modern problems of science and education, No. 6, available at http://www.science-education.ru/en/article/view?id=8099.

Контактная информация: run.rus.fi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2017

УДК 796.011

МЕТОДОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ШКОЛЬНОГО

СПОРТИВНОГО КЛУБА

Владимир Геннадьевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П.Ф Лесгафта, Санкт-Петербург); Андрей Владимирович Федоров, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, Санкт-Петербург; Валентин Юрьевич Лобанов, учитель, педагог дополнительного образования, Средняя общеобразовательная школа № 484 Московского района, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается методология интеграции содержания базового физкультурного образования в начальной школе и дополнительного - в школьном спортивном клубе. Раскрывается технология интеграции содержания образовательного процесса, базирующаяся на определении базовых сфер физической культуры, уточнении ценностных приоритетов, систематизации универсальных учебных действий, разработкой и проверкой эффективности дидактических заданий. Эффективность методики определяется позитивными изменениями психолого-педагогических показателей гармоничного развития личностных качеств ребенка.

Ключевые слова: физическая культура, сферы физической культуры, интеграционный процесс, универсальные учебные действия, дидактические задания.

IMPLEMENTATION METHODOLOGY OF PHYSICAL CULTURE IN THE INTEGRATION PROCESS AT PRIMARY SCHOOL AND SCHOOL SPORTS CLUB

Vladimir Gennadievich Fedorov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Andrey Vla-dimirovich Fedorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Budyonny Military Academy of Communication, St. Petersburg; Valentin Yurievich Lobanov, the teacher,

teacher of additional education, Secondary school No. 484 of the Moscow district,

St. Petersburg

Annotation

The article discusses the methodology of integrating the contents base of physical education in elementary school and extra - school sports club. It reveals the technology of integration of the contents of educational process, based on the definition of the basic spheres of physical culture, clarification of the values and priorities, systematization of the universal educational actions, development and verification of the effectiveness of the teaching assignments. The effectiveness of techniques is determined by positive changes in psychological and pedagogical indicators of harmonious development of the personal qualities of the child.

Keywords: physical culture, sphere of physical culture, integration process, universal educational actions, educational tasks.

ВВЕДЕНИЕ

Современные требования руководящих документов обусловливают позитивный взгляд на развитие, в частности, начального школьного образования, характеризующийся необходимостью формирования творческой личности, способной самостоятельно адаптироваться к достаточно сложным и постоянно изменяющимся условиям повседневной жизнедеятельности.

Характерная замкнутость в непосредственном общении с детьми и определенная вольность в получении зачастую негативной информации в медиа-среде усугубляют проблематику самореализации для перспективной социальной успешности, развития творческих способностей, саморазвития и самосовершенствования, сохранения и укрепления здоровья молодого населения страны.

Особое место в образовательном процессе должна занимать проблематика педагогического обеспечения условий для самореализации обучающихся в процессе учебной деятельности. Акцент на самореализацию способствует созданию фундаментальной основы для перспективной социальной успешности, развития творческих способностей, самосовершенствования, сохранения и укрепления здоровья молодого населения страны. Это имеет прямое отношение к физической культуре, целенаправленно способствующей развитию разносторонней и гармоничной личности школьника.

МЕТОДИКА

Ключевым моментом современного образования в школе должно быть положение: «Учить детей учиться!» В данном контексте важно целенаправленно формировать у школьников умения творчески осмысливать полученные знания, анализировать их и созидательно применять в повседневной практической жизнедеятельности.

Проведенный анализ руководящих документов, специальной литературы, стратегии реализации физической культуры в начальной школе и школьном спортивном клубе позволил уточнить ее возможности для формирования универсальных учебных действий, определить базовые сферы, систематизировать ценностные приоритеты и выработать общую стратегию интеграции образовательного процесса [3, 4, 5].

Исследование ведущих компонентов образовательного процесса по физической культуре способствовало определению методологического стержня реализации интеграционного процесса в начальной общеобразовательной школе и школьном спортивном

клубе (рисунок 1).

Особую значимость имеет содержание вариативных, дидактических заданий для целенаправленного формирования универсальных учебных действий школьников в системе базового и дополнительного образования. Содержание заданий должно иметь творческий характер стимулировать школьников к самостоятельному анализу исходного учебного материала и обеспечиваться предметным усложнением их однопрофильных вариантов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Педагогический эксперимент проводился в одной из школ Санкт-Петербурга. В исследованиях участвовало 59 человек в возрасте 8-9 лет. Обучающиеся были разделены на две группы: контрольная группа (КГ) - 30 человек и экспериментальная группа (ЭГ) -29 человек. В КГ уроки физической культуры проводились по стандартной программе учебного предмета «Физическая культура». Посещение дополнительных занятий по спортивным направлениям после уроков характеризовалось как нерегулярное. В ЭГ уроки проводились по разработанной методике, предусматривающей интеграцию содержания образования по физической культуре в начальной общеобразовательной школе и школьном спортивном клубе.

Целью проводимого педагогического эксперимента являлось повышение уровня развития у детей универсальных учебных действий, способствующих более успешной социализации в обществе, повышению эффективности воспитания и обучения с развитием творческого потенциала, сохранения и укрепления здоровья.

Эффективность интеграционного процесса по физической культуре определялась позитивными изменениями психолого-педагогических показателей гармоничного развития ребенка применительно к базовым сферам физической культуры и оценке уровня сформированное™ универсальных учебных действий [1, 2, 6, 7].

Рисунок 1 - Общий порядок реализации интеграционного процесса по физической культуре в начальной школе и школьном спортивном клубе

№ п/п Сферы физической культуры ЭГ (п=29) КГ (п=30)

До После До После

Личностно - мотивационная 17,32±1,38 19,28±1,51 (Р<0,05) 18,04±1,23 18,94±1,45 (Р>0,05)

Познавательно - развивающая 3,2±0,07 4,6±0,06 (Р<0,05) 3,3±0,07 3,5±0,08 (Р>0,05)

Организационно - регулятивная 3,6±0,08 4,5±0,07 (Р<0,01) 3,4±0,09 3,8±0,10 (Р>0,05)

Коммуникативно - этическая 9,3±0,85 12,6±0,91 (Р<0,05) 14,1±1,07 14,7±0,12 (Р>0,05)

Двигательно - энергетическая 423,7±2,15 412,9±2,04 (Р<0,05) 431,5±2,15 426,7±2,04 (Р<0,05)

442,1±2,10 420,6±2,07 (Р<0,05) 438,5±3,07 430,7±3,02 (Р<0,05)

Эмоционально - волевая 43,2±2,08 36,2±1,78 (Р<0,01) 45,1±1,78 45,8±2,32 (Р>0,05)

Функционально - оздоровительная 190,1±8,12 207,5±8,55 (Р<0,05) 195,7±7,03 193,8±8,04 (Р>0,05)

В экспериментальной группе отмечается более выраженная положительная динамика знаний и практических умений в области физической культуры и спорта, говорящей о формировании специфических УУД в области физической культуры и спорта.

ВЫВОД

Апробированный методологический подход к интеграционному процессу общего и дополнительного физкультурного образования школьников с в спортивном клубе способствовал ускоренному формированию универсальных учебных действий детей 8 - 9 лет. Это проявилось в достоверных изменениях показателей в познавательно-развивающей, организационно-регулятивной, личностно-мотивационной и коммуникативно-этической сферах жизнедеятельности школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лусканова, Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении / Н.Г. Лусканова. - М. : Фолиум, 1993. - 64 с.

2. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. - М. : Олма- пресс, 2003. - 430 с.

3. Федоров, В.Г. Ценностные приоритеты физической культуры в системном педагогическом процессе общеобразовательной школы / В.Г. Федоров, А.В. Федоров, В.Ю. Лобанов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 185-189.

4. Федоров, В.Г. Физическая культура в условиях модернизации образовательного процесса в начальной школе / В.Г. Федоров, А.В. Федоров, В.Ю. Лобанов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 189-193.

5. Федоров, В.Г. Стратегия реализации универсальных учебных действий в системе физкультурного образования школьников // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2016 год, посвященной 180-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта и 120-летию Университета. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 21-23.

6. Физиология роста и развития детей и подростков / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2000. - 590 с.

7. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин - М. Физкультура и спорт, 1985. - 255 с.

REFERENCES

1. Lukanova, N.G. (1993), Methods of research of children with learning difficulties, Folium, Moscow.

2. Ed Rean A.A. (2003), The psychology of a teenager. Workshop. Tests, methods for psychologists, teachers, and parents, "OLMA-press", Moscow.

3. Fedorov, V.G., Fedorov, A.V. and Lobanov, V.Yu. (2016), "Value priorities of physical culture in the system of pedagogical process of comprehensive school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 185-189.

4. Fedorov, V.G., Fedorov, A.V. and Lobanov, V.Yu. (2016), "Physical training in conditions of modernization of educational process in primary school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 189-193.

5. Fedorov, V.G. (2017), "Implementation Strategy of universal educational activities in the physical education of students", Materials of the final scientific-practical conference of the faculty of The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, in 2016, dedicated to 180 anniversaries from the birthday of P. F. Lesgaft and the 120th anniversary of the University. National state University of physical culture, sport and health them. P. F. Lesgaft, Saint Petersburg, pp. 21-23.

6. Ed. Baranova, A.A. and ShCheplyagina, L.A. (2000), Physiology of growth and development of children and adolescents, GOETAR-Media, Moscow.

7. Hanin, Yu.L. (1985), Psychology of communication in sport, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: fedoroff101@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2017

УДК 796:612

ВЛИЯНИЕ ФАКТА ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ДИЗАДАПТАЦИИ В РАННЕМ ПОСТСПОРТИВНОМ ПЕРИОДЕ

Ирина Викторовна Федотова, кандидат медицинских наук, доцент, Дмитрий Валерьевич Таможников, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Сергеевич Андре-енко, кандидат педагогических наук, Александр Викторович Бочаров, кандидат медицинских наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград; Анастасия Юрьевна Беликова, врач-ординатор, кардиолог, Волгоградский областной клинический кардиологический центр, Волгоград

Аннотация

Произведено анкетирование, в котором приняли участие 364 респондента, в недавнем прошлом, закончившие профессиональную спортивную карьеру. Проанализирован блок ответов на вопросы, касающиеся медицинской тематики, в результате выявлены основные патологии раннего постспортивного периода. Определено влияние такого фактора как, незапланированный уход из большого спорта, на качество жизни экс-атлетов в раннем постспортивном периоде. Доказано, превалирование негативных компонентов медицинских аспектов адаптации в группе спортсменов, оставивших профессиональную деятельность незапланированно, в результате травмы или еще каких-либо непредвиденных обстоятельств, в сравнении со спортсменами, планировавшими завершение карьеры. Определена необходимость более тщательного медицинского контроля за состоянием здоровья экс-атлетов в раннем постспортивном периоде, в особенности категории тех спортсменов, чей уход из большого спорта был не запланирован.

Ключевые слова: ранний постспортивный период, экс-спортсмены, медицинские аспекты дизадаптации.

INFLUENCE OF FACT OF COMPLETION OF SPORTS ACTIVITIES ON THE MEDICAL ASPECTS OF DISADAPTATION IN THE EARLY POST-SPORTS

PERIOD

Irina Viktorovna Fedotova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Dmitry Va-lerievich Tamozhnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Ser-geevich Andreenko, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Viktorovich Bocharov, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd; Anastasia Yurievna Belikova, the resident physician, cardiologist, Volgograd Regional Clinical Cardiological Center, Volgograd

Annotation

A questionnaire was made, in which 364 respondents have recently participated who have completed their professional sports career. The block of answers to questions concerning the medical subjects was analyzed, as a result, the main pathologies of the early post-sports period were revealed. The influence of such factor as, unscheduled withdrawal from the big sport, on the quality of life of ex-athletes in the early post-sports period was determined. It is proved that the prevalence of negative components of medical aspects of adaptation in the group of athletes who have left their professional activities unplanned, as a result of trauma or any other unforeseen circumstances, in comparison with the sportsmen who planned the completion of a career. The need for more thorough medical monitoring of the health of ex-athletes in the early post-sport period, in particular the category of those athletes, whose leaving the big sport was not planned, was determined.

Keywords: early post-sports period, ex-athletes, medical aspects of disadaptation.

Профессиональная карьера действующего спортсмена представляет собой достаточно продолжительный жизненный период, в ходе которого происходит достижение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.