Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН-УЧАСТНИЦ В РАМКАХ ОДКБ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН-УЧАСТНИЦ В РАМКАХ ОДКБ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
560
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОДКБ / ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ву Чи-Ян

Организация договора о коллективной безопасности - это региональная организация безопасности, созданная бывшими советскими республиками для реагирования на угрозы безопасности в прилегающих районах. В этой статье рассматриваются типологии и взаимодействия государств-участников внутри Организацией договора о коллективной безопасности. Характеризуются механизмы и особенности сотрудничества в организации, возглавляемой Россией и российскими элементами. В рамках исследования были рассмотрены четыре основные части: первая часть - это предыстория создания после распада СССР, вторая - влияние США как фактора создания Организации после событий 11 сентября 2001 г., третья - проекты сотрудничества ОДКБ, четвертая - новые угрозы безопасности. Выявлены изменения системы и функции ОДКБ. С помощью, через призму этих четырех аспектов был показан процесс трансформации ОДКБ из неэффективной структуры в многофункциональную организацию по обеспечению безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE PARTICIPATING COUNTRIES WITHIN THE FRAMEWORK OF THE CSTO

The Collective Security Treaty Organization is a regional security organization established by the former Soviet republics to respond to security threats in surrounding areas. This article examines the typologies and interactions of the participating states within the Collective Security Treaty Organization. The mechanisms and features of cooperation in the organization headed by Russia and Russian elements are characterized. As part of the study, four main parts were considered: the first part is the prehistory of creation after the collapse of the USSR, the second is the influence of the United States as a factor in the creation of the Organization after the events of September 11, 2001, the third is the CSTO cooperation projects, the fourth is new security threats. Changes in the system and functions of the CSTO have been identified. With the help, through the prism of these four aspects, the process of transforming the CSTO from an inefficient structure into a multifunctional security organization was shown.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН-УЧАСТНИЦ В РАМКАХ ОДКБ»

МНОГОСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / MULTILATERAL COOPERATION

Научная статья / Research article Взаимодействие стран-участниц в рамках ОДКБ Ву Чи-Ян (Китай)

Университет Китайской Культуры, Тайбей, Тайвань е-mail: 1032205827@rudn.ru

Аннотация. Организация договора о коллективной безопасности - это региональная организация безопасности, созданная бывшими советскими республиками для реагирования на угрозы безопасности в прилегающих районах. В этой статье рассматриваются типологии и взаимодействия государств-участников внутри Организацией договора о коллективной безопасности. Характеризуются механизмы и особенности сотрудничества в организации, возглавляемой Россией и российскими элементами. В рамках исследования были рассмотрены четыре основные части: первая часть — это предыстория создания после распада СССР, вторая - влияние США как фактора создания Организации после событий 11 сентября 2001 г., третья - проекты сотрудничества ОДКБ, четвертая - новые угрозы безопасности. Выявлены изменения системы и функции ОДКБ. С помощью, через призму этих четырех аспектов был показан процесс трансформации ОДКБ из неэффективной структуры в многофункциональную организацию по обеспечению безопасности.

Ключевые слова: Организация договора о коллективной безопасности, ОДКБ, военное сотрудничество, безопасность.

Для цитирования: Ву Чи-Ян Взаимодействие стран-участниц в рамках ОДКБ // Постсоветские исследования. 2022; 6(5): 63 5-646.

Interaction of the participating countries within the framework of the CSTO

Wu Chi -Yuan (China)

Chinese Culture University, Taipei, Taiwan е-mail: 1032205827@rudn.ru

Abstract. The Collective Security Treaty Organization is a regional security organization established by the former Soviet republics to respond to security threats in surrounding areas. This article examines the typologies and interactions of the participating states within the Collective Security Treaty Organization. The mechanisms and features of cooperation in the organization headed by Russia and Russian elements are characterized. As part of the study, four main parts were considered: the first part is the prehistory of creation after the collapse of the USSR, the second is the influence of the United States as a factor in the creation of the Organization after the events of September 11, 2001, the third is the CSTO cooperation projects, the fourth is new security threats. Changes in the system and functions of the CSTO have been identified. With the help, through the prism of these four aspects, the process of transforming the CSTO from an inefficient structure into a multifunctional security organization was shown.

Key words: Collective Security Treaty Organization, CSTO, military cooperation, security

For citation: Wu Chi-Yuan Interaction of the participating countries within the framework of the CSTO // Postsovetskie issledovaniya - Post-Soviet Studies. 2022;6(5):645-646. (In Russ.)

До теракта 11 сентября 2001 г. конфликты в сфере безопасности в Центральной Азии и ее окружающих районах еще массово не возникали, и вопросы безопасности в Центральной Азии не имели глобального значения. Во-первых,

религиозные и террористические силы в Центральной Азии в основном опираются на региональное развитие и распространение, они не породили глобальной террористической угрозы и не стали крупной угрозой стратегической безопасности

мировых держав. До теракта 11 сентября с 1999 по 2001 гг. страны Центральной Азии были более склонны к восстановлению различных форм сотрудничества с Россией, чем с НАТО. Однако после теракта 11 сентября 2001 г. Афганистан и Центральная Азия заняли важное место в глобальной борьбе с терроризмом. Во время войны в Афганистане США осознали

геополитическую важность Центральной Азии и начали всесторонне укреплять свои позиции в регионе. После теракта 11 сентября сформировалось три основных направления политики США в отношении Центральной Азии: борьба с терроризмом, расширение демократии, доминирование разведки и транспортировки нефти и газа. После того, как США начали «глобальную войну с терроризмом» на Ближнем Востоке, они начали проникновение в Центральную Азию, впервые в истории создав военные базы в Узбекистане и Кыргызстане. США стремились стать протекторатом для Центральной Азии, которая в свою очередь также начала полагаться на США, поскольку угроза со стороны афганских талибов и поддерживаемых ими исламистских боевиков в Центральной Азии сохранялась. При том, что страны региона были не в состоянии бороться с этой угрозой.

Поскольку распад СССР создал вакуум в идеологическом поле Центральной Азии, исламская культура, ставшая важной частью национального сознания, быстро

распространилась во все сферы общественной жизни. Период с 1991 по 1996 гг. был периодом всестороннего возрождения ислама, например, количество мечетей в Казахстане до обретения независимости выросло с 63 до более чем 4000 в 1997 г. В Кыргызстане до обретения независимости количество мечетей выросло с 15-20 до 1500-2000 в 1996 г. Количество религиозных групп на казахском языке выросло до 1180. В Узбекистане существовало 15 сект, и в каждом селе есть мечети. 1 Во многих местах возродилась традиция обучения в продвинутых библейских школах для детей школьного возраста. В южных районах

Ян Взаимодействие стран-участниц в рамках ОДКБ центральноазиатских стран сформировалась сильная религиозная атмосфера. В связи с продолжающейся экспансией афганских талибов и ослаблением их фундаментализма, в сочетании с быстрым развитием этих религиозных сил в странах Центральной Азии, это создало условие для масштабной генерации религиозно-экстремистских сил и их вмешательства и влиять на социальную и политическую жизнь. Это еще больше усложняет политическую борьбу в Центральной Азии. Негативное влияние многолетней войны и хаоса в Афганистане на региональную безопасность и стабильность носит не только военный характер, но и представляет значительную опасность для политической, экономической и социальной стабильности региона.

Проекты сотрудничества ОДКБ

14 мая 2002 г. на Московской конференции стран-участниц Договора о коллективной безопасности (ДКБ) СНГ было принято решение о реорганизации ДКБ Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это укрепило связи между государствами-участниками по вопросам защиты суверенитета,

территориальной целостности и

национальной безопасности, позволив государствам-членам более активно участвовать в борьбе международного сообщества с терроризмом и завершив создание системы коллективной

безопасности для государств-участников.

В рамках зоны коллективной безопасности были выделены три субрегиональных направления: Восточная Европа, Кавказ и Центральная Азия. С одной стороны, это уточнение институциональных установок для повышения эффективности организационных действий, а с другой стороны, это также отражение региональных различий в распределении государств-участников внутри ОДКБ.

1. Восточный европейский регион:

Сотрудничество ОДКБ в Восточной Европе базируется на российско-белорусском военно-политическом союзе. Беларусью является единственной страной из трех восточноевропейских стран

1

ЙЙ®, 2007 359 Мо

Ассоциации Независимых Государств (Беларусь, Украина и Молдова), вступившая в Организацию Договора о коллективной безопасности, а также страна с наивысшей степенью военной интеграции с Россией. В 1998 году было принято «Соглашение между Российской Федерации и Республикой Беларусь о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере» также было принято решение сформулировать общую военную политику, создать совместное органы управления, исполнения и поддержки, создать совместные силы и определить единый военный план. В октябре 1999 г. создание РГБ было утверждено и стороны приступили к созданию совместных боевых сил и соответствующих командных структур.1 По мере углубления интеграции России и Белоруссии военно-политическое

сотрудничество между двумя странами обеспечивает Москве важный

стратегический фронт в противостоянии с Европой. 2 Помимо связи России с Калининградским анклавом, она также стала важной частью сотрудничества в области безопасности в рамках ОДКБ.

2. Кавказский регион:

История и географическое положение Кавказского региона обладают некоторыми особенностями. Три страны Кавказского региона, Армения, Грузия и Азербайджан, имеют сложные отношения друг с другом. Сотрудничество ОДКБ в регионе характеризуется сложностью и хрупкостью. Армения всегда была верным союзником России и в настоящее время является единственным участником ОДКБ на Кавказе. В августе 1997 г. Россия и Армения подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения, предусматривающий

обязательство предоставлять взаимные гарантии в конфликтных ситуациях. Согласно договору, Россия разместила в Армении около 2800 военнослужащих для совместной с вооруженными силами Армении обороны внешней границы СНГ.

1 Н.Г. Федулова: Проблемы безопасности и военного

сотрудничества в рамках СНГ, Отечественная история. 2000. № 5. с-69-84

Отношения между Грузией, Азербайджаном и ОДКБ более сложные. Две страны присоединились к организации после 1993 г. с целью стабилизации внутренних проблем, с которыми они столкнулись, используя силу ОДКБ. Азербайджан надеется занять выгодное положение в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе с Арменией, а Грузия надеется подавить сепаратистские тенденции Абхазии в своей стране. Однако после того, как Россия и Армения установили прочный союз, обе страны усомнились в том, что Россия отдает предпочтение Армении в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе, а также поддержке абхазского сепаратизма в Грузии. После истечения срока действия договора в 1999 г. две страны объявили о своем выходе из ОДКБ, что нанесло огромный удар по развитию организации.

3. Центральный азиатский регион:

За исключением нейтрального Туркменистана все страны Центральной Азии являются странами-учредителями ОДКБ, Узбекистан объявил о выходе из Договора о коллективной безопасности в 1999 году, но возобновил свое членство в июне 2006 г. Центральная Азия — относительно нестабильный регион в составе СНГ. Внутри стран Центральной Азии с момента обретения независимости присутствовала обеспокоенность

этническими и религиозными конфликтами. С внешней стороны Центральная Азия окружена рядом нестабильных факторов от Афганистана на юге до северо-запада, а затем до Кавказа на западе. Крайний религиозный экстремизм, терроризм и национальный сепаратизм угрожают безопасности центральноазиатских стран. Неспособность решить эту проблему своими силами определяет сильную зависимость стран Центральной Азии от России. Поэтому сотрудничество в области безопасности ОДКБ в Центральной Азии является относительно эффективным. ДКБ сыграл активную роль в предотвращении гражданской войны в Таджикистане в первые дни независимости. Затем ОДКБ

2 Dmitri Trenin, Russia's Spheres of Interest, not Influence, The Washington Quarterly, 2009г. том.32 №4, с.3-22

значительно укрепила стратегические позиции России в регионе, а также выполнила другие функции, такие как предотвращение нападений исламских боевиков. Коллективные силы быстрого развёртывания Центральноазиатского

региона (КСБР ЦАР) были сформированы в августе 2001 г. на основании Решения Совета коллективной безопасности ОДКБ от 25 мая 2001 г., в КСБР ЦАР входят 10 батальонов из государств-участников ДКБ, около 5000 военнослужащих. Войска различных стран, входящие в состав КСБР ЦАР, дислоцируются на своей территории и подчиняются своим органам военного управления. Совместные действия осуществляются в соответствии с совместными мероприятиями походной и боевой подготовки. В рамках ОДКБ Россия приобрела 999-ю авиабазу в Канте в Киргизии и 201-ю военную базу в Таджикистане. Когда Путин посетил Киргизию в 2002 году, он решил арендовать военный аэропорт Кант и создать базу ВВС. Авиабаза Кант официально открылась в 2003 году. Согласно соглашению, подписанному с Киргизией, на созданной Россией авиабазе Кант будет дислоцировано более 20 «боевых самолетов различных видов фронтовой авиации, военно-транспортных самолетов и вертолетов», «на авиабазе планируется разместить 500 российских военнослужащих и более 200 гражданских лиц», Кыргызстан предоставит базе учебно-тренировочные самолеты Л-39 для подготовки собственных пилотов, Российская сторона предоставит средства базе ВВС России в Киргизии, задачу по охране базы и предотвращению чрезвычайных ситуации возьмет на себя российская сторона и выполняют обязанность персоналы базы, Кыргызстан предоставит ВВС России недвижимость, воду, электричество и другие необходимые удобства безвозмездно; 1 Киргизские летчики будут использовать самолеты, предоставленные базе, для обучения и т.д. Эти двусторонние условия между Россией и Кыргызстаном недоступны американским военным, так как им приходилось платить за

Ян Взаимодействие стран-участниц в рамках ОДКБ содержание военных баз. Конечно, их цели и роли также различны. Авиабаза Кант также была первой военной базой, созданной Россией за границей после распада Советского Союза.

Для США Евразия является важнейшей геополитической мишенью, которая напрямую влияет на гегемонию США в Евразии. В целях стратегического развертывания сил США в Евразии, в дополнение к лозунгу борьбы с терроризмом, США осуществили серию цветных революций в Грузии, Украине, Кыргызстане и других странах Евразии для укрепления проамериканских режимов. Видно, что цветная революция - лучший способ для США реализовать евразийскую

геополитическую стратегию Бжезинского после холодной войны [Brzezinski 1991: 201] После события 11 сентября, после периода размышлений, США

скорректировали свою внешнюю стратегию и приступили к реализации

«Центральноазиатской стратегии»,

основанной на «Партнерстве для Центральной Азии» 2 , предложенном Ф/ Старром. Одним из важных направлений является взращивание проамериканских сил в странах Центральной Азии, осуществление политических изменений и, наконец, установление господства в этом регионе. А демократические преобразования - одна из главных целей политики США в отношении с СНГ. Время выпуски статьи «Партнерство для Центральной Азии», которую публиковал профессор Старр, совпадает с революцией тюльпанов в Кыргызстане и андижанскими событиями в Узбекистане. Два крупных инцидента в Кыргызстане и Узбекистане в 2005 г. заставили некоторых американских ученых и политиков задуматься об установленной политике в отношении с Центральной Азией. Из-за глубокой озабоченности цветными революциями, спровоцированными США, и соображений консолидации собственных режимов, страны стали дистанцироваться от США, в частности, и Узбекистан, особенно после андижанского инцидента, быстро

1 Россия перебрасывает на авиабазу "Кант" боевые самолеты, 17 октября 2003,

https://www.vesti.ru/article/2358966

2 Frederick Starr, A Partnership for Central Asia^ Foreign Affairs Vol. 84, No. 4 (Jul. - Aug. 2005), pp. 164-178

оттолкнул США. Узбекистан вышел из ГУАМ и вновь развивал сотрудничество с Россией. Военное сотрудничество между двумя сторонами становилось все более тесным. Кыргызстан не отказался от своей пророссийской политики, как надеялись США.

Что еще более важно, на саммите ШОС в июле 2005 г. главы государств-членов выступили с совместным заявлением, единодушно и торжественно потребовав от США вывести свои войска с военных баз в странах Центральной Азии. На США был нанесен самый тяжелый удар с тех пор, как они вошли в Центральную Азию и Кавказ. Ввиду этой неудачи серьезно пострадали и геополитические интересы США, и политику продвижения демократии необходимо отложить и сделать ее долгосрочной политической целью. В то же время США также осознала, что культивирование демократии в Центральной Азии является долгосрочной задачей, и ее нельзя торопить.

В ответ на военное присутствие США в Центральной Азии Россия усилила свои вооруженные силы на юге, особенно военно-морские силы в Черном и Каспийском морях в своих планах военного строительства, более того, того, Россия также укрепила сотрудничество между странами ОДКБ в сфере противодействия терроризму и безопасности и усилила свое военное присутствие в Центральной Азии. Россия создала постоянные военные базы в Кыргызстане и Таджикистане, что является важным фактором для защиты ее долгосрочной безопасности и

стратегических интересов в Центральной Азии. В Армении также размещены российские войска, а российские пограничники также помогают охранять границы Армении с Турцией и Ираном. У России по-прежнему есть две военные базы в Южной Осетии и Абхазии, которые до сих пор не выведены. Россия и Туркменистан достигли новой договоренности об увеличении численности российских пограничников в Туркменистане. Остаются и Российские миротворческие базы в Приднестровье. Кроме того, Россия и эти страны часто проводят двусторонние и многосторонние военные учения, чтобы

продемонстрировать силу российской армии и расширить ее влияние.

Цветная революция, принесенная США, и постоянное ускорение проникновения НАТО в СНГ, и в то же время правительство США приняло решение скорректировать направленность военного развертывания и увеличить численность войск в Афганистане. То есть с западной и с южной границы для участников ОДКБ будет оказываться большое давление. В этом контексте, чтобы справиться с этими новыми проблемами и угрозами в окрестностях, ОДКБ ускоряет формирование сил быстрого реагирования, для потенциальной борьбы с новыми вызовами и кризисами. С 2004 по 2008 год впервые был принят ряд документов, определяющих конкретное направление будущего развития, таких как: «О развитии и совершенствовании противовоздушной обороны государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности», «О реализации решений Астанинской (2004 г.) сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, об утверждении

Приоритетных направлений деятельности Организации Договора о коллективной безопасности во втором полугодии 2005 года - первом полугодии 2006 года и Плана основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного

сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности на 2006 - 2010 гг.». ОДКБ также провело множество совместных военных учений по борьбе с террористическими атаками и контрабандой наркотиков, под кодовым названием «Рубеж» с 2000 г. также создало некоторые рабочие и вспомогательные учреждения для защиты от новых вызовов и угроз.

В июне 2005 г. пять президентов России, Казахстана, Таджикистана, Казахстана и Армении участвовали на саммите в Москве и выступили с четырьмя совместными декларациями: «Во-первых, пять государств-членов готовы осуществлять всестороннее сотрудничество в рамках СНГ, ШОС и ЕврАзЭС, надеются на развитие отношений с ЕС и подтвердила свою готовность

Ву Чи-

общаться и координировать свои действия с НАТО. Во-вторых, призвать

заинтересованные стороны усилить координацию по афганскому вопросу и обеспечить центральную роль ООН в процессе решения этого вопроса. В-третьих, надеются, что удачно добьются прогресса в решении ядерной проблемы на Корейском полуострове. Считается, что

соответствующие стороны должны решить иранскую ядерную проблему политическими средствами при условии, что Иран имеет право на мирное использование ядерной энергии. В-четвертых, стратегической целью организации является содействие установлению справедливого и

демократического международного порядка, поддержанию процветания и безопасности в Евразии.»

На Минском заседании Совета коллективной безопасности в июне 2006 г. была принята «Декларация государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности Организации». В документе было отмечено о необходимости принятия дополнительных мер по адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям и потребностям времени, когда она трансформируется в многофункциональную международную организацию безопасности. На заседании также было принято решение о восстановлении членства Узбекистана.

Заседание Совета коллективной безопасности состоялось в Душанбе, Таджикистан, в ноябре 2007 г. На заседании было подписано «Декларация государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в связи с 15-летием Договора о коллективной безопасности», был принят ряд важных резолюций по миротворчеству, военно-экономическому сотрудничеству, военно-техническому сотрудничеству, военному строительству. Президенты участвующих государств-членов подписали «Соглашение о миротворческой деятельности

Организации Договора о коллективной безопасности».

Ян Взаимодействие стран-участниц в рамках ОДКБ

На Московском заседании Совета коллективной безопасности в сентябре 2008 г. была принята декларация и принят ряд важных решений по внешнеполитической координации, военному строительству, противодействию вызовам и угрозам как: «О дополнительных мерах по усилению антинаркотической деятельности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности», «Решение о Плане коллективных действий государств-членов ОДКБ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2012 гг.».

4 февраля 2009 г. на саммите глав ОДКБ (кроме Беларуси и Узбекистана) было принято решение о создании «Решение Совета коллективной безопасности о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ», «Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности». КСБР ОДКБ несут в себе важную роль в сфере безопасности.

После события 11 сентября 2001 г. нетрадиционное влияние обеспечения безопасности России в Центральной Азии все чаще встречалось с новыми вызовами. Столкнувшись с США и со стратегическими дилеммами, помимо проектов

сотрудничества в рамках ОДКБ, Россия также сотрудничала с ШОС в сфере безопасности в рамках ОДКБ, с целью сдерживания США.

В октябре 2007 г. ОДКБ и ШОС подписали протокол о сотрудничестве «Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Секретариатом ОДКБ», В этом протоколе уточняется, что сотрудничество в сфере безопасности станет основным направлением взаимодействия ОДКБ и ШОС. Обе организации будут работать над установлением и развитием равноправного и конструктивного партнерства. Сотрудничество в обеспечении региональной и международной

безопасности и стабильности, борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, незаконным оборотом оружия, транснациональной организованной

преступностью и в других областях,

представляющих взаимный интерес. Будут проведены совместные консультации и обмен информацией, будут сформулированы совместные планы и меры действий. Представители постоянных органов двух организаций могут быть приглашены для участия в соответствующих мероприятиях в рамках двух организаций в качестве гостей.

На неформальном саммите ОДКБ, проходившем в Душанбе, в августе 2011 г., Президент России Дм. Медведев официально предложил изменить процедуру принятия решений, единогласно согласованную членами ОДКБ, на простое большинство в целях повышения эффективности работы ОДКБ. Медведев также предложил ОДКБ уточнить критерии оказания

соответствующей помощи странам с внутренними беспорядками. По мнению Д.А. Медведева и генсека ОДКБ Н.Н. Бордюжа, ОДКБ должна эффективно предотвращать политические волнения, такие как «цветные революции» и «арабская весна», и четко давать понять, что ее государства-члены являются зонами ответственности ОДКБ, и ОДКБ должна осуществлять

организационное вмешательство, которое заключается в поддержании

конституционного порядка. 1

Ускорение темпов создания КСБР является важной вехой для ОДКБ, КСБР -новый состав Коллективных сил, утвержденный ОДКБ в феврале 2009 года и документ о формировании был подписан в июне того же года. Но прогресс был медленным с тех пор. «Арабская весна» ускорила процесс формирования сил. В августе 2012 г. на саммите ОДКБ было принято решение об усилении строительства сил быстрого реагирования.

С 2010 г. ОДКБ провела несколько саммитов и заседаний Совета министров обороны, на которых был принят ряд важных решений по усилению организации для реагирования на новые виды угроз, включая цветные революции.

Улучшение механизма КСОР

1 Объединенный штаб ОДКБ разрабатывает ряд документов, которые рекгламендируют практическую деятельность Организации - Бордюза, 27.04.2011, https://odkb-

В июне 2014 г. Совет министров обороны ОДКБ принял решение об ускорении темпов формирования, сокращении цикла формирования и развертывания, подписании плана оперативного развертывания и утверждении типовой структуры КСОР, создали формирования сил специального назначения, в их состав входят подразделения радиоперехвата,

информационно-психологической борьбы и сетевой защиты, и силы специального назначения входят в состав КСБР. Новое формирование сил специального назначения прошло частичную проверку на учениях коллективных сил ОДКБ «Взаимодействие-2014». В конце 2014 года ОДКБ приступила к повышению мобильности коллективных сил и приняла решение о создании коллективных авиационных сил, В состав Коллективных авиационных сил ОДКБ входят авиационные формирования военно-транспортной (транспортной) и специальной авиации вооруженных сил, органов внутренних дел (полиции), национальной гвардии, органов безопасности и специальных служб, а также органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, это поможет ОДКБ добиться совместимости вооружения и техники коллективных сил, то есть иметь однотипные и совместимые в эксплуатации современные образцы вооружения, военной техники и средств связи, и также усилить совместную подготовку по быстрому реагированию.

В декабре 2014 г. Советом коллективной безопасности ОДКБ было принято Решение о создании Консультационного

координационного центра Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам реагирования на компьютерные инциденты (ККЦ). Ее деятельностью является обеспечение безопасности важных объектов национальной информационной инфраструктуры, которые требуют совместного мониторинга и осуществления обмена информации о кибератаках. Сейчас центр приступил к работе с другими

csto.org/news/smi/obedinennyy_shtab_odkb_razrabatyva et_ryad_dokumentov_kotorye_reglamentiruyut_praktich eskuyu_deyateln/?bxajaxid= 18а73а444138192758с60сс ab20504c0#loaded

странами и активно создает условия для облегчения руководства государств-членов вести замкнутую видеоконференция, чтобы своевременно получать кризисную информацию и принимать соответствующие меры.

Сотрудничество в информационной сфере

Интернет-сообщества сыграли большую роль в «арабской весне». Страны-члены ОДКБ стали ключевыми мишенями цветных революций, продвигаемых Западом, Кыргызстан является одной из пострадавших стран. Украинский кризис, начавшийся в 2014 г., заставил ОДКБ поднять цветные революции до уровня признания и обращения с ними как с первоклассной угрозой.

В ответ на новые угрозы безопасности в марте 2013 г. была создана Аналитическая инициатива информационно-аналитических ассоциация государств-членов Организации. К ним присоединились некоторые важные институты стратегических исследований, такие как РИСИ, МГИМО, Информационно-Аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, Казахстанский институт стратегических исследований (КИСИ) и Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики, что значительно укрепило сотрудничество и силу информационного анализа ОДКБ.

22 апреля 2014 г. в Екатеринбурге на базе УрГЭУ образована Университетская Лига ОДКБ [Панарин 2015: 20-30] в ходе V евразийского экономического форума молодёжи. В состав Ассоциации входят 25 вузов и организаций государств-членов ОДКБ, Основная задача — объединить мощь интеллектуального сообщества,

скоординировать действия и способствовать всестороннему и бесперебойному сотрудничеству между государствами-членами. Результаты ее исследований могут быть доложены непосредственно главам государств-членов. Оба института находятся под непосредственным руководством

Ян Взаимодействие стран-участниц в рамках ОДКБ Генерального секретаря ОДКБ. После создания этих двух учреждений они уделили внимание социальным вопросам и организовали широкомасштабные

социальные опросы для изучения энтузиазма и мотивации различных социальных групп, особенно «молодых обездоленных групп, не имеющих работы и доходов, живущих в бедности», к участию в социальной жизни. и политической деятельности, в целях обеспечения социальной безопасности.

8 октября 2014 г. в рамках ОДКБ был проведен круглый стол на тему «Информационная война: сегодня и завтра», посвященный использованию пространства социальных сетей для реализации «цветной революции» в странах СНГ. В конце 2014 года состоялась международная научная конференция «Угрозы и вызовы, стоящие перед государствами-членами ОДКБ глазами студенческой молодёжи», организованная МГЛУ, присутствовавшие эксперты и студенты обменялись мнениями о вызовах, рисках и угрозах безопасности, с которыми сталкиваются государства-члены ОДКБ, для участия в которых были направлены представители ОДКБ и некоторых ее государств-членов. 30 июня 2015 г. ОДКБ провела первый круглый стол по информационной безопасности «Гибридные войны: история и современность», на котором обсуждалась гибридная война, ее определение терминов, информационная психология и военные силовые средства и др. сопутствующие вопросы. 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В октябре 2016 г. в Ереване главы государств подписали Решение Совета коллективной безопасности о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, Целью организации является упрощение коммуникативных трудностей между главами государств, своевременное отслеживание ситуации для реагирования на высшем уровне и повышение эффективности работы различных органов ОДКБ. В центре с

2018 г. проводятся компьютерные учения и в

2019 г. принял участие на одном из крупнейших учений в рамке ОДКБ «Боевое

1 Тему «Гибридные войны: история и современность» обсудили эксперты очередного "круглого стола" Аналитической Ассоциации ОДКБ, 01. 07. 2015 г., https://odkb-

csto.org/news/news_odkb/temu_gibridnye_voyny_istoriy a_i_sovremennost_obsudili_eksperty_ocherednogo_krug logo_stola_analitiche/#loaded

братство-2019» [Сидоров, В. Семиряга 2020: 91-14].

Тематика учений в рамках ОДКБ в основном сосредоточена на пяти ключевых звеньях: миротворческие задачи, совместное управление коллективными силами, боевая совместимость вооружения и техники, централизованное осуществление

материально-технического обеспечения, совместный транзит войск. и персонал. На этой основе государства-члены регулярно организуют совместные учения, совместные тренировки и внезапные проверки боевой готовности. С помощью продолжения пересмотра содержания Договора о коллективной безопасности для

преобразования организации из военно-политического блока, характеризующегося напряженной военной координацией, снижением угрозы каждого государства-члена другим членам организации в организацию многофункциональную

всестороннюю систему безопасности, которая базируется на основе коллективного сознания и взаимопомощи. Этот сдвиг возродил в Москве надежды на военную интеграцию вооруженных сил России и Центральной Азии в рамках объединенного штаба, в основе которого будут Силы быстрого реагирования ОДКБ.1 содействуя региональному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом и безопасности на нормализованной основе.

После теракта 11 сентября 2001 г. военные учения в рамке СНГ не ослабевали. Только в 2002 г. в Центральной Азии и прилегающих к ней районах были проведены совместные военные учения под названием «Юг-антитеррор-2002» и крупномасштабные совместные антитеррористические военные учения в Каспийском море, а также небольшие совместные

антитеррористические и антинаркотические военные учения, такие как «Рубеж-2016» и «Гром-2017».

В марте 2017 года армии России и Таджикистана провели совместные антитеррористические учения на трех полигонах Минобороны Таджикистана и

1 Roy Allison, Regionalism, Regional Structures and Security Management in Central Asia, International

двух полигонах 201-й российской военной базы в Таджикистане.

С момента распада СССР западные силы постепенно усиливались в круге российского традиционного влияния, что привело Россию инициировать создать новую организацию ОДКБ с усиленным оборонительным характером на основе СНГ, создавая специализированные силы и органы в рамке ОДКБ, которые дают больше шансов для реагирования на потенциальные угрозы и вызовы, и ОДКБ уделяет многое внимание на улучшение механизма взаимодействия. На развитие стратегии ОДКБ влияет ситуация на внешнем мире, на данный момент многосторонние и двусторонние

антитеррористические военные учения сыграли большую роль в борьбе с региональными террористическими силами и стабилизации обстановки в регионе. С 2004 г. на территории государств-членов ОДКБ было проведено свыше 30 учений различного характера. Только в 2021 году состоялось восемь масштабных учений, пять из них были проведены на территории Таджикистана, близко к афганской границы. Причина ясна: с территории Афганистана исходит одна из самых серьёзных угроз безопасности всему региону. Возможны различные сценарии кризисного развития ситуации в этой стране, каждый из которых может отразиться на безопасности стран Центральной Азии.

ОДКБ имеет схожие стратегические цели с ШОС: борьба с терроризмом и экстремистскими группировками. Для достижения этих целей, в рамке ОДКБ с ШОС 5 октября 2007 г. подписали Меморандум о взаимопонимании между секретариатами ШОС и ОДКБ, который определяет «точки соприкосновения» по налаживанию и развитию отношений и взаимодействия между Секретариатами ШОС и ОДКБ, и также был подписан меморандум с РАТС ШОС в 2018 году, как раз главной целью России с ШОС является военно-политическое сотрудничество

[Амонулоев, Холиков 2020: 205-211], это дает возможность ОДКБ на дальнейшее

Affairs, Royal Institute of International Affairs, Vol. 80, No. 3, 2004гг., pp.463- 483

развитие для региональной безопасности с активным участием России.

На самом деле, сотрудничество ШОС в областях обороны и безопасности все еще находится на относительно низком уровне. Хотя ШОС выпустила много деклараций и юридических документов о сотрудничестве в области безопасности, конкретная реализация идет относительно медленно, и многие из них все еще находятся в письменной или первоначальной форме. Кроме того, необходимо совершенствовать построение механизма сотрудничества в области безопасности ШОС. Что касается сотрудничества ШОС в сфере безопасности, то антитеррористическое сотрудничество остается в основном на стадии учений, а возможности координации

контртеррористической деятельности и совместного реагирования ограничены. Люди склонны слишком много внимания уделять на характер и стратегическое значение ШОС и меньше на функциональную повседневную

деятельность организации. Но как практика сотрудничества ШОС в области политики, экономики и гуманитарных наук продолжает углубляться, одновременно начинает появляться попытки добиться выдающихся результатов в нескольких областях. И вероятно, это усилит конкуренцию ШОС с ОДКБ.

Начиная со 2 января 2022 г. в крупных городах Казахстана вспыхнули масштабные акции протеста из-за постоянного роста цен на сжиженный газ и недовольства властью. Протестующие заняли многие

правительственные здания, к протестующим присоединились многие военные и полицейские, а правительство объявило чрезвычайное положение. Президент Казахстана К-Ж. Токаев заявил, что усилит подавление протестов, и 5 и 6 января он заявил, что Казахстану угрожают террористические силы, которые наносили удары по арсеналам, аэропортам и военным объектам, вступали в перестрелки с солдатами, в связи с этим К-Ж Токаев запросил поддержку у ОДКБ. 6 января ОДКБ оперативно направила в Казахстан КМС в составе более 2000 военнослужащих из Армении, России, Белоруссии, Кыргызстана

Ян Взаимодействие стран-участниц в рамках ОДКБ и Таджикистана. Основной задачей КМС является защита казахстанских госструктур и ключевых объектов. 15 января ОДКБ объявила о выполнении основной задачи и приступила к выводу миротворческих сил, 19 января вывод КМС был завершен. Эта миссия оказала определенное влияние на западных наблюдателей и политиков, госсекретарь США Э. Блинкен заявил 7 января: «Так что непонятно, почему они нуждаются в какой-либо посторонней помощи, поэтому мы пытаемся узнать об этом больше.» и «Я думаю, что один из уроков недавней истории заключается в том, что когда русские находятся в вашем доме, иногда очень трудно заставить их уйти». Такой тип беспокойства уходит сам по себе после выполнения задачи. Данная операция является первой официальной

миротворческой миссией ОДКБ.

В настоящее время ситуация в Афганистане сложная и изменчивая, она сопровождается острейшими

экономическими и политическими проблемами, возрастает угроза терроризма и оборота наркотиков, полный вывод американских войск из Афганистана создал новые проблемы безопасности. И на афганской территории продолжают свою активность разные террористические группы, которые действующая власть Талибов в Кабуле не может ликвидировать. Элементы «Исламского государства», скрывающиеся в Афганистане, будут проникать в Центральную Азию и другие места, серьезно угрожая региональной безопасности, например, «Исламское государство» в 2021 г. совершило 334 террористических акта, что в пять раз больше, чем годом ранее. Для ситуации в Афганистане глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркнул: «И, если будет нападение на Таджикистан, конечно, это будет немедленным предметом для рассмотрения в ОДКБ». Очевидно, что ОДКБ уделяет повышенное внимание на ситуацию в

Афганистане 1 . Государства-участники ОДКБ углубляют сотрудничество в области безопасности границ и строят эффективные барьеры безопасности. Следует в полной

мере учитывать комплексный характер афганской проблемы и сосредоточить внимание на афганском вопросе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Allison R. Regionalism, Regional Structures and Security Management in Central Asia, International

Affairs, Royal Institute of International Affairs, Vol. 80, No. 3, 2004гг., pp.463- 483. Brzezinski Zb. The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Imperatives, New

York, Basic Books, p.201, 1997. Starr F. A Partnership for Central Asia^ Foreign Affairs Vol. 84, No. 4 (Jul. - Aug. 2005), pp. 164178.

TreninD. Russia's Spheres of Interest, not Influence, The Washington Quarterly, 2009г. том.32 №4, с.3-22.

Амонулоев Ш.П., Холиков И.В. Современные тенденции развития военного компонента

Шанхайской организации сотрудничества, Военное право. 2020. No 4 (62), с. 205-211. Ибрагимов А. Г. ОДКБ как инструмент региональной безопасности // Постсоветские

исследования. 2019. Т. 2. № 4. С. 1157-1164. Панарин И. Н. ОДКБ и безопасность Евразии. Обзор.нцпти выпуск №7, 2015г. с.20-30. Пархитько Н.П. Военно-политическое сотрудничество на пространстве СНГ. Политика ОДКБ в итогах юбилейного саммита ОДКБ в Минске 30.11.2017. // Постсоветские исследования.

2018. Т. 1. № 1. С. 9-19.

Сидоров А., Семиряга В. Осведомлен — значит, вооружен, Армейский сборник, №3, с. 9-14, 2020.

Федулова Н. Г. Проблемы безопасности и военного сотрудничества в рамках СНГ,

Отечественная история. 2000. № 5. с-69-84. Федько А. В. Роль ОДКБ в борьбе с наркотрафиком в Афганистане: пути решения 2001-2018

гг. // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 4. С. 1174-1179. Щеколдина Т. И. Контртеррористическая и антиэкстремистская деятельность ОДКБ //

Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 6. С. 1373-1384. Щеколдина Т. И. ОДКБ как инструмент обеспечения военно-политических интересов России на пространстве СНГ: проблемы управляемости // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 4. С. 1165-1173.

2007 359 Жо

REFERENCES

Allison R. Regionalism, Regional Structures and Security Management in Central Asia, International

Affairs, Royal Institute of International Affairs, Vol. 80, No. 3, 2004гг., pp.463- 483 Amonuloev SH.P., Holikov I.V. Sovremennye tendencii razvitiya voennogo komponenta

SHanhaiskoi organizacii sotrudnichestva, Voennoe pravo. 2020. No 4 (62), s. 205-211. Brzezinski Zb. The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Imperatives, New

York, Basic Books, p.201, 1997 Fed'ko A.V. Rol' ODKB v bor'be s narkotrafikom v Afganistane: puti resheniya 2001-2018 gg. //

Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 4. S. 1174-1179. Fedulova N.G. Problemy bezopasnosti i voennogo sotrudnichestva v ramkah SNG, Otechestvennaya

istoriya. 2000. № 5. s-69-84. Ibragimov A.G. ODKB kak instrument regional'noj bezopasnosti // Postsovetskie issledovaniya.

2019. T. 2. № 4. S. 1157-1164.

Panarin I.N. ODKB i bezopasnost' Evrazii. Obzor.ncpti vypusk №7, 2015g. s.20-30.

1 Зась С. В., Комментарий Генерального секретаря ОДКБ Станислава Зася в связи с резким изменением ситуации в Исламской Республике Афганистан, 16.08.2021, https://odkb-

csto.org/news/news_odkb/kommentariy-generalnogo-sekretarya-odkb-stanislava-zasya-v-svyazi-s-rezkim-izmeneniem-situatsii-v-is/#loaded , (дата обращения 20. 03. 2022)

Ву Чи-Ян Взаимодействие стран-участниц в рамках ОДКБ

Parhit'ko N.P. Voenno-politicheskoe sotrudnichestvo na prostranstve SNG. Politika ODKB v itogah yubilejnogo sammita ODKB v Minske 30.11.2017. // Postsovetskie issledovaniya. 2018. T. 1. № 1. S. 9-19.

Shchekoldina T.I. Kontrterroristicheskaya i antiekstremistskaya deyatel'nost' ODKB // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 6. S. 1373-1384.

Shchekoldina T.I. ODKB kak instrument obespecheniya voenno-politicheskih interesov Rossii na prostranstve SNG: problemy upravlyaemosti // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 4. S. 1165-1173.

Sidorov A., Semiryaga V. Osvedomlen — znachit, vooruzhen, Armejskij sbornik, №3, s. 9-14, 2020.

Starr F. A Partnership for Central Asiac, Foreign Affairs Vol. 84, No. 4 (Jul. - Aug. 2005), pp. 164178

TreninD. Russia's Spheres of Interest, not Influence, The Washington Quarterly, 2009г. том.32 №4, c.3-22

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ву Чи-Ян, магистр в области Wu Chi-Yuan, Master of International Международных отношений. Тайбей, Relations. Taipei, Taiwan. E-mail: Тайвань. E-mail: 1032205827@rudn.ru 1032205827@rudn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.