Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ МВД И МЧС ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКА ВЗРЫВНОГО УСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ МВД И МЧС ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКА ВЗРЫВНОГО УСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взрывные устройства / угроза взрыва / радиоблокиратор / оцепление объекта / опасная зона / визуальный осмотр подозрительный предмет / поисковая группа / обезвреживание взрывных устройств / explosive devices / explosion threat / radio lock / object cordon / danger zone / visual inspection of suspicious object / search group / explosive devices neutralization

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Никищенко Н. Г.

В статье рассматривается вопросы взаимодействия сотрудников МВД, МЧС, ФСБ при организации поиска взрывных устройств в условиях тушения пожара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Никищенко Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF THE EMPLOYEES OF THE INTERIOR MINISTRY AND THE EMERGENCIES MINISTRY IN THE ORGANIZATION OF SEARCH OF AN EXPLOSIVE DEVICE IN THE CONDITIONS OF FIRE EXTINGUISHING

The article deals with the interaction of employees of the Ministry of internal Affairs, EMERCOM, FSB in the organization of search for explosive devices in the conditions of fire extinguishing.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ МВД И МЧС ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКА ВЗРЫВНОГО УСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА»

УДК 628.143

Никищенко Н.Г., к.г.н.

доцент

факультета платных образовательных услуг Воронежский институт ГПС МЧС России -филиал Ивановской пожарно-спасательной

академии МЧС России Россия, г. Воронеж

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ МВД И МЧС ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКА ВЗРЫВНОГО УСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

Аннотация: В статье рассматривается вопросы взаимодействия сотрудников МВД, МЧС, ФСБ при организации поиска взрывных устройств в условиях тушения пожара.

Ключевые слова: взрывные устройства, угроза взрыва, радиоблокиратор, оцепление объекта, опасная зона, визуальный осмотр подозрительный предмет, поисковая группа, обезвреживание взрывных устройств.

Nikishchenko Ng., pH D. associate professor of the faculty of paid educational services Voronezh Institute of state fire service of EMERCOM of Russia -the Ivanovo branch of firefighting and rescue Academy of EMERCOM of Russia Russia, Voronezh

THE INTERACTION OF THE EMPLOYEES OF THE INTERIOR MINISTRY AND THE EMERGENCIES MINISTRY IN THE ORGANIZATION OF SEARCH OF AN EXPLOSIVE DEVICE IN THE CONDITIONS OF FIRE EXTINGUISHING

Annotation: The article deals with the interaction of employees of the Ministry of internal Affairs, EMERCOM, FSB in the organization of search for explosive devices in the conditions of fire extinguishing.

Key words: explosive devices, explosion threat, radio lock, object cordon, danger zone, visual inspection of suspicious object, search group, explosive devices neutralization.

Одной из неблагоприятных тенденций преступности в нашей стране является увеличение преступлений, совершаемых с применением взрывных устройств. Данные происшествия занимают особое место в сводках, поступающих в центральные аппараты МВД, МЧС, ФСБ и других силовых структур. К положительным факторам здесь можно отнести ¡¡^то

обстоятельство, что зачастую данные преступления сопровождаются угрозой их совершения. В такой ситуации сотрудникам МВД и МЧС необходимо применить все силы для поиска, локализации и последующего уничтожения взрывоопасного объекта. Но при этом необходимо помнить, что важнейшей остается задача безопасности граждан и сотрудников, которая будет максимально решена путем четкого и всестороннего взаимодействия сотрудников всех ведомств.

Рассмотрим подробнее последовательность в схеме организации поиска взрывных устройств и взаимодействия участников поиска:

1. Первыми к объекту угрозы взрыва скрытно прибывают группа установки радиопомех и группа скрытого наблюдения за транспортными средствами и подозрительными лицами. Установка радиоблокираторов (подавителей радиосигналов) может производиться в транспортных средствах, припаркованных вблизи объекта; из сумок (ручной клади) «прохожих», в коробках, детских колясках. Скрытая видеозапись производится из транспортных средств, соседних зданий или объектов.

2. Оцепление объекта производится в том случае, если принято решение на полную или частичную эвакуацию. Планирование оцепления осуществляется еще до прибытия сил оцепления к объекту по имеющимся схемам и картам. Если таких схем нет, то организация оцепления осуществляется на месте с соблюдением следующих рекомендаций:

- не допускать прохода людей и транспорта к объекту ближе 5...200 м (расстояние определяется уровнем опасности при разрушении здания, а также воздействия осколков взрывных устройств);

- количество людей в оцеплении может быть сокращено за счет ис -пользования ленточного ограждения «опасная зона» или «полицейская граница»;

- вход (выход) из зоны оцепления должен быть рядом с командным пунктом.

3. Эвакуация как важнейший элемент, обеспечивающий безопасность персонала объекта, планируется на основе согласования с руководством объекта. Если на объекте в системе гражданской обороны или на случай чрезвычайных ситуаций отработана схема эвакуации людей, то целесообразно воспользоваться ею.

Важнейшим элементом эвакуации является вывод людей в безопасную зону и контроль за тем, чтобы сотрудники объекта (организации) не покидали самостоятельно эту зону с той целью, чтобы своевременно оказывать помощь в осмотре объекта и распознавании на мониторах видеоканалов «подозрительных» предметов, обнаруженных в служебных помещениях и на закрепленных территориях.

4. Отключение телефонов и электроснабжения объекта согласуется с руководством объекта, важность этих действий для жизнеобеспечения объекта (электростанция, больница) или обеспечения его технологической необходимости (диспетчерская аэропорта, электростанция и др.). Если принимается решение на отключение, то технически эти операции

осуществляют специалисты, работающие на объекте во взаимодействии со специалистами МВД и МЧС.

5. Визуальный осмотр объекта начинается уже в ходе организации оцепления. Пока идет эвакуация персонала объекта, осматривается прилегающая территория: припаркованные «случайные» транспортные средства, газоны, кустарники, зарешеченные оконные ниши цокольного этажа, мусорные контейнеры, «подозрительные» коробки, пакеты и пр.

Личный состав, предназначенный для визуального поиска взрывных устройств, разбивается на группы по два человека, группы нумеруются, получают задания, и схемы взаимодействия. Задание для каждой группы заполняется в формализованную карточку с указанием: объекта; номеров помещений и последовательности их осмотра; время начала и окончания осмотра.

В качестве наименования объекта может быть отдельный корпус больницы или банка. Номера помещений указываются исходя из анализа паспорта объекта и, поэтому для группы визуального поиска указываются помещения с низкой степенью насыщенности (коридоры, залы, комнаты). В ходе осмотра помещений старший группы переходит от одного помещения к другому в строго указанной последовательности. При обнаружении подозрительного предмета делается отметка через посыльного вызывается спецгруппа, оснащенная техническими средствами поиска.

6. Группы, оснащенные техническими и специальными средствами поиска, начинают осмотр по карточкам-заданиям тех помещений, где визуальный поиск осложнен из-за высокой степени насыщенности помещений, а также на основе исходных данных о наличии в этих помещениях электронных средств с автономным питанием. Кроме того, такие группы взаимодействуют с группами визуального поиска при обнаружении последними подозрительных предметов.

7. Взаимодействие поисковых групп, обеспечивающих подразделений, эвакуированного персонала и группы разминирования осуществляет руководитель СОГ на командном пункте. Такой командный пункт может быть размещен в дежурной машине, оснащенной средствами связи, громкоговорителем, световыми и звуковыми сигналами.

В зависимости от масштабов угрозы взрыва объекта, реальности существующей опасности, а также масштабов привлекаемых сил руководитель поиска может создать группу управления, состоящую из 2... 6 человек и включающую в себя:

- начальника, руководящего проведением общей операции по поиску и обезвреживанию взрывного устройства;

- оперативной группы, обеспечивающей получение информации по прибытию на объект, а также в ходе поиска и взаимодействия групп;

- 1-3 посыльных для организации связи между группами управления, поиска и обезвреживания;

- оператора видеоканала монитора для работы с эвакуированным персоналом.

8. Для организации взаимодействия в группе управления ведется сетевой график осмотра объекта. График включает в себя перечень всех элементов (помещений) объекта, распределение этих элементов по группам поиска. График имеет два режима взаимодействия:

- стартовый (начальный) режим поиска;

- последовательный режим поиска.

Стартовый режим включает в себя постановку задач поисковым группам по работе в помещениях общественного пользования и в помещениях с ограничением доступа посторонних лиц. В стартовом режиме каждая группа имеет небольшую начальную программу поиска, главным образом, по коммуникациям и помещениям общего пользования. В течение 30....40 минут стартового режима группой управления готовится последующий, рациональный режим для каждой группы поиска.

С помощью посыльных (через средства связи) информация о темпе прохождения поиска поступает в группу управления. Отсюда к каждой поисковой группе поступают новые задания по осмотру тех или иных объектов и помещений, использованию специальных средств.

Таким образом, в ходе проведения поиска взрывного устройства все усилия сотрудников направлены на обеспечение безопасности окружающих людей, спланированной эвакуации персонала учреждения и организации рациональной схемы распределения и взаимодействия сил и средств, ведущих поиск.

В ходе осмотра подозрительных предметов поддерживается взаимодействие посредством видеомониторов с эвакуированным персоналом учреждения, оперативными сотрудниками ведется опрос очевидцев и свидетелей, производится видеозапись подозрительных предметов, транспортных средств и посторонних лиц.

Таким образом, предложенный вариант поиска взрывного устройства существенно снижает риск для жизни и здоровья граждан и сотрудников, одновременно с этим позволяет решать задачи по установлению и задержанию злоумышленника.

Использованные источники: 1. Иншаков Ю.З., Колотушкин С.М., Веселин В.В. Тушение пожаров и ликвидация их последствий в условиях угрозы взрыва: Учебное пособие/ Под. Общ. ред. Повзик Я.С. - Воронеж: Кварта, 2009. - 236 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.