ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
167
УДК 343.3 М.В. Петров
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ РАБОТНИКАМИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ
В статье рассматриваются формы, признаки, принципы, задачи и цели взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками при раскрытии и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершаемых с использованием сети Интернет. Обращается особое внимание на тот факт, что процесс взаимодействия нельзя рассматривать как сумму усилий отдельных индивидов, каждый из которых решает свою задачу. Обосновывается, что взаимодействие может иметь место лишь при формировании единой кооперированной деятельности, в которой субъекты объединены целью, методом, процедурами, пониманием исходного материала, на который они воздействуют в процессе получения конечного результата. Предпринимается попытка раскрыть некоторые особенности взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками при раскрытии и расследовании указанного вида преступлений. Отводится важная роль оперативно-тактическим операциям, в рамках которых сочетаются оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия.
Ключевые слова: взаимодействие следователя с оперативными сотрудниками, информационно-телекоммуникационные сети, наркотические средства, преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, сеть Интернет, особенности взаимодействия, оперативно-тактическая операция.
DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-1-167-172
За последние годы произошел значительный рост количества преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (далее сеть Интернет). По данным Информационного центра МВД по Удмуртской Республике, в 2021 г. на территории республики было выявлено 847 преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, что на 40 % больше, чем в 2020 г. (605 преступлений), на 65 % больше, чем в 2019 г. (512 преступлений) и на 183 % больше, чем в 2018 г. (299 преступлений).
Высокий уровень конфиденциальности сети Интернет дает возможность преступникам конспирировать свою незаконную деятельность от правоохранительных органов. С использованием сети Интернет в незаконный оборот наркотических средств вовлекается достаточно большое количество лиц. Применение информационных технологий при совершении преступлений затрудняет процессы их выявления, раскрытия и расследования, что в настоящее время является актуальной проблемой. По нашему мнению, одним из важных инструментов в борьбе с указанным видом преступлений является надлежащим образом организованное взаимодействие следователя с оперативными сотрудниками, без которого, исключительно следственным путем, раскрывать такие преступления крайне затруднительно. Должным образом налаженное взаимодействие позволит изобличать лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере незаконного оборота наркотических средств с использованием сети Интернет и привлекать их к уголовной ответственности.
В подавляющем большинстве случаев, решения о возбуждении уголовных дел о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершаемых с использованием сети Интернет, принимаются на основании материалов, полученных оперативными сотрудниками при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В силу специфики своей компетенции, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, сотрудники оперативных аппаратов имеют возможность получать информацию о преступлениях указанного вида, о лицах, причастных к их совершению и о потенциальных доказательствах виновности этих лиц. Из этого следует, что взаимодействие следователя с оперативными сотрудниками имеет большое значение в организации качественного и всестороннего расследования уголовных дел о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых с использованием сети Интернет.
В юридической литературе существуют следующие определения понятия взаимодействие следователя с иными субъектами правоохранительных органов при расследовании преступлений. Так, Р.С. Белкин определяет взаимодействие субъектов доказывания как одну из форм организации расследования преступлений, заключающуюся в основанном на законе сотрудничестве следователя с органом дознания, согласованном по целям, времени и месту, которое осуществляется в целях полного и быстрого раскрытия преступлений, всестороннего и объективного расследования уголовного дела и розыска скрывшихся преступников, похищенных ценностей и иных объектов, существенных для дела [1. С. 345].
В.И. Пархоменко понимает под взаимодействием следователя и оперативного работника при расследовании дел о незаконном обороте наркотиков, основанную на законе и подзаконных актах совместную и согласованную по целям, месту, времени и по содержанию деятельность указанных субъектов, осуществляемую в целях успешного выявления, пресечения, расследования и предупреждения указанных преступлений [5. С. 14-15].
Согласно определения, данного Р.Г. Ушановым, под взаимодействием следует понимать основанную на законе и нормативных правовых актах совместную деятельность следователей и оперативных сотрудников, согласованную по цели, месту, средствам, методам и времени, которая осуществляется в целях расследования преступлений о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов [7. С. 10].
С точки зрения Л.Е. Чистовой, которую мы поддерживаем, суть определений понятия взаимодействия разных авторов состоит в том, что все они понимают под взаимодействием совместную деятельность сотрудников различных подразделений. И важен тот факт, чтобы эта деятельность осуществлялась в соответствии с действующими законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами [9]. Кроме того, по нашему мнению, наряду с указанным, ключевым звеном при взаимодействии также является «компетенция», так как при взаимодействии субъекты должны действовать исключительно в пределах своей компетенции и не вмешиваться в полномочия других.
На наш взгляд, в настоящее время на законодательном и подзаконном уровнях существует достаточное количество правовых норм для обеспечения расследования любых преступлений, в том числе и преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых с использованием сети Интернет. По мнению В.М. Мешкова, которое мы считаем актуальным, эффективность взаимодействия следователя и оперативного работника в значительной степени до сих пор зависит от наличия личных контактов между участниками уголовного процесса [4].
Кроме того, мы полагаем, что при построении процесса взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками при раскрытии и расследовании указанного рода преступлений одним из основополагающих моментов, безусловно, является специализация отдельных следователей по уголовным делам данной категории.
Взаимодействие следователя и оперативного сотрудника при раскрытии и расследовании преступлений данного вида осуществляется в процессуальных и непроцессуальных формах. Мы считаем, что данные формы взаимодействия взаимосвязаны и дополняют друг друга. Выбор форм взаимодействия находится в прямой зависимости от конкретной ситуации и стадии взаимодействия.
В юридической литературе существует несколько основополагающих признаков взаимодействия:
- согласованность деятельности по поставленным задачам;
- строгое соответствие данной деятельности законным и подзаконным нормативно-правовым актам;
- направленность всех действий при взаимодействии на достижение единой цели.
Следователи и оперативные сотрудники в ходе работы по указанным преступлениям должны
руководствоваться общими принципами взаимодействия, такими как: разграничение функций сторон, комплексный подход к решению оперативно-служебных задач, оптимальное использование сил и средств взаимодействующих сторон, своевременность, конспирация, ответственность субъектов взаимодействия за результативность расследования.
На наш взгляд, к основным задачам взаимодействия следователей с оперативными сотрудниками при раскрытии и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых с использованием сети Интернет, относятся: своевременное объединение сил и средств для достижения поставленной цели; плодотворное использование возможностей каждого взаимодействующего субъекта; организация информационного обеспечения взаимодействующих субъектов и ко-
ординация их деятельности; решение возникающих проблем совместными усилиями в кратчайшие сроки.
Целью взаимодействия по преступлениям указанной категории, по нашему мнению, является: выявление, раскрытие и расследование преступлений качественно и в кратчайшие сроки; установление всех участников совершенного преступления и привлечения их к уголовной ответственности; перекрытие канала поставки наркотических средств; установление фактов легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления; установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
А.М. Каминский и В.Г. Рубцов отмечают, что вопросы взаимодействия активно исследуются в криминалистической тактике. Это касается взаимодействия следователя с оперативными службами, экспертами, СМИ, другими органами и организациями в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Авторы обращают внимание на тот факт, что проблематика взаимодействия при расследовании преступлений постоянно находится в поле научного интереса ученых криминалистов [2].
Но, наряду с некоторыми научными успехами, по мнению А.М. Каминского и В.Г. Рубцова, многие исследования до сих пор ведутся с описательных позиций, исследуются внешние формы и виды взаимодействия без проникновения в сущность данного процесса. Только в некоторых работах (А.Ф. Лубин, В.Д. Грабовский, И.А. Поздеев) изучались закономерности взаимодействия. Авторы пришли к выводу, что в теории криминалистики отсутствуют работы, посвященные комплексному криминалистическому анализу института взаимодействия [2].
А.М. Каминский и Г.И. Макаров, выражая мнение о взаимодействии, утверждают, что этот процесс может иметь место только тогда, когда сформирована единая кооперированная деятельность, в которой субъекты объединены целью, методом, процедурами, пониманием исходного материала, на который они воздействуют в процессе получения конечного продукта и который должен быть порожден их кооперированной деятельностью. По мнению данных авторов, процесс взаимодействия нельзя рассматривать как сумму усилий отдельных индивидов, каждый из которых решает свою отдельную задачу [3].
С мнением упомянутых выше авторов солидарен И.А. Поздеев, который связывает понимание содержания и сущности взаимодействия с обсуждением системы задач, которую следователь не может единолично решить в ходе следствия и в связи с этим должен кооперировать свою деятельность с деятельностью лиц, обладающих специальными познаниями и способных на их основе спланировать мероприятия по анализу и раскрытию следовой информации [6. С. 14-15].
В юридической литературе немало публикаций на тему раскрытия вопросов взаимодействия следователя с другими субъектами уголовного судопроизводства при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. В то же время лишь немногие авторы рассматривают особенности взаимодействия следователей с оперативными сотрудниками при расследовании аналогичных преступлений, совершаемых с использованием сети Интернет.
Р.Г. Ушанов выразил верную, на наш взгляд, точку зрения, согласно которой, обладая знаниями о специфических особенностях взаимодействия следователя и оперативного сотрудника при производстве по конкретному уголовному делу, можно избрать эффективные тактические приемы, которые позволят решить задачи уголовного судопроизводства [8].
В данной статье мы предпримем попытки раскрыть некоторые особенности взаимодействия следователей с оперативными сотрудниками при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых с использованием сети Интернет.
Большинство авторов в юридической литературе высказывают мнение, согласно которому взаимодействие следователя с оперативными сотрудниками по делам указанной категории должно начинаться до принятия решения о возбуждении уголовного дела, на стадии проведения и последующей реализации оперативно-розыскных мероприятий. Эта позиция, на наш взгляд, подразумевает ознакомление следователя с материалами оперативно-розыскной деятельности, находящимися в производстве оперативных сотрудников, для дачи консультаций. На практике с материалами оперативно-розыскной деятельности в подавляющем большинстве случаев вправе ознакомиться только лишь руководитель следственного подразделения, имеющий соответствующий допуск к секретным сведениям, так как у большинства следователей в системе МВД России допуска к данным сведениям нет, что является большой проблемой, заслуживающей отдельного внимания.
Еще одним подходом к ознакомлению следственных работников с материалами оперативно-розыскной деятельности является создание следственно-оперативных групп, в состав которых входит следователь с допуском к секретным сведениям. С позиции А.М. Каминского и В.Г. Рубцова, которой мы придерживаемся, наиболее целесообразно создавать следственно-оперативные группы по мере необходимости на завершающем этапе реализации материалов оперативно-розыскной деятельности, перед производством задержания преступников. С учетом предоставленных законом полномочий решение о создании такой группы должен принимать руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, по согласованию с руководителем следственного органа. Руководство такой группой до возбуждения уголовного дела должен осуществлять оперативный сотрудник. Следователь не уполномочен осуществлять оперативно-розыскную деятельность, поэтому не может руководить группой на данном этапе, не имея полномочий принимать основные решения. Здесь следователь, в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», выполняет в группе роль специалиста, дающего консультации по правовым вопросам. После возбуждения уголовного дела руководство группой должно переходить к следователю, который после вынесения соответствующего постановления, продолжает работу в соответствии со ст. 163 УПК РФ. Создаваться такие следственно-оперативные группы могут путем принятия ведомственных или межведомственных совместных приказов [2].
На наш взгляд, при оперативном документировании преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершаемых с использованием сети Интернет, функции представителей взаимодействия следственных и оперативных подразделений могут заключаться в определении:
- схемы преступной деятельности участников и определении «слабых» звеньев в преступной цепочке;
- характера преступной деятельности каждого из участников и их связей;
- схемы легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных в результате совершения преступлений;
- способов маскировки, которые используют фигуранты при совершении преступлений;
- мер по оперативному документированию действий (получение посылок, приобретение весов, изоляционной ленты, упаковочного материала, специальной одежды и оборудования, технических и транспортных средств, аренда недвижимости и т. п.) участников, подтверждающих их преступные намерения;
- фиксации противоправных действий фигурантов;
- способов доступа к следовой информации в технических устройствах и интернет сайтах, которые фигуранты используют в преступной деятельности;
- выявления возможного преступного противодействия, оказываемого с целью воспрепятствования эффективному расследованию уголовного дела;
- достаточности материалов оперативно-розыскной деятельности для их реализации и их правовая оценка с точки зрения допустимости при последующем использовании в доказывании;
- порядка легализации и последовательности предоставления оперативных материалов в следственное подразделение, а также проведения мероприятий сопровождающего характера;
- количества сотрудников следственных и оперативных подразделений для быстрого и качественного документирования преступной деятельности при задержании фигурантов;
- мероприятий, предупреждающих действия, направленные на уничтожение следов преступной деятельности;
- предметов, объектов, действий, информации, которые могут опровергнуть защитные позиции участников преступной деятельности, необходимости привлечения специалистов и использования технических средств для получения информации, изобличающей преступную деятельность фигурантов;
- лиц, которые могут участвовать в поддержании защитной позиции участников преступной деятельности;
- лиц, которые могут опровергнуть защитную позицию участников преступной деятельности, необходимости организовать в отношении них применение мер государственной защиты;
- места и времени задержания участников преступной деятельности с целью максимальной сохранности следов, подтверждающих их причастность;
- мест проведения неотложных обысков и других процессуальных действий с целью предотвращения утраты следовой информации о причастности фигурантов к преступной деятельности, а также предметов и веществ, запрещенных в гражданском обороте.
Кроме того, необходимо констатировать, что взаимодействие в рамках создания и деятельности следственно-оперативных групп обладает рядом достоинств. Одним из них является успешное проведение оперативно-тактических операций. На наш взгляд, именно сочетание оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, а также реализуемых при их производстве тактических приемов, может сыграть решающую роль в раскрытии и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых с использованием сети Интернет.
Приведем пример из уголовного дела 69/2346 по обвинению <...> в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ: в 2015 г. преступная группа посредством Интернет-программы «IM. jabber» под ником «AminVova» (название интернет-магазина «Nice Staff», далее был переименован в «IceTeam») на территории г. Ижевска и других регионов РФ осуществляла незаконный сбыт наркотических средств через тайниковые закладки. На протяжении 2015 г. на территории г. Ижевска были задержаны два участника указанной преступной группы. Один из них выполнял функцию так называемого «оператора» при незаконном сбыте наркотических средств на территории: г. Ижевск, г. Уфа, г. Ульяновск, г. Иркутск, г. Казань г. Саратов, г. Владивосток. Он с использованием компьютера и сети Интернет давал указания на незаконный сбыт наркотических средств другим участникам преступной группы. В преступные обязанности этого участника входило: обеспечение наркотическими средствами вышеуказанных городов, контроль за незаконной деятельностью закладчиков, дача указаний закладчикам о размещении наркотиков в тайниковых закладках, получение от закладчиков сведений о местах размещенных наркотиков по закладкам, загрузка данной информации на интернет-сайт для дальнейшего незаконного сбыта. После задержания данный фигурант изъявил желание оказать содействие в изобличении других соучастников преступной группы. Сотрудниками оперативного и следственного подразделений была спланирована оперативно-тактическая операция, направленная на установление и задержание иных участников преступной группы. При сложившихся обстоятельствах указанному фигуранту была избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы. С его участием было проведено оперативно-розыскное мероприятие «оперативный эксперимент». В результате проведения этой оперативно-тактической операции в разных регионах РФ были установлены и задержаны 19 участников преступной группы, которые выполняли различные преступные роли в преступной группе.
Взаимодействие следователя и оперативного работника при раскрытии и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых с использованием сети Интернет, является важным процессом, так как указанные сотрудники наделены разными полномочиями, сочетание которых позволит качественно и эффективно решать задачи уголовного судопроизводства. Результат взаимодействия будет положительным только в случае его осуществления на протяжении всего расследования преступления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин Р.С. Курс криминалистики: в 3 т. Т. 3. М.: Юристъ, 1997. 1997. 478 с.
2. Каминский А.М., Рубцов В.Г. Взаимодействие следователя с оперативными сотрудниками при документировании коррупционных преступлений // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2017. Вып. 3. С. 113-117.
3. Каминский А.М., Макаров Г.И. Тактика взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и налоговых органов при проведении совместных налоговых проверок // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Сер. «Государство и право». 2014. № 17. С. 79-83.
4. Мешков В.М., Строгая Н.В. Актуальные проблемы взаимодействия следователя и сотрудников оперативно-розыскных подразделений на первоначальном этапе расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков // Вестн. Калининградского юридического ин-та МВД России. 2008. № 1 (15). С. 11-17.
5. Пархоменко В. И. Взаимодействие следователей, оперативных работников и специалистов при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ: Тактико-криминалистический и организационный аспекты: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Моск. унт МВД РФ. М., 2005. 26 с.
6. Поздеев И.А. Организация взаимодействия следователя со сведущими лицами в ходе расследования разрушений строительных объектов: автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09. Челябинск, 2011. 25 с.
7. Ушанов Р. Г. Взаимодействие следователя и оперативного сотрудника при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотиков: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. М., 2012. 24 с.
8. Ушанов Р.Г. Принципы и субъекты взаимодействия при расследовании преступлений о незаконном обороте наркотиков // Правовое и криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступле-
ний: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф.: в 3-х ч. Ч. 3. М.: Академия управления МВД России, 2011. С. 346-350.
9. Чистова Л.Е. Понятие и содержание взаимодействия следователя с другими субъектами правоохранительных органов при расследовании преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами // Экономика, социология и право. 2016. № 6. С. 86-90.
Поступила в редакцию 20.12.2021
Петров Михаил Валерьевич, подполковник юстиции начальник отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков
Следственной части по расследованию организованной преступной деятельности (на правах управления) Следственное управление ГУ «Управление МВД России по г. Ижевску» 426039, Россия, г. Ижевск, Воткинское шоссе, 120
M.V. Petrov
THE INTERACTION BETWEEN AN INVESTIGATOR AND OPERATIONAL OFFICERS AS A FORM OF ORGANIZING ACTIVITIES FOR INVESTIGATING AND SOLVING CRIMES IN THE FIELD OF ILLEGAL DRUG TRAFFICKING COMMITTED USING INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORKS
DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-1-167-172
The article examines the forms, characteristics, principles, aims and goals of the interaction between an investigator and operational officers for solving and investigating crimes in the field of illegal drug trafficking committed using the Internet. Special attention is paid to the fact that the process of interaction cannot be regarded as the sum of efforts of separate individuals each focused on their own objects. The article highlights the need to develop a cooperative activity, a cooperative mission of interaction of all participating subjects consolidated with the mutual purpose, methods, procedures and understanding of the initial material in obtaining the final result. An attempt is made to reveal some of the features of interaction between an investigator and operational officers in solving this type of crimes. An important role is also given to the operational-tactical activities combining intelligence surveillance and investigative actions.
Keywords: interaction between an investigator and operational officers, information and telecommunication networks, narcotic drugs, crimes of illicit drug trafficking, the Internet, features of interaction, operational-tactical activities.
Received 20.12.2021
Petrov M.V., lieutenant colonel of justice, Head of the Department
for Investigating Organized Criminal Activity in the Field of Illicit Drug Trafficking
of the Investigative Unit for Investigating Organized Criminal Activity (as management department)
Office of Criminal Investigation of the Central Administration,
The Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Izhevsk
Votkinskoe shosse, 120, Izhevsk, Russia, 426039