Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГ / СПЕЦИАЛИСТ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миликова Анна Владимировна, Тришина Надежда Тельмановна

В рамках данной статьи авторами поставлена задача рассмотреть актуальные проблемы взаимодействия следователя с таким участником уголовного процесса, как психолог. Уголовно-процессуальная и криминалистическая наука, как и юридическая психология, подробно анализируют вопросы о статусе центрального участника предварительного следствия - следователя. Изучая функции, роль, значение следователя как участника уголовного процесса, авторы затрагивают и проблемы взаимодействия с другими участниками, прежде всего дознавателями, руководителем следственного органа, подозреваемым, свидетелями. В настоящее время недостаточно внимания уделяется проблемам психолога в следственных и процессуальных действиях. Психолог фактически является неполноценным участником уголовного процесса. Нет определения понятия «психолог», четко обозначенных прав и обязанностей. По сути, выполняя функции специалиста, психолог, по мнению авторов, мог бы играть более значимую роль в уголовном процессе. Через призму сопоставления знаний, полученных в рамках уголовного процесса и юридической психологии, авторы предлагают дополнить статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определением понятия «психолог», расширить круг процессуальных и следственных действий, в которых может принимать участие психолог; ввести штатных психологов для работы в следственных органах; увеличить количество форм взаимодействия следователя и психолога и повысить уровень профессионального обучения будущих следователей в области изучения методик взаимодействия следователя и психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миликова Анна Владимировна, Тришина Надежда Тельмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF THE INVESTIGATOR AND THE PSYCHOLOGIST IN THE CRIMINAL PROCESS

Within the framework of this article, the authors set the task to consider the actual problems of the investigator's interaction with such a participant in the criminal process as a psychologist. Criminal procedure and forensic science, as well as legal psychology, analyze in detail the issues of the status of the central participant in the preliminary investigation - the investigator. Studying the functions, role, significance of the investigator as a participant in the criminal process, the authors also touch upon the problems of interaction with other participants, first of all: interrogators, the head of the investigative body, suspects, witnesses. Currently, insufficient attention is paid to the problems of a psychologist in investigative and procedural actions. The psychologist is actually an inferior participant in the criminal process. There is no definition of the concept of "psychologist", clearly defined rights and obligations. In fact, performing the functions of a specialist, a psychologist, according to the authors, could play a more significant role in the criminal process. Through the prism of comparing the knowledge gained in the framework of criminal procedure and legal psychology, the authors propose to supplement art. 5 The Criminal Procedure Code of the Russian Federation defines the concept of "psychologist", expand the range of procedural and investigative actions in which a psychologist can take part; introduce full-time psychologists to work in investigative bodies; increase the number of forms of interaction between an investigator and a psychologist and increase the level of professional training of future investigators in the field of studying methods of interaction between an investigator and a psychologist.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 343.123:159.9

DOI 10.33463/2072-8336.2022.2(59)109-113

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

А. В. Миликова, Н. Т. Тришина

Для цитирования

Миликова, А. В. Взаимодействие следователя и психолога в уголовном процессе / А. В. Миликова, Н. Т. Тришина // Прикладная юридическая психология. -2022. - № 2(59). - С. 109-113. 001 : 10.33463/2072-8336.2022.2(59)109-113.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В рамках данной статьи авторами поставлена задача рассмотреть актуальные проблемы взаимодействия следователя с таким участником уголовного процесса, как психолог. Уголовно-процессуальная и криминалистическая наука, как и юридическая психология, подробно анализируют вопросы о статусе центрального участника предварительного следствия - следователя. Изучая функции, роль, значение следователя как участника уголовного процесса, авторы за-трагиваюти проблемы взаимодействия с другими участниками, прежде всего дознавателями, руководителем следственного органа, подозреваемым, свидетелями. В настоящее время недостаточно внимания уделяется проблемам психолога в следственных и

© Миликова А. В., Тришина Н. Т., 2022

процессуальных действиях. Психолог фактически является неполноценным участником уголовного процесса. Нет определения понятия «психолог», четко обозначенных прав и обязанностей. По сути, выполняя функции специалиста, психолог, по мнению авторов, мог бы играть более значимую роль в уголовном процессе. Через призму сопоставления знаний, полученных в рамках уголовного процесса и юридической психологии, авторы предлагают дополнить статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определением понятия «психолог», расширить круг процессуальных и следственных действий, в которых может принимать участие психолог; ввести штатных психологов для работы в следственных органах; увеличить количество форм взаимодействия следователя и психолога и повысить уровень профессионального

обучения будущих следователей в области изучения методик взаимодействия следователя и психолога.

Ключевые слова: уголовный процесс, психолог, специалист, несовершеннолетний, следственные действия, закон.

Следователь является центральной фигурой в досудебном уголовном судопроизводстве, что подтверждается широким кругом властных полномочий, закрепленных в ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ). Право возбуждать уголовное дело, самостоятельно направлять ход расследования, давать обязательные для исполнения поручения и т. п. формируют управленца, осуществляющего свою деятельность во взаимодействии с другими участниками уголовного процесса, но при этом занимающего ведущую, направляющую роль.

В науке уголовного процесса и литературе по юридической психологии термин «взаимодействие» означает осуществление каких-либо совместных действий участниками в рамках уголовного процесса. Взаимодействию правоохранительных органов посвящено большое количество исследований, в том числе выделены отдельные принципы, формы, тактика и методика осуществления совместных действий, направленных на совместное раскрытие, расследование и предупреждение преступлений.

Вопросам участия психолога в уголовном процессе на сегодняшний день не уделяется должного внимания. В ст. 5 УПК РФ отсутствует определение понятия «психолог», а также статья, регламентирующая его права и обязанности. Отсутствие четко обо-

значенного процессуального статуса психолога позволяет рассуждать о целесообразности и эффективности привлечения психолога к участию в уголовном процессе, за исключением случаев, когда в законе четко указано на необходимость его присутствия. Большинство следователей и дознавателей признают, что участие педагога и психолога носит формальный характер и сводится только к физическому присутствию [2].

Вопросы об участии психолога в уголовном процессе остаются актуальными в науке. Как отмечает Л. Н. Костина, важное значение имеет предварительная профессиональная подготовка следователей в области психологии. В настоящее время она оставляет желать лучшего и не дает гарантий, что при проведении предварительного расследования не возникнет психологических проблем.Только правильное применение психологических технологий может обеспечить эффективность производства следственных действий. При допущении просчетов и нарушений, неверном использовании психологического инструментария возможно наступление негативных последствий. Несовершеннолетние в первую очередь подвержены подобному негативному влиянию, так как могут иметь различные нарушения, связанные с не полностью сформировавшейся личностью и чертами характера, с ранимой психикой. Последствия могут наступить и при неумелых действиях следователя, в том числе если сам следователь нуждается в помощи психолога, имеет отдельные неразрешенные психологические проблемы, накапливающиеся и связанные с осуществлением профессиональной деятельности. Все указанные факторы неизбежно ведут к снижению эффективности рассле-

дования [1]. Таким образом, участие психолога в уголовном процессе, как и изучение вопросов, связанных с его процессуальным статусом, в том числе с пределами взаимодействия, является актуальным и нуждается в подробном изучении как учеными-процессуалистами, так и специалистами в области психологии. От межотраслевого сотрудничества следователя и психолога выигрывают обе стороны, повышая эффективность расследования преступлений и предупреждая совершение новых.

Вполне обоснованным, на первый взгляд, представляется предлагаемое учеными И. Н. Сорокотягиным, Д. А. Сорокотягиной авторское определение термина «взаимодействие следователя и психолога». По мнению авторов, это основанная на законе или подзаконных актах согласованная деятельность процессуально независимых участников предварительного расследования, осуществляемая посредством наиболее целесообразного сочетания их делового сотрудничества и межличностных отношений. Деятельность, несомненно, предполагает согласованность, участники, являясь, по сути, независимыми, все же неизбежно влияют друг на друга, учитывая ведущую роль следователя, который, бесспорно, влияет на психолога. Однако ни о деловом сотрудничестве, ни о межличностных отношениях в рамкахуголовного судопроизводства говорить невозможно. Нельзя согласиться и с мнением И. Н. Сорокотягина, Д. А. Сорокотягиной о том, что взаимоотношения следователя и психолога можно подразделить на «деловые, возникающие между участниками общего дела как носителями определенных общественных функций, и личные,

складывающиеся на основе симпатии или антипатии, притяжения или отталкивания. Эффект притяжения психолога и следователя будет тем выше, чем ярче у них проявляются такие качества личности, как высокая компетентность, деловитость, требовательность, организованность, нравственность и пр.» [4].

Считаем, что было бы целесообразно включить определение понятия «психолог» в ст. 5 УПК РФ, в котором говорилось бы, что психолог - лицо, обладающее специальными знаниями в области психологии. Возможно, данное слишком общее понятие следовало бы конкретизировать условием о необходимости наличия диплома о высшем профессиональном образовании или среднем либо дополнительном профессиональном образовании по направлению подготовки «Педагогика и психология» или схожему. Психолог -это лицо, привлекаемое для производства судебной экспертизы и дачи заключения или для процессуальных действий с участием несовершеннолетних, и в иных случаях, связанных с его профессиональной компетенцией.

Значимость участия психологов в уголовном судопроизводстве очень велика, поэтому считаем необходимым расширить круг процессуальных и следственных действий, в которых может принимать участие психолог. В настоящее время уголовно-процессуальное законодательство не содержит разграничения и конкретизации форм участия психолога в уголовном процессе. М. М. Новикова выделяет две основные формы участия психолога в уголовном процес-се:1)процессуальная(в следственных действиях, в качестве эксперта или специалиста); 2) непроцессуальная

(консультативная помощь) [3]. Видятся верными расширение форм участия психолога на стадии предварительного расследования в уголовном процессе и последующая их законодательная регламентация. Предлагается рассматривать взаимодействие следователя с психологом как в рамках проводимого расследования, так и вне рамок уголовного процесса, в том числе при необходимости консультирования следователей по вопросам профессиональной адаптации. Важно и взаимодействие следователя с психологом при решении вопроса о назначении судебно-психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Целесообразно также и введение штатных психологов для работы в следственных отделах Следственного комитета Российской Федерации, территориальных органах МВД России и др.

Еще одним важным элементом в вопросах повышения эффективности взаимодействия следователя с психологом является повышение уровня профессионального образования будущих следователей. Например, Л. Н. Костина считает, что недооцени-вание роли психолога в уголовном процессе напрямую связано с допущенными недоработками в учебной юридической литературе. Вопросы об участии психолога в следственных действиях, о его функции, формах и задачах взаимодействия следователя и психолога не рассматриваются в учебном процессе, что влечет за собой существующие проблемы. В связи с этим Л. Н. Костина, основываясь на собственном опыте участия в качестве психолога в следственных действиях, предлагает правила совместной работы с психо-

логом для следователей и дознавателей: 1) соответствие квалификации психолога тем проблемам, с которыми предстоит работать и которые определяет следователь; 2) соблюдение этапов взаимодействия: подготовка, осуществление деятельности и подведение итогов; 3) соблюдение принципов и норм профессиональной и юридической этики; 4) рефлексивный и развивающий характер психологической помощи; 5) доверие и стремление к разрешению проблем [1]. Возможно, четвертый пункт можно было бы исключить из общего контекста правил, но остальные отражают суть и, несомненно, будут способствовать улучшению совместной работы следователя и психолога в уголовном процессе.

Помимо предлагаемых трех этапов взаимодействия следователя и психолога, на наш взгляд, необходимо проведение консультаций психолога до следственного действия с целью предварительной оценки психологического состояния участника и соответствия квалификации психолога.

Отметим важность правила соблюдения принципов и норм профессиональной и юридической этики, поскольку при его несоблюдении эффективность взаимодействия следователя и психолога будет сомнительной. Нельзя отрицать индивидуальные психологические особенности как самого следователя, так и специалиста-психолога при взаимодействии, их способность действовать в различных следственных ситуациях, в том числе стрессовых, конфликтных. Корректность, профессионализм, вежливость и сдержанность должны быть основными постулатами при организации взаимодействия вне зависимости от обстоятельств и отношения

каждого из участников к проводимым действиям, обстановке и прочим внешним факторам. Следователь не должен оказывать давление на психолога, навязывать ему свое мнение при производстве процессуальных действий или, напротив, самоустраняться, не разъясняя порядка проводимых действий.

Взаимодействие должно быть обоюдовыгодным, при этом необходимо соблюдать все нормы законодательства. Следователю нужно с уважением относиться к тем специальным знаниям, которыми обладает психолог. При этом ему предписывается критически оценивать те сведения, которые он получает и которые основываются на выводах, сформулированных психологом. Психолог, в свою очередь, должен соблюдать предписанные ему правила поведения, быть независимым в своих выводах, корректным и вежливым в отношении других участников уголовного процесса.

Подводя итог, отметим, что взаимодействие следователя и психолога имеет важное практическое значение для повышения эффективности предварительного расследования. Все обозначенные выше предложения авторов о необходимости включения в ст. 5 УПК РФ определения понятия «психолог», расширения круга процессуальных и следственных действий, в которых может принимать участие психолог, введения штатных психологов для работы в следственных органах, увеличения количества форм взаимодействия следователя и психолога, повышения уровня профессионального образования буду-

щих следователей в области изучения методик взаимодействия следователя и психолога будут способствовать развитию взаимосвязи дальнейших исследований в рамкахуголовного процесса и юридической психологии.

Библиографический список

1. Костина Л. Н. Взаимодействие следователя с психологом в производстве по уголовным делам о групповых преступлениях несовершеннолетних // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. : Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3-2(37). С. 216-220.

2. Машинская Н. В. Проблемы обеспечения эффективного участия педагога и психолога в досудебном производстве по уголовным делам несовершеннолетних // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. : Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 2. С. 125-127.

3. Новикова М. М. Некоторые особенности участия педагога, психолога, представителя органов опеки и попечительства, иных социальных организаций в досудебном и судебном производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Юридическая наука: история и современность. 2019. № 1. С. 134-146.

4. Сорокотягин И. Н., Сорокотя-гина Д. А. Юридическая психология : учебник и практикум для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2022. 360 с. URL: https://urait.ru/ bcode/488754/p.222 (дата обращения: 12.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.