Научная статья на тему 'Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в общественно-политической жизни современной России'

Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в общественно-политической жизни современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1985
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СИМФОНИЯ ВЛАСТЕЙ / ЗАЩИТА ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / РОЛЬ ЦЕРКВИ В ПОЛИТИКЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Власов Виталий Витальевич

Задача: в настоящее время отмечается усиление роли Русской Православной Церкви в общественно-политической жизни российского общества. В этих условиях особую актуальность приобретает поиск наиболее оптимальных путей координации усилий государственных органов с таким мощнейшим общественно-политическим институтом как Русская Православная Церковь. В статье предпринята попытка осветить действующие и перспективные направления их взаимодействия в решении внутриполитических и внешнеполитических задач российского государства. Методология: используются метод наблюдения, сравнительно-исторический и структурно-функциональный методы, позволяющие проследить роль Русской Православной Церкви в различные периоды развития нашего общества, а также особенности поведенческих установок некоторых групп населения. Также проанализированы и обобщены основные направления взаимодействия Церкви и государства. Результаты: исследована роль Русской Православной Церкви в общественно-политической жизни российского общества. Освещены основные направления взаимодействия Русской Православной Церкви и государства и предложены оптимальные пути координации их усилий в решении внутриполитических и внешнеполитических задач. Оригинальность: работа может быть полезна широкому кругу специалистов интересующихся проблемами взаимоотношений религиозных конфессий и государства в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Власов Виталий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND GOVERNMENT IN SOCIAL AND POLITICAL LIFE OF MODERN RUSSIA

Problem: At the present time there is a strengthening of the role of the Russian Orthodox Church in the socio-political life of the Russian society. In these conditions the search for the most appropriate ways of coordination of the efforts of public authorities with such a powerful socio-political institution as the Russian Orthodox Church gains a special relevance. In the article we tried to highlight current and perspective ways of their cooperation in solving domestic and foreign political problems of the Russian Federation. Methodology: observation, comparative-historical and structural-functional methods were used in the research. These methods allow following the role of the Russian Orthodox Church and the features of the attitudes of some population groups in the different periods of the development of our society. Results: The role of the Russian Orthodox Church in the socio-political life of the Russian society was investigated. The main ways of the cooperation of the Russian Orthodox Church and the government were highlighted and the optional ways of the coordination of their efforts in solving domestic and foreign political problems were proposed. Originality: the article can be useful for the wide range of the specialists who are interested in the problems of the relationship between religious denominatives and the government in the modern Russia.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в общественно-политической жизни современной России»

I. ПОЛИТОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.00)

1. ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.01)

1.1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Власов Виталий Витальевич, кандидат политических наук, доцент кафедры социально-философских дисциплин Место работы: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

[email protected]

Аннотация

Задача: в настоящее время отмечается усиление роли Русской Православной Церкви в общественно-политической жизни российского общества. В этих условиях особую актуальность приобретает поиск наиболее оптимальных путей координации усилий государственных органов с таким мощнейшим общественно-политическим институтом как Русская Православная Церковь. В статье предпринята попытка осветить действующие и перспективные направления их взаимодействия в решении внутриполитических и внешнеполитических задач российского государства.

Методология: используются метод наблюдения, сравнительно-исторический и структурно-функциональный методы, позволяющие проследить роль Русской Православной Церкви в различные периоды развития нашего общества, а также особенности поведенческих установок некоторых групп населения. Также проанализированы и обобщены основные направления взаимодействия Церкви и государства.

Результаты: исследована роль Русской Православной Церкви в общественно-политической жизни российского общества. Освещены основные направления взаимодействия Русской Православной Церкви и государства и предложены оптимальные пути координации их усилий в решении внутриполитических и внешнеполитических задач.

Оригинальность: работа может быть полезна широкому кругу специалистов интересующихся проблемами взаимоотношений религиозных конфессий и государства в современной России.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, симфония властей, защита традиционных ценностей, роль Церкви в политике.

COOPERATION OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND GOVERNMENT IN SOCIAL AND POLITICAL LIFE OF MODERN RUSSIA

Vlasov Vitaly V., PhD (politology), аssociate professor of social and philosophical disciplines Place of employment: Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Internal of Russia

[email protected]

Abstract

Problem: At the present time there is a strengthening of the role of the Russian Orthodox Church in the socio-political life of the Russian society. In these conditions the search for the most appropriate ways of coordination of the efforts of public authorities with such a powerful socio-political institution as the Russian Orthodox Church gains a special relevance. In the article we tried to highlight current and perspective ways of their cooperation in solving domestic and foreign political problems of the Russian Federation.

Methodology: observation, comparative-historical and structural-functional methods were used in the research. These methods allow following the role of the Russian Orthodox Church and the features of the attitudes of some population groups in the different periods of the development of our society.

Results: The role of the Russian Orthodox Church in the socio-political life of the Russian society was investigated. The main ways of the cooperation of the Russian Orthodox Church and the government were highlighted and the optional ways of the coordination of their efforts in solving domestic and foreign political problems were proposed.

Originality: the article can be useful for the wide range of the specialists who are interested in the problems of the relationship between religious denominatives and the government in the modern Russia.

Keywords: Russian Orthodoxy Church, symphony of authorities, protection of traditional values, role of the church in politics.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В последние десятилетия отмечается рост влияния религии, и в первую очередь Русской Православной Церкви Московского Патриархата (далее РПЦ), на жизнь российского общества. В условиях идеологического вакуума, возникшего после падения коммунистического режима, появился запрос на формирование новых духовно-нравственных ценностей. Православное христианство, религия большинства населения России, стало одним из инструментов построения национальной идентичности нашего народа. РПЦ, сильно пострадавшая за годы господства атеистического режима, остро нуждалась в помощи государства для восстановления своей инфраструктуры и осуществления миссионерской деятельности.

Таким образом, интересы Церкви и государства совпали. Была признана особая роль Православия в истории России, для становления ее духовности и культуры [1, с. 1]. Православная составляющая нашла отражение в праздниках и символике государства. Глубоким смыслом наполнено установление праздника -«День народного единства» на 4 ноября - дату, совпадающую с праздником Казанской иконы Божьей Матери, а из 8 официальных государственных праздников один - «Рождество Христово» напрямую связан с православным христианством. Во время его празднования Президент и премьер-министр посещают церковные службы. Христианская символика присутствует на государственных символах Российской Федерации, денежных знаках, флагах и гербах субъектов федерации.

Взаимодействие государства и Церкви во многом напоминает Византийскую «симфонию власти», когда власть помогает Церкви в продвижении ее интересов, не вмешиваясь в ее внутреннюю жизнь, со своей стороны Церковь идеологически поддерживает государство, не претендуя на первенство. Это больше похоже на Византию, нежели это было в Российской Империи, где де-факто «симфонии алтаря и трона» не получилось, так как Церковь полностью была подчинена государству, став составной частью его бюрократической машины.

На протяжении длительного периода времени власть пыталась лавировать между либерально настроенной общественностью, ориентированной на западные ценности и сторонниками православно-патриотической ориентации. Своеобразным водоразделом стало событие, произошедшее 19 февраля 2012 года в Богоявленском приделе Богоявленского собора и 21 февраля в храме Христа Спасителя города Москвы, когда участницами группы Pussy Riot был смонтирован ролик так называемого «панк-молебна», который был выложен в Интернет. Содержание ролика оскорбило значительную часть православной общественности. Данный инцидент поляризовал общественное мнение [7, с. 2]. Ситуация усугублялась расплывчатой формулировкой правовых норм, регулировавших указанную сферу правоотношений. В результате девушки были привлечены судом к уголовной ответственности, что вызвало острые дискуссии, а органы государственной власти де-факто поддержали позицию Церкви. Для предотвращения в дальнейшем подобных действий 29 июня 2013 года в статью 148 УК РФ были внесены существенные изменения, а сама статья стала называться «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Кроме того, в последние годы инициировались следующие законопроекты: «О праздновании Дня Крещения Руси», «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения,

находящегося в государственной или муниципальной собственности», «О защите религиозных чувств» и др.

Анализируя взаимодействие государственных органов с Церковью можно выделить следующие направления:

- возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа;

- консолидация российской нации;

- сохранение национальной идентичности в условиях глобализации, сопровождающейся влиянием западной культуры.

Государство помогает Церкви возвращать ранее отнятые у нее храмы и возводить новые. Интересным примером явилась программа «200 храмов», начатая 29 апреля 2011 года. Целью указанного мероприятия является обеспечить густонаселенные районы Москвы храмами шаговой доступности. При этом правительство Москвы выделило участки под строительство храмов, которые возводились и возводятся за счет добровольных пожертвований.

Одной из основных угроз безопасности нашему государству является непростая демографическая ситуация. Великий русский мыслитель А.И. Солженицын говорил о том, что у нас нет сил на империю, а главным является сбережение народа [4, с. 2]. Благодаря предпринятым в начале 2000-х годов мерам, а также удачной конъюнктуре (увеличение количества женщин фертильного возраста) в это время отмечался рост рождаемости, однако русская семья так и не стала многодетной, то есть количество детей в расчете на одну женщину не превысило 2 ребенка. В настоящее время с вступлением в детородный возраст малочисленного поколения 90-х годов, число женщин детородного возраста будет сокращаться. В этих условиях выйти из демографического тупика возможно лишь в том случае, если русская семья станет многодетной. И здесь большую роль будут играть не только материальные, но и морально-нравственные факторы, в том числе и религиозные [11, с. 247].

РПЦ, активно проповедует ценность многодетной семьи. Конечно, церковные запреты и требования не соблюдаются формально верующей частью населения. В то же время достаточно каждое воскресенье в течении двух месяцев посещать воскресные богослужения в любом городском храме, чтобы заметить, что среди постоянных прихожан однодетные семьи редкость, а большинство составляют семьи имеющие 2-3 детей. Практически в любом храме можно наблюдать семью, имеющую более 3-х детей. Значительная часть современных многодетных русский семей - это воцер-ковленные православные семьи. В условиях господства общества потребления пойти на рождение третьего ребенка означает лишить себя многих радостей комфортной жизни. Религиозная идея самопожертвования и взгляда на семью как на малую церковь здесь представляется очень важной.

Настоящим самоубийством нашего народа являются аборты, количество которых в некоторые годы превышало число родившихся детей. РПЦ активно отстаивает позицию о том, что аборт - это убийство. Однако очевидно, что запретами здесь ничего не решить, как справедливо отметил Президент РФ В.В. Путин на встрече с журналистами, состоявшейся 13 декабря 2017 года, если женщинам запретить делать аборты в нашей стране, они это будут делать за границей [5, с. 1]. Вместе с тем, на морально-нравственном уровне следует всячески поддерживать позицию Церкви об аморальности данного поступка. Представляется правильным, если бы женщинам желающим сделать

аборт предлагалось встретиться со священнослужителем соответствующей религиозной конфессии. Кроме того, семьи, решившиеся на аборт должны оплачивать эту операцию и другие связанные с ней медицинские процедуры из своего кармана.

Острой проблемой отрицательно влияющей на демографию является алкоголизм и наркомания, так как они зачастую затрагивают молодых людей, которые могли бы долго жить и родить своих детей, но разрушив свой организм, в результате вредных привычек, умирают в расцвете сил. Особую опасность представляют сильнодействующие препараты вызывающие зависимость в результате нескольких применений. Церковь полагает, что алкоголизм и наркомания являются проявлением греховности человека, которого Бог наделил свободной волей. РПЦ на протяжении веков существования выработала довольно эффективные методики профилактики и борьбы с указанными пагубными привычками.

Церковь рассматривает наркоманию как болезнь, вызванную душевным состоянием человека. На территории многих приходов и епархий нашей страны созданы реабилитационные центры для людей больных алкоголизмом и наркоманией, где проводится их реабилитация, суть которой заключается в изменении духовного состояния человека. Его день стремятся наполнить молитвой и трудом, а также помочь найти смысл жизни, сформировав внутренний стержень твердой веры в Бога, в то, что все испытания, которые выпадают на нашу долю, призваны закалить характер путем их преодоления, для дальнейшего спасения души. После курса реабилитации прошедшие ее люди не остаются без внимания. Для них стараются найти работу или оставляют в реабилитационных центрах для работы с больными, где они имеют возможность поделиться своим опытом борьбы с указанными недугами.

Россия нуждается в мигрантах для экономического развития и восполнения людских ресурсов. Опыт Западной Европы показал, что политика мультикульту-рализма не принесла ожидаемых результатов, поэтому важно разработать механизм обеспечивающий усвоение прибывшими гражданами культурных ценностей нашего народа и миссионерская деятельность РПЦ могла бы этому способствовать.

Основные формы взаимодействия РПЦ и государственных органов в сфере миграции:

1. Возвращение соотечественников на историческую родину. Значительное количество русскоязычного населения проживает в странах ранее входивших в СССР, не отличающихся стабильностью и в случае кризиса русские люди могут быть поставлены под удар, а возможно в очередной раз подвернуться актам насилия. В условиях привилегированного положения титульных этносов, неизбежно будут происходить ассимиляционные процессы. Церковь, обладающая относительно широкой сетью приходов практически во всех бывших советских республиках, могла бы оказывать значительную помощь в организации возвращения соотечественников в Россию из тех мест, где они повергаются дискриминации.

2. Работа с мигрантами, не исповедующими христианство. РПЦ может участвовать в их ознакомлении с религиозными традициями нашего народа и основами вероучения. Это, естественно, не должно носить принудительного характера.

3. Социальная работа с мигрантами: забота о мигрантах, попавших в трудную жизненную ситуацию;

пропаганда в обществе милосердного к ним отношения, особенно к вынужденным переселенцам; борьба с ксенофобией среди коренного населения и привитие мигрантам уважительного отношения к культуре и традициям принимающего общества.

4. Обучение русскому языку, истории России, изучение ее законодательства. Учитывая, что мигранты плохо понимают правую систему нашего государства Церковь, зачастую оказывает им помощь в оформлении пакета документов необходимого для легального трудоустройства. Позитивным явлением является привлечение мигрантов к хозяйственной жизни епархий.

В социальной концепции РПЦ подчеркивается: «Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам, для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения отечеству» [3, с. 58]. Нормативно-правовым основанием взаимодействия армии и Церкви является статья 28 Конституции РФ, в которой гарантируется право на исповедание любой религии как индивидуально, так и совместно с другими гражданами. В статье 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» закреплено, что командование воинских частей: «не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях» [1, с.16].

На возможность функционирования религиозной организации в вооруженных силах указывает статья 8 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В данном законе закреплено, что государство не должно нести прямых обязанностей, связанных с удовлетворением религиозных потребностей военнослужащих, а создание религиозных организаций на территории воинских частей не допускается. При этом разрешено индивидуальное использование религиозной символики [2, с.8]. В этой связи полагаем важным разработку соответствующей законодательной базы, которая позволила бы на правом уровне легализовать деятельность традиционных религиозных организаций на территории воинских частей.

Большую роль играют неформальные формы взаимодействия армии и Церкви, которые выражаются в личных встречах священников с военнослужащими вооруженных сил, архиереев с руководителями воинских частей. Также проводятся встречи Патриарха с начальствующим составом Министерства обороны РФ. В рамках Всемирного русского народного собора, проводимого под эгидой РПЦ, работает секция «Церковь. Армия. Народ», а на Международных Рождественских чтениях - «военная секция».

Особое место в миссионерской деятельности Церкви всегда занимало «тюремное служение». Для людей, оказавшихся в застенках, очень часто характерно обостренное мистическое чувство. Знаменитая тюремная формула «не верь, не бойся, не проси» полностью противоположна христианскому взгляду на окружающий мир, однако и администрация исправительных учреждений и лица, отбывающие наказание положительно относятся к присутствию священника, так как это смягчает климат в местах лишения свободы.

Тревожной тенденцией последних десятилетий стало формирование в исправительных учреждениях радикальных исламистских группировок, после того как в большом количестве стали привлекать к уголовной ответственности различные категории граждан за пропаганду религиозного экстремизма и участие в незаконных вооруженных формированиях. Будучи хорошо

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

идеологически подготовленными, обладая сплоченностью и помощью с «воли» исламские экстремисты начали распространять свои взгляды среди других заключенных [8, с. 71]. Важно противопоставить идеологии радикального ислама - фундамент твердой веры и здесь роль традиционных религиозных конфессий нашей страны трудно переоценить.

Дискуссионным является участие РПЦ и иных традиционных конфессий в образовательных программах, в рамках которых, в частности, предлагается преподавание по выбору основ православной культуры. Мы полагаем, что в настоящее время имеется понимание важности знания подрастающим поколением основ своей культуры.

РПЦ активно взаимодействует с государством в решении ряда внешнеполитических задач. Наиболее важной из них является сохранение Русского мира. Православный храм, расположенный за рубежом, служит для русского человека своеобразным островком на чужбине, где он может ощутить свою связь с исторической родиной, а религия всегда была одним из эффективных методов сохранения национальной идентичности в условиях удаления от отчизны. Поэтому уместной представляется помощь оказываемая Правительством РФ, например МИДом, в открытии новых монастырей и храмов за рубежами нашего государства.

Русским людям не удавалось создавать сплоченную диаспору, которая бы эффективно отстаивала как их интересы, так и интересы нашей страны. Отсутствие организованной диаспоры привело к тому, что после распада СССР русские были выдавлены из национальных республик или де-факто их влияние оказалось значительно ниже относительно общей численности в структуре населения. Создание организованной и сплоченной диаспоры является необходимым условием поддержания национальной идентичности и, в то же время, защиты своих интересов в современном конкурентном мире. Примером являются еврейская и армянская диаспоры в США, украинская в Канаде т.д. Указанные этнические группы оказывают серьезное давление на руководство своих стран в интересах исторической родины. Естественно, в современных условиях религия не может являться единственным механизмом консолидации людей, однако она может играть серьезную сплачивающую роль во взаимодействии с заинтересованными государственными и общественными структурами [12, с. 69].

Особую роль РПЦ играет на постсоветском пространстве, которое за исключением Грузии, Абхазии и Южной Осетии, относится к ее канонической территории. При этом православные являются большинством на Украине, в Республике Беларусь, Молдове, а также весомым меньшинством в Казахстане и странах Прибалтики. Поэтому после распада СССР в новых независимых государствах стали предприниматься попытки создания независимых от Московского патриархата церковных юрисдикций.

Особо тяжелая обстановка сложилась на Украине, где произошел раскол, в результате чего из состава канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (далее каноническая УПЦ) выделилось несколько раскольнических организаций. Наиболее крупной из них является Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата [9, с.525]. На Западной Украине происходил захват православных храмов гре-ко-католиками, однако каноническая УПЦ продолжает оставаться наиболее многочисленной конфессией на

Украине и прежде всего в ее Юго-Восточной части. Каноническая УПЦ действует как «мягкая сила», стремящаяся остановить идущую уже почти четыре года гражданскую войну, для чего периодически проводятся крестные ходы за мир, в которых принимают участие десятки тысяч верующих. Следует отметить, ни одной религиозной организации Украины не удается собрать сопоставимое количество людей для проведения своих мероприятий. Это указывает на то, что каноническая УПЦ продолжает оставаться организацией обладающей определенным ресурсом на Украине.

Помимо постсоветского пространства РПЦ пытается оказывать содействие Российскому государству в его усилиях по защите христиан от дискриминации, которой они подвергаются на Ближнем Востоке. Так Церковью и Патриархом неоднократно высказывалась поддержка усилиям нашего государства направленным на стабилизацию внутриполитической обстановки в Сирийской республике и защите ее суверенитета. Во времена, когда казалось, что правительство Башара Асада должно пасть, Церковь выражала беспокойство о том, что христиан Сирии ожидает участь их собратьев в Ираке, где после ликвидации режима Саддама Хусейна, они в массе были вынуждены покинуть свою страну.

РПЦ поддерживает усилия РФ в защите традиционных ценностей. В этой связи, следует отметить историческую встречу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, которая состоялась 12 февраля 2016 года в международном аэропорту Гаваны [10, с.1]. Оба предстоятеля продемонстрировали дружелюбный настрой и подписали совместную декларацию, в которой выражалось сожаление о допущенном в Церкви расколе. Было сформулировано ряд важных пунктов обозначивших взгляд Церквей на ключевые вызовы современности:

- иерархи выступили в защиту христиан на Ближнем Востоке и призвали международное сообщество покончить с терроризмом;

- отметили, что в ряде стран имеет место угроза для свободы религии; призвали богатые страны оказывать помощь вынужденным переселенцам и беженцам;

- осудили аборты и эвтаназию;

- указали на непозволительность уравнивания однополых и традиционных браков;

- призвали противоборствующие стороны на Украине к мирному разрешению данного конфликта;

- заявили о необходимости примирения греко-католиков и православных на приемлемых для обеих сторон условиях;

- закрепили недопустимость прозелитизма, так как католики и православные не соперники, а братья.

Последний тезис особенно ценен, так как еще известный русский философ С.Н. Булгаков отмечал, что, в сущности, христианская этика - едина [6, с. 19].

РПЦ не осталась в стороне от активизировавшегося в последние годы американо-российского противостояния. Церковь неодобрительно отзывается о так называемых «либеральных ценностях». Это касается вопросов, затрагивающих свободу сексуальных отношений, однополых браков, права на аборт и эвтаназию и т.д. Как результат, РПЦ, в свою очередь, является мишенью для западной пропаганды. В то же время, при кажущейся монолитности Западного мира некоторые американские и европейские консерваторы поддерживают усилия России по защите традиционных христианских ценностей. Здесь показателен пример Патрика Дж. Бьюкенена, который не раз высказывался в поддержку политики В.В. Путина и отстаивает тезис о том, что только христианская этика может предот-

вратить «смерть Запада». Однако, большинство западного истеблишмента настроено антироссийски, а нам предстоит длительное противостояние в защиту своей независимости и идентичности и здесь РПЦ и другие традиционные религиозные конфессии нашей страны будут играть не последнюю роль.

Итак, можно констатировать, что РПЦ принимает деятельное участие в решении большинства ключевых внутриполитических и внешнеполитических задач российского государства. Между государством и Церковью установлено конструктивное сотрудничество, которое заключается в том, что Церковь, не пытаясь подменять органы государственной власти, оказывает содействие в решении важных для нашего государства задач, а государство, уважая автономию Церкви, помогает ей, как одному из важных общественных институтов укрепляющих наше общество.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,14%.

Список литературы:

1. О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс, 2018.

2. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс, 2018.

3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия «Азбука веры» 2016 г. - 125 с.

4. А.И. Солженицын. Национальная идея - сбережение народа // Гудок. Выпуск от 11.06.2005 г. Режим доступа: URL: http://www.godok.ru/ newspaper?ID=752882.

5. Большая пресс-конференция Владимира Путина. Онлайн // Интерфакс. Режим доступа: URL: http://www.interfax.ru/russia/591791.

6. Булгаков, С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903 / С.Н. Булгаков; сост., вст. статья и комментарии В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2006. - 1008 с.

7. Орлова В. Pussy Riot - юродивые сегодня? // Православие и Мир. Режим доступа: URL: http://www.pravmir.ru/-pussy-riot-yurodivye-segodny (дата обращения: 01.06.2016).

8. Силантьев Р.А. Распространение ваххабизма в современной России // Вестник Челябинского университета. 2009. №16 (154). История. Вып. 32.

9. Юнусов Э.А., Жезлов Н.В. О динамике преступлений террористической и экстремисткой направленности и необходимости ужесточения порядка отбывания лишения свободы за их совершение // Вестник Омской юридической академии. 2016. №4 (33).

10. Яковлев А.И. Лекции по истории Христианской Церкви. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Паломник, 2011. - 544 с.

11. Встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 05.12.2016 г.).

12. Бьюкинен П. Дж. Смерть Запада / П. Дж. Бькинен; Пер. с англ. А. Башкирова. - М.: ООО «Издательство АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2004. - 444, [4] с. - (Великие противостояния. Америка против Америки).

13. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 730, [6] с. - [Phylosophy].

14. Toynbee A.J. An historian's approach to religion. London, N.Y., Toronto, 1956.

15. Hantington S.P. The Clash of Civilizations and Remaking of World Order / S.P. Hantington. - N.Y., 1996. 368 р.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в общественно-политической жизни современной России» В.В. Власова, кандидата политических наук, доцента кафедры социально-философских дисциплин ФГКОУ «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В.В. Лукьянова» В своей статье В.В. Власов обращается к весьма актуальной в настоящее время теме о роли Русской Православной Церкви в общественно- политической жизни современного российского общества, что обусловлено усилением влияния религиозной доктрины православного христианства на внутреннюю и внешнюю политику российского государства. Данное обстоятельство порождает острые дискуссии в нашем обществе. В рецензируемой статье отражены основные направления взаимодействия наиболее многочисленной и влиятельной традиционной религиозной конфессии и государства. Автор, придерживаясь принципа отделения религии от государства, отстаивает тезис, что церковь, будучи одним из институтов гражданского общества вправе отстаивать свои интересы, а государство в свою очередь может использовать ресурс церкви в решении своих внутриполитических и внешнеполитических задач.

В статье справедливо отмечено, что определенный импульс к сближению позиций церкви и государства в защите традиционных для нашего общества ценностей придал инцидент, произошедший 21 февраля 2012 года в храме Христа Спасителя, когда участницами группы Pussy Riot был смонтирован ролик так называемого «панк-молебна», который был выложен в Интернет. Это вызвало накал страстей в обществе и бурные общественные дискуссии, которые носили идеологический (ценностный) характер, когда одна «либеральная» часть населения отставила тезис о так называемой максимальной свободе, в то время как консервативное большинство указывало, что есть определенная черта, переступать которую недопустимо. Государство де-факто поддержало сторонников традиционных ценностей.

Анализируя взаимодействие государственных органов с церковью, автор выделяет следующие перспективные направления: возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа; консолидация российской нации; решение демографической проблемы; работа с мигрантами; патриотические воспитание военнослужащих; профилактика противоправного поведения среди лиц, оказавшихся в местах лишения свободы; противостояние религиозному экстремизму; ознакомление подрастающего поколения с православной культурой; поддержание связи с соотечественниками, оказавшимися за рубежом, особенно в отстаивании интересов русской диаспоры («русского мира») в странах ближнего зарубежья; защита традиционных ценностей в условиях глобализации.

Вопросы, рассмотренные в статье, требуют научного осмысления, что свидетельствует об ее научной значимости. Материал статьи структурирован, в ней используется ясный и понятный для читателя стиль изложения. Анализируя различные факты, автор делает обоснованные выводы. Статья, безусловно, представляет научный интерес и может быть рекомендована к опубликованию в научном журнале, рекомендованном ВАК.

Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и прикладной политологии ФГОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»

К.В. Старостенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.