Научная статья на тему 'Русская православная церковь в современном российском обществе: институциональный статус и перспективы развития'

Русская православная церковь в современном российском обществе: институциональный статус и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1811
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЛАСТЬ / КУЛЬТУРА / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дорогинин Юрий Валерьевич, Куншенко Игорь Алексеевич, Мезинова Галина Николаевна

Статья посвящена анализу институционального положения РПЦ в современном российском обществе, ее участия в общественно-политических процессах, защите христианских ценностей, сохранении идентичности, социальных связей и патриотизма. Сильная социальная и институциональная позиция РПЦ рассматривается автором как результат государственной поддержки и сотрудничества с государственными структурами. Отмечаются возможные риски сложившейся модели взаимодействия Церкви и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская православная церковь в современном российском обществе: институциональный статус и перспективы развития»

УДК 316

Дорогинин Юрий Валерьевич

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и истории отечества Ростовского государственного университета путей сообщения anrietta25@mail.ru

Куншенко Игорь Алексеевич

старший преподаватель кафедры социальной работы

Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону) anrietta25@mail.ru

Мезинова Галина Николаевна

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы

Донского государственного технического ( - - )

anrietta25@mail.ru

Yuri V. Doroginin

candidate of philosophical Sciences, senior lecturer of the Department of philosophy and History of Rostov state University of railway engineering anrietta25@mail.ru

Igor A. Kunshenko

Senior Lecturer of

the Department Social Work,

Don State Technical University

(Rostov-on-Don)

anrietta25@mail.ru

Galina N. Mezinova

Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department Social Work, Don State Technical University (Rostov-on-Don) anrietta25@mail.ru

Русская православная

церковь в современном российском обществе: институциональный статус и перспективы развития

Russian orthodox church

in the modern russian society: an institutional status and perspectives of development

Аннотация. Статья посвящена анализу институционального положения РПЦ в современном российском обществе, ее участия в общественно-политических процессах, защите христианских ценностей, сохранении идентичности, социальных связей и патриотизма. Сильная социальная и институциональная позиция РПЦ рассматривается автором как результат государственной поддержки и сотрудничества с государственными структурами. Отмечаются возможные риски сложившейся модели взаимодействия Церкви и государства.

Ключевые слова: институциональный статус; Церковь; государство; православие; религиозная организация; власть; культура; идентичность.

Annotation. The article analyses the institutional position of Russian Orthodox Church in contemporary Russian society, its participation in social and political processes, its activity protecting Christian values, preserving cultural identity, strenthening social ties and patriotism. Strong social and institutional position of Russian Orthodox Church is considered as the result of governmental support and cooperation with the state structures. Some risks produced by the current model of the interaction between Church and the Russian state are described.

Keywords: the institutional status; the Church; the state; Christianity; Orthodox faith; religious organization; power; culture; identity.

В советский период общество подвергалось принудительной атеизации и наблюдалось методичное искоренение православной культуры из всех сфер социальной жизни. Деятельность религиозных организаций была ограничена и подчинена политическим целям государства, а их структуры были подконтрольны спецслужбам. Русская Православная Церковь (РПЦ) - самая большая религиозная организация - была подвергнута жестоким репрессиям. В течение нескольких десятилетий значительная часть цер-

ковной инфраструктуры была уничтожена или , -

, -

венства и верующих, численность населения открыто придерживающегося православного исповедания резко снизилась. Социальный статус РПЦ был маргинальным, она практически не

оказывала влияния на нормативно-ценностную . -

литике властей СССР связан с деятельностью Михаила Горбачева, политика «перестройки»

которого привела к тому, что полноценная религиозная жизнь в РПЦ постепенно начала восстанавливаться. В 1988 году был созван Поместный Собор, канонизировавший новых святых, и организовавший торжественное празднование тысячелетия крещения Руси.

После распада СССР общество стало перед лицом кризиса идентичности, причиной которого была, во-первых, духовная стерилизация, вызванная атеистической пропагандой, осуществляемой государством; во-вторых, идеологиче-, -

.

реалиях Церковь как традиционная религиозная организация, которой несмотря на жестокие репрессии удалось выжить в советский период, сохранившая моральный авторитет, могла предложить обществу духовную поддержку и, тем

самым, восстановить свое положение в обще.

общественности к православной религии приобрел настолько масштабный характер, что стали говорить о «религиозном возрождении». Росту популярности РПЦ не помешало предание огласке информации о сотрудничестве ряда

православных иерархов с советскими спецслуж-.

и поведение многих российских политиков, которые свои политические карьеры начинали в реалиях советской системы и отвергали правосла-

,

свою лояльность по отношению к Церкви.

Религиозному возрождению способствовала также российская власть, которая, рассчитывая на политические выгоды, начала поддерживать РПЦ и предоставила ей большую свободу действий. Благодаря хорошим отношениям с феде, -

чила привилегированное положение среди других конфессиональных групп в России, успешно

лоббировала выгодные для себя законодатель, -

ку и эффективно укрепляла свое влияния среди элитных и других социальных групп. Постепенно

Церковь как институт стала активным участни--

России и авторитетным актором российской . -лучил интенсификацию процесс сближения церковных и государственных структур. Церковь стала идеологической опорой нынешней системы власти и инструментом воздействия на об.

Здесь весьма важен вопрос о том, какова реальная социальная база РПЦ и ее поддержка среди .

участвует в религиозной жизни РПЦ?

Отношение россиян к РПЦ можно охарактеризовать как пассивное, поскольку заявленная принадлежность к православию, как правило, не влечет за собой выполнения религиозных обрядов и соблюдения нравственных принципов, рекомендуемых Церковью в повседневной жизни. Для большинства российского общества православие - это, скорее, элемент культурной и госу-

, -

. , , становится государствообразующим фактором -помогает российскому обществу выделиться на

фоне других религиозно-культурных сообществ

,

национальной общности или цивилизации. РПЦ рассматривается как часть сложившейся на протяжении веков русской государственной системы, что гарантирует ей всеобщее уважение. Такая поверхностная принадлежность к православию, которая де-факто абстрагируется от религиозных и моральных вопросов, создает благодатную почву для российской власти, использующей РПЦ в целях консолидации политической .

За последние четверть века произошло значительное увеличение числа лиц, декларирующих свою принадлежность к православию в России. В 1989 году 75 % населения считалось неверующим, и только 17 % - православными. Двадцать пять лет спустя эти пропорции поменялись местами: подавляющее большинство российского общества (68 %) декларируют свою принадлежность к православной вере, неверующими считают себя 19 % граждан [6]. РПЦ не дает информации относительно реального числа право,

.

данные опросов общественного мнения о декларационной принадлежности к православию, а не принадлежности к РПЦ.

Как утверждает Б. Дубин, «постгаветский человек тоскует по целостности, а РПЦ в массовом сознании представляет такую целостность, поэтому люди заявляют о принадлежности к ней.

Налицо демонстрация веры - без каких бы то ни , -

чения, вне всякой связи с общиной верующих» [5]. - ,

декларируемой принадлежности к православию среди россиян является достаточно высоким. На основе других исследований и отзывов общественности можно сделать вывод, что фактический процент православных россиян гораздо .

На слабую приверженность россиян к православной вере косвенно указывает также высокий

уровень числа абортов, разводов, неблагопо-

,

. -

стике, в 2012 году в России на 100 новрожден-56 [7], -

ра касается только официально зарегистрированных процедур. «По данным за 2014 год, число абортов на 100 родов варьировалось от 11 в Чеченской Республике до 105 в Магаданской

55,

8,3 на 1000 женщин 15-49 лет в Республике Дагестан до 53 в Республике Тыве» [1]. По словам специалистов, фактическое количество прерванных беременностей может превышать 1 млн , -

шихся в России в 2016 году составляло «1 893,3 тыс. человек (-50,9 тыс. в сравнении с

)» [3].

В России распадается примерно 50 % заключенных браков [2], хотя следует отметить, что официально Церковь при определенных обстоятельствах

.

выступает против чрезмерного употребления алкоголя, которое является одной из наиболее актуальных социальных проблем, причиной большей части преступлений, драк и смертей. Опросы общественного мнения показывают, что значительная часть россиян воспринимает алкоголь как хорошее средство борьбы со стрессом [4].

Характерным для российского общества является также то, что в общественном сознании традиция и православная культура рассматривается как элемент широко понимаемой русской культуры. В этой культуре наряду с православием сосуществуют разного рода суеверия и ,

в древних языческих верованиях или современном оккультизме. Согласно данным М. Мчедло-ва, «среди тех, кто относит себя к неверующим (37,6 %), оказались и те, кто верит в черта (1,6 %), приметы (14,7 %), в некую сверхъестественную силу (13,2 %), в загробную жизнь (2,8 %), колдовство и магию (3,4 %), в переселение душ (2,4 %)» [8], а это в корне противоречит христианству. Мировоззрение большинства россиян, таким образом, исполнено противоречий: различные, казалось бы несовместимые элементы, мирно уживаются в нем, дополняя друг друга.

Как уже говорилось, высокий уровень доверия

общества к РПЦ, в первую очередь, обусловлен

,

,

государственными традициями. Православная церковь была свидетелем становления русской государственности и является элементом ее непрерывности во времени. В связи с этим РПЦ располагает большим символическим капиталом в российском обществе, что гарантирует ей уважение со стороны граждан.

, , ,

означает, что основные социальные и политические институты в России, такие, как полиция, судебная система или политические партии имеют более низкие котировки в обществе. На фоне других менее авторитетных институтов РПЦ снискала себе большее уважение. Подобным высоким уровнем общественного доверия выделяется только президент и армия. На формирование положительного образа Церкви в обществе также влияет ее растущая активность

в социальной сфере, помощь бедным или боль,

признания.

Важную роль в укреплении положительного

имиджа РПЦ в обществе также играют государ,

источником информации для подавляющего . -мания деятельности патриарха или инициативам РПЦ и показывают их в выгодном свете, например, передают богослужения и церемонии, сопровождающие передвижение по территории

России православных реликвий, беседы представителей православного духовенства на темы, важные с точки зрения общества.

В результате большинство россиян воспринимает РПЦ как элемент системы власти в России, а не только как религиозный институт. Благодаря этому наблюдается самый высокий за последние нескольких лет уровень общественной поддержки политической власти, связанный, в частности, с восторженной реакцией на присоединение Крыма, который в общественном сознании распространяется и на церковные структуры и пат.

власти автоматически отождествляет себя с

,

рассматривает как декларацию.

В последние годы наблюдается усиление критики РПЦ и Патриарха Кирилла за чрезмерное вовлечение в политику и мероприятия по передаче

Церкви музеев и некоторых зданий. Все громче , -

маться не политикой, а только вопросами религии и нравственности. Критическое отношение к политической активности РПЦ выражают также представители либеральной оппозиции, независимой интеллигенции и националистов. Для некоторых критиков РПЦ причина разочарования заключается в том, что Церковь чрезмерно сблизилась с политической властью и тем самым

закрыла для себя диалог с либеральной частью .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

россияне негативно оценили реакцию руководства Церкви на акцию группы Pussy Riot в главном храме Москвы в феврале 2012 года. Этот инцидент способствовал принятию закона, устанавливающего уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих, который стал инструментом политического давления. Следует, однако, подчеркнуть, что реакция Церкви в целом отвечала настроениям большинства рос,

Pussy Riot.

Критика РПЦ со стороны некоторых социальных групп выявила разрыв между церковной проповедью и деятельностью духовенства. Она также показала отсутствие информационной стратегии и организационную слабость церковной администрации, которая оказалась не в состоянии умело парировать растущую критику - в основном со стороны пользователей интернета, а значит, более молодых и активных граждан. Часть россиян критикует РПЦ за нетерпимость, враждебное отношение к науке и прогрессу, религиозно ангажированную интерпретацию произведений искусства, литературы, кинематографа и теат-.

также сообщения о публичных актах экзорцизма, совершаемых священнослужителями или их контактах с русскими националистами, трагических

ДТП с участием священнослужителей.

,

наблюдается поляризация общественного мнения в России по отношению к социально-политической деятельности РПЦ и установившейся «симфонии» церковных и светских вла-

-

настроено позитивно по отношению к деятель, - .

РПЦ как организация, имеющая разветвленную

,

доступ к различным социальным группам и обладающая большим символическим капиталом, является ценным партнером для политической .

преимущество во внутренней и во внешней по-

,

продвижения политических интересов России. Тесное сотрудничество с властью, сформированное по принципу «лояльность в обмен на

»,

во многих сферах. Прогрессирующая интеграция

РПЦ с российской системой власти указывает на

,

преобладают над рисками и проблемами, источником которых является ее чрезмерное подчинение государственной власти.

Во внутренней политике православие и РПЦ играют важную роль в продвижении и реализации .

роста популярности православия в российском , 90- , -

ходит из того, что религия может быть фактором, объединяющим гетерогенное общество, претерпевающее кризис государственной идентичности. Президент Владимир Путин считает, что все « » ( ,

ислам, буддизм, иудаизм) основываются на общих нравственных и духовных ценностях. Христианские ценности является основой «уникаль-

»,

отличия российского общества от секуляризированных и деморализованных западных обществ,

которые отошли от христианских ценностей.

, ,

бывшая до сих пор прерогативой Церкви, теперь включена в государственную политику, направленную на консолидацию общества, укрепление

идентичности, социальных связей и патриотиз-.

,

российской культуры и государственности, а православная Святая Русь воспринимается как

прародитель российского государства. Необхо-

,

не мешает поверхностное отношение российского общества к религии.

С помощью Церкви власть решает некоторые

,

доступ к многим социальным группам, где оно может вести пастырскую деятельность. Структуры РПЦ являются эффективным каналом связи с обществом, инструментом воздействия на общественное сознание и настроения. Церковь играет

активную роль в процессе консолидации русско: -

рии государств постсоветского пространства, таких как Украина, Беларусь или Молдова, а также, в остальных странах постсоветского пространства и странах, где есть православные об-

.

диаспор вовлечены церковные и общественные организации, связанные с Церковью, например, церковно-приходские школы, воскресные и школы русского языка, работающие при церковно-.

На международной арене хорошие результаты приносит также культурная деятельность РПЦ, которая имеет целью популяризировать положительный образ православия и русской культуры среди населения западных стран, например, Канады, Италии, Франции, Англии. Эта деятельность включает в себя, среди прочего, выпуск

религиозных и культурных публикаций на ино-, -

роприятий, например, экспозиции произведений русской православной культуры, кинопросмотры.

В этой ситуации РПЦ становится инструментом

,

власти тонко формировать положительное отношение к России в глазах международного сообщества. С этой точки зрения важными явля-, -

ние тесных контактов РПЦ с представителями других христианских конфессий, помогающие консолидировать усилия в деле защиты общих ценностей и борьбы с прогрессирующей секуляризацией. Русская Православная Церковь занимается этим в рамках различного рода комите-,

,

сфере митрополит Волоколамский Илларион, председатель Отдела внешних церковных свя-.

международной арене является Римско-католи-.

Сильная социальная и институциональная позиция РПЦ является в значительной степени результатом государственной поддержки и сотрудничества с государственными структурами. Та,

российском обществе и «религиозное возрожде-» -

го отношения и существенной материальной,

организационной и корпоративной поддержки со .

Хорошие контакты с государственными организациями гарантирует РПЦ привилегированное положение среди других конфессиональных групп в России. РПЦ поддерживается властью как религиозная организация, представляющая «православное большинство» общества. Это

проявляется в широком доступом к государ, , -

ственным учреждениям и государственным ис-

.

Широкое присутствие РПЦ в российском публичном пространстве создает впечатление, что православие имеет в России статус государствен. ,

проведенного в июне 2015 года, показывают, что «с 2007 г. по 2015 г. доля россиян, выступающих за сохранение конституционной нормы о свет, : 54 %

64 %» [9]. Наряду с повышением активности РПЦ в политической сфере растет число граждан, которые не хотят, чтобы Церковь занималась политикой. Разочарование среди части общества вызывает также деятельность радикальных православных и националистических организа-.

, -

,

,

- . -

,

процент православных в российском обществе

,

прибывающих в Россию мигрантов - это мусульмане. В результате наблюдаемого в насто-

Литература:

1. В 2016 году в России родилось 1893 тысяч человек - на 2,6 % меньше, чем в 2015 году. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0715/barom03.php (дата обращения. 09.04.2017).

2. Данные Росстата URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popul ation/demography/ (дата обращения. 15.03.2017).

3. Демография России URL: http://ruxpert.ru (дата обращения. 15.04.2017).

4. : ,

прочь снять стресс алкоголем URL: https://ria.ru/ society/20140716/1016197515.html (дата обращения. 15.04.2017).

5. -зана с реальной жизнью большинства россиян, утверждают эксперты «Левада-центра». URL: http:// www.blagovest-info.ru/ index.php? ss= 2&s= 3&id= 43176 (дата обращения. 14.04.2017).

6. Россияне о религии. URL: http://www.levada.ru/ 2013/ 12/24/rossiyane-o-religii/ (дата обращения. 11.04.2017).

7. -, URL: http://

demoscope.ru/weekly/2014/0587/barom03.php (дата обращения. 15.04.2017).

8. Сколько верующих. URL: http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/about/ (дата обращения. 09.04.2017).

9. : ? Пресс-выпуск. № 2861 URL: https://wciom.ru/index. php?id= 236&uid= 115295 (дата обращения. 11.04.2017).

ящее время расхождения между предполагаемым и фактическим числом активных православных верующих может произойти ослабление позиции РПЦ при взаимодействии с государством и уменьшить прежние привилегии.

Хотя в сотрудничестве с государственной властью РПЦ получает ряд преимуществ, однако, это несет в себе также риск, связанный с возможностью изменения в будущем системы власти. Серьезные проблемы, возникающие, например, из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране, могут привести к ухудшению жизненного уровня простых граждан и росту недовольства среди части политической и бизнес , ,

положение РПЦ в российском обществе. Literature:

1. In 2016 in Russia 1893 thousand people -2,6 % less, than in 2015 URL: http://demoscope.ru/ weekly/2017/0715/barom03.php (date of the address. 4/9/2017).

2. Data of Rosstat of URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popul ation/demography/ (date of the address. 3/15/2017).

3. Demography of Russia URL: http://ruxpert.ru (date of the address. 4/15/2017).

4. Poll: the number of Russians who wish to reduce stress URL alcohol has grown up: https://ria.ru/ society/ 20140716/1016197515.html (date of the address. 4/15/2017).

5. Belonging to Orthodoxy isn't connected with real life of most of Russians in any way, experts of Levada Center. URL: http://www.blagovest-info.ru/ index.php?ss=2&s=3&id=43176 (date of the address. 4/14/2017).

6. Russians about. URL: http://www.levada.ru/ 2013/12/24/rossiyane-o-religii/ (date of the address. 4/11/2017).

7. Growth of number of been born continues to be slowed down, the number of abortions is reduced by URL: http://demoscope.ru/weekly/2014/0587/ barom 03. php (date of the address. 4/15/2017).

8. How many believers. URL: http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/about/ (date of the address. 4/9/2017).

9. Church and society: together or separately? Press release. № 2861 URL: https://wciom.ru/ index.php? id=236&uid=115295 (date of the address. 4/11/2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.