Научная статья на тему 'Активизация РПЦ в общественно-политических процессах в контексте глобализации'

Активизация РПЦ в общественно-политических процессах в контексте глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
403
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ / ПОЛИТИКА / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SOCIO-POLITICAL PROCESS / POLITICAL SYSTEM / GLOBALIZATION / CLERGY / POLITICS / TRADITIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Николай Валерьевич, Сковиков Алексей Константинович

Рассмотрено отношение Русской православной церкви к глобализационным процессам. Показано, что православные деятели начали активно обсуждать данную тему в 2000-е гг., после принятия документа «Основы социальной концепции» и усиления движения антиглобалистов на Западе. До этого времени тема глобализации была вне поля их зрения. Священнослужители в целом негативно относятся к глобализации. Большинство их суждений односторонни и идентичны. Аргументировано положение, согласно которому руководство РПЦ может оказывать влияние на православную паству, и может формировать общественное мнение. Поэтому воцерковленные граждане к процессам глобализации относятся отрицательно. Духовенство главный акцент сделало на том, что глобализация стала источником разрушения традиционных духовных ценностей. Поэтому основное их внимание направлено на то, чтобы противодействовать натиску разнообразных продуктов глобализационных процессов в России. За последнее десятилетие отношений руководства РПЦ к глобализации никак не изменилось. Оба патриарха неоднократно подчеркивали, что глобализация уничтожает русскую самобытность. В связи с этим, они не раз призывали граждан России не поддаваться на провокации сторонников глобализации. Для достижения поставленной цели, церковь активизировалась во всех сферах общественной жизни. Их деятельность нашла положительный отклик среди органов государственной власти. В настоящее время государственно-церковные отношения в России выстраиваются в рамках партнерских отношений. Мировой политический процесс развивается противоречиво. Продукты глобализации в современную эпоху массовой цифровизации имеют небывалую скорость распространения. При этом государственные границы не являются препятствием для их внедрения в разнообразные институты гражданского общества. РПЦ являются одним из акторов общественно-политической жизни, стремящейся минимизировать негативные последствия от продуктов глобализации. При этом поддержка РПЦ осуществляется не только со стороны органов государственной власти, но и других патриотически ориентированных институтов гражданского общества, самих прихожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Алексеев Николай Валерьевич, Сковиков Алексей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVIZATION OF ROC IN SOCIAL AND POLITICAL PROCESSES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The relation of Russian Orthodox Church to globalization processes is considered. It is shown that orthodox figures began to discuss actively this subject in the 2000th, after adoption of the document "Bases of the Social Concept" and strengthening of the movement of antiglobalists in the West. Till this time the subject of globalization was out of the field of their sight. Priests in general are negative to globalization. The majority of their judgments unilaterally are also identical. Situation according to which the management of ROC can have an impact on orthodox flock is reasoned and can form public opinion. Therefore, churched citizens are negative to processes of globalization. The clergy placed the main emphasis that globalization became a source of destruction of traditional cultural wealth. Therefore, their main attention is directed to counteracting an impact of various products of globalization processes in Russia. For the last decade of the relations of the management of ROC to globalization did not change in any way. Both patriarchs repeatedly emphasized that globalization destroys the Russian originality. In this regard, they urged citizens of Russia not to give in on provocation of supporters of globalization more than once. For achievement of a goal, the church became more active in all spheres of public life. Their activity got a positive response among public authorities. Now the state and church relationship in Russia is built up within partnership. World political process develops is contradictory. Globalization products of mass digitalization have in present period the unknown speed of distribution. At the same time frontiers are not an obstacle for their introduction in various institutes of civil society. ROC is one of actors of the social and political life seeking to minimize negative consequences from globalization products. At the same time support of ROC is carried out not only from public authorities, but also other patriotically focused institutes of civil society, parishioners.

Текст научной работы на тему «Активизация РПЦ в общественно-политических процессах в контексте глобализации»

Н.В. Алексеев, А.К. Сковиков

АКТИВИЗАЦИЯ РПЦ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация

Рассмотрено отношение Русской православной церкви к глобализационным процессам. Показано, что православные деятели начали активно обсуждать данную тему в 2000-е гг., после принятия документа «Основы социальной концепции» и усиления движения антиглобалистов на Западе. До этого времени тема глобализации была вне поля их зрения. Священнослужители в целом негативно относятся к глобализации. Большинство их суждений односторонни и идентичны. Аргументировано положение, согласно которому руководство РПЦ может оказывать влияние на православную паству, и может формировать общественное мнение. Поэтому во-церковленные граждане к процессам глобализации относятся отрицательно. Духовенство главный акцент сделало на том, что глобализация стала источником разрушения традиционных духовных ценностей. Поэтому основное их внимание направлено на то, чтобы противодействовать натиску разнообразных продуктов глоба-лизационных процессов в России. За последнее десятилетие отношений руководства РПЦ к глобализации никак не изменилось. Оба патриарха неоднократно подчеркивали, что глобализация уничтожает русскую самобытность. В связи с этим, они не раз призывали граждан России не поддаваться на провокации сторонников глобализации. Для достижения поставленной цели, церковь активизировалась во всех сферах общественной жизни. Их деятельность нашла положительный отклик среди органов государственной власти. В настоящее время государственно-церковные

N. Alekseev, A. Skovikov

ACTIVIZATION OF ROC IN SOCIAL AND POLITICAL PROCESSES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Abstract

The relation of Russian Orthodox Church to globalization processes is considered. It is shown that orthodox figures began to discuss actively this subject in the 2000th, after adoption of the document "Bases of the Social Concept" and strengthening of the movement of antiglobalists in the West. Till this time the subject of globalization was out of the field of their sight. Priests in general are negative to globalization. The majority of their judgments unilaterally are also identical. Situation according to which the management of ROC can have an impact on orthodox flock is reasoned and can form public opinion. Therefore, churched citizens are negative to processes of globalization. The clergy placed the main emphasis that globalization became a source of destruction of traditional cultural wealth. Therefore, their main attention is directed to counteracting an impact of various products of globalization processes in Russia. For the last decade of the relations of the management of ROC to globalization did not change in any way. Both patriarchs repeatedly emphasized that globalization destroys the Russian originality. In this regard, they urged citizens of Russia not to give in on provocation of supporters of globalization more than once. For achievement of a goal, the church became more active in all spheres of public life. Their activity got a positive response among public authorities. Now the state and church relationship in Russia is built up within partnership.

отношения в России выстраиваются в рамках партнерских отношений. Мировой политический процесс развивается противоречиво. Продукты глобализации в современную эпоху массовой цифрови-зации имеют небывалую скорость распространения. При этом государственные границы не являются препятствием для их внедрения в разнообразные институты гражданского общества. РПЦ являются одним из акторов общественно-политической жизни, стремящейся минимизировать негативные последствия от продуктов глобализации. При этом поддержка РПЦ осуществляется не только со стороны органов государственной власти, но и других патриотически ориентированных институтов гражданского общества, самих прихожан.

World political process develops is contradictory. Globalization products of mass digitalization have in present period the unknown speed of distribution. At the same time frontiers are not an obstacle for their introduction in various institutes of civil society. ROC is one of actors of the social and political life seeking to minimize negative consequences from globalization products. At the same time support of ROC is carried out not only from public authorities, but also other patriotically focused institutes of civil society, parishioners.

Ключевые слова:

Русская православная церковь, общественно-политический процесс, политическая система, глобализация, священнослужители, политика, традиционные ценности .

Key words:

Russian Orthodox Church, socio-political process, political system, globalization, clergy, politics, traditional values.

В современном мире глобализация оказывает всестороннее влияние на развитие мирового сообщества. Под глобализацией в основном понимают усиливающуюся интеграцию экономик и обществ во всем мире. Это неизбежное явление в истории человечества, которая заключается в том, что мир в результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями становится более взаимосвязанным [4]. Феномен глобализации в постиндустриальном обществе осмысливается не только представителями общественных движений, социально-гуманитарного знания К. Джулиани, С. Бэнон, И. Валлерстайн, Ж. Бове, но и священнослужителями Патриарх Алексий II и Кирилл, митрополит Иларион и другие, поскольку затрагивает все сферы общественной жизни и способствует коренному преобразованию общественных отношений.

Эта тема среди представителей Русской православной церкви (РПЦ) получила наибольшую огласку вначале XXI вв. в период патриаршества Алексия II, когда был принят документ «Основы социальной концепции», в разработке которого непосредственным образом участвовал будущий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Здесь была выстроена четкая позиция РПЦ о современных трансформационных процессах, а также затраги-82

вались вопросы, касающиеся государственно-церковных отношений, духовно-нравственных ценностей, международных отношений и т.д. В документе подчеркивалось, что глобализация является естественным, неизбежным и противоречивым процессом, которая имеет не только политико-правовое, но также экономическое и культурно-информационное измерение [9, с 119-120]. Главная опасность глобализации состоит в духовной и культурной экспансии, чреватой тотальной унификацией [9, с. 121].

В качестве ответной реакции общества на вызовы со стороны глобализации стало то, что в конце 1990-х гг. на Западе зародилось движение антиглобалистов. Их идеи, представители традиционных религиозных конфессий восприняли весьма позитивно. Именно поэтому среди священнослужителей доминирует негативная риторика о глобализации, которая за последнее десятилетие в целом не изменилась. Согласимся с утверждением А. В. Еремина, что «антиглобализационный дискурс был не инициирован, а скорее «подхвачен» Московским Патриархатом и конкретно Патриархом Кириллом» [6, с. 158]. РПЦ данный дискурс исследует с различных позиций, поскольку глобализация для них в первую очередь олицетворяется с процессом, который нивелирует основы традиционного мира и приводит к стиранию национальных границ. Большинство выступлений православных священнослужителей акцентированы на вышеуказанном положении и их позиции идентичны. Если имеются различия, то они проявляются по форме подачи и стилю изложения материала.

Стоит подчеркнуть, что суждения священнослужителей коррелируют отношение религиозной паствы к современным трансформационным процессам, так как духовенство является активным участником общественно-политической жизни. Или как точнее выразился Ф. Энгельс: «Сам человек -продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней» [18, с. 30], а в дальнейшем дополнил его Э. Фромм: «Самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека возникают в результате социального процесса формирования личности» [17, с. 27]. Поэтому в мировой практике появились отдельные школы и направления, которые занимались изучением описанного феномена. Например, американская позитивистская школа политического бихевиоризма - Г. Лассуэл, Ч. Мерриам; социального дарвинизма - Г. Спенсер, У. Самнер; психоанализа - З. Фрейд, Э. Фромм; марксистская школа - Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов и т.д. Опираясь на их кон-

цепции, можно увидеть каким образом, отдельные личности могут оказывать влияние на формирование общественного мнения граждан.

Священнослужители выполняют аналогичные функции в общественно-политическом процессе, когда вступают во взаимодействие с православной паствой на различных мероприятиях, религиозных проповедях, индивидуальных беседах и т.д. Согласно социологическому исследованию фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проводимого в ноябре 2017 года, около 50% респондентов считают, что в настоящее время РПЦ положительно влияет на общественную жизнь страны, 21% уверены, что РПЦ не оказывает влияния, а 10% высказались об отрицательном влиянии РПЦ на общественную жизнь страны [2]. Вплоть до настоящего времени, идеи проповедуемые священнослужителями продолжают пользоваться популярностью среди верующих жителей. Получается, что если среди руководства РПЦ господствует отрицательная точка зрения о глобализации, то и большинство православной паствы будет придерживаться данной позиции. Эта парадигма характерна и в отношении других злободневных вопросов, привлекающих внимание православных прихожан. Убедительна позиция А. В. Ситникова, который в результате проведенного социологического исследования пришел к выводу, что «более воцерковленные респонденты относятся к принципам экономического либерализма более негативно, чем менее воцерковленные участники опроса» [16, с. 80].

Глобализация не устраивает представителей РПЦ по целому ряду аспектов, в числе которых нивелирование системы традиционных ценностей и национально-культурной самоидентификации нации, распространение антирелигиозных веяний, секуляризация, бездуховность и многое другое. В данной ситуации РПЦ как социально-духовный институт старается проводить политику по распространению принципов христианской морали, которые ретушируют те последствия глобализации, которые способны видоизменить мировоззрение российских граждан и пошатнуть основы государственности. Патриарх Алексий II заявлял, что «глобализация, безусловно, объединяет людей, но каждый народ должен в будущем стараться сохранять свою идентичность, свое историческое прошлое, свою отеческую веру» [8]. Аналогичным образом высказывался Патриарх Кирилл, что «сегодня, в условиях глобализации, самая большая опасность — это разрушение традиции как механизма передачи ценностей от одного поколения к другому» [15]. Оба патриарха считают, что сторонники глобализации пре-

следуют корыстные цели, которые противопоставляются интересам российского общества. Они стремятся с помощью единых принципов унификации навязать жителям России ложные константы, которые реализуются в странах Запада (феминизм, массовая культура, однополые браки и т.д.). Глубоко верующая православная паства, поддерживая курс Московского Патриархата, возлагает надежду на то, что руководство церкви примет действенные решения, направленные против распространения в России идей вестернизации и принципов либеральной демократии (пример показ фильма «Матильда»). Ситуация складывается таким образом, что на протяжении последних десятилетий руководство РПЦ в основном акцентирует взоры православной паствы только на отрицательных аспектах глобализации, но иногда отмечаются и положительные моменты.

Яркий пример информационные технологии, которые оказали влияние на оперативность и формы коммуникации между ее участниками. Священнослужители активизировались в их использовании не только при общении с народными массами, но и с органами государственной власти во всех сферах общественной жизни. Например, в духовной сфере они предлагают «христианизировать российскую культуру»; в экономической сфере призывают государство пристальнее контролировать транснациональные корпорации (ТНК); в социальной сфере рекомендуют органам государственной власти тщательнее заниматься воспитанием и образованием молодого подрастающего поколения; в политической сфере поддерживают политический курс правящего класса, направленный на сохранение устойчивости политической системы и т.п.

Руководство РПЦ не просто лоббирует православные идеи, а воспринимает их в качестве «единственного источника спасения» и защиты российского общества от пагубных последствий глобализации или точнее выразился Патриарх Кирилл: «У страны нашей нет иного пути, если мы как страна и народы хотим защититься в эпоху глобализации» [3]. В частности, для того, чтобы остановить среди российской молодежи увлечение западными ценностями, они начали инвестировать свои усилия в воспитание подрастающего поколения. Еще в далеком 2005 году Патриарх Алексий II заявлял: «Уверен, что современные глобализационные процессы могут привести к утрате самобытности, к унификации культур, если религиозной принадлежности человека не будет уделено достойное место в архитектуре будущего... Именно поэтому мы так настойчиво стараемся ввести в России

Основы православной культуры, потому что они показывают наши корни, традиции» [1]. Через два года на встрече с представителями благотворительного фонда «Меценаты столетия» он подчеркивал, что «на протяжении долгих лет мы ведем непростой диалог с Министерством образования о введении в школах факультативно, по желанию родителей и детей, предмета «Основы православной культуры»... В процессах глобализации Россия должна сохранить свою идентичность, свою культуру, свои традиции, язык и отеческую веру» [14]. Если ранее в течение нескольких лет РПЦ безуспешно лоббировало данное положение, то спустя время она сумела добиться желаемого результата.

С 2010 по 2012 гг. постепенно в школах вводятся учебные предметы «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающий в себя отдельный модуль «Основы православной культуры» (ОПК) и т.д. Конечно, говорить о том, что церковь таким приемом сумела остановить распространение глобализационных процессов в России является некорректным. Об эффективности проводимого курса можно будет прогнозировать спустя время: по результатам работы их деятельности. Например, если произойдет увеличение числа верующих среди учащейся молодежи, то тогда следует говорить о том, что руководство РПЦ проводит эффективную политику. Так или иначе, но введение в школах предметов ОРКСЭ и ОПК является важным шагом, продемонстрировавшим всю серьезность требований РПЦ в борьбе с глобализационными процессами. Однако современная молодежь продолжает увлекаться новшествами массовой культуры (смотрит западные фильмы и сериалы, слушает зарубежную музыку, предпочитает носить иностранную одежду и т.д.). Проведенный опрос экспертов летом 2018 года подтверждает целесообразность в транслировании традиционных ценностей среди молодежи разнообразными институтами гражданского общества. В опросе приняли участие 15 настоятелей московских храмов и 15 представителей научного сообщества - доктора и кандидаты наук социологических наук и культурологии. Приведем два различия, выявленные в проведенном авторском экспертом опросе. Во-первых, представители научного сообщества полагают, что продукты глобализации необходимо активно использовать по распространению традиционных ценностей среди молодежи. В то время, как настоятели московских приходов являются сторонниками классических форм их транслирования, в том числе, посредством внедрения образовательных курсов в учебных заведениях.

Во-вторых, эксперты разошлись в позиции, кто должен преподавать в учебных заведениях такие курсы, как «Основы мировых цивилизаций», «Основы православной культуры» и других. Полагаем, что нет единой позиции и среди россиян в данном вопросе. Отчасти это обусловлено не только содержанием курсов, но и нормативно-правовой базой.

В экономической сфере православные деятели бурно критикуют экономическую деятельность ТНК, которые способны пошатнуть независимость российского государства и спровоцировать очередную волну экономических кризисов. Их опасения по поводу работы ТНК впервые отчетливо было выражено в «Основах»: «Церковь ставит вопрос о всестороннем контроле за транснациональными корпорациями» [9, с.120]. В дальнейшем Патриарх Кирилл развил эту мысль, что «современная глобализация укрепляет позиции сверхбогатых людей, в руках которых сосредоточены колоссальные материальные и финансовые ресурсы, а поэтому - и огромная власть, неподконтрольная ни правительствам, ни народам» [10]. Беспокойство священнослужителей небезосновательны, потому что международные корпорации выступают в качестве субъектов политики, и они также, как и традиционные религиозные институты способны вносить корректировки в общественное мнение граждан [19].

РПЦ старается противодействовать деятельности ТНК, с этой целью под руководством митрополита Ювеналия и В.Р. Легойды был разработан проект документа «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд», с целью описания сложившейся мировой экономической ситуации в условиях глобализационных процессов, что вызвало неоднозначную реакцию среди православного сообщества. Главное внимание в документе базируется на том, что глобализация спровоцировала в мире ускоренное развитие социально-экономического неравенства, потребительской гонки, миграционного и экологического кризиса, коммерциализации культуры, падение нравственности [12] и т.п. Авторы предлагают единственный эффективный метод выхода из сложившейся ситуации, который основан на принципах распространении идей христианства.

В духовной сфере церковь преследует аналогичные цели, которые направлены в первую очередь на рехристианизацию российской культуры. Протоиерей В. А. Чаплин утверждал, что «глобализационные процессы ставят перед человечеством вопрос: какие ценности возобладают? Будет ли навязан всем народам «единый стандарт» безбожного гуманизма, или

они смогут не только сохранить, но развивать и проповедовать свое традиционное духовное наследие» [13, с. 22-23]. РПЦ остерегается, что возобладает первый сценарий и поэтому активно поддерживает создание православных СМИ и оказывает поддержку проправославным движениям. Прав был Его Святейшество, когда утверждал, что «перед православными СМИ, перед православными журналистами, которые сотрудничают со светскими средствами массовой информации, стоит огромная задача рехристианиза-ции культуры» [7, с. 77].

Подобная практика имеет определенный успех, поскольку согласно отдельным социологическим опросам, церковь в российском обществе продолжает восприниматься в качестве традиционного источника духовности и нравственности. По данным ВЦИОМ за июнь-сентябрь 2018 года респонденты намного выше одобряли деятельность РПЦ и российской армии, нежели остальных общественных институтов [5]. Указанное положение остается актуальным на протяжении длительного периода времени, так как РПЦ постоянно занимает лидирующие позиции по уровню одобрения и низкие показатели по уровню неодобрения среди респондентов. Священнослужители, опираясь на авторитет Русской церкви, активнее проповедуют христианские ценности, без которых, по их мнению, невозможно сохранить русскую самобытность.

В политической сфере РПЦ заинтересована в стабильности политического режима, сильной президентской власти и сохранении консервативных политических порядков. В период президентства

В.В. Путина, в отличие от Б.Н. Ельцина, органы государственной власти стали более благосклонно относится к традиционным религиозным конфессиям. Кроме того, лично сам президент неоднократно заявлял в СМИ, что он придерживается идей христианства. Если в период правления первого президента РПЦ пользовалась уважением среди политического класса, то при втором президенте она пользуется не только уважением, но и доверием, имеет особый статус. За последнее десятилетие священнослужители сумели с государством наладить партнерские отношения. Вследствие чего, органы государственной власти стали чаще прислушиваться к церковным требованиям: преференции, реституция, принятие законов и т.д. Поэтому нам остается только согласиться с высказыванием Патриарха Кирилла: «В нашей стране мы живем в очень благоприятное время, пожа-

луй, за всю истории России не было другого времени, когда власть с таким уважением относилась бы к Церкви» [11, с. 17].

Рассматривая позицию руководства РПЦ о глобализации можно заключить следующее: среди руководства РПЦ в основном преобладает негативное отношение к этим процессам; в основном их высказывания базируются на положениях, которые были приняты в документе «Основы социальной концепции»; руководство РПЦ старается проводить политику, направленную на нивелирование глобализационных тенденций в российском обществе.

В среднесрочной перспективе можно предположить усиление деятельности РПЦ в общественно-политической жизни, с целью сохранения традиционных ценностей. Руководство РПЦ находит поддержку от лиц, находящихся, на уровне принятия стратегических решений в определении вектора социально-политического, экономического и культурного развития, органов государственной власти, патриотически ориентированных институтов гражданского общества и самих прихожан.

Литература

1. Алексий II: глобализация может привести к утрате самобытности культур. URL: https://ria.ru/religion/20050607/40483667.html (дата обращения 03.01.2018).

2. Более половины россиян доверяют РПЦ, показал опрос. URL: https://ria.ru/religion/20171110/1508553871.html (дата обращения 08.06.2018).

3. В обществе: Патриарх Кирилл собирает антиглобалистский блок стран. URL: http://www.ng.ru/week/2009-03-30/11_society.html?scroll (дата обращения 04.01.2018).

4. Глобализация. URL: http://www.un.org/ru/youthink/ globalization.shtml (дата обращения 02.01.2018).

5. Деятельность общественных институтов. URL: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institut ov/ (дата обращения 08.06.2018).

6. Еремин А. В. Формирование церковной позиции к процессам глобализации: официальный и внутрицерковные дискурсы // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2014. Т. 32. №21.

7. Из обращения Святейшего Патриарха Кирилла к участникам фестиваля. Православные СМИ - это взгляд на мир с позиции христианских ценностей // Журнал Московской Патриархии. 2010. №11.

8. Интервью Святейшего Патриарх Алексия после богослужения в храме святой мученицы Татьяны. URL: http://www.sedmitza.ru/text/423892.html (дата обращения 03.01.2018).

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Церковь и время. 2000. №4 (13).

10. Патриарх Кирилл подверг критике «демократии» и призвал бороться с бедностью. URL: https://ria.ru/religion/20170608/1496140380.html (дата обращения 03.01.2018).

11. Первосвятительские визиты в Нижегородскую митрополию, в Чувашскую митрополию // Журнал Московской Патриархии. 2015. №9.

12. Проект документа «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4475400.html (дата обращения 03.01.2018).

13. Протоиерей Чаплин В. А. Глобализация и «глобализм»: новые возможности, новые угрозы // Церковь и время. 2003. №1 (22).

14. Святейший Патриарх Алексий II: «Россия должна сохранить свою идентичность». URL: http://radonezh.ru/news/svyateyshy-patriarkh-aleksy-ii-rossiya-dolzhna-sokhranit-svoyu-identichnost-15711.html (дата обращения 03.01.2018).

15. Святейший Патриарх Кирилл: «В условиях глобализации самая большая опасность - это разрушение традиции». URL: http://www.pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-kirill-v-usloviyax-globalizadi-samaya-bolshaya-opasnost-eto-razrushenie-tradicii/ (дата обращения 03.01.2018).

16. Ситников А. В. Православие, институты власти и гражданского общества в России. Спб.: Алетейя, 2012.

17. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006.

18. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М.: Политиздат, 1988.

19. Цер^ потрiбнi не найманц^ а пастирi URL: https://lavra.ua/uk/tserkvi-potribni-ne-najmantsi-a-pastiri/ (дата обращения: 03.06.2018).

References

1. Алексий II: глобализация может привести к утрате самобытности культур. URL: https://ria.ru/religion/20050607/40483667.html (дата обращения 03.01.2018).

2. Более половины россиян доверяют РПЦ, показал опрос. URL: https://ria.ru/religion/20171110/1508553871.html (дата обращения 08.06.2018).

3. В обществе: Патриарх Кирилл собирает антиглобалистский блок стран. URL: http://www.ng.ru/week/2009-03-30/11_sodety.htmPscroll (дата обращения: 04.01.2018).

4. Глобализация. URL: http://www.un.org/ru/youthink/globalization.shtml (дата обращения: 02.01.2018).

5. Деятельность общественных институтов. URL: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institut ov/ (дата обращения: 08.06.2018).

6. Еремин А. В. Формирование церковной позиции к процессам глобализации: официальный и внутрицерковные дискурсы // Научные ведомости

Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2014. Т. 32. №21.

7. Из обращения Святейшего Патриарха Кирилла к участникам фестиваля. Православные СМИ - это взгляд на мир с позиции христианских ценностей // Журнал Московской Патриархии. 2010. №11.

8. Интервью Святейшего Патриарх Алексия после богослужения в храме святой мученицы Татьяны. URL: http://www.sedmitza.ru/text/423892.html (дата обращения 03.01.2018).

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Церковь и время. 2000. №4 (13).

10. Патриарх Кирилл подверг критике «демократии» и призвал бороться с бедностью. URL: https://ria.ru/religion/20170608/1496140380.html (дата обращения 03.01.2018).

11. Первосвятительские визиты в Нижегородскую митрополию, в Чувашскую митрополию // Журнал Московской Патриархии. 2015. №9.

12. Проект документа «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4475400.html (дата обращения 03.01.2018).

13. Протоиерей Чаплин В. А. Глобализация и «глобализм»: новые возможности, новые угрозы // Церковь и время. 2003. №1 (22).

14. Святейший Патриарх Алексий II: «Россия должна сохранить свою идентичность». URL: http://radonezh.ru/news/svyateyshy-patriarkh-aleksy-ii-rossiya-dolzhna-sokhranit-svoyu-identichnost-15711.html (дата обращения 03.01.2018).

15. Святейший Патриарх Кирилл: «В условиях глобализации самая большая опасность - это разрушение традиции». URL: http://www.pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-kiriN-v-usloviyax-globalizadi-samaya-bolshaya-opasnost-eto-razrushenie-tradicii/ (дата обращения 03.01.2018).

16. Ситников А. В. Православие, институты власти и гражданского общества в России. Спб.: Алетейя, 2012.

17. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006.

18. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М.: Политиздат, 1988.

19. Цер^ потрiбнi не найманф, а пастирi URL: https://lavra.ua/uk/tserkvi-potribni-ne-najmantsi-a-pastiri/ (дата обращения 03.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.