Научная статья на тему 'РПЦ как институт гражданского общества современной России'

РПЦ как институт гражданского общества современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
634
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛАСС / POLITICAL CLASS / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / POLITICAL ELITE / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / SOCIAL AND POLITICAL PROCESS / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITIES / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ / POLITICAL INFLUENCE / ГОСУДАРСТВО / STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Николай Валерьевич, Сковиков Алексей Константинович

Рассмотрено участие Русской православной церкви в общественно-политическом процессе современной России как института гражданского общества. Показано, что положение РПЦ в периоды патриаршества Алексия II и Кирилла имеют отличительные характеристики, также как и влияние церкви на органы государственной власти. По мере возможностей и в силу интересов, формирования позитивного образа власти среди значительной части граждан, руководители светской власти оказывают поддержку Русской церкви. Священнослужители и политический класс в общественно-политическом процессе взаимодействуют по ряду острых вопросов требующих оперативного разрешения в интересах российского общества. РПЦ наряду с другими политическими акторами заинтересованы в том, чтобы государственно-церковные отношения развивались в рамках идеи консенсуса. В настоящее время государство и РПЦ являются полноценными партнерами, готовыми помочь друг другу в случае возникновения общенациональных угроз. Органы государственной власти оказывают поддержку РПЦ в защите ее интересов как внутри страны, так и за ее пределами. В случае возникновения каких-либо угроз, способных пошатнуть основы государственности, они стремятся их преодолеть через совместные действия. Акцентировано, что РПЦ на международной арене в третьем тысячелетии активно отстаивает и продвигает интересы российского государства на всех континентах. РПЦ в современном обществе является одним из активных институтов гражданского общества. Однако ее потенциал и возможности ограничены не только интересами ее руководства и общества, но и экономическим уровнем благосостояния граждан. Руководство РПЦ неоднократно призывало органы власти сократить налоги и уменьшить церковные финансовые издержки, но политический класс не особо стремился выполнять поставленные перед ними требования, что придает актуальность исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Алексеев Николай Валерьевич, Сковиков Алексей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AS INSTITUTE OF CIVIL SOCIETY OF MODERN RUSSIA

Participation of Russian Orthodox Church in social and political process of modern Russia as institute of civil society is considered. It is shown that position of ROC during the periods of patriarchate of Alexy II and Kirill distinctive characteristics, also have as well as influence of church on public authorities. In process of opportunities and owing to interests, formation of a positive image of the power among a considerable part of citizens, heads of temporal power give support of the Russian church. Priests and a political class in social and political process interact on a number of the sensitive issues demanding operational permission for the benefit of the Russian society. Are interested by ROC along with other political actors in that the state and church relations developed within the idea of consensus. Now the state and ROC are the full-fledged partners ready to help each other with a case of emergence of national threats. Public authorities give support of ROC in protection of her interests as within the country, and beyond her limits. In case of any threats capable to shake statehood bases, they seek to overcome them through joint actions. It is accented that the ROC on the international scene in the third millennium actively advocates and advances the interests of the Russian state on all continents. The ROC in modern society is one of active institutes of civil society. However, her potential and opportunities are limited not only to the interests of her management and society, but also economic level of welfare of citizens. The management of ROC repeatedly urged authorities to reduce taxes and to reduce church financial expenses, but the political class not especially sought to fulfill the requirements put before them that gives relevance to a research.

Текст научной работы на тему «РПЦ как институт гражданского общества современной России»

ТЕМА НОМЕРА

Н.В. Алексеев, А.К. Сковиков

РПЦ КАК ИНСТИТУТ

ГРАЖДАНСКОГО

ОБЩЕСТВА

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

Рассмотрено участие Русской православной церкви в общественно-политическом процессе современной России как института гражданского общества. Показано, что положение РПЦ в периоды патриаршества Алексия II и Кирилла имеют отличительные характеристики, также как и влияние церкви на органы государственной власти. По мере возможностей и в силу интересов, формирования позитивного образа власти среди значительной части граждан, руководители светской власти оказывают поддержку Русской церкви. Священнослужители и политический класс в общественно-политическом процессе взаимодействуют по ряду острых вопросов требующих оперативного разрешения в интересах российского общества. РПЦ наряду с другими политическими акторами заинтересованы в том, чтобы государственно-церковные отношения развивались в рамках идеи консенсуса. В настоящее время государство и РПЦ являются полноценными партнерами, готовыми помочь друг другу в случае возникновения общенациональных угроз.

Органы государственной власти оказывают поддержку РПЦ в защите ее интересов как внутри страны, так и за ее пределами. В случае возникновения каких-либо угроз, способных пошатнуть основы государственности, они стремятся их преодолеть через совместные действия. Акцентировано, что РПЦ на международной арене в третьем тысячелетии активно отстаивает и продвигает интересы российского государства на всех континентах.

N. Alekseev, A. Skovikov

RUSSIAN ОRTHODOX ^URCH AS INSTITUTE OF CIVIL SOCIETY OF MODERN RUSSIA

Abstract

Participation of Russian Orthodox Church in social and political process of modern Russia as institute of civil society is considered. It is shown that position of ROC during the periods of patriarchate of Alexy II and Kirill distinctive characteristics, also have as well as influence of church on public authorities. In process of opportunities and owing to interests, formation of a positive image of the power among a considerable part of citizens, heads of temporal power give support of the Russian church. Priests and a political class in social and political process interact on a number of the sensitive issues demanding operational permission for the benefit of the Russian society. Are interested by ROC along with other political actors in that the state and church relations developed within the idea of consensus. Now the state and ROC are the full-fledged partners ready to help each other with a case of emergence of national threats.

Public authorities give support of ROC in protection of her interests as within the country, and beyond her limits. In case of any threats capable to shake statehood bases, they seek to overcome them through joint actions. It is accented that the ROC on the international scene in the third millennium actively advocates and advances the interests of the Russian state on all continents. The ROC in modern society is one of active institutes of civil society. However, her potential and opportunities are lim-

РПЦ в современном обществе является одним из активных институтов гражданского общества. Однако ее потенциал и возможности ограничены не только интересами ее руководства и общества, но и экономическим уровнем благосостояния граждан. Руководство РПЦ неоднократно призывало органы власти сократить налоги и уменьшить церковные финансовые издержки, но политический класс не особо стремился выполнять поставленные перед ними требования, что придает актуальность исследованию.

ited not only to the interests of her management and society, but also economic level of welfare of citizens. The management of ROC repeatedly urged authorities to reduce taxes and to reduce church financial expenses, but the political class not especially sought to fulfill the requirements put before them that gives relevance to a research.

Ключевые слова:

Русская православная церковь, политический класс, политическая элита, общественно-политический процесс, органы государственной власти, политическое влияние, государство.

Key words:

Russian Orthodox Church, political class, political elite, social and political process, public authorities, political influence, state.

Конец XX века ознаменовался ускоренным развитием трансформационных процессов, приведших к смене политического режима в России, что непосредственным образом отразилось на социально-политическом и духовном положении народных масс. Эти изменения коснулись всех сфер общественной жизни. Наряду с появлением различных демократических нововведений, возникали отдельные трудности, требовавшие незамедлительного решения. В этот период времени формировался новый политический класс, который занимался лоббированием личных, нежели общественных интересов. Кроме того, его политическое влияние было еще недостаточно высоким для того, чтобы предотвратить межнациональные, религиозные и социально-политические розни. Принимаемые решения правящим классом не всегда имели успешный результат. По отдельным проблемным вопросам они нуждались в конструктивной поддержке, что в свою очередь открыло дорогу для различных общественных институтов.

Данная дилемма не обошла стороной и традиционные религиозные конфессии, в частности Русскую православную церковь (РПЦ), которая в конце XX века освободилась от давления со стороны государства и получила определенную самостоятельность в своей деятельности. Для них одной из самых тяжких язв, разъедавших Россию, составляла антицерковность [13, с. 84]. Они предприняли ряд мер по изменению общественного мнения, в частности желали пересмотра статуса религии и церкви в жизни общества и государства. Для выполнения поставленной цели на рубеже 1990-х гг. священнослужители принимали участие в политическом процес-

се: выборы, поддержка политических партий, митинги и прочее. Наряду с этим, в отличие от политической элиты, православные священнослужители на свой страх и риск брались за решение острых проблем в тех сферах, которые затрагивали общественные и государственные интересы, что в свою очередь вызвало неоднозначную реакцию со стороны органов государственной власти. Стоит подчеркнуть, что поначалу к их деятельности относились с осторожностью. Их участие в общественно-политическом процессе было непредсказуемым. Отношения с первыми лицами государства складывались неоднозначно. В скором времени скептический настрой сменился более оптимистическими суждениями в адрес церкви, так как интересы их напрямую соприкасались с интересами политического класса. Они нашли много общего в области духовно-патриотического воспитания граждан и т.д. На этой почве активнее проводились совместные мероприятия и форумы. Русская церковь постепенно вовлекалась в акции, проводимые органами государственной власти, что привело к дальнейшему конструктивному пересмотру правового положения религиозных организаций и изменению идеи светского государства. Поскольку с уходом коммунистической идеологии, идеологический вектор сместился в сторону поддержки деятельности традиционных конфессий.

Политический класс стал возлагать большие надежды при подписании различных соглашений с РПЦ. Потому что в формировании у граждан потребности служения Родине и ее защите, нравственности традиционные для России религиозные конфессии, вместе с парламентскими партиями и другими патриотическими организациями играли ощутимую роль [12, с. 38]. Религиозные доктрины, в том числе продвигаемые РПЦ, начали восприниматься в качестве необходимого элемента в определении векторов развития общественной жизни, в частности в области воспитания духовности, нравственности, миросозерцания. Оказанная поддержка со стороны государства, во многом позволила представителям РПЦ открыто поддерживать политический курс правящего класса, направленный на распространение идей политической стабильности, целостности политической системы, артикуляции интересов различных групп и т.д. В условиях социально-политической напряженности, консолидация общества служила одной из приоритетных задач в деятельности властвующей элиты любого государства при любом политическом режиме [1, с. 192].

За последнее время РПЦ активизировалась в жизни общества. В настоящее время по данным сайта ВЦИОМ уровень одобрения РПЦ вместе с российской армией является одним из самых высоких. С мая по сентябрь 2017 года индекс одобрения РПЦ колебался между 58-62%, российской армии 82-86%. Самый низкий индекс одобрения среди оппозиции 12% [6]. Она превратилась в один из авторитетных институтов власти. Данное положение можно также подтвердить, опираясь на различные количественные критерии, как численность церквей, храмов, духовенства и прочее. Далее рассмотрим положение РПЦ в общественно-политической жизни с 1992 по 2016 гг. на примере г. Москвы. Проанализируем количественные изменения за периоды патриаршества Алексия II и Кирилла. В таблице использовалась статистика, приведенная в докладах Святейшего Патриарха на Епархиальных собраниях с 1992-2016 гг.

Таблица №1. Статистические данные по г. Москва с 1992 по 2008 гг. (период патриаршества Алексия II)

1992 1994 1995 1996 1998 2000 2001 2002

Общее количество духовенства с учетом став-ропигиаль-ных монастырей 430 530 580 645 745 940 = 1370 888 = 1422 959 = 1485

Количество православных храмов и часовен 222 327 350 389 467 519 556 560

2005 2006 2007 2008

Общее количество духовенства с учетом став-ропигиаль-ных монастырей 1055 = 1681 1117 = 1783 1089 = 1770 1124 = 1838

Количество православных храмов и часовен 724 730 851 872

Отдельно стоит сказать о том, что в епархиальных докладах за 1990-е гг. неоднократно поднимались вопросы о разнообразных церковных нуждах, как финансовые трудности, поиск дополнительных финансовых источников, сокращение налогов и т.д. Для выполнения поставленных целей, РПЦ активно проводила через органы государственной власти лоббистскую политику, не особо вызывавшую среди отдельных граждан неприязнь, поскольку священнослужители пользовались особым доверием и обладали авторитетом. Например, Патриарх Алексий II в епархиальных докладах затрагивал тему участия священнослужителей в выработке различных законопроектов. Церковь принимала деятельное участие в разработке нового налогового кодекса, где были заложены все требования, которые были необходимы для религиозных организаций, с целью избавления их от произвола, которые могли чинить налоговые службы и инспекции [9]. За весь период президентства Б.Н. Ельцина церковь числилась в качестве налогоплательщика, и имела различные долговые обязательства. Руководство РПЦ неоднократно призывало органы власти сократить налоги и уменьшить церковные финансовые издержки, но политический класс не особо стремился выполнять поставленные перед ними требования. В период правления В.В. Путина ситуация будет выглядеть иначе.

Время патриаршества Алексия II пришлось на два президентских срока правления Б.Н. Ельцина и В.В. Путина. Интересным моментом для нас служит тот факт, что за 1990-е гг. в докладах было представлено, очень мало информации о ставропигиях, т.е. монастырях, находящихся в непосредственном подчинении Патриарха и независимых от местных епархий РПЦ. Даже, несмотря на то, что тогда действовал «Устав об управлении Русской Православной Церкви от 1988 года», закреплявший положение: «Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха или тех синодальных учреждений, которым Патриарх благословит такое наблюдение и управление» [15]. Впервые о количестве ставропигиальных монастырей можно узнать только из доклада Патриарха за 1998 год, на тот момент их было 24 [10]. С 1998 по 2003 гг. их численность никак не поменялась. В 2004 году их стало больше на 1 единицу и вплоть до 2008 года показатели не изменились [11]. Если за десятилетие патриаршества Алексия II их количество в целом оставалось на одном и том же уровне, то при Ки-

рилле ситуация кардинальным образом видоизменилась. В 2010 году количество ставропигий составляло 27 [2]; 2012 - 28 [3]; 2013 - 31 [4]; 2015 - 32 [5]. Опираясь только на перечисленные факты можно говорить о том, что Патриарха Алексия II больше волновали общецерковные вопросы, нежели патриаршие дела. Все полученное движимое и недвижимое имущество от государства и прочих лиц, в первую очередь передавалось во введенье местным епархиям. Ближе к 2000-м гг. престиж Патриарх Алексия II был настолько прочным и колоссальным, что с того времени он, как частное лицо начал охотнее озвучивать данные о ставропигиях. В 2000 году был принят новый Устав, зафиксировавший прежнее положение о ставропигиях [16, с. 15]. При Патриархе Кирилле ситуация изменилась в другую сторону. Его Святейшество старается проводить более разностороннюю церковную практику и поэтому количество ставропигий появляется намного больше.

За все время патриаршества Алексия II количество храмов и часовен в среднем каждые пять лет по Москве увеличивалось примерно на 150 и более сооружений. Пик строительства храмов был отмечен с 1988 по 1992 гг. В эти годы их количество увеличилось более чем в 5 раз, а духовенства только в 2 раза [8]. Общее количество религиозных сооружений в Москве с 1992 по 2008 гг. преумножилось примерно в 4 раза, а численность священнослужителей увеличилась примерно в 4,5 раза. Исследователи неоднократно отмечали о том, что на 1990-е гг. для России пришелся пик религиозного ренессанса, именно поэтому на первых порах происходило столь массивное строительство православных храмов и резко увеличивалось желание отдельных людей стать священнослужителями. Период патриаршества Алексия II ознаменовался практикой заложения основного фундамента, с помощью которого произойдет дальнейшее расширение церковной организации в общественно-политической жизни.

Таблица №2. Статистические данные по г. Москва с 2009 по 2016 гг. (период патриаршества Кирилла)

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Количество духовенства без ставропигиаль-ных монастырей 1248 1150 1180 1326 1515 1591 1644 1688

Количество насельников и насельниц в ставропигиаль-ных монастырях - 1720 2560 1683 1811 1828 - -

Количество православных храмов и часовен 836 837 849 894 958 1056 - 1301

После смерти Патриарха Алексия II его место занял Патриарх Кирилл, который в первую очередь продолжил курс своего предшественника на упрочнение тесных связей с органами государственной власти. Он также расширил церковное влияния на общество и государство. При Его Святейшестве стали заметны определенные реформы в развитии церкви, появились изменения в структуре и деятельности приходов [7, с. 131]. Опираясь на количественные данные таблицы можно заметить, что в связи со сменой Патриарха впервые годы численность московского духовенства резко сократилось, строительство православных храмов и часовен также замедлилось. Не стоит забывать, что начало патриаршества Кирилла пришлось на время экономического кризиса 2008 года, после которого в деятельности церкви произошли отдельные изменения. В последующем, после преодоления кризисных тенденций, началось резкое увеличение численности православных пастырей на территории Москвы и продолжилось бурное строительство православных сооружений. С 2010 года введена в работу «программа 200 храмов», которая спонсируется органами власти и всеми желающими лицами, для того чтобы жители Москвы сумели «не выходя из дома» познакомиться с православным учением. Патриарх Кирилл в своем выступлении подчеркнул: «Наше стремление увеличить количество храмов происходит не от гордыни, а от осознания необходимости» [13, с. 18].

Выделим, что при Патриархе Алексии II священнослужителей при ставропигиях составляло не более 700 (в среднем колебание было в пределах 400 - 600 человек) и от общего числа священнослужителей Москвы в целом не превышала показатель 0,5-0,7 раз. В то время как впервые годы патриаршества Кирилла их количество резко увеличились примерно в 1,5 раза, а в 2011 году более чем в 2 раза. В последующие годы ситуация в целом стабилизировалась с периодом патриаршества Алексия II. За 8 лет численность священнослужителей (без ставропигий) по Москве увеличилось примерно на 400, а храмов и часовен примерно на 500.

За прошедшее десятилетие РПЦ и государство стали полноправными партнерами в общественно-политической жизни. Сегодня они на постоянной основе участвуют, чуть ли во всех государственных и общественных акциях, как день города, праздники, спортивные и образовательные мероприятия, запуск космических спутников, научные конференции, дипломатические отношения и многое другое. Представители РПЦ присутствуют во всех сферах жизни общества. Государство, также, как и в период Российской Империи стремиться оберегать РПЦ от нападок не только со стороны общества, но и различных субъектов политики, и наоборот, дабы не пошатнуть устоявшиеся традиционные устои. В случае возникновения каких-либо угроз, способных пошатнуть основы государственности, они стремятся их преодолеть через совместные действия. Кроме того, РПЦ на международной арене отстаивает и продвигает интересы российского государства, как например, в период Сирийского кризиса и т.д.

Можно сделать вывод, что в процентном соотношении за равные промежутки времени количественные показатели периода Алексия II и Кирилла в целом несущественно отличаются, разве что в настоящее время количество храмов строится намного больше.

Во-вторых, время патриаршества Алексия II пришлось на годы правления Б.Н. Ельцина, при котором органы государственной власти хоть и прислушивались к требованиям церкви, но, тем не менее, старались их выполнять только по мере надобности. В период же президентства В.В. Путина государство начало охотнее поддерживать начинания РПЦ. В новостных лентах чаще встречается информация о реституции - передача какого-либо движимого и недвижимого имущества в адрес церкви и т.д. Яркий пример недавний скандал вокруг передачи Исаакиевского Собора РПЦ в 2017 году.

В-третьих, отличительной особенностью является то, что церковь за последние годы, как институт стала менее открытой, нежели во времена Алексия II. При нем РПЦ старалась быть демократичной, так как ей приходилось бороться за умы всех неравнодушных к православной культуре граждан. Священнослужители принимали деятельное участие во многих общественных дискуссиях. При Кирилле РПЦ наоборот уже оформилась в качестве социально-политического института и начало придерживаться консервативных идей. Вокруг церкви сформировалась основная база сторонников, и отныне им остается только закреплять достигнутые ранее цели. Так или иначе, но РПЦ остается активным участником развития гражданского общества в России.

В-четвертых, в отличие от других социально-политических институтов РПЦ чаще сама готова первой пойти на контакт с правящим классом, который готов прислушиваться к их требованиям. Подобная практика была актуальной в различные эпохи. От подобного сотрудничества выигрывало не только руководство церкви, но и сами политические элиты, которые испокон веков стремились удержать политическую власть в стране, так как духовные учреждения могли формировать общественное мнение граждан, желательное для правящего класса.

Литература

1. Авцинова Г.И. Социальная сплоченность российского общества: некоторые аспекты политологического дискурса и программы действий // Социальная политика и социология. 2009. №3(45).

2. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2010 г.). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1346828.html (дата обращения 19.06.2017).

3. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (28 декабря 2012 г.). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2678380.html (дата обращения 19.06.2017).

4. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2013 г.). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3453393.html (дата обращения 19.06.2017).

5. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (21 декабря 2015 г). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4303611.html (дата обращения 19.06.2017).

6. Деятельность общественных институтов. URL: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institut ov/ (дата обращения 19.08.2017).

7. Нестерова А.Г. Религиозные организации в условиях становления гражданского общества // Власть. 2010. №12.

8. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Выступление на Епархиальном собрании 1992 г. URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/150-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-1992-g (дата обращения 19.06.2017).

9. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Выступление на Епархиальном собрании (1995 г.). URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/149-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-1995-g (дата обращения 19.06.2017).

10. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Выступление на Епархиальном собрании (1998 г.). URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/16-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-1998-g (дата обращения 19.06.2017).

11. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Выступление на Епархиальном собрании (2004 г.). URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/142-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-2004-g (дата обращения 19.06.2017).

12. Сковиков А.К. Взаимодействие гражданского общества с органами государственной власти в формировании патриотизма // Politbook. 2017. №3.

13. Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла // Журнал Московской Патриархии. 2012. №9.

14. Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М.: Калуга: ГУП «Облиз-дат», ТОО «Алир», 2002.

15. Устав об управлении Русской Православной Церкви (1988 г.). URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1356 (дата обращения 19.06.2017).

16. Устав Русской Православной Церкви // Церковь и время. 2001. №2(15).

References

1. Avtsinova G.I. Sotsial'naya splochennost' rossiiskogo obshchestva: nekotorye aspekty politologicheskogo diskursa i programmy deistvii. Sotsial'naya politika i sotsiologiya. 2009. №3(45).

2. Doklad Svyateishego Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla na Eparkhial'nom sobranii g. Moskvy (22 dekabrya 2010 g.). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1346828.html (data obrashcheniya 19.06.2017).

3. Doklad Svyateishego Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla na Eparkhial'nom sobranii g. Moskvy (28 dekabrya 2012 g.). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2678380.html (data obrashcheniya 19.06.2017).

4. Doklad Svyateishego Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla na Eparkhial'nom sobranii g. Moskvy (20 dekabrya 2013 g.). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3453393.html (data obrashcheniya 19.06.2017).

5. Doklad Svyateishego Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla na Eparkhial'nom sobranii g. Moskvy (21 dekabrya 2015 g.). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4303611.html (data obrashcheniya 19.06.2017).

6. Deyatel'nost' obshchestvennykh institutov. URL: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institut ov/ (data obrashcheniya 19.08.2017).

7. Nesterova A.G. Religioznye organizatsii v usloviyakh stanovleniya grazhdanskogo obshchestva. Vlast'. 2010. №12.

8. Patriarkh Moskovskii i vseya Rusi Aleksii II Vystuplenie na Eparkhial'nom sobranii 1992 g. URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/150-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-1992-g (data obrashcheniya 19.06.2017).

9. Patriarkh Moskovskii i vseya Rusi Aleksii II Vystuplenie na Eparkhial'nom sobranii (1995 g.). URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/149-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-1995-g (data obrashcheniya 19.06.2017).

10. Patriarkh Moskovskii i vseya Rusi Aleksii II Vystuplenie na Eparkhial'nom sobranii (1998 g.). URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-

patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/16-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-1998-g (data obrashcheniya 19.06.2017).

11. Patriarkh Moskovskii i vseya Rusi Aleksii II Vystuplenie na Eparkhial'nom sobranii (2004 g.). URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/142-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-2004-g (data obrashcheniya 19.06.2017).

12. Skovikov A.K. Vzaimodeistvie grazhdanskogo obshchestva s organami gosudarstvennoi vlasti v formirovanii patriotizma. Politbook. 2017. №3.

13. Sluzheniya i vstrechi Svyateishego Patriarkha Kirilla. Zhurnal Mosk-ovskoi Patriarkhii. 2012. №9.

14. Tikhomirov L.A. Khristianstvo i politika. M.: Kaluga: GUP «Oblizdat», TOO «Alir», 2002.

15. Ustav ob upravlenii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (1988 g.). URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1356 (data obrashcheniya 19.06.2017).

16. Ustav Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. Tserkov' i vremya. 2001. №2(15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.