УДК 281.93
DOI: 10.24412/2309-5164-2021-2-123-130
Лапин Денис Леонидович, Студент 1 курса Костромской духовной семинарии e-mail: denilapin@mail.ru
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА А. В. КОЛЧАКА1 С ВРЕМЕННЫМ ВЫСШИМ ЦЕРКОВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ СИБИРИ
Статья раскрывает основные направления сотрудничества Временного высшего церковного управления Сибири с правительством А.В. Колчака в 1918-1920 гг. Очевидно, что обе стороны были заинтересованы во взаимном сотрудничестве друг с другом в период политического хаоса Гражданской войны. В исследовании приведены факты, свидетельствующие о системной поддержке Верховного правителя с православными структурами, проведен анализ ее основных направлений.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Временное высшее церковное управление Сибири, А.В. Колчак.
Цитирование: Лапин Д.Л. Взаимодействие Российского правительства А.В. Колчака с Временным высшим церковным управлением Сибири // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 2. — С. 123-130.
В условиях необходимости установления партнерских отношений между светской властью и Церковью история государственно-церковных отношений требует научного осмысления. Несомненный интерес представляют собой взаимоотношения власти и Церкви в годы Гражданской войны в России. Если советская антирелигиозная политика и позиция Церкви в этот период освещена в историографии достаточно широко, то взаимоотношения церковных
1 Российское правительство («Омское правительство», также известно как Правительство Колчака, Колчаковское правительство) — высший орган государственной власти, образованный в результате событий 18 ноября 1918 г. в Омске, во главе с Верховным правителем России адмиралом А.В. Колчаком. Было признано на международном уровне формально (де-юре) только одним государством — Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев. Де-факто Российское правительство было признано странами Антанты (союзницами России по Первой мировой войне) и странами, возникшими после крушения европейских империй — Чехословакией, Финляндией, Польшей, странами Прибалтики. Лапин Денис Леонидович
структур и белых правительств, прежде всего, А. В. Колчака, требует более детального изучения и актуализирует интерес исследователей.
С приходом советской власти православная общественность Сибири негативно восприняла ее нормативную базу, ограничивающую права Церкви. Особенной критике в ее среде подвергся Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Так, 15 февраля 1918 г. в день Сретения Господня в Омской епархии по этому поводу были проведены многолюдные приходские собрания, усилившие религиозный подъем в обществе. 17 февраля под влиянием православной общественности духовенство провело массовый крестный ход. В ночь с 18 на 19 февраля епископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) был арестован, причем на морозе его конвоировали через весь город пешком без теплой одежды. Во время ареста архиепископа был убит его эконом Иоанн Цикура. Арест иерарха вызвал возмущение среди жителей Омска: в храмах ударили набаты, собравшие толпы народа. В городе начались перестрелки силовиков с казаками и офицерами. У архиерейского дома была выставлена стража из красногвардейцев, которая отбилась от толпы только с помощью пулеметов. Опасаясь разрастания народных волнений, местные власти освободили владыку 21 февраля, однако у него была взята подписка о невыезде вплоть до заседания революционного трибунала над ним1.
К концу лета 1918 г. в результате восстания чехословацкого корпуса власть большевиков оказалась свергнута на обширной территории Сибири и Урала. Был образован ряд антибольшевистских структур регионального масштаба, состоявших в основном из эсеров — к примеру, Временное Сибирское правительство, Комуч под руководством эсера В.К. Вольского и др. 23 сентября 1918 г. прошло политическое совещание в Уфе, на основе которого было сформировано Временное Всероссийское правительство (или Уфимская директория) под руководством правого эсера Н.Д. Авксентьева. Директория рассматривала свою деятельность как продолжение работы Временного правительства, свергнутого большевиками в 1917 г.
Отметим, что эти структуры не проявляли активного интереса к государственно-церковному диалогу. С другой стороны, они не препятствовали проведению Томского Соборного церковного совещания, созванного для обсуждения и решения организационных вопросов в сибирских, уральских и дальневосточных епархиях в условиях политического хаоса. Главным итогом работы совещания, проведенного с 14 ноября по 3 декабря 1918 г., следует считать создание Временного высшего церковного управления Сибири (далее — ВВЦУ) как ключевой управленческой структуры в условиях изоляции от Святейшего Патриарха. Управление должно было полностью быть ему подотчетным и при восстановлении контактов с Патриархом самораспуститься. Решения Томского совещания стали программой действия для нового органа: по своей сути, он предназначался для регулирования внутрицерковной жизни и реализации решений Поместного Собора 1917-1918 г. на территориях Сибири и Дальнего Востока. Руководителем ВВЦУ стал архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр. Формирование подобной организации создало базу для установления
1 Из жизни Церкви (Год назад. Арест архиепископа Сильвестра) // Правительственный Вестник. — 1919. — 23 февраля. — № 75. — С. 3.
контактов церковных структур с Российским правительством А.В. Колчака, созданного после свержения директории 18 ноября.
Первое заседание ВВЦУ открылось в Омске 20 ноября 1918 г. после Божественной литургии и молебна в кафедральном соборе и молебна, на которых присутствовал Верховный правитель А.В. Колчак со своим штабом, члены его правительства и представители офицерства. Во время проповеди владыка Сильвестр призвал Божие благословение на новое государственное управление1.
Российское правительство было заинтересовано в расширении контактов с новой церковной структурой. Это можно объяснить рядом причин: во-первых, Верховный правитель рассчитывал на духовную поддержку Церкви в борьбе с советской властью, ведущей откровенно антирелигиозную политику; во-вторых, иерархи сибирских, уральских и дальневосточных епархий были заинтересованы возможностью сотрудничества с Российским правительством, что было крайне важно в условиях Гражданской войны.
По решению Совета Министров Российского правительства 27 декабря 1918 г. было создано Главное управление по делам вероисповеданий), через которое Российское правительство осуществляло контакты с ВВЦУ и другими конфессиями2. Руководство новым государственным органом должен был осуществлять Главноуправляющий по делам вероисповеданий. В структуре Главного управления по делам вероисповеданий имелась Канцелярия Главноуправляющего и два департамента — по делам Православной Церкви и инославных и иноверных исповеданий3. Очевидно, что центральное внимание в работе Главного управления по делам вероисповеданий должно было уделяться взаимодействию с Православной Церковью. Это было видно уже на основе анализа численности должностных лиц в Департаменте по делам Православной Церкви — в его составе числилось 21 чел., тогда как в штате Департамента инославных и иноверных исповеданий было 9 чел4.
ВВЦУ, идеологически полностью поддерживая Российское правительство, в январе 1919 г. выпустило послание «От Высшего Церковного Управления к воинству, подвизающемуся на всех фронтах», в котором призвало войска к единению вокруг Верховного Правителя в борьбе против большевиков, которые были названы «подкупными клевретами» Германии и Австро-Венгрии. Православные воины в документе призывались встать за поруганные святыни и вернуть былое могущество России. 29 января архиепископ Сильвестр участвовал в приведении к присяге Верховного правителя и членов правительства. А.В. Колчаку владыка вручил икону Спасителя и дал свое благословение.
28 марта 1919 г. Совет Министров признал ВВЦУ Временным Высшим Представительным органом Православной Церкви. Его содержание с 1 декабря 1918 г. производилось из средств Государственного Казначейства в объеме 32350 руб.
1 Горизонтов П. Высшее Временное Церковн. Управление Сибири // Тобольские епархиальные ведомости. — 1918. — 28 декабря (10 января). — № 34. — С. 330.
2 ГАРФ. — Ф. 140. — Оп. 1. — Д. 10. — Л. 1.
3 ГАРФ. — Ф. 140. — Оп. 1. — Д. 15. — Л 9.
4 ГАРФ. — Ф. 140. — Оп. 1. — Д. 15. — Л 9.
в месяц1. Еще ранее, 23 декабря 1918 г., А.В. Колчак подписал Расписание должностей и окладов содержания служащих епархиальных советов, по которому они получали государственное жалование. Так, председатель епархиального совета получал 750 руб. в месяц, секретарь — 600 руб., казначей — 375 руб. и т. д.2 Начиная с 14 августа 1919 г. на содержание архиерейских домов власти выделяли ежемесячно 25 тыс. руб., викарные епископы получали 9300 руб.3 В учебных заведениях восстанавливалось преподавание Закона Божьего, а в течение 1919 г. в Сибири было открыто пять семинарий и пять духовных училищ. Историк Т. Н. Новикова приводит цифры, что на поддержку 4386 сибирских и дальневосточных приходов Российское правительство в период 1918-1919 гг. выделило около 12 млн руб.4 Это говорило об установлении государственной системы финансовой поддержки церковных институтов.
Еще одной формой идеологической поддержки А.В. Колчака стало обращение членов ВВЦУ 3 февраля 1919 г. к зарубежным католическим, протестантским и православным иерархам: Папе Римскому Бенедикту XV, архиепископу Кентерберийскому Рэндаллу Дэвидсону, митрополиту Афинскому Мелетию III (Метаксакису) и др.. В обращении говорилось о гонениях на Церковь со стороны советской власти и содержалась просьба о молитвенной помощи для страдающих за Христа5. По всей видимости, ВВЦУ Сибири преследовало здесь две цели: во-первых, помочь правительству А.В. Колчака в формировании положительного образа в глазах западной общественности, прежде всего, верующей его части; во-вторых, дискредитировать советскую религиозную политику. В обращении отмечалось, что нормальная религиозная жизнь в России возможна лишь в Сибирском и Уральском регионе, где большевики были изгнаны. 22 февраля 1919 г. в газете «Правительственный Вестник» был опубликован ответ архиепископа Кентерберийского, в котором он обещал убеждать своих соотечественников о бедственном положении Русской Церкви6. 24 февраля архиепископ Сильвестр получил от Папы Римского телеграмму, в которой он обещал молиться о том, чтобы в Россию вновь вернулись «мир и спокойствие»7. 12 марта Государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Гаспарри направил В.И. Ленину телеграмму, в которой Папа Римский заклинал советского лидера уважительно относиться к священникам, независимо от их конфессиональной принадлежности.
17 марта был получен ответ и от Синода греческой Церкви. Отмечалось, что он постановил совершить в Греции панихиду по убитым советскими властями
1 ГАРФ. — Ф. 140. — Оп. 1. — Д. 14. — Л. 12.
2 Расписание должностей и окладов содержания служащих Епархиальных Советов // Правительственный Вестник. — 1919. — 24 января. — № 51. — С. 1.
3 ГАРФ. — Ф.140. — Оп. 1. — Д. 4. — Л. 16.
4 Новикова Т.М. Православная Церковь и правительство А.В. Колчака // Вестник ИрГТУ. — 2010. — № 4 (44). — С. 269.
5 Процесс над колчаковскими министрами. Май 1920 / Под ред. акад. А.Н. Яковлева; отв. ред. В.И. Шишкин. — М.: МФД, 2003. — С. 158.
6 Ответ Епископа Кентерберийского // Правительственный Вестник. — 1919. — 22 февраля. — № 74. — С. 3.
7 Ответ Папы Римского на обращение Высш. Врем. Церк. Управления // Сибирская речь. — 1919. — 25 февраля. — № 45. — С. 1.
священнослужителям и пытаться координировать свои действия с Ватиканом и архиепископом Кентерберийским для улучшения положения страждущей Русской Церкви1.
Одним из форм взаимодействия Церкви и Российского правительства было решение вопроса о финансовой поддержке беженцев духовного звания, бежавших от гонений советской власти. На основании постановления Совета Министров от 29 октября 1918 г. эвакуированные священно-церковно-служители православного вероисповедания получали из средств Государственного Казначейства единовременную сумму, которая колебалась в зависимости от сана и семейного положения. Так, семейные священнослужители разово получали от 150 до 250 руб., церковнослужители от 110 до 130 руб., а одинокие церковнослужители — от 10 до 15 руб. Главное управление по делам вероисповеданий на основании постановления Совета Министров от 4 июля 1919 г. выдавало эвакуированному духовенству ссуды, которые не должны были превышать 500 руб. (более высокие суммы в качестве исключения могли быть выданы в крайних случаях — многосемейности, болезни, преклонного возраста, пониженной трудоспособности).
Важным аспектом работы Церковного управления был приходской вопрос. Это совпадало с интересами правительства А.В. Колчака, так как его правительство, по мнению историка И.Д. Эйнгорна, стремилось создать свои структурные подразделения на основе приходов, лояльных властям2. ВВЦУ Сибири предполагало употребить все имеющиеся «интеллигентные силы» и направлять их в приходы в качестве инструкторов для проведения реформы на местах; считалось возможным создавать при приходах хозяйственные кооперативы для экономической интеграции верующих. В итоге приходы должны были стать серьезными культурными, экономическими, социальными единицами, которые на основе христианских идеалов смогут благотворно влиять на государственную жизнь. В начале июня 1919 г. было проведено заседание ВВЦУ, на котором было принято решение о реализации приходского устава, принятого на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Предполагалось, что председателем приходского совета будет священник, которого утверждает правящий архиерей; миряне могли быть помощниками священника. Епископ же имел право утверждать церковнослужителей из тех лиц, которых представит приход. Архиерей должен был следить за правильной жизнью прихода3.
Российское правительство, идя навстречу приходам, 26 сентября 1919 г. предоставило их уставам юридическую силу — теперь они имели силу закона. Общины, по сути, становились официальными единицами местного самоуправления. В перспективе после разгрома советской власти предполагалось
1 Олихов Дмитрий, прот. Создание и деятельность Временного высшего церковного управления Сибири (1918-1920 гг.). Дис... канд. ист. наук. — Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014. — С. 136.
2 Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937 гг.) — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982. — С. 72.
3 Приходские Советы // Сибирская речь — 1919. — 19 (6) июня. — № 129. — С. 2.
проведение всероссийского съезда приходских общин в Москве1, однако этим планам после поражения белых не суждено было сбыться.
В связи с ухудшением положения на фронте 14 ноября 1919 г. войска А.В. Колчака оставили Омск. Правительством был организован переезд ВВЦУ и Главного управления по делам вероисповеданий в Иркутск. В каком составе ВВЦУ покинуло Омск, точно уставить невозможно. Не представляется возможности точно определить, остался ли в Омске архиепископ Сильвестр. Существуют противоречивые данные о его последующей судьбе: игумен Дамаскин (Орловский) считает, что после прихода РККА владыка находился в Омске, был арестован, однако по требованию местного населения был освобожден. Однако власти изгнали его из архиерейского дома, и после перенесенных испытаний архиепископ скончался 10 марта 1920 г.2 С другой стороны, житие, основанное на исследованиях омского краеведа И.П. Шихатова, утверждает, что владыка после ареста был подвергнут жестоким пыткам, во время которых скончался. Версию о насильственной смерти архиепископа разделяет и историк В.Г. Хандорин3. Так или иначе, в 1998 г. архиепископ был канонизирован как местночтимый святой Омской епархии, а в 2000 г. его причислили к Собору Новомучеников и Исповедников Российских.
Таким образом, государственно-церковные отношения в Сибири в конце 1918-начале 1920 гг. строились на основе взаимной заинтересованности сторон друг в друге. Каждая из них стремилась получить поддержку другой, что являлось объективным процессом в условиях Гражданской войны. Российское правительство всячески старалось поддерживать Церковь — ВВЦУ было признало властями как официальный церковный орган управления, беженцам духовного сословия осуществлялась материальная помощь. Со своей стороны, ВВЦУ оказывало режиму А.В. Колчака идеологическую поддержку и даже участвовало в формировании положительного образа в глазах западной общественности через обращения к зарубежным христианским иерархам. В условиях распространения атеистических идей попытка опереться на религиозные ценности не помогла А.В. Колчаку одержать победы в Гражданской войне. Церковь оказалась заложником данной исторической эпохи и в политическом хаосе старалась по инерции поддерживать отношения с теми или иными властными структурами. Тем не менее, в условиях распространения атеистических идей в обществе эти действия оказались неэффективными.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГАРФ. — Ф.140. — Оп. 1. — Д. 4.
2. ГАРФ. — Ф. 140. — Оп. 1. — Д. 10.
1 Съезд Церковно-приходских деятелей в Красноярске // Сибирская речь. — 1919. — № 226. — С. 4.
2 Дамаскин (Орловский), архим. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. — Тверь, Изд-во «Булат», 2005. — С. 215-216.
3 Хандорин В.Г. Мифы и факты о Верховном правителе России. — М.: Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орёл»; Издательство М.Б. Смолина (ФИВ), 2019. — С. 41.
3. ГАРФ. — Ф. 140. — Оп. 1. — Д. 14.
4. ГАРФ. — Ф. 140. — Оп. 1. — Д. 15.
5. Горизонтов П. Высшее Временное Церковн. Управление Сибири // Тобольские епархиальные ведомости. — 1918. — 28 декабря (10 января). — № 34. — С. 330.
6. Дамаскин (Орловский), архим. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. — Тверь, Изд-во «Булат», 2005. — 558 с.
7. Из жизни Церкви (Год назад. Арест архиепископа Сильвестра) // Правительственный Вестник. — 1919. — 23 февраля. — № 75. — С. 3.
8. Новикова Т.М. Православная Церковь и правительство А.В. Колчака // Вестник ИрГТУ. — 2010. — № 4 (44). — С. 268-272.
9. Олихов Дмитрий, прот. Создание и деятельность Временного высшего церковного управления Сибири (1918-1920 гг.). Дис... канд. ист. наук. — Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014. — 229 с.
10. Ответ Епископа Кентерберийского // Правительственный Вестник. — 1919. — 22 февраля. — № 74. — С. 3.
11. Ответ Папы Римского на обращение Высш. Врем. Церк. Управления // Сибирская речь. — 1919. — 25 февраля. — № 45. — С. 1.
12. Приходские Советы // Сибирская речь — 1919. — 19 (6) июня. — № 129. — С. 2.
13. Процесс над колчаковскими министрами. Май 1920 / Под ред. акад. А.Н. Яковлева; отв. ред. В.И. Шишкин. — М.: МФД, 2003. — 672 с.
14. Расписание должностей и окладов содержания служащих Епархиальных Советов // Правительственный Вестник. — 1919. — 24 января. — № 51. — С. 1.
15. Съезд Церковно-приходских деятелей в Красноярске // Сибирская речь. — 1919. — № 226. — С. 4.
16. Хандорин В.Г. Мифы и факты о Верховном правителе России. — М.: Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орёл»; Издательство М.Б. Смолина (ФИВ), 2019. — 200 с.
17. Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (19171937 гг.) — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982. — 225 с.
Lapin Denis Leonidovich, the student 1 course of Kostroma religious Seminary e-mail: denilapin@mail.ru
INTERACTION OF THE RUSSIAN GOVERNMENT OF A.V. KOLCHAK WITH THE TEMPORARY CHURCH ADMINISTRATION OF SIBERIA
The article reveals the main directions of cooperation between the Temporary Supreme Church Administration of Siberia and the government of A.V. Kolchak in 1918-1920. It is obvious that both sides were interested in mutual cooperation with each other during the political chaos of the Civil War. The study presents the facts that indicate the systematic support of the Supreme Ruler by Orthodox structures, and analyzes its main directions.
Keywords: The Russian Orthodox Church, the Provisional Higher Church Administration of Siberia, A.V. Kolchak.
Citation: Lapin D.L. Interaction of the Russian government of A.V. Kolchak with the temporary Church Administration of Siberia // Ipatievsky vestnik. — 2021. — №. 2. — P. 123-130.
REFERENCES
1. GARF. — F.140. — Op. 1. — D. 4.
2. GARF. — F. 140. — Op. 1. — D. 10.
3. GARF. — F. 140. — Op. 1. — D. 14.
4. GARF. — F. 140. — Op. 1. — D. 15.
5. Gorizontov P. Vyssheye Vremennoye Tserkovn. Upravleniye Sibiri // Tobol'skiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1918. — 28 dekabrya (10 yanvarya). — № 34. — S. 330.
6. Damaskin (Orlovskiy), arkhim. Zhitiya novomuchenikov i ispovednikov Ros-siyskikh KHKH veka. Yanvar'. — Tver', Izd-vo «Bulat», 2005. — 558 s.
7. Iz zhizni Tserkvi (God nazad. Arest arkhiyepiskopa Sil'vestra) // Pra-vitel'stvennyy Vestnik. — 1919. — 23 fevralya. — № 75. — S. 3.
8. Novikova T.M. Pravoslavnaya Tserkov' i pravitel'stvo A.V. Kolchaka // Vestnik IrGTU. — 2010. — № 4 (44). — S. 268-272.
9. Olikhov Dmitriy, prot. Sozdaniye i deyatel'nost' Vremennogo vysshego tserkovnogo upravleniya Sibiri (1918-1920gg.). Dis... kand. ist. nauk. — Omsk, Omskiy gosudarstvennyy universitet im. F.M. Dostoyevskogo, 2014. — 229 s.
10. Otvet Yepiskopa Kenterberiyskogo // Pravitel'stvennyy Vestnik. — 1919. — 22 fevralya. — № 74. — S. 3.
11. Otvet Papy Rimskogo na obrashcheniye Vyssh. Vrem. Tserk. Upravleniya // Sibirskaya rech'. — 1919. — 25 fevralya. — № 45. — S. 1.
12. Prikhodskiye Sovety // Sibirskaya rech' — 1919. — 19 (6) iyunya. — № 129. — S. 2.
13. Protsess nad kolchakovskimi ministrami. May 1920 / Pod red. akad. A.N. Ya-kovleva; otv. red. V.I. Shishkin. — M.: MFD, 2003. — 672 s.
14. Raspisaniye dolzhnostey i okladov soderzhaniya sluzhashchikh Yepar-khial'nykh Sovetov // Pravitel'stvennyy Vestnik. — 1919. — 24 yanvarya. — № 51. — S. 1.
15. S"yezd Tserkovno-prikhodskikh deyateley v Krasnoyarske // Sibirskaya rech'. — 1919. — № 226. — S. 4.
16. Khandorin V.G. Mify i fakty o Verkhovnom pravitele Rossii. — M.: Obshchestvo razvitiya russkogo istoricheskogo prosveshcheniya «Dvuglavyy orol»; Izdatel'stvo M.B. Smolina (FIV), 2019. — 200 s.
17. Eyngorn I.D. Ocherki istorii religii i ateizma v Sibiri (1917-1937 gg.) — Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 1982. — 225 s.