Научная статья на тему 'Взаимодействие России и ВТО в условиях международно-правовых и экономических санкций: историко-правовой аспект'

Взаимодействие России и ВТО в условиях международно-правовых и экономических санкций: историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Всемирная торговая организация / Россия / мировая экономика / глобализация / интеграция / world trade organization / Russia / the world economy / globalization / integration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Делегеоз Елена Геннадьевна

Современные международные отношения отмечены исключительным ростом мировой торговли. Процесс присоединения России к Всемирной торговой организации стал самым продолжительным в истории существования этой организации. На отношения стран-участниц с Россией повлияли не столько финансово-экономические и правовые вопросы, сколько политические. Государства – члены ВТО получают лучшие в сравнении с существующими и недискриминационные условий для доступа национальной продукции на иностранные рынки. Целью данного исследования является изучение основных направлений взаимодействие России и ВТО в условиях международно-правовых и экономических санкций. Автором рассмотрены в историко-правовой ретроспективе условия присоединения России к ВТО через соотношения преимуществ от вступления и различных уступок. Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы РФ в соответствие с нормами ВТО было нацелено на формирование условий для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок. По мнению автора, преодоление существенных разногласий и вступление России в ВТО не явились основанием равноправного членства России в данной организации. Подтверждением чему стало введение многочисленных пакетов «антироссийских санкций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN RUSSIA AND THE WTO IN THE CONDITIONS OF INTERNATIONAL LEGAL AND ECONOMIC SANCTIONS: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Modern international relations are marked by an exceptional growth in world trade. The process of Russia’s accession to the World Trade Organization has become the longest in the history of the existence of this organization. The relations of the participating countries with Russia were influenced not so much by financial, economic and legal issues as by political ones. WTO member states receive the best in comparison with existing and non-discriminatory conditions for the access of national products to foreign markets. The purpose of this study is to study the main areas of interaction between Russia and the WTO in the context of international legal and economic sanctions. The author examines in historical and legal retrospect the conditions of Russia’s accession to the WTO through the ratio of benefits from accession and various concessions. The creation of a more favorable climate for foreign investment as a result of bringing the legislative system of the Russian Federation in line with WTO norms was aimed at creating conditions for improving the quality and competitiveness of Russian products as a result of increasing the flow of foreign goods, services and investments to the Russian market. According to the author, overcoming significant differences and Russia’s accession to the WTO were not the basis for Russia’s equal membership in this organization. This was confirmed by the introduction of numerous packages of «anti-Russian sanctions».

Текст научной работы на тему «Взаимодействие России и ВТО в условиях международно-правовых и экономических санкций: историко-правовой аспект»

Взаимодействие России и ВТО в условиях международно-правовых и экономических санкций: историко-правовой аспект

Делегеоз Елена Геннадьевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, Санкт-Петербургский государственный экономический университет E-mail: delegeozy@yandex.ru

Современные международные отношения отмечены исключительным ростом мировой торговли. Процесс присоединения России к Всемирной торговой организации стал самым продолжительным в истории существования этой организации. На отношения стран-участниц с Россией повлияли не столько финансово-экономические и правовые вопросы, сколько политические. Государства - члены ВТО получают лучшие в сравнении с существующими и недискриминационные условий для доступа национальной продукции на иностранные рынки. Целью данного исследования является изучение основных направлений взаимодействие России и ВТО в условиях международно-правовых и экономических санкций. Автором рассмотрены в историко-правовой ретроспективе условия присоединения России к ВТО через соотношения преимуществ от вступления и различных уступок. Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы РФ в соответствие с нормами ВТО было нацелено на формирование условий для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок. По мнению автора, преодоление существенных разногласий и вступление России в ВТО не явились основанием равноправного членства России в данной организации. Подтверждением чему стало введение многочисленных пакетов «антироссийских санкций».

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, Россия, мировая экономика, глобализация, интеграция.

Длительность и низкая продуктивность переговоров России с государствами-участниками ВТО явилась последствием существования биполярного мира и распада социалистической системы. Для преодоления кризисных явлений в экономике, усугубившихся в ходе Второй мировой войной, европейские страны в 1947 г. подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Совет экономической взаимопомощи, созданный в 1949 г., стал формой торгово-экономических отношений между социалистическими странами во главе с СССР. Это стало важным шагом на пути глобализации всех мировых процессов.

Ситуация осложнилась присоединением в 1961-1970 гг. к ГАТТ ряда соцстран при политической и финансовой поддержке США и ЕЭС. Однако энергетический (сырьевой) кризис 1973-1974 гг., охвативший индустриальные страны после повышения цен на нефть странами-участницами ОПЕК, был преодолен во многом благодаря альтернативным поставкам нефти и газа из СССР. Мировые позиции Советского Союза в международном обмене значительно упрочились. Но распад СЭВ и СССР существенно изменили внешнеэкономическое положение России как правопреемницы СССР.

С начала 1990-х гг. начался период рыночных форм в экономике России, изменивших плановую (командно-административную) основу экономики. В 1992 г. была реализована политика либерализации: основными инструментами регулирования внешней торговли стали использование таможенных тарифов, ликвидация государственной монополии внешней торговли. Предприятия получили доступ на мировой рынок, но только в качестве поставщиков сырья, полуфабрикатов. Основными торговыми партнерами России стали ведущие страны Запада и ближайшие соседи по СНГ. В сложившейся конъюнктуре Россия обозначила желание вступить в международную торговую систему, подав в 1993 г. официальную заявку на присоединение к ГАТТ. Это событие совпало с подготовительным периодом трансформации ГАТТ в ВТО.

Охвативший Восточную Европу и Латинскую Америку долговой кризис 1990-х гг. изменил правила игры в мировой экономике, потребовав введения режима наибольшего благоприятствования для национальных экономик с учетом транспарентности. Поэтому ВТО приобрело торгово-политический характер. Это позволило обеспечить функционирование системы мировой торговли, основанной на единых правилах. Таким образом, национальные рынки были защищены от введения внезапных и самопроизвольных ограничений

в сфере импорта, при этом оставаясь открытыми. Однако для государств-участников ВТО сохранено право ограничить доступ на национальный рынок путем введения защитных мер, например, антидемпинговых либо компенсационных.

Создание Рабочей группы по решению вопросов вступления России в ВТО и начало консультаций в 1995 г. шло на фоне превращения слаборазвитых стран в капиталистические державы, развития и модернизации национальных экономик периферийных стран. Процесс создания и развития корпораций не обошел и Россию. Его не смогли остановить даже финансово-экономические трудности 1990-х гг. (галопирующая инфляция, резкое падение курса рубля, катастрофическое снижение уровня жизни населения, финансовый кризис в августе 1998 г.). Однако Россия интересовала Запад как сырьевая база, поэтому технологические отрасли народного хозяйства приходили в упадок и становились невостребованными.[5] Для проведения необходимых социальных преобразований некогда супердержаве предоставлялись многомиллиардные кредиты, которые должны были в итоге подорвать финансовую самостоятельность государства. В таких условиях в 1998 г. были озвучены первоначальные предложения по доступу на рынок ВТО российских товаров и начались множественные двусторонние переговоры России с участниками ВТО по вопросам тарифов, сельского хозяйства, доступа на рынок услуг, системным вопросам.

Уже к 2000 г. переговоры приобрели полномасштабный характер. Однако сроки вступления России в ВТО постоянно откладывались: российские власти понимали пагубность влияния мирового рынка на слабую национальную экономику, но представители США и ряда западноевропейских стран не торопились идти на принципиальные уступки. Российское правительство координировало процесс присоединения к ВТО с программами отраслевого развития национального хозяйства. Для проведения государственной политики по поддержке и стимулированию российского экспорта, а также контроля для обеспечения безопасности России была создана Федеральная служба по техническому и экспортному контролю [3, с. 32]. Для достижения указанных выше целей был принят Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» [11].

Нежелание России идти на существенные уступки западным партнерам объясняется упрочением позиций страны в качестве активного участника рынка и ростом прибылей. В период 2002-2008 гг. явно обозначилась недостаточность энергоресурсов, что в свою очередь привело к росту цен на нефть и газ. Российское Правительство благодаря росту цен на энергоресурсы создало «стабилизационный фонд» и досрочно рассчиталось по внешним долгам, разрушив тем самым механизмы прямого финансового воздействия на страну.

Период двусторонних переговоров по членству России в ВТО был достаточно продолжительным.

Уже на этапе 2003-2004 годов свое согласие подтвердили такие государства, как Новая Зеландия, Чили, Тайвань, Сингапур, КНР, Южная Корея, Венесуэла и Грузия [1]. Однако долгое время не удавалось урегулировать разногласия в данном вопросе между Россией и Евросоюзом. Май 2004 г. ознаменовался подписанием протокола о завершении двусторонних переговоров министром экономического развития РФ Германом Грефом и комиссаром ЕС по торговле Паскалем Лами [2]. После успешного завершения переговоров с Турцией, Египтом, Канадой, Филиппинами, Парагваем и Никарагуа в 2005 г. стал активно обсуждаться вопрос о вступлении России в ВТО в 2006 г. Исторически сложилась практика подписания такого рода соглашений государствами-кандидатами в последнюю очередь с США. Подписание двустороннего протокола между США и РФ о вступлении в ВТО 19 ноября 2006 г. на саммите АТЭС должно было завершить длинный переговорный процесс.

Однако ситуация изменилась после официального отзыва согласия на вступление России в ВТО Грузией, недовольной позицией России по отношению к таможенно-пропускным пунктам на российско-грузинской границе. Кроме того, новым комиссаром по торговле Питером Мандельсо-ном были подвергнуты сомнению договоренности РФ и Евросоюза. Формальным поводом непринятия РФ в ВТО стало истечение 12-летнего срока рассмотрения кандидатской заявки на вступление в ВТО. Поэтому Россия была вынуждена вступить в новые переговоры со странами-участницами. Большинство договоров было перезаключено без дополнительных согласований. Россия продолжала уверенное приближение к вступлению в ВТО: были ратифицированы договоры с Сальвадором, Коста-Рикой, Камбоджой, Вьетнамом, Гватемалой. Даже были преодолены претензии Финляндии по планируемому повышению пошлин на экспорт древесины [12]. В 2008 г. вышла окончательная редакция Доклада по присоединению России к ВТО.

Режим наибольшего благоприятствования для вступления России в ВТО неожиданно рухнул в 2008 г. Меньше всего на это повлиял мировой финансовый кризис, начавшийся в США и охвативший практически всю мировую банковскую систему. Обострение международных отношений, вызванное вооруженным конфликтом в Южной Осетии 08 августа 2008 г., создало условия для дальнейшего затягивания процедуры вступления России в ВТО [6]. В напряженной международной обстановке министр торговли США Карлос Гутьеррес заявил, что «в сложившейся ситуации под вопросом не только членство России в ВТО, но и в «большой восьмерке» [4]. В сложившейся международной обстановке Правительство Рос- р сии было намерено прекратить переговоры и вы- Д йти из ряда обременительных и не всегда выгод- Е ных соглашений с партнерами по ВТО [10]. В Мо- К скве даже обсуждался вопрос о невозможности ё в ближайшей перспективе продолжать взаимоот- у ношения. А

Стратегия развития национальной экономики и интеграции в мировую экономическую систему требовали от России восстановления экспортного потенциала. Выстраивание конструктивного диалога с ВТО, а также выдвижение встречных требований стало возможно в силу объективной оценки экономического потенциала России. Следует обратить внимание, что основывался он на возможности экспорта стратегического сырья, а именно значительных запасах природных ресурсов (в том числе и энергетических), руд черных и цветных металлов и других видов так называемого стратегического сырья.

В результате в 2009-2011 годах были завершены переговоры о вступлении России в ВТО, а в 2010году были урегулированы разногласия с США и ЕС по квотам на импорт сельскохозяйственной продукции и мяса. Достигнута договоренность по спорному вопросу о вступлении России в Таможенный союз с целью создания единого экономического пространства с Беларусью и Казахстаном. Все конструктивные изменения были включены в итоговый доклад Рабочей группы. В ноябре 2011 года было также достигнуто соглашение с Грузией.

Протокол о присоединении России к ВТО 16 декабря 2011 г. подписал В.В. Путин (Председатель Правительства России). После чего Министерская конференция в Женеве окончательно одобрила вступление России в данную организацию. Так завершилась самая длинная семнадцатилетняя история переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию.

Вступление России в ВТО должно было способствовать улучшению отношений с западными странами и продвижению России в мировое хозяйство. Однако вступление России в ВТО привело в большей степени к негативным последствиям для национальной экономики. Кроме того, ситуация усугубилась в 2014 году присоединением Крыма к России и конфликтом на востоке Украины, став поводом для введения ограничительных политических и экономических мер против России. Сложившаяся вокруг России ситуация не позволяет строить цивилизованную внешнеэкономическую систему взаимодействия с «партнерами» по ВТО на взаимовыгодных недискриминирующих условиях.

В череде перманентных международных политических кризисов в Государственной Думе РФ неоднократно обсуждался вопрос о необходимости выхода России из ВТО. В 2017 г. даже был внесен соответствующий законопроект, который позже был отклонен.[9] Министерство экономического развития прокомментировало это предложение, заявив, что Всемирная торговая организация является единственным международным форумом, на котором Россия может активно отстаивать свои интересы в экономической сфере. Поэтому выход 5= из членства в организации не должен стать отве-^ том России на введенные пакеты санкций. ^ Россия является важным игроком в глобальных экономических отношениях, участвуя в ряде дву-Ц сторонних и многосторонних соглашений о страте-

гическом сотрудничестве, касающихся всех основных сфер экономической жизни, включая энергетическую безопасность, развитие высоких технологий, продовольственную доктрину, цифровизацию и логистику. Но с началом российской специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г. США и ЕС приняли обширный список торгово-экономических санкций против России. Очевидно, что эти действия против нашей страны представляют серьезный риск для многосторонней торгово-экономической системы, особенно в то время, когда мир переживает последствия пандемического кризиса и торговой войны.

Санкции западных стран на поставки высокотехнологичной продукции создали проблемы для российской промышленности. Ограничения в банковской системе привели к тому, что Центральный Банк поднял процентные ставки до 20%. На практике заимствования малых и средних предприятий превысили 25%. Повышение кредитных ставок также повлияло на промышленную деятельность, которая использует заемные средства для пополнения оборотного капитала и погашения долгосрочной задолженности.

Кроме того, в последнее время ведутся разговоры об исключении России из ВТО. В связи с этим 16 марта 2022 года российская делегация в штаб-квартире ВТО распространила специальное заявление, в котором решительно осуждаются недружественные и дискриминационные меры в отношении России. В нем подчеркивается, что эти меры несовместимы с основополагающими принципами и правилами ВТО и что Россия, как член ВТО, не будет лишена режима наибольшего благоприятствования и не будет принудительно исключена из ВТО.

Для вступления во Всемирную торговую организацию Россия прошла через самый длительный в своей истории переговорный процесс. Для этого были систематизированы и упорядочены десятки тысяч российских законов и нормативных актов. В настоящее время членами ВТО являются 164 страны, из которых более 70% - страны с развивающейся экономикой, большинство из которых не согласны с санкционной политикой США и стран ЕС в отношении России. Исторически ВТО зарекомендовала себя как организация, руководствующаяся, в первую очередь, экономическими соображениями и твердыми правовыми нормами: правила ВТО определяют права и обязанности участников торговли [7]. В отсутствие таких правил странам, естественно, остается действовать по собственной инициативе.

Сотрудничество со странами ЕАЭС и торговля с Китаем, Индией и другими азиатскими странами являются очевидными векторами дальнейшего развития внешнеторгового сотрудничества России. При этом правовая база ЕАЭС и соглашения ЕАЭС с Китаем, Вьетнамом и Сингапуром также интегрируют принципы и нормы ВТО, поскольку эти страны (за исключением Беларуси) являются членами Всемирной торговой организации [10].

Таким образом, выход России из ВТО усугубит дискриминационную торговлю с миром, в котором вообще нет правил, а участие России в ВТО -единственная гарантия соблюдения международных стандартов в этой сфере. Единственный способ справиться с нынешним кризисом - говорить на языке экономики и права, а не политики.

Литература

1. Арсюхин, Е. Принять Россию в ВТО // Режим доступа: http://www.rgwto.com/archive.as-p?id=3556&full_mode=1.

2. Добрынина, Е. ВТОрое окно в Европу // Режим доступа: http://www.invur.ru/index.php?page=sotr &doc=wto_putewka

3. Комендантов С.В. Проблемы законодательного обеспечения вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Международное публичное и частное право. М., 2005. № 4.

4. Куликов, С.; Егоров, М. Путин ставит крест на ВТО // Режим доступа: http://www.ng.ru/ economics/?id_user=Y&°%3BPAGEN_1=2&PA-GEN_1=1134

5. Махненко С.И., Брауэр И.Е. Проблемы вступления россии в ВТО // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 6-2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-vstupleniya-rossii-v-vto (дата обращения: 15.11.2023).

6. Поливанов, А. Единым строем // Lenta.ru, 10 июня 2009 г.

7. Романова, Е. Е. «Подрыв» принципов ВТО: «санкции-2022» / Вопросы фундаментальных и прикладных научных исследований: сборник статей международной научной конференции, Омск, 10 марта 2023 года. - СПб: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2023. -С. 75-80. - EDN FUHFZW.

8. Санкции 2022 и членство России в ВТО / Режим доступа: https://corp.wtcmoscow.ru/services/ international-partnership/analitycs/sanktsii-2022-i-chlenstvo-rossii-v-vto/

9. Сопина Н.В., Близнюк Е.И. Преимущества и недостатки вступления России в ВТО // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Боб-кова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/preimuschestva-i-nedostatki-vstupleniya-rossii-v-vto (дата обращения: 15.11.2023).

10. Терехов, А. У Москвы - большой список встречных санкций // Независимая газета, 25 августа 2009 г.

11. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4851.

12. Шарипова А.; Бутрин Д. Россию и Финляндию разделил лес // Газета Коммерсантъ № 92

(3668) от 30.07.2007. Режим доступа: https:// www.kommersant.ru/doc/769761

INTERACTION BETWEEN RUSSIA AND THE WTO IN THE CONDITIONS OF INTERNATIONAL LEGAL AND ECONOMIC SANCTIONS: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Delegeoz E.G.

Saint Petersburg State University of Economics

Modern international relations are marked by an exceptional growth in world trade. The process of Russia's accession to the World Trade Organization has become the longest in the history of the existence of this organization. The relations of the participating countries with Russia were influenced not so much by financial, economic and legal issues as by political ones. WTO member states receive the best in comparison with existing and non-discriminatory conditions for the access of national products to foreign markets. The purpose of this study is to study the main areas of interaction between Russia and the WTO in the context of international legal and economic sanctions. The author examines in historical and legal retrospect the conditions of Russia's accession to the WTO through the ratio of benefits from accession and various concessions. The creation of a more favorable climate for foreign investment as a result of bringing the legislative system of the Russian Federation in line with WTO norms was aimed at creating conditions for improving the quality and competitiveness of Russian products as a result of increasing the flow of foreign goods, services and investments to the Russian market. According to the author, overcoming significant differences and Russia's accession to the WTO were not the basis for Russia's equal membership in this organization. This was confirmed by the introduction of numerous packages of «anti-Russian sanctions».

Keywords: world trade organization, Russia, the world economy, globalization, integration.

References

1. Arsyukhin, E. To accept Russia into the WTO // Access mode: http://www.rgwto.com/archive.asp?id=3556&full_mode=1.

2. Dobrynina, E. The second window to Europe // Access mode: http://www.invur.ru/index.php?page=sotr&doc=wto_putewka

3. Komendantov S.V. Problems of legislative support for the entry of the Russian Federation into the World Trade Organization // International public and private law. Moscow, 2005. No. 4.

4. Kulikov, S.; Egorov, M. Putin puts an end to the WTO // Access mode: http://www.ng.ru/economics/?id_user=Y&%3B-PAGEN_1=2&PAGEN_1 = 1134

5. Makhnenko S.I., Brauer I.E. Problems of Russia's accession to the WTO // Economics and Business: theory and practice. 2021. No.6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vstupleniya-rossii-v-vto (date of appeal: 11/15/2023).

6. Polivanov, A. United system // Lenta.ru, June 10, 2009

7. Romanova, E. E. "Undermining" the WTO principles: "Sanc-tions-2022" / Issues of fundamental and applied scientific research: collection of articles of the International scientific Conference, Omsk, March 10, 2023. - St. Petersburg: Private scientific and educational institution of additional professional education Humanitarian National Research Institute "National Development", 2023. - pp. 75-80. - EDN FUHFZW.

8. Sanctions 2022 and Russia's WTO membership / Access mode: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/ analitycs/sanktsii-2022-i-chlenstvo-rossii-v-vto

9. Sopina N.V., Bliznyuk E.I. Advantages and disadvantages of Russia's accession to the WTO // Scientific notes of the St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy named after V.B. Bobkov. 2019. No. 1 (69). URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/preimuschestva-i-nedostatki-vstupleniya-rossii-v-vto (accessed: 15.11.2023).

10. Terekhov, A. Moscow has a long list of counter sanctions // Nezavisimaya Gazeta, August 25, 2009

11. Federal Law No. 165-FZ of 08.12.2003 "On special protective, antidumping and countervailing measures for the import of goods" // RF Federal Law. 2003. No. 50. St. 4851.

12. Sharipova A.; Butrin D. The forest divided Russia and Finland // Kommersant Newspaper No. 92 (3668) of 30.07.2007. Access mode: https://www.kommersant.ru/doc/769761

5 -a

C3 ж

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.