Вестник Института экономики Российской академии наук
1/2019
А.С. ЧЕТВЕРИКОВА
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН им Е.М. Примакова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И СТРАН ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УРОВНЕ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И КОРПОРАТИВНЫЙ
АСПЕКТЫ1
Статья посвящена анализу межтерриториального взаимодействия России и стран Вишеградской группы в современных политико-экономических условиях. Дается характеристика форм и динамики отношений российских и вишеградских территорий. Отдельное внимание уделено инвестиционным связям в рамках межрегионального сотрудничества России с Венгрией, Польшей, Словакией и Чехией. Автором выделяются наиболее значимые по инвестиционному сотрудничеству регионы и компании, обозначаются факторы, определяющие данный тип связей. На примере российско-чешских межрегиональных отношений предпринимается попытка охарактеризовать корпоративный и государственный уровень взаимодействия. Ключевые слова: субъекты РФ, регионы Вишеградской группы, межгосударственные отношения, ПИИ. JEL: F21, H79, R12, R50. DOI: 10.24411/2073-6487-2019-10010
Межтерриториальное взаимодействие государств редко является объектом исследования у специалистов. Имеющиеся научные работы, как правило, охватывают лишь часть существующих взаимодействий, ограничиваясь, например, лишь несколькими субъектами РФ. То же можно сказать и в отношении изучения связей России со странами Вишеградской группы2. В современных политико-экономических условиях, сохраняющейся политической напряженности и снижении
1 Статья подготовлена в рамках гранта Российского научного фонда (проект №14-2800097 «Оптимизация российских внешних инвестиционных связей в условиях ухудшения отношений с ЕС») в ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова.
2 Вишеградская четверка (или У4) — объединение четырех центральноевропейских государств: Польши, Чехии, Словакии и Венгрии.
обоюдной торговли и инвестиций, РФ и участники Вишеградской четверки, являясь важными внешнеэкономическими партнерами друг для друга, активизировали межрегиональное направление сотрудничества. В результате часть переговорного процесса сместилась именно на региональный уровень [4, с. 48].
Межтерриториальное взаимодействие России и стран
Вишеградской группы
Взаимодействие между городами России и стран Вишеградской группы отличается довольно широкой географией и имеет давнюю историю (см. табл. 1). Помимо указанных в табл. 1 регионов побратим-ские связи имеют города еще из 25 субъектов РФ, включая Республику Марий Эл, Тульскую или Мурманскую области.
Таблица 1
Важнейшие субъекты РФ для межтерриториального сотрудничества России и стран Вишеградской группы*
Субъект РФ / города-побратимы, города-партнеры Соглашение ** * * * тн итон а з иг Ве р в * в ** т **у т 2 в ^ с
Чехия
Калужская обл. / Калуга - Пардубице (Пардубицкий кр.) - + -
Краснодарский край - - -
г. Москва / Прага - + -
Московская обл. / Истра - Раковник (Среднечешский кр.), Подольск - Кладно (Среднечешский кр.), Сергиев Посад - Бероун (Среднечешский кр.), Серпухов - Мельник (Среднечешский кр.), Чехов - Пршибрам (Средне-чешский кр.) - + -
Нижегородская обл. / Нижний Новгород - Брно (ЮжноМоравский кр.) + + +
Новосибирская обл. - + -
Приморский край - - -
Самарская обл. + + -
г. Санкт-Петербург / Прага - + -
Продолжение табл. 1
Субъект РФ / города-побратимы, города-партнеры Соглашение** * * * тн итон 3 3 иг РЭ <и р № * в * т **у т 2 в ^ и
Свердловская обл. / Екатеринбург - Пльзень (Пльзень-ский кр.), Нижний Тагил - Марианские Лазне, Хеб и Франтишковы Лазне (Карловарский кр.) + + +
Респ. Татарстан + + +
Тюменская обл. / Тюмень - Прага - + -
Челябинская обл. - + +
Венгрия
Краснодарский край - - -
г. Москва / Будапешт + - +
Нижегородская обл. / Нижний Новгород - Дьер (медье Дьер-Мошон-Шопрон) - + -
Пермский край - - +
г. Санкт-Петербург + + +
Свердловская обл. - + -
Тюменская обл. / Сургут - Залаэгерсег (медье Зала) - + -
Польша
Белгородская обл. / Белгород - Ополе (Опольское воев.) + - -
Калининградская обл. / Калининград - 10 городов Вар-минско-Мазурского, Поморского, Подляского, Куявско-Поморского, Лодзинского, Силезского воев. + + +
г. Москва / Варшава (Мазовецкое воев.), Краков (Малопольское воев.) + - -
Московская обл. / Дмитров - Бытом (Силезское воев.) и Пила (Великопольское воев.), Дубна - Голдап (Вар-минско-Мазурское воев.), Истра - Лобез (Западно-Поморское воев.), Красногорск - Вонгровец (Велико-польское воев.), Мытищи - Плоцк (Мазовецкое воев.), Подольск - Варминско-Мазурское воев., Сергиев Посад - Гнезно (Великопольское воев.), Щелково - Рако-невице и Гродзиский повят (Великопольское воев.) + + -
Новосибирская обл. - - -
г. Санкт-Петербург / Варшава (Мазовецкое воев.), Гданьск (Поморское воев.) + - -
Окончание табл. 1
Субъект РФ / города-побратимы, города-партнеры Соглашение ** * * * тн итон а з иг РЭ <и р № * в * Н V го 2 в ^ и
Словакия
Краснодарский край - - -
г. Москва + - -
Московская обл. / Дубна - Нова-Дубница (Тренчинский кр.) + + -
Пермский край - - -
Ростовская обл. - - -
г. Санкт-Петербург / Кошице (Кошицкий кр.) + + -
Челябинская обл. / Сатка - Ревуца (Банскобистрицкий кр.) + + +
* В таблицу вошли 10 ведущих, согласно официальной статистике ЦБ РФ, субъектов РФ по экспорту прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны Вишеградской группы и 5 ведущих субъектов РФ по импорту ПИИ из Вишеградской группы. В результате совпадения части регионов, их количество менее изначальных 15-ти. В отношении Венгрии, Польши и Словакии выбраны не 10 ведущих субъектов РФ, а всего 5 в силу малого участия субъектов РФ в экспорте ПИИ в эти страны.
** Наличие соглашения у субъекта РФ с территориями стран Вишеградской группы. *** Посещение субъекта РФ делегациями из соответствующей страны Вишеградской группы в 2017 г.
**** Посещение делегацией субъекта РФ соответствующей страны Вишеградской группы в 2017 г.
Источник: составлено автором на основе официальных открытых источников.
Однако современное межтерриториальное взаимодействие на официальном уровне не ограничивается лишь побратимскими связями. Также осуществляются различные программы развития сотрудничества, организация предпринимательских миссий в регионы, презентация потенциала регионов в странах-партнерах и другие меры для развития межрегиональных связей. Так, в 2017 г. проходили «Дни Москвы» в Будапеште и «Дни Венгрии» в Нижнем Новгороде. Подобные инициативы направлены на развитие не только культурных связей, но охватывают и многие аспекты экономического характера, включая транспортную и строительную проблематику. В 2016 г. в Братиславе впервые прошла встреча партнерских регионов России и Словакии с участием представителей государственных структур обеих стран. Чешские делегации в последние годы посетили многие субъекты РФ, включая визит Президента Чехии М. Земана в РФ в 2017 г. Наравне с позитивными тенденциями в межтерриториальном сотрудничестве
наблюдались и отрицательные: из-за политических разногласий РФ и Польши сотрудничество с Калининградской областью осложнилось. В целом же активность контактов на региональном уровне в существующих кризисных условиях подтверждает желание властей стран Вишеградской группы по крайне мере сохранить свое присутствие на российском рынке. Страны группы продолжают реализовывать свойственный им прагматичный подход в отношениях с РФ.
На официальном уровне межтерриториальные контакты не ограничиваются лишь уровнем «регион - регион»: представители отдельных территорий взаимодействуют и с центральными органами власти. Так, власти российских регионов заключали соглашения с различными структурами стран Вишеградской четверки: с центральными министерствами (зачастую экономики), правительствами и региональными властями.
Межрегиональное взаимодействие относится к одному из активно развивающихся направлений российско-венгерских отношений. В 2015 г. было подписано межправительственное соглашение о содействии межрегиональному сотрудничеству, направленное на повышение инвестиционной активности в регионах обеих стран, развитию инновационной сферы и расширению контактов региональных властей. Для реализации соглашения была учреждена межправительственная комиссия по межрегиональному сотрудничеству, действующая с 2016 г. Также в целях развития данного соглашения в 2017 г. была подписана Комплексная программа межрегионального сотрудничества на 2017-2022 гг.
В настоящее время 50 субъектов РФ взаимодействуют со всеми 19-ю венгерскими медье3. Часть подобных соглашений, отхватывающих торгово-экономическую и культурную сферы, была подписана еще в 1990-2000-е годы. Например, межрегиональные соглашения действуют между медье Саболч-Сатмар-Берег и республикой Коми с 2009 г. и с 2005 г. с Московской областью. В 2001 г. было подписано соглашение между Самарской областью и медье Дьер-Мошон-Шопро, а также между Ханты-Манскийским АО и медье Зала. Одним из первых было заключено соглашение между Пензенской областью и медье Бакеш в 1992 г.
Польша, несмотря на общий негативный политический фон, имеет относительно широкий спектр инструментов государственного взаимодействия с российскими регионами: под эгидой председателей верхних палат парламентов действует форум регионов, создана российско-польская комиссия по межрегиональному сотрудничеству,
3 Данные Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 18.10.2017. www.council. gov.ru/events/chairman/84764 (дата обращения 13.07.2018).
а соседское положение обусловливает действие совета по сотрудничеству Калининградской области и воеводств, аналогичный совет существует и у Санкт-Петербурга. Основным договором является договор 1992 г. между РФ и Польшей о дружественном и добрососедском сотрудничестве. Хотя Калининградскую область можно назвать одним их приоритетных направлений межрегиональных связей двух стран [7, с. 195-196], более 20 субъектов РФ имеют договорные отношения более чем с половиной польских воеводств. Так, Московская область подписала соглашение с Мазовецким воеводством, Республика Татарстан -с Лодзинским, Самарская область - с Великопольским, Свердловская -с Малопольским.
Со Словакией и Чехией Россия не имеет отдельного соглашения о межрегиональном сотрудничестве или специальных межправительственных комиссий, однако это не препятствует развитию межрегионального взаимодействия. Со Словакией действует более 30 межрегиональных соглашений, в которых участвуют все восемь краев Словакии. Еще в 1990-е годы были подписаны соглашения между Вологодской областью и Прешовским краем, Астраханской областью и Жилин-ским краем, Волгоградской областью и Трнавским краем, Республикой Башкортостан и Тренчинским краем.
Соглашения о сотрудничестве с чешскими краями имеют более 20 субъектов РФ4. Так, Самарская область подписала соглашение с Злин-ским краем в 2006 г., Свердловская область в 2014 г. - с Южночешским, Республика Татарстан и Ханты-Мансийский АО - с Южно-моравским. Кроме того, Республика Татарстан, как один из активных субъектов РФ в международных связях, имеет собственное торгово-экономическое представительство в Чехии. Однако стоит отметить, что часть межрегиональных соглашений была приостановлена: в 2014 г. Прага приостановила свои партнерские отношения с Москвой и Санкт-Петербургом из-за украинского кризиса.
Результаты 2017 г. показали (см. табл. 1), что большинство российских регионов, вовлеченных в инвестиционное взаимодействие со странами Вишеградской группы, продолжают развивать межтерриториальные связи, поддерживая официальные контакты. При этом около 1/5 исследуемых субъектов РФ наиболее активны в своих связях, принимая и направляя делегации в страны-партнеры в течение 2017 г. За единичным исключением все эти субъекты РФ имели побратимские связи со странами «четверки». С другой стороны, чуть менее 1/3 субъектов РФ не поддерживали подобный вид взаимодействия. Это объясняется не столько нежеланием региональных властей,
4 Заявление для прессы по итогам российско-чешских переговоров, 21.11.2017. www. kremlin.ru/events/president/news/56140 (дата обращения 13.07.2018).
сколько наличием других, более приоритетных иностранных партнеров, отсутствием возможности по осуществлению ежегодных контактов и рядом других факторов. При этом стоит отметить, что среди этой трети «неактивных» субъектов РФ подавляющее большинство не имело побратимских связей со странами Вишеградской группы. Таким образом, можно говорить о том, что наличие побратимских связей является одним из факторов, который может способствовать поддержанию и развитию межтерриториальных отношений в целом.
Однако межтерриториальное взаимодействие России и стран Вишеградской группы не ограничивается только ключевыми регионами. За пределами этой группы картина довольно разнообразна и отличается от официальных данных ЦБ РФ по инвестициям. Примером может служить Ростовская область, входящая в ключевые регионы по взаимодействию только со Словакией. Получив крупные словацкие инвестиции еще в 2000-е годы, в последнее время представители субъекта РФ мало уделяют внимания этой стране. Напротив, область, имея соглашение с медье Шомодь, активно взаимодействует с венгерской стороной, практически ежегодно осуществляя официальные контакты и рассматривая возможности расширения инвестиционных связей. Ростовская область также поддерживает отношения и с Чехией, чьи компании уже инвестировали в регион: чешская делегация побывала в области и в 2017 г. Общая напряженность отношений с Польшей не мешает ее инвесторам вкладывать инвестиции в Ростовскую область, хотя интенсивность официальных контактов снизилась. В последнее время в регионе удалось реализовать сельскохозяйственный проект с привлечением польских вложений.
Инвестиционные связи в рамках межрегионального
сотрудничества России и стран Вишеградской группы
Инвестиционное сотрудничество является одной из относительно важных составляющих российско-вишеградских отношений [12]. Согласно официальной статистике, вишеградские инвесторы приспособились к кризисным условиям уже в 2016 г.: рост накопленных ПИИ в России из Польши составил 84%, из Словакии - 68%, из Чехии - 67%, из Венгрии - 30% (см. табл. 2). В 2017 г. тенденция роста сохранилась, однако темпы восстановления снизились и находились в пределах 12-32%. При этом объемы накопленных ПИИ превысили уровень предкризисного 2013 г. из всех стран «четверки», за исключением Венгрии. В свою очередь динамика российских накопленных ПИИ в странах Вишеградской группы была более позитивной: за время кризисных условий не отмечалось резкого падения ни в одной из стран «четверки», в Словакии и частично в Венгрии наблюдался рост накоплен-
ных ПИИ из РФ с 2013 г., в Чехии же падение не превышало 5%. Таким образом, заинтересованность российских инвесторов в вишеградском рынке стабильна и устойчива по отношению к современным внешним политико-экономическим факторам. Это обусловлено географической близостью, общностью экономической истории и другими факторами, определяющими вишеградское направление в качестве возможной приоритетной цели экспансии российских ТНК [2, с. 61]. При этом часть негативных факторов, действующих в отношении российских инвестиций уже долгие годы, продолжает существовать, как, например, предвзятое отношение, включая русофобское настроение [1, с. 120].
Таблица 2
Накопленные ПИИ России и стран Вишеградской группы, млн долл. (на конец года)
Показатель 2010 2013 2014 2015 2016 2017
Накопленные ПИИ в РФ из:
Венгрии 770 845 616 411 534 624
Чехии 1130 322 347 216 361 477
Польши 577 134 316 227 418 471
Словакии 8 4 22 22 37 45
Накопленные ПИИ РФ в:
Чехии 1192 1706 1922 1841 1790 1779
Польше 581 620 503 535 452 551
Венгрии 2230 228 271 219 253 259
Словакии 52 94 117 127 129 161
Источник: составлено автором по данным Центрального банка РФ. www.cbr.ru (дата обращения: 13.07.2018).
На региональном уровне в инвестиционное сотрудничество с Вишеградской группой вовлечено немногим более 3/5 субъектов РФ. При этом наибольшую активность российские регионы проявляют именно в инвестировании за рубеж, преимущественно в Чехию: инвестиционные связи с другими участниками Вишеградской группы поддерживают от 3 до 17 субъектов РФ, хотя корректнее говорить не столько о субъектах РФ, сколько о компаниях, зарегистрированных на их территориях. На начало 2018 г. у 20 российских регионов накопленные ПИИ в Чехии превышали 10 млн долл., и их динамика продолжала оставаться отрицательной по сравнению с 2014 г.: падение составило 2,5% (см. табл. 3). К регионам-лидерам в основном относятся территории с развитой экономикой, зачастую с диверсифицированной струк-
турой экономики, развитым промышленным сектором, как, например, Москва, которой принадлежит ключевая роль. Благодаря столичному статусу и концентрации головных офисов российских компаний, Москва обеспечивает около 55% всех ПИИ 20 регионов-инвесторов чешской экономики на протяжении нескольких лет. Также выделяются Санкт-Петербург и Свердловская область, имеющая давние социально-экономические отношения с Чешской республикой. Вместе с Москвой эти территории обеспечивают более 75% всех накопленных ПИИ 20 регионов-лидеров. Фактор «столичности» играет ключевую роль в инвестиционных связях российских территорий и с другими членами Вишеградской группы: Москва и Санкт-Петербург являются единственными регионами, чьи накопленные ПИИ в Венгрии, Польше и Словакии превысили 10 млн долл.
За пределами группы территорий, чьи накопленные ПИИ на начало 2018 г. превысили 10 млн долл., располагается относительно устойчивая и многочисленная группа субъектов РФ, с накопленными ПИИ в странах Вишеградской группы свыше 1 млн долл., в том числе в Чехии было 38 субъектов РФ, Венгрии - 15, Словакии - 11, Польши - 8. Регионы с таким уровнем инвестиций различны как по уровню социально-экономического развития, так и по территориальной удаленности от Вишеградской четверки, по специализации экономики и ряду других показателей. Так, в их число входит Республика Бурятия, Камчатский край и Калининградская область.
Таблица 3
Накопленные ПИИ в странах Вишеградской группы в разрезе субъектов РФ, млн долл.
Субъект РФ На 01.01.2015 На 01.01.2016 На 01.01.2017 На 01.01.2018
В Чехии
г. Москва 1021 1003 975 975
г. Санкт-Петербург 204 200 213 221
Свердловская обл. 172 150 161 165
Самарская обл. 64 60 65 74
Новосибирская обл. 52 52 52 53
Челябинская обл. 64 46 46 46
Краснодарский кр. 33 32 32 32
Приморский кр. 27 26 26 26
Тюменская обл. 22 22 22 22
Респ. Татарстан 22 22 21 22
Окончание табл. 3
Субъект РФ На 01.01.2015 На 01.01.2016 На 01.01.2017 На 01.01.2018
Красноярский кр. 20 21 21 21
Нижегородская обл. 18 19 19 19
Ростовская обл. 21 18 18 18
Воронежская обл. 17 17 17 17
Пермский кр. 17 17 17 17
Иркутская обл. 17 16 16 16
Белгородская обл. 15 15 15 15
Респ. Башкортостан 12 12 12 12
Хабаровский кр. 11 11 11 11
Ульяновская обл. 9 9 9 10
Итого по 20 субъектам РФ: 1838 1768 1768 1792
Остальные субъекты РФ 106 107 105 104
В Венгрии
г. Москва 242 191 217 225
г. Санкт-Петербург 15 15 20 22
Итого по 2 субъектам РФ: 257 206 237 247
Остальные субъекты РФ 18 18 21 22
В Словакии
г. Москва 97 107 109 140
Остальные субъекты РФ 19 19 19 21
В Польше
г. Москва 9 22 75 81
г. Санкт-Петербург 9 13 14 16
Итого: по 2 субъектам РФ: 18 35 89 97
Остальные субъекты РФ 18 18 18 18
Источник: составлено автором по данным Центрального банка РФ. www.cbr.ru (дата обращения: 13.07.2018).
Находясь за пределами экономик ключевых стран-инвесторов -участников Вишеградской группы, Россия редко попадает в официальную статистику этих стран [3, с. 43-48]. Например, только один российский проект вошел в отчетность агентства CzechInvest по результатам 2016 г., что случилось впервые за последние 5 лет [9]. Основу
Таблица 4
Крупнейшие российские ПИИ в странах Вишеградской группы, 2017 г.
Регион Накопленные ПИИ, млн долл. Ключевые компании
Чехия
Прага > 600 Сбербанк, Экспобанк, Атомэ-нергомаш, МТС
Среднечешский край > 100 Ренова, Евраз, Технониколь
Южно-моравский край > 80 Газпром, Тяжмаш
Моравскосилезский край > 50 Группа ЧТПЗ, Атомэнергомаш
Польша
Мазовецкое воеводство (Варшава) > 700 Газпром, Русский стандарт
Опольское воеводство > 300 Акрон
Венгрия
Будапешт >180 Атомэнергомаш, Газпром, Сбербанк
Словакия
Банскобистрицкий край > 20 Группа Магнезит
Источник: составлено автором на основе открытых источников.
российской инвестиционной экспансии в Вишеградскую четверку составляют крупные компании (см. табл. 4), что предопределяет лидирующие позиции г. Москвы как основного региона-участника.
«Столичность» является характерной чертой и принимающих экономик: многие российские активы, как и активы других зарубежных инвесторов, расположены именно в столичных регионах вишеград-ских стран. Так, проекты крупнейших российских компаний позволяют говорить о том, что около половины из них приходятся на столицы Польши и Венгрии, в Чехии - таковых около трети. Подобная географическая концентрация является следствием покупки российскими компаниями активов, которые зачастую, аналогично российской ситуации, зарегистрированы в столицах. Таким образом, региональный фактор в подобных инвестиционных связях практически не учитывается, хотя сами страны Вишеградской группы выбираются российскими инвесторами целенаправленно: активы не приобретаются опосредованно, в результате сделок с другими европейскими активами, как это имеет место в других странах Европы. При создании же новых предприятий региональный фактор проявляется более ярко. Так, российские 1Т-компании при открытии офисов часто выбирают нестоличные регионы, примером чего может служить Польша.
Аналогичным образом поступают и промышленные компании, строящие собственные заводы, - например, ЗАО «Алтайвитамины» начал создание своего венгерского завода в медье Бекеш.
В отраслевом разрезе российские инвестиции направляются в машиностроение, финансовый и топливно-энергетический сектора, в АПК - в Венгрии, в Польше - в 1Т-сферу, химическую отрасль, топливно-энергетический сектор, АПК, в Чехии - в финансовый сектор, машиностроение, черную и цветную металлургию, 1Т-сферу, топливно-энергетический сектор, в строительство, недвижимость и другие, в Словакии - в машиностроение, черную металлургию, в строительство и ряд других.
Согласно проектам крупных российских компаний, которые играют значительную роль в инвестировании [8, с. 182], наиболее широко в инвестиционные связи вовлечены чешские регионы: за единичным исключением, российские инвестиции представлены во всех краях Чехии. При этом даже среди крупнейших инвестиционных проектов с российской стороны участвует не только Москва, но и активно Свердловская, Челябинская области. Это является определенной чертой межрегионального взаимодействия двух стран - его участники представляют собой промышленно развитые регионы. При этом по объемам вложенных ПИИ российские инвестиции повторяют общечешский тренд в отношении иностранного инвестирования - более половины российских ПИИ приходится на столичный регион. Превалирование столичных территорий является давней тенденцией концентрации ПИИ в Чехии [10, р. 25]. Исследователи также указывают, что в целом специфика взаимоотношений РФ и Чехии в инвестиционной сфере основывается на взаимодействии частных чешских компаний напрямую с российскими компаниями в субъектах РФ [5, с. 96].
Для анализа межрегиональных инвестиционных связей РФ и Чехии было выбрано несколько российских регионов, характеризующихся различными инвестиционными и межгосударственными связями (Московская, Нижегородская, Ростовская, Свердловская обл. и Республика Татарстан). Так, в Нижегородской области действует 10 компаний с чешским капиталом5, преимущественно специализирующихся в машиностроении. При этом в региональном разрезе основные чешские инвестиции в область поступали из Праги или Моравскосилезского края, в то время как соглашение о сотрудничестве заключено с Южно-моравским краем. На территории Московской области располагаются восемь компаний с чешским капиталом, основная часть которого поступала из столичного региона Чехии.
5 Интервью Посла Чешской Республики в РФ В. Ремек. 18.09.2017. stnmedia.ru/video/ tvprograms/15331 (дата обращения: 19.07.2018).
Свердловская область, имея соглашение с Карловарским краем и являясь промышленным регионом, поддерживает инвестиционные отношения с промышленно развитыми территориями Чехии: вложения поступали из Южно-моравского, Устецкого и других краев, сами свердловские компании инвестировали в Среднечешский край. Следует отметить, что российские региональные компании нередко не покупают активы в Чехии, а строят новые, что предопределяет выбор территории для вложений. Например, ростовская компания ООО ПКФ «Атлантис-Пак» инвестировала порядка 5 млн долл. в строительство нового завода по производству пленки в Среднечеш-ском крае, «Данафлекс» из Республики Татарстан выбрала Оломуц-кий край для своего нового завода.
Анализ отдельных примеров инвестиционных отношений, во-первых, показал, что наличие соглашений с определенным чешским регионом не является основой и ключевым фактором инвестиционных связей: субъекты РФ зачастую получают и направляют инвестиции в другие регионы Чехии, нежели в тот, с которым имеют официальное соглашение. Возможно, это является следствием того, что часть взаимодействия происходит через центральные органы власти Чехии, которые участвуют в поддержании российско-чешских отношений. Это имеет место и в других странах Вишеградской группы: подмосковная компания «Веломоторс» планирует открыть завод по производству велосипедов в Словакии, однако конкретная площадка будет изыскана с помощью Министерства экономики Словакии. Во-вторых, отсутствие официального соглашения о взаимодействии между регионами или городами-побратимами не препятствует активному инвестиционному взаимодействию регионов, что также является следствием участия в этом взаимодействии центральных органов власти восточноевропейских стран. То есть наличие официального соглашения возможно отнести к факторам непервичной значимости, который может способствовать развитию инвестиционных отношений при наличии других, более важных факторов взаимодействия. В-третьих, на межрегиональные связи влияет «корпоративная» составляющая: размер компании инвестора, характер инвестирования, включающий как покупку актива, так и организацию нового. При этом стоит отметить, что в подобных связях задействованы не только крупнейшие компании РФ и стран Вишеградской группы, но и игроки среднего уровня в силу экономических особенностей участников «четверки» [6].
В свою очередь ПИИ Венгрии, Польши, Словакии и Чехии в российские регионы в целом отличаются относительной территориальной узостью и превалированием «столичного направления»: основные инвестиции направлялись в столичный регион и Санкт-
Петербург. На географическое распределение ПИИ Вишеградской группы в РФ влияет несколько факторов, включая «эффект соседства» [11]. Основываясь на оценках ЦБ РФ и информации по инвестиционным проектам вишеградских компаний, можно выделить группу наиболее инвестиционно привлекательных субъектов РФ: к ним относятся г. Москва и г. Санкт-Петербург, Калининградская, Калужская, Ленинградская, Московская, Ростовская, Свердловская области и ряд других.
Межтерриториальное взаимодействие России и стран Вишеград-ской группы продолжает развиваться, несмотря на ухудшившиеся в 2014 г. политико-экономические условия. В поддержании подобного типа связей заинтересованы не только региональные и центральные органы власти, но и компании разного уровня. При этом на инвестиционные межрегиональные связи в большей степени влияют объективные экономические факторы инвестирования - официальные контакты и соглашения играют, скорее, вспомогательную роль в расширении присутствия в стране-партнере в целом. Значимую роль в инвестиционных связях России и Вишеградских стран продолжают играть столичные регионы, промышленно развитые территории, свое влияние оказывает и «эффект соседства».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бажан А.И. Экономическое взаимодействие России с Вишеградской группой в современных условиях // Современная Европа. 2017. № 7. С. 114-123.
2. Вейнер Ч., Калотаи К., Элтетё А, Шашш М. Российские инвестиции в Вишеградских странах: кладбище теорий? // Современная Европа. 2015. № 6. С. 60-75. DOI: 10.15211/soveurope620156075.
3. Влияние российской инвестиционной экспансии на образ России в Европе / Под ред. А.В. Кузнецова. М.: ИМЭМО РАН, 2010.
4. Восточный поворот во внешнеэкономической политике стран Центрально-Восточной Европы в условиях нарастающих кризисных явлений в Евросоюзе / Отв. ред. И.И. Орлик. М.: ИЭ РАН, 2017.
5. Дрыночкин А.В. Экономика Чехии и Словакии. М.: МГИМО Университет, 2016.
6. Результаты трансформации в странах Центральной и Восточной Европы / Отв. ред. Н.В. Куликова. М.: ИЭ РАН, 2013.
7. Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2014-2015 гг. / Отв. ред. И.И. Орлик. М.: ИЭ РАН, 2016.
8. Четверикова А.С. Экономические связи Москвы и Праги при западных санкциях // Международные процессы. 2016. Т. 14. № 2. С. 176-188. DOI: 10.17994/ IT.2016.14.2.45/13.
9. CzechInvest Annual report 2016. www.czechinvest.org/en/About-CzechInvest/ Download/Annual-Reports (дата обращения 13.07.2018).
10. Damborsky M., Rihovâ G. Primé zahranicni investice v CR//Regionalni studia. 2008. № 2. Р. 22-28.
11. Kuznetsov AV, Nevskaya A.A. Geography of FDI from Visegrad countries in Russia // Bulletin of Geography. Socio-economic series. 2017. № 36. P. 107-115. DOI: http:// dx.doi.org/10.1515/bog-2017-0018.
12. Weiner Cs. International expansion of Russian multinationals. A focus on home-country push factors, Europe and five CEE countries. HAS Institute of World Economics. Working Paper № 236. December 2017.
ABOUT THE AUTHOR
Anna Sergeevna Chetverikova - Candidate of Economic Sciences, Senior Scientific Associate of the E.M. Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia. [email protected]
INTERACTION BETWEEN RUSSIA AND THE COUNTRIES OF THE VISHEGRAD GROUP AT THE TERRITORIAL LEVEL: STATE AND CORPORATE ASPECTS The article is devoted to the analysis of the inter-territorial interaction between Russia and the countries of the Visegrad group in the current political and economic conditions. The characteristics of the forms and dynamics of relations between Russian and Visegrad territories, are given. Special attention is paid to the investment ties in the framework of interregional cooperation of Russia with Hungary, Poland, Slovakia and the Czech Republic. The author highlights the most significant regions and companies of investment cooperation, identifies factors that determine this type relationships. The author attempts to characterize corporate and state level of the interaction, using the example of the Russian-Czech interregional cooperation.
Keywords: subjecst of the Russian Federation, regions of the Visegrad group, interstate relations, FDI. JEL: F21, H79, R12, R50.