УДК 37.018.1
Сизова Мария Александровна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ ТИПОМ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ*
В статье приведена типология межпоколенных связей в семье, рассмотрены особенности взаимодействия родителей с ребенком и влияние эмоционально-коммуникативных дисфункций прасемей в семьях с разным типом связей между поколениями.
Ключевые слова: межпоколенная связь, сохранная преемственность, «односторонняя передача», нарушенная преемственность, взаимодействие родителей с ребенком, эмоционально-коммуникативные дисфункции прасемьи.
Харакгер межпоколенных связей оказывает влияние как на семью в целом,
. так и на каждого члена семьи в отдельности, определяя его идеалы, особенности общения с окружающими, выбор способов преодоления трудностей; во многом обусловливает особенности взаимодействия родителей с собственными детьми [1; 2; 3; 7]. С одной стороны, сохранение преемственности в воспитании способствует осознанному заимствованию наиболее эффективных воспитательных моделей из опыта старших поколений, что повышает воспитательную уверенность родителей и делает процесс воспитания более последовательным. С другой -на неосознанном уровне происходит перенос моделей воспитания, существовавших в прародительской семье, в том числе и деструктивных.
Нами было проведено исследование особенностей взаимодействия родителей с ребенком в семьях с разным типом межпоколенных связей, в котором приняло участие 55 супружеских пар, имеющих детей, старшие из которых достигли подросткового возраста (общая численность выборки п=110). Выбор категории испытуемых обусловлен тем, что в семьях с детьми-подрост-ками межпоколенные отношения имеют особое значение (у супругов возникает потребность в пересмотре взаимоотношений с прародителями в связи с их уходом на пенсию и с собственными детьми, в связи с их взрослением).
Для изучения характера связи, существующей в семье между прародителями, детьми и внуками нами была проведена авторская нарративная методика «Межпоколенные истории». Результаты, полученные с помощью этой методики, а также анализ объективных данных позволили нам
разработать типологию межпоколенных связей в семье. Нами были выделены семьи: с сохранной межпоколенной связью («сохранная преемственность»), нарушенной межпоколенной связью в форме «односторонней передачи» и «нарушенной преемственности». В семьях с сохранной межпоколенной преемственностью происходит двусторонний обмен опытом между представителями разных поколений, а наследование характеризуется осознанностью. В семьях с нарушенной преемственностью затруднен процесс передачи опыта между поколениями - от старшего к младшему, а в семьях с односторонней передачей - от младшего к старшему. Нарушение межпоколенных связей во многом определяется наличием в родительских семьях супругов эмоционально-коммуникативных дисфункций (изученных в данном исследовании с помощью методики «Семейные эмоциональные коммуникации» (А.Б. Холмогорова, С.В. Воликова, 2004)) (табл. 1).
Эмоциональная холодность со стороны родителей, непринятие ребенка, запрет на выражение эмоций (как положительных, так и отрицательных) нарушают базовую эмоциональную привязанность и способствуют формированию меж-поколенной связи по типу нарушенной преемственности. Сверхвключенность родителей, сопровождающаяся неверием в силы ребенка, общей тревожной атмосферой, и недоверием к окружающим приводят к развитию неуверенности в себе, привычки во всем полагаться на авторитет старших и, как следствие, - к односторонней передаче.
С помощью методики «Взаимодействие родителей с ребенком» И.М. Марковской (1998) [4] нами были изучены особенности взаимодействия
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-00812а)
Таблица1
Средние показатели выраженности эмоционально-коммуникативных дисфункций в прасемье супругов из семей с разным типом межпоколенной связи
Параметр Сохранная преемственность M ^) Односторонняя передача M ^) Нарушенная преемственность M ^) Н- критерий Р- 1еуе1
Родительская критика 8,3 (1,8) 12,2 (3,3) 8,8 (2,8) 17,62 0,0001
Индуцирование тревоги 9,7 15,5 4,2 32,93 0,0000
в семье (2,9) (2,5) (3,9)
Элиминирование 8,9 8,8 11,1 22,34 0,0000
эмоций (2,3) (1,7) (2,3)
Стремление к внешнему 5,2 7,5 6,3 21,76 0,0000
благополучию (1,7) (1,5) (1,5)
Фиксация на негативных 4,8 6,0 4,2 13,55 0,0011
переживаниях (1,1) (1,6) (1,8)
Индуцирование 2,4 4,8 3,7 27,32 0,0000
недоверия к людям (0,9) (1,7) (1,6)
Сверхвключенность 6,2 (1,1) 9,8 2,2 6,4 (2,2) 27,94 0,0000
Примечание: М - среднее значение, SD - стандартное отклонение
Таблица2
Взаимодействие родителей с ребенком в семьях с разным типом межпоколенных связей
Параметр Сохранная преемственность М (8Э) Односторонняя передача М (8Э) Нарушенная преемственность М (8Э) Н- критерий Р- 1еуе1
Требовательность 15,4 (1,7) 17,8 (1,8) 15,9 (3,0) 16,11 0,0003
Строгость 14,6 (2,0) 14,8 (1,3) 15,1 (2,1) 0,75 0,6874
Контроль 15,2 (2,0) 20,3 (2,4) 18,3 (3,0) 35,31 0,0000
Эмоциональная близость 18,8 (1,8) 19,8 (8,4) 18,7 (2,5) 3,66 0,1602
Принятие ребенка 18,7 (1,5) 17,6 (1,3) 17,5 (2,1) 12,79 0,0017
Сотрудничество 17,6 (2,2) 14,5 (1,7) 16,0 (2,3) 26,11 0,0000
Согласие 15,6 (2,2) 15,8 (1,4) 15,5(1,6) 0,64 0,7250
Последовательность 20,1 (2,7) 18,8 (1,8) 18,6 (3,0) 6,00 0,0497
Авторитетность родителя 16,4 (2,5) 18,0 (2,6) 17,7 (3,8) 7,79 0,1505
Удовлетворенность отношениями с ребенком 18,2 (2,6) 19,0 (2,3) 19,6 (2,6) 5,94 0,0512
Примечание: М - среднее значение, SD - стандартное отклонение
родителей с ребенком в семьях с разным типом межпоколенных связей (табл. 2).
Соотнеся особенности взаимодействия супругов с детьми и с представителями старшего поколения семьи, мы можем отметить схожие поведенческие модели (табл. 3). В семьях с сохранной преемственностью супруги бережно относятся к внутреннему миру прародителей, стараются не ранить их, с пониманием относятся к их ценностям, вещам дорогим для них. Подобное отношение они проявляют и к своим взрослеющим детям: высокие показатели по шкале принятие свидетельствуют о том, что родители видят в своем взрослеющем ребенке личность, уважительно относятся к его интересам, взглядам на жизнь, а это
является важным условием для его самоопределения. Разрешая конфликтные ситуации, возникающие с представителями старшего поколения, с помощью компромисса (учитывая интересы прародителей, но при этом, отстаивая и свою точку зрения), супруги чаще проявляют сотрудничество во взаимодействии с детьми, что отражает равенство и партнерство в их отношениях. В семьях данного типа сохраняется преемственность в воспитании: супруги осознанно заимствуют наиболее эффективные воспитательные модели из опыта старших поколений, охотно прислушиваются к советам прародителей, что повышает их воспитательную уверенность и делает процесс воспитания более последовательнъм.
Таблица3
Особенности взаимодействия супругов с родителями и детьми в семьях с разным типом межпоколенных связей
Тип связи между поколениями Особенности взаимодействия с представителями старшего поколения в семье Особенности взаимодействия с детьми
«сохранная преемственность» Сохранная преемственность в воспитании предполагает осознанное заимствование наиболее эффективных воспитательных моделей При решении вопросов прислушиваются к советам представителей старшего поколения Последовательность в воспитании
Конфликтные ситуации разрешаются с помощью компромисса Сотрудничество с ребенком
Бережное отношение к внутреннему миру представителей старшего поколения Принятие ребенка
«односторонняя передача» Преемственность в воспитании нарушена, преобладает неосознаваемый перенос моделей воспитания из родительских в собственные семьи Требовательность и контроль в отношении ребенка
Игнорирование интересов представителей младшего поколения при решении вопросов
«нарушенная преемственность» Преемственность в воспитании нарушена Воспитательная неуверенность и, как следствие, непоследовательность в воспитании
Наблюдается «эмоциональный разрыв», непроработаны эмоциональные связи с родителями (М.Боуэн, 2007)
В группе семей с односторонней передачей нарушена преемственность в воспитании: супруги не перенимают опыт предшествующих поколений, а неосознанно переносят модели взаимодействия с собственными родителями в процесс воспитания детей. Отличительными чертами воспитания в прародительских семьях являлся тотальный контроль со стороны взрослых (о чем свидетельствуют высокие показатели по шкале «сверхвключенность»), и повышенная требовательность к детям (высокий уровень «родительской критики»). При разрешении проблемных ситуаций взрослые игнорировали мнение детей. Фактически, и в настоящее время прародители принимают все важные решения, учитывая только собственные интересы, а супруги при этом должны подчиняться. Для воспитания супругами детей также характерно:
- низкие показатели по шкале сотрудничество, отражающие неготовность супругов воспринимать подростков «как равных», учитывать их точку зрения при решении вопросов;
- высокие показатели по шкалам требовательности и контроля, отражающие высокий уровень ожиданий ответственности со стороны ребенка, сильно выраженное контролирующее поведение со стороны родителя может проявляться в мелочной опеке, «включенности» родителей во все дела детей, стремлении ограничивать проявления самостоятельности в поведении ребенка.
Сравнивая особенности взаимодействия родителей с детьми по критерию Манна-Уитни, мы получили значимые различия: матери отмечают большую эмоциональную близость с детьми (и=11,5, р=0,003), чем отцы, воспринимают себя более авторитетными (и=13,5, р=0,005), но при этом проявляют крайнюю непоследовательность в воспитании (и= 11,5, р=0,003).
Одновременно с этим, анализ взаимодействия с ребенком отцов в трех типах семей, проведенный по критерию Краскала-Уоллеса, показал, что в семьях с односторонней передачей мужчины
наиболее отстранены от воспитания ребенка (низкие показатели по шкале «эмоциональная близость» (Н=6,88 при р=0,0321)).
А.И. Захаров отмечал, что «недостаток отцовского, мужского влияния» является одним из факторов возникновения неврозов в детском возрасте, а во взрослой жизни может привести к трудностям во взаимоотношениях, как с партнером по браку, так и с собственными детьми [2; 3].
Высокая непоследовательность матери в воспитании детей является дополнительным фактором риска невротизации ребенка, поскольку в этом случае происходит «сшибка нервных процессов в результате меняющихся и противоречивых требований взрослого» [2, с. 103].
В семьях с нарушенной преемственностью: в воспитании детей супруги полагаются только на себя, советы представителей старшего поколения семьи либо игнорируют, либо выполняют «с точностью до наоборот». Вследствие «эмоционального разрыва» [5] эмоциональные связи с собственными родителями остаются непрора-ботанными. Взаимодействие супругов с детьми остается зависимым от их взаимоотношений со своими родителями. Люди с недоработанными эмоциональными привязанностями к родителям чаще подвержены «внутренним, эмоциональным и социальным дисфункциям» [5]. Они склонны к депрессиям, безответственному отношению к другим людям, тревожности. По данным А.И. Захарова, с родительской тревожностью взаимосвязана непоследовательность в отношениях с ребенком [3], наиболее сильно проявляющаяся в данной группе семей. Непоследовательность родителя, его непостоянство в требованиях, отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений может быть следствием, как эмоциональной неуравновешенности родителей, так и их воспитательной неуверенности (вследствие отсутствия поддержки со стороны собственных родителей) [4]. Непоследовательность воспитания препятствует формированию устойчивого «я» у детей и создает состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе.
В семьях с нарушенной межпоколенной связью на преобладающие стратегии взаимодействия родителей с ребенком оказывают влияние эмоционально-коммуникативные дисфункции прародительских подсистем. В семьях с односторонней передачей эмоционально-коммуникативные дисфункции усиливают наиболее выраженные
способы взаимодействия взрослых с детьми. При этом мы можем говорить о переносе модели воспитания прародительской семьи: излишний контроль со стороны родителей супругов в детстве (Я=0,89, р<0,00001) усиливает их контролирующее поведение в отношении собственных детей; критика родителей и запрет на выражение эмоций (Я=0,94, р<0,0001) - требовательность.
В семьях с нарушенной преемственностью влиянию со стороны эмоционально-коммуникативных дисфункций подвержены последовательность в воспитании и принятие ребенка, ослабленные в семьях этого типа. На последовательность родителя в воспитании ребенка оказывают совокупное влияние фиксация на негативных переживаниях и родительская критика (Я=0,53, р<0,005). Склонность родителей супругов к негативной оценке событий способствовала формированию у них неуверенности, страха перед возможными неудачами, повышенной тревожности. А повышенная критика в их адрес способствовала возникновению «эмоционального разрыва». Непоследовательность в воспитании детей может быть усилена воспитательной неуверенностью и тревожностью родителей.
Влияние родительской сверхвключенности в детском опыте супругов на принятие собственного ребенка можно рассматривать как перенос модели воспитания, существовавшей в прародительской семье. Сверхвключенность проявляется в избыточным контроле в отношении ребенка, вызванном неверием в его силы, не разделением его интересов, т.е. недостаточным принятием ребенка. Детский опыт, связанный с низким уровнем принятия родителями сказывается на способности принимать собственного ребенка таким, какой он есть.
В семьях с сохранной преемственностью семейные эмоционально-коммуникативные дисфункции прародительских семей выражены в меньшей степени, но, все же, их влияние на взаимодействие родителей с ребенком прослеживается. Не затрагивая основных параметров взаимодействия родителей с детьми, они влияют на субъективную удовлетворенность родительством (которая на уровне тенденции ниже в данной группе). Фиксация внимания прародителей на негативных переживаниях своих детей сформировала у них привычку обращать внимание в первую очередь на трудности и неудачи, что сказывается и на воспитательной сфере. При взаимодействии
с детьми супруги, так же как и их родители, сопереживают своим детям, расстраиваются даже из-за мелких их промахов и неудач, что негативно сказывается на удовлетворенности родительством (Р=-0,42, р<0,01).
Таким образом, в семьях с разным типом меж-поколенных связей взаимодействие родителей с ребенком имеет особенности. В семьях с сохранной преемственностью взаимодействие родителей с ребенком отличается принятием, сотрудничеством и последовательностью в воспитании, что создает условия, способствующие нормальному развитию личности ребенка. В семьях с односторонней передачей взаимодействие родителей с ребенком отличается большей требовательностью и контролем в отношении ребенка совместно с низким уровнем сотрудничества. В семьях этого типа преобладает «женское воспитание» - мать более эмоционально близка ребенку, обладает большей авторитетностью (по ее собственной оценке), отец - эмоционально дистанцирован. Дефицит «отцовского воспитания» и непоследовательность матери, на которую возложена функция воспитания детей, является фактором риска повышения детской нервности. В семьях с нарушенной преемственностью воспитательная непоследовательность, связанная с непроработанной эмоциональной привязанностью к собственным родителям, препятствует формированию устойчивого «я» у детей и создает состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе.
Семейные эмоционально-коммуникативные дисфункции по-разному влияют на выполнение супругами воспитательной функции в семьях разных типов. В семьях с сохранной преемственностью негативному влиянию подвержена субъективная удовлетворенность супругов родительством, в семьях с нарушенной межпоколен-ной связью эмоционально-коммуникативные дисфункции влияют на преобладающие стратегии взаимодействия родителей с ребенком.
Библиографический список
1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: Академический проект, 2004.
2. Захаров А.И. Как предупредить страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.
3. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология, патогенез. - СПб.: Питер, 1998.
4. ЛидерсА.Г. Психологическое обследование семьи. - М.: Академия, 2006.
5. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги. - М.: Коги-то-центр, 2008.
6. ШутценбергерА.А. Синдром предков. - М.: Психотерапия, 2007.
7. Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2007.