Научная статья на тему 'Взаимодействие расселения и урбанизационных структур с природно-экологической средой'

Взаимодействие расселения и урбанизационных структур с природно-экологической средой Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАССЕЛЕНИЯ И УРБАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР / ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ / ЭКОНОМИКА И ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кучкарова Ойдин Сатиповна

В статье рассматривается взаимодействие расселения и урбанизационных структур с природно-экологической средой. Морфологические особенности экистических сетей обусловлены характером (интенсивностью или экстенсивностью) взаимодействия экономики и природы на тех или иных участках геопространства и на определённом отрезке истории, общим пространственным рисунком и конфигурацией географического каркаса хозяйственного освоения территории, территориальными контрастами производственной эксплуатации естественно-ресурсного потенциала регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кучкарова Ойдин Сатиповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие расселения и урбанизационных структур с природно-экологической средой»

выразить и защитить его. Степень соответствия образовательного содержания личности и профессиональной деятельности учителя биологии, представленного современным обществом, должна быть основным критерием качества подготовки учеников. Тесная связь обучения с практической деятельностью в природе - это специфика и уникальность биологии как академического предмета.

В биологическом образовании выделяются следующие проблемы:

1. Низкое качество образования;

2. Уменьшение количественного состава класса;

3. Обновление материальной базы обучения;

4. Чтобы расширить базовые знания теории предмета, методы преподавания биологии, психологии, переобучить учителей. Решение выбранных задач действительно улучшит качество биологического образования. Новый школьный стандарт порождает новые идеи и творческие открытия, не ограничивает действия учителя в выборе методов и средств обучения, он также является одной из основных тем в области образования, которая вызвала и вызовет много вопросов. Чтобы изменить существующие образовательные системы, необходимо разработать механизм поэтапных действий, который приведет к плодотворной реализации СЭС.

Передовые технологии на современном этапе развития школьного образования дают возможность улучшить профессиональный уровень, расширить горизонты, получить базовые знания в области биологии, систематизировать их, развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, кроме того, они позволяют учителю развиваться.

Список литературы

1. Макарова Е.А. Дисциплина «Экологическая психология и педагогика» в области профессиональной подготовки бакалавров «Экология и экологический менеджмент» / Макарова Е.А. // Сборник: Актуальные вопросы перспективного научно-исследовательского сборника научных работ по материалам международной научно-практической конференции, 2016. С. 36-38.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАССЕЛЕНИЯ И УРБАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР С ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ

Кучкарова О.С.

Кучкарова Ойдин Сатиповна - учитель географии, школа № 2, г. Ангрен, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается взаимодействие расселения и урбанизационных структур с природно-экологической средой. Морфологические особенности экистических сетей обусловлены характером (интенсивностью или экстенсивностью) взаимодействия экономики и природы на тех или иных участках геопространства и на определённом отрезке истории, общим пространственным рисунком и конфигурацией географического каркаса хозяйственного освоения территории, территориальными контрастами производственной эксплуатации естественно-ресурсного потенциала регионов.

Ключевые слова: взаимодействие расселения и урбанизационных структур, природно-экологической средой, экономика и природа.

Рассматривая взаимодействие расселения и урбанизационных структур с природно-экологической средой, следует подчеркнуть, что данные процессы опосредованы производством, пространственная организация которого выражена в

92

территориально -хозяйственных структурах. Морфологические особенности экистических сетей обусловлены характером (интенсивностью или экстенсивностью) взаимодействия экономики и природы на тех или иных участках геопространства и на определённом отрезке истории, общим пространственным рисунком и конфигурацией географического каркаса хозяйственного освоения территории, территориальными контрастами производственной эксплуатации естественно-ресурсного потенциала регионов. Поэтому изучение триединых систем типа «природа-хозяйство-население» есть, по нашему мнению, наиболее объективный и корректный методологический путь анализа и прогноза размещения населения и населённых мест на фоне структуры и динамики географической среды.

Исходя из кратко обозначенных выше теоретико-методологических посылок комплексного исследования интегральных географических образований, нами разработана типология систем расселения и урбанизационных сетей Узбекистана как составных элементов территориальных природно-хозяйственных систем республики. Критериями выделения природно-хозяйственных типов расселения и урбанизации при этом были выбраны [1]:

- пространственная приуроченность сетей населённых мест к тем или иным географическим ареалам природопользования, накладывающихся, в свою очередь, на определённые ландшафтные структуры;

- морфологический облик сети расселения, маркируемый, прежде всего, густотой размещения поселений, которая предопределена хозяйственно -демографической ёмкостью территориальных систем природопользования (разумеется, на современном уровне развития производительных сил);

- общий уровень урбанизации, отражающий потенциал индустриальной и постиндустриальной трансформации структуры и механизмов функционирования интегральных эколого-экономических систем страны.

На основе этих критериев представляется обоснованным выделить следующие природно-хозяйственные типы систем расселения и городских сетей:

1) пустынно-оазисный;

2) пустынный;

3) предгорно-оазисный;

4) богарно-земледельческий;

5) горно-пастбищный [2].

Каждая из обозначенных типологических вариаций исследуемых территориальных систем развивается в пределах соответствующих географических зон природопользования республики.

В рамках отдельных типов выделены природно-хозяйственные подтипы анализируемых геообразований. Основой для этого послужили следующие признаки:

- формирование и развитие систем расселения и городов в пределах и в тесном взаимодействии с определённым родом природных геосистем, что во многом обуславливает характерные черты морфологии сетей населённых пунктов;

- особенности территориального сочетания населённых мест с различной людностью;

- уровень агломерированности территориальной организации общества.

Пустынно-оазисный тип расселения и урбанизации сформировался в ареалах

орошаемого земледелия в пределах равнинно-пустынной части Узбекистана. Наибольшее распространение этот тип территориальной структуры населения имеет в Республике Каракалпакстан, Хорезмской, Бухарской, Навоийской, Кашкадарьинской, Джизакской и Сырдарьинской областях Узбекистана. Отдельные ареалы его встречаются на юге Сурхан-Шерабадской впадины и в Центральной Фергане (Наманганская, Андижанская и Ферганская области) [3]. Для него в целом характерна морфологическая идентичность рисунка сети населённых пунктов структуре

ирригационных систем равнинных оазисов, значительная густота поселений в сравнении с прилегающими пустынными пространствами, развитые многоступенчатые региональные системы поселений с иерархическим распределением общественно-географических функций, сочетание староорошаемых и новоосвоенных районов с присущей им определённой спецификой размещения населения, преобладание сельских населённых пунктов с небольшой (в условиях орошаемого земледелия Средней Азии) людностью, динамичное развитие агломераций больших и крупных городов на основе постепенной интеграции экономики города и прилегающих сельских районов, наличие специфической для данной природно-хозяйственной зоны геоэкологических проблем.

Следующий природно-хозяйственный тип расселения и урбанизации Узбекистана, выделяемый нами, — богарно-земледельческий. Он характерен для районов, где широко представлено богарное земледелие. Наибольшие площади занимает в Джизакской, Самаркандской и Кашкадарьинской областях республики. Отличается невысокой плотностью сети населённых мест, низким уровнем урбанизации, более мелкой в сравнении с оазисными районами людностью поселений, развитием в стороне от активных агломерационных процессов. Эти системы расселения и урбанизации приурочены к горным долинам и предгорным степным равнинам, их пространственное развитие лимитировано, главным образом, нехваткой водных ресурсов, активизацией процессов опустынивания в верхней полосе предгорий и в низкогорном высотном поясе, неблагоприятными условиями рельефа для развития земледелия.

В рамках характеризуемого природно-хозяйственного типа расселения и урбанизации можно различать два подтипа:

1) равнинно-степной, сопряжённый с предгорными степными равнинами. Он типичным образом выражен в пределах предгорий Зарафшанского хребта в Чиракчинском районе Кашкадарьинской области и в Нурабадском и Каттакурганском районах Самаркандского региона республики. Особенностью является относительно равномерное размещение населённых пунктов, их связь с колодцами и родниками, а также маловодными, часто имеющими сезонный характер речками и ручьями. Людность сёл низкая, что предопределено характером хозяйственного освоения территории в богарно-земледельческой зоне, который отличается экстенсивным характером;

2) горно-саевый, сформировавшийся в долинах маловодных низкогорных рек, где небольшие сельские поселения размещены, по большей части, вдоль русел этих гидрографических артерий. Этот подтип особенно характерен для территории Кошрабадского и Пайарыкского районов Самаркандской области, Фаришского, Бахмальского, Галляаральского, Зааминского и Янгиабадского районов Джизакской области, а также Нуратинского района Навоийской области.

Говоря о взаимодействии региональных систем расселения и урбанизации с природной средой нужно подчеркнуть, что оно складывается под влиянием, прежде всего, определённого уровня развития производства, техники и технологий, а потому эти социоприродные взаимоотношения носят исторический характер. По мере роста и развития производительных сил характер исследуемых географических взаимосвязей неизбежно трансформируется. В целом, магистральные тенденции развития этих процессов связаны со снижением непосредственной зависимости морфологии и структуры расселения и урбанизационных сетей от естественно-ландшафтной основы территории, повышением демографической ёмкости последней, постепенным сглаживанием (конечно же, без полного выравнивания) пространственных контрастов в размещении населения и населённых мест.

Однако одновременно с этим, усиливается производственно-селитебная нагрузка на физико-географические комплексы, осложняется и обостряется геоэкологическая обстановка в динамично развивающихся территориальных природно-хозяйственных

системах, растёт разнообразие связей общества с всё более интенсивно используемым природноресурсным потенциалом регионов. Данные обстоятельства означают, по большому счёту, рост косвенной, опосредованной материальным производством, зависимости общества (в данном конкретном случае, территориальных систем расселения и урбанизации) от географической среды. Это, в свою очередь, определяет, на наш взгляд, научно-практическую актуальность комплексных географических исследований расселения и урбанизации как органических компонентов территориальных природно-хозяйственных систем, в том числе, в различных регионах Узбекистана.

Список литературы

1. Салиев А.С., Федорко В.Н. Сравнительно-морфологический анализ систем расселения пустынных и предгорных устьевых оазисов Средней Азии // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Организация территории: статика, динамика, управление». Уфа, 2011. С. 48-53.

2. Солиев А.С., Назаров М.И. Узбекистан кишлоклари. Ташкент, 2009. 130 с.

3. Федорко В.Н. Некоторые агрогеографические и расселенческие особенности устьев небольших горно-предгорных рек Средней Азии // Узбекистон География жамияти ахбороти, 37-жилд. Ташкент, 2011. С. 93-97.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Онорбоева М.Х.

Онорбоева Мухаббатхон Хашимовна - учитель начальных классов, школа № 26, г. Чирчик, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена вопросу использования инновационных технологий -важное условие для совершенствования профессионального мастерства преподавателей. Для преподавателей, практикующих использование инновационных технологий в обучении, характерна направленность на самореализацию, удовлетворение потребности самоутверждения, рефлексии в выработке собственной индивидуальной технологии обучения. Поскольку использование инновационных технологий предполагает общение педагога и студента на уровне «значений», «смыслов» и для осуществления такого подхода велика роль собственной мотивации преподавателя, осознание им самоценности своего труда. Ключевые слова: инновация, технология, совершенствования, профессия, мастерство, преподаватель.

Республика Узбекистан в годы независимости поэтапно реализует реформы, благодаря которым достигаются серьёзные преобразования во всех отраслях экономики и социальной жизни. Особое внимание уделяется вопросам образования.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, изучения нового знания, качественно иной педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.