Научная статья на тему 'Административные центры сельских районов Узбекистана — проблемы развития'

Административные центры сельских районов Узбекистана — проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
470
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / ЦЕНТР / СЕЛЬСКИЙ РАЙОН / ФАКТОР / ПРИНЦИП / НАСЕЛЕНИЕ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / DISPOSITION OF PRODUCTION FORCES / CENTER / RURAL REGION / FACTOR / PRINCIPLE / POPULATION / GEOGRAPHICAL POSITION / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Курбанов Ш. Б.

Статья посвящена проблемам рационального размещения производительных сил Республики Узбекистан на уровне центров сельских районов. Показаны факторы и принципы их размещения на территории страны. Даны оценки их населения, географического положения, типа хозяйственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATION CENTERS OF UZBEKISTAN RURAL REGIONS — THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT

This article deals with the problem of rational disposition of production forces in the Republic of Uzbekistan. The main object of the analysis is the centers of rural regions. The factors and principles of their disposition are described. The population, geographical position and types of economic development are defined.

Текст научной работы на тему «Административные центры сельских районов Узбекистана — проблемы развития»

УДК 91

Ш. Б. Курбанов

Административные центры сельских районов Узбекистана — проблемы развития

Статья посвящена проблемам рационального размещения производительных сил Республики Узбекистан на уровне центров сельских районов. Показаны факторы и принципы их размещения на территории страны. Даны оценки их населения, географического положения, типа хозяйственного развития.

Ключевые слова: Размещение производительных сил, центр, сельский район, фактор, принцип, население, географическое положение, хозяйственное развитие.

Sh. B. Kurbanov

ADMINISTRATION CENTERS OF UZBEKISTAN RURAL REGIONS —

THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT

(The National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek, Tashkent)

This article deals with the problem of rational disposition of production forces in the Republic of Uzbekistan. The main object of the analysis is the centers of rural regions. The factors and principles of their disposition are described. The population, geographical position and types of economic development are defined.

Key words: disposition of production forces, center, rural region, factor, principle, population, geographical position, economic development.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяется рациональностью территориальной организации производительных сил и управления последними на уровне низовых административных образований. В Узбекистане такими административными единицами являются сельские административные районы, которых, по состоянию на 2011 год, насчитывалось 157. Средняя величина занимаемой территории одного сельского района составляла 2,8 тыс. км2, а средняя численность населения — 140,3 тыс. человек.

Ощутимый положительный импульс социально-экономическому развитию сельских административных районов республики дало объявление 2009 года «Годом развития и благоустройства села» и принятие в связи с этим специальной Государственной программы по интенсификации развития сельской местности, сближению условий и качества жизни сельских и городских жителей. Государственная программа, рассчитанная на период

Курбанов Ш. Б. — преподаватель кафедры «Общественная география, региональная экономика и демография» (Национальный университет Узбекистана имени М. Улугбека, г. Ташкент) е-mail: viktor-f-89@mail.ru

© Курбанов Ш. Б., 2012

до 2015 года, содержит в себе комплекс масштабных мероприятий по капитальной модернизации инфраструктуры села, индустриализации аграрного сектора, улучшению жилищно-коммунальных условий сельчан. В рамках этой программы уже выполнены достаточно крупные работы в сельских районах страны, в частности, осуществлены значительные объёмы строительства жилищно-коммунальных объектов в сельской местности.

В процессе интенсификации социально-экономического развития сельских районов большое значение имеют их административные центры. Важнейшие функции районных центров связаны, прежде всего, с политико-административным управлением локальными территориальными образованиями. В этих населённых пунктах располагаются районная администрация (хокимият), органы суда, прокуратуры, налоговая инспекция, финансовое управление, санитарно-эпидемиологическая станция, управления народного образования, здравоохранения и т. д.

Другой значимой задачей районных центров является социальная функция, заключающаяся в предоставлении разнообразных услуг местному населению. Вместе с тем, административные центры сельских районов выполняют и экономическую функцию, зачастую представляя собой хозяй-ственно-организующие центры локальных агропромышленных комплексов, в том числе, по переработке сельскохозяйственной продукции. Именно совокупность политико-административных, социальных и экономических функций районных центров определяет их место в многоуровневой системе разделения функций в системе расселения республики.

В 2009 году в Узбекистане, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров республики «О дополнительных мерах по совершенствованию административно-территориального устройства Республики Узбекистан», была произведена крупная реформа сети населенных пунктов страны. В рамках этих преобразований 966 сельских поселений обрели статус городских посёлков. Безусловно, в числе главных «претендентов» на положение новоиспечённых посёлков городского типа во многих низовых районах республики выступили сёла, являющиеся их административными центрами. В результате осуществлённой реформы качественный состав районных центров Узбекистана заметно трансформировался. До того в 30 низовых районах политико-административные центры имели статус сельских поселений, ныне же таковых осталось всего лишь 6, остальные 24, соответственно, были преобразованы в городские посёлки. На начало 2012 года центрами 81 района (52 % от их общего числа) являются города, 70 (44,6 %) — городские посёлки, и лишь в 6 районах, как было отмечено выше, управленческие функции отведены сельским населённым пунктам.

С точки зрения экономической географии, потенциал районного центра в сфере эффективного выполнения административных функций, в числе прочих факторов, определяется удельным весом его населения в общей численности жителей сельского района. При этом чрезмерная концентрация населения в районном центре и очень низкий

удельный вес центрального поселения в демографическом потенциале района одинаково неблагоприятны. В первом случае система расселения приобретает моноцентрический характер, что может способствовать обострению некоторых проблем социально-экономического развития периферийной части сельского района. В свою очередь, слабый демографический потенциал центрального населённого пункта сельского района снижает его управленческие возможности и препятствует эффективному выполнению функций по обслуживанию населения окружающей территории. В связи с приведёнными соображениями встаёт вопрос об оптимальном уровне концентрации населения в административных центрах низовых районов.

На наш взгляд, в оптимальном варианте в районном центре должны проживать от 8 до 15 % всего населения сельского административного района. Выполненный нами анализ рассматриваемого показателя по всем 157 сельским районам республики показал значительное разнообразие его величины. Так, в 30 сельских районах Узбекистана концентрация жителей в центральном поселении не превышае т 8 %. При этом в некоторых районах данный индикатор чрезвытайно низок: посёлок Гулабад — центр Самаркандского района одноимённой области сосредотачивает всего лишь 1,2 процента всего населения соответствующего низового административного образования; в административном центре Алтынсайского района Сурхандарьинской области проживает 2,5 % общей численности населения района; в центрах Ферганского, Фуркатского и Учкуприкского районов Ферганской области степень концентрации демографического потенциала колеблется в пределах 3 — 3,5 %. В социально-экономическом развитии этих административных образований «столицы местного значения» имеют, соответственно, весьма скромное значение.

В то же время, в некоторых сельских районах страны степень концентрации населения в районном центре очень велика. В этом отношении «лидером» является г. Караулбазар, в котором проживают более 67 % всего населения Караулбазарского района Бухарской области. Город Учкудук сосредотачивает 60,5 % проживающего в Учкудукском районе Навоийской области населения. Общей географической чертой этих двух сельских административных образований является их расположение в пустынной зоне республике, где развитие интенсивного сельского хозяйства ограничено природно-климатическими факторами. Именно эта причина в сочетании с высоким уровнем промышленного развития названных городов (Караулба-зар — центр нефтепереработки, Учкудук — горнодобывающей промышленности) объясняет факт столь высокой концентрации населения в них. Высок удельный вес районных центров в демографическом потенциале многих сельских районов Республики Каракалпакстан, особенно в её северной зоне (во всех районах выше 25 %). Эти обстоятельства являются следствием природно-хозяйственной организации этой территории, где орошаемое земледелие развито слабо, а сельские поселения в большинстве своём

имеют небольшую людность (до 500 человек, что в сравнении с селами многих оазисных районов Узбекистана весьма невысокий показатель).

Немаловажное значение как фактор социально-экономического развития районных центров имеет их экономико-географическое положение. При этом следует различать положение районного центра по отношению к внешней территории («положение вместе с районом», по Г. Р. Асанову (1975)) и по отношению к внутреннему пространству самого района («положение внутри района», согласно вышеприведённому источнику). В ходе оценки первого компонента ЭГП райцентра следует обращать внимание на его размещение относительно транспортных магистралей, крупных промышленных ареалов и узлов, административного центра области или республики. Второй аспект ЭГП районных центров предполагает топологический анализ его местоположения в районной системе расселения, которое во многом отражает географические предпосылки эффективного выполнения центральным населённым пунктом района своих управленческих и социально-экономических функций по отношению ко всей территории соответствующего административного образования.

Остановимся несколько подробнее на втором аспекте ЭГП районных центров республики. В регионах, природно-экономические условия которых имеют в значительной степени пространственно-равномерный: характер, районные центры располагаются, как правило, в средней части управляемых административно-территориальных образований. Это обеспечивается, помимо прочих географических факторов, морфологией локальных транспортных сетей. Изучаемая нами в течение ряда лет Хорезмская область республики является примером именно такой территории, экономический ландшафт которой в высокой степени однороден. В связи с этим, представляется закономерным центральное расположение большинства административныгх центров сельских районов этой области (единственным исключением здесь выступает Гурленский район, центр которого — посёлок Гурлен — находится на периферии).

В сельских районах, территория которых освоена в хозяйственноселитебном отношении неравномерно из-за расположения в их пределах пустынно-пастбищных или высокогорных территорий, райцентры часто находятся в наиболее благоприятной и плотно населённой части района, приходящейся на географическую периферию соответствующего района. Такое положение мы можем наблюдать, к примеру, в сельских районах, значительная часть которых находится в пределах абсолютных отметок выше 1000 метров над уровнем моря: Бахмальском, Галляаральском, За-аминском, Фаришском, Янгиабадском в Джизакской, Кошрабадском, Ур-гутском в Самаркандской, Дехканабадском, Камашинском, Китабском, Шахрисабзском, Яккабагском в Кашкадарьинской, Алтынсайском, Байсун-ском, Денауском, Кумкурганском, Сариасийском, Узунском, Шерабадском в Сурхандарьинской, Ахангаранском, Бостанлыкском в Ташкентской, Папском, Янгикурганском в Наманганской, Сохском и Ферганском в Ферган-

ской областях. В некоторытх из этих районов неблагоприятные черты внутрирайонного ЭГП центрального поселения усугубляются удалённостью, как самого центра, так и всего района, от областного или другого крупного регионального центра. Подобная расселенческая ситуация не способствует интенсивному развитию сферы сервиса в сельской местности и осложняет условия социально-экономического развития территории в целом.

Особыпй географический тип районных центров представляют административные поселения, расположенные вблизи областных центров или столицы республики. Такое расположение тормозит непосредственный рост и развитие районного центра, так как население окружающей территории, пользуясь возможностями выбора места удовлетворения потребностей в различных услугах, систематически посещают с соответствующими мотивами близлежащие крупные города. В результате на долю районного центра вышадает лишь вышолнение административных функций, функции же экономического и социального характера существенно отстают. Такие районы имеются во всех регионах Узбекистана, причём в столичной, Ташкентской, области их насчитывается несколько (большая часть низовых административных образований, находящихся в зоне Ташкентской агломерации).

В отдельных случаях благоприятное экономико-географическое положение по отношению к транспортным магистралям межрегионального значения, а также значительный экономический потенциал способствуют превращению районных центров в своеобразные межрайонные (окружные) центры, выполняющие функции по обслуживанию населения и производства не только в пределах своих районов, но и для нескольких соседних административных образований. Примерами таких населённых пунктов являются Шахрисабз в Кашкадарьинской области, Денау в Сурхандарьинской области, Чуст в Наманганской области, Хива в Хорезмской области, Гиждуван в Бухарской области. Такое благоприятное «амплуа» райцентра в иерархической системе разделения труда в рамках региональных систем расселения благотворно сказыпвается на потенциале социально-экономического роста и развития для всего сельского района, подкомандного соответствующему поселению.

Таким образом, в системе политико-административного управления районные центры занимают особое место. На потенциал и уровень их социально-экономического развития большое влияние оказывают факторы географического порядка, прежде всего, экономико-географическое положение.

Список литературы

1. Асанов Г.Р. Сельское расселение Наманганской области. Т.: Фан, 1975. 124 с.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.