Научная статья на тему 'Взаимодействие профессиональных образовательных организаций и промышленных предприятий'

Взаимодействие профессиональных образовательных организаций и промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1094
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонова Яна Алексеевна

В статье представлены формы взаимодействия профессиональных образовательных организаций и промышленных предприятий. Выявлены достоинства такой формы социального партнерства. Проанализированы конкретные способы участия промышленного предприятия в процессе формирования будущих специалистов. Рассмотрен вклад образовательных организаций в процесс повышения квалификации кадрового потенциала предприятий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сазонова Яна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article forms of cooperation of professional educational institutions and industrial enterprises are presented. Advantages of this form of social partnership are revealed. Specific ways of participation of industrial enterprises in the process of formation of future professionals are analyzed. The contribution of educational organizations in the process of improvement of qualification of personnel potential of enterprises is considered.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие профессиональных образовательных организаций и промышленных предприятий»

УДК 334

ЯА. Сазонова ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация. В статье представлены формы взаимодействия профессиональных образовательных организаций и промышленных предприятий. Выявлены достоинства такой формы социального партнерства. Проанализированы конкретные способы участия промышленного предприятия в процессе формирования будущих специалистов. Рассмотрен вклад образовательных организаций в процесс повышения квалификации кадрового потенциала предприятий.

Ключевые слова: социальное партнерство, профессиональная образовательная организация, промышленное предприятие, кадровый потенциал, повышение квалификации.

Yana Sazonova COOPERATION OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL

INSTITUTIONS AND INDUSTRIAL ENTERPRISES

Annotation. In the article forms of cooperation of professional educational institutions and industrial enterprises are presented. Advantages of this form of social partnership are revealed. Specific ways ofparticipation of industrial enterprises in the process offormation offuture professionals are analyzed. The contribution of educational organizations in the process of improvement of qualification ofpersonnel potential of enterprises is considered. Keywords: social partnership, professional educational institution, industrial enterprise, personnel potential, improvement of professional skills.

Любое промышленное предприятие является активным потребителем на рынке образовательных услуг. В связи с этим работодатель хочет быть уверен в качестве подготовки выпускников образовательных организаций. Вопрос качества подготовки студентов должен рассматриваться комплексно и учитывать много факторов, отражающих полноту освоения будущим специалистом определенных видов деятельности, которые представлены в системе образования в виде компетенций. Следовательно, в целях повышения качества подготовки специалистов со стороны учебного заведения необходимо не только создание эффективной системы оценки качества образования, но также налаживание тесных партнерских связей с потенциальными работодателями.

Образовательная организация стремится к эффективному управлению. Ее коллектив заинтересован в формировании устойчивой системы сотрудничества с социальными партнерами, так как развитие такой системы расширяет возможности выпускников и, следовательно, повышает престиж колледжа. В дальнейшем это положительным образом может сказаться на количестве абитуриентов, что немаловажно в условиях перехода на новую систему оплаты труда, которая ставит доход работника в зависимость от контингента. Образовательные организации среднего профессионального образования (СПО), как правило, сотрудничают с образовательными организациями общего и высшего профессионального образования в рамках сетевого взаимодействия, а также с органами власти, государственными учреждениями, общественными и отраслевыми организациями. Но ключевым является взаимодействие с промышленными предприятиями.

Сотрудничество с промышленными предприятиями для образовательных организаций СПО является взаимовыгодным. Это дает, в частности, не только возможность студентам пройти практику, но также, в последующем, трудоустроиться на предприятии. Образовательные организации, в свою очередь, предоставляют возможность работникам предприятий прохождения повышения квалификации и переподготовки. Данное сотрудничество нацелено на максимальное согласование и реализацию интересов участников этого процесса, что обеспечивает качество подготовки специалистов. Со© Сазонова Я.А., 2014

Раздел V. Современная образовательная среда

циальные партнеры заинтересованы в квалифицированных специалистах, выпускаемых образовательными организациями. Это служит основным мотивирующим фактором для предприятий в создании совместной системы оценивания качества образовательного процесса, в чем и заключается смысл социального партнерства. Эта система предполагает активное участие социальных партнеров в образовательном процессе.

На начальном этапе такого совместного сотрудничества определяется круг задач, которые необходимо решить коллективу образовательной организации. Проводится анализ рынка труда города и региона, где расположена организация, анализ реальных и потенциальных партнеров, выявляются их интересы, требования, перспективы. Затем подготавливаются договора о сотрудничестве с различными категориями социальных партнеров о прохождении практики студентами, о трудоустройстве выпускников, об экспертизе учебно-методической документации, о стажировке педагогических работников, отрабатываются технологии взаимодействия, определяются формы социального партнерства, которые предполагают привлечение работодателей к образовательному процессу, в том числе в виде принятия их участия в оценивании уровня квалификации выпускников и выявлении соответствия их знаний требованиям работодателя.

В этой связи еще на стадии формирования содержания образования к его оценке привлекаются работодатели. Проводится совместное обсуждение содержания программ профессиональных модулей, программ практик, формирование вариативной части основной профессиональной образовательной программы. Такое взаимодействие позволяет обеспечить учет современных и перспективных требований к специалистам среднего звена. В состав государственных аттестационных комиссий входят представители предприятий. В отчетах государственных аттестационных комиссий по специальностям дается оценка качества образовательного процесса и указываются рекомендации по улучшению качества подготовки специалистов.

Особое внимание в образовательных организациях СПО уделяется организации практической составляющей образовательных программ. В период производственной практики (по профилю специальности) проводится анкетирование руководителей практик от предприятий и дается оценка основных критериев качества подготовки специалистов. Анализ анкет позволяет выявить достоинства и недостатки образовательного процесса, внести соответствующие изменения и дополнения, используя вариативную часть основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) изменить содержание обучения, внедрить новые педагогические технологии. Часть студентов в период прохождения практики и Государственной (итоговой) аттестации получает предложения от работодателей по трудоустройству.

Одним из ведущих направлений системы оценивания качества образовательного процесса является анализ востребованности выпускника образовательной организации. С целью содействия трудоустройству выпускников в образовательных организациях обычно проводится ярмарки вакансий. На эти мероприятия приглашаются представители промышленных предприятий, которым в процессе общения студенты могут задать интересующие их вопросы, оставить свои резюме. Работодатели, в свою очередь, получают возможность пригласить на работу лучших выпускников.

Социальное партнерство играет важную роль в обеспечении практического обучения студентов с использованием современного оборудования и технологий, с привлечением к учебному процессу специалистов предприятий [1].

Еще одно важное направление взаимодействия профессиональных образовательных организаций и промышленных предприятий - это развитие кадровой политики на основе ежегодного обучения работников предприятий в колледжах на отделении дополнительного профессионального образования (ДПО). Отделение дополнительного профессионального образования занимается переподготовкой и повышением квалификации кадров по тем направлениям, которые востребованы

предприятиями. Повышение квалификации обычно осуществляется через постоянно организуемые краткосрочные курсы и специализированные семинары по актуальным проблемам производства с целью поддержания необходимого уровня профессионализма и компетентности персонала в изменяющихся экономических условиях, углубления и систематизации знаний и навыков.

Основным достоинством отделения ДПО является большое количество направлений, по которым можно пройти обучение, что делает возможным обучение слушателей с различными профессиональными интересами и уровнем подготовки. Занятия проводят штатные преподаватели, руководители и специалисты предприятий тех городов, в которых находятся образовательные организации. В ряде случаев приглашаются специалисты из других городов [2]. При этом должна обеспечиваться адекватность процесса преподавания. Это возможно достигнуть путем постоянного обновления знаний преподавателей, которые ежегодно должны повышать свою квалификацию на семинарах и стажировках в учреждениях той сферы, с которой связаны преподаваемые ими дисциплины. Также важным условием обеспечения качества образования на отделении ДПО является наличие хорошей материально-технической базы и высокий уровень реализации учебных программ.

Лишь при соблюдении всех вышеперечисленных условий взаимодействие профессиональных образовательных организаций и промышленных предприятий является эффективным.

Библиографический список

1. Итоговая Всероссийская конференция «Совершенствование модели ежегодного конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования»», Москва, 19-22 нояб. 2013 г.: тез.докл. - Москва.: МЭСИ, 2013. - 141 с.

2. Отчет участника конкурса Рособрнадзора 2011 г. «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». - Железногорск, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.