Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕССОВ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕССОВ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / МОТИВАЦИЯ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окшин Владимир Васильевич

Статья посвящена изучению механизмов взаимодействия предпринимателей и органов власти в контексте конкурентных отношений. Статья основана на результатах социологического исследования, проведенного в Оренбургской области в 2020 году с использованием методики полуструктурированного глубинного интервью. Прослеживается потенциальная готовность и со стороны органов власти, и предпринимателей к более эффективному диалогу. Вместе с тем, на современном этапе региональные и местные органы власти в большей степени рассматривают как партнеров крупный бизнес. Он ближе и понятнее органам власти. Между тем, малый и средний бизнес, который ближе к потребителям, напрямую контактирует с ними и от деятельности которого зависит степень удовлетворенности потребителей в регионе, пока не попадает в структуру взаимодействия в силу своей более низкой организованности. Необходимы эффективные механизмы вовлечения этой категории предпринимателей в процесс управления конкурентной средой региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLABORATION BETWEEN ENTREPRENEURS AND AUTHORITIES AS A CONDITION OF THE COMPETITION DEVELOPMENT EFFICIENCY: RECOMMENDATIONS FOR COLLABORATION FACILITATION

The article highlights the mechanisms of collaboration between entrepreneurs and authorities in the context of competitive relations. The article is based on the results of a sociological study conducted in the Orenburg region in 2020 using the semi-structured in-depth interviews. There is potential readiness of both the authorities and entrepreneurs for a more effective dialogue. However, regional and local authorities are more likely to consider big business as more understandable partners. Meanwhile, small, and medium-sized business, which are closer to consumers, and are in direct contact with them and on whose activities the degree of satisfaction of consumers in the region depends, does not yet have a role in the collaboration. SME sector should be involved in the process of managing the competitive environment of the region.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕССОВ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА»

УДК 316.334.2

DOI 10.23672/j2705-6219-8948-q

Окшин Владимир Васильевич

заведующий базовой кафедрой антимонопольного регулирования и организации закупок, Оренбургский

государственный университет [email protected]

Vladimir V. Okshin

Head of the Basic Department Antitrust Regulation and Procurement, Orenburg State University [email protected]

Взаимодействие

предпринимателей с органами власти как условие повышения эффективности развития конкурентных процессов: рекомендации по развитию сотрудничества

Collaboration between

entrepreneurs and authorities as a condition of the competition development efficiency: recommendations for collaboration facilitation

Аннотация. Статья посвящена изучению механизмов взаимодействия предпринимателей и органов власти в контексте конкурентных отношений. Статья основана на результатах социологического исследования, проведенного в Оренбургской области в 2020 году с использованием методики полуструктурированного глубинного интервью. Прослеживается потенциальная готовность и со стороны органов власти, и предпринимателей к более эффективному диалогу. Вместе с тем, на современном этапе региональные и местные органы власти в большей степени рассматривают как партнеров крупный бизнес. Он ближе и понятнее органам власти. Между тем, малый и средний бизнес, который ближе к потребителям, напрямую контактирует с ними и от деятельности которого зависит степень удовлетворенности потребителей в регионе, пока не попадает в структуру взаимодействия в силу своей более низкой организованности. Необходимы эффективные механизмы вовлечения этой категории предпринимателей в процесс управления конкурентной средой региона.

Ключевые слова: конкуренция, регулирование и развитие конкурентной среды, предприниматели, органы власти, мотивация, вовлеченность, рекомендации.

Annotation. The article highlights the mechanisms of collaboration between entrepreneurs and authorities in the context of competitive relations. The article is based on the results of a sociological study conducted in the Orenburg region in 2020 using the semi-structured in-depth interviews. There is potential readiness of both the authorities and entrepreneurs for a more effective dialogue. However, regional and local authorities are more likely to consider big business as more understandable partners. Meanwhile, small, and medium-sized business, which are closer to consumers, and are in direct contact with them and on whose activities the degree of satisfaction of consumers in the region depends, does not yet have a role in the collaboration. SME sector should be involved in the process of managing the competitive environment of the region.

Keywords: competition, regulation and development of a competitive environment, entrepreneurs, state authorities, motivation, participation, recommendation.

Регуляция конкурентных процессов является важным фактором эффективного развития конкурентной среды [1; 2]. Большинство современных исследователей сходятся во мнении о том, что государственное вмешательство в конкурентную среду необходимо. Формирование и поддержка конкуренции, регуляция конкурентных процессов, в том числе, за счет законодательных мер и механизмов контроля за их соблюдением акторами конкурентной среды, а также, поддержки позитивных неформальных практик, признается большинством исследователей

приоритетной задачей государства в сфере экономической политики [3]. Взаимодействие акторов конкурентной среды редко становится предметом прямого анализа, но многие эксперты в процессе поиска путей повышения эффективности процесса регулирования конкурентной среды упоминают о важности характера отношений, существующих между органами власти и предпринимателями, о характере восприятия сторонами друг друга. В рамках этого подхода делается акцент на необходимости в целях формирования «благоприятного делового климата перехода от

политики выявления и наказания недобросовестных предпринимателей к политике предупреждения нарушений и поощрения добросовестного предпринимательства» [4].

Взаимодействие органов власти с акторами конкурентных процессов - предпринимателями и населением - является важным элементом успешного развития конкурентной среды. Обеспечение гармоничных отношений между органами власти, бизнесом и населением является приоритетным условием эффективного регулирования рынков [5]. При этом социальное благополучие населения признается решающим фактором оценки эффективности конкурентных процессов.

Исследователями много внимания уделяется взаимодействию власти и бизнеса, воспринимаемого, прежде всего, как меры государственной поддержки, законодательство в сфере налогообложения, учета и отчетности, административные механизмы регулирования деятельности [6]. В данном контексте, предпринимательское сообщество воспринимается в большинстве публикаций как объект государственной конкурентной политики, нежели как партнёр, субъект конкурентного процесса. Задачей настоящего исследования является выявление предпосылок для создания эффективного механизма взаимодействия власти и предпринимателей, основой которого станет вовлечение предпринимательского сообщества в процессы управления конкурентной средой.

Задача выявления эффективного механизма вовлечения предпринимателей в процессы управления конкурентной средой подразумевает понимание того, насколько предпринимательское сообщество и представители власти готовы к такому эффективному сотрудничеству в рамках регулирования конкурентной среды, какие существуют факторы, повышающие мотивацию к сотрудничеству.

В целях более детального анализа существующих механизмов взаимодействия органов власти и предпринимательского сообщества, и предпосылок такого взаимодействия в рамках конкурентных процессов в 2020 году было проведено качественное исследование в Оренбургской области. В рамках исследования была проведена серия интервью (п = 32) с представителями органов власти, вовлеченными в процессы регулирования региональной конкуренции, и предпринимателями, отобранными по следующим критериям:

• Предприниматели, участвующие в советах при органах власти, органах МСУ;

• предприниматели, представляющие высококонкурентные рынки товаров повседневного потребления;

• предприниматели, представляющие приоритетные товарные рынки

• предприниматели, представляющие социально-значимые товарные рынки

Мнения предпринимателей и представителей власти, выраженные в процессе беседы о развитии процессов конкуренции в регионе, позволяют оценить характер взаимоотношений, сложившихся между данными акторами, а также сформулировать рекомендации по расширению их сотрудничества.

Главной целью совершенствования процессов управления конкурентной средой в регионе является развитие человекоориентированной региональной экономики. Однако на современном этапе и предприниматели, и органы власти сконцентрированы на необходимости решения более конкретных задач, по-разному воспринимают конечную цель повышения удовлетворённости потребителей. Важность соблюдения баланса интересов потребителей и предпринимателей как основных акторов конкурентной среды, в контексте регионального экономического развития, не в полной мере осознается ни предпринимателями, ни органами власти, в том числе, непосредственно ответственными за экономическое развитие региона. В их понимании, это пока просто один из формальных показателей развития конкурентной среды [7; 8; 9] закрепленный в Стандарте развития конкуренции [2].

Как Вы думаете, следует ли регулировать конкуренцию на местных, локальных товарных рынках внутри региона ? - Не вижу в этом большой толчок для развития экономики региона (Представитель органов власти, вовлеченный в процессы регулирования региональной конкуренции, 21).

Успешное развитие экономики региона невозможно без изменения парадигмы восприятия прямой взаимосвязи между развитием конкурентной среды региона и развитием региональной экономики. Формальный мониторинг развития конкурентной среды без осознания фактического значения этого процесса и его наполнения рассмотрением факторов восприятия предпринимателями действующего регулирования региональной экономики и его акторов не дает необходимого результата. Поэтому исключительно важна задача формирования у регулирующих органов видения фактических причинно-следственных связей между развитием предпринимательства, удовлетворённостью потребителей и региональным экономическим развитием, важности содержательного взаимодействия при этом с предпринимательском сообществом, вовлечением его в процессы управления конкурентной средой на основе учёта восприятия ситуации. Платформой, предпосылкой для этого являются как нормы действующего законодательства, так и существующая убежденность, нацеленность на повышение удовлетворенности потребителей как значимого показателя степени развитости конкурентной среды, понимание необходимости содержательного участия предпринимателей в движении в данном направлении.

Значительная часть рекомендаций участников исследования по совершенствованию процессов управления региональной конкуренцией связана с мерами, направленными на расширение

сотрудничества органов власти и предпринимательского сообщества, преодоление барьеров в процессе их взаимодействия, повышение мотивации сторон к сотрудничеству. Органам власти необходимо разрабатывать меры, направленные на развитие конкуренции, учитывая потребности предпринимателей и их позицию, основанные на понимании неизбежности достижения взаимоприемлемых с их пониманием необходимости и разумности применяемого регулирования. В частности, говоря о степени корректности идеи установления регулирующими органами обязательных для бизнеса мер по развитию конкуренции, направленных на повышение удовлетворенности потребителей, предприниматели подчеркивают, что «власть не должна принуждать бизнес к каким-то действиям, т.к. это может привести к ликвидации многих организаций и, как следствие, конкурировать будет некому и не с кем» (Предприниматель, представляющий высококонкурентные рынки товаров повседневного потребления, 16), как пример некорректных решений «насаждения процедур» приводится процедура госзакупок:

Думаю, некорректно. Потому, что всякое насаждение процедур, в частности речь идет о том, что тендеры, конкурсы и все такое. Я не считаю, что это корректно. Если компания-заказчик избрала мою компанию, потому что считает ее способной справиться с этой задачей, то для чего им проводить какие-то тендеры? Мы согласовали цену - они нас нанимают (предприниматель, представляющий высококонкурентные рынки товаров повседневного потребления, 22).

Подобные ограничения в конкурентных отношениях воспринимаются предпринимателями как нарушение свободы предпринимательской деятельности. «Регулирование должно быть минимальным и должно создавать равные условия для всех участников» (предприниматель, представляющий социально-значимые товарные рынки, 26), особенно важно не допустить ущемление интересов малого бизнеса в регионе.

Считаю, что некорректно, поскольку у нас свобода предпринимательской деятельности в стране. Конечно, деятельность должна регулироваться, но не настолько (предприниматель, представляющий приоритетные товарные рынки, 4).

Конкуренция должна регулироваться законами, но не в ущерб бизнесу. Есть акты, принимаемые Правительством, которые направлены не на развитие конкуренции, а, наоборот, на выделение преимуществ определенным игрокам. Как правило, маленькие игроки от государства преимуществ не имеют, конкуренцию развивают сами (предприниматель, представляющий социально-значимые товарные рынки, 12).

Чрезмерное регулирование конкурентного рынка, по мнению предпринимателей, может привести к созданию «дополнительных ограничений участия на рынке определенных субъектов, что в последующем может привести к повышению затрат хозяйствующих субъектов, направленных на

реализацию таких мер и, как следствие, к повышению цен для потребителей» (Предприниматель, представляющий социально-значимые товарные рынки, 28).

В процессе обсуждения мер по развитию конкуренции предприниматели уделяют особое внимание необходимости защиты местного производителя, в частности, сельхозпроизводителей.

Должна быть разработана какая-то единая программа для всех. Если рассматривать нашу сферу, то это вопрос поддержки малых сель-хоз товаропроизводителей. Им необходима помощь (Предприниматель, представляющий приоритетные товарные рынки, 2).

В части развития конкуренции, считаю, что не надо ее развивать. Нужно защищать местных производителей (предприниматель, представляющий высоко конкурентные рынки товаров повседневного потребления, 22).

Менее категорично настроенные предприниматели обращают внимание на то, что вносимые изменения должны, в первую очередь, преследовать цель «регулирования дефицита и профицита в различных сферах деятельности по каждому региону, чтобы не перенасыщать рынок и не плодить монополистов» (предприниматель, представляющий приоритетные товарные рынки, 9). Кроме того, не менее важным моментом является последовательность, а также постепенность процесса совершенствования конкурентной среды, избегание резких изменений:

Будут и те, кто поддержит эту инициативу, и ярые противники, и те, кто будет пытаться обойти новые правила. В любом случае, всему новому нужно время, чтобы прижиться, даже если это поможет развитию бизнеса (предприниматель, представляющий приоритетные товарные рынки, 9).

Органы власти при обсуждении мер, необходимых для обеспечения развитии конкуренции в регионе, обращают внимание, преимущественно, на аспекты установления взаимодействия между участниками процесса, правильной организации совместной работы.

Правильная организация совместной работы, круглые столы по проблемным вопросам, например, от органов власти, надзорных ведомств, конструктивные предложение от предпринимателей, потребителей (представитель органов власти, вовлеченный в процессы регулирования региональной конкуренции, 19).

По мнению представителей органов власти, ответственных за процессы регулирования конкурентной среды региона, вовлечение предпринимателей является важной задачей, т.к. именно последние «знают, какие точно методы регулирования будут работать, или методы стимулирования» (представитель органов власти, вовлеченный в процессы регулирования региональной конкуренции, 21). При этом важно помнить, что эффективное взаимодействие нуждается в установлении взаимного доверия. В ситуации, когда

стороны друг другу не доверяют, возможно лишь формальное взаимодействие, что в значительной степени характерно для сложившейся в регионе ситуации. Повышение взаимного доверия, напротив, является необходимым фактором, который обеспечит эффективный результат, который «обе стороны будут чувствовать и принимать»; формат взаимодействия при этом не имеет особого значения.

Не важно, какая форма, можно встречаться, можно проводить обучающие мероприятия, можно проводить семинары, форумы и так далее. Гпавное, чтобы было доверие двух сторон и были изменения, которые бы обе стороны чувствовали и принимали (представитель органов власти, вовлеченный в процессы регулирования региональной конкуренции, 21).

Нужно быть взаимоуважаемыми, уметь слышать и слушать проблемы, трудности друг друга. К выработке и реализации решений по регулированию конкуренции нужно привлекать все стороны: и общественность, и власть, и предпринимателей (представитель органов власти, вовлеченный в процессы регулирования региональной конкуренции, 19).

Органы власти и общественные советы должны первыми начать сближение с предпринимателями и потребителями. Необходимо сделать более доступной связь между органами, регулирующими конкуренцию, с одной стороны, и предпринимателями с потребителями, с другой (представитель органов власти, вовлеченный в процессы регулирования региональной конкуренции, 25).

Органы власти признают за собой право и обязанность выступать инициаторами общения с предпринимателями, создавая для этого необходимые условия. Представители предпринимательского сообщества также признают необходимость сотрудничества, диалога и, хотя и не спешат быть его инициаторами, однако, готовы включиться в сотрудничество, если увидят от этого реальную пользу. Важно отметить, что сомнение, что их услышат и послушают, звучит у многих, но особенно у небольших предприятий.

У государства должен быть диалог с бизнесом. Государство должно СЛЫШАТЬ бизнес (предприниматель, представляющий социально-значимые товарные рынки, 12).

В любой форме. Если со стороны административных органов будет какое-то движение, которое приведет к удовлетворенности наших клиентов и нас, то готовы участвовать во всех формах: совещания, разработка проектов, регламентов (предприниматель, представляющий высоко конкурентные рынки товаров повседневного потребления, 22).

Да, мы готовы. Главное, чтобы наше мнение услышали и учли (предприниматель, представляющий социально-значимые товарные рынки, 8).

Принципиальным отличием позиций органов власти и предпринимателей является позиция

относительно того, когда и как должен осуществляться диалог. Так, в представлении органов власти, важно обсуждение мер и решений, предлагаемых органами власти. Участие предпринимателей в этом процессе, может быть, в разных форматах (анкетирование, круглые столы и т.д.). В свою очередь, предприниматели говорят о совместной выработке решений - при таком варианте диалог должен состояться на более ранней стадии, на этапе разработке решений (хотя далеко не все предприниматели готовы принимать участие на этой стадии, не готовы выдвигать собственные предложения). Совместное обсуждение выработанных вариантов, таким образом, является следующим необходимым шагом. В таком случае, интересы предпринимателей, в том числе, представителей малого бизнеса, могут быть учтены в степени, достаточной для того, чтобы предприниматели могли признавать долю и свой ответственности за ситуацию на товарных рынках и состояние конкурентных отношений.

Необходимо изначально обозначать проблему/задачу, в дальнейшем при их решении, конечно, необходима оценка предпринимателей и потребителей, именно результата решения (Представитель органов власти, вовлеченный в процессы регулирования региональной конкуренции, 20).

Предварительное обсуждение обязательно, предприниматели, работающие на рынке, непосредственно должны принять участие и обозначить проблемы, вопросы при работе (предприниматель, представляющий социально-значимые товарные рынки, 18).

Дискуссионные площадки, предварительное обсуждение с представителями заинтересованных сторон, создание общедоступных профильных информационных ресурсов (предприниматель, представляющий социально-значимые товарные рынки, 28).

Инициативы должны формулироваться в согласие с акторами, отношения которых данные законопроекты будут регулировать, чья позиция может быть выражена и подкреплена рядом инициатив (предприниматель, представляющий социально-значимые товарные рынки, 13).

Вопрос оптимизации взаимодействия органов власти и предпринимателей затрагивает аспекты, связанные с необходимостью обеспечения эффективной системы коммуникации между ними, позволяющей не только обмениваться информацией, но и достигать признаваемого обеими сторонами компромисса по дискуссионным вопросам. Органы власти, чаще, склонны ориентироваться на привычные схемы работы в рамках общественных советов (хотя, конечно, есть исключения).

Как показывает последнее высказывание, одним из вариантов решения этой проблемы может стать применение наряду с традиционными (обсуждение на площадках общественных советов) новых информационных технологий, комплексный подход.

Таблица

Сопоставление предложений органов власти и предпринимателей

Предложения органов власти Предложения предпринимателей

Анкетирование, глубинные интервью с предпринимателями как формат обсуждения; Возможность привлечения предпринимателей и потребителей к регулированию конкуренции в форме опросов, используя возможности СМИ, социальных сетей, Интернет-ресурсов Создание мобильного приложения (или расширения «Госуслуг»), в котором при предварительном указание данных организации, к которой актор имеет непосредственное отношение, регистрации соответствующих данных, может быть осуществлено мобильное голосование по законодательной инициативе, затрагивающую отрасль соответствующего актора

Расширение практики общих чатов органов власти и предпринимателей (пример сельско-хозяйственной отрасли) Создание общедоступных профильных информационных ресурсов

Работа общественных советов на уровне муниципалитетов, министерств, ведомств «Чаще приглашать к конструктивному диалогу. Формат встречи надо планировать максимум на 30-40 минут и выбирать очень грамотного модератора для встреч, чтобы сэкономить время и управлять временем. Каждую минуту предприниматели рассматривают с точки зрения потери времени, значит потеря возможности заработать, и, если мы их бесконечно будем отвлекать на свои какие-то обсуждения, мы уровень доверия, к сожалению, не сохраним никак» Рабочие встречи, совещания, совместные обсуждения нормативных актов; Обсуждения в формате личного общения, Создание посто-яннодействующих дискуссионных площадок

Технологическая платформа для этих процессов, которая прозрачность определяет, то будет еще лучше Консультация с учёными, с научными деятелями, являющимися представителями ведущих исследовательских университетов страны, со специалистами по соответствующим отраслям

Создание практики, согласно которой определённая законодательная инициатива может быть применена экспериментально, в рамках ограниченного срока, в период которого она может показать свою пригодность к применению на федеральном уровне, либо же установления её как регулятивной меры на региональном, по примеру создания особых экономических зон

Наша компания не принимала участия по причине неосведомлённости нашего коллектива о возможности участия в данных обсуждениях (предприниматель, представляющий социально-значимые товарные рынки, 13).

Не приходилось, хотя поучаствовала бы. Не была извещена о подобных мероприятиях

(предприниматель, представляющий социально-значимые товарные рынки, 8).

Нет, не принимали, хотя готовы к обсуждению. Не было предложений (предприниматель, представляющий социально-значимые товарные рынки, 10).

Решением данной проблемы может стать более активное информирование предпринимательского сообщества о планируемых мероприятиях. Эффективно будет размещать информацию не только на официальных сайтах организаций-организаторов мероприятий, но и в широком доступе (в том числе, в форме контекстной рекламы для предпринимателей). Представляется важным обучение традиционного механизма администрирования конкурентных отношений осуществлению регулятивных процессов на основаниях соучастия партисипаторного взаимодействия заинтересованных сторон.

Для расширения взаимодействия органов власти и предпринимателей в сфере развития конкуренции на рынках региона существуют определенные условия и предпосылки. Прослеживается потенциальная готовность и со стороны органов

Анализ предложений представителей органов власти и предпринимателей показывает, что у позиций сторон, несмотря на присутствующие различия, есть много точек пересечения. Прослеживается общая заинтересованность во взаимодействии на регулярной основе. Эффективным признается совмещение очного и дистанционного формата, использование разных форматов разной степени формализации. Существующие на данный момент схемы диалога достигли потолка и препятствуют дальнейшему повышению эффективности взаимодействия акторов. Наряду с расширением форматов взаимодействия, важно уделять особое внимание деятельности, направленной на изменение отношения акторов друг ко другу в сторону осознания равноправия в процессе диалога.

Среди предпринимательского сообщества есть активные предприниматели, заинтересованные в обсуждении процессов конкуренции в регионе, имеющие идеи и готовые ими поделиться, принять участие в обсуждении. Для такой категории предпринимателей препятствием к вовлечению в сотрудничество с органами власти в процессах обсуждения, выработке решений совместно с органами власти, направленных на регулирование конкуренции является недостаток информации о планируемых общественных обсуждениях.

Нет, не принимал. Не принимал, потому что не осведомлен о таких обсуждениях (Предприниматель, представляющий социально-значимые товарные рынки, 12).

власти, и предпринимателей к более эффективному диалогу. Усилия по созданию условий для доверительных отношений важны как основа сотрудничества. Это долговременный кропотливый процесс, в котором не приходится ждать быстрых результатов. Органы власти положительными примерами взаимодействия, и принятых решений должны демонстрировать и подтверждать, что им «можно доверять». Долгосрочной целью должно стать планомерная деятельность, направленная на установление полноценных равноправных отношений.

Важным условием эффективного взаимодействия акторов станет создание условий для вовлеченности рядовых представителей предпринимательского сообщества из сегментов малого и среднего предпринимательства. В сознании представителей власти и предпринимателей нет пока полного понимания закономерности и необходимости вовлечения предпринимательского сообщества в процессы управления конкуренцией. Существующие общественные организации

Литература:

1. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»: Указ Президента РФ от 21.12.2017 г. № 618, «Собрание законодательства РФ», 25.12.2017. № 52 (Часть I). Ст. 8111. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_285796/ (дата обращения 24.09. 2021).

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2019 № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ», 29.04.2019, № 17. Ст. 2145. URL : http:// www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_323102/ (дата обращения 24.09.2021).

3. Жук АЛ. Государственное Регулирование Конкурентной Среды / А.А. Жук // Перспективы науки. 2011. № 8(23). С. 162-169.

4. Урузбаева Н.А. Проблемы и пути улучшения делового климата в регионах / Н.А. Урузбаева // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 1. С. 150-161.

5. Жилина Е.В. Государственное регулирование рынка потребительских товаров / Е.В. Жилина,

B.М. Тимирьянова // Казанская наука. 2014. № 1.

C. 59-62.

6. Ялмаев Р.А. Факторы и условия развития малого предпринимательства / Р.А. Ялмаев, Л.И. Амхадова // ФГУ Science. 2018. № 2(12). С. 227-232.

7. Куликова А.В. Механизмы развития конкуренции в Нижегородской области: социологический анализ / А.В. Куликова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 1(57). С. 82-88.

8. Ивашиненко Н.Н. Вовлечение населения в процессы регулирования конкуренции / Н.Н.

предпринимателей лишь отчасти воспринимаются как инструменты по развитию конкурентной среды. Деятельность по развитию конкурентной среды региона преимущественно считается зоной ответственности региональных и местных органов власти. При этом идея полезности и ценности потенциала участия в этом процессе НКО в настоящее время не его традиционным акторам.

Региональные и местные органы власти в большей степени рассматривают как партнеров крупный бизнес. Он ближе и понятнее органам власти. Между тем, малый и средний бизнес, который ближе к потребителям, напрямую контактирует с ними и от деятельности которого зависит степень удовлетворенности потребителей в регионе, пока не попадает в структуру взаимодействия в силу своей более низкой организованности. Необходимы эффективные механизмы вовлечения этой категории предпринимателей в процесс управления конкурентной средой региона.

Literature:

1. On the main directions of state policy for the development of competition»: Decree of the President of the Russian Federation dated 21.12.2017. № 618, « Co I lection of legislation of the Russian Federation», 25.12.2017. № 52 (Part I). Article 8111. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_285796/ (date of application 28.11.2019).

2. Order Of the government of the Russian Federation of 17.04.2019 № 768-R «on approval of the standard for the development of competition in the subjects of the Russian Federation», «Collection of legislation of the Russian Federation», 29.04.2019. № 17. Art. 2145. URL : http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_323102/ (date of application 28.11.2019).

3. Zhuk A.A. State Regulation of the Competitive Environment / A.A. Zhuk // Prospects for Science. 2011. № 8(23). P. 162-169.

4. Uruzbaeva N.A. Problems and ways of improving the business climate in the regions / N.A. Uruzbaeva // Economy of the region. 2016. Vol. 12. № 1. P. 150161.

5. Zhilina E.V. State regulation of the consumer goods market / E.V. Zhilina, V.M. Timiryanova // Ka-zanskaya nauka. 2014. № 1. P. 59-62.

6. Yalmaev R.A. Factors and conditions for the development of small business / R.A. Yalmaev, L.I. Am-khadova // FGU Science. 2018. № 2(12). P. 227232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kulikova A.V. Mechanisms for the development of competition in the Nizhny Novgorod region: a sociological analysis / A.V. Kulikova // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2020. № 1(57). P. 82-88.

8. Ivashinenko N.N. Involvement of the population in the processes of regulation of competition /

Ивашиненко, М.Л. Теодорович, Н.Н. Патокина // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1(53). С. 41-48.

9. Ивашиненко Н.Н. Разработка мониторинга конкуренции на муниципальном уровне / Н.Н. Ивашиненко, М.Л. Теодорович // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 428-435.

N.N. Ivashinenko, M.L. Teodorovich, N.N. Patokina // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2019. № 1(53). P. 41-48.

9. Ivashinenko N.N. Development of competition monitoring at the municipal level / N.N. Ivashinenko, M.L. Teodorovich // Sociological Almanac. 2015. № 6. P. 428-435.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.