Научная статья на тему 'Принципы формирования социального механизма проконкурентного регулирования на основе подходов общественного участия'

Принципы формирования социального механизма проконкурентного регулирования на основе подходов общественного участия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / МОНИТОРИНГ / УЧАСТВУЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПРИОРИТЕТНЫЕ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / COMPETITION / SOCIALLY ORIENTED COMPETITION POLICY / MONITORING / PARTICIPATING MANAGEMENT / CONSUMER SATISFACTION / PRIORITY AND SOCIALLY IMPORTANT COMMODITY MARKETS / ROAD MAP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патокина Наталья Николаевна

Рассматривается проблематика научнометодических оснований механизма развития конкуренции в России на современном этапе. На основе анализа нового целеполагания государственной политики в данной сфере, определенного Указом Президента от 21.12.2017 № 618, формирующихся практик его реализации, делается вывод о необходимости модернизации подходов к развитию конкуренции в РФ: придания ей человекоцентричности, изменения, в связи с этим, принципиальных оснований построения политики и практик проконкурентного регулирования. Формулируются предложения по формированию соответствующего социального механизма на основе подходов участвующего управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMING A SOCIAL MECHANISM FOR COMPETITIVE REGULATION BASED ON PUBLIC PARTICIPATION APPROACHES

The issue of scientific and methodological foundations of the competition development mechanism in Russia at the present stage has been considered. The analysis of the new goal-setting of state policy in this area, as determined by December 21, 2017 the RF Presidential Decree № 618, and the implementation practices allows making a conclusion about modernization necessity of the approaches to the competition development in the Russian Federation: making it human-centered, changing the fundamental basics of building the policies and practices of the pro-competitive regulation. The proposals for the formation of the appropriate social mechanism based on the approaches of the participating management have been formulated.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования социального механизма проконкурентного регулирования на основе подходов общественного участия»

УДК 316.334.2

РО! 10.23672/8ДЕ.2020.2.56066

Патокина Наталья Николаевна

ассистент кафедры социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского natpatok@gmail.com

Natalia N. Patokina

Assistant to Department of Sociology design activity

and Pro-competitive regulation, Nizhny Novgorod State Lobachevsky University natpatok@gmail.com

Принципы формирования

социального механизма проконкурентного регулирования на основе подходов общественного участия

Principles of forming

a social mechanism for competitive regulation based on public participation approaches

Аннотация. Рассматривается проблематика научно-методических оснований механизма развития конкуренции в России на современном этапе. На основе анализа нового целеполагания государственной политики в данной сфере, определенного Указом Президента от 21.12.2017 № 618, формирующихся практик его реализации, делается вывод о необходимости модернизации подходов к развитию конкуренции в РФ: придания ей человекоцентричности, изменения, в связи с этим, принципиальных оснований построения политики и практик проконкурентного регулирования. Формулируются предложения по формированию соответствующего социального механизма на основе подходов участвующего управления.

Ключевые слова: конкуренция, социально ориентированная конкурентная политика, мониторинг, участвующее управление, удовлетворенность потребителей, приоритетные и социально значимые товарные рынки, дорожная карта.

Annotation. The issue of scientific and methodological foundations of the competition development mechanism in Russia at the present stage has been considered. The analysis of the new goal-setting of state policy in this area, as determined by December 21, 2017 the RF Presidential Decree № 618, and the implementation practices allows making a conclusion about modernization necessity of the approaches to the competition development in the Russian Federation: making it human-centered, changing the fundamental basics of building the policies and practices of the pro-competitive regulation. The proposals for the formation of the appropriate social mechanism based on the approaches of the participating management have been formulated.

Keywords: competition, socially oriented competition policy, monitoring, participating management, consumer satisfaction, priority and socially important commodity markets, road map.

Развитие конкуренции является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации, новым вектором, ориентированным в направлении:

- повышения удовлетворенности потребителей ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

- повышения экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе, за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

- обеспечения стабильного роста и развития многоукладной экономики, развития технологий, снижения издержек в масштабе национальной экономики [1].

Именно данные цели определены в качестве первоочередных Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее - Указ).

С вступлением в силу Указа и последующей необходимой проработкой, и созданием во исполнение его актов различных уровней, процесс формирования социально ориентированной прокон-курентной политики получил новый импульс целеполагания и соответствующий ему новый вектор развития. Как это следует из системного восприятия положений Указа и утвержденного в соответствии с ним Национального плана развития

конкуренции в Российской Федерации на 20182020 годы, повышение удовлетворенности потребителей, развитие диалога между населением, бизнесом и властью определяется как базовый постулат новой, человекоориентированной государственной политики по развитию конкуренции. В силу этого, государственная политика по развитию конкуренции подлежит переопределению -организации на основании более широкого набора принципов, включающего не только капитализацию лучших практик в сфере конкуренции как системы отношений в экономике, но и развитие конкуренции как социального механизма.

Идея ориентации на конечных потребителей в формировании политики по развитию конкуренции обладает в РФ определенной традицией. Уже на этапах разработки Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - Стандарт) предполагалось, что деятельность всех участников процесса содействия развитию конкуренции на региональных рынках должна основываться на осуществлении обратной связи с потребителями и другими заинтересованными сторонами, а также - на принципе открытости и доступности информации о системе мер, процедурах и решениях, направленных на развитие проконкурентной экономической среды и конкурентных отношений [2]. В связи с этим, ежегодное проведение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта по содействию развитию конкуренции в регионе мониторинга удовлетворенности потребителей артикулировалось в качестве ключевой составляющей реализации Стандарта.

Однако этот подход не получил на предшествующем этапе реального воплощения и не принес значимых результатов: отсутствие в Стандарте прямых указаний на механизмы и техники мониторинга лишало его операциональности и прикладного значения, а сложившееся в результате многообразие региональных практик в данном отношении не решало, а, скорее, усугубляло эту проблему [3]. Необходимость оценки удовлетворенности граждан в отсутствие единого подхода породила обширную палитру используемых техник мониторинга, различающихся по существу и объединяемых эмоционально-субъективным подходом к их конструированию, в рамках которых не предусматривается установление каких -либо специально обосновываемых требований к выборкам, процедурам сбора данных, моделям их обработки и аналитическим схемам интерпретации результатов. В большинстве случаев положение дел усугублялось разрешением дилеммы стоимость/результативность в пользу экономии средств - представления формально материального, но при этом также субъективного.

В результате, вполне прагматичная и, казалось бы, предполагающая технократическое решение задача формирования массива объективных фактов для планирования и осуществления последующих управленческих действий, оказалась решаема в парадигме интуитивного постижения анализируемой реальности. Закономерно, что формируемое в результате представление о ситуации, в подавляющем большинстве случаев, оказывается

комплиментарным в отношении исторически сложившихся региональных моделей и подходов по развитию конкуренции, лишенным проблемности и не предполагающим действий по их изменению. Применение интуитивистского подхода к объектам социального управления закономерно, на наш взгляд, привело к ожидаемо тривиальным результатам.

Вместе с тем, манифестирование в форме введения в действие Стандарта развития конкуренции обеспечения удовлетворенности потребителя как новой задачи, породив новые практики, позволило приблизиться к пониманию того, что установление единообразия в отношении механизма мониторинга, научность и методологическое единство при его организации как новый принцип политики по развитию конкуренции предоставляет необходимые возможности по реализации положений Указа. В их числе - возможность сопоставления уровня, качества и результатов соответствующей работы, проводимой различными субъектами РФ и муниципальными образованиями, создания национального механизма развития конкуренции, ориентированного на конечного потребителя.

Использование потенциала естественно-научного знания для решения задач, относящихся к явлениям поведенческого характера, открывает значимые перспективы в сфере управления развитием конкуренции как социально-экономическим явлением. Ряд региональных практик мониторинга, в частности, в период 2014-2018 гг. в Нижегородской области, которые изначально строились на указанных основаниях, позволили сформировать и апробировать основу такого механизма [4]. При этом отличительной особенностью модели мониторинга, опирающейся на международный опыт и реализуемой в Нижегородской области, является вовлеченность ее участников -органов власти и управления, граждан и бизнеса -в процесс преодоления неудовлетворенности на всех его этапах, от целеполагания до конечной оценки достигнутого, сопричастность и соответственность в отношении получаемых результатов.

Вместе с тем, полностью потенциал этой возможности может быть реализован при изменении принципов мониторирования в национальном масштабе; конкуренция достижений субъектов РФ в данной сфере станет еще одним драйвером реализации целей, определенных Указом. В настоящее время данное поле деятельности не определено регулятивно и, соответственно, административно. По существу, многообразные, как сами подходы к конструированию мониторинга, так и формы реагирования на его результаты восходят к common sense. Закономерный на начальных этапах, данный подход не отвечает задаче «политизации» работы по развитию конкуренции. Обеспечение реализации целей, определенных Указом, предполагает распространение принципа единства на механизмы оценки и использования результатов мониторинга с сохранением их способности учитывать локальные (территориальные, региональные, отраслевые) особенности в интересах человекоориентированной политики по развитию конкуренции в РФ.

Утверждение Указом Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы отражает необходимость продолжения вектора проконкурентной политики в новых количественных границах в отношении определенных товарных рынков, определенных в качестве социально значимых и приоритетных и объединяемых по этим признакам на региональном уровне согласно критериям, определяемым также на местах, поскольку Национальный план не содержит критериев соответствующей группировки и, в связи с этим, предпосылок для построения системы соответствующих приоритетов применительно к национальной экономике в целом. Таким образом, единый научно-методический и организационный подход к мониторированию, единые критерии выбора товарных рынков, в отношении которых должно применяться новое про-конкурентное регулирование, рассматриваются как принцип, ожидающий своего воплощения.

Модернизация в результате реализации Национального плана на 2018-2020 гг. конкурентной структуры национальной экономики - создание институциональной среды с качественно новыми пропорциями частного и общественного сектора, сегментированной в увязке с локальными условиями и особенностями в территориальном и отраслевом отношении, предположительно создаст условия для следующего шага, который должен обеспечить со-настройку конкурентной экономической среды и ожиданий и представлений соответствующих социумов, выражаемых населением и предпринимателями в отношении форм и результатов ее функционирования для создания и запуска устойчиво работающего механизма закрепления достигнутого уровня удовлетворенности (во значимых проекциях) и его положительной динамики.

Удовлетворенность состоянием конкуренции рассматривается как свойство и характеристика социума, который существует и действует в развивающемся экономическом пространстве. Необходимость осознания этого пространства как среды, внутренне организованной таким образом, что обеспечивается положительная динамика удовлетворенности потребителей, диктуется новой парадигмой развития конкуренции, определенной Указом. В связи с этим, актуальной становится задача формирования национальной системы индикаторов, оценка которых должна быть источником соответствующих действий органов власти и управления, органов местного самоуправления, заинтересованных сторон, определения подходов к организации таких действий. Представляется очевидным, что данная задача может результативно решаться лишь при постоянном участии социума в лице представителей и выразителей интересов заинтересованных социальных групп и структур.

Международный опыт содержит многочисленные примеры эффективных техник участвующего

Литература:

1. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции: Указ Президента РФ от 21.12.2017 г. № 618, «Собрание зако-нодательстваРФ», 25.12.2017, № 52 (Ч. !),

управления - успешного вовлечения сообществ во взаимодействие с официальными структурами в целях достижения согласия с конечными потребителями по вопросам предоставления тех или иных социальных услуг, развития среды обитания, решения иных вопросов местного уровня [5]. В связи с длительностью существования, устойчивостью и обширностью такого рода практик, по существу, в их рамках реализуется определенный общественный договор, состоящий в том, что не ревизуются границы соответствующих предметных полей, определенные в достаточной степени для того, чтобы дискуссия не утрачивала содержательного характера, а ее предмет оставался в зоне контроля участвующих структур и, одновременно, в области законных требований и ожиданий граждан.

В отношении обеспечения повышения удовлетворенности потребителей за счет развития конкуренции имеет место иное положение вещей. В силу особенностей социально-экономического развития в России, в их числе - высоких темпов и глобальности преобразований, формируются, в частности, значимые риски завышенных и опережающих ожиданий потребителей. В связи с этим, задача гармонизации ожиданий социума в отношении развития экономики и доступных в условиях располагаемой ресурсной базы возможностей должна решаться на основе иного принципа организации общественного участия - принципа со-участия и со-ответственности, предусматривающего, в частности, содержательное вовлечение сторон, представляющих потребителей и/или выражающих их интересы, в процесс развития конкуренции на всех его этапах и принятие ими ответственности за результаты реализации совместно вырабатываемых и воплощаемых решений.

Обобщая выше изложенное, можно заключить, что новое качество целей государственной политики по развитию конкуренции в РФ предъявляет принципиально новые требования к механизму их реализации, включая и действующие его элементы такие, как стандарт развития конкуренции субъекта Федерации и Дорожные карты развития конкуренции:

- основанность на подходах и методах научно обоснованного объективного мониторинга процессов по развитию конкуренции и их результатов в восприятии конечных потребителей;

- вовлечение конечных потребителей в лице представителей и выразителей их интересов в указанные процессы на всех этапах на основе подходов участвующего управления;

- единый подход к его масштабированию до уровня субъекта РФ и местного самоуправления.

Literature:

1. On the main directions of state policy for the development of competition: Decree of the President of the Russian Federation dated 21.12.2017 № 618, «Collection of legislation of the Russian Federation»,

ст. 8111. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_285796/ (дата обращения 24.12. 2019).

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2019 № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ», 29.04.2019, № 17, ст. 2145. URL : http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_323102/ (дата обращения 24.12.2019).

3. Теодорович М.Л. Разработка мониторинга конкуренции на муниципальном уровне / М.Л. Теодорович, Н.Н. Ивашиненко // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 428-435.

4. Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг. Официальный сайт Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области. URL : https://minec.government-nnov.ru/?id=164724 (дата обращения 24.12.2019).

5. Партисипаторный подход в повышении качества жизни населения : монография / Под общей редакцией М.Н. Римашевской, Н.Н. Ивашиненко. М. : Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2013. 268 c.

25.12.2017. № 52 (Part I), article 8111. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_285796/ (accessed 28.11.2019).

2. Order Of the government of the Russian Federation of 17.04.2019 № 768-R «on approval of the standard for the development of competition in the subjects of the Russian Federation», «Collection of legislation of the Russian Federation», 29.04.2019, N17, article 2145. URL : http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_323102/ (accessed 28.11.2019).

3. Teodorovich M.L. Development of competition m o n itoring at the municipal level / M.L. Teodorovich, N.N. Ivashinenko // Sociological almanac. 2015. № 6. P. 428-435.

4. Monitoring the state and development of the competitive environment in the markets of goods and services. Official website of the Ministry of economic development and investment of the Nizhny Novgorod. URL : https://minec.government-nnov.ru/?id=164 724 (accessed 25.11.2019).

5. Participatory approach to improving the quality of life of the population Monograph. Under the General editorship of M.N. Rimashevskaya, N.N. Ivashinenko. N.N., Moscow, publishing house of Nizhny Novgorod state University. N.I. Lobachevsky, 2013. P. 268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.