82
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 1 (57), с. 82—88
УДК 316.4
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ:
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
© 2020 г. А.В. Куликова
Куликова Александра Владимировна, к.соц.н.; доцент кафедры социологии проектной деятельности
и проконкурентного регулирования Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.10.2019 Статья принята к публикации 05.02.2020
Социологическое изучение конкуренции - сравнительно новое направление исследований. Важным этапом в развитии изучения процессов конкуренции стала разработка социально ориентированной конкурентной политики, основные принципы которой отражены в Стандарте развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Ключевым моментом данного документа стало формулирование задачи по выявлению степени удовлетворенности потребителей ситуацией, сложившейся на товарных рынках и рынках услуг. Актуальность данной статьи состоит в том, что процессы конкуренции рассматриваются сквозь призму их восприятия потребителями. Анализируются механизмы развития конкурентной среды: инфраструктура регулирования процессов конкуренции в регионе, представленная органами власти и общественными организациями. Потребители рассматриваются как активные участники рыночных отношений, которые могли бы быть вовлечены в процессы развития конкуренции на региональных рынках. Использованы результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг на товарных рынках региона и состояния ценовой конкуренции в Нижегородской области. Исследование проведено кафедрой социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования ННГУ им. Н.И. Лобачевского совместно с центром исследования социальных систем ННГУ им. Н.И. Лобачевского и НИЦ ЭОН в рамках договора о сотрудничестве между Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского и Министерством экономического развития и конкуренции Нижегородской области. Выборочная совокупность составила 3000 респондентов; было также опрошено 986 предпринимателей, ведущих бизнес в Нижегородской области.
Ключевые слова: конкуренция, рынок, потребители, предприниматели, механизмы развития конкуренции.
Для экономической социологии конкуренция -новая и актуальная предметная область исследования. Когда эта тема впервые стала широко обсуждаться в российских научных кругах, ученых интересовали вопросы, связанные с теоретической разработанностью понятия «конкуренция». Ключевой отличительной особенностью социологического изучения процессов конкуренции будет включение в анализ социальных факторов. Для социолога важно не просто наличие элемента состязательности, но прежде всего то, какие социальные связи возникают между конкурирующими субъектами, что и будет обеспечивать устойчивость рынка [1]. В работах зарубежных исследователей (например, Х. Уайт, К. Паланьи, М. Грановеттер) в центре анализа также были сети коммуникаций между субъектами рыночных отношений, то, как они формируются и функционируют, то, как происходит обмен информацией внутри социальных сетей [2-4].
В последние же несколько лет в научных кругах все чаще обсуждаются вопросы, связанные с развитием конкурентной среды, разработ-
кой и реализацией социально ориентированной конкурентной политики [5-7]. Важным этапом в процессе государственного регулирования рыночного развития стала разработка Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [8]. Стандарт определяет рамки проведения мониторинга развития конкуренции в регионах, одним из ключевых моментов которого является выявление степени удовлетворенности потребителей ситуацией, сложившейся на товарных рынках и рынках услуг. Внедрение Стандарта развития конкуренции позволяет рассматривать стратегии развития отраслей региона и, соответственно, выстраивать работу региональных отраслевых органов исполнительной власти через призму развития конкуренции [6]. Мониторинг позволяет оценить удовлетворенность потребителей качеством товаров, работ, услуг, деятельностью органов исполнительной власти в части развития конкуренции на социально значимых товарных рынках, оценить уровень административных барьеров. Это делает его эффективным управленческим механизмом в реализации социально ориентированной конкурентной политики.
Таблица 1
Примерное количество конкурентов
представляемого бизнеса, %_
Варианты 2018
Нет конкурентов 6
От 1 до 3 конкурентов 22
4 и более конкурентов 31
Большое число конкурентов 35
Затруднились ответить 6
В таблице дается распределение ответов на вопрос «Оцените примерное количество конкурентов бизнеса, который вы представляете, предлагающих аналогичную продукцию (товар, работу, услугу) или ее заменители, на основном для него рынке»
Таблица 2
Оценка ситуации на рынке основного закупаемого товара (работы, услуги) в отношении числа поставщиков, %
Неприменимо 14
Единственный поставщик 8
2-3 поставщика 22
4 и более поставщика 20
Большое число поставщиков 27
Затруднились ответить 10
В таблице дается распределение ответов на вопрос «Оцените ситуацию на рынке основного закупаемого товара (работы, услуги), который приобретает представляемый вами бизнес для производства и реализации собственной продукции (если применимо)»
В работах, посвященных проблемам развития конкуренции, особое внимание уделяется именно потребителям, тому, как они воспринимают рыночные процессы, как интерпретируют рынок [9]. Поскольку потребители испытывают влияние конкуренции на себе, именно для них представляет особую важность качество товаров и услуг, широта их выбора и уровень цен. При этом важно, что в понимании экономической социологии сами потребители выступают активными участниками рыночных процессов и могут влиять на конкуренцию, формируя определенный механизм ее развития. Речь здесь может идти о развитии местных региональных рынков, например. Рассмотрим инфраструктуру регулирования процессов конкуренции на региональных рынках, которая представлена органами власти различного уровня и общественными организациями. Предполагаем, что интернет-торговля обладает определенным потенциалом в развитии конкуренции на рынках, поскольку он-лайн-покупки становятся все более востребованными экономически активным населением.
Цель данной статьи - анализ механизмов развития конкурентной среды и описание инфраструктуры регулирования процессов конкуренции в Нижегородской области, представленной органами власти и общественными организациями. Используем результаты мониторингового социологического исследования, прове-
денного в ноябре-декабре 2018 г. кафедрой социологии проектной деятельности и проконку-рентного регулирования ННГУ им. Н.И. Лобачевского совместно с центром исследования социальных систем ННГУ им. Н.И. Лобачевского и НИЦ ЭОН в рамках договора о сотрудничестве между Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского и Министерством экономического развития и конкуренции Нижегородской области. Выборочная совокупность составила 3000 респондентов, репрезентировала районы Нижегородской области по численности населения и социально-экономическому развитию. В опросе приняли участие жители двадцати муниципальных образований региона, включая Нижний Новгород. Было также опрошено 986 предпринимателей, ведущих бизнес в Нижегородской области.
Оценка субъектами предпринимательской деятельности конкурентной среды
Прежде чем описывать механизмы регулирования конкурентной среды, остановимся коротко на том, как ее оценивает предпринимательское сообщество. В его восприятии региональный рынок является скорее средой с высокой конкуренцией. В связи с этим бизнесу, чтобы сохранить свои позиции на рынке, необходимо предпринимать новые меры по повышению конкурентоспособности (40%). Нельзя сказать, что ситуация за последние три года существенно поменялась. Однако, оценивая изменения на региональном рынке, многие отмечают возрастание напряженности в условиях ведения бизнеса (64%). Стабильность на рынке ощущают только 23% предпринимательского сообщества. О достаточно сильной конкурентной борьбе на региональном рынке говорит и тот факт, что большинство предпринимателей отмечает, что в их сегменте присутствует большое число конкурентов: точное число не называется (35%, см. табл. 1) или конкурентов более четырех (31%).
Еще один важный показатель - это оценка уровня конкуренции на рынке основного закупаемого товара или работы. Здесь мнения разделились. Видимо, на каждом из рынков действует разное число игроков, и уровень конкуренции на рынке поставщиков в разных сферах бизнеса - различный (см. табл. 2). При этом рынок основного закупаемого товара все же можно охарактеризовать как конкурентный: около 40% представителей бизнес-сообщества говорят о наличии 3 и более поставщиков. Закупки у единственного поставщика применяются у небольшого числа предпринимателей (всего 8%). В целом же можно сказать, что бизнес удо-
Таблица 3 Меры для улучшения ситуации, %*
Контроль, государственный контроль, 14
регулирование цен
Развитие конкуренции 9
Снижение цен, тарифов 7
Улучшение экономической ситуации, повы- 5
шение уровня жизни
Контроль за качеством продукции 5
Работа с законодательством 4
Все устраивает 4
Развитие сельского хозяйства, местного 2
производства
Соблюдение действующего законодательства 1
Другое 16
Нет таких, нет, все устраивает 35
В таблице дается распределение ответов на открытый вопрос «Какие меры могут помочь улучшить ситуацию.
*Рассчитано от ответивших
влетворен ситуацией, которая сложилась на рынке основного закупаемого товара, работы или услуги (около 60%).
О достаточно благоприятной конкурентной ситуации на региональном рынке говорит и тот факт, что больше половины предпринимателей считает, что нет таких рынков товаров, работ, услуг, на которых осуществляются закупки для собственного предприятия, где конкуренция оценивалась бы как неудовлетворительная (55%). Среди тех рынков, которые все же назывались и где конкуренция между поставщиками оценивалась как неудовлетворительная, прежде всего стоит назвать рынок нефтепродуктов (ГСМ, топливо - 10%) и продуктов питания (4%). В связи с этим одной из самых популярных мер по регулированию конкуренции и улучшению ситуации, по мнению предпринимателей, будет государственное регулирование цен. Данные рынки воспринимаются как значимые, и часто звучала необходимость государственного вмешательства именно на этих рынках.
Несмотря на то что бизнес-сообщество считает одной из первых мер по развитию конкуренции регулирование цен на социально значимых рынках, встречаются предприниматели, которые выступают за невмешательство государства и правительства страны в развитие конкуренции и в целом в развитие малого бизнеса. Одной из важных мер по улучшению ситуации также называлось развитие конкуренции в целом, улучшение экономической ситуации в стране и повышение уровня жизни населения. Важны также антикоррупционные меры и улучшение законодательства (табл. 3).
Инфраструктура регулирования конкуренции
Понимание инфраструктуры регулирования конкуренции в регионе позволит определить механизмы развития конкурентной среды. Ин-
фраструктура представлена органами власти различного уровня и общественными организациями. У потребителей пока нет осознания необходимости регулирования и развития процессов рыночной конкуренции, поскольку те организации федерального и регионального уровня, которые призваны защищать интересы бизнеса и потребителей, не воспринимаются населением как инструменты по развитию конкурентной среды. В представлении потребителей сфера регулирования конкурентных отношений на рынках региона лежит скорее в зоне ответственности региональных и местных властей. Именно деятельность губернатора Нижегородской области по развитию конкуренции оценивается положительным образом. Доля тех, кто считает, что этот вопрос лежит вне зоны компетенции губернатора, невелика (32%, см. табл. 4). Муниципальные власти и администрация районов тоже, по мнению потребителей, должны заниматься развитием конкурентной среды, и их работа оценивается скорее положительно.
Общественные организации федерального уровня, основная деятельность которых связана именно с развитием бизнеса, помощью малому и среднему бизнесу, развитием диалога с властями разного уровня («ОПОРА России», «Деловая Россия»), что в свою очередь и должно способствовать развитию высококонкурентной среды, не воспринимаются населением Нижегородской области как инструменты регулирования конкурентных процессов (более 80% считают, что это вне зоны их компетенции). Возможно, столь высокий показатель говорит и о том, что потребители не информированы о специфике деятельности данных организаций.
Более того, бизнес-сообщество, являясь, по сути, основным игроком на региональном рынке, от развития которого и зависят широта выбора компаний, возможность выбора товаров и услуг, уровень цен и прочее, также не воспринимается как участник процессов по развитию конкуренции (около 60%).
Общественная палата Нижегородской области, учебные заведения, местные организации, по мнению потребителей, находятся вне зоны ответственности регулирования конкурентной среды (около 60%).
Региональные власти, представленные министерством экономического развития и инвестиций Нижегородской области, Федеральная антимонопольная служба по Нижегородской области скорее оцениваются удовлетворительно. Однако половина населения области убеждена, что развитие конкуренции вне зоны их компетенции.
При этом можно сказать, что у жителей региона немного повышен уровень критики ра-
В таблице дается распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете работу следующих органов власти и организаций по развитию конкуренции в вашем населенном пункте/районе области?» 1* - вне зоны компетенции; 2 - неудовлетворительно; 3 - средне; 4 - удовлетворительно.
Таблица 4
Оценка работы органов власти и организаций по развитию конкуренции в вашем населенном пункте, %
1* 2 3 4
Губернатор Нижегородской области 32 12 40 16
Администрация района 31 22 35 12
Глава Вашего города (за пределами НН) 40 19 32 9
Глава Нижнего Новгорода 49 9 31 11
Учебные заведения района 61 7 28 4
Районные комитеты по защите прав потребителей 44 20 27 8
Районный отдел (департамент) по развитию предпринимательства 48 20 25 6
Местные организации 58 13 25 3
Министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области 54 18 23 6
Федеральная антимонопольная служба по Нижегородской области 52 20 23 5
Отделы по развитию потребительского рынка и предпринимательства 46 23 22 9
Нижегородская региональная общественная организация по защите прав потребителей 53 20 22 4
Комитет по управлению муниципальным имуществом 57 22 18 3
Общественная палата Нижегородской области 64 16 18 2
Бизнес-сообщество 63 17 17 3
«ОПОРА России» 82 8 9 1
«Деловая Россия» 82 8 9 1
боты районных отделов (департаментов) по развитию предпринимательства, районных комитетов по защите прав потребителей и Нижегородской региональной общественной организации по защите прав потребителей (около 20% не удовлетворены их работой в сфере развития конкуренции). Критикуют и местную власть в лице районных администраций и комитетов по управлению муниципальным имуществом (по 22%).
Направления вовлечения населения в процессы развития конкуренции
Сегодня нельзя сказать, что потребители готовы быть вовлечены в процессы развития конкуренции на региональных рынках. Можно говорить лишь о невысокой активности населения Нижегородской области, поскольку чаще всего люди категорически не хотят принимать участие во всех предложенных к оценке действиях (40% и более, см. табл. 5). При этом нельзя сказать, что потребители затруднились оценить эти формы участия, это именно неготовность или нежелание.
В то же время можно выделить направления развития и повышения активности потребителей. Так, среди прочих возможностей, направленных на развитие конкуренции, население готово писать отзывы на различных сайтах о работе компаний (23%). Повышая информированность населения о такой форме действий, создавая площадки с отзывами о компаниях Нижегородской области, рейтингами организаций, можно активизировать потребителей в
этом направлении и, вероятно, познакомить с другими формами активности. Например, часть потребителей поддерживают такую форму участия, как обращение в органы власти с запросом об информации (20%). Есть некоторая готовность к протестной активности, направленной на недобросовестных продавцов (23% поддерживают данные действия, хотя сами скорее не готовы принять участие), против повышения цен естественными монополиями (22% одобряют).
Использование потенциала интернет-торговли
Одним из механизмов развития конкурентной среды может стать использование потенциала интернет-торговли, поскольку большинство населения сегодня уже пользуется услугами онлайн-продаж. Частота и регулярность совершения сделок через интернет-площадки невысока: один раз в два-три месяца и реже (77%, см. табл. 6). Однако говорить о существовании каких-либо барьеров на пути развития данной формы торговли не приходится. Среди тех, кто пользуется услугами покупки товаров онлайн, практически нет потребителей, которые говорят о низком качестве товаров в интернет-магазинах по сравнению с продажами офлайн, высокой стоимости доставки, отсутствии банковских карт для оплаты (см. табл. 7). Среди жителей региона невысока доля тех, у кого нет доступа в Интернет (всего 16% от тех, кто не готов покупать товары через Интернет). Реальная причина, по которой такие покупки не
Таблица 5
Оценка отношения к различным действиям, направленным на развитие конкуренции, %
Действия 1* 2 3 4
Написание отзывов на различных сайтах о работе компании 23 19 42 16
Использование мобильных приложений на телефонах и других гаджетах для сбора и отсылки информации о неподобающем поведении продавцов (продаже некачественных товаров или завышении цен) 18 19 43 20
Бойкот покупки товаров и услуг недобросовестных продавцов 17 23 38 23
Обращение в органы власти с запросом об информации 16 20 41 23
Подписание обращений к органам власти разного уровня для привлечения внимания к проблемам развития конкуренции в районе, области 9 17 43 31
Участие в общественных обсуждениях проблем развития своего города, региона, страны 8 19 43 30
Участие в дискуссиях по данному вопросу в социальных сетях 8 16 48 28
Участие в голосовании на различные номинации - лучшая компания года в своей отрасли 8 19 45 28
Отслеживание информации о состоянии дел на различных рынках в открытых источниках 7 18 44 31
Участие в митингах протеста против повышения цен естественными монополистами 7 22 48 23
Отслеживание информации о состоянии дел на различных рынках в специализированных базах данных 4 17 47 31
Общественная поддержка инициатив бизнес-сообщества в данном направлении 2 15 49 34
Реализация общественных инициатив и проектов развития рыночной конкуренции 2 15 48 34
Участие в рабочих и инициативных группах, направленных на создание решений по развитию рыночной конкуренции 2 14 52 32
Участие в деятельности по общественному контролю за соблюдением условий справедливой рыночной конкуренции 2 16 52 30
Членство в общественных организациях, деятельность которых направлена на развитие рыночной конкуренции в регионе 1 12 53 33
В таблице дается распределение ответов на вопрос «Оцените Ваше отношение к различным действиям, направленным на развитие конкуренции в Нижегородской области» *1 - готовы принять участие; 2 - поддерживаете морально; 3 - категорически не хотите принимать участие; 4 - затрудняюсь ответить
Таблица 6 Частота пользования услугами _онлайн-торговли, %_
Ежедневно 3
Ежемесячно 19
Один раз в два-три месяца 40
Раз в полгода и реже 37
В таблице дается распределение ответов на вопрос «Как часто Вы пользуетесь услугами онлайн-торговли?», % от ответивших, пользующихся данными услугами
Таблица 7
Причины неиспользования услуг онлайн-торговли, %
Просто нет желания и интереса 22
Нужные товары легче купить в магазине 20
Нет доступа в Интернет 16
Качество товаров в Интернете трудно проверить 13
Трудно вернуть неподходящий товар 6
Высокая стоимость доставки в вашу местность 4
Нет банковской карты для оплаты товаров в Интернете 3
Товары в интернет-магазинах дорогие 1
Другое 2
В таблице дается распределение ответов на вопрос «Если Вы не пользуетесь, то почему?»
совершаются, - это, скорее, нежелание и, возможно, некоторая консервативность потребителей, которым проще купить необходимое в обычном магазине (22 и 20% соответственно).
Все это дает основание предполагать, что при дальнейшем развитии интернет-торговли доля тех, кто не пользуется услугами онлайн-покупок, уменьшится.
Таблица 8
Удовлетворенность аспектами онлайн-торговли, %___
Аспекты 1* 2 3
Возможностью использовать для оплаты различные системы оплаты 9 28 63
Возможностью использовать для оплаты различные банковские карты 10 29 62
Соотношением цена/качества 9 32 59
Полнотой информации о товаре, представленном на сайте 11 35 54
Доступностью пунктов получения товара 14 32 54
Соответствием описаний товаров на сайтах и реально доставленных на дом 12 36 52
Безопасностью операций интернет-покупок 14 34 52
Стоимостью доставки 16 33 51
Возможностью возврата неподходящего товара 15 35 51
Скоростью доставки (периодом ожидания товара) 22 31 47
Гарантией качества 15 38 47
В таблице дается распределение ответов на вопрос «Оцените Вашу удовлетворенность следующими аспектами онлайн-торговли?»
1*- не удовлетворен; 2 - в значительной степени удовлетворен; 3 - полностью удовлетворен
Среди преимуществ онлайн-торговли потребителями прежде всего назывались такие аспекты, как возможность использовать разные системы оплаты и различные банковские карты (более 60% потребителей полностью удовлетворены, см. табл. 8), соотношение цены и качества товара, возможность получить полную информацию о товаре на сайте (54-59%). Потребители также удовлетворены и другими аспектами онлайн-торговли: доступностью пунктов выдачи товара, соответствием описания товара и реально доставленного на дом. Интернет-покупки оцениваются как безопасные, отмечается соблюдение гарантийных и иных обязательств. Все это должно содействовать дальнейшему развитию рынка онлайн-торговли.
Основные выводы
- Предпринимательское сообщество определяет региональный рынок как высококонкурентный. Данная ситуация остается такой на протяжении последних трех лет, хотя, оценивая изменения на рынке, многие предприниматели отмечают возрастание напряженности в условиях ведения бизнеса. Однако, рассматривая характеристики числа конкурентов на рынке, нельзя говорить об увеличении числа игроков. Поэтому речь должна идти, скорее, о том, что предприниматели могут не ощущать стабильности в рыночной ситуации и должны быть готовы к изменениям.
- Меры по улучшению конкурентной ситуации, которые назывались предпринимателями, -это государственное регулирование цен на топливо и ГСМ, развитие конкуренции в целом, улучшение экономической ситуации в стране, повышение уровня жизни населения; также важны антикоррупционные меры и улучшение законодательства.
- Сегодня нельзя сказать, что потребители готовы быть вовлечены в процессы развития
конкуренции на региональных рынках. В их сознании пока нет понимания необходимости регулирования и развития процессов рыночной конкуренции, поскольку те организации федерального и регионального уровня, которые призваны защищать интересы бизнеса и потребителей, не воспринимаются населением как инструменты по развитию конкурентной среды. В представлении потребителей сфера регулирования конкурентных отношений на рынках региона лежит, скорее, в зоне ответственности региональных и местных властей.
- При этом несколько повышен уровень критики работы районных отделов (департаментов) по развитию предпринимательства, районных комитетов по защите прав потребителей и Нижегородской региональной общественной организации по защите прав потребителей.
- Общественные организации федерального уровня, основная деятельность которых связана именно с развитием бизнеса («ОПОРА России», «Деловая Россия»), как и бизнес-сообщество, не воспринимаются населением Нижегородской области как инструменты регулирования конкурентных процессов.
- Одним из механизмов развития конкурентной среды может стать использование потенциала интернет-торговли. Сегодня большинство потребителей Нижегородской области пользуется услугами интернет-магазинов, а высокая удовлетворенность практически всеми аспектами онлайн-торговли и отсутствие значимых барьеров, способных повлечь сокращение сделок онлайн, должны способствовать дальнейшему развитию потенциала товарных рынков и конкуренции в сети Интернет.
- Можно выделить направления развития и повышения активности потребителей. Население готово писать отзывы на различных сайтах о работе компаний. Повышая информированность населения о такой форме действий, созда-
вая площадки с отзывами о компаниях Нижегородской области, рейтингами организаций, можно повысить активность потребителей в этом направлении и, возможно, познакомить с другими формами активности.
Часть потребителей поддерживает такую форму участия, как обращение в органы власти с запросом об информации. Существует некоторое одобрение протестной активности, направленной на недобросовестных продавцов и против повышения цен естественными монополиями.
Список литературы
1. Радаев В.В. Атомизированные действия и социальные связи: основы конкуренции в российской розничной торговле // Мир России. 2009. Т. 18. № 2. С. 50-88.
2. Уайт Х. Рынки и фирмы: размышления о перспективах экономической социологии / Пер. М.С. Доб-ряковой // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 5. С. 33-49.
3. Ивашиненко Н.Н. Изучение процессов конкуренции: анализ сетей взаимодействия предприятий // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 4. С. 54-66.
4. Радаев В.В. Что такое конкуренция // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 16-25.
5. Варызгина А.А., Патокина Н.Н., Теодорович М.Л. Стандарт развития конкуренции - новый политико-управленческий механизм регулирования социального неравенства // Материалы VI Международной научной конференции «Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления». Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 222226.
6. Патокина Н.Н., Теодорович М.Л. Стандарт развития конкуренции на региональном уровне: потенциал снижения социального неравенства // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. В 2 т. Т. 1. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. С. 86-87.
7. Теодорович М.Л., Окшин В.В. Социально-ориентированная конкурентная политика // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2017. № 4(48). С. 98-109.
8. Распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2015 г. № 1738-р «О стандарте развития конкуренции в субъектах РФ». URL: https://base.garant. ru/71179344 (дата обращения: 27.11.2019).
9. Куликова А.В. Удовлетворенность потребителей состоянием конкурентной среды в Нижегородской области // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2016. № 3. С. 96-102.
MECHANISMS FOR COMPETITION DEVELOPMENT IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION:
A SOCIOLOGICAL ANALYSIS
A. V. Kulikova
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
The sociological study of competition is a relatively new area of research. An important stage in the development of studies of competition processes was the formulation of socially oriented competition policy, the basic principles of which are contained in the Standard for the development of competition in the subjects of the Russian Federation. The relevance of this article is that the processes of competition are considered through consumers' perception. The article presents an analysis of the mechanisms for developing a competitive environment: the infrastructure for regulating competition processes in the region, as represented by the government and public organizations. Consumers are considered as active participants of market relations, who could be involved in the development of competition in regional markets. The article presents some findings of the sociological research focused on customers' satisfaction with the state of competitive environment in the region. The study was conducted by the Department of Sociology of Project Activities and Pro-Competitive Regulation at the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, the UNN Center for the Study of Social Systems, the EON Research Center and the Ministry of Economic Development and Competition of the Nizhny Novgorod region. The sample population was 3000 respondents (residents of the Nizhny Novgorod region). A total of 986 entrepreneurs doing their business in the Nizhny Novgorod region were also interviewed.
Keywords: competition, market, customers, entrepreneurs, mechanisms for competition development.