Научная статья на тему 'Взаимодействие правоохранительных органов в целях получения первичной информации по фактам торговли людьми'

Взаимодействие правоохранительных органов в целях получения первичной информации по фактам торговли людьми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ПЕРВИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ / РАБОТОРГОВЛЯ / МИГРАЦИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шамаев Артур Мурадинович

Торговля людьми, наравне с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ являются наиболее опасными формами международной организованной преступности. Также данной категории преступлений характерна высокая степень латентности, что предопределяет необходимость активизации деятельности правоохранительных органов по получению первичной информации, представляющей оперативный интерес и ее максимально быстрой проверке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шамаев Артур Мурадинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION BETWEEN LAW ENFORCEMENT BODIES IN ORDER TO OBTAIN INITIAL INFORMATION ON THE FACTS OF HUMAN TRAFFICKING

Trafficking in human beings, along with trafficking in arms, narcotic drugs and psychotropic substances, is the most dangerous form of international organized crime. Also, this category of crimes is characterized by a high degree of latency, which determines the need to intensify the activities of law enforcement agencies to obtain primary information of operational interest and its fastest possible verification.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие правоохранительных органов в целях получения первичной информации по фактам торговли людьми»

9.9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ФАКТАМ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

Шамаев Артур Мурадинович. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра деятельности органов внутренних дел в особых условиях.

Аннотация: Торговля людьми, наравне с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ являются наиболее опасными формами международной организованной преступности. Также данной категории преступлений характерна высокая степень латентности, что предопределяет необходимость активизации деятельности правоохранительных органов по получению первичной информации, представляющей оперативный интерес и ее максимально быстрой проверке.

Ключевые слова: торговля людьми, первичная информация, оперативные подразделения, противодействие, организованная преступность, незаконный оборот, взаимодействие, трансплантация органов, работорговля, миграция, оперативно-розыскная деятельность.

THE INTERACTION BETWEEN LAW ENFORCEMENT BODIES IN ORDER TO OBTAIN INITIAL INFORMATION ON THE FACTS OF HUMAN TRAFFICKING

Shamaev Artur Muradinovich. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: internal Affairs' activities in the special conditions.

Annotation: Trafficking in human beings, along with trafficking in arms, narcotic drugs and psychotropic substances, is the most dangerous form of international organized crime. Also, this category of crimes is characterized by a high degree of latency, which determines the need to intensify the activities of law enforcement agencies to obtain primary information of operational interest and its fastest possible verification.

Keywords: trafficking in persons, the primary information, operational units, and combating, organized crime, trafficking, interaction, organ transplantation, trafficking, migration, operational-search activity.

Торговля людьми, наравне с торговлей оружием и наркотическими средствами, а также с различными видами террористических проявлений, является одним из направлений противоправной деятельности организованных преступных групп [1, стр. 123]. Актуальность необходимости повышения уровня противодействия данной категории преступлений признана мировым сообществом.

При этом следует отметить, что в виду своей специфичности, данной категории преступлений характерен высокий уровень латентности. Сей факт обозначает необходимость активизации работы, особенно ее оперативной составляющей, по выявлению первичной информации о противоправной деятельности организованных групп, занимающихся торговлей людьми. В этом направлении основная нагрузка ложится на оперативные подразделения, действующие в соответст-

вии с зональным принципом оперативного обслуживания территории [2, стр.510]. Поэтому необходимым условием результативного оперативного поиска фактов подготовки и совершения торговли людьми, а также лиц, их замышляющих, подготавливающих, совершающих и совершивших, является организация взаимодействия оперативных подразделений, специализирующихся на борьбе с указанными преступлениями, с другими оперативными подразделениями и службами органов внутренних дел.

Так, оперативно-технические и оперативно-поисковые подразделения органов внутренних дел в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий могут выявлять факты совершения торговли людьми и лиц, занимающихся указанной преступной деятельностью. Специфическим субъектом выявления торговли людьми являются специализированные подразделения по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, имеющие возможность отслеживать Интернет-сайты с целью выявления фирм, занимающихся торговлей людьми через мировую компьютерную сеть [3, стр. 141].

Для выявления случаев торговли людьми в целях эксплуатации рабского труда целесообразно использовать возможности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, которые имеют весьма полезный в данном случае опыт выявления теневых экономических объектов и структур. Здесь может оказаться эффективным сотрудничество с торговой инспекцией при проведении проверок на торговых точках, поскольку имеются факты незаконного лишения свободы и использования рабского труда жертв торговли людьми для выполнения работы в качестве грузчиков на складах и в других подсобных помещениях магазинов и рынков. При выявлении фактов торговли поддельным или контрафактным товаром следует иметь в виду, что зачастую он производится на подпольных предприятиях с использованием рабского труда [4, стр. 213].

Таким образом, каждое из ведомств, являющихся субъектами оперативно-розыскной деятельности, осуществляя поисковую работу в пределах своей компетенции, в той или иной мере может обладать информацией, касающейся деятельности преступных групп, занимающихся торговлей людьми. Этот факт обусловливает необходимость организации своевременного и качественного обмена оперативно значимой информацией между субъектами оперативно-розыскной деятельности [5, стр. 76].

Также необходимо учитывать, что представляющая оперативный интерес информация может быть получена от сотрудников других служб органов внутренних дел (инспекторов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, следователей и т.д.), к которым она поступает в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей.

В этой связи целесообразно регулярно проводить совместные совещания участковых уполномоченных, инспекторов по делам несовершеннолетних и сотрудников оперативных подразделений по обмену имеющейся информацией, представляющей оперативный интерес в сфере борьбы с торговлей людьми, для координации совместных действий в данном направлении.

В целях выявления фактов торговли людьми сотрудникам оперативных подразделений органов внутренних дел целесообразно взаимодействовать с подразделениями миграционной службы, обладающей до-

3'2018

Пробелы в российском законодательстве

вольно широким объемом полномочий в сфере миграционной политики. Среди них:

1) осуществление лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан страны за ее пределами;

2) контроль за этой деятельностью;

3) осуществление оформления и выдачи подтверждений на право трудовой деятельности иностранных граждан на территории страны и контроль за целевым использованием иностранной рабочей силы;

4) проведение проверок организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и иных физических лиц в части привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории страны;

5) осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан страны за ее пределами;

6) проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по миграционным вопросам.

В целях повышения эффективности оперативного поиска преступных групп, специализирующихся на торговле людьми, необходимо наладить своевременное поступление и анализ информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес. При этом необходимо помнить, что координирующая роль в организации обмена информацией между указанными службами должна принадлежать сотруднику специализированного подразделения по борьбе с торговлей людьми.

Выявление фактов торговли людьми в целях использования рабского труда имеет свои особенности. Это связано с тем, что:

- деятельность, связанная с трудоустройством граждан носит, в основном, легальный характер;

- связь вербовщика (продавца) и покупателя достаточно сложно доказать поскольку она, как правило, носит разовый характер;

- указанную преступную деятельность сложно доказать, потому что в случае использования рабского труда в легальной сфере производства, строительства и услуг, преступниками создается видимость соблюдения условий труда и оплаты; случаи же использования рабского труда в подпольном производстве в силу противоправности указанной деятельности хорошо законспирированы [6, стр.101].

Исходя из вышесказанного, следует признать, что рассматриваемый вид торговли людьми наиболее ла-тентен.

Информацию о торговле людьми в целях изъятия органов или тканей можно получить путем мониторинга средств массовой информации и сети Интернет, от негласных источников, имеющих доступ к медицинским учреждениям, осуществляющим операции по пересадке органов и тканей человека.

Сложность в выявлении подобного вида торговли людьми связана с тем, что изъятие и пересадка органов и тканей производится в специальных медицинских учреждениях, доступ посторонних лиц в которые крайне ограничен. Это создает трудности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и раскрытию торговли людьми. Кроме того, преступная деятельность данного вида ведется в условиях конспирации с созданием видимости соблюдения юридических формальностей.

Однако прежде чем принять предусмотренное законом или ведомственными нормативными актами решение о реализации полученной информации и тем самым создать материальные предпосылки для реше-

ния основных задач борьбы с преступностью, оперативный сотрудник должен убедиться в том, что полученные первичные сведения являются реальным отражением объективной действительности. Данное обстоятельство предопределяет необходимость их дальнейшей проверки.

С целью уточнения, конкретизации первичной информации следует провести необходимые оперативно-розыскные мероприятия. Направления их осуществления по проверке выявленных первичных сведений, представляющих оперативный интерес, весьма разнообразны и зависят от тех конкретных обстоятельств, которые содержатся в полученной информации. Как правило, они заключаются в проверке обстоятельств получения негласным сотрудником данной информации, в необходимых случаях проверку самого источника, а также в получение и закрепление дополнительной информации, позволяющей подтвердить либо опровергнуть первичные сведения.

Хотелось бы отметить, что получение первичной информации и ее последующая проверка должны осуществляться в максимально короткие сроки, поскольку торговля людьми представляет собой один из наиболее жестоких и циничных видов организованной преступной деятельности, характеризующийся не только проявлением насилия, но и нарушением прав и свобод человека и гражданина. Жертвами этих преступлений становятся, прежде всего, наиболее уязвимые и слабо защищенные категории населения - несовершеннолетние и женщины, которые путем обмана или насилия вывозятся из страны и принуждаются к занятиям проституцией или рабскому труду.

Также, хотелось бы отметить, что работорговля, являясь одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности, привлекла внимание террористических групп, а также организованных преступных группировок, осуществляющих в последующем финансирование различных террористических акций и экстремистских проявлений [7, стр. 100]. Работа по противодействию торговле людьми должна осуществляться консолидировано всем мировым сообществом, особенно правоохранительными органами различных государств. Имея характерную черту транснациональности, работорговля предполагает необходимость тесного взаимодействия, особенно оперативных подразделений всех государств, в том числе в предоставлении первичной информации, проверка которой возможна только на территории другого государства.

Список литературы:

1. Коркмазов А.В. Понятие «Терроризм» и основные принципы противодействия терроризму в России и зарубежных странах // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3. С. 123-124.

2. Тарчоков Б.А. Процесс познания как основа оперативно-розыскной деятельности // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. №3(5). С. 510.

3. Шамаев А.М. Особенности взаимодействия следователя и оперативных служб при расследовании преступлений террористического характера // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 140142.

4. Гаужаева В.А. Особенности формирования и фиксации мысленного образа лица, совершившего преступление со слов потерпевшего // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №2. С.212-214.

5. Шамаев А.М. Взаимодействие следователя с оперативными службами в ходе расследования преступлений террористического характера // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. №3. С. 72-77.

6. Нагоева М.А. Изучение способов получения данных о личности преступника при расследовании преступлений (на примере образовательных организаций МВД России) // Социально-политические науки. 2017. №3. С.99-101.

7. Коркмазов А.В. Основные принципы противодействия терроризму в России и зарубежных странах // Евразийский юридический журнал. 2017. №8 (111). С.99-100.

8. Берова Д.М. Расследование киберпреступлений. Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 2. С. 173-175.

Рецензия

на статью «Взаимодействие правоохранительных органов в целях получения первичной информации по фактам торговли людьми», подготовленную старшим преподавателем кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России А.М. Шамаевым

Тема, раскрываемая в статье, несомненно, является актуальной для современного общества. Торговля людьми, наравне с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ являются наиболее опасными формами международной организованной преступности. Также данной категории преступлений характерна высокая степень латентности, что предопределяет необходимость активизации деятельности правоохранительных органов по получению первичной информации, представляющей оперативный интерес и ее максимально быстрой проверке.

Материал в статье изложен в логической последовательности,

грамотным языком и может представлять интерес для читателей, занимающихся научной деятельностью в данной сфере. Приводимые в статье теоретические положения убедительно обоснованы, что говорит о высоком научном уровне работы. В целом содержание статьи представляется актуальным.

Статья соответствует всем требованиям и может быть опубликована в открытой печати.

Доцент кафедры специально-технической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции В.А.Гаужаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.