УДК 343.985.7 Б01: 10.24412/2071-6184-2022-2-125-132
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Д.С. Кудрявцев
Характеризуются правовые, организационные и тактические аспекты взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в целях пресечения, раскрытия и расследования преступлений в современных условиях цифровизации жизнедеятельности общества и функционирования государства. Делается акцент на необходимости обеспечения своевременного доступа граждан к информации, ее достоверности и непротиворечивости. Анализируются возможности использования новых социальных медиа в интересах правоохранительных органов и направления развития существующих в этом отношении подходов. Обозначаются основные проблемы выстраивания взаимодействия правоохранительных органов с интернет-СМИ. Обращается внимание на противоречия между быстро прогрессирующим смещением сферы информационной осведомленности в интернет-пространство и неготовностью правоохранительных органов динамично приспосабливаться к взаимодействию с новыми формами средств массовой информации. Характеризуется специфика взаимодействия органов внутренних дел Республики Беларусь со средствами массовой информации в ситуациях, связанных с пресечением, раскрытием и расследованием действий, нарушающих общественный порядок. Приводятся наиболее часто встречающиеся способы распространения недостоверной или умышленно искаженной информации о деятельности правоохранительных органов, предлагаются актуальные направления совершенствования взаимодействия в информационной сфере.
Ключевые слова: взаимодействие, нарушение общественного порядка, средства массовой информации, правоохранительные органы, раскрытие и расследование преступлений.
Действия, связанные с нарушением общественного порядка, всегда и в любой стране представляют повышенную опасность не только для отдельно взятого гражданина, но и для всего общества. Они могут проявляться в воспрепятствовании нормальной деятельности государственных структур (органов власти, объектов социального назначения, медицинских учреждений и т.п.), в причинении экономического ущерба субъектам хозяйствования, что в конечном итоге негативно отражается на благосостоянии населения. Практически всегда нарушения общественного порядка сопряжены с неповиновением правоохранительным органам, влекущим возбуждение уголовных дел.
Наглядным примером выступают захлестнувшие в последнее время весь мир несанкционированные акции протеста, вызванные политическими
событиями, провокациями деструктивных сил, эпидемиологической обстановкой. В результате таких акций повреждаются здания и сооружения, десятки автомобилей, блокируются или приводятся в негодность транспортные коммуникации.
В новейшей истории совершение действий, посягающих на общественные безопасность, порядок или нравственность, практически не были свойственны Республике Беларусь. Так, например, с 2010 по 2019 гг. за преступление, предусмотренное статьей 342 Уголовного кодекса Республики Беларусь («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них»), было возбуждено лишь два уголовных дела, а в 2020 году - уже 51! Причиной обострения криминогенной ситуации в этом отношении стали прошедшие в августе 2020 года выборы Президента Республики Беларусь, по результатам которых отдельные радикально настроенные лица и группировки выражали свое несогласие путем воспрепятствования работе учреждений, организаций, предприятий, движению транспорта, оказания неповиновения правоохранительным органам, обеспечивающим охрану общественного порядка.
Каждый факт конфронтации оппозиционных сил с представителями власти, в том числе с сотрудниками органов внутренних дел (далее - ОВД), вызывает повышенный интерес общественности, и как следствие, - порождает активное освещение в средствах массовой информации (далее - СМИ), в первую очередь - негосударственных и зарубежных. При этом, как показывает практика, работа последних не всегда строится на принципах объективности, достоверности и соблюдения норм журналистской этики. Нередко ими заведомо искажаются определенные сведения, распространяется не соответствующая действительности информация о деятельности ОВД. Причин тому, на наш взгляд, несколько: материального характера - финансирование деструктивными силами и конкурентного - повышение рейтинга СМИ за счет распространения «горячей» информации, когда не так важна достоверность, как скорость освещения событий.
Для недопущения распространения недостоверной информации о деятельности сотрудников, осуществляющих борьбу с преступностью, правоохранительные органы вынуждены предпринимать соответствующие меры, в числе которых - поиск новых форм и способов взаимодействия со СМИ.
Установление и развитие связей между субъектами раскрытия и расследования преступлений и журналистским сообществом является общемировой практикой, практически все правоохранительные органы имеют в своем составе соответствующие подразделения. Но важно то, что, например, в США они строго следят за соблюдением журналистами инструкций, регламентирующих порядок и пределы их участия в мероприятиях, проводимых полицией, включая обмен информацией о расследуемом
преступлении. Несмотря на декларирование в Германии принципов свободы слова и печати, в отдельных случаях предоставление журналистам информации, касающейся деятельности органов уголовного преследования и суда, в частности, способной привести к срыву судебного процесса, разглашению сведений, касающихся служебной деятельности полиции, частной жизни представителя правопорядка, может быть ограничено или вовсе запрещено [1, с. 43-44].
В Республике Беларусь правовую основу взаимодействия ОВД со СМИ составляют Конституция страны, законы «О средствах массовой информации», «Об органах внутренних дел», иные нормативно-правовые акты. Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, способной причинить ущерб национальным интересам страны, является одним из основных источников угроз для Республики Беларусь в информационной сфере.
Так, статья 34 Конституции Республики Беларусь закрепляет право каждого человека на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации, в том числе, о деятельности госорганов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Широкий спектр норм, регулирующих вопросы взаимодействия ОВД со СМИ, содержится в законах Республики Беларусь «О средствах массовой информации» и «Об органах внутренних дел», регламентирующих, что любой государственный орган вправе различными способами представлять СМИ сведения о своей деятельности. ОВД в пределах, определяемых законодательством, информируют СМИ о состоянии общественного порядка и мерах по его обеспечению. В то же время, не подлежат разглашению сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию, относящиеся к личной жизни человека.
Термин «взаимодействие» обозначает взаимную связь двух явлений, взаимную поддержку. В философском значении взаимодействие рассматривается как форма влияния друг на друга двух и более объектов или явлений, в котором обеспечивается согласованность и единство функционирования отдельных ее элементов в процессе достижения общих целей. Соответственно, можно сделать вывод о том, что взаимодействие означает касающуюся обеих сторон, взаимозаинтересованную, взаимосвязанную деятельность, осуществляемую с помощью взаимной поддержки.
Взаимодействию правоохранительных органов со СМИ посвящено немало научных трудов российских и белорусских ученых: Г.Н. Горшенкова,
A.Ю. Головина, Е.С. Дубоносова, А.М. Ишина, И.В. Козелецкого, В.В. Коляго,
B.Н. Лопатина, Е.Н. Мисуна, Ю.А. Потапова и других.
Например, Н.И. Кулагин отмечает, что размещение информации в печати, выступления на телевидении являются мерами, совместимыми с работой
следователя, не противоречащими уголовно-процессуальному закону [2, с. 6]. М.Ю. Кержнер говорит о СМИ как о средстве социального управления, поскольку, по его мнению, им в определенной мере свойственны признаки любого института управления [3, с. 22]. Основу любого взаимодействия, осуществляемого в сфере борьбы с преступностью, в том числе по линии СМИ, составляет совершение совместных, а не только согласованных по месту, времени и целям действий. При этом взаимодействию присущи такие признаки как двусторонность при сотрудничестве и встречная информационная активность в целях решения поставленных задач [4; 5].
В Республике Беларусь медиасфера состоит не только из официально зарегистрированных печатных и электронных СМИ, но и из ставших популярными так называемых интернет-блогов, телеграмм-каналов и обозревателей, «ютьюберов» и т.д. Нередко указанные источники информации преследуют единственную цель - пробудить интерес публики к своему «творчеству», используя для этого провокации, преувеличения, шок-контент. В погоне за рейтингом такие интернет-СМИ излагают факты в искаженном виде или осуществляют их подмену. Такие информационные «вбросы» направлены на расшатывание ситуации в стране, подрыв экономических и социальных основ, формирование у граждан убежденности о неспособности государства обеспечить защиту общества и сохранить суверенитет страны. Наглядно это можно было наблюдать на протяжении избирательной кампании 2020 года, когда информацию о работе правоохранительных органов активно и неправдоподобно транслировали антигосударственные телеграмм-каналы.
В связи с тем, что Интернет позволяет в кратчайшие сроки, без значительных материальных затрат анонимно сформировать деструктивные группы, а затем контролировать и управлять ими, организаторы действий по дестабилизации общественно-политической обстановки активно используют в этих целях различные мессенджеры. Благодаря этому в августе-октябре 2020 года координаторам протестных акций в Республике Беларусь, в том числе находящимся за границей, удалось вовлечь в антигосударственные мероприятия тысячи участников.
Отсутствие на тот момент в законодательстве Республики Беларусь норм, предусматривающих ответственность за совершение подобных действий, привело к тому, что призывы к участию в несанкционированных массовых мероприятиях стали носить системный характер. В мае 2021 года в Уголовный кодекс Республики Беларусь была внесена норма об ответственности за публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования, а также за вовлечение в них.
Результативность расследования действий, связанных с нарушением общественного порядка, на наш взгляд, во многом зависит от реализации следующих организационных и тактических мер, реализуемых в тесном взаимодействии со СМИ:
1) незамедлительность отображения событий и реагирования на сведения, негативно характеризующие работу правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью.
Роль пресс-службы профильных министерств и ведомств в таких случаях, в первую очередь Следственного комитета Республики Беларусь и МВД РБ, состоит в опровержении не соответствующих действительности сведений и достоверном освещении. В решении этой задачи может способствовать создание и расширение сети собственных телеграмм-каналов, активно и своевременно размещающих актуальную информацию.
В связи с тем, что материалы, содержащие недостоверную, нередко негативную информацию о работе правоохранительных органов, расследующих действия, связанные с нарушением общественного порядка, быстро тиражируются и распространяются в сети Интернет, задача пресс-службы органов внутренних дел заключается в том, чтобы первой дать комментарии произошедшим событиям, то есть сработать на упреждение. Именно поэтому подготовка видеоматериалов по интересующим событиям начинается уже на местах происшествий, осуществляется в режиме онлайн.
Примером является телеграмм-канал МВД Республики Беларусь, в котором публикации и видеосюжеты событий транслируются уже спустя час после съемок. В дальнейшем такие материалы в течение нескольких часов передаются государственным СМИ для демонстрации по телевидению и размещения в Интернете. Такая оперативность способствует пресечению домыслов и исключению искажений достоверных фактов;
2) сопровождение текстовой информации фото или видеоматериалами.
Нередко для привлечения внимания аудитории отдельными
обозревателями, интернет-блогерами изготавливаются заведомо фейковые материалы, для подготовки которых широко используются специальные программы, позволяющие в считанные минуты смонтировать нужный сюжет. Примерами таковых могут являться: размещение фотографий с изображением на государственных и общественных учреждениях или иных объектах запрещенной символики или антигосударственных надписей (изображений бело-красно-белого флага, лозунгов и т.п.), зачастую сами так называемые журналисты раскрашивают или расписывают фасады зданий, сооружений, транспортной инфраструктуры и т.п.
Подобные материалы характеризуются такими признаками как:
а) доминирование визуальной информации над текстовой;
б) преждевременные оценки событий и фактов;
в) наличие заголовков, искажающих содержание;
г) наличие негативных комментариев;
д) отсутствие сопоставления с официальной версией событий [6,
с. 30].
Задача правоохранительных органов, наряду с установлением виновных лиц, также заключается в принятии мер, доказывающих несостоятельность
таких материалов, донесении до аудитории объективной, соответствующей действительности информации. Наиболее эффективна в этой связи демонстрация фото- и видеосюжетов об объектах в той обстановке, в которой они на самом деле находились;
3) специфика подготовки информации для передачи посредством СМИ, обязательность и легкая доступность обратной связи.
Справедливо отмечено И.В. Тишутиной, что при подготовке информации для передачи ее посредством СМИ необходимо учитывать такие факторы как: четкость и ясность; доступность и понятность языка сообщения; краткость, но максимальная содержательность; недопустимость размещения сведений, которые могут вызвать панику и страх [7, с. 99].
Важным аспектом является также наличие работающей эффективной обратной связи: указать адреса, аккаунты соцсетей, номера телефонов, по которым граждане, располагающие какой-либо информацией о подготовке, совершении, сокрытии преступления могут сообщить в правоохранительные органы. [8, с. 31]
Динамично организована работа по установлению обратной связи с населением в ряде зарубежных стран. Так, за предоставление информации, способствующей установлению местонахождения лица, подозреваемого в совершении преступления, очевидцев события и иных обстоятельств, в ряде случаев предусмотрено денежное вознаграждение. В этом отношении следует рассмотреть возможность использования подобного положительного опыта в интересах расследования [9, с. 21].
4) привлечение к работе пресс-службы профильных министерств и ведомств представителей СМИ.
Для подготовки материалов, касающихся отдельных обстоятельств расследования действий, связанных с нарушением общественного порядка, а также оперативного обмена информацией с телеканалами целесообразно привлекать журналистов, в том числе посредством организации с их участием совместных выездов на места происшествий.
Как показывает практика, в рамках взаимодействия правоохранительных органов со СМИ по освещению событий, связанных с расследованием нарушений общественного порядка, целесообразно, чтобы работу представителей всех СМИ координировал один сотрудник пресс-службы ведомства [10, с. 21]. Во-первых, это позволяет формулировать единообразные, выверенные комментарии по одним и тем же фактам, во-вторых, обеспечивает четкую структуру коммуникации, что повышает оперативность обмена информацией [11, с. 46].
Подводя итог вышеизложенному, подчеркнем, что стратегическая цель взаимодействия субъектов раскрытия и расследования действий, связанных с нарушением общественного порядка, со СМИ - формирование доверия граждан к правоохранительным органам и уверенности в эффективности их работы и обеспечении защиты общества и государства. Она обеспечивается
посредством достижения следующих тактических целей: 1) формирование позитивного общественного мнения о работе представителей правопорядка, 2) обеспечения поддержи населения при решении возложенных на правоохранительные органы задач по предназначению.
Основными задачами взаимодействия в таких случаях являются обеспечение объективного освещения событий и подачи достоверной информации об обстоятельствах произошедшего, недопущение вовлечения в противоправную деятельность новых участников. Для их решения используется совокупность правовых, организационных и тактических мер, в числе которых неотложность реагирования на размещенную информацию, опровержение любых недостоверных или необъективных сведений, касающихся деятельности правоохранительных органов, наступательность, привлечение к проводимым мероприятиям представителей СМИ.
Список литературы
1. Ростов В.Н. Взаимодействие следователя и органа дознания с пресс -службой УВД и средствами массовой информации при расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. 249 с.
2. Кулагин Н.И. Использование органами следствия средств массовой информации. Волгоград: НИО РИО ВСШ МВД СССР, 1971. 95 с.
3. Кержнер М.Ю. Профилактика правонарушений средствами массовой информации. Ташкент: Изд-во Ташк. ВШ МВД СССР, 1975. 82 с.
4. Волынский А.Ф. Мифы и предубеждения как барьеры на пути совершенствования организации расследования преступлений // Современное уголовно-процессуальное право России: уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования: сб. материалов междунар. конф. к 60-летию д-ра юрид. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.В. Николюка. Орел, 2016. С. 99-107.
5. Матюк А.В. Взаимодействие следователя Следственного комитета Республики Беларусь с органом дознания при раскрытии и расследовании преступлений против порядка осуществления экономической деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М.: МосУ МВД РФ имени В.Я. Кикотя, 2019. 195 с.
6. Говрова М.В. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации в ходе обеспечения общественного порядка // Законность и правопорядок. 2021. № 1 (57). С. 104-111.
7. Тишутина И.В. Первоначальный этап раскрытия и расследования бандитизма: дис. ... канд. юрид. наук. М.: МосУ МВД РФ, 2003. 245 с.
8. Тишутина И.В. Организационные и тактические аспекты взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2021. № 3. С. 27-34.
9. Criminal Justice newsletter. An independent report on criminal justice. Washington, 1993. № 15. P. 20-29.
10. Бурдин К.И. Социологические и организационно-правовые аспекты взаимодействия руководителя органа внутренних дел с общественными объединениями сотрудников: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Академия МВД РФ, 1997. 24 с.
11. Наумкин Ю.В. Взаимодействие органов внутренних дел с учреждениями массовой информации в борьбе с преступностью. Ташкент: Изд-во Ташк. ВШ МВД СССР, 1990. 92 с.
Кудрявцев Дмитрий Сергеевич, канд. юрид. наук, начальник отдела, dima_cop@,mail. ru, Республика Беларусь, Минск, ГУВД Минского горисполкома
INTERACTION OF LA W ENFORCEMENT AGENCIES WITH MASS MEDIA IN THE INVESTIGA TION OF CRIMES RELA TED TO THE VIOLA TION OF PUBLIC ORDER: ORGANIZATIONAL AND TACTICAL ASPECTS
D.S. Kudryavtsev
The article characterizes the legal, organizational and tactical aspects of the interaction of the internal affairs bodies with the media in order to suppress, disclose and investigate crimes, in modern conditions of digitalization of the life of society and the functioning of the state. Emphasis is placed on the need to ensure timely access of citizens to information, its reliability and consistency. The possibilities of using new social media in the interests of law enforcement agencies and the development of existing approaches in this regard are analyzed. The main problems of building the interaction of law enforcement agencies with online media are indicated. Attention is drawn to the contradictions between the rapidly progressive shift in the sphere of information awareness to the Internet space and the unwillingness of law enforcement agencies to dynamically adapt to interaction with new forms of mass media. Characterized by the specifics of the interaction of the internal affairs bodies of the Republic of Belarus with the media in situations related to the suppression, disclosure and investigation of actions that violate public order. The most common ways of disseminating false or deliberately distorted information about the activities of law enforcement agencies are given, topical directions for improving interaction in the information sphere are proposed.
Key words: interaction, violation of public order, mass media, law enforcement agencies, fight against crime.
Kudryavtsev Dmitry Sergeevich, Cand. of Legal Sае., Head of the Department, dima_cop@mail. ru, Republic of Belarus, Minsk, Minsk City Executive Committee police Department